Легкие танки Австрии

Burstyn Motorgeschuetz Проект легкого танка

Боевая машина, спроектированная обер-лейтенантом австро-венгерской армии Гюнтером Бурштыном (Gunter Burstyn), вполне могла стать первым в мире полноценным танком. В октябре 1911 г. Бурштын представил Военному Министерству модель гусеничной бронированной машины на шасси трактора фирмы Holt, названной им Motorgeschuetz. Вооружение Motorgeschuetz состояло из одной пушки калибром 30-40 мм, которая устанавливалась в башне с почти круговым сектором обстрела. Согласно расчетам будущий танк должен был быть 3,5 м в длину, 1,9 м в ширину, его 60-сильный двигатель от грузового автомобиля должен был обеспечивать скорость 29 км/ч по дороге и 8 км/ч по пересеченной местности. Конструкция предусматривала наличие четырех вспомогательных колес вынесенных на подъемных балках впереди и позади танка. Это должно было не только помогать танку преодолевать окопы и траншеи, но и обеспечить ему столь небывалую скорость на дороге - танк приподнимался на балках, задние колеса были ведущими, а передние - поворотными! Конструктор видел задачи своего танка в поддержке наступающей пехоты и для подавления пулеметных и даже артиллерийских позиций противника. Нельзя сказать, что проект Бурштына совсем не заинтересовал военное министерство, ведь он сочетал в себе преимущества и танка, и бронеавтомобиля. Но какой-либо острой необходимости в такой боевой машине, существовавшей исключительно на бумаге, командование вооруженными силами двуединой монархии тоже не испытывало. Поэтому изобретателю было предложено построить опытный образец совместно с какой-нибудь коммерческой фирмой. Одновременно военной министерство решило прекратить какое-либо финансирование этого проекта. Гюнтер Бурштын абсолютно не имел никаких связей с промышленными воротилами империи и королевства и поэтому с радостью откликнулся на предложение представить проект прусскому военному министерству. Но и то дало отрицательный ответ, даже не смотря на положительную оценку, опубликованную в одном из германских военных обозрений.
На этом злоключения обер-лейтенанта не прекратились - ему отказали в выдачи патента, так как он нарушал уже запатентованное шасси сельскохозяйственного трактора. Но в конце-концов сначала 28 февраля 1912 года он получил германский патент No. Zl. 252 815 DRP, а потом и 25 апреля - австрийский No. 53248. Более никогда конструктор не поднимал вопроса о строительстве своего танка, так и оставив его только на бумаге. Ирония судьбы - выдача германского патента стала предлогом для того, чтобы немцы начали отсчет отечественного танкостроения именно с Гюнтера Бурштына.