Легкие танки Австрии
Burstyn Motorgeschuetz Проект легкого танка
Боевая машина, спроектированная обер-лейтенантом австро-венгерской армии
Гюнтером Бурштыном (Gunter Burstyn), вполне могла стать первым в мире
полноценным танком. В октябре 1911 г. Бурштын представил Военному
Министерству модель гусеничной бронированной машины на шасси трактора
фирмы Holt, названной им Motorgeschuetz. Вооружение Motorgeschuetz
состояло из одной пушки калибром 30-40 мм, которая устанавливалась в
башне с почти круговым сектором обстрела. Согласно расчетам будущий танк
должен был быть 3,5 м в длину, 1,9 м в ширину, его 60-сильный двигатель
от грузового автомобиля должен был обеспечивать скорость 29 км/ч по
дороге и 8 км/ч по пересеченной местности. Конструкция предусматривала
наличие четырех вспомогательных колес вынесенных на подъемных балках
впереди и позади танка. Это должно было не только помогать танку
преодолевать окопы и траншеи, но и обеспечить ему столь небывалую
скорость на дороге - танк приподнимался на балках, задние колеса были
ведущими, а передние - поворотными! Конструктор видел задачи своего
танка в поддержке наступающей пехоты и для подавления пулеметных и даже
артиллерийских позиций противника. Нельзя сказать, что проект Бурштына
совсем не заинтересовал военное министерство, ведь он сочетал в себе
преимущества и танка, и бронеавтомобиля. Но какой-либо острой
необходимости в такой боевой машине, существовавшей исключительно на
бумаге, командование вооруженными силами двуединой монархии тоже не
испытывало. Поэтому изобретателю было предложено построить опытный
образец совместно с какой-нибудь коммерческой фирмой. Одновременно
военной министерство решило прекратить какое-либо финансирование этого
проекта. Гюнтер Бурштын абсолютно не имел никаких связей с промышленными
воротилами империи и королевства и поэтому с радостью откликнулся на
предложение представить проект прусскому военному министерству. Но и то
дало отрицательный ответ, даже не смотря на положительную оценку,
опубликованную в одном из германских военных обозрений.
На этом злоключения обер-лейтенанта не прекратились - ему отказали в
выдачи патента, так как он нарушал уже запатентованное шасси
сельскохозяйственного трактора. Но в конце-концов сначала 28 февраля
1912 года он получил германский патент No. Zl. 252 815 DRP, а потом и 25
апреля - австрийский No. 53248. Более никогда конструктор не поднимал
вопроса о строительстве своего танка, так и оставив его только на
бумаге. Ирония судьбы - выдача германского патента стала предлогом для
того, чтобы немцы начали отсчет отечественного танкостроения именно с
Гюнтера Бурштына. |