Бронеавтомобили Австрии

Austro-Daimler Panzerwagen Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Austro-Daimler Panzerwagen Начало проектирования: 1904 г. Дата постройки первого прототипа: 1905 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр.

Практически одновременно с постройкой российского бронеавтомобиля конструкции Накашидзе, построенного во Франции фирмой Charron, в Австро-Венгерской Империи начались работы по проектированию собственной бронированной машины. Инициатором его создания был Пауль Даймлер – сын известного промышленника и главного инженера фирмы Osterreichisches Daimler Motoren AG Готлиба Даймлера, который предложил более чем оригинальный проект.

Предполагая, что бронемашина будет передвигаться не только по грунтовым дорогам, но и по мягкому грунту, Даймлер выбрал полноприводное (4х4) шасси и 35-сильный бензиновый двигатель собственной фирмы. Этот шаг позволил бы заметно повысить ходовые качества машины, нагруженной бронёй и вооружением.

Корпус собирался при помощи клёпки из нескольких секций, причем часть бронелистов имела характерно изогнутые формы, что придавало бронеавтомобилю очень “эстетический” вид и одновременно способствовало лучшей пулестойкости. Толщина броневых листов корпуса составляла от 3 до 3,5 мм. В любом случае оно являлось противопульным и защищало от винтовочного и пулеметного огня на дистанциях до 100 метров.

Поскольку обзор за окружающей обстановкой в боевом положении велся только через два небольших лючка в лобовом листе, видимость была сильно ограниченной. Чтобы избавиться от этого недостатка Даймлер оборудовал машину специальным механическим устройством, поднимавшем сидения водителя и его помощника на 12 дюймов (30,5 см) – дополнительно в крыше был вырезан прямоугольный люк и оба члена экипажа получали, таким образом, намного лучший сектор обзора. Нестандартный подход проявил Даймлер и к установке вооружения. Единственный 7,62-мм пулемет типа Maxim устанавливался в башне куполообразной формы с толщиной бронелистов 4 мм – стрельба из него велась через вырез в передней части.

Постройка бронеавтомобиля, называемого сейчас Austro-Daimler Panzerwagen (или сокращенно Austro-Daimler PzWg) завершилась в 1905 году. Спустя некоторое время его впервые продемонстрировали на маневрах немецкой армии, а в 1906 году Austro-Daimler участвовал в маневрах австро-венгерской армии. Хотя машина показала весьма неплохие характеристики, отношение к нему со стороны военного руководства обеих стран было более чем скептическим. Предпочтение тогда отдавалось кавалерии и артиллерии, которые, как полагалось, могли взломать любую оборону противника. Кроме того, Austro-Daimler Panzerwagen не понравился австро-венгерскому императору ещё и тем, что издавал сильный шум при работающем двигателе, распугивая этим лошадей. Попытка Даймлера доработать бронеавтомобиль путем установки двух пулеметов (модель 1906 года) в башне кположительному результату не привела.

Генеральный штаб был по прежнему уверен, что бронированные машины армии не нужны и поэтому вопрос о серийной постройке Austro-Daimler PzWg (а первоначально предполагалось постройить небольшую партию из 6 бронеавтомобилей) не поднимался. Столь недальновидный впоследствии обошелся Астро-Венгрии очень дорого, поскольку в Первую Мировой войну эта страна вступила не имея ни одной бронемашины вообще.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Austro-Daimler Panzerwagen образца 1906 г.

БОЕВАЯ МАССА ~3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4100
Ширина, мм 2100
Высота, мм 2700
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,71-мм пулемет Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 3,5 мм борт корпуса — 3,5 мм корма корпуса — 3,5 мм башня — 4 мм крыша — 3 мм днище — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬ Daimler, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения мощностью 30—35 л.с. при 1050 об./мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП и демультипликат
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4; колеса односкатные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 24-25 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

7.7cm BAK L/30 \ Panzerkampfwagen Ehrhardt M1906 Зенитный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Panzerkampfwagen Ehrhardt M1906, 7.7cm BAK L/30 Начало проектирования: 1906 г. Дата постройки первого прототипа: 1906 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр.

В 1906 году австрийскими инженерами филиала фирмы Ehrhardt был разработан первый в мире зенитный бронеавтомобиль. В качестве основы было использовано шасси легкого грузового автомобиля с колесной формулой 4х2. Ходовая часть имела передние управляемые колёса и цепной привод на колёса заднего моста. Подвеска была реализована через листовые полуэллиптические рессоры на обоих мостах. Машина оснащалась 50-сильным бензиновым двигателем Ehrhardt, что обеспечивало скорость по хорошим дорогам до 45 км\ч.

Оригинально был разработан корпус, который собирался из листов никелевой стали толщиной всего 3 мм (по другим данным — 5 мм). На крыше корпуса устанавливалась небольшая одноместная башня. Вооружение бронемашины состояло из короткоствольной 50-мм зенитной пушкой Rheinmetall 50mm BaK M1906. Максимальный угол возвышения составлял 70°, минимальный -5&deg.; Зенитный снаряд мог “забрасываться” на высоту до 7800 метров, что было запредельной величиной для всех самолётов и аэростатов того времени. Наведение по горизонтали ограничивалось надстройкой в кормовой части корпуса и составило всего по 30° в обе стороны. Боекомплект, включавший 100 выстрелов, укладывался в специальных ящиках внутри корпуса. Полный экипаж состоял из 5 человек: водитель, помощник водителя и три артиллериста.

Об испытаниях и применении зенитного бронеавтомобиля Panzerkampfwagen Ehrhardt M1906 (также используется обозначение 7.7cm BAK L/30) информация весьма расплывчата и неточна. Согласно мнению большинства западных источников эта машина показала неплохие характеристики, но австро-венгерская армия отказалась принимать её на вооружение. Основной причиной послужило неприязненное отношение руководства генштаба к бронеавтомобилям, хотя в ряде случаев указывается также слабое бронирование и недостаточные углы наведения в горизонтальной плоскости. В пользу этой версии говорят воспоминания самого Генриха Эрхадта, опубликованные им в книге «Удар молота». О зенитной бронемашине было сказано следующее: «В 1906 г. на открывшейся в то время Берлинской автомобильной выставке я показал защищенный броней от огня пехоты и осколков гранат автомобиль с пушкой для поражения аэростатов. Однако мой проект назвали ненужной игрой и отвергли его».

Таким образом, основное предпочтение было отдано небронированным машинам, в кузове которых на специальной открытой платформе, могли устанавливаться орудия аналогичного калибра, а также буксируемой артиллерии.

Есть также сведения, что в 1910 году фирмой Ehrhardt был предложен модернизированный вариант на базе полноприводной ходовой части (4х4) с установкой 65-мм зенитной пушки с длиной ствола 35 калибров и без бронещиты. Впрочем, австрийское военное ведомство отавило и эту разработку без внимания.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Austro-Daimler Panzerwagen образца 1906 г.

БОЕВАЯ МАССА 3200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5500
Ширина, мм 2000
Высота, мм 3100
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 50-мм зенитная пушка Rheinmetall 50mm BaK M1906
БОЕКОМПЛЕКТ 100 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5 мм борт корпуса — 5 мм корма корпуса — 5 мм башня — 5 мм крыша — 5 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Ehrhardt, карбюраторный, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса односкатные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Junovicz Panzerwagen P.A.1 Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Junovicz Panzerwagen P.A.1 Альтернативное обозначение: “Panzer Auto 1” Начало проектирования: 1916 г. Дата постройки первого прототипа: 1916 г. Стадия завершения работ: построено 5 экземпляров.

Серия австро-венгерских бронеавтомобилей, разработанных под руководством гауптмана Юновича, появилась в 1916 г. В качестве основы брались шасси самых различных грузовых машин, большей частью 3-тонных, на которые устанавливался бронекорпус обтекаемой формы. Например, первые три бронеавтомобиля собрали на шасси грузовиков FIAT, ещё два – на шасси Bussig и один – на шасси Saurer. Поскольку производство было не серийным, а скорее кустарным, каждая машина была в своем роде индивидуальной. Официально они обозначались как “Panzer Auto 1” (P.A.1). Экипаж состоял из 5 человек. Бронирование было достаточно мощным для того времени: лобовую часть закрывали 7 мм бронелисты, борта – 5 мм. Обычной Р.А.1 вооружались одним 7,92-мм пулеметом Schwarzloze M7\12 в лобовом листе и ещё один такой же пулемет был переносным и предназначался для стрельбы из бортовых вырезов. При том, что масса бронемашин приближалась к 5 тоннам “бегали” они довольно быстро. Максимальная скорость Р.А.1 составляла 56 км/ч, запас хода по шоссе – 450 км.

Об использовании бронемашин Юновича известно очень немного. В конце 1917 г. они находились на Балканах, а спустя несколько ммесяцев их перебросили на разваливающийся русский фронт (предположительно Юго-Западный). С 1918 года два Р.А.1 передали в распоряжение K.u.K №1 Panzerautozug, в составе которого также находились два Romfell, и по одному трофейному Lancia I.Z. и Остин-Путиловец. Это подразделение находилось на Итальянском фронте в резерве и предназначалось для очередного наступления, которое так и не состоялось, так что оставшиеся месяцы времени Р.А.1 использовались для охранных целей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Junovicz P.A.1 образца 1917 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5700
Ширина, мм 1900
Высота, мм 3500
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,92-мм пулемета Schwarzloze М7\12
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5 мм борт корпуса — 5 мм корма корпуса — 5 мм крыша — 5 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ FIAT, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП и демультипликатор
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса односкатные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 56 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 340 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Romfell Panzerwagen Армейский бронеавтомобиль (1917 г.)

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Pantserwagen GMC Начало проектирования: 1929 г. Дата постройки первого прототипа: 1929 г. Стадия завершения работ: построено 8 экземпляров.

На протяжении всей Первой Мировой войны в армия Австро-Венгрии так и не получила ни одного серийного бронеавтомобиля собственного производства, хотя все предпосылки для этого появились задолго до её начала. В 1904 г. инженерами фирмы Austro-Daimler была разработана весьма перспективная бронированная машина, на основе шасси обычного грузовика. По своему дизайну Austro-Daimler намного обогнал свои аналоги и при этом имел неплохие характеристики. Принятию его на вооружение помешала довольно глупая причина: на маневрах 1905 г. бронеавтомобиль ревом своего мотора распугал лошадей, что произвело весьма негативное впечатление на австро-венгерского монарха Франца Иосифа. Так и вышло, что в войну Австро-Венгрия вступила без бронеавтомобилей. К их созданию вернулись только в 1915 г.

Один из лучших проектов бронеавтомобиля был разработан гауптманом Романиком (Romanic) и обер-лейтенантом Феллнером (Fellner) – отсюда и появилось его название – Romfell. Сейчас нет точных данных относительно того, какое шасси использовалось для постройки первого прототипа. По одним данным это был Mercedes Motorcar (Personenkraftwagen) с двигателем мощностью 95 л.с. и цепной трансмиссией, по другим — M09 Samson Seilwindenwagen с 4-цилиндровым 75-сильным двигателем. Из всех созданных на тот момент бронеавтомобилей Romfell имел просто футуристические очертания. Его корпус собирался из 6-мм броневых листов, причем прямые углы в нем практически отсутствовали. Вооружение, состоявшее из одного 7,92-мм пулемета Schwarzlose M07\12 с боезапасом 3000 патронов, размещалось в башне с круговым обстрелом, расположенной на крыше боевого отделения. Угол вертикальной наводки пулемета позволял также вести огонь по воздушным целям. Необычным для того времени было решение оборудовать машину беспроводным телеграфом фирмы Siemens & Halske. Экипаж состоял из 3 человек.

Проект бронеавтомобиля был одобрен Automobil Ersatzdepot (армейской автомобильным департаментом) и в начале лета 1915 г. был получен заказ на его постройку. Первый Romfell собирался в Будапеште при участии нескольких частных фирм, поставлявших различные узлы и агрегаты. Масса машины составила около 3 тонн (по некоторым источникам – более 7), при этом максимальная скорость не превышал 26 км\ч, а запас хода по шоссе оказался не больше 150 км. Испытания Romfell проводились с сентября по ноябрь 1915 г. Есть сведения, что с 1917 г. он использовался на Балканском, затем был переброшен на Русский фронт, а после его развала Romfell отправили воевать против итальянских войск. В составе подразделения K.u.K. Panzerautozug No.1 этот бронеавтомобиль эксплуатировался до ноября 1918 г. преимущественно для охранных целей.

Массовое производство бронеавтомобилей Romfell так и не развернули, сославшись не их медлительность, а также на слабость вооружения и сложность в производстве. Тем не менее, в 1917 г. (по другим данным – осенью 1918 г.) было выпущено несколько бронеавтомобилей, для постройки которых использовали шасси M09 “Goliath” с 6-цилиндровым мотором и ещё два экземпляра было выпущено на шасси трофейного итальянского 2-тонного грузовика Fiat. Об их использовании информации нет. Есть данные о том, что один из Romfell в конце 1919 г. попал в Румынию, где он получил название «Resita».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Romfell Panzerwagen образца 1916 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5670
Ширина, мм 1800
Высота, мм 2480
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,92-мм пулемета Schwarzloze М7\12
БОЕКОМПЛЕКТ 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм крыша — 6 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ FIAT, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 75\90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП и демультипликатор
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса односкатные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 26 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100-150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Heigl Panzerauto M.25 Учебный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Pantserwagen GMC Начало проектирования: 1929 г. Дата постройки первого прототипа: 1929 г. Стадия завершения работ: построено 8 экземпляров.

Для многих любителей бронетанковой техники, интересующихся историей межвоенного периода, изделия австрийских фирм по большей части ассоциируются с четырехосным бронеавтомобилем ADGZ. В гораздо меньшей степени известны модели ADKZ и ADSK. Но мало кто знает, что в начале 1920-х гг. у них были предшественники.

В нелегкое послевоенное время, когда Австрия едва оправилась от последствий тяжелых поражений, выяснилось, что армия сохранила офицерские кадры и обученных солдат, но в плане технического переоснащения надо было принимать срочные меры. Быстро восстановленные автомобильные фирмы в короткий срок смогли поставить необходимое количество грузовых и легковых машин. Оставалось решить вопрос с бронетехникой, на владение которой Антантой был наложен запрет. С финансовой точки зрения покупка тех же танков выглядела очень дорогостоящим процессом, поэтому рассчитывать можно было только на собственные силы.

Энтузиастом создание первых послевоенных бронемашин стал лейтенант Фриц Хейгл (Fritz Heigl). Пройдя практически всю войну “окопным” офицером на итальянском фронте он отлично понимал, что с поддержкой бронетехники одолеть итальянцев было бы проще. Кроме того, пример использования бронеавтомобилей Lancia IZ даже в труднодоступной горной местности был очень показательным. Всё это подвигло Хейгла на создание собственной конструкции бронемашины.

Запрет на поставки бронеавтомобилей австрийской армии обойти было нельзя, но собирать учебные машины никто не запрещал. Пользуясь этой “лазейкой”, и заручившись поддержкой у командования, Хейгл летом 1925 года приступил к проектированию и постройке первого образца “учебного бронеавтомобиля” (Schule Panzerauto).

Очень похоже, что в качестве основы был выбран 5-тонный коммерческий грузовик Büssing-Fross, выпуск которого начался в 1913 году и продолжался до конца войны. Это была надежная и выносливая машина, разошедшаяся большой серией, так что проблем с обслуживанием и запасными частями не должно было возникнуть. Впрочем, не исключено, что это мог быть Daimler аналогичной грузоподъёмности. В любом случае, ходовая часть будущего бронеавтомобиля имела колесную формулу 4х2. Передние одинарные колеса были управляемыми, задние сдвоенные – ведущими. Шины были бескамерными из жесткой резины. В подвеске применялись листовые рессоры.

Первый вариант бронеавтомобиля, названного “Hans” (он же М.25), получил очень высокий корпус с сильно наклоненным верхним задним бронелистом. По бортам были сделаны вырезы под установку двух 7,92-мм пулеметов. Ещё два 7,92-мм пулемета находились в башнях диаметром 800 мм, установленных на крыше корпуса. таким образом, экипаж машины состоял из 6 человек, а по конструкции она сильно походила на бронемашину Büssing-Fross, построенную в 1919 году в Венгрии.

Второй вариант, собранный чуть позже и названный “Fritz”, отличался мелкими доработками и башнями диаметром 950 мм, которые устанавливались по диагонали (левая башня была немного позади правой).

Третий вариант, хотя и сохранил двухбашенную схему, по конструкции отличался от предшественников. Был в значительной мере переработан бронекорпус. Задний наклонный лист исчез и формы машины стали более “кубическими”. В то же время, вместо двух люков на один борт сделали три. Также изменили тип и расположение башен, которые приобрели сильно скошенный лобовой бронелист. Теперь левая башня устанавливалась практически у лобового бронелиста, задняя была отнесена далеко назад, а между ними расположили наблюдательную рубку цилиндрической формы со смотровыми щелями. По непроверенным данным было собрано две такие машины.

В целом, создание даже учебных бронемашин было расценено очень положительно. Они неплохо показали себя на маневрах в августе 1926 года и затем интенсивно использовались для обучения личного состава. В сумме это позволило получить хорошо обученные экипажи, когда в Чехословакии закупили три бронеавтомобиля Skoda PA-II “Zelva”. Тем не менее, эксплуатация машин конструкции Хейгла продолжалась после 1927 года, хотя точная дата их списания не установлена.

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Heigl Panzerauto M.25 образца 1925 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два — четыре 7,92-мм пулемета Schwarzlose в корпусе и двух башнях
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса односкатные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Heigl Panzerauto M.26 \ P.A.I Учебный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Pantserwagen GMC Начало проектирования: 1929 г. Дата постройки первого прототипа: 1929 г. Стадия завершения работ: построено 8 экземпляров.

В 1926 году Фриц Хейгл построил самый удачный бронеавтомобиль собственной конструкции. Получив опыт при проектировании ранних машин он решил использовать схему наклонного бронирования в полной мере, так что модель М.26 вообще не имела соединения бронелистов под прямым углом! Вместо двух “разнесенных” башен на крыше корпуса устанавливалась одноместная башня цилиндрической формы с двумя пулеметами. Вращение башни, как и на моделях 1925 года, осуществлялось вручную.

Ходовая часть бронеавтомобиля имела колесную формулу 4х2. Передние одинарные колеса были управляемыми, задние сдвоенные – ведущими. Шины были бескамерными из жесткой резины. В подвеске применялись листовые рессоры. Сведения о бронировании отсутствуют. Экипаж машины теперь состоял из 3-4 человек. В целом, машина получилась легче, хотя высокая центровка сохранялась. Впрочем, для учебной бронемашины это е имело особого значения.

В некоторых источниках также приводится другое обозначение этой бронемашины – P.A.I (Panzerauto I). Эксплуатация единственного образца М.26 продолжалась в течении 1926-1927 гг., когда на смену пришли чехословацкие бронеавтомобили Skoda PA-II.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Heigl Panzerauto M.26 образца 1926 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,92-мм пулемета Schwarzlose в корпусе и двух башнях
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса односкатные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

ADGK Средний бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Austro-Daimler Typ ADGK Альтернативное обозначение: Austro-Daimler Typ ADG-K Начало проектирования: 1934 г. Дата постройки первого прототипа: 1934 г. Стадия завершения работ: остался на уровне проекта.

Параллельно с работой над четырехосным бронеавтомобилем фирма Austro-Daimler-Puch AG в рамках программы ADG, приступила к проектированию сразу нескольких машин на трехосном шасси. Первый проект получил обозначение ADG-K (в наше время чаще употребляется ADGK) и был представлен в 1934 году.

Внешне ADGK удивительным образом напоминал американский T4 Armored Car – не исключено, что именно этот, несомненно, удачный бронеавтомобиль стал прообразом для австрийской разработки. Трехосная ходовая часть имела колесную формулу 6х4 с подвеской на листовых рессорах. Передний мост с односкатными колесами был управляемым, два задних моста с двухскатными колесами – ведущие. Все колеса должны были оснащаться пневматическими пулестойкими шинами. В целях улучшения проходимости на раме крепилось два небольших барабана. Кроме того, по бортам корпуса, перед отделением управления, подвешивались свободно вращаемые запасные колеса.

Корпус ADGK имел классическую компоновку и проектировался с учетом повышения пулестойкости, которая достигалась за счет установки бронелистов под рациональными углами наклона. В передней части корпуса, под бронированным капотом, размещалась силовая установка. За ним находилось боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Места для водителя и пулеметчика находилось спереди, соответственно, с левой и правой стороны. На крыше боевого отделения устанавливалась приземистая цилиндрическая башня с 20-мм автоматической пушкой, обслуживаемая командиром. В кормовой части корпуса находилось место второго пулеметчика.

В целом, ADGK получился компактнее своего американского аналога и оснащался более мощным составом вооружения. Несмотря на перспективность проекта ADGK не был принят к реализации. Предположительной причиной послужил более высокий приоритет восьмиколесного ADGZ.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Austro-Daimler Typ ADGK образца 1934 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4-5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4340
Ширина, мм ?
Высота, мм 2100
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка Solothurn и три 7,92-мм пулемёта
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Austro-Daimler, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

ADKZ Средний бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Austro-Daimler Typ ADKZ Альтернативное обозначение: Styer-Daymler-Puch ADKZ Начало проектирования: 1935 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В 1935 году Австрия располагала внушительным парком военных грузовых автомобилей, не уступавших по своим характеристикам зарубежным аналогам. Особое внимание тогда уделялось машинам с полным приводом, обладавшими колесными формулами 4х4 и 6х6. Второй вариант сулил наибольшие преимущества, но требовал значительных усилий инженеров в плане повышения эксплуатационной надежности. Тем не менее, фирма Austro-Daimler решила использовать автомобиль подобной схемы для создания бронемашины среднего типа. В случае успеха австрийская армия получила бы бронеавтомобиль той же весовой категории, как советские БА-3 или немецкие Sd.Kfz.231 (6 Rad), но с лучшими показателями подвижности и проходимости.

Первый прототип, получивший название Austro-Daimler Typ ADKZ (иногда встречается Styer-Daymler-Puch ADKZ), был построен в том же году. Его ходовая часть имела колесную формулу 6х6, с передними односкатными и задними двускатными колесами, укомплектованными пулестойкими шинами размерами 8,25х20 дм. Несколько нетрадиционной для трехосных бронемашин была компоновка корпуса. Двигатель Daimler M-650 (бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 105 л.с. при 2500 об\мин.) размещался сзади под приземистым бронированным капотом.

В носовой части корпуса клиновидной формы находилось отделение управления. В верхнем наклонном бронелисте был выполнен люк механика-водителя, который закрывался бронированной крышкой со смотровой щелью. На нижнем бронелисте монтировалось два крепления для установки специальных роликов, предназначенных для преодоления более широких рвов и траншей. По бортам спереди и сзади, на крыльях, крепилось по одной фаре.

Средняя часть корпуса была отдана под боевое отделение, но фактически оно было единым с отделением управления. На крыше устанавливалась башня шестигранной формы с вертикально установленными бронелистами. Небольшой угол наклона имел только верхний передний бронелист, а в заднем был сделан люк для посадки и высадки экипажа. В лобовой части башни находилась 20-мм пушка и 8-мм пулемет Schwarzloze, имевшие раздельные шаровые установки и, соответственно, возможность раздельного наведения. Предусматривалась также установка радиостанции, поручневая антенна которой должна была крепиться на башне. Для улучшения обзора в бортах корпуса и башни имелись дополнительные смотровые приборы. В кормовой части боевого отделения располагалось место второго водителя и дублирующие органы управления. Экипаж бронемашины ADKZ мог состоять из 3-х или 4-х человек, в зависимости от того, была ли необходимость в наличии второго водителя. Бронирование корпуса в лобовой части составляло 14,5 мм, 11 мм по бортам и 8 мм крыша.

Первый прототип был, по сути, экспериментальной машиной предназначенной для отработки конструкции шасси. Вооружение, радиостанция, антенна и передние ролики на нем не устанавливались.

Второй прототип ADKZ, во многом напоминавший первый, был собран в 1937 году. Различия заключались в доработке корпуса, который приобрел более гармоничные формы. По бортам и на корме появились дополнительные бронедетали сложной обтекаемой формы, также изменилась форма крыльев с характерными “утопленными” внутрь фарами. На лобовом листе башни, между шаровыми установками пушки и пулемета, разместили небольшой прожектор с бронекрышкой, который часто принимают за защитный кожух вентилятора. В наклонном бронелисте крыши появилась дополнительная секция люка, а на крышке люка механика-водителя установили колпак круглой формы.

В целом, испытания обоих образцов ADKZ прошли успешно, но в 1937 году на вооружение уже был принят четырехосный бронеавтомобиль ADGZ, обладавший колесной формулой 8х8. Правда, армия до весны 1938 года получила только 12 машин этого типа, которые затем перешли в собственность вермахта, и от строительства трехосных бронемашин отказались.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
ADKZ образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 4000 кг (пустой) 7000 кг (с полной нагрузкой)
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4765
Ширина, мм 2400
Высота, мм 2416
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка Solothurn и 7,92-мм пулемёт Schwarzloze в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14,5 мм борта — 11 мм корма корпуса — 9 мм башня — ? крыша — 6 мм днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Austro-Daimler, бензиновый, 6-цлиндровый, мощностью 108 л.с. при 2500 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 6-скоростная КПП (3+3)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х6: колеса задних мостов двускатные, размер шин — 8,25х20 дм, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 75 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон 60%
Высота стенки, м 0,40
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

ADG Средний бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Austro-Daimler Typ ADG Альтернативное обозначение: Austro-Daimler Typ ADG Начало проектирования: 1936 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: остался на уровне проекта.

Продолжая работы по программе ADG фирма Austro-Daimler представила в 1936 году новый проект трехосного бронеавтомобиля. Если в случае с ADGK явный уклон имелся в сторону американского образца, то в данном случае проект больше напоминал британские аналоги фирмы Vickers.

Новая машина должна была оснащаться ходовой частью с колесной формулой 6х6. Корпус имел классическую компоновку с передним расположением двигателя и боевым отделением (совмещенным с отделением управления) в задней части. Рациональные углы установки получили только бронелисты верхней части капота и кормовой части корпуса. На крыше боевого отделения устанавливалась двухместная башня, в лобовом листе которой монтировалась 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет. Кроме того, ещё один пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя.

Второй проект бронеавтомобиля на трехосном шасси также был отвергнут.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Austro-Daimler Typ ADG образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4-5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5500
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка Solothurn и два 7,92-мм пулемёта
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Austro-Daimler, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х6
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

ADAZ Разведывательный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Austro-Daimler Typ ADAZ Альтернативное обозначение: Austro-Daimler Typ ADAZ Начало проектирования: 1936 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: остался на уровне проекта.

В 1937 году фирма Steyr-Daimler-Puch в очередной раз предложила австрийской армии проект трехосного бронеавтомобиля, названный ADAZ (Austro-Daimler Artilleriezugwagen). Машина отличалась компактными размерами, но вооружалась орудием в башне и пулеметом в лобовом листе корпуса. Трехосная ходовая часть, по всей видимости, имела колесную формулу 6х6 с подвеской на листовых рессорах. Все колеса были одинарными и оснащались пневматическими шинами. Было также предусмотрено два поста управления. Проект был рассмотрен, но не принят к реализации.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Austro-Daimler Typ ADAZ образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,92-мм пулемёта
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Austro-Daimler, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х6
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

ADSK Легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Austro-Daimler Typ ADSK Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1936 г. Дата постройки первого прототипа: 1937 г. Стадия завершения работ: построено 6 экземпляров.

В 1936 г. фирмой Steyr-Daimler-Puch-Weke, параллельно с постройкой трехосного ADKZ,приступила к созданию более легкой бронемашины, которая предназначалась для ведения ближней разведки, охраны и патрулирования.

Было разработано два варианта бронемашины, получившей название ADSK. Первый предусматривал только один пост управления с оптическим оборудованием в задней части корпуса. Второй вариант оснащался двумя постами управления без оптики, в результате чего его высота была на 100 мм больше. В ряде источников указывается, что корпус опытных бронеавтомобилей были изготовлены из неброневой стали, а башня и вооружение отсутствовали. Однако, на имеющихся фотографиях хорошо видно, что установка башни все-таки предполагалась (в крыше боевого отделения имелся специфический круглый вырез), а пулемет был установлен справа в лобовом листе корпуса. Кроме того, в верхних бронелистах были выполнены прямоугольные люки для обзора и стрельбы из личного оружия. Посадки и высаадка экипажа осуществлялась через дверь в левом борту. Обе машины оснащалась полноприводным шасси (колесная формула 4х4) с пневматическими пулестойкими шинами и подвеской на листовых рессорах.

Всего было построено 6 прототипов обеих модификаций ADSK, однако по результатам испытаний австрийская армия выбрала первый вариант. В течении 1937 года была построена небольшая серия из 5 бронеавтомобилей ADSK так называемой 0-й серии. Эти машины отличались немного измененной передней частью корпуса, которая допускала установку пулемета М30. Предполагалось, что ADSK поступят на вооружение взвода легких бронемашин. Впоследствии, после выпуска ещё восьми машин ADSK и четырех ADGP, планировалось сформировать механизированный разведывательный батальон, но всё это так и осталось в проекте. После аншлюса Австрии эти машины были поставлены на службу немецкой армии или переданы в полицейские части.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
ADSK образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 3200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3700
Ширина, мм 1650
Высота, мм 1570
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,92-мм пулемета Schwarzloze или MG13
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 7 мм борт корпуса — 7 мм корма корпуса — 7 мм (?) крыша — 4 мм днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 65 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП и демультипликатор
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: подвеска на вертикальных пружинах, диаметр шин 7.00×18 дм, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

ADGZ Средний бронеавтомобиль

В 30-e годы многие страны Европы начали обзаводиться бронетанковой техникой собственного производства. И если танки могли производить лишь государства с хорошо развитой тяжёлой индустрией, то броневики были «по зубам» и более слабым в промышленном отношении державам. Причём многие конструкции, созданные в этих странах, были весьма совершенны и оригинальны, хотя и производились в очень ограниченных количествах. Одной из таких стран была Австрия, приступившая к строительству собственных броневых машин в середине 30-х годов.

Эти работы велись фирмой «Аустро-Даймлер» (Austro-Daimler), входившей в концерн «Штейр-Даймлер-Пух» (Steyr-Daimler-Puch AG). Первой её машиной был трехосный (6х4) бронеавтомобиль ADKZ, выпущенный в 1937 году. Он имел вращающуюся башню с двумя 7,92-мм пулемётами «Шварцлозе». В следующем году «Аустро-Даймлер» изготовила пять лёгких двухосных (4х4) броневиков ADSK с двигателями воздушного охлаждения. Эти машины имели безбашенные корпуса из неброневой стали при полном отсутствии вооружения. После проведённых испытаний и ADKZ и ADSK были отвергнуты военными, и единственным серийным бронеавтомобилем австрийской армии остался ADGZ.

Эта машина, спроектированная ещё в 1931 году, производилась с перерывами в 1935-1937 годах и являлась первым в мире четырёхосным полноприводным броневым автомобилем.

ADGZ имел весьма оригинальную конструкцию. Прежде всего, рама машины была в форме параллелограмма, что облегчало работу передних и задних управляемых колес. Корпус сваривался из листов брони толщиной 6-14,5 мм, установленных под углами в 5-75 градусов. В его кормовой части располагался шестицилиндровый карбюраторный двигатель Austro-Daimler M 612 мощностью 150 л.с. при 1800 об/мин и рабочим объёмом 11,9 л. Здесь же находилась гидравлическая коробка перемены передач фирмы «Фойт», которая обеспечивала броневику движение вперед и назад с одинаковой скоростью. В передней части бронеавтомобиля размещался радиатор водяного охлаждения, закрытый снаружи броневыми жалюзи. В боевой обстановке доступ воздуха к радиатору осуществлялся через специальный карман в днище машины. Привод от двигателя — через карданные валы на все четыре оси; причём у второй и третьей имелись двухскатные колеса, а у первой и четвертой оси — односкатные, управляемые. Таким образом, ADGZ имел колёсную формулу 8х8. На броневике ADGZ было два поста управления — передний и задний.

Основное вооружение — 20-мм пушка Solothurn и 7,92-мм пулемёт Schwarzloze — размещалось во вращающейся башне. Кроме того, имелось ещё два Schwarzloze в переднем и заднем листах корпуса. Боекомплект составляли 250 снарядов к пушке и 5000 патронов к пулемётам.

Для наблюдения за полем боя служили смотровые щели с пуленепробиваемыми стёклами, а для посадки и высадки экипажа из семи человек (командир машины, заряжающий пушки, наводчик, два водителя, два пулемётчика) — четыре двери в бортах и люк в башне.

При боевой массе в 12 тонн ADGZ развивал неплохую скорость — 70 км/ч по шоссе; запас хода — 450 км. В целом ADGZ был достаточно удачной машиной, обладавшей за счёт двух управляемых осей и двух водителей хорошей маневренностью и поворотливостью. Привод на все оси обеспечивал машине хорошую проходимость. К недостаткам броневика можно отнести большую длину и массу.

К 1938 году — моменту захвата Германией Австрии — армия последней располагала двенадцатью броневиками ADGZ; ещё два имелись в жандармерии. В германском вермахте эта машина получила обозначение «М35 mittlerer Panzerwagen». Первоначально планировалось продать их Румынии или Болгарии, но из-за малого количества и неукомплектованности броневиков оборудованием от этой идеи отказались. После доработки, которая свелась в основном к замене австрийских пулемётов немецкими MG-34 и сокращению экипажа до шести человек, ADGZ поступили на вооружение полицейских частей СС и в их составе в сентябре 1939 года приняли участие в боях в Данциге.

В 1941 году концерн Steyr получил заказ от рейхсфюрера СС Гиммлера на изготовление 25 машин ADGZ для войск СС. Это было продиктовано отнюдь не «огромными потерями в технике, которые понесли фашистские части на Восточном фронте», как пишут некоторые советские авторы, а желанием командования СС чем-то отличаться от вермахта. (Видимо, это был эдакий широкий жест Гиммлера: «Мы, мол, в СС имеем даже броневики свои, не такие, как в вермахте».) Ведь к этому времени уже было ясно, что у ADGZ не только нет никаких преимуществ перед серийными германскими броневиками аналогичного класса Sd.Kfz.231 (8х8), но по многим параметрам он уступает им. 25 машин ADGZ были переданы в части СС в начале 1942 года. Их отличием от машин первой серии была установка полностью германского вооружения — 20-мм пушки KwK 35 L/45 и пулемётов MG-34. Машины ADGZ использовались на Восточном фронте для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с партизанами. Известно, что один такой броневик был захвачен войсками 3-й танковой армии при освобождении г. Россошь (Воронежская область) 16 января 1943 года, а другой был подбит 1-й Украинской партизанской бригадой С. А. Ковпака во время боя с частями дивизии СС «Викинг» под Седлийце (Польша) в феврале 1944.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
ADGZ образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА
7500 кг (пустой) 12000 кг (с полной нагрузкой)
ЭКИПАЖ, чел.
4-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
6260
Ширина, мм
2160
Высота, мм
2560
Клиренс, мм
275
ВООРУЖЕНИЕ
20-мм пушка Solothurn и 7,92-мм пулемёт Schwarzloze в башне, два 7,62-мм пулемета в передней и кормовой части корпуса
БОЕКОМПЛЕКТ
250 снарядов к пушке и 5000 патронов к пулемётам
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб и корма корпуса — 11 мм борта — 11 мм башня — 11 мм крыша и днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Austro-Daimler M 612, 6-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 203 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ
Austro-Voith JDL, механическая, 6-скоростной КПП (3+3), запас топлива — 200 литров
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
полноприводная 8х8, колесная база -4750 мм, количество колес — 12 (две центральные оси имели двухскатные колеса), диаметр шин — 8,25х20 дм
СКОРОСТЬ
43,5 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
450 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м
Ширина рва, м
Глубина брода, м
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали