Бронетракторы Бразилии

Blindado Caterpillar \ Fordson Бронетрактор

В период Конституционной революции и последовавшей за ней гражданской войной в Бразилии 1930-1932 гг. силами восставших было создано несколько любопытных бронемашин, четыре из которых вполне могли претендовать на название “танк”. В 1930 году революционные силы мятежных бразильских штатов решили обзавестись собственной бронетехникой. Поскольку времена были тяжелые восставшие исходили из того, что оказалось под рукой. А под рукой “нашлось” несколько сельскохозяйственных гусеничных тракторов. Для бронировки выбрали два Best 60 и один Caterpillar (по всей видимости модели Twenty или Twenty Two). Кем именно был разработан проект осталось неизвестным, но сама постройка машин проводилась совместными усилиями предприятия Estaleiros Alcaraz & Cia Ltda и Политехнической Школы города Порто Алегре.

Так уж получилось, что все три бронетрактора имели яркие индивидуальные различия. Две машины с названиями “Rio Grande do Sul” и “Parayba” имели идентичные ходовые части, идентификация которых затруднительна. Весьма похоже, что для их постройки использовались трактора типа Fodson Trackson модели 1922 года, хотя не исключено, что могла быть колесная модель 1921 года, на которую “обули” гусеничные цепи, но в этом плане вызывает сомнения расположение ведущего колеса большого диаметра спереди. В любом случае, ходовая часть этих бронетракторов состояла из двух колес на каждый борт и крупнозвенчатой гусеницы с шириной траков около 200 мм.

С корпусами для этих машин тоже не все ясно. Вероятно, что “бронирование” состояло из листов котельной или корабельной стали, способной выдерживать попадания пуль винтовочного калибра. Например, советские бронетрактора типа НИ обшивались такой “броней” толщиной до 9 мм. Зато по части разнообразия форм бразильские инженеры дали волю своей фантазии. Так, машина под названием “Rio Grande do Sul” из-за низкой широкой башни и закругленного сверху капота, выглядела типичным “бронеботинком”. Вместе с тем, “Parayba” получил более угловатый корпус с носовой частью в форме клина.

Несколько особняком от них стоит бронетрактор “Minas Geraes”. По данным бразильских источников базой для него послужил трактор Best 60 (он же Caterpillar 60), однако машины этого типа имели значительные габариты и широкие гусеничные траки. На сохранившихся снимках тех “Minas Geraes” выглядит достаточно миниатюрно, так что если это и Caterpillar или Best, то наверняка не модели “60”. Его ходовая часть состояла из ведущих и направляющих колес равного диаметра и шести опорных катков на жесткой подвеске. Ширина крупнозвенчатой гусеничной цепи не превышала 300-350 мм. Форма корпуса этого бронетрактора больше напоминала “Parayba”, но надстройка была сделана более высокой, с небольшими бортовыми секциями выступавшими за габариты корпуса, а башня имела меньшие размеры. Для улучшения проходимости на корме монтировался “хвост”, но учитывая угол и высоту его установки пользы от него было немного.

Компоновка корпуса осталась для таких машин классической – спереди располагался моторный отсек и бак с горючим, сзади размещался боевой отсек совмещенный с отделением управления. В состав экипаж входило два человека: механик-водитель и командир-пулеметчик. Вооружение бронетракторов состояло из единственного 7-мм пулемета (иногда указывается, что это был Hotchkiss) установленного в башне с круговым вращением. Масса бронетракторов оценивалась в 6-8 тонн.

Конечно, ходовые качества этих боевых машин оставляли желать много лучшего, но сам факт наличия бронетехники у противника вызывал у федеральных сил определенную тревогу. О боевом применении бронетракторов точных сведений найти пока не удалось. Известно, что машина с названием “Rio Grande do Sul” участвовала в боях близ столицы штата Бело Оризонте. Иногда указывается, что все три бронетрактора в течении 1931-1932 гг. участвовали в боях местного значения как на стороне повстанцев, как и на стороне федеральных войск. После завершения Гражданской войны их разбронировали.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРОВ
Caterpillar и Fordson обр.1931 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один пехотный 8-мм пулемет Hotchkiss в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Caterpillar или Fordson, бензиновый, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 3 опорных катка, переднее ведущее и заднее направляющее колесо зубового зацепления, гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ ~3-5 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Blindado Lanca-Chamas Бронетрактор

Принято считать , что Великая депрессия, начавшаяся с “черного четверга” (1929 года), сильно сказалась только на развитых экономических странах, таких как США, Великобритания и Франция. Но мало кто знает, что последствия экономического кризиса имели глубокие негативные последствия для стран так называемого “третьего мира”. Одной из них стала Бразилия, являвшейся основным экспортером кофе. Именно на этом продукте была построена бразильская экономика, а в 1929 году цены на кофе резко упали, что привело к падению производства. Сотни тысяч рабочих и крестьян остались без средств к существованию и в то же время “кофейные магнаты” чувствовали себя довольно уверенно, хотя их финансовое положение сильно пошатнулось.

Социальный и политический взрыв был неизбежен. Так уж сложилось, что президента поочередно выбирали только из штатов Сан-Паулу и Минас-Жерайс. В марте 1930 года эта очередность была нарушена и у власти осталась прежняя олигархия во главе с новых президентом Ж.Престесом от штата Сан-Паулу. Страна раскололась на два лагеря, которые условно можно было назвать пролетарским и буржуазным. Восстание вспыхнуло осенью 1930 года и поначалу развивалось для “пролетариев” успешно, поскольку к ним примкнули офицеры и целые подразделения бразильской армии. Но борьба только начиналась.

Армия Бразилии перед началом гражданской войны представляла собой довольно внушительную силу, на оснащение которой состояли бронемашины и даже танки. В мае 1920 года из Франции было доставлено 12 FT-17 трех модификаций (c 8-мм пулеметом, 37-мм пушкой и командирский TFS), вошедшие в состав пехотного полка. Подчинялись бронетанковые силы, соответственно, федеральному правительству. В то же время бразильская оппозиция решила показать, что и у неё найдется достойный ответ.

Поскольку о поставках из за рубежа можно было только мечтать Общественные силы Сан-Паулу (Forca Publica de Sao Paulo, по сути – локальная армия) решили сами создать собственную бронетехнику. Так, кроме импровизированных бронемашин, появилось несколько видов(!) бронетракторов. В числе первых был воплощен в жизнь проект лейтенанта Рейнальдо Рамос де Садана да Гама (Reynaldo Ramos de Saldanha da Gama). За основу был взят сельскохозяйственный трактор Caterpillar с бензиновым 4-цилиндровым двигателем мощностью 25\31 л.с. Часто указывается, что это была машина из серии Twenty Two, но их выпуск был налажен только в 1934 года. Так что, наиболее вероятно, этот трактор относился к более ранней серии. Ходовая часть включала на один борт 7 опорных катков с блокированной подвеской, переднее направляющее и заднее ведущее колесо зубового зацепления.

К разработке корпуса лейтенант да Гама отнесся очень ответственно. В центральной продольной части друг за другом располагались: радиатор, двигатель, бак с горючим, органы управления, а также места водителя и огнеметчика. Для улучшения обзора и увеличения пространства внутри была установлена небольшая надстройка с семью смотровыми щелями, закрываемыми броневыми щитками. На крыше надстройки находилась небольшая цилиндрическая башенка с огнеметом (модель не указана). Две бортовые секции были чуть меньшие по ширине, но выходили за габариты ходовой части. В передней и задней частях этих секций было установлено по одному 8-мм пулемету Hotchkiss. Рядом с задними пулеметами располагалось по одной двери для высадки и посадки экипажа. В носовой и кормовой части центральной секции монтировалось по одной фаре.

Сведений о толщине брони не сохранилось. Не исключено, что корпус танка вообще изготовлялся из неброневой стали (или котельного железа) толщиной 6-9 мм. Во всяком случае масса этой машины приблизительно оценивается в 4-6 тонн. Что касается вооружения, то наличие огнемета можно считать мерой отчасти вынужденной, поскольку с пушками у армии штата Сан-Паулу видимо были большие проблемы.

Точная дата изготовления единственного Blindado Lanca-Chamas (дословно “огнеметный танк”) осталась неизвестной. Помощь в его постройке оказали специалисты и рабочие из мастерской Политехнической Школы, после чего танк отправили на ходовые испытания близ населенного пункта Лорена (Lorena). В силу особенностей тракторного шасси и повышенной нагрузки на него с ходовыми качествами у танка возникли большие проблемы. Отмечалось, что передвижение по местности возможно, но лучше передвигаться по дорогам, где есть возможность маневра. С вооружением тоже было не все гладко. Теоретически пулеметы обеспечивали круговой обстрел, но фактически сектора стрельбы из них оказались ограниченными при минимальных “удобствах” для стрелков. В более выгодном положении находился огнеметчик, у которого была возможность вести огонь на 360°, но при этом дальность действия пехотного огнемета составляла всего 20-25 метров.

Впрочем, чего-то грандиозного от BLC не ожидали – расчет делался не на высокие боевые качества. Бразильский “танк” создавался как средство устрашения противника в ближнем бою, что отчасти удалось воплотить в жизнь. Бронетрактор включили в состав отеделения машин поддержки (Secao de Carros de Assalto) и подготовили для сопротивления ожидаемой агрессии.

Во время очередной вспышки Гражданской войны, пришедшейся на февраль 1932 года, когда федеральные войска в очередной раз попытались навести порядок в мятежном штате. Близ города Сан-Паулу находился стратегически важный мост, который “федералы” надеялись захватить без особых проблем. Их радужные планы в корне разрушил BLC, срочно переброшенный на грузовике. Появление огнеметного танка в ночном бою произвело сильное впечатление на обе стороны. Солдаты правительственных войск бежали, дав восставшим некоторую отсрочку. Впрочем, на этом факте боевое применение BLC практически исчерпывается. Война закончилась спустя несколько месяцев поражением восставших, а бронетрактор пустили на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
Blindado Lanca-Chamas обр.1931 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4-5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один огнемет в башне и четыре пехотных 8-мм пулемета Hotchkiss в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Caterpillar, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 25\31 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 7 опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо зубового зацепления, гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ ~3-5 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?