Легкие танки Бельгии

Char leger T15 Легкий танк

Бельгийский легкий танк Т15 во многом обязан своему появлению принятой в начале 1930-х гг. программе моторизации. Сравнительно с аналогичной советской программой масштабность была намного меньше, можно даже сказать – мизерной. В первую очередь предполагалось укомплектовать бронетехникой подразделения “Арденнских егерей” (“Chasseurs Ardennais”), а затем всех остальных.
В этот же период бельгийская военная миссия искала поставщиков танков и бронемашин, надеясь в первую очередь на помощь дружественной Франции. Для тех, кто не знает, напомним – как государственное образование Бельгия была создана в 1833 году в качестве “буфера” между Францией и Германией. Французы не зря опасались объединения немцев и потому стремились защитить свои границы любым доступным способом. Вот и получился “буфер”, состоящий из Фландрии и Валлонии, где преобладающим населением были голландцы и французы соответственно. Что из этого получилось мы хорошо знаем – немцы взламывали этот “буфер” дважды – в 1914-м и 1940-м гг., причем во второй раз получилось намного быстрее и эффективнее. Но до этого момента Бельгия пыталась поднять уровень боеспособности собственной армии.

Переданные в 1919 году 75 легких танков Renault FT-17, безусловно, были в своё время весьма передовыми машинами, но спустя 10 лет их боевой потенциал оценивался весьма низко. Бельгия, как многие другие европейские страны, ориентировалась на оборонительную тактику и потому рассчитывала прибрести танки так называемого “пехотного” типа, оснащенные сильным бронированием и пушечно-пулеметным вооружением. Скорость и подвижность в данном случае играли второстепенную роль.
В 1931 году бельгийская военная миссия выразила желание закупить партию танков D1. Фирма Renault, являясь эксклюзивным поставщиком эти машин, была абсолютно не против этого контракта, но тут вмешался французский Генштаб. По мнению военных, некоторые узлы, включая башню ST2, танка являлись сугубо секретными и не полежали продаже за границу. К тому же, фирма Renault ещё только начала поставки D1. Собственно, тут французов подвела откровенная нерасторопность и глупость, ведь ничего нового и особо секретного в D1 не было. Те же башни ST2 (которые, кстати, оказались неудачными) можно было заменить на башни старого образца от танков FT-17, поскольку погон у них был одинаковый.
В 1934 г. велись переговоры о закупке легких танков АМС 34YR, но из 25 заказанных танков получили только башни. Далее выпуск AMC 34 был прекращен, а вместо них были заказаны шасси и корпуса 12-ти более современных ACG1. Но и этим танкам ужасно не повезло – перед войной было распространено мнение, что Бельгия страна нейтральная и потому Гитлер на неё не нападёт. А вот наличие танков, как оружие сугубо наступательного, может лишь спровоцировать немцев. Так, в 1938 году все 12 ACG1 остались ржаветь во дворе арсенала Эттербек. Когда грянула война восстановить удалось только 8 машин…
Зато британцы оказались намного более сговорчивыми. Тем более, что фирме Vickers-Armstrong было что предложить зарубежным заказчикам.

Начиная с 1929 года представители фирмы Vickers-Armstrong заключили несколько очень удачных контрактов на поставку не только стрелкового оружия, но и бронетехники. Безусловными фаворитами являлись танкетки Vickers-Carden-Loyd Mk.VI и легкие “пехотные” танки Mk.E в различных вариациях. Некоторый успех сопутствовал амфибийному танку на основе моделей А4Е11 и А4Е12, но в тройку лидеров всё же вошли экспортные легкие танки модельного ряда М1933\М1937.
После неудачных переговоров с французской стороной бельгийцам выпала возможность ознакомиться с моделью М1934. Конструктивно этот танк был идентичен М1933, но оснащался новой ходовой частью.
Корпус имел клёпаную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 7 до 9 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части, причем двигатель Meadows EST (90 л.с.) устанавливался справа от продольной оси. Слева от него находилось место механика-водителя, над головой которого была сделана небольшая бронированная рубка. Характерной особенностью была установка верхнего бронелиста под значительным углом наклона, что отчасти компенсировало его небольшую толщину.
В средней части корпуса оборудовалось боевое отделение, где располагался командир танка. Он же выполнял обязанности наблюдателя, заряжающего и пулеметчика. Из-за этого, в случае необходимости, экипаж мог быть дополнен ещё одинм танкистом.
Специально для Бельгии британские инженеры разработали новую башню в форме усеченного конуса. Дело в том, что бельгийская военная миссия справедливо посчитала вооружение стандартного варианта (один 7,71-мм пулемет Vickers) слишком слабым и потребовала его замены на тяжелый пулемет Hotchkiss калибра 13,2-мм. Это позволило бы более эффективно использовать танк против пехоты и легко бронированной техники противника. Пулемет и оптический прицел к нему устанавливались в передней части башни и были защищены бронировкой полусферической формы. В кормовой части был вырезан проём прямоугольной формы, закрытый бронированной крышкой – его можно было использовать как для демонтажа пулемета, так и для загрузки боеприпасов. По обеим сторонам от пулеметной установки и заднего люка имелось четыре бойницы для стрельбы из личного оружия. В крыше башни был выполнен люк для посадки в танк командира и наблюдением за местностью на марше.
В ходовой части танка модели 1934 года использовалась подвеска Хортсманна. Применительно на один борт она состояла из четырех обрезиненных катков сблокированных в две тележки, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

Первый образец легкого танка для Бельгии был доставлен уже зимой 1934 года. Хотя эта машина не имела вооружения бельгийцам она очень понравилась – в это же время были подписаны контракты на поставку артиллерийских тягачей серии Dragon Light, имевших ряд унифицированных узлов. Но главное – британские танки обладали высокой скоростью, что позволяло без проблем использовать их для разведки и боевого охранения.
Контракт на первые 18 машин был подписан уже 10 марта, но из-за высокой загрузки доставка растянулась почти на год. Танки прибыли двумя партиями по 9 штук – 15-го и 22-го февраля 1935 г., поэтому в некоторых источниках их иногда именуют как Vickers Light Tank M1935. В бельгийской армии они получили обозначение Т15. Армейские номера, по всей видимости, начинались с цифры 0690 (далее не по порядку).
Вторая партия из 24 машин была заказана 16-го апреля 1935 года и была доставлена заказчику в период между 15 ноября и 28 декабря. Номера этих танков начинались с цифры 1100 и тоже шли не по порядку.
После прибытия танки из обеих партий комплектовались башнями и вооружением бельгийского изготовления. Несколько машин также оснастили турельными пулеметами FN-Browning FM modele 30 калибра 7,65-мм, которые устанавливались на крыше башни.

Следует отметить, что как таковых бронетанковых войск в Бельгии не существовало. Все танки и бронемашины надлежало использовать для непосредственной поддержки пехоты и кавалерии, либо в качестве разведывательных машин. К сентябрю 1939 года легкие танки Т15 состояли на вооружении следующих подразделений.

1ier Guides (1 Division de Cavalerie): 4 T15
2ieme Lanciers (1DC) : 6 T15
3ieme Lanciers (1DC) : 6 T15
1ier Lanciers (2 DC) : 6 T15
1ier Chasseurs a Cheval (2 DC) : 6 T15
2ieme Chasseurs a Cheval (2 DC) : 4 T15
1ier Chasseurs Ardennais : 3 T15
2ieme Chasseurs Ardennais : 3 T15
3ieme Chasseurs Ardennais : 3 T15
Ecole automobile (Автошкола в г.Борсбеек) : 1 T15


Сказать что-либо об их боевом применении в период с 10 по 26 мая пока сложно в виду того, что основная масса легких танков Т15 была уничтожена или брошена при отступлении уже в первые дни немецкого блицкрига на Западном фронте. В частях вермахта эти машины, получили обозначение Panzerspahwagen VCL 701(b), но использовались крайне непродолжительное время для полицейских функций.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Char leger T15 образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 3800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2 - 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3630
Ширина, мм 1890
Высота, мм 1900
ВООРУЖЕНИЕ один 13,2-мм пулемет Hotchkiss в башне и один зенитный 7,65-мм FN-Browning FM mod.30
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 9 мм
борт корпуса - 7 мм
корма корпуса - 7 мм
башня - 9 мм
крыша и днище - 7 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ Meadows EST, бензиновый, 6-цилиндровый, жидкостного охладения, мощностью 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка с подвеской Хортсманна, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
64 км\ч по шоссе
около 30 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 230 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Ширина рва, м ?
Глубина брода, м 0,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали

Char leger T13B1 \ T13B2 Легкий танк \ противотанковая самоходная установка

В самом начале 1-й мировой войны Бельгия стала мировым лидером по выпуску бронемашин и удерживала этот статус в течении всего 1914 г. Однако начальный успех, обусловленный появлением бронемашин Minerva и SAVA, не был закреплен в дальнейшем. В самом конце войны Бельгии удалось получить 75 танков FT-17, которые спустя 10 лет считались полностью устаревшими. Заменить их было нечем из-за позиции бельгийского командования, опиравшегося на оборонительную тактику. Вместе с тем, предпринимались шаги по противодействию танковым атакам.
После появления первых противотанковых орудий (ПТО) армия Бельгии проявила к ним большой интерес. Получив в 1931-1932 гг. партию из 750 пушек 47mm FRC model 31 обороноспособность страны усилилась, однако для их транспортировки требовалось большое количество тягачей. Так возникла идея установить 47-мм ПТО на недавно закупленные британские танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Шесть таких машин уже участвовало в маневрах 1931 года, однако их эксплуатация осложнялась слабой бронезащитой и перегруженностью ходовой части. Вплоть до нападения Германии “противотанковые” танкетки использовались для обучения личного состава, хотя 10-11 мая 1940 года их пытались применить по прямому назначению. После поражения Бельгии несколько уцелевших Mk.VI с 47-мм пушками перешли в руки немцев и также были отправлены в учебное подразделение, где и закончили свою карьеру.

Более серьёзно к этому вопросу отнеслись после приобретения у Великобритании небольшой партии гусеничных тягачей Vickers-Carden-Loyd, имевших также название Dragon Light Mk.I. Первоначально эти машины предназначались для буксировки 75-мм горных пушек образца 1934 г., которые находились на оснащении полка “Арденские охотники” (“Chasseurs Ardennais”). В общей сложности было получено 56 тягачей, причем только последняя партия из 35 машин была в бронированном варианте.
Британские тягачи настолько сильно понравились бельгийцам, что в 1935 году поступило предложение переделать их в легкие танки, оснащенные противотанковыми пушками.
Переделкой занялась фирма Miesse из г.Бьюсингена (Buysinghen) расположенного под Брюсселем. Никаких радикальных доработок не производилось, но второй бельгийский “противотанковый” танк получился не менее оригинальным. Верхняя часть корпуса теперь защищалась бронированной крышей, в которой был сделан вырез под установку башни с 47-мм орудием FRC modele 1932. Справа от орудия размещался 7,5-мм пулемет. Башня была цилиндрической формы, причем из-за недостатка места у неё отсутствовала кормовая часть. Пытаясь решить проблему, как одновременно обеспечить приемлемую защиту всему экипажу, бельгийские инженеры пришли к следующему выводу. В передней части корпуса устанавливался П-образный бронещит со скошенной передней плитой. Таким образом, башню пришлось развернуть назад по ходу движения. Теоретически она могла вращаться на 360°, но только при условии, что передние бронелисты будут предварительно сняты. В боевых условиях угол поворота башни составлял всего 120°. Впрочем, это не сильно беспокоило военных, ведь истребитель танков должен был действовать из засад, не вступая в прямой бой. Кстати, в конце войны по аналогичной схеме была выполнена британская самоходка “Archer”, хорошо зарекомендовавшая себя в сражениях 1944-1945 гг.
В остальном тягач Vickers-Carden-Loyd изменений не претерпел. Ходовая часть, не смотря на возросшую нагрузку, не модернизировалась. Применительно на один борт она включала по две тележки с двумя опорными катками и амортизацией на листовых рессорах. Ведущие колеса располагались спереди, а роль направляющих колес выполняли задние опорные катки.
Внутри корпуса размещался боекомплект, состоявший из 18 осколочно-фугасных и 24 бронебойных снарядов. С наружной части левого борта крепился шанцевый инструмент: лопата, кирка и топор. Радиооборудование и средства внутренней связи отсутствовали. Экипаж самоходного орудия состоял из трех человек: механик-водитель (спереди), командир и заряжающий (оба в башне).
Силовая установка находилась в кормовой части корпуса. Как и на тягаче Vickers-Carden-Loyd это был бензиновый 6-цилиндровый двигатель Meadows, развивавший максимальную мощность 51 л.с. при 3300 об\мин. Запас топлива составлял 175 литров. Трансмиссия, находившаяся в носовой части корпуса, включала механическую коробку переключения передач, обеспечивавшей 5 скоростей вперед и 1 назад, дифференциал и барабанные тормоза.

Первый вариант 47-мм самоходного орудия успешно прошел испытания и был принят на вооружение бельгийской армии под обозначением Char Leger Т13В1 (иногда используется название T13 Type I), хотя на самом деле танком не являлся. Всего было получено 35 машин, получивших армейские номера от 0500 и дальше. Несмотря на то, что боевая масса самоходки превысила 4,5 тонны её динамические характеристики оказались не хуже, чем у Vickers-Carden-Loyd. Максимальная скорость при движении по шоссе составляла 40,2 км\ч, запас хода – до 240 км. Правда, проходимость и маневренность вне дорог оставляла желать много лучшего из-за “тракторного” шасси без направляющего колеса.
Далее последовало распоряжение переделать в САУ ещё 23 небронированных тягача, ранее выпущенных по лицензии фирмой Miesse, поскольку их заменили на колесные полноприводные грузовики F.N. 63C-4RM обладавшие лучшими ходовыми качествами. Список изменений был аналогичен Т13В1, поэтому самоходки обоих партий внешне и внутренне были идентичны. Номера самоходок модификации Т13В2 (T13 Type II) начинались с цифры 1100. Поступление самоходок второй партии происходило в 1938 году, однако далее их выпуск не возобновлялся в связи с получением более новой техники.

Короткая боевая карьера Т13В1 и Т13В2 не изобиловала боевыми эпизодами, несмотря на то, что общее количество этих машин превысило 70 единиц, а вместе с Т13В3 – 250 единиц. В ходе недолгого противостояния, длившегося с 10 по 26 мая, войска союзников потерпели сокрушительное поражение. Бельгийские самоходки не оправдали возложенных на них надежд, хотя ряд западных авторов утверждает, что экипажам Т13 удалось подбить несколько немецких танков, а действие осколочно-фугасных снарядов было особенно эффективно против полевых укреплений. Вместе с тем, самоходки достаточно часто использовались в городских условиях, где они были наиболее уязвимы сверху. Ещё до начала активной фазы войны высказавались опасения, что самоходка может быть выведена из строя единственной ручной гранатой, брошенной из окна или с крыши дома. По всей видимости, такие случаи действительно имели место в майских боях 1940 г.

Войну пережили далеко не все Т13 первых версии. Большая часть из них была брошена бельгийскими войсками при отступлении и захвачена немцами. В вермахте бельгийские самоходки получили обозначение Selbstfahrlafettenausfurengen CL 801(b) - судя по всему, различий между модификациями не делалось. Первое время трофейные Т13 использовались для учебных целей. В некоторых источниках утверждается, что бельгийские самоходные орудия были отправлены в 1941 году на Восточный фронт для использования против партизанских формирований, однако номер подразделения и характер их применения не уточняется. Также неизвестно, были ли среди них Т13В1 и Т13В2.
Единственная уцелевшая самоходка Т13В2, была обнаружена после войны в Вене и сейчас находится в экспозиции музея Королевской Армии в Брюсселе.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Char leger T13B1 образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 4800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3650
Ширина, мм 1780
Высота, мм 2050
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм противотанковая пушка 47mm FRC modele 1932 и один 7,65-мм пулемет FN-Browning
БОЕКОМПЛЕКТ 18 осколочно-фугасных и 24 бронебойных снарядов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
борт корпуса - 6 мм
щит орудия - 9 мм
крыша и днище - 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Meadows EPT, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 59 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП (5 скоростей вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сблокированных попарно, переднеее ведущее колесо, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200-240 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м 0,50
Ширина рва, м 1,00
Глубина брода, м 0,60
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали

Char leger T13B3 Легкий танк \ противотанковая самоходная установка

В 1935 году, когда бельгийская армия закупила партию артиллерийских тягачей Vickers-Carden-Loyd, известных как Dragon Medium Mk.IID, появилось предложение приспособить и эти машины под установку 47-мм противотанковой пушки. Ранее уже имелся удачный опыт по переделке предыдущей модели (Dragon Medium Mk.I), поэтому был сделан вывод, что в данном случае успех гарантирован.

Новая модель, получившая название Char Leger T13B3 (или Т13 Type 3), и вправду получилась лучше предшественников, хотя бы потому, что имела полное бронирование.
Ходовая часть самоходки без изменений переходила от Dragon Medium Mk.IID. Применительно на каждый борт она состояла из двух тележек с подвеской на листовых рессорах, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки и ролики оснащались резиновыми бандажами. Гусеница осталась мелкозвенчатой со стальными траками шириной 240 мм.
В значительной мере был переделан корпус. За счет перекомпоновки надстройка стала заметно выше и позволила без проблем оборудовать боевое отделение. По бортам корпуса крепился шанцевый инструмент и буксировочные тросы. Экипаж самоходки теперь состоял из четырех человек: водитель, командир, наводчик и заряжающий. При необходимости состав экипажа мог быть сокращен до 3-х человек.
На крыше надстройки устанавливалась коническая башня, у которой лобовой и верхний бронелисты располагались под значительными углами наклона. Бронирование был усилено до 13 мм в лобовой части башни. Установленная в башне пушка 47mm FRC modele 1932 оснащалась телескопическим прицелом и имела боекомплект из 69 осколочно-фугасных и 69 бронебойных снарядов. Слева от пушки монтировался 7,65-мм пулемет FN-Browning.
В кормовой части корпуса находился 59-сильный 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows EPT с жидкостной системой охлаждения. Трансмиссия, занимавшая носовую часть, включала однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал и ручную КПП (5 скоростей вперед и 1 назад). После всех изменений боевая масса Т13В3 составила 5084 кг, но благодаря ходовой части совершенно другого типа ходовые качества не снизились. На испытаниях была показана максимальная скорость до 40 км\ч при запасе хода 400 км по шоссе. При движении по пересеченной местности динамические характеристики заметно снижались.

Первый заказ на легкие танки Т13В3, которые по сути являлись самоходными орудиями, был оформлен в 1937 году, сразу после завершения ходовых испытаний. Всего, к сентябрю 1939 года, построили 194 машины, после чего был подписан новый контракт на 158 машин в той же комплектации. Фактически, до 10 мая 1940 года успели выпустить лишь около 12 Т13В3 второй серии. Западные историки оценивают общее количество самоходок всех моделей Т13 в 250-255 единиц. Армейские номера у машин модификации В3 начинались с цифры 3300.

Так уж получилось, что в начале войны противотанковые самоходки оказались наиболее многочисленными боевыми машинами бельгийской армии. По войсковым подразделениям самоходки Т13 были распределены следующим образом:

1-я пехотная дивизия - 12 Т13В3
2-я пехотная дивизия - 12 Т13В3
3-я пехотная дивизия - 12 Т13В3
4-я пехотная дивизия - 12 Т13В3
7-я пехотная дивизия - 12 Т13В3
8-я пехотная дивизия - 12 Т13В3
9-я пехотная дивизия - 12 Т13В3
10-я пехотная дивизия - 12 Т13В3
11-я пехотная дивизия - 12 Т13В3
1-я егерская арденнская дивизия - 3 T15 и 48 T13
Отдельная пограничная велосипедная рота - 12 Т13В1
8-я пограничная велосипедная рота - 12 Т13В2
Рота намюрского укрепрайона (Position Fortifiee de Namur) - 12 T13
Рота льежского укрепрайона (Position Fortifiee de Liege) - 10 T13
1-я кавалерийская дивизия - 18 T15 и 18 T13
2-я кавалерийская дивизия - 18 T15 и 18 T13
Gendarmerie (Жандармерия) : 4 T13
Ecole mobile (Мобильная школа) : 1 T13

Этот список не является полным, поскольку в 1939-1940 гг. ещё 4 самоходки было передано бельгийской жандармерии и одна находилась в Мобильной школе (Ecole mobile). Помимо этого, согласно западным источникам, пограничники-велосипедисты (Cyclistes frontieres) к началу 1940 года располагали 42 Т13.

Несмотря на столь внушительное количество достойного сопротивления Т13 оказать не смогли. А ведь поражающая способность 47-мм пушки образца 1932 года позволяла бороться им с любыми немецкими танками. К примеру, бронебойный снаряд массой 1,5 кг выстреливался со скоростью 675 м\с и мог пробить с дистанции 100 метров броневую плиту толщиной 51 мм, установленную под углом 60°.; При большем расстоянии пробивная способность уменьшалась, но все-равно оставалась весьма внушительной: 500 метров – 44м, 600 метров – 40 мм, 1000 метров – 37 мм. В то же время осколочно-фугасный снаряд массой 1,655 кг обладал начальной скоростью 450 м\с и максимальной дальностью стрельбы до 3000 метров. К тому же, скорострельность пушки была невысокой – всего 5 выстрелов в минуту.
Как видим, характеристики 47-мм орудия были неплохими и вполне сопоставимы с чехословацким орудием Skoda А9 того же калибра и немецким KwK 38 калибра 50-мм. Однако, война не территории Бельгии завершилась слишком быстро для полного раскрытия потенциала самоходок Т13. Если верить бельгийским источникам за 17 дней сражения им удалось нанести “существенный урон” немецкой армии. В то же время, тактика их применения не отличалась особой гибкостью. Вместо того, чтобы действовать методом засад и внезапных “наскоков” на не развернувшегося противника, бельгийское командование (при активном “содействии” французов) бросало свои самоходки в бой небольшими группами. В ряде случаев экипажи Т13 были вынуждены атаковать противника в одиночку, без поддержки пехоты и артиллерии. Немецкие фотографии, сделанные на месте таких боёв, свидетельствую о печальной участи этих машин.
Тем не менее, 47-мм пушка хорошо зарекомендовала себя против легких немецких танков и пулеметных гнезд. При более грамотном применении результаты можно было получить вполне достойные. Например, в боях под Аденнами одиночный Т13 (модификация не указана) подбил пять “панцеров”. В общей сложности бельгийцам удалось подбить и уничтожить более 20 танков и бронемашин, в том числе несколько средних Pz.Kpfw.IV. Капитуляция Бельгии, подписанная королем Леопольдом 26-го мая, положила конец боевым действиям на территории этой страны. Немцам достались все Т13, однако лишь несколько десятков из них были пригодны для дальнейшей эксплуатации. С точки зрения специалистов Panzerwaffe бельгийские самоходки обладали слишком слабым бронированием, чтобы их можно было использовать на фронте. Принятые вермахтом Т13 получили обозначение Selbstfahrlafettenausfurengen CL 801(b) и первое время использовались для учебных целей. Далее судьба этих машин не совсем ясна. Известно, что несколько Т13В3 было передано подразделениям SS и отправлены на Восточный фронт, где на оккупированных территориях разгорелась партизанская война. Как проходила их эксплуатация и добились ли экипажи Т13 успехов так и осталось неизвестным.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Char leger T13B3 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 5084 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3650
Ширина, мм 1780
Высота, мм 2050
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм противотанковая пушка 47mm FRC modele 1932 и один 7,65-мм пулемет FN-Browning
БОЕКОМПЛЕКТ 18 осколочно-фугасных и 24 бронебойных снарядов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
борт корпуса - 6 мм
щит орудия - 9 мм
крыша и днище - 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Meadows EPT, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 59 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП (5 скоростей вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сблокированных попарно, переднеее ведущее колесо, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200-240 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м 0,50
Ширина рва, м 1,00
Глубина брода, м 0,60
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали