Бронеавтомобили Бельгии

Minerva Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Minerva Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1914 г. Дата постройки первого прототипа: 1914 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Идея применения автомобиля в качестве боевого средства восходит задолго до 1918 г. Но только первая мировая война сделала реальной мечту военных. В начале конфликта автомобили использовались как транспорт для тыловых перевозок. Лейтенант Шарль Анкар был отцом бельгийского бронированного автомобиля. Будучи офицером для поручений при Генеральном Штабе, он использовал свой личный автомобиль для разведки и передачи приказов. Не желая подвергать себя опасности, он решает забронировать свой автомобиль. Попытка оказалась удачной, и командование решило использовать опыт офицера. По его указаниям в мастерских Кокериля в Обокене занимаются бронированием «Минерв», и вскоре опытная партия отправляется на фронт.

В первый, маневренный период войны, «Минервы» использовались союзниками на Западном фронте, где неплохо себя зарекомендовали. С установлением на Западном фронте позиционной войны броневики Антанты остались не у дел. И несколько автоброневых. бельгийских и английских отрядов, вооруженных бронемашинами «Минерва» и «Ланчестер», были переброшены в 1915 году — в Россию. Они располагались в Киеве, Калуге и Петрограде. Отгремела I мировая война, но «Минерва» осталась в бельгийской армии.

В 1919 год «Минерва» получает бронированную крыш и рубку в задней части кузова, что дает возможность экипажу вести огонь из пулемет стоя, в то же время будучи защищенным броней. В 1928 г бронеавтомобиль получает но вый бронекорпус и вращающуюся куполообразную башню, в которой устанавливалась пулемет или 37 мм пушка. Это был уже практически другой автомобиль. Но и старая, образца 1914 г, «Минерва» стояла на вооружении. Оставшиеся «Минервы» использовали в полицейских целях, в частности, в 1933 г при подавлении забастовки Брюсселе.

В 1935 г эти, уже устаревшие машины, все еще оставались на вооружении бельгийской армии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Minerva образца 1914 г.

БОЕВАЯ МАССА ~3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~3000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса -? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса односкатные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

SAVA Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: S.A.V.A. Альтернативное обозначение: SAVA Model Type 1, SAVA Model Type 2, SAVA Model Type 3 Начало проектирования: 1914 г. Дата постройки первого прототипа: 1914 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Параллельно с налаживанием выпуска бронеавтомобилей Minerva бельгийская промышленность начала производство более совершенного образца коленой боевой машины. Ходовую часть заимствовавали от спортивных машин выпускаемых Societe Anversoise pour Fabrication de Voitures Automobiles (S.A.V.A.) находившемся в Антверпене. Первую роль играла, прежде всего, высокая модибльность в ущерб защищенности, из-за чего на конструкцию будущего бронеавтомобиля накладывались некоторые ограничения.

Конструкция шасси была вполне стандартной: два моста с односкатными колёсами (задний мост ведующий, шины пнесматические) и подвеской на листовых рессорах. Проблему общей защищенности бельгийские конструкторы решили гораздо лучше, нежели в случае с Minerva. Двигатель находился в полностью закрытом капота коробчатой формы с лобовыми створками для охлаждения. Боевое отделение, которое было выполнено совмещенным с отделением управления, имело вертикальные борта, но закругленную крышу и заднюю часть корпуса. Остальную часть кузова занимала небольшая транспортная площадка. На крыше корпуса устанавливалась башня полусферической формы, которая была открыта сзади. Именно она стала «визиной карточкой» этой бронемашины. В башне устанавливался 8-мм пулемет Hotchkiss. Для посадки и высадки экипажи служили две небольшие двери по бортам от места водителя. Экипаж машины состоял из водителя и двух пулеметчиков.

Первый образец бронеавтомобиля SAVA, известный в наше время как Model Type 1, был построен в сентябре 1914 года и принимал активное участие в обороне Антверпена. Согласно зарубежным источникам тогда же был построен второй образец (Model Type 2), также с полусферической башней, а завершился выпуск в октябре 1914 года, когда была выпущена Model Type 3 в безбашенном варианте.

В течении 1915-1916 гг. бронемашины SAVA, в силу сложившиейся на Западном фронте обстановки, применялись эпизодически. Впоследствии две из них были разобраны, а третья (в варианте с башней) в первые послевоенные годы использовалсь для «поддержания порядка» в Рейнской зоне и Руре. Карьера этого бронеавтомобиля предположительно завершилась в 1923 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
S.A.V.A. образца 1914 г.

БОЕВАЯ МАССА ~3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~3000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса -? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса односкатные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

AB-Lacre Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: AB-Lacre Начало проектирования: 1921 г. Дата постройки первого прототипа: 1921 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр.

Ценный опыт, полученный бельгийскими инженерами и военными в ходе создания бронемашин Mors и Minerva, перед тем, как быть окончательно утраченным в середине 1920-х гг., в первые межвоенные годы привел к созданию ещё одной модели. В отличии от остальных машин на этот раз необзодимость её появления была вызвана чисто полицейскими целями.

Причиной создания бронемашины, именуемой как AB-Lacre, стала откровенно агрессивная политика Бельгии и Франции по отношению к поверженной Германии. Как известно, немцев обязали выплатить огромнейшие репарации, которые подрывали экономику страны. В случае, если репарации не будут выплачены, союзники пообещали ввести войска в демилитаризованную Рейнскую зону и оккупировать Рур. Так оно и было сделано. В течении 1921-1923 гг. на территории западных районов Германии появились, не только французские, но и бельгийские войска. К тому времени основная часть бронемашин ушла на слом, а другая часть отправилась в Рурский угольный бассейн. Среди них было два весьма примечательных образца –Minerva с полусферической башней и бронеавтомобиль AB-Lacre. Второй являлся скорее импровизацией, поскольку его серийная постройка не планировалась.

Какая именно машина послужила основой для создания AB-Lacre сейчас сказать трудно – данное название утвердилось за этим бронеавтомобилем только в наше время, в связи с чем имеются некоторые сомнения относительно типа ходовой части. Не исключено, что вместо британских грузовиков Lacre (которых в бельгийской армии было всего три штуки) использовался другой грузовик – например Wolseley. Впрочем, всё это лишь теория. Точно известно только следующее: ходовая часть имела колесную формулу 4х2 с задними ведущими сдвоенными колесами и амортизацией на листовых рессорах. Коробкообразный корпус собирался из листов катаной брони, которые крепились, судя по всему, на деревянной раме. За исключением верхней части капота и лобовой части кабины водителя листы соединялись под прямым углом, чтобы и упростить сборку корпуса. Сверху, на крыше, устанавливалась цилиндрическая наблюдательная башенка и верхний люк. Штатное вооружение отсутствовало.

Начало конфликта было явно за союзниками. В частности, бельгийские войска вошли в города Дуйсбург и Дюссельдорф, что вызвало массовые волнения среди шахтеров, вскоре переросшие в акты саботажа и неподчинения оккупационным властям. Прибывшие бронемашины оказалось очень востребованными, поскольку столкновения между оккупационными войсками и местным населением продолжались в течении 1921-1923 гг. и привели к гибели нескольких сотен человек. Жесткие меры воздействия на Германию привели к тому, что в 1925 году Рур был полностью оккупирован французами, а бельгийцы через некоторое время покинули этот район. Что стало с единственным AB-Lacre так и осталось неизвестным. Вполне вероятно, что этот бронеавтомобиль был разбронирован за ненадобностью.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ AB-Lacre обр.1921 г.

БОЕВАЯ МАССА ~3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~3000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса -? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса односкатные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Mors Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Mors Начало проектирования: 1921 г. Дата постройки первого прототипа: 1921 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр.

Бронеавтомобили Mors, как и Minerva, были первыми бельгийскими боевыми машинами успешно использованными на начальном периоде 1-й мировой войны. По сути, они представляли собой забронированные шасси легковых автомобилей без крыши. Толщина бронирования варьировалась в пределах 7-8 мм. Вооружение машин типа Mors состояло из одного 8-мм пулемета Hotchkiss установленного за бронещитом. Экипаж мог включать 3-4 человек. На бронеавтомобили Mors ставились 4-цилиндровые бензиновые двигатели от машин Minerva мощностью 35-38 л.с.

На Западном фронте служба бронемашин Mors закончилась весьма быстро — к началу 1915 году их полностью заменили на Minerva, а затем натспуил период позиционной войны, где бронемашинам места не нашлось. В то же время было принято решение сформировать в бельгии экмпедиционный корпус для отправки в Россию. Весной 1915 года из бельгийских волонтеров в Париже был создан Corps des Autos-Canons-Mitrailleuses, который по российским документам проходил как Бельгийский Автобронедивизион. Хотя основная часть личного состава и вооружения прибыла в октябре-ноябре 1915 г., на фронт волонтеры попали только в январе 1916 г. Из 13 имевшихся на тот момент бронемашин по меньшей мере две относились к типу Mors. По всей вилимости их использование продолжалось вплоть до 1917 г., пока Mors не были заменены на более современные бронемашины.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Mors обр.1915 г.

БОЕВАЯ МАССА 3500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~3000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Hotchkiss на открытой туреле
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 8 мм борт корпуса — 8 мм корма корпуса -8 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ 4-цилиндровый, бензиновый, мощностью 35-38 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса односкатные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались