Средние танки Канады

“Ram” Крейсерский танк

Официальное обозначение: “Ram”
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1940 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1941-1943 гг., построено 1949 единиц.

Предисловие

Неожиданная, но вполне закономерная, потеря большей части танков Королевского Танкового Корпуса Великобритании в срочном порядке заставила искать пути для восполнения потерь. Собственных производственных мощностей было явно недостаточно и к работе начали подключать ресурсы находящиеся в заморских владениях. В промышленном отношении самым развитым из доминионов была Канада. К 1940 году на её территории уже действовали сборочные цеха фирмы Monreal Lokomotive Work, которая, являясь дочерним предприятием концерна American Locomotive Company, должна была заниматься сборкой американских танков.

Вообще планы были огромными. После совещания представителей военных ведомств США и Великобритании был намечен выпуск 1000 средних танков ежемесячно с началом поставок готовой продукции не позднее мая 1942 года. Несколько ранее британское правительство решило использовать канадские предприятия для собственных нужд и переименовало Monreal Lokomotive Work в Canadian Tank Arsenal. В итоге канадская военная промышленность начала поставлять бронетранспортеры Universal Carrier и пехотные танки “Valentine”. Но этого было мало.

Незадолго до переориентации производства MLW получила полный пакет документации для выпуска средних танков М3, имевший британское обозначение “Lee”. В текущем виде “американец” далеко не полностью устраивал Королевский Танковый Корпус и в экспортном варианте под обозначением “Grant” он получил новую башню и частично измененное внутреннее оборудование. Канадские инженеры решили пойти дальше и радикально доработать конструкцию М3 под британские стандарты, превратив его в более полноценный танк крейсерского типа. Танк получил название “Ram”, что дословно переводится с английского как “баран”. Сам факт привлечения к работе канадских специалистов уже говорил о многом – фактически это было признание не только мощности предприятий, но и опыта конструкторских коллективов.


М3 на канадский манер
История создания танка “Ram”, 1938-1945 гг.

Объём и направление доработок определили сразу. Размещение 76,2-мм пушки в бортовом спонсоне и огромная высота американского танка явно не входили в число достоинств М3. Отсюда следовало, что корпус и башня были нужны абсолютно новые.
Сравнительно с ранними вариантами М3 имевшими клепаный или сварной корпус канадского танка подвергся радикальным изменениям. Прежде всего, он отличался цельнолитой верхней секцией немного уменьшенной по высоте. В передней части установку орудия в бортовом спонсоне полностью ликвидировали, а её место занял прямоугольный люк со смотровой щелью откидывающийся вверх. Таким образом, место водителя и органы управления танком размещались теперь справа. С левой стороны, где находилось место радиста, установили небольшую цилиндрическую башенку с одним 7,62-мм пулеметом Colt-Browning M1914, заимствованную от танка М3. С рациональной точки зрения такое конструктивное решение труднообъяснимо, поскольку углы вращения башенки были весьма ограниченными. Тут явно прослеживается аналогия с крейсерским танком А15 “Crusader” Mk.I, но зачем этот анахронизм надо было использовать на канадском танке остаётся не совсем понятным. Не исключено, что свою роль сыграл “корпоративный дух” с британскими танкостроителями. Также спереди монтировались элементы трансмиссии. Важной особенностью танка “Ram” была усиленная до 87 мм лобовая броня. Боевое отделение, занимавшее среднюю часть корпуса, сохранило компоновку от М3. В бортах выпуклой формы, с сильно развитыми нишами нависавшими над гусеницами, оставили эвакуационные люки. Внутри корпуса размещался боекомплект из 92 выстрелов и часть оборудования, а на крыше была установлена башня увеличенных размеров. В её наклонном лобовом бронелисте был выполнен прямоугольный вырез под установку 2-х фунтового орудия (Ordnance QF 2 pounder, метрический калибр 40 мм) с боезапасом 171 выстрел. Рядом, с левой стороны, находился башенный 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1914. Также была предусмотрена возможность установки зенитного пулемета Colt-Browning M1919A1 на крыше башни. Борта, как и задняя стенка башни, были практически вертикальными и ближе к кормовой части в них установили по одному смотровому прибору. На крыше находился круглый командирский люк и вывод под антенну радиостанции. Экипаж танка теперь состоял из 5 человек: командир, водитель, заряжающий, артиллерист и радист-пулеметчик.

В задней части корпуса располагался 9-цилиндровый бензиновый двигатель Continental R-975 максимальной мощностью 400 л.с., система охлаждения, топливные и масляные баки. Ходовая часть почти без изменений перешла от танка М3 образца 1940 года. Применительно на каждый борт имелось по три тележки с пружинной амортизацией. Конструктивно тележка состояла из следующих компонентов: два обрезиненных опорных катка подвешивались на маятнике с помощью напряженных горизонтальных спирально-винтовых пружин, защищенных бронекожухом. На верхней части тележки монтировался ролик, поддерживающий верхнюю ветвь гусеницы. тележка в сборе крепилась к нижнему бортовому бронелисту корпуса при помощи болтов. Гусеница собиралась из стальных траков с резиновыми вставками, имевшими ширину 406 мм.

Первый прототип танка “Ram” сошел со сборочного конвейера уже 30 июня 1941 года. Танк сразу же был отправлен в тренировочный центр в Кингстоне, где прошел усиленные испытания. Некоторую заинтересованность в танках “Ram” выразили и американцы. В том же году велись переговоры о поставке одного танка для испытаний и 18 июля “пилотный” образец был отправлен на Абердинский танковый полигон. Повторные испытания в США также прошли без особых проблем, и в октябре 1941 года “Ram” снова вернулся в Канаду.

Как и следовало ожидать канадский вариант, по некоторым параметрам, оказался лучше американского М3, так что в скором времени был оформлен первый контракт CDLV 283 на производство 50 танков модификации Mk.I. Согласно плану производства крейсерских танков, утвержденного 28 июля 1941 года, график выпуска “Ram” Mk.I был следующим: июль – 2 дополнительных прототипа, август – 3 первых серийных танка, сентябрь – 7, октябрь – 17, ноябрь – 22 и декабрь – 48. Таким образом за вторую половину 1941 года предполагалось построить 99 танков, однако в скором времени заказ скорректирован в сторону уменьшения.

Поставка серийной продукции состоялась в апреле-августе 1942 года, но в виде полноценных танков “Ram” первого варианта прожили недолго. Несмотря на некогда мощное бронирование танк морально устаревал. Спустя полгода после его появления вермахт уже успел обзавестись значительным количеством танков Pz.IV модификаций Ausf.F2 и Ausf.G вооруженных 75-мм длинноствольной пушкой. Вдобавок, американцы смогли наладить поточное производство танков М4 “Sherman” и необходимость в аналогичной машине, к тому же оснащенной более слабым орудием, оказалась излишней.

Использовать свои танки в боях канадцы так и не решились. Собственно, их главной задачей с первого дня появления стало обучение танковых экипажей. Из 50 собранных танков только 10 остались в Канаде, а остальные были отправлены в Великобританию и попали в танковые школы. Отзывы о “Ram” Mk.I были, в целом, положительными. Эти машины обладали небольшим количеством дефектов, но когда подсчитали стоимость каждого танка (а она составила, в зависимости от комплектации от 50.000 до 100.000$), то решили, что производство Mk.I является слишком дорогим удовольствием. И всё же, выпуск танков “Ram” был продолжен, но уже в модифицированном виде. В рамках трехстороннего соглашения на предприятиях Monreal Lokomotive Work предстояло собрать 1350 танков “Ram” Mk.II.

От первого варианта Mk.II отличались измененным вооружением – вместо явно устаревшей 40-мм пушки танк получил более мощное орудие калибра 57-мм (Mk.II Ordnance QF 6 pounder). Боекомплект правда уменьшили до 92 выстрелов. Также была демонтирована передняя пулеметная башня, вместо которой применили обычную шаровую установку установленную в удлиненной рубке, что также стало характерной особенностью “Ram” Mk.II. Танки собранные по последнему контракту получили корпуса без бортовых люков и 57-мм пушки Mk.III Ordnance QF 6 pounder с удлиненным стволом.

Вторая и последняя модификация “Ram” была выпущена в количестве 1898 (по другим данным – 1094) танков. Поставки серийной продукции были полностью завершены 11 августа 1943 года. Наиболее интересным моментом является тот факт, что из этого числа только 277 танков остались в Канаде, а 1671 танк отправили в Великобританию. По данным Департамента боеприпасов и обеспечения (Department of Munitions and Supply) всего было построено 1949 танков “Ram” всех модификаций, что на один больше, чем указано в армейских списках.

В боевых действиях ни одному танку “Ram” принять участия не удалось. Даже после появления модификации Mk.II канадская машина явно уступала немецкими средним танкам типа Pz.Kpfw.IV, так что её боевая ценность была бы невысокой. Основной задачей канадских “баранов” стало обучение танковых экипажей по обе стороны океана. В этом качестве танки использовались чуть более года, причем по меньшей мере один “Ram” был доработан для обучения водителей. С этой машины была снята башня, но вырез не “зашивался” как в случае с БТР, а накрывался просторной трехместной кабиной.

Тем не менее, большинство “Ram” в течении 1943-1944 гг. было переделано в различные вспомогательные машины. Остальные “Ram’, формально ещё остававшиеся “крейсерскими” продолжали свою службу в качестве учебных – окончательные вывод канадских танков из эксплуатации начался в июле 1945 года.

Вариабельность конструкции
Модификации танка “Ram”, 1942-1945 гг.

В силу объективных причин танкам “Ram” не пришлось “понюхать пороху”, но зато они послужили хорошей основой для различного рода гусеничных бронемашин, без которых не могли обойтись ни танковые войска, ни пехота.

“Ram Kangaroo” – вообще название “кенгуру” присваивалось всем бронированным вспомогательным машинам, базой для которых послужили как американские танки М3 так и, соответственно, канадские “Ram”. Не трудно догадаться, что переделка танка в БТР (он же БРЭМ и артиллерийский тягач) сводилась к следующим действиям. Башня с вооружением полностью демонтировалась, вырез в корпусе закрывался круглой бронеплитой в которой, со смещением вправо, выполнялся более вырез меньшего диаметра под установку пулеметной башенки. После демонтажа внутреннего оборудования и сокращения экипажа до водителя и командира внутри боевого отделения можно было разместить 11 солдат.
Процесс переделки танков в БТР начался в конце 1943 года, когда боевая ценность любой из модификации “Ram” ставилась под большое сомнение. Впрочем, танки стали прибывать на склады ещё раньше – в июле.
Именно в таком виде первые “Ram” прибыли в Европу после высадки союзников в июне 1944 года. Сколько именно канадских БРЭМ было доставлено во Францию сейчас сказать проблематично, но вполне вероятно, что их было не менее 100 штук. В конце 1944 года большинство из канадских “кенгуру” стали отводить в тыл, но некоторые машины продолжали служить вплоть до капитуляции Германии.

“Ram” ARV – бронированная ремонтная машина (armored recovery vehicle). Модификация ARV представляла собой тот же серийный танк оснащенный дополнительным внешним оборудованием. Так, бывшие танки Mk.I получили лебедочный механизм установленный на крыше моторного отделения, а танках Mk.II, кроме этого, настоящую башню заменили на макет.

“Ram” ARVE – более глубокая модернизация, приведшая к созданию бронированной инженерной машины (Armoured Recovery Vehicle, Engineers). В качестве основы послужил танк модификации Mk.II, на котором вместо демонтированной башни была установлена бронированная рубка с макетом орудия и размещено дополнительное инженерное оборудование и компоненты ремонтных комплектов.

“Ram” BARV – специализированная “пляжная” модификация БРЭМ (Beach Armored Recovery Vehicle), отличавшаяся от ARV наличием высокой и длинной бронированной рубки вместо башни. Доработки проводились на танке с серийным номером СТ40322 по аналогии с американским “Sherman” BARV. Готовились эти машины для предстоящей высадки в Нормандии, однако впоследствии от канадского варианта отказались.

Ram Gun Tower – бронированный тягач для буксировки 17-фунтового (76,2-мм) противотанкового орудия Ordnance QF 17 pounder. Как правило, это были обычные танки “Ram” Mk.II с демонтированными башнями и буксировочным крюком. В этом качестве использовалось несколько десятков бывших танков “Ram”.

Сравнительно массовой модификацией стал бронированный командно-наблюдательный пункт C/OP (Ram Tank Command/Observation Post, но иногда можно встретить и другие обозначения, например Ram OP/Command). В зарубежных изданиях указывается, что в период с конца 1943 до января 1944 года в общей сложности было переделано 84 танка "Ram" Mk.II. С танков снималась 57-мм пушка и заменялась её муляжом, а на освободившемся месте монтировалось дополнительное радиооборудование. Часть машин C/OP была передана в состав 15-й и 23-й полевых полков 4-й танковой дивизии. Как можно догадаться, использовались эти машины офицерами передового наблюдения (Forward Observation Officers), при этом экипаж увеличивался до 6 человек.

Не обошли стороной и огнеметную модификацию. Машин такого типа канадская армия до Второй Мировой войны не получала вообще, поэтому не удивительно, что на базе "Ram" Mk.II решили создать огнеметный танк. Первый опытный образец, как это ни странно, ранее уже был переделан в "Kangaroo", но в 1944 году его ещё раз модифицировали. Верхняя пулеметная башенка оставалась без изменений, но в шаровой установке корпуса монтировался огнемет Ronson "Wasp II" (такой же, как на транспортерах Universal Carrier). Танк получил название "Ram Badger" (в некоторых источниках “Ram Wasp”) и в целом удовлетворял требованиям военных. Сведения о количестве построенных машин отсутствуют. Не исключено, дело ограничилось только опытными образцами. Также приводятся данные о том, что в скором времени появилось более рациональное решение – огнемет был перемещен в башню, соответственно, орудие при этом демонтировалось.

Ещё одной “командной” модификацией стал “Ram” GPO – это были специализированные танки предназначенные для артиллерийских наблюдателей (Gun Position Officer), во многом соответствовавшие варианту ОР, но оснащенные дополнительным оборудованием. В частности, на GPO устанавливалась система связи типа Tannoy.

Кроме того, танки “Ram” послужили базой для нескольких экспериментальных машин, причем не только вспомогательных. Как и в США после появления известий о новых немецких танках канадские инженеры приступили к разработке противотанковой самоходной установки. В общем-то не удивительно, что для этого был выбран танк “Ram”, а если быть более точным – его шасси. В качестве образца для подражания послужил широко известный американский “истребитель танков” М10. Для самоходки был сделан новый корпус, который был практически аналогичен М10 с незначительными изменениями. Башня также была новой, открытой сверху, с рациональными углами наклона вертикальных бронелистов. Вооружение САУ состояло из одной 3-дюймовой (76,2-мм) противотанковой пушки. В целом, был получен практически полный аналог М10, производство которого можно было без проблем развернуть на канадских предприятиях, но с 1943 года серийно уже выпускалась американская самоходка и необходимости в её канадской версии не ощущалось.

Также была предпринята попытка превратить “Ram” в зенитную самоходную установку. В данном случае доработки были менее радикальные, хотя внешний облик машины сильно изменился. Танковая надстройка корпуса полностью срезалась до уровня гусениц и заменялась более низкой, полностью закрывавшей только моторное отделение. На месте башни, на тумбовой установке, размещалось 3,7-дюймовое зенитное орудие. От пуль и осколков зенитчиков защищал пятигранный щит с передними скошенными панелями. Насколько можно судить ходовые испытания прошли успешно, а вот на огневых зенитный вариант “Ram” выглядел не столь хорошо. В результате проект был закрыт, тем более, что к тому времени те же американцы взялись за сборку ЗСУ аналогичного типа.

Помимо этого шасси танка “Ram” послужило основой для создания самоходной установки “Sexton”. На этот раз заказчик в лице британского правительства был кровно заинтересован в приобретении САУ оснащенной отечественным орудием, а не американским. Как следствие, вместо 105-мм гаубицы М2А1 была установлена британская 25-фунтовая гаубица (калибр 87,6-мм) в новой неподвижной рубке. Первые 125 самоходок (включая один прототип) строились как-раз на базе танка “Ram” и получили название “Sexton”I. Все остальные серийные САУ оснащались ходовой частью от танка “Grizzly” (адаптированная канадская версия М4А1). Для подвозки боеприпасов к огневым позициям самоходок дополнительно разработали транспортер под названием “Wallaby”, представлявший собой ещё одну вариацию танка “Ram” с демонтированной башней.

Ещё одной модификацией, также не ставшей серийно, стал мостоукладчик. Для доработок был выбран танк “Ram” Mk.II, который оборудовали мостом (крепился в передней части корпуса на уровне верхней ветви гусеницы) и тросовым механизмом спуска.

В середине войны история развития танка “Ram” получила весьма неожиданное продолжение. В марте 1943 года была генштаб канадской армии посчитал, что танковым частям необходимо иметь более легкий крейсерский танк, чем аналог М3. По всей видимости, чтобы не сбивать темп производства, было решено разработать облегченную версию того же “Ram”.

Новый танк, получивший название “Sheep” (“Овца”), отличался меньше толщиной бронелистов и модифицированным корпусом. В общем-то, определенный смысл в появлении такого танка был, но фактически облегченный “Sheep” занимал бы промежуточное положение между “Ram” и американским М5 “Stewart”. Немного поразмыслив был сделан вывод, что тратить средства на постройку даже одного прототипа будет неразумно, в виду наличия аналогичных боевых машин, и этот проект был закрыт всего через несколько месяцев. Успели построить только полноразмерный деревянный макет, который был установлен на шасси грузового автомобиля Ford 15-cwt.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА
“Ram” Mk.I образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 29500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5790
Ширина, мм 2670
Высота, мм 2900
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 2-фунтовая (40-мм) пушка и лва 7,62-мм пулемета Colt-Browning M1914
БОЕКОМПЛЕКТ 171 выстрел и 4440 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - ?
борт корпуса - ?
корма корпуса - 25 мм
днище - ?
крыша - ?
лоб башни - 87 мм
борта и корма башни - ?
ДВИГАТЕЛЬ Continental R-975С-1, 9-цилиндровый, радиальный, бензиновый, мощностью 400 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков с подвеской на пружинных рессорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 390 мм или 420 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 232 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

“Grizzly” Крейсерский танк

Официальное обозначение: “Grizzly”
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался с августа по декабрь 1943 года, построено 188 единиц.

Возросшие потребности в бронетанковой технике для стран Британского Содружества с каждым годом требовало соответствующего расширения производства. Второй после Великобритании по выпуску танков и бронемашин стала Канада, где было налажено производство как британской, так и американской техники. С 1941 года канадские предприятия стали выпускать танки М3, но в скором времени состоялся переход на более совершенные образцы. В частности, с 1942 года акцент был сделан на танки типа М4 "Sherman". Для серийного производства была выбрана модификация М4А1, который также поставлялся Великобритании и получил там обозначением "Sherman II". Наряду с М4А6 это была самая "эстетическая" модификация танка – от других моделей её отличала характерная литая лобовая часть корпуса, придававшая танку обтекаемые формы.

По британской (и по канадской, соответственно) классификации М4А1 относился к крейсерским танкам. В целом, данная модификация "шермана" канадцев удовлетворяла, однако для принятия этого танка на вооружение требовалось стандартизировать его некоторые элементы. Радикальных доработок в конструкцию не вносилось и, кроме того, танки М3 и М4 сохраняли преемственность конструкции – это позволило фирме Montreal Locomotive Works (MLW) перейти на выпуск новых машин без особых трудностей.

Корпус танка не отличался от серийного М4А1. Его конструкция была сварной и изготовлялась из листов броневой стали дифференцированной толщины. Как уже указывалось ранее, М4А1 отличался верхней лобовой деталью корпуса, имевшей толщину брони 51 мм и наклон поверхностей 35-53°.; В верхней части были сделаны вырезы под люки водителя и радиста, а также под установку курсового 7,62-мм пулемета. Борта изготовлялись из листов катаной броневой стали толщиной 38 мм, бронирование крыши находилось в пределах 13-19 мм, днище – 13-25 мм. Танк комплектовался британской радиостанцией №19. Экипаж танка “Grizzly”, также как и танка Sherman состоял из 5 человек, командира, механика-водителя, наводчика, заряжающего и радиста-пулеметчика.

Компоновка танка была близка к классической. Под наклонными лобовыми листами располагались элементы трансмиссии, за которыми находилось отделение управления совмещенное с боевым отсеком. В кормовой части корпуса устанавливался 9-цилиндровый бензиновый двигатель Continental R-975С-1 мощностью 353 л.с.

На крыше боевого отделения устанавливалась литая башня с толщиной стенок и кормы 51 мм. Лобовая часть имела толщину 76 мм – здесь размещалась маска для 76,2-мм орудия М3 с длиной ствола 40 калибров и спаренного с ним 7,62-мм пулемета Browning. В отличии от американских танков канадская модель оснащалась 2-дюймовым (50,8-мм) дымовых гранатометом, смонтированным на крыше башни. Ящики с боекомплектом располагались на корме башни. Некоторые машины дополнительно оснащались зенитным 12,7-мм пулеметом Browning, также устанавливавшимся на крыше башни. Кроме того, на кормовую часть башни танка “Grizzly” устанавливался ящик для перевозки боекомплекта и снаряжения.

Наибольшие доработки коснулись ходовой части. В целом она осталась неизменной и, применительно на один борт, включала три тележки с двумя обрезиненными опорными катками каждая. На верхней части тележки находился кронштейн, на который крепился поддерживающий ролик. Направляющие колеса находились сзади, ведущие колеса – спереди. Отличительными чертами канадского танка стали гусеничные траки типа CDP (Canadian Dry Pin), новые крылья и противопылевые экраны гусениц.

Несмотря на "косметические" изменения канадская модификация М4А1 в большинстве зарубежных источников упоминается обособленно. Впрочем, это не удивительно – в плане выпуска вооружений канадцы всегда стремились быть независимыми как от США, так и от метрополии. Соответственно, каждая новая боевая машина получала собственное название. В данном случае танк был назван “Grizzly”.

Несмотря на схожесть конструкции переход производства с танков М3 на "Grizzly" происходил достаточно медленно. По сути, выпуск канадской модификации начался лишь в сентябре 1943 года и продолжался до декабря включительно – то есть, был завершен одновременно с начальной версией.

В общей сложности было построено 188 танков. Несмотря на то, что четыре танковые бригады, дислоцированные в Великобритании (в том числе 2-я Канадская бронетанковая бригада и части 8-й Британской бронетанковой бригады), были почти полностью оснащены танками этого типа, в боевых действиях ни один из них участия не принимал. Оставаясь в метрополии “Grizzly” использовались для обучения личного состава, а в бой канадцы пошли на американских "шерманах".

В послевоенный период встал вопрос о дальнейшей судьбе “Grizzly”, устаревших не только морально. Часть машин было переделано в бронетранспортеры (АРС) типа “Kangaroo”, но о полномасштабной программе переоборудования вопрос не поднимался. Выход был найден довольно быстро – не особо богатая армия Португалии как-раз подыскивала недорогую "подержанную" бронетехнику в хорошем состоянии. В 1954 году был заключен контракт на поставку 55 танков, который был выполнен в течении ближайшего времени. Служба португальских “Grizzly” выдалась на редкость спокойной. В африканские колонии они не попали и были сняты с вооружения только в 1973 году и поставлены на временное хранение со снятым оборудованием и вооружением. Кроме того, португальцы получили 5 или 6 бронетранспортеров на базе “Grizzly” (по другим данным - около 40). Их использовали параллельно с танками и окончательно отдали на слом только в 1995 году.

Дальнейшая судьба этих машин оказалась не тривиальной. В 1980 году интерес к ржавеющим без дела танкам проявил бизнесмен из Уэльса Иан Мак Грегор, коллекционировавший военную технику. Договориться с португальцами удалось весьма быстро – всего было продано 40(!) танков по цене 7500 фунтов за штуку. Бизнесмен, в данном случае, преследовал корыстный интерес, собираясь восстановить большую часть “Grizzly” и продать по гораздо более высокой цене. В целом, ему это удалось. Танки стали прибывать партиями, и к 1983 году контракт был выполнен в полном объёме. Нюанс заключался ещё и в том, что португальца отпиливали стволы, но прилагали их к танкам. Благодаря этому, к настоящему времени удалось сохранить множество “Grizzly”, выставленных как в экспозициях военных музеев, так и в частных коллекциях.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА
“Grizzly” образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 30391 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5816
Ширина, мм 2626
Высота, мм 2997
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм M3 пушка, один 12,7-мм пулемет и два 7,62-мм пулемета Browning
БОЕКОМПЛЕКТ 97 выстрелов, 300 патронов для 12,7-мм пулемета и 4750 патронов для 7,62-мм пулеметов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 51 мм
борт корпуса (верх) - 51 мм
борт корпуса (низ) - 51 мм
корма корпуса - 38 мм
лоб башни - 76 мм
борт башни - 51 мм
корма башни - 51 мм
крыша - 13-19 мм
днище - 13-25 мм
ДВИГАТЕЛЬ Continental R-975С-1, 9-цилиндровый, радиальный, бензиновый, мощностью 353 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков с подвеской на пружинных рессорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 390 мм или 420 мм
СКОРОСТЬ 38,6 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 193 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция №19 со штыревой антенной