Бронеавтомобили Канады

Armored Canadian Autocar Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Canadian Autocar Альтернативное обозначение: Autocar Type XXI Armored Car, Canadian Autocar Machingun Carrier Начало проектирования: 1914 г. Дата постройки первого прототипа: 1914 г. Стадия завершения работ: построено два экземпляра переданные канадской армии в 1935 г.

После начала Первой Мировой войны в Канаде было сформировано моторизованное пехотное подразделение C.E.F (Canadian Expedition Force – Канадские Экспедиционные Силы), предназначавшееся для отправки в Европу. В его составе находилась единственная на тот момент 1-я автомобильная пулеметная бригада (Automobile Machine-Gun Brigade No. 1 C.E.F.), на вооружении которой состояло 20 бронемашин, а штатная численность на 15 сентября 1914 г. составила 230 человек. Поскольку опыта боевых действий у канадцев не было, командиром бригады был назначен французский полковник Раймон Брутинье (Raymond Brutinel).

В настоящее время нет четкого определения названия для бронемашины канадской постройки. Чаще всего используется обозначение Armored Canadian Autocar, но также можно встретить и другие обозначения, такие как Autocar Type XXI Armored Car и Canadian Autocar Machingun Carrier.

Бронеавтомобили базировались на шасси коммерческих грузовиков, изготовленных в США фирмой Autocar Company of Ardmore. На раму шасси устанавливались корпуса, собираемые силами фирмы Bethlehem Steel Corporation из 9,5 мм бронелистов. Форма корпуса была предельно простой и обеспечивала надежную защиту от огня лёгкого стрелкового оружия. Фактически канадские бронемашины представляли собой «бронированные коробки» без крыши над боевым отделением. Для улучшения пулестойкости верхние лобовой и кормовая бронеплиты устанавливались под небольшим наклоном. Борта разделенные на две секции с каждого борта, в случае необходимости, могли откидываться наружу. Интересной особенностью этих машин было расположение двигателя за местром водителя.

Вооружение бронемашин состояло из двух 7,62-мм пулеметов Model 1914 Colt, с общим боекомплетом 12000 патронов, размещенных по бортам в кузове машины. Экипаж включал водителя, командира и шести пулеметчиков (по три стрелка и заряжающих).

Экспедиционные силы прибыли в Великобританию в октябре 1914 г., но в бой они пошли только спустя 8 месяцев – в июне 1915 г. Бронеавтомобили осуществляли поддержку пехоты и особенно хорошо проявили себя весной 1918 г., когда канадские подразделения участвовали в отражении последнего немецкого наступления. За время боевых действий было потеряно несколько машин. В настоящий момент сохранился только один Canadian Autocar который демонстрируется в бронетанковом музее в Бовингтоне.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Armored Canadian Autocar образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА 2721 кг
ЭКИПАЖ, чел. 8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4490
Ширина, мм 1090
Высота, мм 1830
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета Model 1914 Colt
БОЕКОМПЛЕКТ 12000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ механнический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9,5 мм борт корпуса — 9,5 мм корма корпуса — 9,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ 2-цилиндровый, бензиновый, мощностью 22 л.с.
ТРАНСМИССИЯ четырехскоростная коробка передач, двухскоростная раздаточная коробка, гидравлические тормоза с вакуумным усилителем
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4×2, бескамерные шины, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

CASE Armored Car Импровизированный бронеавтомобиль (1915 г.)

Не имея возможности получать в массовых количествах бронемашины командование экспедиционного корпуса Канады, прибывшего в Европу в 1914 году, распорядилось начать работы по устранения этого недостатка собственными силами. Наиболее известными стали бронеавтомобили под названием Canadian Autocar, но были и другие, менее известные боевые машины.

Разработанный канадскими военными специалистами проект бронировки грузовика фирмы CASE предусматривал установку коробчатой кабины водителя увеличенных размеров со смотровыми щелями и лобовым водительским люком. В кузове, за массивным вертикальным бронещитом, устанавливался 7,62-мм пулемет типа Vickers или Maxim с жидкостным охлаждением. Ходовая часть изменений не претерпела. Собранная в единственном экземпляре эта бронемашина принадлежала Overseas Battalion корпуса Канадских волонтеров, набранных из жителей Британской Колумбии. Прибыв на фронт в 1915 году это подразделение принимало активное участие в боевых действиях и, надо полагать, столь же активно использовался бронеавтомобиль CASE. О дальнейшей судьбе этой машины сведений не сохранилось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
CASE Armored Car образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА около 2000-2500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ механнический прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 30 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса одинарные спицованные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ около 30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Ford «All Terrain» Armored Car Средний бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Ford «All Terrain» Armored Car Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1934 г. Дата постройки первого прототипа: 1935 г. Стадия завершения работ: построено два экземпляра переданные канадской армии в 1935 г.

В 1934 г. правительство Канады пригласило фирмы Ford и General Motors для участие в конкурсе по созданию экспериментального бронеавтомобиля для армии. Между участвующими сторонами заключили контракт, согласно которому правительство оплачивало только материалы и шасси, в то время как фирмы должны были финансировать проектирование и сборку. В итоге Ford и GM вложили в это дело по 9000 $, а государство всего 2500$.

Бронеавтомобиль фирмы Ford базировался на трехосном шасси. Он оснащался 8-цилиндровым бензиновым двигателем и сварным бронекорпусом, в то время как его оппонент имел клепаную конструкцию. Обе машины могли развивать скорость по шоссе порядка 48 км/ч, а задним ходом они могли передвигаться со скоростью 10 км/ч. Предполагалось, что вооружение будет состоять из двух пулеметов, размещенных в башне от легкого танка Mk.VI, но эта идея столкнулась с определенными трудностями, так как подача пулеметных лент и основные механизмы располагались не с той стороны, как это было принято у канадцев.

В 1935 г. обе машины успешно прошли испытания на полигоне в Пентатаве, где проверялись не только их ходовые характеристики, но и взаимодействие с отрядами канадских королевских драгун. Тем не менее, ни Ford ни GM дальнейших заказов не получили. Причиной тому были большие финансовые ограничения, с которыми столкнулась канадская армия после Великой депрессии 1929-1932 гг. В итоге бронеавтомобили использовались ещё пару лет для второстепенных целей, пока их окончательно не заменили танками Mk.VI в 1938 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Ford «All Terrain» образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА около 6500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Ford V8, бензиновый, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 95 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передние колеса управляемые одинарные, задние колеса сдвоенные ведущие, шины пневматические пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 48 км\ч по шоссе 10 км\ч задним ходом
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

«Wolf» \ Ford 8×8 Armoured Car Тяжелый бронеавтомобиль

Официальное обозначение: «Wolf» Альтернативное обозначение: Ford 8×8 Armoured Car Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Идея «колесного танка» была популярна не только в США, где данной теме в 1940-1942 гг. уделялось внимание не многим меньше, чем разработке танков. Основная её суть заключалась в разработке тяжелого бронеавтомобиля с противоснарядным бронированием. Как правило, приходилось проектировать многоколесную ходовую часть «с нуля» и в процессе испытаний вносить доработки. Фактически полностью воплотить эту идею в жизнь (т.е. наладить серийное производство «колесных танков») не удалось никому. Не составили исключение и канадские инженеры.

В августе 1940 года Department of Munitions and Support (Департамент Снабжения и Поддержки) пришел к выводу, что в самое ближайшее время Канаде понадобится больше танков, массовый выпуск которых ещё только налаживался. Ещё одной проблемой стала нехватка кадров. Таким образом, один из выходов заключался в создании «колесного танка», который сочетал в себе технические решения от танка и бронемашины. Ближе к концу 1940 года разработчиками канадской фирмы Canadian Ford было представлено два проекта. Первый с колесной формулой 4х4 и впоследствии стал известен как «Fox». Второй проект с колесной формулой 8х6 разрабатывался при участии французского полковника Мартел-Превеля (J.Martel-Prever), имевшего опыт в проектировании боевых машин. Данный вариант не полностью удовлетворял требованиям и в скором времени работы были направлены в русло создания многоколесной бронемашины с полноприводной ходовой частью.

Несомненно, что на проект обновленного канадского образца большое влияние оказал американский опыт. Конструкция тяжелого бронеавтомобиля, позднее названного «Wolf» (встречается также название Ford 8×8 Armoured Car), базировалась на специализированном шасси с колесной формулой 8х8. Судя по всему, использовалась независимая подвеска с вертикальными пружинными рессорами. Колеса пневматические с шинами из пулестойкой резины. Управляемыми были колеса только двух передних мостов. Над колесами крепились двухсекционные массивные крылья толщиной 3 мм.

Корпус бронемашины собирался из листов катаной броневой стали толщиной до 43,75 мм. Лобовая часть корпуса, где размещалось отделение управления и места для водителя и радиста, была выполнена «ступенчатой». Горизонтальные бронелисты устанавливались под рациональными углами наклона. Броневые плиты бортов были только вертикальными с углом установки 0. В боевом отделении, занимавшем среднюю часть корпуса, находились места для командира машины, наводчика и заряжающего. Таким образом, полный экипаж состоял из 5 человек.

В отделении управления, размещенном в кормовой части корпуса, находилась силовая установка. Чтобы обеспечить приличные тяговые характеристики «Wolf» оснащался бензиновым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 283 л.с. В состав трансмиссии входила 5-ступенчатая коробка передач, обеспечивавшая 5 скоростей движения вперед и 1 назад. Крыша моторного отсека, в которой были следаны люки для обслуживания агрегатов машины, получила небольшой наклон. Основное вооружение, состоявшее из одной 2-фунтовой пушки (метрический калибр 40 мм) устанавливалось в башне, заимствованной от крейсерского танка «Ram» Mk.I, недавно поставленного на конвейер. Рядом с орудием монтировался 7,62-мм башенный пулемет.

Испытания «колесного танка», начатые в 1941 году, канадского производства прошли с переменным успехом. С одной стороны, «Wolf» показал более чем приемлемые ходовые качества: скорость до 72 км\ч, дальность хода – около 400 км. Вместе с тем, машина оказалась несколько перетяжеленной и по основным боевым качествам уступала обычным танкам. К тому же, в течении 1941-1941 гг. удалось наладить крупномасштабный серийный выпуск танков «Ram», «Matilda» и «Valentine». В такой ситуации был сделан вывод о том, что канадская армия может обойтись уже готовой продукцией, а в качестве основного бронеавтомобиля был выбран «Fox». Единственный прототип «Wolf» был впоследствии разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
«Wolf» \ Ford Armored Car (8×8) образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 14528 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5791
Ширина, мм ?
Высота, мм 2438
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 2-фунтовая (40 мм) танковая пушка и один 7,62-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 43,75 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ? лоб башни — 43,75 мм борт башни — ? крыша — ? днище — ? защита ходвой части — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mercury, бензиновый, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 283 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 5-ступенчатой КПП (4 скорости вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 8х8, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 72 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 402 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Hamilton Bridge Wheeled Tank Разведывательный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Hamilton Bridge Wheeled Tank Альтернативное обозначение: отсутствовало Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В 1940 году усилиями инженеров Hamilton Bridge Company был разработан проект разведывательной бронемашины повышенной проходимости. Необходимость в машине подобного класса, учитывая специфику географического положения Канады, ощущался всегда, однако в метрополии считали что армия доминионов вполне может обойтись «подачками» в виде устаревшей техники. Чтобы удовлетворить требования канадской армии, существенно возросшие после начала войны, пришлось создать абсолютно новую конструкцию.

За основу было взято шасси полноприводного армейского грузовика фирмы Canadian Ford. Эта машина имела колесную базу 2565 мм, одинарные пневматические колёса с пулестойкими шинами и подвеску на листовых рессорах. Бензиновый двигатель Ford V8 мощностью 95 л.с., вместе с топливным баком и системой охлаждения, располагался в задней части корпуса. Место водителя и органы управления находились спереди, а боевой отсек занимал среднюю часть корпуса. Повышение пулестойкости предполагалось достигнуть за счет установки бронеплит верхней части корпуса под рациональными углами наклона. На крыше боевого отделения устанавливалась башня с двускатными бортами, по конструкции походившей на башню легкого танка «Tetrarch». В лобовом листе башни устанавливалась 2-фунтовая (40 мм) танковая пушка и один 7,62-мм пулемет, оснащенные оптическими прицелами. Надо отметить, что экипаж из 3-х человек получил возможность хорошего обзора за счет многочисленных смотровых приборов: три в передней части корпуса и четыре в башне. Помимо этого, по бортам, в специальных нишах, подвешивались свободновращающиеся запасные колеса, помогавшие при преодолении вертикальным препятствий.

Первый прототип, известный под названием Hamilton Bridge Wheeled Tank, являлся лишь опытной моделью и потому изготовлялся из мягкой стали. Испытания бронеавтомобиля прошли в 1941 году и завершились успешно. Была отмечена только излишне высокая центровка, осложнявшая передвижение по пересеченной местности. Это позволило в кратчайшие сроки доработать его конструкцию, которая в серийном производстве получила обозначение «Fox». Прототип «колесного танка» был впоследствии разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Hamilton Bridge Wheeled Tank образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 5993 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4318
Ширина, мм 2184
Высота, мм 2286
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 2-фунтовая (40 мм) танковая пушка и один 7,62-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ мягкая сталь
ДВИГАТЕЛЬ Ford V8, бензиновый, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 95 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, шины пневматические 9х16 дм, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 88,5 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 483 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

“Fox” Разведывательный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: “Fox” Armored Car Альтернативное обозначение: GM “Fox” Mk.I, GM Canadian “Fox” Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: строился серийно в 1942-1943 гг.

В середине 1940 года, уже после поражения на Западном фронте, стало окончательно ясно, что собственными силами предприятия размещенные в метрополии не смогут обеспечить боевой техникой свои войска в колониях и доминионах. Исходя из этого военный департамент Канады принял решение найти выход из сложившейся ситуации собственными силами. Поскольку времени на разработку бронетехники практически не было в качестве базового образца для постройки бронеавтомобиля выбрали Armored Car “Humber” Mk.IV. Эта машина хорошо зарекомендовала себя в Северной Африке и к тому же для её производства имелось специальное полноприводное шасси.

Работы по проектированию адаптированного варианта «хамбера», получившего новое название «Fox», была начаты в конце 1941 года. Ходовая часть с колесной формулой 4х4 заимствовалась без изменений. Все колеса были одинарными и оснащались протектированными шинами. В системе подвески обоих мостов использовались листовые рессоры.

Корпус для «фокса» разрабатывался инженерами Hamilton Bridge Company. Точнее говоря, была проведена доработка уже существующей конструкции с внесением незначительных изменений как внешне, так и в состав приборного оборудования. Корпус собирался из бронелистов толщиной от 7 до 15 мм, обеспечивавшим только противопульную защиту. Повышенние пулестойкости достигалось за счет установки горизонтальных лобовых и кормовых бронелистов под значительными углами наклона. Компоновка корпуса была следующей: спереди размещалось отделение управления, в средней части — боевое отделение, на корме – моторный отсек. Для улучшения условий работы водителя и увеличения внутреннего объёма над его местом была сделана рубка с лобовым удлиненным люком, имевшим смотровую щель защищенную бронестеклом.

На крыше боевого отделения устанавливалась шестигранная башня, в лобовом листе которой монтировалась спаренная установка состоявшая из пулеметов Browning М2Н калибра 12,7 мм и Browning М1919А4 калибра 7,62 мм (на британском образце это были соответственно 15-мм и 7,92-мм пулеметы BESA). Справа от них крепился двуствольный дымовой гранатомет. Экипаж состоял из трех человек: водитель, командир и стрелок. По бортам корпуса находились ящики с инструментами и запасными частями.

Машина оснащалась более мощным бензиновым 6-цилиндровым двигателем GM 210 (106 л.с.) оснащенным жидкостной системой охлаждения. В верхнем и нижнем вертикальном бронелисте задней части корпуса устанавливалось бронированое жалюзи, рама которого могла подниматься для обеспечения доступа к агрегатам силовой установки. В состав трансмиссии входило сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (обеспечивавшая 4 скорости движения вперед и одну скорость заднего хода), демультипликатор, гидравлические тормоза с вакуумным усилителем. Внешняя связь обеспечивалась раддиостанцией №19 со штыревой антенной.

Короткий испытательный цикл был проведен в конце 1941 года, после чего было развернуто серийное производство «фоксов», которые были определены в категорию Armored Car (т.е. бронемашины с тяжелым вооружением). За два года было собрано 1506 машин, однако далеко не все из них предназначались Канаде.

В общей сложности, к 1 декабря 1943 года, канадская армия получила 256 машин этого типа. Впервые «фоксы» были применены в боевых условиях в ходе высадки в Италию поздней осенью 1943 года. В частности, несколько машин этого типа имелось в составе эскадрона «С» 1-го бронеавтомобильного полка (C Squadron, 1st Armoured Car Regiment , входил в состав Royal Canadian Dragoons). Наступление союзников, развивавшееся в первые месяцы весьма успешно, окончательно выдохлось уже к ноябрю. Не сильно помогло прибытие канадцев – занявшие оборону в центральной части Италии немецкие войска оказали ожесточенное сопротивление. К середине 1944 года, когда с большим трудом удалось прорвать оборону под Кассино, практически все «фоксы» оказались выбитыми из боёв.

Тем не менее, карьера «фоксов» продолжилась после высадки в Нормандии. В октябре 1944 года 21-я армейская группа запросила предоставить ей все машины этого типа, включая 200 уже находившиеся на территории Великобритании. Применять их в прямых боях с немцами союзники не собрались, просто с расширением освобожденной территории требовалось всё больше техники для выполнения функций охранения и патрулирования, с чем «фоксы» прекрасно справлялись. Впоследствии большая часть оставшихся в Европе машин была передана другим странам.

Некоторое количество «фоксов» также было отправлено на другой конец света – в Индию, где войска Британского Содружества сражались с японцами. Сказать что-либо об их боевом применении на Индийском ТВД очень затруднительно из-за отсутствия достоверной информации. После 1947 года уцелевшие «фоксы» перешли в руки Индии и приняли участие в войне с Пакистаном. Известно, что две машины из состава 7-го легкого кавалерийского полка индийской армии были захвачены пакистанцами в качестве трофеев и продолжили службу в составе 11-го кавалерийского полка. Впоследствии один из «фоксов» был разобран, а второй был оставлен в качестве памятника. Бронеавтомобили оставшиеся в Индии продолжали свою службу до 1950-го года включительно.

Между тем, значительное количество «фоксов» осталось на родине. Несмотря на хорошие отзывы экипажей эти бронемашины устарели уде к 1943 году и потому их постепенно заменяли на американские «Staghound», хотя и после вывода во «вторую линию» им нашлась подходящая работа. Последние 6-8 лет своей службы «фоксы» активно использовались для обучения личного состава. Канадские «фоксы» начали отправлять на разбронировку в конце 1940-х гг., но лишь в начале 1950-х гг. этот процесс принял массовый характер. Впрочем, история одного из лучших канадских бронеавтомобилей на этом не завершилась.

В послевоенные период излишки бронетехники стала раздавать союзным странам. Одними из первых «фоксы» были приняты армией Нидерландов, остро нуждавшейся в любой боеспособной технике для наведения порядка в азиатских владениях. До этого, в 1945 году была осуществлена поставка британских бронемашин «Humber» Mk.IV, но из-за сильного износа и отсутствия запчастей их количество заметно сократилось. Зная о преемственности конструкций голландцы обратились к Канаде, которая согласилась продать 39 «фоксов». Вначале машины прибыли в Дилен (Deelen), где была проведена их приёмка. После этого «фоксы» отправили в Роттердам – здесь усилиями специалистов из Machinefabriek Wilton Fijenoord была проведена их модернизация.

Дело в том, что у голландцев осталось значительное количество «запчастей» от «хамберов», которые ещё можно было использовать. Кроме того, обслуживать бронемашины оснащенные двигателями GMC было значительно проще, поскольку колониальные силы использовали значительное количество грузовиков той же марки. Таким образом, к реализации был принят вариант предусматривавший установку на корпус «фоксов» башен от списанных «хамберов» с 37-мм пушками, что также заметно содействовало унификации материальной части. В течении октября 1946 года работы по перепроектированию и постройке опытного образца были проведены практически в полном объёме, а 7-го ноября состоялись успешные огневые испытания. Впоследствии подобным образом переоборудовали 34 машины – полученные «гибриды» стали именовать как «Humfox».

Служба «хамфоксов» на островах Голландской Ост-Индии началась в 1947 году. Основая часть машин была передана разведывательным подразделениям, где они использовались совместно с бывшими канадскими «Lynx» и британскими «Humber» Mk.III.

После падения колониального режима новообразованной Индонезии досталось немало голландской техники, хотя бронемашин среди неё было очень мало. Согласно отчету, на 17-е марта 1951 года имелось всего 14 «хамфоксов» и «стегхаундов», техническое состояние которых оставляло желать лучшего. В течении нескольких следующих лет они отправились на «временное хранение», где были частично или полностью разобраны. Лишь в 1989 году, на месте бывшего голландского тренировочного лагеря, удалось отыскать два «хамфокса» без внутреннего оборудования и башен.

Следующим покупателем стала Португалия, которая до войны располагала только бронемашинами, больше подходившими под категорию “импровизированные”. В 1961 году канадские представители передали португальской армии несколько десятков “фоксов”, служить которым предстояло в заморских владениях. Закупка устаревшей техники была для Португалии мерой вынужденной – в начале 1960-х гг. обострилась обстановка в Гвинее, Анголе и Мозамбике, причем в двух последних колониях началась полномасштабная партизанская война. Применение “фоксов” продолжалось здесь вплоть до 1975 года, пока португальские войска не покинули Африку. В дальнейшем все «фоксы» были разобраны.

До настоящего времени сохранилось очень мало канадских бронеавтомобилей типа «Fox». Кроме трех уже упомянутых машин (две в Индонезии и одна в Пакистане) в различных музеях и частных коллекциях имеется не менее 16 «фоксов», прием большая часть – на ходу.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Fox” образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 7300 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4576
Ширина, мм 2180
Высота, мм 2839
Клиренс, мм 279
ВООРУЖЕНИЕ один пулемет Browning М2Н калибра 12,7 мм и один пулемет Browning М1919А4 калибра 7,62 мм, один двуствольный дымовой гранатомет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 15 мм борт корпуса — 10 мм корма — 7 мм крыша — 7 мм днище — 7 мм башня — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ GMC mod. 210, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 106 л.с.; рабочий объем 2695 куб.см.
ТРАНСМИССИЯ сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, демультипликатор, гидравлические тормоза с вакуумным усилителем
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4×4, размер шин 10,50х20 дм, подвеска на листовых полуэллиптических рессорах
СКОРОСТЬ 72 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 400 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 40
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция №19

“Otter” Легкий разведывательный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Light Reconaissance Car “Otter” Альтернативное обозначение: Canadian GM Mark I Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1942 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Среди легких бронеавтомобилей, появившихся в период Второй Мировой войны, необходимо отметить разработки канадских специалистов, которые как могли помогали своей стране одержать победу над врагами. Наиболее известной стала машина под названием «Fox», однако в Канаде был реализован менее известный проект, позже получивший название «Otter» («Нутрия»).

Работы по этой машине начались в 1941 году, когда войска Британского Содружества пытались защитить колониальные владения. Отсюда возникали повышенные требования к мобильности, ремонтопригодности и проходимости вне дорог. Канадскими инженерами из фирмы General Motors был предложен проект на основе армейского грузовика Chevrolet С15. Суть его сводилась к установке бронированного корпуса на полноприводную ходовую часть. Проект был одобрен, поскольку канадские войска получали в этом случае хорошую альтернативу британскому «Humber» Mk.III (LRC), и в том же году началась его реализация. Официально новый бронавтомобиль относился к категории Light Reconnaissance Car – легкая разведывательная машина.

Первый образец бронеавтомобиля «Otter» получил корпус клёпано-сварной конструкции разработанный специалистами фирмы Hamilton Bridge Company. Корпус собирался из броневых листов толщиной от 6 до 12 мм. Чтобы улучшить пулестойкость практически все бронелисты (за исключением нижней части корпуса в районе подвески) устанавливались под рациональными углами наклона. Компоновка «Otter» была стандартная – спереди размещался моторный отсек, далее находилось отделение управления, а среднюю и кормовую часть занимал боевой отсек. На крыше корпуса устанавливалась одноместная башня в форме усеченного конуса. В передней части башни имелась амбразура для установки противотанкового ружья Boys (13,97-мм) и пехотного пулемета Bren (7,71-мм). Также на башне устанавливался 4-зарядный дымовой гранатомет. Экипаж машины состоял из трех человек: водитель, пулеметчик и командир. Связь обеспечивалась радиостанцией No.19.

Ходовая часть сохраняла прежнюю конфигурацию с колёсной формулой 4х4. Колеса оснащались пулестойкими шинами размером 9.00х16 дм с развитыми протекторами. Управляемые колеса передней оси были одинарными, колеса задней оси – сдвоенные. Подвеска на листовых рессорах. Основу силовой установки составлял 6-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 104 л.с. Система охлаждения – жидкостная. Радиатор защищался лобовым бронированным жалюзи. Трансмиссия включала 4-ступенчатую коробку передач. Ёмкость топлива составила 30 галлонов (113,6 литров), охлаждающей жидкости – 15 кварт (14,2 литра), масла – 7 кварт (6,63 литра).

Испытания «Otter» прошли достаточно успешно. Машина развивала скорость по шоссе до 45 км\ч и обладала высокими ходовыми качествами, даже несколько превзойдя британский «Humber». Радиус разворота влево составил 14,6 метра, вправо – 15 метров. Правда, запас хода оказался небольшим – всего 161 км. Причиной тому стал повышенный расход топлива, составивший один галлон на 8 миль (один литр на 3,37 км). К тому же, бронеавтомобиль обладал высокой центровкой. Тем не менее, было принято решение о серийном производстве «Otter». Поставки начались в 1942 году, а последняя машина была получена 26-го ноября 1943 года.

Канадская армия воевавшая в Европе получила в общей сложности 388 единиц, хотя в ряде источников приводится цифра 260 и 170 фактически использовавшихся машин. Использовались подразделениями Royal Canadian Engineers и Royal Canadian Army Service Corps на Западном фронте в 1944-1945 гг. Основная часть машин попала в состав 1-й канадской армии, где поначалу их пытались использовать в роли «сигнальных» и чисто разведывательных машин. Этот опыт был признан неудачным из-за больших габаритов и слабой защищенности «Otter», а вот в качестве машин наблюдения их применение оказалось весьма успешным. На завершающем этапе боевых действий в Европе канадские бронеавтомобили активно использовались артиллерийскими наблюдателями. Впоследствии большая часть «Otter» была передана союзным странам.

Ещё около 100 машин остались в Канаде и продолжали числиться в качестве разведывательных в составе таких подразделений, как 24th Reconnaissance Battalion в Кэмп Бордене (Camp Borden) и 6th Division’s 31st (Alberta) Reconnaissance Battalion в Британской Колумбии (British Columbia). По состоянию на 1952 год в составе канадской армии всё ещё оставалось 45 «Otter». Впрочем, уже к ноябрю 1955 года практически все из них отправили на утилизацию, поскольку к ним просто не нашлось необходимого количества запасных частей. По мнению канадских солдат и офицеров «Otter» стал худшей машиной, которую только получала армия с 1939 по 1945 гг.

География применения остальных канадских бронемашин 877, из которых 3 потеряли при транспортировке, была весьма широка. Достаточно сказать, что канадские бронемашины активно использовались армиями девяти стран на двух континентах.

Великобритания – использовался подразделения RAF в Северной Африке в течении 1942-1943 гг. как машина патрулирования и охранения. Учитывая слабость вооружения и желание провести унификацию силами британских полевых мастерских часть машин оснащалась 20-мм автоматическими пушками и 7,71-мм пулеметами Vickers. В послевоенный период бронеавтомобили «Otter» несли службу в колониальных владениях (в т.ч. Малайя, Трансиордания и Кувейт). Последние машины использовались в 1955-1956 гг.

Аден – несколько «Otter» было оставлено колониальным силам для поддержания порядка на юге Аравийского полуострова. Предположительно использовались до начала 1960-х гг.

Бельгия – несколько «Otter» передано в послевоенный период.

Франция – несколько «Otter» передано в 1944 году.

Греция – несколько «Otter» было передано греческим войскам в 1942-1943 гг., использовались в Северной Африке.

Нидерланды – партия канадских «Otter» была передана голландской армии в 1947 году.

Индонезия – те же «Otter» ранее переданные Нидерландам в конце 1940-х гг. были отправлены на острова Голландской Ост-Индии, где несколько следующих лет они использовались для противопартизанской борьбы.

Израиль – несколько «Otter» было захвачено у сирийской армии в ходе войны 1948-1949 гг. Впоследствии использовались в полицейских подразделениях.

Иордания – в конце 1946 года Арабский Легион получил несколько бронемашин Marmon-Herringtom Mk.IV и «Otter». Впоследствии их передали армии Иордании, в составе которой они использовались в ходе первой арабо-израильской войны.

Благодаря относительной многочисленности до настойщего времени сохранилось около двух десятков бронеавтомобилей «Otter», по крайней мере 15 из которых находится в музеях в достаточно хорошем техническом состоянии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
«Otter» \ Canadian GM Mark I образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 4440 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4496
Ширина, мм 2159
Высота, мм 2438
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ противотанковое ружье Boys калибра 13,97 мм и пулемет Вren калибра 7,7 мм
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм борт корпуса — 8 мм корма корпуса — 8 мм башня — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ GMC, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный; мощность 106 л.с. рабочий объем 2695 куб.см.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 5-ступенчатой КПП (4 скорости вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4×4, размер шин 9,00×16, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 75 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 161 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

“Lynx” Разведывательный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Scout Car Lynx Альтернативное обозначение: Scout Car Mk.III , Ford 1, Ford 2 Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1942 г. Стадия завершения работ: строился серийно с 1943-1945 гг., использовался до начала 1950-х гг.

В рамках программы расширения производства бронетехники на предприятиях Канады был развернут массовый выпуск нескольких аналогов танков и бронемашин, исходными вариантами для которых послужили американские и британские образцы. Так, в 1941 году на производственных мощностях фирмы Canadian Ford Motor Company началась сборка легких разведывательных бронеавтомобилей Daimler Scout Car («Dingo»). Эти машины, несмотря на откровенно слабое вооружение, на протяжении последнего года успешно использовались в Северной Африке. Главным козырем этих машин являлись высокие ходовые качества.

Пакет документации был получен канадскими специалистами в том же году и уже в начале 1942 года на испытания поступил первый опытный образец под названием «Lynx» («Рысь»). Конструкция этой машины практически полностью соответствовала британскому «динго» за исключением некоторых деталей.

Корпус «рыси» первой модели собирался из бронелистов дифференцированной толщины при помощи сварки. В передней части корпуса, под наклонными бронелистами, размещалось рулевое управление и элементы трансмиссии. В средней части корпуса находилось боевое отделение, где размещались места для водителя (справа) и командира машины (слева), который также выполнял обязанности стрелка и радиста. Посадка экипажа производилась через двери в нижних бортовых листах. Моторный отсек занимал заднюю часть корпуса. Главной отличительной особенностью «рысей» стала установка американского 8-цилиндрового двигателя Ford C49WC мощностью 95 л.с. при 3600 об\мин. Запас топлив составил 24 галлона (91 литр). Вооружение состояло из одного 7,71-мм пулемета Bren перевозимого в укладке. Для обеспечения внешней связи в боевом отделении устанавливались радиостанция №19 со штыревой антенной.

В ходовой части полноприводного типа (колесная формула 4х4, база 2057 мм) использовалась подвеска на листовых рессорах. Шины пневматические пулестойкие размером 9,00×16 дм. Трансмиссия включала четырехскоростную коробку передач, раздаточную коробку и гидравлические тормоза.

Испытания прототипа «Lynx I» прошли успешно. Установка более мощного двигателя благотворно сказалась на скоростных характеристиках, однако при этом возник ряд других проблем. Силовая установка была подвержена перегреву, а при движении только на колесах заднего моста выходила из строя ходовая часть. Тем не менее, бронемашина была запущена в серийное производство. Применительно к первой модели использовались также обозначения Ford I и cout Car Mk.III (код SC-1).

Корпуса для «рысей» поставляла фирма International Harvester, а окончательная сборка проводилась на предприятиях Canadian Ford Motor Company размещенных в г.Виндзор. Начиная с 336 образца в конструкцию «Lynx I» внесли изменения – была облегчена крыша моторного отсека и улучшено охлаждение двигателя за счет внедрения новых воздухозаборников.

Второй вариант бронемашины под названием «Lynx II» отличался усиленной подвеской и доработанным шасси, что позволило уменьшить радиус разворота. В состав вооружения, вместо штатного «брена» теперь можно было включать крупнокалиберный американский Browning (12,7-мм). Для этой модели также использовалось обозначение Ford 2 (код SC-2 или C29SR).

В общей сложности, с 1943 по 1945 год, было выпущено 3255 канадских «рысей», большая часть которых была передана армиям Британского Содружества. В боевых условиях «рыси» довелось опробовать в июле 1943 года, когда 4 бронемашины этого типа начали выполнять разведывательные задачи для 25-го драгунского танкового полка (25th Dragons) дислоцированного в Бирме. Начиная с июня 1944 года «рыси» широко использовались в Западной Европе, в основном в Италии, Франции и Бельгии. Примечательно, что в период итальянской кампании 1943-1945 гг. на этих бронемашинах воевали индийские экипажи.

В послевоенный период «рыси» продолжали активно использоваться только в колониальных владениях. Достаточно много машин осталось в Индии, откуда впоследствии их перебросили в Малайю, где в течении 1947-1954 гг. шла ожесточенная партизанская война. Уцелевшие «рыси» далее были переданы правительству Южного Вьетнама, причем некоторые образцы прошли «кустарную модернизацию». Так например, на одной из машин была установлена одноместная башня над местом командира.

До настоящего времени сохранилось несколько экземпляров «Lynx» обоих модификаций, большая часть из которых находится в музеях Канады, Австралии и Великобритании.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Lynx II” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 3200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3300
Ширина, мм 1750
Высота, мм 1530
Клиренс, мм 203
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет Bren или один 12,7-мм пулемет Browning в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ механический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм борт корпуса — 12 мм корма корпуса — 7 мм крыша — 6 мм днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford C49WC, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, мощностью 95 л.с., рабочий объем 3917 куб.см.
ТРАНСМИССИЯ четырехскоростная коробка передач, раздаточная коробка, гидравлические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4×4, шины пневматические пулестойкие размером 9,00×16 дм, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 83 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 400 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,46
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция №19 со штыревой антенной

CAPLAD Бронетранспортер \ легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: CAPLAD Альтернативное обозначение: отсутствовало Начало проектирования: 1943 г. Дата постройки первого прототипа: 1944 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В середине Второй Мировой войны военные ведомства Великобритании и Канады инициировали разработку полноприводного универсального бронеавтомобиля, способного если не заменить свои более ранние аналоги, то по крайней мере привести материально техническую базу армий Британского Содружества к определееному «общему знаменателю». Работы проводились специалистами британского филиала фирмы Ford и канадского филиала фирмы General Motors. Первая поставляла шасси, в то время как вторая занималась проектированием корпусов и адаптацией их под различные нужды.

В общей сложности, если судить по данным из зарубежных источников, в течении 1944-1945 гг. было построено семь машин серии CAPLAD. По большей части это были вспомогательные транспортные средства, предназначавшиеся для поддержки наземных сил. Штатное вооружение у машин серии CAPLAD отсутствовало. Набор внутреннего оборудования варьировался в зависимости от модификации:

CAPLAD (Ford Canada Prototype) — первый канадский прототип бронемашины общего назначения на шасси Canadian Ford.

CAPLAD (Ford Ambulance) — канадский прототип полубронированной санитарной машины на шасси Canadian Ford.

CAPLAD (Ford Command) — канадский прототип полубронированной командирской машины Canadian Ford.

CAPLAD (Ford Command Variant 1) — улучшенный вариант полубронированной канадский командирской машины Canadian Ford (оснащался бортовой дверью).

CAPLAD (Ford — LAD) — канадский прототип легкой ремонтной машины на шасси Canadian Ford.

CAPLAD (GM Canada Prototype) — канадский прототип бронемашины поставленный фирмой GM Canada.

CAPLAD (UK Prototype) — британский прототип бронемашины на шасси Ford WOT-9 chassis.

Несмотря на то, что к середине 1945 года был проделан большой объём работ проект CAPLAD не получил дальнейшего развития. Причиной тому стало не только завершение войны, но и огромное количество боевой техники, пригодное для использования в тех же целях. Судьба построенных машин серии CAPLAD пока не установлена.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
CAPLAD образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА около 5000-5500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Ford V8, бензиновый, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, шины пневматические пулестойкие
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?