Бронетракторы Китая

“Suttont Skunk” Бронетрактор (предположительно 1929 г.)

История бронетанковых сил в Китае периода гражданских войн первой половины 20-го века изучена достаточно мало. Кроме поставок французских танков FT-17, британских «виккерсов», немецких Pz.Kpfw.I, итальянских CV 3/33 и советских Т-26 китайцы вроде как больше ничего не получали, однако это далеко не так. Ещё в конце 1920-х гг. предпринимались первые попытки наладить кустарную сборку импровизированных гусеничных боевых машин, но первые их образцы появились лишь несколькими годами позже. Проводя анализ нескольких зарубежных источников можно составить более полную картину происходивших тогда событий.

Разумеется, китайцы были в курсе, что самым быстрым способом получить гусеничную бронемашину является бронировка тракторов. Впрочем, даже для этого опыта у них оказалось недостаточно. Импульсом к развитию послужили действия американских коммерсантов, которые давно славились своими способностями продавать нуждающимся всё нужное и не нужное.

Дело в том, что в 1918-1919 гг. американская армия получила несколько десятков полубронированных артиллерийских тракторов Holt. Машины оказались удачными, на война, к которой их готовили, неожиданно быстро закончилась. Оставшись не востребованными «холты» были проданы частным владельцам и фирме-производителю. Казалось бы, на этом можно было бы остановиться, но в годы Великой Депрессии фирме Caterpillar (в которую влилась Holt) пришлось отчаянно маневрировать, чтобы предложить более широкий ассортимент продукции. Вот тут-то и пригодился опыт по бронировке тракторов.

В конце 1920-х гг. один из сельскохозяйственных тракторов Holt был оснащен не только бронекорпусом с амбразурами для двух пулеметов винтовочного калибра, но и получил возможность для установки различного оборудования, предназначенного для постановки дымовых завес или распыления отравляющих веществ. Работы проводились на фирме Henry Disston Steel Works, которая обладала всем необходимым оборудованием, предназначенным для производства броневого проката. Кроме того, эта же фирма стала известна благодаря выпуску небольшой серии собственных бронетракторов. Разработкой бронетрактора занимался генерал Фрэнк Саттонт (Frank Sutton), причем в качестве потенциальных покупателей ему виделся именно Китай, где уже более 30 лет шли практически беспрерывные войны.

Конструкция этой машины была близка к 10-ton Model 55 Artillery Tractor. Ходовая часть 10-тонного трактора, применительно на один борт, состояла из 6 опорных катков с жесткой подвеской, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса, а также крупнозвенчатой гусеницы набранной из стальных траков. Бронировка моторного отделения осталась без изменений, новой разработкой была только защита боевого отсека, в котором могли размещаться два или три(?) танкиста. При этом, водитель располагался по продольной оси корпуса и имел смотровой люк в лобовом бронелисте надстройки. По бокам от него располагались амбразуры для пулеметов, а в бортах корпуса имелось по две бойницы для стрельбы из винтовок или пистолетов. Но главной «изюминкой» проекта являлась установка в корпусе 3-дюймового траншейного миномета, стрелявшего назад по ходу движения. Неудивительно, что демонстрационный образец был назван его создателями “Suttont Skunk” (“Скунц Саттонт”).

Новый американский бронетрактор был отправлен в Китай, где предполагалось наладить рынок сбыта, но там его следы теряются. Казалось бы, тут история может закончиться, если бы не творческое мышление самих китайцев. После того, как к Нанкискому (центральному) правительству пришло полное осознание необходимости наличия в войсках бронетанковой техники, начались активные изыскания, направленные не только на её закупку за рубежом. Трезво оценив собственные силы маршал Лиу Хсанг (Liu Hsiang), которому принадлежит первенство создания Бронеавтомобильного и Танкового Корпуса (Armored Car and Tank Crops of Chongqing), принял решение о начале собственного производства бронетракторов. В качестве исходных образцов были выбраны тракторы фирмы Cletrac, общим количеством в пять штук. Четыре бронетрактора, созданные на шасси Cletrac 20, оснащались двумя 7,71-мм пулеметами Lewis. Пятый танк строился на базе более тяжелого Cletrac 30 и имел вооружение из 37-мм пушки и одного 7,71-мм пулемета Lewis. Как выглядели эти уникальные боевые машины сейчас можно только предполагать, но не исключено, что прототипом для них послужил тот самый “Suttont Skunk”, отличавший простой и дешевой конструкцией. До наших дней фотографии китайских бронетракторов не сохранились или отсутствовали вообще. Также нет информации об их боевом применении. Можно лишь предположить, что бронетракторы использовались для поддержания порядка на внутренних территориях.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
“Suttont Skunk” образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА ~10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~3100
Ширина, мм ~2000
Высота, мм 2438
Клиренс, мм ~400
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ два 7,62-мм пулемета и один 76,2-мм траншейный миномет
ДВИГАТЕЛЬ Holt, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 6 опорных катков с жесткой подвеской, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ ~6 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —