Самоходные артиллерийские установки Чехословакии

Škoda Š-I-d \ T-32 Легкая самоходная установка

Официальное обозначение: Škoda Š-I-d
Альтернативное обозначение: Škoda T-32
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: проект закрыт.

В продолжении работ по отвергнутой танкетке Š-I фирмой Škoda был предложен проект самоходной установки на той же ходовой части. Рассматривалось несколько предложений, но выбран был только наиболее актуальный вариант с установкой противотанкового орудия.

Такое решение созрело не напустом месте — боевая ценность танкеток уже к середине 1930-х гг. оценивалась не очень высоко, однако при наличии небольшой, но мощной пушки эти легкие машины могли эффективно использоваться для борьбы с танками противника. В Чехословакии проблем с наличием противотанковых орудий не было. Наиболее эффективным считалось изделие А3 фирмы Škoda. Это была танковая 37-мм пушка, способная поражать любой танк, толщина брони которого не превышала 35 мм. Для 1935 года такой показатель был более чем достаточным, однако размеры и масса ПТО не позволяли разместить его в боевом отделении танкетки.

Работы начались над модифицированным вариантом привели к созданию варианта Š-I-d (дополнительный индекс «d» означал «dělový» — пушечный). Изменения коснулись только боевого отделения — вместо тяжелого пулемета с левой стороны корпуса устанвливалось 37-мм танковое орудие A3. Пушка имела сектор горизонтального наведения 10° в обе стороны и углы вертикального наведения от -10° до 25°. Боекомплект на прототипе состоял из 30 выстрелов и 1000 патронов.

Ходовая часть самоходки была аналогична танкетке Š-I-P. Применительно на каждый борт она включала четыре опорных катка сблокированных в тележки по два, задний независимый опорный каток, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо с ободами для предотвращения соскакивания гусеницы. Тип подвески остался прежним — тележки сохраняли амортизацию на листовых полуэлиптических рессорах. Дополнительный каток имел пружинную амортизацию.

Корпус имел преимущественно колепаную конструкцию и собирался на L-образных уголках при помощи болтов и заклёпок. Толщина бронелистов составляла 5,8,10,12,15 и 20 мм, что надежно защищало от огня легкого стрелкового оружия на дистанциях до 50 метров. В моторном отсеке устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель Škoda мощностью 55 л.с. Вентилятор, охлаждающий двигатель, также нагнетал воздух в боевое отделение.

Хотя прототип Š-I-d был готов во второй половине 1936 года на его доработку потребовалось несколько месяцев, в результате чего наиспытания его представили летом 1937 года. Чехословацкая армия, как это ни странно, большого интереса к этой машине не проявляла. По всей видимости, возможности танков, оснащенных 37-мм и 47-мм пушками, были несколько переоценены. В итоге основной приоритет был сделан на поставки за рубеж.

Большой интерес к танкетке проявила армия Югославия. Не имея возможности закупать дорогую бронетехнику у ведущих танкостроительных фирм югославы рассмотрели вариант, предложенный фирмой Škoda. Хотя «противотанковая» модификация танкетки подходила им не по всем параметрам потенциальные возможности Š-I-d при грамотном использовании были достаточно велики. Результатом переговоров, проведенных в 1937 году, стало заключение контракта на 8 машин.

Для экспортных поставок Š-I-d снова модифицировали, установив пушку Škoda А3ÚVJ и легкий пулемет ZB vz.30J калибра 7,92-мм. Сравнительно с начальной версией югославский вариант потяжелел на 1200 кг. Компенсировать возросшую массу удалось за счет использования двигателя мощностью 60 л.с., благодаря чему даже несколько увеличилась максимальная скорость и запас хода. Вариант для Югославии обозначался как Š-I-D, к которому впоследствии прибавился индекс Т-32. В модифицированном виде самоходные установки были приняты на вооружение югославской армии в 1937 году.

Далее был разработан экспортный модернизированный вариант Š-I-j. Танкетка отличалась новым двигателем, доработанным корпусом, новой ходовой частью и усиленным бронированием. В качестве основного вооружения устанавливалась 47-мм пушка и 7,92-мм пулемет. По сути, танкетку наконец превратили в полноценную легкую САУ. На вооружение Š-I-j так и не поступили, поскольку в марте 1939 года Чехословакия была полностью оккупирована.

История эксплуатации самоходных орудий Š-I-d в составе югославской армии, равно как и боевого применения, весьма туманна по причине отсутствия каких-либо достоверных сведений. Впрочем, можно с уверенностью говорить, что чехословацкие САУ стали самыми современными боевыми машинами и их боевой потенциал оценивался достаточно высоко. К примеру, бронебойный 47-мм снаряд мог пробить вертикально установленный 30-мм лист брони на дистанции до 500 метров. Так что, на фоне лёгких танков FT-17 и М26\27 (осоставлявших основу бронетанковых войск Югославии на тот момент) самоходные орудия Š-I-d смотрелись более чем выгодно. Тем не менее, в 1937 году все восемь самоходок был направлены в кавалерийскую школу в Земуне, где их использовали только для учебных целей.

К сожалению, реализовать даже небольшую часть боевых возможностей югославских САУ не удалось. В апреле 1941 года несколько Š-I-d были выдвинуты навстречу наступавшими немецким войскам, но по пути большая часть самоходок была оставлена пря на дорогах из-за технических проблем. Есть также информация, что машины были отправлены на фронт без боекомплекта к 47-мм орудиям. Встреча с танками противника, по всей видимости, так и не состоялось, хотя на одной из немецких фотографий видно, что одна из Š-I-d была брошена после разрушения ходовой части. Не исключено, что эта самоходка стала жертвой противотанкового орудия. По меньшей мере, во фронтовых условиях, немцам удалось захватить не менее четырех Š-I-d.

После захвата Югославии немцы отбуксировали самоходки, часть из которых ещё можно было использовать, на пункты сбора трофейной техники. Несколько трофейных Š-I-d было отремонтировано и включено в состав учебных подразделений. Остальные в 1941 году отправили на слом. В вермахте данные самоходные орудия обозначались как Pz.KpfW.32 (j).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК
Škoda Š-I-d и Т-32

Škoda Š-I-d
1936 г Škoda T-32
1937 г.
БОЕВАЯ МАССА 3600 кг 4800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3170 3580
Ширина, мм 2000 1980
Высота, мм 1580 1760
Клиренс, мм ? ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Skoda A3 и один легкий пулемет ZB vz.26 одна 37-мм пушка Skoda A3UVJ и один легкий пулемет ZB vz.30J
БОЕКОМПЛЕКТ 30 выстрелов и 1000 патронов 42 выстрела и 1000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм
борт — 12-15 мм
корма — 10 мм
крыша — 8 мм
днище — 5 мм лоб корпуса — 22 мм
борт — 15 мм
корма — 10 мм
крыша — 8 мм
днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Škoda, бензиновый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3650 см.куб., мощностью 55 л.с. Škoda, бензиновый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3990 см.куб., мощностью 60 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: карданный вал, дифференциалы, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сблокированных в 2 тележки с амортизацией на полуэлиптических ресорах, независимый задний каток, 4 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стаьных траков
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе 41 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 220 км по шоссе 250 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 0,50
Ширина рва, м 1,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Škoda Š-I-j \ T-3D Самоходная артиллерийския установка

Официальное обозначение: Škoda Š-I-j
Альтернативное обозначение: Škoda T-3D
Начало проектирования: 1938 г.
Дата постройки первого прототипа: 1939 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип, проект закрыт после оккупации Чехсловакии.

В 1938 г. появился модернизированный вариант САУ предназначенный для экспорта в Югославия и получивший обозначение S-I-j (позднее переименована в T-3D). Для неё спроектировали новое шасси с четырьмя опорными катками большого диаметра, но с использованием стандартной подвески на листовых полуэлиптических рессорах. Другие элементы ходовой части включали по два поддерживающих ролика накаждый борт, ведущие колеса переднего расположения и направляющие колеса заднего расположения.

Корпус машины сохранил клепано-сварную конструкцию и собирался из бронелистов толщиной от 8 до 30 мм. Таким образом, бронирование самоходного орудия было усилено, правда, только в лобовой части. Компоновка корпуса осталась без изменений, с передним расположением боевого отделения и задним размещением моторного отсека. В отличии от более раннего варианта САУ Š-I-j оснащалась дизельным 4-цилиндровым двигателем Škoda мощностью 60 л.с., защищенный более массивным бронированным кожухом. На самоходке устанавливалась механическая трансмиссия с ручной коробкой передач и двухступенчатым редуктором.

Вооружение самоходной установки было незначительно изменено. Для варианта S-I-j оно состояло из 47-мм пушки Škoda A9J и одного 7,92-мм пулемета ZB vz.30J установленных в корусе. Орудие имело углы следующие навдения: 15° по горизонтали в обе стороны и от -10° до 25° по вертикали. Боекомплект из 42 выстрелов и 1000 патронов размещался в боевом отделении. Для обзора на крыше боевого отделения устанвливалась командирская башенка с четырьмя смотровыми приборами, которая была заимствована у самоходки Škoda Š-I-d.

Несмотря на то, что масса самоходного орудия повысилась до 5800 кг её ходовые качества остались на прежнем уровне. Машина могла развивать максимальную скорость до 31 км\ч при движении по шоссе, а удельное давление на грунт составило 0,5 кг\см.кв. Запас хода по твердому грунту составлял 6 часов.

Прототип успешно прошел ходовые испытания после чего от Югославии поступил заказ на 108 самоходных орудий. Однако, в марте 1939 г. Чехословакия была полностью оккупирована и почти вся опытная техника досталась немцам. Югославский заказ был аннулирован и Š-I-j остался только в виде опытного образца. Специалисты из панцерваффе по достоинству оценили попытку инженеров фирмы Škoda по созданию легкой противотанковой САУ и в 1939 г. провели его всесторонние испытания. Тем не менее, до серийного производства дело не дошло. Единственный экземпляр Š-I-j был впоследствии передан в распоряжение частей SS, где он находился до 1943 года. Дальнейшая судьба прототипа остается невыясненной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Škoda Š-I-j образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 5800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3590
Ширина, мм 2050
Высота, мм 1800
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка Škoda A9j и 7,92-мм пулемет ZB vz.30J
БОЕКОМПЛЕКТ 42 снаряда и 1000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 15 мм
корма корпуса — 15 мм
крыша — 8 мм
днище — 8 мм
маска орудия — ?
ДВИГАТЕЛЬ Škoda, дизельный, 4-цилиндровый, 60 л.с. при 3770 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: ручная КПП (3+1) с 2-хступенчатым редуктором
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сблокированных в 2 тележки с амортизацией на полуэлиптических ресорах, 2 поддерживащих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая, стальная
СКОРОСТЬ 31 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 6 часов
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 1,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?