Средние танки Чехословакии

Atypický tank Tatra Средний танк

Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: Atypický tank Tatra
Начало проектирования: 1934 г.
Дата постройки первого прототипа: не строился
Стадия завершения работ: проект закрыт в виду недоработанности.

В 1936 году фирма Tatra начала работы по концептуально новому среднему танку, часть узлов и агрегатов котором стали предметом патентной охраны. В то время как фирмы Škoda и ČKD продолжали эксплуатировать удачные, но ограниченные для модернизации легкие танки P-II-a и Š-II-a, инженерами Tatra была предложена абсолютно новаторская конструкция.

В первую очередь проект отличается сильно приземистым корпусом с весьма сильным бронированием. Так, нижний лобовой лист имел толщину 50 мм, борта и корма – по 45 мм, крыша – 30 мм, днище – 16 мм. Компоновка корпуса больше соответствовала классической схеме. Тем не менее, внутреннее пространство оказалось настолько мало, что боевое отделение и отсек управления пришлось совместить, для чего была разработана башня оригинальной конструкции. В ней симметрично располагались места для командира танка (справа) и стрелка (слева). В лобовом башенном бронелисте, имевшего незначительный угол наклона, устанавливалась 47-мм пушка и 7,92-мм пулемет ZB vz.35. Диаметр башенного погона равнялся 1765 мм. Бронирование было противоснарядным: вертикальные бронелисты – 50 мм, крыша – 20 мм, нижний бронелист – 16 мм.

Своеобразно была решена проблема рабочего места командира. В боевом положении он занимал место в основной башне и обслуживал пушку. В то же время, для обзора местности, на крыше основной башни установили одноместную командирскую башенку конической формы с диаметром погона 900 мм. Здесь монтировался второй 7,92-мм пулемет и приборы наблюдения. На этом моменте можно было вполне резонно возразить, ведь схема многоярусного размещения вооружения практиковалась и в других странах (средние танки Т-24 и М3 “Grant” тому пример), если бы не один нюанс. Башенка устанавливались на полой цилиндрической тумбе, которая, в свою очередь, крепилась к полу боевого отделения. Бронирование было не менее мощным. Передний лист брони имел толщину 50 мм, борта – 45 мм, крыша – 16 мм. Теоретически такой приём должен был оказать положительное влияние на центровку и ходовые качества танка, но на практике массивная тумба создавала бы массу проблем при работе экипажа.

В наиболее неудачном положении оказался механик-водитель. Из-за оригинальной компоновки корпуса он имел весьма ограниченные углы обзора, что ставило его в зависимость от действий командира. По той же причине при размещении двигателя пришлось применить массивную коробкообразную надстройку над моторно-трансмиссионным отделением. Рядом располагались узлы трансмиссии и топливные баки. МТО отделялось от боевого отсека бронированной противопожарной перегородкой. В системе управления планировалось использовать гидравлику. Вход и выход экипажа из танка мог проводиться только через дверь в кормовом бронелисте башни.

Ходовая часть танка была близка к “нормальной” схеме. Применительно на каждый борт она состояла из восьми сдвоенных опорных катков (два “независимых” и шесть сблокированных по два), одного натяжного переднего колеса меньшего диаметра, четырех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Амортизация опорных катков состояла из листовых полуэллиптических рессор. Полная масса танка Tatra оценивалась в 16 тонн, что было довольно оптимистичным расчетом. К примеру, менее новаторский средний танк Skoda S-III, при гораздо максимальном 32-мм бронировании, свободно перешагнул рубеж в 18 тонн, а более поздний “татровский” танк T-III имел вес 16,4 тонны.

В результате, пытаясь создать оптимальную, с точки зрения защищенности и вооружения, боевую машину средней весовой категории фирма Tatra явно переусердствовала с новшествами, большая часть из которых оказалась неприменима в боевых условиях. Неудивительно, что проект этого танка, так и не получившего официального обозначения, был отвергнут армией. Сейчас эта машина именуется как Atypický tank Tatra, хотя в описании проекта, представленного патентному ведомству 6 августа 1936 года, он проходил как “Projekt tanku s otáċivou veżí a nástavkem”. От всего проекта впоследствии удалось использовать только наработки по ходовой части, которые пригодились при проектировании среднего танка Typ 78 (Tatra T-III).

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Atypický tank Tatra образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА
16000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5035
Ширина, мм
2290
Высота, мм
около 3000
Клиренс, мм
450
ВООРУЖЕНИЕ
одна 47-мм пушка Škoda и два 7,92-мм пулемета ZB vz.35
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса и башни – 50 мм
борт башни — 50 мм
борт корпуса (низ) — 45 мм
борт командирской башенки — 45 мм
корма – 45 мм
крыша корпуса — 20 мм
крыша башни – 16 мм
днище – 16 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Tatra, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 8 сдвоенных опорных катков, 1 независимый каток, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
около 30 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м
?
Ширина рва, м
около 2,50
Глубина брода, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
?

Škoda Š-III Средний танк

Официальное обозначение: Škoda Š-III
Альтернативное обозначение: Škoda KUŠ
Начало проектирования: 1931 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа, проект закрыт в виду недоработок в конструкции.

В 1931 г. чехословацкая армия выдала техническое задание на разработку среднего танка под общим обозначением KUV. В борьбу за право получить выгодный заказ вступили две фирмы – Tatra и Škoda. Оба проекта первоначально имели одну общую черту – по мнению армейского руководства средний танк должен был иметь сменный колесно-гусеничный ход. Разумеется, подобная ходовая часть давала преимущества в скорости передвижения по шоссе, но вместе с тем она была более сложна в технологическом плане. Проект фирмы Škoda, поступивший в разработку в июле 1931 г., проходил под внутрифирменным обозначением KSU (Kombinovany stredni utocny, иногда он также именовался как KUŠ), в то время как его армейское обозначение было Š-III.

Конструктивно танк Š-III был подобен лёгкому танку Š-II-a (LT vz.35), отличаясь от него более толстым бронированием и усиленным шасси, которому из-за возросшей массы теперь приходилось выдерживать более высокие нагрузки. Ходовая часть танка состояла из следующих компонентов: заднее ведущее колесо, передний натяжной (дополнительный) каток, 8 опорных катков собранных в 4 тележки, переднее направляющее колесо, 4 поддерживающих ролика. Мелкозвенчатая гусеница состояла из стальных одногребневых тарков.

Корпус танка тоже не имел больших отличий от Š-II-a, за исключением чуть меньшей высоты. Так как танк должен был иметь обязательное пушечное вооружение для него был спроектирован специальный башенный лафет типа Skoda AB/BA. В варианте АВ можно было установить 37-мм пушку, вариант ВА предусматривал установку орудия калибром до 70-мм. Наиболее оптимальным тогда казался вариант с 37-мм орудием, к которому добавили 7,92-мм пулемет ZB vz.25 (модификация австрийского Schwarzloze). Несколько необычно, сравнительно с другими моделями танков фирмы Škoda, выглядела башня, оснащенная «обрезанной» кормовой нишей и лобовоым наклонным бронелистом. На крыше башни устанавливалсь команлирская башенка со смотровыми приборами. Планировалось, что танк будет оснащен карбюраторным двигателем мощностью 140 л.с. Оценочная масса Š-III составляла от 12 до 16,5 тонн.

Официально проект был утвержден 29 мая 1933 г. на совещании в г.Плзне. Военная комиссия посоветовала фирме провести некоторые доработки, при этом от колесно-гусеничного хода решили отказаться. Заказ на два опытных экземпляра Š-III (фирменные обозначения Š-III-6 и Š-III-8, серийные номера 13-638 и 13-639) был выдан только 14 июля 1934 г. К этому времени в производстве находился прототип среднего танка Tatra T-III, вооружение которого состояло из 47-мм пушки и двух пулеметов. Чтобы не отставать от конкурентов инженеры фирмы Škoda пересмотрели состав вооружения, сделав его аналогичным T-III.

Первый прототип среднего танка Š-III был готов к декабрю 1936 г., второй – к февралю 1937 г. За пять с момента объявления технического задания танк успел устареть не только морально, но и технически. Кроме того, в процессе ходовых испытаний выявились недостатки в конструкции шасси и постоянный перегрев двигателя. На их устранение времени не оставалось, так как в мае 1939 г. Чехословакия оказалась полностью оккупированной. Один из опытных Š-III ещё некоторое время находился в эксплуатации и был списан осенью того же года. Второй Š-III в начале 1940 г. передали в состав Pz.Reg.57, а через несколько месяцев отправили на полигон в Куммерсдорфе, где танк получил новый двигатель. Есть сведения, что в Германии он находился до августа 1942 г., после чего следы Š-III теряются.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Škoda Š-III образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 18800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5830
Ширина, мм 2480
Высота, мм 2540
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка Škoda S-III в башне и 7,92-мм пулемет ZB vz.37 в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ 80 выстрелов и 4000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 32 мм
лоб корпуса (низ) — 25 мм
борт корпуса – 16 мм
корма корпуса – 16 мм
лоб башни – 32 мм
борт башни — 25 мм
крыша – 12 мм
днище – 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Škoda, карбюраторный, рабочим объёмом 12800 см.куб., мощностью 190 л.с. при 1800 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-ступенчатая КПП (8 скоростей вперед и 2 назад), редуктор, бортовые передачи, главный и бортовые фрикционы, механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно в 4 тележки с подвеской на плстинчатых рессорах, один натяжной каток с индивидуальной подвеской на пружинной рессоре, 4 поддерживающих ролика, переднеее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными одногребневыми траками
СКОРОСТЬ 27,5 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 8 часов
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция vz.37 со штыревой антенной

Tatra T-III Средний танк

Официальное обозначение: Tatra T-III
Альтернативное обозначение: Tatra Typ 78
Начало проектирования: 1934 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа, проект закрыт наличия танка V-8-H.

Для замены устаревших танков Renault FT-17 чехословацкая армия разработала технические задания для разработки новых боевых машин, по своим качествам не уступающим зарубежным аналогам. В 1932 г., очевидно под влиянием машин Кристи, была выработана спецификация KUV (Kombinovany utocneny voz) предусматривавшая создание колесно-гусеничного танка. Планировалось, что первые два шасси можно будет получить к началу 1933 г., но после некоторых уточнений срок в итоге сместили на два года. Соглашение на сборку прототипов между армией и фирмой Tatra было подписано 16 июня 1934 г., причем от смены хода решено было отказаться. По внутренним документам танки проходили под обозначением Tatra Typ 78 или Т-78, в то время как по армейскому реестру им дали обозначение Т-III.

Примечательно, что к этому моменту танк фирмы Tatra позиционировался как боевая машина средней весовой категории и вполне могла составить конкренцию танкам V-8-H и Т-21. Основным преимуществом T-III являлось усиленное бронирование лобовой части корпуса и башни, которое было доведено до 32 мм. Вместе с тем, остальная конструкция корпуса мало отличалась от танка LT vz.35, на базе которого она создавалась. Листы катаной броневой стали соединялись, преимущественно, при помощи уголков и заклепок с незначительным использованием сварки.

Ходовая часть T-III, при кажущейся аналогичности с LT vz.35, обладала целым рядом отличий. В частности, были сохранены четыре двухкатковые тележки (со сдвоенными обрезиненными катками) с подвеской налистовый полуэллиптических рессорах и четыре поддерживающих ролика. Однако девятый (натяжной) каток не устанвливался, а ведущие колеса распоалаглись сзади. Открытые элементы подвески закрывались бронещитом.

Ещё одной отличительной особенностью танка T-III стало использование на нём звездообразного 11-цилиндрового двигателя, разработанного фирмой Tatra. Впрочем, при рабочем объёме 18000 см.куб. этот мотор мог развивать мощность всего 260-280 л.с., что для танка массой 16400 кг было не так уж много. Расчеты показывали, что при имеющихся весовых характеристиках удельная мощность не будет 17 л.с. на тонну. Кроме того, достаточно высоким оказалось давление на грунт, составившее 0,80 кг\см.кв.

Вооружение танка T-III не отличалось оригинальностью и состояло из одной 47-мм пушки Škoda Š-III и двух тяжелых 7,92-мм пулеметов ZB vz.37. Специально для этого танка была разработана башня нового типа, но ко времени построки прототипов удалось изготовить только один опытный образец. Экипаж состоял из четырех человек: командир, механик-водитель, стрелок-радист и заряжающий.

О приборах наблюдения и прицельных приспособлениях информации не сохранилось. К тому же, вряд ли хоть один из опытных T-III получил полный косплект вооружения (если вообще получил). Предположительно, в рспоряжении командира могли находится смотровые приборы-эпископы в стенках командирской башенки и монокулярный перископический прибор. У механика-водителя имелась только смотровая щель в правом переднем бронелисте корпуса.

Оба прототипа были готовы к концу октября 1936 г., но только один из них имел башню. В начале 1937 г. танки T-III поступили на испытания. Опытный образец танка без башни (номер 16.640) до 25 января прошел 363 км, в то время как прототип танка с башней (номер 16.641, без вооружения) «набегал» 460 км. Оба танка заслужили весьма невысокую оценку в плане эксплуатационной надежности, поскольку с процессе ходовых испытаний они часто выходили из строя по техническим причинам. Тем не менее, испытания были продолжены и к 31 апреля 1937 года каждый из танков прошел 1030 и 1273 км. На этом испытания T-III завершились. Армейская комиссия отказалась принимать танки фирмы Tatra на вооружение даже после внесения значительно числа доработок — явным фаворитом тогда смотрелся V-8-H, обладавший большей надежностью ходовой части и трансмиссии.

В результате оба опытных образца Tatra T-III были переданы в распоряжение танкового училища, где их использорвали для поднотовки водителей средних танков, ожидаемых к поступлению в 1939 году. Выполнить эти планы, как известно, не удалось, и в марте 1939 года почти вся чехословацкая техника досталась немцам. В числе прочих опытных образцов был по крайней мере один прототип (без башни) Tatra T-III. Судя по всему, в скором времени этот танк был разобран на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Tatra T-III образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 16400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5830
Ширина, мм 2590
Высота, мм 2820
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка Skoda S-III и два 7,92-мм пулемета ZB vz.37
БОЕКОМПЛЕКТ 80 снарядов и 4000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса и башни – 32 мм
лоб корпуса (низ) — 25 мм
башня — 25 мм
борт и корма – 16 мм
крыша – 12 мм
днище – 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Tatra, бензиновый, 11-цилиндровый, раюочим объёмом 18000 см.куб., мощностью 280 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 8 передач переднего хода и 2 заднего
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков сблокированных в 4 тележки, 1 независимый передний каток, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ 35 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 50 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция (?)

ČKD V-8-H \ ST vz.39 Средний танк

Официальное обозначение: ČKD V-8-H
Альтернативное обозначение: ST vz.39
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа, проект закрыт после оккупации Чехословакии.

Решение о создании нового основного танка, способного заменить LT vz.35 и LT vz.34, было рассмотрено Генеральным штабом Чехословацкой Республики в конце 1937 года. К этому времени стала очевидна неудача с программой создания легких танков категории II-b, которые по многим параметрам соответствовали британским танкам “пехотного” типа. Ни одной из фирм (в конкурсе участвовали Škoda и CKD) не удалось удовлетворить требования спецификации, которая менялась трижды с 1933 по 1937 год. Создаваемые параллельно средние танки категории III, ещё находились на стадии постройки и их ввод в строй ожидался в лучшем случае через год. В итоге был сделан вывод, что армии требуется танк среднего типа, способный также решать задачи по поддержке кавалерии и пехоты. В ответ на это фирма CKD оперативно предложила проект V-8-H (V-8 – тип двигателя, Н – гусеничная боевая машина) разработка которого велась с конца 1936 г.

Столь быстрая реакция на выданное техническое задание объяснялось весьма просто. В мае 1936 года фирмы Skoda и CKD заключили договор на постройку легкого пехотного танка SP-II-b, в конструкции которого учитывались замечания, предъявленные военной комиссией к танкам S-II-b и P-II-b. Проект получился многообещающим, однако Министерство национальной обороны (MNO) уже успело изменить ТТЗ. Между партнерами возникли разногласия и фактически ŠP-II-b доводился специалистами фирмы Škoda. Между тем, руководство CKD посчитало, что накопленный опыт можно использовать для собственного проекта.

Техническое описание танка V-8-H во многом соответствует танку ŠP-II-b, имея лишь незначительные изменения.
Корпус и башня танка имели клёпаную конструкцию и собирались на металлическом каркасе при помощи заклёпок и болтов. Лобовые листы корпуса и башни имели толщину 30 мм, борта – по 25 мм, корма – 20 мм, крыша и днище – 12 мм. Между боевым отсеком и моторным отделением имелась 5-мм бронеперегородка. Трансмиссия располагалсь в носовой части корпуса.

Экипаж танка состоял из 4-х человек: водитель, стрелок, командир и радиотелеграфист. В передней части корпуса находились места водителя (справа) и радиотелеграфиста (слева). Приборы наблюдения состояли из эпископа, установленного в люке размерами 300х60 мм, и смотровой щели с 50-мм бронестеклами, установленных в лобовом бронелисте корпуса. Командир танка и стрелок размещались в двухместной башне. Для наблюдения за полем боя могли использоваться эпископы в командирской башенке или перископ. Помимо этого танк оснащался монокулярным оптическим прицелом с 2,6-кратным увеличением и углом обзора 25%deg. В крыше башни имелся люк для посадки и высадки из танка и небольшой лючок справа для флажковой сигнализации.

На танке устанавливался 8-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Praga NR, имевший рабочий объём 14230 см.куб. и мощность 250 л.с. Запуск двигателя производился от электростартера, но имелась возможность аварийного ручного запуска. Ходовая часть была практически заимствована от танка ŠP-II-b и применительно на каждый борт включала следующие компоненты:

— 8 сдвоенных опорных катков размерами 350х94 мм, катки блокировались попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела индивидуальную подвеску с амортизацией на листовых полуэллиптических рессорах;

— один независимый “натяжной” каток между первой тележкой и ведущим колесом;

— 3 поддерживающих ролика;

— передние направляющие колеса;

— задние ведущие колеса;

— мелкозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 370 мм.

Вооружение опытного танка ŠP-II-b состояло из 47-мм пушки Škoda A9 и двух 7,92-мм пулеметов ZB vz.37. Пушка и один из пулеметов устанавливались в башне и имели возможность раздельного наведения. Второй пулемет находился в лобовом листе корпусе с небольшим смещением влево и обслуживался радистом. Боекомплект из 80 выстрелов для пушки располагался в задней части башни, 3000 патронов для пулеметов находились в специальных ящиках в боевом отделении.

Средства связи состояли из радиостанции vz.37 с дальностью действия 2 км и возможностью работы в качестве телеграфа. Антенна рамочного типа была выведена на левый борт. Также имелся телефон для обеспечения проводной связи с пехотными подразделениями.

Первый прототип среднего танка V-8-H имел однотонную окраску (скорее всего серого цвета) внешних поверхностей. Внутренние поверхости боевого отделения окрашивались в цвет слоновой кости.

Первый прототип V-8-H поступил на ходовые испытания летом 1937 года, даже раньше, чем ŠP-II-b. Впрочем, такая спешка имела и обратную сторону. Танк оснащался лишь макетом башни, а также не имел вооружения и части внутреннего оборудования. Чтобы довести текущую массу до проектной потребовалось применить весовую компенсацию. В другой ситуации такой “полуфабрикат” вернули бы фирме, но тогда у чехословацкой армии не было времени – частично готовый V-8-H был допущен к войсковым испытаниям, проведенными на полигоне в Миловицах. Последствия не заставили себя долго ждать. К началу 1938 года был составлен список из 143 (!) замечаний, 16 из которых имели критический приоритет. Самую большую проблему доставил перспективный двигатель Praga NR, который оказался слишком “сырым” и требовал значительных доработок. Замечания высказывались и в адрес ходовой части, где использовались опорные катки с резиновыми бандажами, показавшими невысокую прочность.

Модернизация танка V-8-H закончилась весной 1938 года. К этому времени была получена башня, установлен полный комплект вооружения, заменен двигатель (с улучшенной системой охлаждения) и проведены изменения в ходовой части. После пробега на 150 км, совершенного в марте, прототип вновь подвергся доработкам и в мае его представили на огневые испытания. В общей сложности, с января по август 1938 года V-8-H “намотал” 12735 км, из них 5473 км по бездорожью и пересеченной местности. Военная комиссия отметила значительное улучшение тактико-технических данных, но пожелала увеличить максимальную скорость танка.

Пока шли очередные доработки MNO, пока ещё единой республики, 20 апреля 1938 года заключило с фирмой ČKD контракт на поставку 300 серийных танков. Вообще-то такое решение было принято до завершения испытаний, но его окончательное утверждение состоялось только после Мюнхенского кризиса. Производство планировалось развернуть на нескольких предприятиях, в том числе и на заводах фирмы Škoda. При этом распределение заказа может показаться несколько странным – 105 танков должна была выпустить Škoda и лишь 95 ČKD. Предполагалось, что схожесть конструкций ST vz.39 и LT vz.35 способствовала бы скорейшему развертыванию серийного выпуска нового танка, однако тут выяснился один неприятный факт. Полная стоимость одного экземпляра ST vz.39 составила 1.250.00 крон, в то время как LT vz.38 фирмы Škoda стоил 998.000 крон. Немного подумав MNO сократило заказ до 150 штук, но в дальнейшем предполагалось вновь довести его до 300, если позволит ситуация.

Осенью были проведены дополнительные испытания пробегом на 1500 км и после устранения недоработок танк был принят на вооружение армии ЧСР 17 ноября 1938 года под обозначением ST vz.39 (Stredni tank vzor 39 – средний танк образца 1939 года). Спустя несколько дней, 21 ноября, MNO выдало разрешение о продаже V-8-H на экспорт, однако его цена выросла на 5%, что было связано с компенсацией огромных затрат на военные нужды.

Как известно, 15 марта 1939 года Чехословакия перестала существовать как единое государство и большая часть техники досталась оккупировавших Чехию немецким войскам. Прототип танка V-8-H был вывезен немцами в Германию и доставлен на полигон в Эйзенахе, где в мае начались его 14-дневные испытания под контролем немецких специалистов. Нельзя сказать, что чехословацкий средний танк произвел сильное впечатление, но по большинству параметров он не уступал Pz.III, производство которого разворачивалось слишком медленно и было связано с массой технических проблем. Это позволило начать в ноябре 1939 года постройку второго прототипа, известного под обозначениями V-8-H II или V-8-Hz (zkusebni — опытный). Поскольку снова возникли неувязки с поставками комплектующих этот танк своевременно не смог получить башню и вооружение, поэтому недостающую массу компенсировали бетонными блоками уложенными на корпусе. Зимой 1940 года V-8-Hz был доставлен на полигон в Куммерсдорфе, где после непродолжительных испытаний был сделан вывод, что лучшими боевыми качествами обладает всё же Pz.III.

Отвергнутый вермахтом V-8-H оказался весьма востребованным союзниками Германии. Летом 1939 года чехословацкие танки V-8-H, Т-11 (R-2-a) и Т-21 (Š-II-c) были предоставлены Румынии. Сравнительные испытания проводились в период с октября по ноябрь и, несмотря на ряд технических проблем, все три машины заслужили высокую оценку. Тем не менее, заказ поступил только на Т-21, а уже имевшиеся танки Т-11 предлагалось модифицировать, заимствовав некоторые технические решения от V-8-H. Оба плана реализовать не удалось и в войну Румыния вступила имея на вооружении только серийные Т-11.

Неудачей завершились переговоры с представителями Италии, Китая и Советского Союза. Причиной послужила слишком высокая стоимость танка. В начале 1941 года экспортный вариант танка V-8-H-Sv был предложен Швеции. От оригинальной модели он отличался усиленным бронированием, а также двигателем Volvo и возможностью установки 75-мм пушки Bofors. Шведская военная миссия, рассматривавшая возможность развертывания серийного производства V-8-H-Sv, внимательно ознакомилась с конструкцией этого танка и пришла к выводу, что более рациональным будет принятие на вооружение собственного танка Landsverk Strv m/42.

Последней попыткой получить зарубежный заказ стали переговоры с Турцией. На них была достигнута предварительная договоренность об оснащении V-8-H пушкой Škoda A7 калибра 37-мм, но в виду резко ухудшающейся международной обстановки заключить контракт не удалось.
Обоим прототипам среднего танка V-8-H удалось пережить войну. В 1945 году их передали вновь созданной армии Чехословакии, но из-за ветхого технического состояния и устарелости конструкции использовать их не представлялось возможным. В итоге, через несколько лет, оба V-8-H были разобраны на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
ČKD V-8-H образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 16200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5350
Ширина, мм 2270
Высота, мм 2340
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ 37-мм пушка Škoda A-3 и два 7,92-мм пулемета vz.37
БОЕКОМПЛЕКТ 80 выстрелов и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел с 1,5-кратным увеличением
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 32 мм
борт корпуса — 25 мм
лоб башни — 32 мм
борт башни — 25 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша — 12 мм
днище — 12 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga NR, бензиновый, V-образный, рабочим объёмом 14230 см.куб. и мощностью 250 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков с амортизацией на листовых рессорах, 1 независимый каток, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ 43,5 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 1,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция vz.35 со штыревой антенной

Škoda Š-II-c \ T-21 Средний танк

Официальное обозначение: Škoda Š-II-c
Альтернативное обозначение: Škoda T-21
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: серийно строился в Венгрии в модифицированном варианте под обозначением 40М “Turan”.

Развивая конструкцию легкого танка S-II-a (LT vz.35) инженерами фирмы Skoda был разработан экспортный вариант, получивший обозначение S-II-c (Š — индекс фирмы Škoda, II — легкий, с — экспортный). Работы над этой машиной были начаты в 1936 году, сразу после принятия LT vz.35 на вооружение армии ЧСР. Во многом экспортный вариант соответствовал серийному танку, но имелся и целый ряд отличий.

Корпус экспортной модели сохранил клепаную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали на стальном каркасе при помощи уголков, болтов и заклёпок. Защищенность танка была незначительно усилена путем увеличения толщины лобовых бронелистов до 30 мм. Компоновка танка и состав экипажа не изменились.

Башня танка имела диаметр 1260 мм и была спроектирована заново. Она получила новую 7-гранную форму с незначительными углами установки бортовых бронелистов и несколько увеличенной кормовой нишей. На крыше устанавливалась неподвижная командирская башенка коробкообразной формы, оснащенной эпископом и перископическим наблюдательным прибором. В лобовом листе башни монтировалась 47-мм пушка Skoda A11 и тяжелый пулемет ZB vz.37 в шаровой установке. Второй пулемет аналогичного типа устанавливался в передней части корпуса с небольшим смещением на левый борт. Наведение на цель осуществлялось при помощи оптического прицела, размещенного слева от пушки.

Остальные приборы наблюдения не блестали разнооборазием. Механик водитель, место которого располагалось в отделении управления справа, мог наблюдать за местностью только через небольшой люк с 50-мм бронестеклом и смотровую щель в скошенном переднем бронелисте. Стрелок-радист располагал аналогичными «удобствами», только с левой стороны.

Ходовая часть Š-II-c была модернизирована. Как и ранее (на один борт), она состояла из двух блоков с амортизацией на листовых рессорах, включавших по две тележки с двумя опорными катками 380х110 мм каждая. Оба блока, для усиления жесткости конструкции, соединялись металлической продольной балкой. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась четырьмя роликами с каждого борта. Ведущие колеса с ободами (для предотвращения “потери” гусениц) находились спереди, направляющие – сзади. Дополнительный передний каток без подрессоривания также сохранялся.

Относительно двигателя данные несколько расходятся. Согласно одним источникам на танке Š-II-c устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель Skoda рабочим объёмом 13800 см.куб. и мощностью 240 л.с. По другим сведениям это был мотор Skoda T-11/0, развивавший мощность 120 л.с. при 3600 об\мин. Трансмиссия, находившая в носовой части корпуса, включала 12-скоростную коробку передач с пневматическими сервоприводами и бортовые фрикционы.

На танке, в передней части корпуса слева, устанавливалась радиостанция vz.35 со штыревой антенной вынесенной налевый борт. Радиостанция обеспечивала приём в радиусе 2 км и могла работать в качестве телеграфа.

Первый прототип легкого танка Š-II-c был представлен зимой 1937 года. В первую очередь его собирались предложить таким странам, как Венгрия, Италия и Румыния. Несколько позже, после введения в мае 1939 года новой системы обозначений, индекс танка изменили на Т-21 (Т — танк, 2 – средний, 1 – первый тип).

В мае 1938 года танк прибыл на полигоне в Миловицах, но провести его полномасштабные испытания так и не удалось. Начатые переговоры с венгерской и зарубежными делегациями оказались сорванными и к октябрю выяснилось, что танк остался без заказчиков. Попытка предложить Š-II-c советской стороне также не имела успеха, поскольку годом ранее в Кубинке прошли испытания два Š-II-а.

Лишь с приходом немцев в марте 1939 года прототипу Š-II-c снова уделили пристальное внимание. Танк был отправлен на полигон в Куммерсдорф, где вновь прошел ходовые испытания. На немецких военных специалистов данные Š-II-c не произвелили впечатления в силу устарелости конструкции.

Летом 1939 года несколько опытных танков чехословацкого производства танк получила в своё распоряжение Румыния. В течении октября-ноября 1939 года были проведены сравнительные испытания образцы танков R-2, Т-21 и V-8-H. На ходовых испытаниях Š-II-c развил на твердом дорожном покрытии максимальную скорость до 50 км\ч, при том, что масса танка соатвляла 16,5 тонн. Удельное давление на грунт у Š-II-c не превышало 0,60 кг\см.кв. (для сравнения, у танка Т-11 этот показатель составлял 0,51 кг\см.кв.), так что с проходимостью проблем тоже не возникло. Несколько ухудшилась подвижность танка, но при такой массе это посчитали несущественным недостатком. Все три танка настолько понравились румынам, что они долго не могли определиться с выбором и в конце-концов приянлислишком компромиссное решение. Основным танком оставался R-2, но в его конструкцию предполагалось внести ряд доработок от V-8-H. В то же время с фирмой Skoda Werke был заключен контракт на постройку 216 танков Т-21 под новым обозначением R-3. Выполнить это соглашниене удалось из-за наложенного Германией запрета на использование производственных мощностей бывших чешских предприятий.

Затем наступила очередь Венгрии, которая долгое время пыталась «выбить» соврменную технику от Германии и Италии, но везде встречала отказ. Интерес к Т-21 венгерская сторона проявила в октбяре 1939 года, но вплоть до зимы следующего года пришлось ждать, пока завершаться испытания в Румынии. Поскольку формально Т-21 находился распоряжении вермахта переговоры о доставке пришлось вести одновременно и с фирмой Skoda Werke, и с армейскими представителями. Интересно, что венгерскими специалистами из Института военной техники Т-21 был признан оптимальным выбором в категории средних танков из всех реально доступных. Впрочем, пока шло оформление документов, прошло больше 3 месяцев, поэтому прототип был доставлен в Будапешт лишь 3 июня 1940 года.

В представленном виде Т-21 уже не полностью удовлетворял требованиям венгерской армии, хотя по основным параметрам его считали вполне приемлемым. Проведение доработок поручили фирме Manfred Weiss, а первый заказ на 230 модернизированных танков под обозначение 40М “Turan” был выдан уже 19 сентября. Серийные танки венгерского производства отличались новой башней, составом вооружения, силовой установкой и другим оборудованием, которое заменили на отечественное, либо немецкое. Производство танков 40М удалось наладить к середине 1941 года и на момент поступления в войска эти машины проигрывали по большинству показателей зарубежным аналогам. Решать эту проблему пришлось путем усиления бронирования и замены 40-мм пушки на 75-мм, но даже тогда танки “Turan” были явно слабее советских Т-34-85, с которыми им пришлось сражаться в 1944-1945 гг.

Далее, в октябре 1940 года, с новинками чехословацкого танкостроения ознакомились итальянцы. К этому времени самым современным танком итальянского производства считался M11/39, но первые же встречи с британскими «крусайдерами» в ливийской пустыне заставили срочно искать ему замену. В качестве «запасного» варианта предлагалось закупить у фирмы Skoda Werke 200 танков Т-11 или Т-21, либо купить лицензию на их выпуск. Пока длились переговоры опытный образец (уже в довольно изношенном виде) был доставлен в Италию и прошел сравнительные испытания со средними танками М13/40, M14/41 и трофейным SOMUA S35. Чехословацкая машина продемонстрировала лучшую управляемость, при прочих равных характеристиках, однако охлаждение силовой установки посчитали недостаточным. Развернуть сборку Т-21 не удалось ещё по причине отсутствия у Италии производственных мощностей, которые и без того еле справлялись с имевшимися заказами.

О дальнейшей судьбе единственного прототипа легкого танка Š-II-c (Т-21) данных не сохранилось. По всей видимости, после завершения испытаний он был разобран.

Однако на этом история танка Š-II-c не завершилась. Работы по его модернизации были продолжены в инициативном порядке и в феврале 1941 года фирма Skoda Werke представила прототип модификации Т-22. Внешне эта модель соответствовала Т-21, отличаясь только более мощным двигателем Skoda V-8 (8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, 260 л.с.), пятью поддерживающими роликами на борт и улучшенной коробкой передач. Геометрические размеры Т-22 были следующими: длина — 5,44 м, ширина — 2,45 м, высота — 2,39 м (по проекту). Масса танка составила 17,5 тонн, но здесь следует учитывать, что опытный образец не имел башни и вооружения — по сути, фирма представила только бронированное шасси.

На испытаниях в Куммерсдорфе танк потерпел аварию из-за перегрева двигателя и был отправлен на ремонт обратно в Плзень. После возвращения испытания продолжились, причем вермахт поставил обязательное условие адаптировать систему охлаждения Т-22 для действий в жарком климате Северной пустыни. Довести эти работы до конца не удалось. В 1942 году немецкая армия потеряла к этой машине всякий интерес, поскольку на вооружение в достаточном количестве поступили Pz.III и Pz.IV, да и война в Африке заканчивалась. На момент списания Т-22 прошел 3486 км.

Впоследствии, на базе шасси Т-22 предлагалось строить самоходные установки. В 1942 году было разработано два проекта: Voss I (противотанковый вариант с 75-мм пушкой Skoda А16) и Voss II (САУ огневой поддержки со 150-мм гаубицей SiG33). Дальше деревянных макетов работы так и не продвинулись.

Последним вариантом, завершившим ветвь развития танков серии S-II, стал проект Т-23, проектирование которого проводилось в частном порядке с 1940 года. В целом, конструкция танка была аналогична Т-22, за исключением очередных доработок в коробке передач (пневматическую систему заменили на механическую). Бронирование усилили за счет установки лобового бронелиста корпуса толщиной 50 мм. В отличии от предыдущего образца этот танк оборудовался башней и полным комплектом вооружения, включавшим 47-мм пушку Skoda A11 и два 7,92-мм пулемета MG34. Боезапас составлял 94 выстрела и 3000 патронов.

Опытный образец танка, обозначенный как Т-23М (механический), поступил на испытания в феврале 1941 года, но из-за проблем с охлаждением его вскоре вернули фирме. После доработок ситуация существенно улучшилась. На ходовых тестах прототип Т-23М прошел около 10000 км, продемонстрировав лучшую техническую надежность, чем варианты Т-21 и Т-22. Приобретением этой боевой машины заинтересовалась Румыния, которая в 1942 году намечала развернуть его лицензионный выпуск, но опять-таки из-за отсутствия подходящего производства реализовать этот план не удалось.

Прототип танка Т-23М пережил войну. Оставаясь на территории Чехии он ещё некоторое время использовался для вспомогательных целей, пока в конце 1940-х гг. его не разобрали на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Škoda Š-II-с образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 16500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5560
Ширина, мм 2450
Высота, мм 2370
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ 37-мм пушка Škoda A-3 и два 7,92-мм пулемета vz.35
БОЕКОМПЛЕКТ 84 выстрела и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм
борт корпуса — 25 мм
корма корпуса — 20 мм
лоб башни — 25 мм
крыша — 10 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Škoda T-11\0, 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, мощностью 120 л.с. при 1800 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 12-скоростная трехступенчатая коробка передач с пневматическими сервоприводами, коленчатый вал, ленточные тормоза с пневмоприводами, 2-ступенчатый демультиплкатор, планетарный механизм поворота
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков сбалансированных попарно и собранных в тележки с амортизацмей на полуэллптических рессорах, дополнительный передний натяжной каток, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ 50 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 180 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 1,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция vz.35 со штыревой антенной

Škoda-ČKD ŠP-II-b Средний танк поддержки пехоты

Официальное обозначение: Škoda-ČKD ŠP-II-b
Альтернативное обозначение: ?
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: 1938 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип, проект закрыт наличия танка V-8-H.

После откровенной неудачи с пехотными танками P-II-b и Š-II-b, испытания которых проводились в 1935-1936 гг., обе ведущие танкостроительные фирмы Чехословакии решили объединить усилия. Результатом их совместной работы стал вариант ŠP-II-b, договор на разработку которого был заключен 30 июля 1936 г. Генеральный штаб армии, так и не получивший танка поддержки пехоты, абсолютно не возражал против этого.

По расчетам объединенного конструкторского отдела постройку опытного образца предполагалось завершить к маю 1937 г., но фактически сборка затянулась до июля. Столь долгий срок был обусловлен возникшими разногласиями между Škoda и ČKD, а также изменившейся спецификацией.

Первоначальное тактико-техническое задание, изданное в 1933 году на танк категории II-b, оговаривало массу 13 тонн, лобовое бронирование 25 мм и вооружение, включавшее 37-мм пушку и два тяжелых пулемета. Однако, на момент появления опытных образцов P-II-b и Š-II-b, эти требования были признаны устаревшими. Новая спецификация от 1935 года требовала усиления бронирования, что неизбежно влекло за собой увеличение боевой массы. Следующие вариант спецификации на танк категории II-b, появившийся в 1936 году, больше напоминал требования к среднему танку: масса 16 тонн, лобовой бронирование – 32 мм, вооружение – 47-мм пушка и два пулемета. Собственно, после этого армия немного доработала требования и уже выдвинула их к танку категории III (среднего типа).

Подобные изменения крайне отрицательно сказались на процессе проектирования. Если шасси танка ŠP-II-b не требовало значительных изменений, то корпус и силовая установка нуждались в модернизации. Фирма CKD отвечала за изготовление корпуса и внутреннее оборудование. Соответственно, Skoda должна была предоставить ходовую часть, башню и вооружение, а также провести окончательную сборку прототипа.

Полученный в конце 1937 года прототип ŠP-II-b больше соответствовал экспортной модели Š-II-с обладая незначительными отличиями. Учитывая преемственность обеих конструкции и тягу инженеров фирмы Škoda к максимальной унификации это было вполне закономерно.

Корпус и башня танка имели клёпаную конструкцию и собирались на металлическом каркасе при помощи заклёпок и болтов. Бронирование модели ŠP-II-b вполне соответствовало требованиям спецификации 1935 г. Лобовые листы корпуса и башни имели толщину 30 мм, борта – по 25 мм, корма – 20 мм, крыша и днище – 10 мм.

Экипаж танка состоял из 4-х человек: водитель, стрелок, командир и радиотелеграфист. В передней части корпуса находились места водителя (справа) и радиотелеграфиста (слева). Приборы наблюдения были аналогичны танкам сери Š-II и состояли из эпископа и смотровой щели с 50-мм бронестеклами, установленных в лобовом бронелисте корпуса. Командир танка и стрелок размещались в двухместной башне. Для наблюдения за полем боя могли использоваться эпископы в командирской башенке или перископ. Помимо этого танк оснащался монокулярным оптическим прицелом с 2,6-кратным увеличением и углом обзора 25. В крыше башни имелся люк для посадки и высадки из танка и небольшой лючок справа для флажковой сигнализации. На ŠP-II-b устанавливался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Praga, имевший рабочий объём 14000 см.куб. и мощность 250 л.с. Запуск двигателя производился от электростартера, но имелась возможность аварийного ручного запуска.

Ходовая часть была заимствована от серийного танка LT vz.35 с внесением ряда изменений. Основная часть конструкции осталась без изменений. Применительно на каждый борт имелось по 8 сдвоенных опорных катков диаметром 380 мм, 4 поддерживающих ролика, один независимый передний каток, переднее ведущее колесо и заднее направляющее колесо. В целях усиления жесткости ходовой части была введена дополнительная продольная балка, крепившаяся к узлам подвески. Амортизация состояла из листовых полуэллиптических рессор, на каждую из которых крепилось по две тележки с опорными катками.

Вооружение опытного танка ŠP-II-b состояло из 47-мм пушки Škoda A9 и двух 7,92-мм пулеметов ZB vz.37. Пушка и один из пулеметов устанавливались в башне и имели возможность раздельного наведения. Второй пулемет находился в лобовом листе корпусе с небольшим смещением влево и обслуживался радистом. Боекомплект для пушки располагался в задней части башни, для пулеметов – в боевом отделении.
Средства связи состояли из радиостанции vz.37 с дальностью действия 2 км и возможностью работы в качестве телеграфа. Антенна штыревого типа была выведена на левый борт.

Испытания опытного образца ŠP-II-b начались лишь 8 января 1938 года, когда спецификация на средний танк вновь подверглась пересмотру. Тем не менее, ходовые качества прототипа вполне отвечали армейским требованиям. При боевой массе 16,55 тонн танк имел удельное давление на грунт порядка 0,60 кг\см.кв. Использование более мощного двигателя позволяло развивать скорость на твердом дорожном покрытии до 45,8 км\ч. Запаса топлива хватало на 7 часов хода. Конечно, в плане бронирования он несколько уступал немецким средним танкам Pz.Kpfw.III Ausf.E и французским SOMUA S35, но этот недостаток компенсировался лучшей подвижностью чехословацкой машины при равном вооружении.

Хотя опытный образец ŠP-II-b проехал около 700 км без серьёзных поломок армия потеряла к нему интерес. В качестве среднего танка в конце 1938 года был выбран V-8-H фирмы ČKD, в конструкции которого использовалась часть наработок по ŠP-II-b. Производство этого танка планировалось начать в следующем году под обозначением ST vz.39, но из-за частичной оккупации страны развертывание серийного выпуска было отложено. По этой причине фирме Škoda поступило предложение провести доработку ŠP-II-b. Прототип был отправлен на завод в Плзень и возвращен армии в начале 1939 года. Далее последовали известные события, связанные с полной оккупацией Чехии и интерес к танку ŠP-II-b окончательно пропал. Немцы отправили прототип на пункт сбора трофейной техники и его дальнейшая судьба остается неизвестной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Škoda-ČKD ŠP-II-b образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 16550 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5380
Ширина, мм 2440
Высота, мм 2390
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка Skoda A9 и два 7,92-мм пулемета vz.37
БОЕКОМПЛЕКТ 80 выстрелов и 4000 патронов (?)
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 25 мм
корма корпуса — 20 мм
лоб башни — 30 мм
борт башни — ?
корма башни — ?
крыша — 10 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga, бензиновый, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 250 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: бортовые передачи, главный и бортовые фрикционы, механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно в 4 тележки с подвеской на плстинчатых рессорах, один натяжной каток с индивидуальной подвеской на пружинной рессоре, 4 поддерживающих ролика, переднеее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными одногребневыми траками
СКОРОСТЬ 45,8 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 7 часов
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция vz.37 со штыревой антенной

Škoda T-24 \ T-25 Средние танки

Официальное обозначение: Škoda T-24 \ T-25
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: не строился
Стадия завершения работ: проект закрыт в пользу серийных танков немецкой конструкции.

Под влиянием первых боёв с советскими танками Т-34 и КВ немецкое командование распорядилось начать работы по проектированию аналогичной боевой машины, с наклонными лобовыми листами и вооружением, состоящим из 75-мм длинноствольного орудия. Соответствующая спецификация была выдана в конце 1941 г. и в феврале 1942 г. на рассмотрение поступили первые проекты и масштабные модели танков. Одним из наиболее интересных был проект среднего танка Т-24, представленного фирмой Škoda.

Не трудно заметить, что проект Т-24 создавался под влиянием советского вреднего танка Т-34, наклонное бронирование которого было высоко оценено немецкими специалистами. Вполне возможно инженерам фирмы Skoda было выдано «подстраховочное» техническое задание на разработку такого танка, в случае неудачи с проектами фирм MAN и Daimler-Benz.

Корпус танками Т-24 получился достаточно высоким, что было связано с выполнением условий комфортабельной работы экипажа. Лобовые и бортовые листы брони располагались под значительными углами наклона и имели толщину до 60 мм. Бронирование кормовой части не превышало 35 мм, крыша и днище — по 10 мм.

Экипаж танка состоял из 4-х человек. В передней части корпуса находились стрелок-радист (слева) и механик-водитель (слева). Поскольку стандартная смотровая щель и люк механика-водителя не обеспечивали достаточно обзорности были введены дополнительные смотровые приборы в скошенных бортовых бронелистах. В передней части корпуса также распологалась трансмиссия. Коробка передач обеспечивала 6 скоростей вперед и 1 назад.

Боевое отделение полностью занимало среднюю часть танка. На крыше устанавливалсь массивная башня — здесь размещались места командира и заряжающего. В носовой части монтировалась спаренная установка из 75-мм пушки Škoda A13 и тяжелого 7,92-мм пулемета. Второй пулемет аналогичного типа находился в лобовом листе корпуса с небольшим смещением вправо. Бронирование башни также составляло 10-60 мм. Командирская башенка, стандартная для немецких танков, отсутствовала. Вместо неё использовался перескипический наблюдательный прибор в бронированном цилиндрическом колпаке. Оптически монокулярный прицел находился слева от орудия. Боекомплект к орудию составил 50 выстрелов, к пулеметам — 3000 патронов.

О составе радиооборудования точных сведений не сохранилось. По всей видимости, на Т-24 могла устанвливаться радиостанция FuG5 со штыревой антенной.

В кормовой части корпуса, отделенной от боевого отсека 8-мм бронированной перегородкой, предполагалась установка бензинового 12-цилиндрового двигателя Skoda мощностью 380 л.с. при 3000 об\мин и рабочим объёмом 16200 см.куб. В конструкции двигателя применялось два карбюратора Solex-50JFF.

Ходовая часть среднего танка Т-24 включала следующие компоненты:

— 6 опорных катков на каждый борт сборанных в блоки по два;

— передние ведущие колёса;

— задние направляющие колёса;

— мелкозвенчатая гусеница.

Когда проект был полностью готов технические требования были уже изменены. Это привело к появлению улучшенного варианта, получившего обозначение Т-25. Главные изменения коснулись вооружения и силовой установки танка. Вместо 75-мм пушки предусматривалась установка длинноствольного орудия Škoda A18 (KwK 42/1), обладавшего лучшими характеристиками бронепробиваемости, но существовавшего только в виде прототипа. Боекомплект к пушке был увеличен до 60 выстрелов. Башня была перепроектирована и полностью лишилась кормовой ниши.

Важной особенностью проекта Т-25 было использование комбинированной силовой установки состящей из двух основных компонентов. Первым был V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения мощностью 450 л.с. при 3000 об\мин и рабочим объёмом 19814 см.куб. В дополнение к нему устанвливался 4-цилиндровый двигатель рабочим объёмом 2383 см.куб. и мощностью 60 л.с.

Летом 1942 года, когда проект был готов, на испытания уже поступили прототипы будущей «пантеры». Справедливости ради стоит отметить, что Т-25 по такому параметру как бронирование лишь немного превосходил Т-34 и уступал КВ-1. Из преимуществ можно было отметить только высокие скоростные качества и длинноствольную пушку, но всё это не вышло из стадии расчетов. Сборка прототипов даже не начиналась — удалось построить только деревянный макет. Командование вермахта сделало вывод, что необходимость в разработках чешских конструкторов отпала, но фирма Škoda-Werke была с этим не согласна.

На основе ходовой части началась проработка самоходных установок. Наиболее известной из них был вариант транспортера вооружений со 105-мм гаубицей, известный под обозначением 10,5 cm leFH43 auf Selbstfahrlafette Škoda T-25. В связи с установкой более тяжелой артиллерийской системы пришлось доработать корпус и разработать новую башню, которая сохранила возможность кругового вращения. Это было весьма важным преимуществом по сравнению с другими самоходками того же класса. В этом плане довольно странным выглядит решение конструкторов оставить в ходовой части всего 4 опорных катка, вместо 12. Проект поступил на рссмотрение в 1942 году и также был отвегнут.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Škoda T-24 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 18500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5630 (по корпусу)
6150 (полная)
Ширина, мм 2600
Высота, мм 2520
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка Skoda A13 (Т-24) или А18 (Т-25) и два 7,92-мм пулемета MG34
БОЕКОМПЛЕКТ 50 снарядов и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 60 мм
борт корпуса — 35 мм
корма корпуса — 25-35 мм (?)
лоб башни — 60 мм
борт башни — ?
корма башни — ?
крыша — 10-20 мм (?)
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Skoda, бензиновый, 6-тактовый, 12-цилиндровый, рабочим объёмом 16200 см.куб., мощностью 380 л.с.; два карбюратора Solex-50JFF
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкохвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ 58 км\ч (Т-24)
до 60 км\ч (Т-25)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 40°
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,30
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 со штыревой антенной

Škoda T-24 \ T-25 Средние танки

Под влиянием первых боёв с советскими танками Т-34 и КВ немецкое командование распорядилось начать работы по проектированию аналогичной боевой машины, с наклонными лобовыми листами и вооружением, состоящим из 75-мм длинноствольного орудия. Соответствующая спецификация была выдана в конце 1941 г. и в феврале 1942 г. на рассмотрение поступили первые проекты и масштабные модели танков. Одним из наиболее интересных был проект среднего танка Т-24, представленного фирмой Skoda. По размерам и весовым характеристикам он был ближе к легким танкам, но 75-мм пушка Skoda А13 делало его опасным противником даже для тяжелых танков. В дополнение к этому танк оснащался двумя 7,92-мм пулеметами MG34. Корпус и башня Т-24 выполнялись по аналогии с советским Т-34, но углы наклона бронелистов толщиной от 10 до 60 мм были несколько иными.

Когда проект был полностью готов технические требования были уже изменены. Это привело к появлению улучшенного варианта, получившего обозначение Т-25. Он отличался более мощным двигателем и 88-мм пушкой KwK42\1, также устанавливавшейся на тяжелые танки Pz.Kpfw.VI “Tiger”. Тем не менее, проект Т-25 также не нашел поддержки. Был сделан вывод, что вермахт сможет обойтись имеющимися на вооружении танками Pz.Kpfw.IV, которые с 1943 г. стали постепенно заменяться на Pz.Kpfw.V “Panther”. Из возможных вариантов была быстроходная противотанковая САУ, наподобие американской М18 “Hellcat”, но и здесь выбор был сделан в пользу переделки уже имеющихся шасси легких танков Pz.38(t) в САУ “Hetzer”.