Бронеавтомобили Чехословакии

Praga R-4 Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Praga R-4 Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1919 г. Дата постройки первого прототипа: 1919 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр проданный Румынии.

Единственный образец бронеавтомобиля R-4 был построен фирмой Praga в 1919 году и предназначался для продажи в Румынию, где эту машину планировали использовать для полицейских целей. Подробности этого контракта пока не выяснены.

Бронеавтомобиль R-4 создавался на основе ходовой части коммерческого грузового автомобиля Praga R serie 4-II с колесной формулой 4х2. Конструкция колес осталась без изменений (спицованные, с бескамерными шинами). также есть сведения, что в качестве базового варианта мог быть выбран FIAT 18BL, производимый по лицензии фирмой Skoda.

Корпус бронемашины имел клепаную конструкцию и собирался на деревянном каркасе. Толщина бронелистов не превышала 3-6 мм. Для улучшения пулестойкости капот имел подковообразное сечение, а верхний лобовой дист корпуса устанвливался под значительным наклоном. В то же время, бортовые бронелисты устанавливались вертикально. Для высадки и посадки экипажа имелись две двери в бортах корпуса. На бронемашине, предположительно, устанавливался бензиновый двигатель рабочим объёмом 3824 см.куб. и мощностью 21-26 л.с. Трансмиссия осталась стандартной, механичского типа.

Вооружение бронемашины R-4 состояло из одного 7,92-мм пулемета Schwarzloze MG.08, установленного в цилиндрической башне, которая размещалась на крыше корпуса. Боекомплект мог состоять из 2000-3000 патронов. Обзор за местностью осуществлялся через смотровые щели в корпусе и башне.

Судьба бронеавтомобиля Praga R-4 не выяснена. Предположительно эта машина была разбронирована в начале 1920-х гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Praga R-4 образца 1919 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет Schwarzloze MG.08
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм (?) борт корпуса — 6 мм (?) корма корпуса — 5 мм (?) башня — 5 мм (?) крыша — 5 мм (?) днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колёса одинарные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~20 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Škoda-Fiat Torino Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Škoda-Fiat Torino Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1919 г. Дата постройки первого прототипа: 1920 г. Стадия завершения работ: построено 11 экземпляров, использовались до 1929 г.

Согласно принятой в 1919 г. спецификации на бронеавтомобиль для армии Чехословакии фирма Škoda приступила к созданию соответствующей боевой машины, главными требованиями к которой была высокая мобильность и хорошее вооружение. Поскольку проектирование специализированного шасси заняло бы много времени для новых бронеавтомобилей было решено использовать шасси обычных грузовиков. Не имея особо большого выбора конструкторы остановились на шасси грузовика Fiat 18BL, который годом ранее был принят на вооружение армией Чехословакии. Ходовая часть машины имела колесную формулу 4х2. Передние колеса были одинарными, задние — сдвоенными. Шины бескамерные из жесткой резины, подвеска обоих мостов — на листовых рессорах.

Корпус бронемашины собирался на стальном(?) каркасе из броневых листов толщиной 5-6 мм при помощи болтом и заклёпок. Компоновка корпуса была стандартной. Силовая установка размещалась спереди, а за ней располагалось отделение управление, которое было совмещено с боевым отделением. Площадь бронирования была натолько большой, что фактически боевое отделение Škoda-Fiat Torino можно было использовать как транспортно-десантное.

Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов MG.08 размещенных в отдельных башнях цилиндрической формы, установленных на крыше корпуса. Для увеличения сектором обстрела башни устанавливались диагонально, как на российском бронеавтомобиле «Остин Путиловский».

Испытания бронеавтомобиля, проведенные в январе 1920 г., показали что по основным показателям он не уступает зарубежным аналогам и весной того же года был выдан заказ на выпуск 11 серийных машин. Они получили номера от “3” до “14” и в силу несовершенства своей конструкции эксплуатировались только до 1925 г., пока им на смену не пришли бронеавтомобили PA-II. Последние четыре Škoda-Fiat Torino были списаны в 1929 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Škoda-Fiat Torino образца 1920 г.

БОЕВАЯ МАССА 6900 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5440
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2650
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,92-мм пулемета Schwarzloze MG.08
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 5 мм башня — 5 мм крыша — 5 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ FIAT 64СА, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 35 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП (4+1), карданный вал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 15 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Praga L Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Praga L Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1921 г. Дата постройки первого прототипа: 1922 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр, ограниченно использовался армией до 1925 г.

После развала Австро-Венгерской Империи, случившемся в ноябре 1918 г., на её бывшей территории образовалось несколько независимых стран. Одной из них была Чехословакия, практически сразу же перешедшая под крыло “тетушки Антанты”. Относительно мирное разделение привело к тому, что чехословацкая армия получила в своё распоряжение немало австро-венгерского стрелкового вооружения, к которому позднее прибавилось английское, итальянское и французское. Гораздо хуже дела обстояли с бронетанковой техникой. В 1919-1921 гг. Чехословакия получила семь танков Renault FT-17, которые на протяжении 10 лет составляли основу её танковых сил. Из бронеавтомобилей имелось всего два далеко не новых итальянских Lancia IZ, закупленных в 1918 г. и эксплуатировавшихся до 1921 г. включительно. Разумеется, такое положение дел совершенно не устраивало армейское командование, которое обратилось с техническими требованиями к собственным фирмам, тем более что чехословацкая производственная база позволяла достаточно быстро наладить серийное производство боевых машин.

Одним из первых бронеавтомобилей построенных в Чехословакии стал Praga L. Его проектирование началось в 1921 г. и на следующий год прототип поступил на ходовые испытания. Бронеавтомобиль был создан на основе шасси коммерческого грузовика Praga L 7-й серии, на который устанавливался металлический каркас. Корпус собирался из листов броневой стали толщиной 6 мм и имел резко выраженные граненые формы. Для улучшения защиты ходовой части колеса имели шины из твердой резины. Вооружение бронеавтомобиля состояло из одного 7,92-мм пулемета MG 08 и 37-мм пушки L\27 установленных во вращающейся башне цилиндрической формы.

Испытания бронеавтомобиля Praga L несколько разочаровали армейскую комиссию. Не обладая полноприводным шасси машина с трудом передвигалась по бездорожью. Ухудшению ходовых характеристик также способствовали шины из твердой резины. Кроме того, более удачным оказался бронеавтомобиль созданный на базе грузовика Fiat, так что о серийном производство Praga L речи уже не шло. Единственный образец был куплен армией по цене 539.000 крон и получил военный номер “15”. Он честно отслужил до 1925 г., после чего был отправлен в школу водителей. В 1932 г. бронеавтомобиль Praga L разобрали на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Praga L образца 1922 г.

БОЕВАЯ МАССА 5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5100
Ширина, мм 1940
Высота, мм 2550
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка и 7,92-мм пулемет Schwarzloze MG.08
БОЕКОМПЛЕКТ 100 снарядов и 5000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм башня — 6 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ SV Praga, бензиновый, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 44 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колёса одинарные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Škoda PA-I Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Škoda PA-I Альтернативное обозначение: Pancierovy automobil, typ I Начало проектирования: 1922 г. Дата постройки первого прототипа: 1923 г. Стадия завершения работ: построено два экземпляра, использовались для обучения водителей до 1932 г.

Неудача с бронеавтомобилем Škoda L, который создавался под явным влиянием бронеавтомобилей Первой Мировой войны, привела к появлению абсолютно новой боевой машины. В целях улучшения проходимости конструкторы фирмы Skoda решили использовать полноприводное шасси с колесной формулой 4х4, правда, колеса оснащались бескамерными шинами из жёсткой резины. Также был спроектирован корпус оригинальной формы. Помимо плавных очертаний с рациональными углами наклона броневых листов (что редко использовалось в те годы) он был выполнен симметричным, так как бронеавтомобиль имел два поста управления. Передний пост находился с правой стороны от двигателя, задний — за боевым отделением слева. Посадка экипажа, состоявшего из 5-6 человек, производилась через двери в бортах боевого отделения. Приборы наблюдения оказались весьма скромными: по два смотровых люка с каждой стороны боевого отделения и пулеметный прицел в башне.

Машина оснащалась немецким бензиновым двигателем Hanomag WD-70 мощностью 70 л.с., который размещался в передней части корпуса. Лобовая секция поднятого вверх капота имела клиновидную форму и оснащалась бронированными жалюзи. Трансмиссия включала с карданный вал и механическую коробку передач.

Первоначальный состав вооружения включал в себя два 7,92-мм пулемета Schwarzloze MG.08 устанавленных в башне по продольной схеме с возможностью раздельного наведения. Башня цилиндрической формы получила скошенные верхние бронелисты, по примеру британских и французских бронемашин Первой Мировой войны.

Машина получила фирменное обозначение PA-I (pancierovy automobil, typ I). В 1922 г. с фирмой был заключен контракт на сборку двух прототипов, которые в следующем году поступили на ходовые испытания проводившиеся в Миловичах. Тут выяснилось, что PA-I имеет множество недостатков: боевое отделение получились довольно тесным, вооружение и обзорность признали недостаточными, двигатель постоянно перегревался, а кроме того бронеавтомобиль обладал недостаточной поперечной устойчивостью. Машину вернули фирме для доработок, но объём их оказался настолько большим, что в серийное производство был принят существенно переработанный бронеавтомобиль PA-II. Между тем, модернизация была достаточной серьёзной. Были изменены обводы капота, фары перенесли на крылья колес, установлена башня другой конструкции.

Оба неудачливых PA-I под номерами “16” и “17” были приняты армией, причем их эксплуатация была отнюдь не ограниченной. В середине 1920-х гг. бронемашины PA-I активно использовались не только для испытаний, но и в ходе маневров чехословацкой армии. По мере того, как на вооружение стала поступать более новая техника, бронемашны отправили во «вторую линию» и до 1932 года они использовались для обучения водителей в Плзне. После этого PA-I отправили на консервацию, где они дождались прихода немцев. Надо сказать, что техническое состояние бронемашин было далеко не ходовым (отсутствовал ряд агрегатов силовой установки и вооружение), поэтому в сеором времени PA-I отправили на слом. До наших дней ни один из них не сохранился.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Skoda PA-I образца 1923 г.

БОЕВАЯ МАССА 7600 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6600
Ширина, мм 2260
Высота, мм 2740
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,92-мм пулемета MG.08
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5,5 мм борт корпуса — 5,5 мм корма корпуса — 5,5 мм крыша и днище — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬ Hanomag WD-70, карбюраторный, мощностью 70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинарные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Škoda PA-II “Zelva” Средний бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Škoda PA-II “Zelva” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1923 г. Дата постройки первого прототипа: 1924 г. Стадия завершения работ: построено 12 экземпляров, использовались в Чехословакии до 1939 г., австрийской полицией — до 1945 г.

Следующим бронеавтомобилем, разработанным инженерами фирмы Škoda, стал PA-II “Zelva” (Черепаха). Такое название было выбрано совсем не случайно – PA-II имел корпус с весьма специфическими очертаниями, больше напоминавший черепаший панцирь. Хотя он был сложен в производстве бронелисты корпуса получили рациональные углы наклоны, повысив тем самым живучесть машины, но с другой стороны максимальная толщина брони не превышала 5,5 мм.

На PA-II был установлен 4-цилиндровый двигатель Škoda мощностью 70 л.с. При полной массе в 7360 кг бронеавтомобиль развивал скорость до 70 км\ч и при этом обладал весьма неплохой проходимостью. Для управления были также предусмотрены два поста управления. Вооружение, состоявшее из четырех 7,92-мм пулеметов Schwarzloze MG.08, располагалось симметрично в передней и задней части машины, обеспечивая тем самым почти круговой обстрел.

Бронеавтомобиль начали приниматься на вооружение с декабря 1924 г. Его серийный выпуск ограничился всего 12 экземплярами, два их которых были разбронированы и использовались только для обучения водителей. Скоростные характеристики PA-II и вправду впечатляли – в 1933 г., когда нацисты пришли к власти в Германии, девять из них были быстро переброшены к чешско-немецкой границе для усиления приграничных частей. Впрочем, по пересеченной местности бронеавтомобиль мог передвигаться с большим трудом из-за своей слишком большой массы. В 1924-1925 гг. на PA-II поступило несколько заказов на экспорт, однако фирма Škoda вынуждена была отказаться от них, за исключением австрийского контракта. Постепенно PA-II заменяли на более современные PA-III и PA-IV, в то время как старые машины переводили в резерв. Несколько бронеавтомобилей PA-II весной 1939 г. перешли в руки немецкой армии и как минимум из них модифицировали, установив радиостанцию и рамочную антенну. Как закончил свою карьеру этот бронеавтомобиль остается неизвестным.

В 1927 г. поступил на испытания опытный образец артиллерийского бронеавтомобиля, получивший название PA-II “Delovy”. Его главным отличием была 75-мм пушка, установленная вместо двух передних пулеметов, из-за чего пришлось изменить обводы бронекорпуса. Усиление вооружения обошлось весьма дорого, причем в буквальном смысле – помимо высокой цены масса увеличилась до 9400 кг, при этом скорость снизилась и подвижность машины. Чехословацкая армия отказалась принимать на вооружение модифицированный PA-II, поэтому он остался в единственном экземпляре и в скором времени был разобран на металл.

В том же году три бронеавтомобиля были проданы в Австрию и поступили на службу в полицейский департамент г.Вены. Одна из этих машин была модифицирована путем установки небольшого командирского купола. В июле 1934 г. все три PA-II были задействованы в подавлении нацистского путча, который вспыхнул после убийства австрийского канцлера Долфусса. Преимущественно они использовались для охраны правительственных учреждений и резиденции канцлера в Вене. Спустя четыре года, когда Австрия была аннексирована Германией, бронеавтомобили PA-II оставили на полицейской службе, а весной 1945 г. их снова передали австрийской полиции.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Škoda PA-II образца 1924 г.

БОЕВАЯ МАССА 7360 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6000
Ширина, мм 2160
Высота, мм 2440
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре 7,92-мм пулемета Schwarzloze MG.08 в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ 6250 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5,5 мм борт корпуса — 5,5 мм корма корпуса — 5,5 мм крыша и днище — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬ Škoda, 4-цилиндровый, 9730 об\мин, мощностью 70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинарные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 70 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Škoda PA-III \ PA-IV Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Škoda PA-III, Škoda PA-IV Альтернативное обозначение: OA vz.27 Начало проектирования: 1927 г. Дата постройки первого прототипа: 1927 г. Стадия завершения работ: построено около 20, использовались в Чехословакии до 1939 г.

В 1927 г. фирма Škoda представила модифицированную модель бронеавтомобиля PA-III.Отказавшись от обтекаемого “черепашьего панциря” для новой машины был спроектирован корпус более простой формы с той же толщиной брони. Два поста управления машиной и расположение вооружения оставили практически без изменений, только вместо четырех старых “максимов” в корпусе установили два пулемета vz.7\24 собственного производства, а сверху была установлена башня с круговым сектором обстрела и пулеметом ZB vz.26. При массе 6600 кг бронеавтомобиль PA-III развивал скорость до 35 км\ч и имел запас хода по шоссе 250 км. В 1929 г. было выпущено 15 экземпляров, принятых на вооружение только чехословацкой армией. Их строевая служба мирно протекала до 1939 г., пока Чехословакия не была разделена на несколько частей. Три машины перешли в руки новообразованной армии Словакии, несколько PA-III досталось немцам и ещё три машины были захвачены румынскими войсками во время их вторжения на чехословацкую территорию.

Одновременно с выпуском PA-III было налажено производство модификации PA-IV, отличавшейся самозатягивающимися шинами, фарой дальнего света и немного измененным корпусом. Стандартное вооружение состояло из трех 7,92-мм пулеметов, но несколько последних машин получили 37-мм пушку установленную в башне и два пулемета Maksim 08. Бронеавтомобили PA-IV также поступили на вооружение чехословацкой армии в 1929 г. и эксплуатировались до 1938 г. включительно.

Единичные экземпляры чехословацкий бронеавтомобилей, захваченных в марте 1939 года немецкой армией, были вновь введены в эксплуатацию, но уже в несколько другом качестве. Поскольку боевая ценность PA-III и PA-IV оказалась весьма низкой несколько машин, находившихся в хорошем техническом состоянии, переоборудовали в командирские бронемашины. При этом, на них устанавливались радиостанции и высокие рамочные антенны. Предположительно, они использовались в тыловых подразделениях в течении 1939-1941 гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ
Škoda PA-III и Škoda PA-IV

Škoda PA-III1927 г. Škoda PA-IV1927 г.
БОЕВАЯ МАССА 6600 кг 6700 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5350 5950
Ширина, мм 1950 2080
Высота, мм 2660 2690
Клиренс, мм ? ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет ZB vz.26 в башне и два 7,92-мм пулемета vz.7\24 в корпусе три 7,92-мм пулемета Maxim 08 или два 7,92-мм пулемета vz.26, одна 37-мм пушка в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ? ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5,5 мм борт корпуса — 5,5 мм корма корпуса — 5,5 мм башня — 5,5 мм крыша и днище — 3 мм лоб корпуса — 6 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм башня — 6 мм крыша и днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Škoda, бензиновый, 4-цилиндровый, рабочим объёмом 5700 см.куб., мощностью 60 л.с. при 1600 об\мин Škoda, бензиновый, 4-цилиндровый, мощностью 100 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинарные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах колесная формула 4х4: колёса одинарные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 35 км\ч около 30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 250 км 250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ? ?
Высота стенки, м 0,20 ?
Глубина брода, м 0,30 ?
Ширина рва, м 0,40 ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ — —

Tatra OA vz.30 Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Tatra OA vz.30 Альтернативное обозначение: Tatra T-72 Начало проектирования: 1929 г. Дата постройки первого прототипа: 1930 г. Стадия завершения работ: построен 51 экземпляр, использовались на Восточном фронте до 1945 г.

История создания бронеавтомобилей образца 1930 года восходит к 1926 году. когда на вооружение чехословацкой армии был принят полуторатонный трехосный (6х4) автомобиль Tatra 26/30 с двигателем воздушного охлаждения. Татровская концепция (шасси с рамой-трубой и качавшимися полуосями) обеспечивала высокую по тем временам проходимость и прямо-таки очаровала военных, поэтому они с интересом приняли предложеиие завода Tatra разработать на этом шасси бронеавтомобиль. Первый опытный образец с шестицилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения мощностью 30 л.с. при 3000 об/мин имел четырехступенчатую КПП и двухступенчатый демультипликатор, механический привод тормозов, бронекорпус из броневой стали толщиной 3-8 мм; он испытывался в 1928-27 годах. Военные высоко оценили ходовые качества, но остались недовольны слабой броней. Доработки и и модериизация продолжались несколько лет, и только в в 1933 году был утвержден окончательный вариант легкого бронеавтомобиля, официально названного ОА vz.30, а с января 1934 года начались поставки серийных бронеавтомобилей в войсковые части. Всего к июню 1935 года был построен 51 экземпляр.

В отличие от первого опытного образца, эти броневики строились на шасси Tatra-72 с укороченной до 2570 мм базой (база задней тележки 920 мм) и четырехцилнндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом всего 1910 см3 и мощностью 30 л.с. при 2800 об/мин. Четырехступенчатая КПП и двухступенчатая дополнительная коробка обеспечивали 8 скоростей вперед и 2 назад. Шасси типа 6х4 было уникальным в своем роде — все шесть колес имели независимую подвеску на листовых рессорах, карданный вал без единого шарнира проходил внутри центральной рамы-трубы и приводил в движение сначала средний, а от него — задний мост. От ведущих шестерен приводились тарельчатые шестерни качавшихся полуосей ведущих мостов, кожухи которых опирались на концы продольных листовых рессор. Рессоры своей средней частью качались на концах закрепленной на раме-трубе поперечной траверсы. Поперечные тяги передней подвески подрессоривались поперечной листовой рессорой. Масса шасси составляла всего 780 кг. Такая конструкция, а также блокируемые цилиндрические дифференциалы, односкатная ошиновка с пулестойкими шинами (размер 5.50 х 18) обеспечивали достаточно высокую проходимость компактного (размеры 4020 х 1575 х 2050 мм}, маневренного (радиус поворота 4,5 м) и легкого (боевая масса 2550 кг) бронеавтомобиля. Бронирование было, конечно, слабым (лоб корпуса 6-12 мм, борта 6 мм, башня 10 мм) но, благодаря отстрелу каждого корпуса на полигоне, качественным. Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов — один в круглой конической башне, другой в лобовой броне корпуса слева (справа сидел водитель). Экипаж бронеавтомобиля состоял из 3 человек. Корпус имел две боковые и одну заднюю дверцы, башня снабжалась люком. Запас топлива 50 — 55 литров которого хватало на 250 км. По шоссе автомобиль развивал 80 км/ч, на бездорожье — 10-15 км/ч; мог преодолевать 20%-й подъём. Окраска ОА vz.30 состояла из неправильной формы пятен темно-зеленого, коричневого и темно-желтого цветов (стандартная камуфляжная окраска, принятая в чехословацкой армии в межвоенный период).

В частях чехословацкой армии каждому взводу из трех легких бронеавтомобилей vz.30 придавался для усиления тяжелый бронеавтонобиль vz.27 (тип РА-2). Позже, при создании ударных (т.е. механизированных) полков в ротах бронеавтомобилей по штату числилось по 7 бронеавтомобилей vz.30 и по два vz.27. а также по 4 танкетки P-I vz.33.

К 1938 году эти бронеавтомобили уже устарели и были слишком уязвимыми, но тем не менее успешно использовались в боях с гейнлейновцами в Судетах, где потерь не имели. В январе 1939 года чешской армии пришлось вести боевые действия в Закарпатской Руси с венгерскими войсками. Здесь за 3 месяца боевых столкновений было потеряно 15 бронеавтомобилей Tatra.

Остальные в 1939 году захватили немцы, которые включили ОА vz.30 в состав своих частей под обозначением PzSpr-30/T и передали в учебные и охранные подразделения. В 1941 году семь бронемашин были переоборудованы в агитационные (с ГУ) и переданы ротам пропаганды действовавшим на Воточном фронте. Также существовал командирский вариант бронеавтомобиля с поручневой антенной и радиостанцией, правда башенный пулемет пришлось на нём демонтировать.

Не обошли вниманием OA vz.30 и румынские военные. Сразу после полной оккупации Чехии на её территорию войска сопредельных государств. В течении двух дней, с 16 по 17 марта 1939 г., румыны захватили в Рутении (приграничная чешская область) довольно много различного вооружения, включая бронетехнику. Среди неё попались три танкетки vz.33, три бронеавтомобиля Tatra OA vz.27 (регистрационные номера 13.350, 13.351 and 13.352) и девять Tatra OA vz.30 (регистрационные номера 13.330, 13.380, 13.382, 13.386, 13.387, 13.389, 13.390, 13.392 and 13.395). По некторым данным vz.30 первое время дислоцировались в Бухаресте и входили в состав личной охраны Антонеску (Batalionul de garda al maresalului Antonescu). В 1942-1943 гг. эти бронемашины были отправлены в Плоешти, где прошли текущий ремонт в мастерских для грузовых автомобилей Tatra. Об их дальнейшей службе сведения теряются — точно известен только один факт — весной 1944 г. три vz.30 были уничтожены во время налёта америкаснких бомбардировщиков на нефтяные заводы. Здесь таже погибли два vz.27.

После полной аннексии Чехии в марте 1939 года было сформировано словацкое правительство, объявившее о создании нового государства с собственной армией. Большая часть военного имущества бывшей Чехословакии осталась на территории, занятой немцами, в то время как Словакия была вынуждена довольствоваться лишь её небольшими остатками. Подсчитав имеющуюся материальную часть словаки сделали неутешительный вывод – на 14 марта в составе единственного механизированного полка, дислоцированного в г.Мартин, имелось всего десять бронеавтомобилей ОА vz.30 и три OA vz.27. Впрочем, 18 марта прибыло небольшое пополнение из восьми машин того же типа, ранее принадлежавших 12-й чехословацкой дивизии до последнего сдерживавшей наступление венгерских войск в Прикарпатской Руси. Теперь сама Словакия оказалась в состоянии войны с Венгрией и была вынуждена направить значительные силы, чтобы препятствовать оккупации части своей страны. Конфликт был разрешен при посредничестве Германии спустя несколько дней, которая фактически принудила словаков “поделиться” территорией с южным соседом. При этом 24 марта венграм удалось уничтожить один OA vz.30 и ещё один серьёзно повредить.

Оправившись от приграничных войн Словакия заручилась поддержкой Германии, согласившейся передать часть бывшей чехословацкой техники. Военную помощь немцы оказали не просто так – в планировавшемся наступлении на Польшу предполагалось задействовать словацкие подразделения, включая бронетехнику и самолёты. Дополнительным стимулом к вторжению послужил захват поляками одной из северных областей страны, которые воспользовались откровенной слабостью бывшей чехословацкой армии не имевшей возможности воевать на два фронта.

Таким образом, ранним утром 1 сентября 1939 года части словацкой армии перешли польскую границу и начали развивать наступление на соединение с немецами, что им удалось сделать спустя всего неделю. За время боёв с польскими войсками потерь среди OA vz.30 не было – был поврежден лишь один бронеавтомобиль.

Спустя два года Словакия ввязалась в войну против СССР, хотя особых причин на это у самих словаков не было. Выполняя союзнический долг вместе с немецкой армией на Украину была послана “Rychla divizia” (“Быстрая дивизия”) в составе которой действовала рота из 47 легких танков и мобильная группа в которой на 24 июня числилось пять бронеавтомобилей OA vz.30. Первое время им сопутствовал определенный успех, но в ходе наступления дивизии под г.Липовец, которое состоялось в конце июля, одна машина была полностью уничтожена, а две другие получили тяжелые повреждения. По некоторым данным эти бронеавтомобили подорвались на минах.

Быстро поняв, что OA vz.30 не годится для использования в прямых боевых столкновениях, словацкое командование 25 августа 1941 года отправило оставшиеся машины на родину, где им предстояло нести охранную службу. Впрочем, спокойный период в карьере OA vz.30 продолжался всего несколько месяцев – в связи с большими потерями и ростом партизанской активности на оккупированных территориях Германия приказала отправить в Белоруссию словацкий охранную дивизию, которому были приданы 13 танков и 6 бронемашин. Командовал этой группой чатар Гаш, не испытывавшей особой симпатии к немцам и, тем более, не горевший желанием воевать против СССР.

Машины прибыли на белорусскую землю 27 июня 1942 года и через несколько дней приступили к патрулированию дорог и охране населенных пунктов. Чтобы использовать боевой потенциал словацкой бронетехники в полной мере немцы распорядились задействовать её для карательной экспедиции в районе г.Лоев, где 8 ноября 1942 года партизанский отряд уничтожил группу немецких солдат и полицаев. Однако возмездия не получилось. В бой 9 ноября было послано подразделение словацких солдат при поддержке четырех бронемашин, командовал которыми поручик Багар. Встретив неожиданно сильное сопротивление со стороны партизан словаки были вынуждены отступить, потеряв от огня ручных противотанковых средств и минометов три OA vz.30 (один подбит и два сгорели). Кроме машин погибло четыре члена экипажа бронеавтомобилей, включая самого Багара. Пробыв в Белоруссии ещё два месяца оставшиеся четыре бронеавтомобиля 12 января 1943 года отправили обратно в Словакию.

Дальнейшая участь OA vz.30 оказалась не завидной. Во время словацкого народного восстания, начатого летом 1944 года, бронеавтомобили продолжали использоваться только для вспомогательных целей и впоследствии пять из них были захвачены немецкими войсками. Поскольку машины оказались сильно изношенными, а их боевая ценность оценивалась весьма низко, немцы отправили словацкие OA vz.30 на танковый полигон в Малакцы для использования в качестве мишеней.

До наших дней не сохранился ни один экземпляр этих довольно интересных бронемашин.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Tatra OA vz.30 образца 1930 г.

БОЕВАЯ МАССА 2550 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4020
Ширина, мм 1575
Высота, мм 2050
Клиренс, мм 205
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет vz.26 в башне и один-два 7,92-мм пулемета vz.26 в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борта — 6 мм крыша — 3 мм башня — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Tatra T52, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 32 л.с. при 3000 об/мин, рабочий объём — 1910 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП с демультипликатором (8 скоростей вперед и 2 назад), карданный вал, механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: колёса одинарные, шины пневматические пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 60 км\ч по шоссе 10-15 км\ч по пересеченной метсности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, % 20
Высота стенки, м 0,28
Глубина брода, м 0,35
Ширина рва, м 0,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

ČKD TN SPE-34\TN SPE-37 Полицейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: ČKD TN SPE-34 и TN SPE-37 Альтернативное обозначение: TN SPE Начало проектирования: 1934 г. Дата постройки первого прототипа: 1934 г. Стадия завершения работ: построено три TN SPE-34 и пять TN SPE-37, использовались полицескими подразделениями до конца 1940-хг г.

Бронеавтомобиль TN SPE-34 создавался по заказу румынской полиции, которой была необходима легкая бронированная машина, которую можно было применять в городских условиях против демонстрантов. Фирма ČKD в 1934 г. предложила Румынии именно такой бронеавтомобиль, для производства которого использовалось шасси обычного грузовика Praga TN. Бронирование машины было лишь частичным. Двигатель и боевое отделение обшивались бронелистами толщиной 4 мм, одноместная башня имела толщину брони 8 мм. Остальные части бронеавтомобиля защиты не имели. Вооружение бронеавтомобиля состояло из одного 7,92-мм пулемета ZB vz.26 размещенного в башне. Серийная постройка ограничилась 3 экземплярами.

В 1937 г. была выпущена улучшенная модификация, обозначавшаяся как TN SPE-37. Она отличалась только формой корпуса и более мощным двигателем. Всего построили один прототип и четыре серийные машины этой модификации.

Бронеавтомобили TN SPE-34 и TN SPE-37 поставлялись только для нужд румынской жандармерии. В 1940 г. они активно использовались для поддержания порядка в Бухаресте и других городах. Большая часть машин TN SPE пережила войну и была списана только в конце 1940-х гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
ČKD TN SPE-34 образца 1934 г.

БОЕВАЯ МАССА 12000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7990
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2650
Клиренс, мм 250
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет ZB vz.26, дымовые гранаты
БОЕКОМПЛЕКТ 1000 патронов, 100 гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 4 мм борт корпуса — 4 мм корма корпуса — 8 мм башня — 8 мм крыша — 4 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Praga TN 2 serie, карбюраторный, мощностью 85 л.с. при 1600 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП (4+1), карданный вал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические из пулестойкой резины 9,00х20 дм, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе (TNSPE-34) 50 км\ч по шоссе (TNSPE-37)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 20°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —