Бронеавтомобили Дании

HtK46

Первый датский бронеавтомобиль, названный его создателями HtK46, был создан в 1917 г. для нужд Akademisk Skyttekorps (добровольческой военной организации). Созданная на базе шасси Hotchkiss 1909 эта машина, к глубокому разочарованию датчан не удалась. Обладая слабой броневой защитой и вооружением, состоящим из одного пулемета HtK46 был труден в управлении и имел довольно низкие ходовые характеристики. Все это привело к тому, что в 1920 г. машина потерпела небольшую, но очень досадную аварию. В конце концов HtK46 списали уже в 1923 г., однако тема создания бронеавтомобилей получила ещё больший толчок к развитию и привела к созданию более совершенных моделей.

FP-1 \ FP-2 Легкий бронеавтомобиль

К началу 20-го века Дания окончательно утратила лидирующие позиции на мировой сцене и скатилась от “владычицы проливов” о уровня среднего европейского государства с минимальной армией и небольшим флотом береговой обороны. Даже в ходе Первой Мировой войны не предпринималось существенных усилий для модернизации собственных вооруженных сил. Этот процесс удалось возобновить лишь в 1920-е гг., когда он стал полностью неизбежен. Модернизация армии, помимо всего прочего, предусматривала наличие боевых бронемашин. От закупки танков вынужденно пришлось отказаться из-за дефицита бюджета. Рассматривался вопрос приобретения Renault FT-17, избыток которых ощущала французская армия, но он так и не был решен положительно. Неплохим выходом казались бронеавтомобили, но закупать их за границей тоже было дороговато. Тогда приняли решение разработать бронеавтомобиль собственной конструкции, взяв в качестве примера французский опыт.

Датский вклад в дело развития бронетанковой техники оказался очень скромным, но интересным. После долгих проволочек был сделан вывод, что бронеавтомобили будут использоваться только для разведки и связи. Закономерным следствием этого стало требование к противопульному бронированию, пулеметному вооружению и использованию недорогого и надежного коммерческого шасси. В качестве базы был выбран американский грузовик Ford AA, широко известный своими высокими эксплуатационными качествами. Работы по установке на него бронированного корпуса и вооружения начались весной 1930 года и на следующий год был получен первый образец легкого разведывательного бронеавтомобиля Forsoegs Panser FP-1. Ходовая часть заимствовалась от грузовика без изменений. Она сохраняла формулу 4х2, с передним расположением одинарных управляемых колес и задними сдвоенными ведущими колесами с размерами шин 6х20 дм. Подвеска включала амортизацию с использованием листовых рессор. На машине устанавливался бензиновый 8-цилидровый двигатель Ford V-8 мощностью 85 л.с. Форма корпуса FP-1 явно наследовалась от ранних французских бронемашин типа Renault или Peugeot, обладая высокими вертикальными стенками без крыши. Спереди находились места для водителя и помощника, сзади – для командира и пулеметчика. Впрочем, экипаж мог состоять только из 2-х человек. Толщина бронирования варьировалась в пределах 8-10 мм. В задней части корпуса устанавливался единственный 7,92-мм пулемет Madsen, но четыре амбразуры по бортам позволяли вести огонь из личного оружия.

После испытаний, проведенных в 1931 году, был сделан вывод, что наличие одного 7,92-мм пулемета в открытом сверху корпусе не соответствует современным требованиям. Бронемашина была немедленно модернизирована, получив и крышу корпуса, и башню конической формы. Следующим логическим шагом стала установка 20-мм автоматической пушки, справа от которой находился пулемет. Этот шаг позволил существенно повысить огневую мощь без повышения массы и ухудшения остальных характеристик. Улучшенная бронемашина обозначалась как FP-2.

К 1932 году все три бронемашины были приняты на вооружение датской армии, но новых заказов на FP-1 не последовало. Оценив потенциальные возможности ближайших соседей более приемлемым оказался вариант закупок техники в Швеции. Тем не менее, в 1930-е годы бронемашины FP-1 и FP-2 активно использовались при проведении армейских учений и по меньшей мере две из них дожили до немецкого вторжения в апреле 1940 года. В боях они не применялись и в скором времени датские Forsogs Panser были разбронированы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
FP-1 образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА
2300 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
6100
Ширина, мм
2000
Высота, мм
2990 (FP-1) 1900 (FP-2)
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,92-мм пулемет Madsen
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса — 10 мм борт корпуса — 8 мм корма корпуса — 8 мм башня — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Ford V-8, бензиновый, 8-цилидровый, мощностью 85 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
колесная формула 4х2, передний мост с одинарными колёсами — управляемый, задний мост со сдвоенными колесами — ведущий, размер шин — 6х20 дюймов
СКОРОСТЬ
50 км\ч
ЗАПАС ХОДА
300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м
?
Ширина рва, м
?
Глубина брода, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Panservognen V3 Импровизированный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Panservognen V3 Альтернативное обозначение: “Frit Danmark” Начало проектирования: 1945 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр.

Как известно, в ходе немецкого блицкрига на Западном фронте Дания капитулировала в течении суток при минимальном противодействии противнику. Немногочисленный парк бронетехники достался вермахту и в скором времени был отправлен на слом. И тем не менее, датчане нашли в себе силы организовать отряды Сопротивления, которые сыграли весьма действенную роль в ходе освобождения страны.

Наиболее активная деятельность повстанцев развернулаьс весной 1945 года, когда американо-британские войска вплотную приблизились к датским границам. На повестке дня встал вопрос очистки Копенгагена от немецких войск и отрядов коллаборционистов, для чего желательно было иметь бронетехнику. Косвенное влияние на мысли датчан оказало якобы успешное примение польскими повстанцами импровизированных бронемашин. Точность информации не проверялась и посему в штабе столичного военного округа решили подхватить и преумножить заруюежный опыт. Силами умельцев из Фредериксверка быа инициирована постройка «экспериментальной боевой машины с броневой защитой». Ведущим конструктором будущего V3 стал 29-летний талантливый инженер Виктор Йенсен, а базой для постройки боевой машиной стали мастерские депо железнодорожной компании Frederiksvaerk-Hundested. Представленный им проект был не столь футуристичен, как польский «Kubus», но обладал цеоым рядом преимуществ.

В качестве основы был выбран широко распространенный 2-тонный грузовик Ford с двигателем V8. Кузов машины был демонтирован, а на его месте установили новый корпус, который собирася из броневых плит толщиной 8 мм, изначально предназначавшихся для бронирования легких боевых кораблей германского флота. Кабина, где размещались места водителя и командира, оставалась практически без изменений, не считая навесного бронирования. С остальными членами экипажа можно было общаться через окно в задней стенке кабины. В кормовой части была установлена высокая цилиндрическая надстройка со смотровыми щелями и башней, вращение которой осуществлялось вручную. Внутри мог размещаться экипаж из шести человек включая водителя. Вооружение должно было включать один башенный пулемет madsen калибра 7,92-мм, а также личного оружия. Огонь по противнику из боевого отделения мог вестись только через вырезы в бортах и в кабине водителя. Машина получила название Panservognen V3, а на её лобовом листе красовалась надпись «Frit Danmark» («Совбодная Дания»).

Сборка бронемашины происходила в условиях строгой секретности. К тому времени немцы, уставший от многочисленных актов саботажа, особо не церемонились с датчанами и частенько предпочитали их расстреливать. Таким образом, рабочей бригаде и Йенсену пришлось соблюдать строгую конспирацию и в буквальом смысле накапливать броневой прокат. В начале 1945 года была проведена целая операция по вывозу бронелистов с территории завода по фиктивным документам в разгар рабочего дня. Но тут возникла новая проблема — изготовить башню в кустарных условиях не представлялось возможным и часть бронелистов пришлось отправить борцам Сопротивления, работавшим на сталепрокатном заводе. На этот раз не всё прошло гладко — один из местных инженеров обраружил неучтенную продукию и вполне мог сообщить о её наличии немцам. Во избежание этого Йенсен с товарищами взяли его «в плен» и вывезли в лес, где провели с ним разъяснительную беседу. На этом критический момент был пройден и построка бронеамшины продолжилась.

Несмотря на это, дело продвигалось крайне медленно и когда 3-го мая 1945 года британские войска вышли к границам Дании уже стало ясно, что вопрос освобождения страны является делом ближайших дней. Полуготовый V3 стал, по сути, не нужен. И всё же, судьба этой машины сложилась отнюдь не спокойно. Бронеавтомобиль оказался востребованным командиром 7-й роты капитаном Хвидегардом, который распорядился довести его до боевой кондиции. Поскольку 4-го мая немецкие войска в Дании капитулировали всякая конспирация была отменена. Вооружившись пистолет-пулеметами Sten, полученными от британцев, и отечественными Bergmann MP-34, повстанцы под конвоем отправили машину на сталепрокатный завод, где предстояло установить башню. Первый же «поход» выявил ряд проблем, которые для армейского бронеавтомобиля были бы оценены как неприемлемые. Помимо общей тесноты полностью забронированный двигатель работал с «надрывом» и постоянно перегревался. Кроме того, поездка сопровождалась сильным шумом и клубами выхлопа, что без сомнения демаскировало бы V3 в условиях уличных боёв.

Далее события развивалис так. У заводских ворот всю эту «миссию» встретил немецкий караул, но с его командиром удалось договориться без особых проблем. Если бы эти события происходили хотя бы сутками ранее у экипажа V3 было бы немного шансов уцелеть. Когда выкатили башню выяснилось, что сделать её вращаемой не получиться — пришлось приваривать её к надстройке. Полноценный экипаж был набран из заводских рабочих. Место за рулём занял см Йенсен, рядом располоджился второй водитель а в каземате наодилось ещё три человека с пистолет-пулеметами и карабинами. В верхнем каземате, где находилось место шестого «танкиста», установили пулемет Madsen M1924.

Стрмясь как можно скорее вступить в бой экипаж отправился к немецким казармам, но было уже слишком поздно — противник в столице окончательно капитуировал. В течении 4-5 мая бронемашина два разведывательных выхода вдоль побережья в направлении на Хундестед и Фредерикссунн и тоже безрезультатно. Единственные факты «нападения» имели место со стороны собственной экзальтированной молодежи и одинокого солдата-дезертира, который женился на местной девушке и не желал покидать Данию.

Разочарованные «танкисты» совсем было упали духом, однако не всё ещё было потеряно. Будучи в Фредерикссунне капитан Хвидегард получил информацию о датсикх нацистах, пытавшихся укрыться на ферме Ассербо. Решив не дожидаться подкреплений экипаж, вместе с погруженными в автобус пехотинцами, напрвились к ферме, где быстро вычислили местоположение противника. Хотя у нацистов из так называемой «группы Лоренса» не было никаких противотанковых средств (даже гранат) Йенсен остановился примерно в 100 метрах от дома. Видя, что дело плохо, противник запаниковал. Один из нацистов, не выдержав психологического давления произведенного появлением V3, застрелился. Этот выстрел был воспринят как акт сопротивления и, развернувшись бортом, Йенсен приказал открыть огонь из пулемета. Пытаясь воспользоваться возникшей неразберихой несколько нацистов выскачили из своего укрытия, но тут же были скошены пулеметной очередью. Окончательно ситуация разрешилась после прибытия автобуса с пехотой. Итогом этой «смертельной схватки» стала гибель трех нацистов, пять тяжело раненных и 11 с легкими ранениями. Датское Сопротивление отделалось только одним раненым бойцом. В бронеавтомобиль попало несколько автоматных и винтовочных пуль, одна из которых пробила стальную обшивку дверцы кабины с пассажирской стороны и застряла в сиденье, не причинив никому вреда. На этом боевое применение V3 завершилось.

В течении мая 1945 года бронемашина ещё совершила ряд пропагандистских поездок в Копенгаген и другие города о.Зеландия, пока не была окончательно отправлена «в запас». Далее V3 передали в собственность железнодорожной кампании в Фредериксверке, где у неё заварили вентиляционные отверстия. Окончательно бронемашину «прописали» на площадке музея Сопротивления в Копенгагене.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
V3 “Frit Danmark” образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1+5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5850
Ширина, мм 1850
Высота, мм 2800
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет Madsen M1924 в надстройке, несколько пистолет-пулеметов Sten и Bergmann MP-34
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 8 мм борт корпуса — 8 мм корма — 8 мм крыша — 8 мм днище — 8 мм башня — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford V8, бензиновый, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колёса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~30 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?