Гусеничные бронетранспортеры Германии

Dür-Wagen Гусеничный транспортер

В 1916 г. морское министерство Германии выдало заказ на постройку бронированного внедорожного транспортера для транспортировки тяжелой артиллерии и амуниции. По сути, гусеничная машина, разработанный фирмой Durkoppwerke из Билефельда, представлял собой обычное шасси с бронированным корпусом. Согласно моде того времени шасси было многоколесным, с равными по диаметру ведущими и направляющими колесами. Транспортер оснащался карбюраторным двигателем мощностью 80 л.с. (без дифференциала), установленным в кормовой части.

Испытания транспортера, названного Dür-Wagen, прошли в 1917 г. Закупочная комиссия оказалась недовольна его слабой защитой и невысокими ходовыми данными, однако из-за острой потребности в машинах подобного типа был выдан заказ на 10 экземпляров. Все они были переданы в эксплуатацию и до конца войны использовались в качестве обычных транспортеров.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТЕРА Dü-Wagen обр.1917 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~6000
Ширина, мм ~3000
Высота, мм ~1800
Клиренс, мм ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, мощностью 80 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 10 опорных катков, ведущее колесо переднего расположения, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Land-Wasser-Schlepper \ LWS Гусеничная амфибия

Официальное обозначение: Land-Wasser-Schlepper
Альтернативное обозначение: LWS
Год начала работ: 1936
Год постройки первого прототипа: 1940
Стадия завершения работ: построено две небольшие серии по 7 и 14 машин.

Задолго до подготовки операции “Seelowe” (“Морской лев”) командование немецкими бронетанковыми частями задумалось над оснащением специализированных подразделений новыми видами техники. В 1936 году, по заказу Управления вооружений, была инициирована работа по небронированной амфибии, которую можно было бы использовать для десантирования небольших десантных подразделений. Вообще изначально планировалось построить только амфибийный трактор, но фирма Rheinmetall-Borsig в сотрудничестве с Alkett, решили не останавливаться на таких “полумерах”.

Путь от начала проектирования до изготовления первого опытного образца оказался долгим. Немецкая армия требовала поставлять её в первую очередь танки, поэтому амфибии никогда не были в числе приоритетных машин. За это время была разработана новая ходовая часть. Применительно на один борт она включала четыре блока опорных катков с амортизацией на листовых рессорах. Над каждым блоком находился ролик, поддерживающий верхнюю ветвь гусеницы. Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади.

Корпус машины изготавливался в угоду гидродинамике и получил легко узнаваемые “корабельные” очертания. Носовая часть корпуса была заостренной, а борта и корма выполнялись вертикальными. Большую часть корпуса занимал транспортный отсек, который был совмещен с отделением управления. Он закрывался общей надстройкой с большими ветровыми стеклами и бортовыми иллюминаторами, имевшими броневые заслонки. Максимальное бронирование корпуса не превышало 15 мм. Транспортный отсек был рассчитан на перевозку 20 десантников с полной амуницией. Каждая машина оснащалась радиостанцией FuG Spr 1.

В моторном отсеке, располагавшемся на корме, устанавливался танковый бензиновый двигатель Maibach HL108TR системой воздушного охлаждения. Воздух к силовой установке и в кабину поступал через три шахты, отверстия для которых были вырезаны в крыше рубки. Для передвижения на воде использовались два трехлопастных гребных винта, установленных в задней части корпуса снизу. Здесь же находился буксировочный крюк. Ёмкости двух топливных баков общим объёмом 600 литров хватало на 150 (по другим данным — 240-260) км движения по дороге с твердым покрытием.

В противовес эти преимуществам амфибия LWS обладала несколькоими крупными недостатками. Прежде всего, машина имела огромную высоту и была хорошо заметна даже на воде. Бронирование на ней практичевски отсутствовало, а вследствии того, что гусеничные ленты имели ширину всего 310 мм, удельное давление на грунт было относительно велико — 1,446 кг/см.кв.

Первый прототип амфибии Land-Wasser-Schlepper (LWS) был готов в 1940 году. После всесторонних испытаний был сделан вывод, что данная машина пригодна для принятия на вооружение. До конца года была выпущена первая партия LWS в количестве 7 экземпляров, которые по большей части являлись предсерийными амфибиями. Три первые машины передали в распоряжение 100-го танкового полка, готовившегося к высадке на британские острова. Экипажи отрабатывали буксировку барж и амфибийных прицепов Kässbohrer, выход на берег под условных огнем противника и подвоз резервов. Предполагалось, что в течении первых 6 часов высадки эти машины сыграют важную роль.

Потенциальные возможности LWS были продемонстрированы 2 августа 1940 года в ходе шатбных учений Reinhardt, когда машины из установочной партии были показаны генералу Ф.Гальдеру. Высокое руководство скептически отнеслось к высокому силуэту амфибии, но было вынуждено признать, что проект удался. Далее было высказано пожелание построить столько LWS, чтобы накаждую баржу приходилась как минимум одна машина. Выполнить этот замысел не удалось в принципе.

Вторая партия из 14 машин была изготовлена в 1941 году (иногда машины разных серий обозначают как Type I и Type II), после чего выпуск LWS прекратили. В отличии от амфибий первого образца, больше соответствовавших прототипу, обновленные LWS получили новую надстройку с уменьшенными смотровыми иллюминаторами водителя, изменили расположение бортовых иллюминаторов, вместо трёх воздушных шахт сделали одну, установили вентиляторы для принудительного нагнетания воздуха внутрь корпуса, на корме оборудовали наблюдательный пост, а также провели ещё серию мелких доработок. Кроме того, в целях унификации, ведущие и направляющие колеса заимствовали от среднего танка Pz.Kpfw.IV. По всей видимости, этот процесс проходил в несколько этапов, поскольку некоторые машины второй партии оснащались рубками либо иллюминаторами раннего образца.

На испытаниях LWS зарекомендовал себя с хорошей стороны. При массе 17 тонн амфибия могла развивать максимальную скорость по шоссейной дороге до 32 км\ч и до 12 км\ч на плаву при условии отсутствия волнения. По параметрам вместимости и грузоподъёмности LWS также удовлетворял основным требованиям. Несколько смазывало картину отсутствие штатного вооружения, но в крайнем случае стрельба из личного оружия могла вестись через иллюминаторы.

Тем не менее, к моменту появления серийных амфибий LWS немецкое командование не ощущало острой необходимости в подобного рода машинах. Когда испытания подходили к концу операцию “Морской лев” уже успели отменить. Тогда, осенью 1940 года, большая часть машин была передана на вооружение рот десантно-инженерных батальонов.

В преддверии штурма Тобрука, который немецкое командование планировало провести и с моря и с суши, подразделениям LWS предписывалась роль десантных средств. Машины были переброшены в Ливию, однако британский гарнизон неожиданно капитулировал и амфибии вновь остались не у дел. В течении следующих месяцев LWS использовались только для диверсионных и транспортных целей, после чего их планировали использовать в высадке на Мальту. Как известно, в 1941 году положение на африканском фронте изменилось и очередная десантная операция не состоялась.

Как сложилась судьба этих интересных машин далее достоверно не известно. Скорее всего LWS оставшиеся в Ливии не эвакуировались и были уничтожены при отступлении. Несколько других амфибий перебросили на Восточный фронт, где их периодически использовали на тыловых коммуникациях. Есть сведения, что весной-летом 1944 года последние LWS снабжали окруженные немецкие войска на территории Прибалтики, Восточной Пруссии и Бельгии. В ходе боёв на Западном фронте машина с бортовым номером “234” была захвачена союзными войсками и впоследствии повторно испытана. Считается, что уцелевшие LWS ещё использовались в мае 1945 года.

Кстати, впервые о наличии у вермахта машин типа LWS узнали американцы. Ещё до объявлении войны Германии и её союзникам американский военно-морской атташе, во время поездки 7 января 1941 года из Потсдама в Гамбург, мельком заметил амфибию на дороге. Видимо, большого интереса LWS не вызвал, поскольку лишь 31 марта состоялась их повторная встреча на улицах Берлина. Именно тогда и был сделан эскиз амфибии, впоследствии переданный военной разведке США.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО ПАРОМА
Land-Wasser-Schlepper образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА 17000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8600
Ширина, мм 3160
Высота, мм 3130
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 88-мм пушка Kwk43 L/71 и один 7,92-мм пулемет MG34
БОЕКОМПЛЕКТ 22 снаряда и 2700 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические и телескопические прицелы (только проект)
БРОНИРОВАНИЕ корпус — не бронерован
надстройка корпуса — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maibach HL1ё08, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 360 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа, с 2-ступенчатой коробкой передач (6 скоростей вперед и 1 назад), главным и бортовыми фрикционами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков собранных в блоки по 2 с подвеской на листовых рессорах, 4 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ 32 км\ч по шоссе
12 км\ч на плаву
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,90
Глубина брода, м плавающий
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG Spr 1

Gepanzerter Mannschaftransportwagen “Katzchen” Бронетранспортер

Официальное обозначение: Gepanzerter Mannschaftransportwagen “Katzchen”
Альтернативное обозначение: VK 5.01
Год начала работ: 1944
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: построен один прототип.

В поисках альтернативных вариантов для замены полугусеничных бронетранспортеров (предназначенных в первую очередь для Восточного фронта) представителями от Heereswaffenamt Wa.Pruf 6 была инициирована программу Gepanzerter Mannschaftransportwagen, в рамках которой фирмам BMM и Auto Union было выдано техническое задание на разработку чисто гусеничных машин. Работы начались в конце 1943 года. Предполагалось, что бронетранспортер с противопульным бронированием будет способен перевозить 6-8 солдат с максимальной скоростью порядка 50 км\ч.

Конструкция бронетранспортеров обеих фирм не представляли из себя ничего революционного. Корпус был сварным и собирался из листов катаной броневой стали дифференцированной толщины. По схеме он был близок к полугусеничному Sd.Kfz.251, но с поправкой на гусеничное шасси. В передней части, под наклонным бронелистом, размещались агрегаты трансмиссии гидравлического типа, для доступа к которым был сделан люк. Далее размещались места для водителя и пулеметчика, за которыми, по обеим бортам, были установлены скамьи для солдат. Бронетранспортер вооружался одним 7,92-мм пулеметом MG42 монтировавшийся на обычной установке типа Kugelblende справа от водителя.

Ходовая часть машины заимствовала большинство элементов от опытного легкого танка «Leopard». Применительно на один борт она состояла из пяти опорных катков с торсионной подвеской, размещенных в шахматном порядке, переднего ведущего колеса и заднего ленивца. Мелкозвенчатая гусеница собиралась из стальных траков.

Бронетранспортер комплектовался бензиновым двигателем Maybach HL50Z рабочим объёмом 5000 см.куб., который развивал мощность 180 л.с. Силовая установка располагалась в задней части десантного отделения у левого борта. Соответственно, с правой стороны в кормовом листе корпуса сделали двери для посадки и высадки десанта. Бронирование машины мало уступало лёгким танкам: лоб корпуса – 30 мм, борта и корма – по 14,5 мм.

Макет бронетранспортера фирмы Auto Union (VK 5.01, также использовалось название “Katzchen”) был представлен зимой 1944 года и получил хорошую оценку. К лету был готов полноценный опытный образец, разработанный и построенный при активном участиии специалистов из фирмы MAN — он поступил на испытания летом 1944 года одновременно с прототипом фирмы ВММ. В целом, машина заслужила хорошие отзывы, однако подвела гидравлика. На доработки не оставалось времени – в сентябре 1944 года было получено распоряжение прекратить работы над всеми новыми проектами, которые любое шасси, кроме двух – от Pz.Kpfw.V и Pz.38(d). Таким образом, победителем в конкурсе оказалась фирма ВММ. Единственный образец VK 5.01 был отправлен на временное хранение, но не исключено, что он всё же использовался в боевых действиях на Западном фронте. По крайней мере известно, что опытный образец был захвачен частями 1-й американской армии с повреждениями ходовой части и в дальнейшем несколько его фотографий фигурировали в отчетах Ordnance Technical Intelligence от 19-го мая 1945 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Gepanzerter Mannschaftransportwagen “Katzchen” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4200
Ширина, мм ~2440
Высота, мм ~1950
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет MG34
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 14,5 мм
корма корпуса — 14,5 мм
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL50, бензиновый, 6-цииндровый, мощностью 180 л.с.
ТРАНСМИССИЯ гидравлического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков в шахматном порядке, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 55 км\ч
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Vollkettenaufklürer 38(t) “Katzchen” Бронетранспортер

Официальное обозначение: Vollkettenaufklürer 38(t) “Katzchen”
Альтернативное обозначение: Gepanzerter Mannschaftransportwagen, VK 5.01
Год начала работ: 1944
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: построен один прототип.

В конце 1943 года Heereswaffenamt Wa.Pruf 6 выдало фирмам Auto Union и ВММ техническое задание на гусеничный бронетранспортер, предназначенный преимущественно для действий на Восточном фронте. Согласно выдвинутым требованиям БТР должен был обладать бронезащитой, способной выдержать попадания крупнокалиберных пуль и мелкокалиберной артиллерии, а также иметь возможно перевозки 6-8 солдат с максимальной скоростью до 50 км\ч. Проект получил официальное обозначение Gepanzerter Mannschaftransportwagen, но впоследствии он стал более известен под названием “Katzchen”.

Фирма ВММ использовала в качестве базы шасси легкого танка Pz.Kpfw.38(t) nA. Применительно на один борт оно состояло из четырех опорных катков с резиновыми бандажами, блокированным попарно в тележки с подвеской на листовых рессорах, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса и заднего направляющего колеса. Мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления набиралась из стальных траков.

При проектировании корпуса полностью сварной конструкции активно использовались наработки по самоходному орудию «Hetzer». Так, лобовой лист, а также верхние бортовые и кормовой бронелисты устанавливались под значительными углом наклона. Компоновка корпуса также не претерпела значительных изменений. В передней части размещались элементы трансмиссии Praga-Wilson, для доступа к которым имелся большой люк в лобовом бронелисте с правой стороны. Далее располагались места для водителя (слева) и пулеметчика (справа). Для наблюдения за местностью водитель имел только лобовой люк, закрываемый в боевом положении бронированной крышкой со смотровой щелью. Отделение управления было совмещено с десантным отсеком, вдоль бортов которого устанавливались скамьи, рассчитанные на 3-4 человека каждая. Высадка и посадка в БТР производилась через двухстворчатую дверь в кормовом бронелисте, справа от которой монтировался бронированный короб системы вентиляции. Вооружение бронетранспортера состояла из одного 7,92-мм пулемета MG42, находившийся справа от водителя на стандартной установке, применявшейся на бронетранспортерах Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251.

Силовая установка также находилась в кормовой части корпуса со смещением к правому борту. В ходе проектирования рассматривалось два варианта двигателя — 220-сильный Tatra 103 и 280-сильный Praga NR. Запас топлива позволял машине обладать запасом хода в 600 км при движении по дорогам с твердым покрытием.

Полноразмерный макет “Katzchen” на шасси легкого танка был представлен в начале 1944 года и получил одобрение со стороны военных. Это повзолило Wa.Pruf 6 заказать два опытных образца, оснащенных различными типами двигателей. На испытания прототипы бронетранспортеров Auto Union и ВММ (Vollkettenaufklürer 38(t)) поступили летом 1944 года практически одновременно. В определенном плане лучше смотрелся образец от Auto Union, который обладал шасси с шахматным расположением катков и гидравлической трансмиссией, что существенно влияло на управляемость машины. Однако, именно неотработанность трансмиссии стала «камнем преткновения» для разработчиков из Auto Union. Кроме того, бронетранспортер фирмы ВММ обладал лучшей защищенностью и более высокими скоростными качествами. Достаточно сказать, что толщина его лобовой составляла 50 мм, бортов – по 30 мм, корма – 20 мм. Последним ударом стало распоряжение, согласно которому для новых разработок запрещалось использовать шасси, кроме уже освоенных в производстве Pz.Kpfw.V и Pz.Kpfw.38(t). Таким образом, победителем в этом конкурсе стала фирма ВММ.

К великому сожалению разработчиков, в конце войны наладить серийный выпуск Vollkettenaufklürer 38(t) не удалось. Более приоритетными стали проекты танков и самоходок, что практически не оставляло резервов производства для остальной техники. По неподтвержденным данным единственный прототип “Katzchen” фирмы ВММ был отправлен в действующую армию и уничтожен весной 1945 года.

Хотелось бы упомянуть о ещё одной модификации, информация о которой появилась в интернете и активно обсуждалась в последний год. Речь идёт о гусеничных бронемашинах под обозначениями Sd.Kfz.504(t)\505(t)\506(t). Исходя из имеющихся боковых проекций они представлявляли собой варианты лёгких танков, использовавших шасси и корпус от БТР “Katzchen”, а также башни от легкого танка VK 1602 “Leopard” с длинноствольным 50-мм орудием KwK 39/1. Поиск по зарубежным публикациям не привел к положительным результатам, так что это не что иное, как очередная версия танков из «альтернативной истории».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Vollkettenaufklürer 38(t) “Katzchen” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4220
Ширина, мм 2340
Высота, мм 1450
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет MG34
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 20 мм
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ первый прототип: Tatra 103, 6-цилиндровый, бензиновый, мощностью 220 л.с.
второй прототип: Praga NR, 6-цииндровый, бензиновый, мощностью 280 л.с.
ТРАНСМИССИЯ Praga-Wilson, механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сблокированных попарно в две тележки с подвеской на листовых рессорах, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления со стальными траками
СКОРОСТЬ 64 км\ч по шоссе
40 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА 600 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?