Инженерная техника Германии

Bremer Машина преодоления заграждений

Официальное обозначение: Bremer-Tank
Альтернативное обозначение: отсутствовало
Год постройки первого прототипа: 1915
Стадия завершения работ: построен единственный прототип.

За несколько лет до появления первого немецкого танка A7V германское военное ведомство рассмотрело множество других проект, не отдав ни одному из них какого-либо предпочтения. Тем не менее, в 1915 году была инициирована постройка нескольких опытных образцов гусеничных боевых машин, среди которых был образец, именуемый западными источниками как Bremer-Tank, хотя на самом деле «танком» она не являлась. Его разработчиком являлся Hugo G. Bremer, который впоследствии на основе тягача создал гусеничную бронемашину, известную как Marienwagen.

Машина разграждения имела весьма оригинальную ходовую часть, состоявшую их трёх секций. Согласно проекту средняя секция состояла из двух опорных катков, а также среднего управляемого колеса и двух дополнительных катков, которые опускались и поднимались по мере необходимости. Две другие секции, размещавшиеся спереди и сзади корпуса, имели по одному катку, совмещенными с опорными катками главной секции, и ещё по одному катку располагалось на концах направляющих балок. Эти секции опускались на землю при помощи специального механизма, удлиняя ходовую часть машины. Такой технический приём понадобился для преодоления рвов и траншей большой ширины. Данные о бронировании и вооружении этого танка не сохранились.

Построить полноценный танк по этому проекту не удалось, однако в 1915 году испытания проходила экспериментальная машина (ходовой макет), оснащенная двухсекционной ходовой частью. Её тактико-технические характеристики не устроили представителей армии: машина была трудноуправляемой, а шасси слишком уязвимым и технически несовершенным. От дальнейших работ над Bremer-Tank, который больше соответствовал машине преодоления заграждений, отказались.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИНЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАГРАЖДЕНИЙ
Bremer-Tank образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~12000
Ширина, мм ~3000
Высота, мм ~4000
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ гусеничная составная, трехсекционная
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Brückenleger IV Бронированный мостоукладчик

Официальное обозначение: Brückenleger IV
Альтернативное обозначение: Brückenleger IVb auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV
Год начала работ: 1939
Год постройки первого прототипа: 1939
Стадия завершения работ: построено около 20 машин.

В 1939 году техническое управление армии составило требования к бронированному мостоукладчику на базе черийного танка. Первые опыты с лёгкими танками Pz.II и Pz.III показали их неприспособленность для мостов высокой грузоподъёмности и для нового варианта был выбран средний танк Pz.IV.

Первый прототип мостоукладчика Brückenleger IV был создан на шасси из неброневой стали. Башня, вооружение и всё военное оборудование демонтировалось, а на крыше корпуса устанавливался 9-метровый мост специальной разработки. Испытания опытного образца прошли успешно и в августе 1939 года для переделки в мостоукладчики было выделено четыре серийных шасси Pz.IV Ausf.C. Поскольку данная модификация уже была снята с производства, а заинтересованность сухопутных сил в подобной машине была достаточно высокой, в сентябре 1939 года доработкам подвергли 16 танков варианта Pz.IV Ausf.D.

Несмотря на наличие материальной части работы по бронированным мостоукладчикам велись крайне неторопливо. В рапорте от 17-го января 1940 года указывалось, что первые 12 машин будут готовы только в конце марта. На самом же деле два мостоукладчика, оснащенные мостами фирмы Krupp, сдали в феврале, а остальные 10 собрали только в апреле – эти машины были оснащены мостами фирмы Magirus. Различие между ними заключалось в том, что мост первого типа накладывался на препятствие помощью поворотной рамы (также он использовался на мостоукладчике Bruckenleger IVc auf Fahrgestell BW.40), а мост второго типа надвигался горизонтально.

Первый показ мостоукладчиков, проведенный в апреле 1939 года на полигоне в Клаусдорфе, имел успех и в скором времени последовал заказ ещё на 90 машин. Уже имевшиеся машины поступали в распоряжение танковых дивизий по четыре единицы в каждый мостовой взвод. Весной 1940 года мостоукладчиками успели оснастить 1-ю, 2-ю, 3-ю, 5-ю и 10-ю танковые дивизии, которые в мае-июне 1940 года приняли активное участие в ходе боёв на Западном фронте.

Тем временем предстояло решить вопрос о адльнейшем производстве мостоцуладчиков на шасси Pz.IV. По мере увеличения числа танковых дивизий, а также исходя из опыта применения техники в ходе Польской кампании, было решено сократить урезать заказ до 60 единиц.

Серийные поставки Brückenleger IV второй партии начались в сентябре 1940 года, когда было сдано 12 мостукладчиков. Остальные 48 машин должны были поступать в войска по 4 в месяц, но после боёв во Франции их постройку прекратили. Ни один из этих мостоукладчиков так и не был применен в боевых условиях. Чтобы шасси не простаивали без дела началась их обратная «конверсия» в танки. Первые два переделали уже в августе 1940 года, а ещё 15 – в течении мая 1941 г. Судьба остальных мостоукалдчиков остается невыясненной но по последним данным четыре Brückenleger IV перед вторжением в СССР были включены в состав саперного батальона 3-й танковой дивизии (тут же числилось четыре штурмовых моста). В июле 1941 года под Рославлем был безвозвратно потерян по меньшей мере один мостоукладчик, а к ноябрю осталось всего три инженерные машины. По всей видимости в дальнейших боях они не участвовали.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАНОГО МОСТОУКЛАДЧИКА
Brückenleger IV образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА 28000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 11000
Ширина, мм 3000
Высота, мм 3540
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет MG34 или MG17
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 20 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша — 12 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach 120 TRМ, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Infanterie Sturmgesteg Auf Fahrgestell IV Бронированный штурмовой мост

Официальное обозначение: Infanterie Sturmgesteg Auf Fahrgestell IV
Альтернативное обозначение:
Год начала работ: 1939
Год постройки первого прототипа: 1939
Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Кроме обычных мостоукладчиков в 1939 году Управление вооружений заказало фирме Magirus два штурмовых моста, которые также было решено установить на шасси Pz.IV Ausf.C. По сути, предлагался вариант гусеничной штурмовой лестницы, с помощью которой можно было бы перебрасывать пехоту через препятствия значительной ширины, что было недоступно мостоукладчикам. Недостатком этой конструкции являлась невозможность переброски какой-либо военной техники и тяжелого вооружения.

Два опытных образца Infanterie Sturmgesteg Auf Fahrgestell IV, изготовленных в августе 1939 года, получили штурмовые мосты, заработанные на базе пожарных лестниц. Соответственно, лестницы длиной 50 метров каждая были доработаны и размещались попарно на крыше танкового шасси.

Об испытаниях и боевом применении штурмовых мостов сведений найти не удалось. Известно, что армия получила несколько единиц (возможно, это были опытные машины) в феврале 1940 года. По крайней мере один из них участвовал во Французской кампании, где был подбит и впоследствии восстановлен восстанавливался. Относительно других штурмовых мостов ясности нет. Летом 1941 года предположительно 4 машины находилось в составе саперного батальона 3-й танковой дивизии, наступавшей в направлении на Рославль и Смоленск. Также в составе этого подразделения числилось четыре бронированных мостоукладчика. К ноябрю три из восьми машин было безвозвратно потеряно, но конкретная модификация не указывалась.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОГО МОСТА
Infanterie Sturmgesteg Auf Fahrgestell IV образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА ~28000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 11000
Ширина, мм 3000
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет MG34 или MG17
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 20 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша — 12 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach 120 TRМ, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Sd.Kfz.300 “Bogward” B I \ B II Радиоуправляемая машина разминирования

Официальное обозначение: Minenräumwagen Sd.Kfz.300
Альтернативное обозначение: “Bogward” B I \ B II
Год начала работ: 1939
Год постройки первого прототипа: 1939
Стадия завершения работ: построена серия из 50 машин.

Интерес к радиоуправляемым машинам вермахт проявлял достаточно давно, но лишь в 1939 году эта программа нашла активную поддержку в Генштабе. Армия хотела получить многофункциональное транспортное средство, способное проводить траление минных полей или доставлять подрывной заряд к ДОТам или бронетехнике противника. Таким образом, было принято решение развивать оба направления с использованием одного типа шасси. Первое привело в 1939 г. к созданию минного трала Sd.Kfz.300, а второе – к созданию транспортера Sd.Kfz.301.

Первым был построен прототип радиоуправляемого минного трала Sd.Kfz.300, к которому позже прибавилось обозначение “Bogward” B I. Эта машина проектировалась в качестве “одноразовой”, поэтому её конструкцию старались сделать простой и дешевой в производстве.

Ходовая часть “Bogward” B I включала три опорных катка на каждый борт, передние ведущие и задние направляющие колёса. Внутреннее оборудование защищалось корпусом простой формы, собранным из листов мягкой стали. Броневой лист толщиной 12 мм устанвливался только в передней части корпуса. Бензиновый двигатель Bogward 4М (ощностью 29 л.с. при 2500 об\мин и трансмиссия был установлены в передней части корпуса, радиостанция – в задней. За собой трал буксировал три тележки с дополнительными тралящими катками.

После изготовления нескольких опытных образцов последовала вторая модель – “Bogward” B II, отличавшаяся лишь модернизированной ходовой частью (4 опорных катка вместо 3) и более мощным 6-цилиндровым двигателем Bogward B6 мощностью 49 л.с. при 3500 об\мин. Масса машины повысилась с 1500 до 2300 кг.

Последней моделью, созданной на основе Sd.Kfz.300, стала радиоуправляемая плавающая машина “Ente” (“Утка”), которая имела новый корпус, предназначенный для преодоления водных преград, гребной винт и рули направления. Данных о её испытаниях не сохранилось.

Хотя радиоуправляемые машины имели неплохой потенция для развития конструкция Sd.Kfz.300 оказалась не слишком удачной. Хотя в 1940 году вермахт подписал контракт на выпуск 100 машин, но уже через несколько месяцев его значительно сократили. В общей сложности, с 1939 по май 1940 года, было построено 50 минных тралов “Bogward” B I включая опытные образцы и прототипы, которые никогда не использовались в боевых условиях. Все машины этого типа нашли применение только на полигонах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ ПОДРЫВНЫХ МАШИН
Sd.Kfz.300 “Bogward”

БОЕВАЯ МАССА 1500 кг (B I)
2300 кг (B II)
ЭКИПАЖ, чел. —
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 1850
Ширина, мм 800
Высота, мм 650
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм
борта, корма и крыша — из мягкой листовой стали
ДВИГАТЕЛЬ Bogward B6, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 49 л.с. при 3500 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ “Bogward” B I:(на один борт) 3 опорных катка на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных одногребневых траков
“Bogward” B IIB:(на один борт) 4 опорных катка на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных одногребневых траков
СКОРОСТЬ 5 км\ч
ЗАПАС ХОДА 18 км (B I)
30 км (B II)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

VK 302 Транспортер вооружения

Официальное обозначение: Gepanzerte Munitionsschlepper VK302
Альтернативное обозначение: Sonderschlepper BIII
Год начала работ: 1937
Год постройки первого прототипа: 1940
Стадия завершения работ: построен один прототип и 28 серийных транспортеров.

Серия легких бронемашин «Borgward», изначально создаваемая как радиоуправляемые тралы, развивалась не только в указанном направлении. В сентябре 1937 года, по заказу сухопутных войск, фирма Borgward приступила к работе по созданию транспортера боеприпасов.

Ходовая часть новой машины во многом заимствовалась от Sd.Kfz.301, но имелся и ряд существенных отличий. Вместо пяти спицованных опорных катков на один борт было оставлено четыре. Ведущие и направляющие колеса заимствовались без изменений. Гусеничные цепи составлялись из одногребневых металлических траков.
Корпус транспортера, соответственно, был короче, чем у Sd.Kfz.301 при сохранении прежней компоновки. Трансмиссия располагалась в передней части, за ней находилось отделение управления закрытое бронированной рубкой, а в кормовой части корпуса был выделен отсек для перевозки боеприпасов или солдат. Рубка над отделением управления защищала места водителя и его помощника. Для наблюдения за местностью в лобовом листе и по бортам имелось четыре люка со смотровыми щелями. Также бортам укладывались ящики с инструментом.

Первый прототип транспортера боеприпасов, получившего обозначение Gepanzerte Munitionsschlepper VK302 (Sonderschlepper BIII), был построен в 1940 году. Ходовые испытания прошли вполне успешно и через несколько месяцев был получен заказ на поставку 20 предсерийных и 100 серийных машин в модифицированном варианте.
Несмотря на столь благоприятное развитие событий массовым транспортером VK302 так и не стал. Выпуск VK302 был налажен в октябре 1941 года, но в полной мере выполнить план не удалось. К этому времени вермахт определился с выбором основного гусеничного транспортера, которым стал Saurer RK4. В результате, до января 1942 года включительно успели собрать всего 8 серийных машин.

Машины установочной серии вермахт получил к 1 июня 1942 года. Что касается серийных транспортеров, то пять VK302 осталось в распоряжении фирмы и ещё три передали WaPruf 6. О боевом применении транспортеров информации найти не удалось.

Несмотря отказ от серийной постройки на базе VK302 было собрано несколько прототипов самоходных орудий. Первое из них, известное как Leichte Panzerjager, оснащалось 50-мм противотанковым орудием. Второе предназначалось для воздушно-десантных войск и должно было вооружаться 150-мм безоткатным орудием.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
VK 302 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 3500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3570
Ширина, мм 1830
Высота, мм 1440
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14,5 мм
борт корпуса — 10 мм
корма корпуса — 10 мм
крыша — 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Bogward 6M, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 49 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 30 км\ч
ЗАПАС ХОДА 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Alkett Räumer S \ Vs.Kfz.617 Бронированная машина разминирования

Официальное обозначение: Vs.Kfz.617
Альтернативное обозначение: Minenraumer Alkett, Alkett Räumer S
Год начала работ: 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Стадия завершения работ: построен один прототип.

История создания бронированных минных тралов в Германии в годы Второй Мировой войны даже в наше время весьма туманна и не изобилует какими-либо точными фактами. К настоящему моменту известны две такие машины, разработанные фирмами Alkett и Krupp. Если о трале фирмы Krupp вся информация «осела» где-то у бывших союзников, что о машине фирмы Alkett известно гораздо больше, благодаря сохранившемся документам о её испытаниях в СССР…

Одной из возможных причин появления таких машин можно рассматривать кампанию 1940-го года на Западном фронте. Засеянные минами пространства вдоль «Линии Мажино» внушали определенные опасения и в будущем, с большой долей вероятности, рассматривался вариант использования специализированных минных тралов, способных проделывать проходы непосредственно в боевых условиях. В то время наиболее распространенными были противотанковые пушки калибра 25-45 мм, поэтому защищенность трала вполне могла ограничиться 30-40 мм бронированием.

Неизвестно, выдавалось ли точное техническое задание, но фирма Alkett подошла к процессу проектирования минного трала более чем творчески. Основной замысел заключался в том, что обладавшая внушительной массой машина должна была давить мины колесами. Для этой цели была выбрана оригинальная схема шасси с двумя передними колесами диаметром 1900 мм, который монтировались на консольной части массивной трубы, проходившей через корпус. Каждое из колёс оснащалось десятью металлическими «башмаками» соединявшиеся между собой промежуточными звеньями. На внешней поверхности колес были выполнены зубья, за которые производилось зацепление «башмаков». Заднее колесо диаметром 1460 мм также оснащалось десятью «башмаками» аналогичной конструкции, но меньших размеров. Опорная поверхность «башмака» на ведущих колёсах составила 630х630 мм, а на направляющем колесе – 630х315 мм.

Весьма оригинально был выполнен корпус, по компоновке напоминавший танковый. В передней части корпуса располагалось отделение управления, совмещенное с боевым отсеком. Лобовые бронелисты устанавливались под углами наклона от 30 до 75 и имели толщину 35-40 мм. Толщина бортовой брони не превышала 20 мм. Место водителя располагалось слева, командира машины – справа. Помимо своих непосредственных задач командир также обслуживал два пулемета типа MG34, которые устанавливались в башне заимствованной у серийного танка Pz.Kpfw.I Ausf.B. Чтобы обеспечить приемлемые сектора обстрела башня устанавливалась со смещением на правый борт на подбашенной коробке, закреплённой при помощи уголков на болтах. Толщина бронелистов коробки составляла 10-35 мм. Для наблюдения за метсностью экипаж мог воспользоваться телескопическим прицелом и шестью смотровыми щелями.

Трансмиссия бронированного трала размещалась в средней части корпуса и состояла из следующих элементов:

— главный фрикцион;
— гитара;
— коробка передач с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад);
— главной и промежуточной передач;
— бортовой передачи;
— системы управления поворотом;
— ленточные тормоза.

В моторном отсеке, занимавшем кормовую часть корпуса и отделенным от трансмиссионного отделения перегородкой, поперечно располагался бензиновый двигатель Maybach HL-120. Маслобак устанавливался на двигатель с правой стороны картера. Водяные радиаторы размещались вместе с осевыми вентиляторами по бортам боевого отделения. Топливный бак находился в кормовой нише корпуса.
Чтобы обеспечить защищенность нижней части корпуса днище было выполнено двойным. Толщина наружного бронирования (из двух бронелистов соединяемых встык под углом) составляла 40 мм, внутреннего – 20 мм. В образовавшемся пространстве с внутренней стороны днище усиливалось трем поперечными и девятью продольными ребрами жёсткости толщиной 20 мм. Высота рёбер была непостоянная, уменьшаясь о центра к бортам. Внутреннее днище было выполнено съёмным и крепилось на болтах.

В каких условиях проходила постройка этой машины пока остаётся не выясненным. Из сохранившихся сведений известно, что бронированный самоходный трал получил заводское обозначение Vs.Kfz.617, а в зарубежных источниках его называют Minenraumer Alkett или Alkett Räumer S. Единственный опытный образец предположительно был собран в 1942 году. О дальнейшей судьбе трала сейчас ходят самые разнообразные легенды:

— доставлен на Курскую Дугу летом 1943 года и затем закопан немцами по причине невозможности эвакуации;
— брошен при отступлении летом 1944 года в Белоруссии;
— брошен при отступлении летом (осенью) 1944 года в Польше;
— брошен в Германии и отправлен на свалку одной из воинских частей, откуда извлечен в 1950-е гг.

В общем, недостатка в версиях не наблюдается. А вот настоящая история Alkett Räumer S оказалась несколько прозаичнее. Весной 1945 года трал был обнаружен советскими войсками на территории Германии в практически нетронутом виде. Судя по всему, эта машина настолько не интересовала самих немцев, что они даже не удосужились вывести её из строя. Благодаря этому советские специалисты получили возможность не только детально ознакомиться с её конструкцией, но и провести полный цикл испытаний на полигоне в Кубинке.

Когда именно проводились тесты сказать затруднительно, но составленный «по горячим следам» отчет датирован 31-м июля 1947 года. На испытаниях выяснилось, что при полосе траления 3170 мм образуются три не сплошные полосы общей шириной 1900 мм. Таким образом, пропуски между рабочими колесами составляли по 635 мм, что составила 40% от полосы траления. Не слишком удачным оказалось размещение пулеметной башни, обладавшей большими «мертвыми зонами». Впрочем, самыми крупными недостатками оказались низкая подвижность трала не только на местности, но и на твердом грунте, а также слабое бронирование, не выдерживавшее попадание бронебойного снаряда калибра больше 20 мм.

Несмотря на столь разочаровывавшие данные было решено провести боевое траление. Правда, трал двигался не самостоятельно, а буксировался за танком. Взрыв противотанковой мины Alkett Räumer S действительно выдержал, однако механик и водитель получили сильную контузию. На этом испытания было решено закончить. Прототип трала был вначале отправлен на временное хранение и впоследствии его передали музею бронетанковой техники.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО МИННОГО ТРАЛА
Alkett Räumer S образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 38254 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6500
Ширина, мм 3170
Высота, мм 2800
Клиренс, мм 800
ВООРУЖЕНИЕ два 7,92-мм пулемета MG34
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 35 мм
лоб корпуса (низ) — 40 мм
лоб корпуса (корбка) — 35 мм
борт корпуса — 20 мм
корма корпуса (верх) — 20 мм
башня — 15 мм
крыша — 20 мм (?)
днище — 40+20 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL 120, V-образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион, гитара, коробка передач с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад),
главной и промежуточной передач, бортовой передачи, системы управления поворотом, ленточные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ два ведущих колеса диаметром 1900 мм, заднее направляющее колесо диаметром 1460 мм
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ на прототипах не устанвливались

Panzerfähre \ PzF Гусеничный бронированный паром

Официальное обозначение: Panzerfähre
Альтернативное обозначение: PzF
Год начала работ: 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Стадия завершения работ: построено два прототипа.

Взамен не оправдавшей надежды, а попросту говоря – не нашедшей должного применения, бронированной амфибии LWS Управление вооружений в конце 1941 года сформулировало требования к новой машине аналогичного назначения. Вместо разработки новой ходовой части предполагалось использовать узлы и агрегаты от серийных танков, что значительно упростило бы серийное производство. В дополнение к этому, амфибия должна была оснащаться более сильным бронированием.

За разработку такой конструкции взялась фирма Magirus, которая летом 1942 года представила прототип бронированного парома. Основой для него послужил средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.F, от которого заимствовали ходовую часть, вместе с двигателем Maibach HL90, трансмиссией и механизмами управления. Заново был сделан только корпус. Как и LWS он получил обтекаемую форму носовой части с вертикальными бортами, но был заметно ниже за счет отказа от полностью закрытой кабины и транспортного отсека. Отделение управления, рассчитанное на двух человек (водитель и его помощник) располагалось спереди. Сверху была установлена коробкообразная рубка с четырьмя смотровыми лючками и двумя люками. На крыше, ближе к бортам, устанавливались цилиндрические трубы для отвода отработанных газов и поступления воздуха к двигателю. Транспортный отсек выполнялся закрытым сверху, хотя логичнее было бы сделать его открытым и предусмотреть больше места для десанта. Тем не менее, именно в таком виде бронированный паром Panzerfähre (PzF) был представлен заказчику.

По большому счету PzF оказался немногим лучше LWS в плане мореходности и боевой ценности. В качестве преимуществ можно отметить только хорошо освоенную в производстве ходовую часть и более простую конструкцию. И всё же, после постройки второго прототипа программу PzF закрыли. К середине 1943 года приоритеты поменялись и вермахту стало не до плавсредств. Что случилось с опытными образцами бронированных паромов остаётся неизвестным.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО ПАРОМА
Panzerfähre образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 17000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8250
Ширина, мм 2800
Высота, мм 2500
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса и рубки — 14,5 мм
борт корпуса и рубки — 14,5 мм
корма корпуса — 14,5 мм
крыша корпуса — ?
крыша настройки — ?
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL120 TRM, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: ручная КПП (6+1), главный фрикцион, бортовые дифференциалы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков с торсионной подвеской, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из 320 стальных одногребневых траков
СКОРОСТЬ 45 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА 350 км по шоссе
200 км на плаву
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м 0,71
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG Spr 1 и переговорное устройство Fu.Spr.Ger.”a”

Sd.Kfz.301 “Bogward IV” Дистанционно управляемая подрывная машина

Официальное обозначение: Schwere Ladungstrager, Sd.Kfz.301
Альтернативное обозначение: “Bogward IV”, Gerät 690 или Sondreschlepper B IV
Год начала работ: октябрь 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Стадия завершения работ: с мая 1942-го по сентябрь 1944-го года построено примерно 1181 экземпляров.

Было бы ошибочным считать, что дистанционно управляемыми боевыми машинами вплотную занимались только в Советском Союзе, где в 1930-е гг. провели множество экспериментов с использованием танков БТ-7, Т-26 и Т-37, а также тягачей Т-20. На базе Т-26 даже была выпущена небольшая «телемеханическая серия» из машин управления ТУ-26, которые могли управлять двумя различными модификациями «дистанционных» танков ТТ-26 (с подрывным зарядом и «линейный»), однако не меньший объем работ в данном направлении был проделан немецкими специалистами.

Впервые тематика использования боевых машин на дистанционном управлении была поднята в Германии в те же 1930-е гг., но тогда командование вермахта ещё не определились, как именно их применять и в каком количестве они нужны. С усиленной энергией к этому вопросу вернулись после кампании в Польше, когда сухопутным силам понадобились специализированные машины, способные транспортировать подрывной заряд к укрепленным позициями противника. Осенью 1939 года попытались использовать для этой цели танки Pz.Kpfw.I, но полученные машины типа Landusleger I особого успеха не имели в виду слабого бронирования и высокой уязвимости. Тогда в управлении вооружений инициировали широкую программу постройки дистанционно управляемых машин сразу трех типов, которая привела к появлению таких экземпляров, как легкие Sd.Kfz.302/303a/303b «Goliath», средние Sd.Kfz.304 «Springer» и тяжелые Sd.Kfz.301 «Borgward IV».

Разработка машины известной под официальным обозначением Sd.Kfz.301, была начата осенью 1941 года, когда уже имелся определенный опыт в создании и использовании более лёгких образцов (также использовались названия Schwere Ladungstrager, Gerät 690, «Borgward IV» или Sondreschlepper B IV). Первоначально имелся заказ на легкий гусеничный транспортер амуниции, который одновременно мог бы использоваться в качестве минного заградителя на дистанционном управлении. Поскольку сразу подразумевалась определенная одноразовость применения, конструкцию необходимо было сделать максимально дешевой.

Первые машины типа B IV, полученные в 1942 году, также имели обозначение Sd.Kfz.301 Ausf.A, а их основной задачей стала доставка к целях подрывных зарядов. Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из 5 сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики. Каждая гусеничная цепь набиралась из 75–76 траков с резиновыми подушками шириной 205 мм.

Корпус машины был достаточно простым и имел толщину бронелистов 3, 4, 5, 8 и 10 мм. Кроме того, конструкторы фирмы Bogward установили верхний лобовой лист брони под значительным углом наклона, что позволяло не только легко сбрасывать 500-кг подрывной заряд, но и повышало пулеустойчивость при отходе от цели.

В отличии от других немецких машин аналогичного типа Sd.Kfz.301 сразу проектировался с местом водителя и штатными органами управления, что позволяло управлять машиной на марше и перевозить полезную нагрузку до 500 кг. Место водителя располагалось слева по борту и закрывалось четырехгранной бронированной рубкой со смотровыми щелями и откидными панелями. На первой модификации устанавливался бензиновый двигатель Bogward 6M RTBV объёмом 2,31 литра и мощностью 49 л.с. при 3300 об\мин. В системе питания использовалось два топливных бака ёмкостью 45 и 35 литров, в которые заливался бензин с октановым числом не ниже 70-74. Полная боевая масса составила 3450 кг.

Машины типа В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Система позволяла выполнять следующие команды: пуск и остановка двигателя, движение вперёд и назад, изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Подрыв заряда осуществлялся путем замыкания цепи электровзрывателя, но также предусматривалась система автоматического подрыва вместе с контейнером при попадании её на мину. В целях предотвращения самопроизвольного подрыва контейнера со взрывчатым веществом применялся оригинальный предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва. Этот предохранитель не допускал подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на расстояние (от 0 до 900 метров).

Испытания опытных образцов Sd.Kfz.301 проходили отнюдь не так гладко, как на это рассчитывали, да и обстановка на фронтах не требовала немедленного наличия там машин подобного типа. В связи с этим, массовой производство развернули только в мае 1942 года, а до июня 1943 года было изготовлено 616 серийных машин и 12 прототипов.

Модификация Sd.Kfz.301 Ausf.B имела весьма незначительные отличия от исходного варианта. Были использованы гусеничные траки без резиновых подушек, а ведущее колесо стало другой конструкции. По опыту применения модели Ausf.B толщина бортов и кормы была доведена до 10 мм. Общее количество машин этой серии, выпущенных с июня по ноябрь 1943-го года, составило 260 экземпляров.

Наиболее успешной стала модификация Sd.Kfz.301 Ausf.C, претерпевшая более значительные изменения. Прежде всего, была изменена конструкция корпуса, в которой было уменьшено количество используемых бронелистов, а кабина водителя перенесена на правый борт. Схему бронирования значительно доработали – теперь машина защищалась 20 мм вертикальной броней и 6 мм бронирование крыши и днища. Также был установлен двигатель Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему скорость возросла до 40 км/ч, хотя боевая масса поднялась до 4850 кг. Всего, в период с декабря 1943-го по ноябрь 1944-го года, было изготовлено 305 машин варианта Sd.Kfz.301 Ausf.C.

Боевое применение подрывных машин типа Sd.Kfz.301 большинством зарубежных авторов оценивается как успешное. Для подобной оценки действительно есть целый ряд аргументов, но однозначно говорить об их высокой боевой ценности, пожалуй, не стоит.

Первые Sd.Kfz.301 Ausf.A поступили на вооружение 301-го и 302-го танковых батальонов незадолго до сражения на Курской дуге. Во время операции «Цитадель» они применялись для расчистки минных полей и, частично, для доставки подрывных зарядов. Как правило, из состава батальона выделялось несколько машин управления, которые управляли тремя-четырьмя Sd.Kfz.301. Это могли быть как танки, так и штурмовые орудия. Первое время дистанционно управляемым машинам действительно сопутствовал успех, но ровно до того момента, пока советские солдаты не выработали эффективную тактику борьбы с ними. Например, было установлено, что лобовая броня не спасает Sd.Kfz.301 Ausf.A от патрона любого противотанкового ружья, а с бортовой проекции машины поражаются бронебойными пулями калибра 7,62-мм на дистанции 50-70 метров – установка накладных 8-мм бронелистов сильно положения не улучшило. Также выяснилось, что оператор далеко не всегда может контролировать действия управляемой машины, поскольку на большом удалении контакт с ней не редко терялся. Этим недостатком пользовались экипажи танков, против которых пробовали использовать Sd.Kfz.301.

После неудачи под Курском оба батальона были отправлены в Польшу, где летом-осенью 1944 года участвовали в подавлении Варшавского восстания – здесь они использовались для разрушения уличных баррикад. Впоследствии, несколько Sd.Kfz.301 было захвачено в польской столице в январе 1945 года вместе с САУ StuG III Ausf.G и транспортерами Renault UE, погруженными на ж\д-платформы, но не успевшими эвакуироваться в тыл. Другая часть машин активно использовалась в время оборонительных боёв под Веной.

Несмотря на то, что сборка Sd.Kfz.301 была полностью прекращена в конце 1944 года, планировавшиеся им на смену многоцелевые машины типа Е-5 так и не появились. В связи с этим появилась идея использовать Sd.Kfz.301 в качестве «пилотируемых» носителей противотанковых средств – достаточно сказать, что на 1-е марта 1945 года в строю ещё оставалось 397 Sd.Kfz.301 (из них 318 находилось на складах).

Если верить данным из открытых источников, то в феврале-марте 1945 года первые эксперименты провели с трофейными транспортерами Renault UE, но их было слишком мало, да и техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего. Тогда и вспомнили про Sd.Kfz.301. Импровизированные истребители танков оборудовались шестью пусковыми установками типа Panzerschreck калибра 88-мм и тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы. Другой вариант оснащался только четырьмя Panzerschreck и получил собственное название “Wanze”, которое впоследствии «приклеилось» ко всем машинам этой модификации (а всего их было 56 штук), в результате чего сейчас используется обозначение Panzerjager Wanze. Хотя эффективность противотанковых вариантов Sd.Kfz.301 была во многом сомнительной их всё же использовали в ходе боёв на улицах Берлина. Сказать что-либо об успешности их боевого применения очень трудно, поскольку документальных свидетельств пока найти не удалось.

К настоящему времени в приличном состоянии сохранилось только три Sd.Kfz.301, которые находятся в Heeresgeschichtliches Museum (Вена, Австрия), Музей БТТ (Кубинка, Россия) и в Танковом Музее г.Мюнстер. Между тем, в 2014 году на территории Австрии был найден ещё один разбитый Sd.Kfz.301.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОДРЫВНОЙ МАШИНЫ
Sd.Kfz.301 Ausf.C образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 4850 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4100
Ширина, мм 1830
Высота, мм 1250
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ 450 кг взрывчатого вещества
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 20 мм
борт корпуса – 20 мм
корма корпуса – 20 мм
крыша надстройки – 6 мм
крыша корпуса – 6 мм
днище – 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Bogward 6B, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 78 л.с.; запас топлива 75 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 1-скоростной КПП (1+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из 75-76 стальных траков шириной 205 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА 120 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ коротковолновыйм радиоприемник EP-3
электронный дешифратор
блок реле системы взрыва

Sd.Kfz.302\303 “Goliath” Дистанционно управляемая подрывная машина

Официальное обозначение: Sd.Kfz.302\303, Leichter Ladungstrager
Альтернативное обозначение: “Goliath”, E-Motor, V-Motor
Год начала работ: 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Стадия завершения работ: с апреля 1942-го по 1945-й год построено примерно 7579 экземпляров.

Самой миниатюрной из дистанционно управляемых машин, использовавшихся вермахтом в годы 2-й мировой войны, стала серия под общим названием «Goliath», производством которой занималась фирмы Borgward и Zundapp. Само название «Goliath» носило большую долю иронии, поскольку размеры машины не явно соответствовали её разрушительному потенциалу.

Стимулом к разработке послужили опыты французских специалистов, разработавших в конце 1930-х гг., при участии известного конструктора А.Кегресса, дистанционно управляемый носитель подрывного заряда под названием Vehicules P. Французская армия заказала сразу 2000 машин, но фактически успели построить один прототип и 4 серийных экземпляра. После оккупации Франции проектная документация попала в руки немцев, которые решили перенять передовой опыт, несколько его переосмыслив.

Работа по созданию собственной «машины специального назначения», получившей номер 302 (Sd.Kfz.302) и официальное название Leichter Ladungstrager, были поручены фирме Borgward, которая уже имела опыт в постройке аналогичных образцов. Первый прототип, появившийся в 1940 году, получил ходовую часть включавшую на каждый борт 4 одинарных опорных катка, один поддерживающий ролик, заднее направляющее и переднее ведущее колесо. Гусеница набиралась из стальных одногребневых траков шириной 175 мм. Длина опорной поверхности гусеницы составляла 800 мм, что обеспечивало удельное давление на грунт порядка 0,7 кг\см.кв. Геометрические размеры были оказались скромными: длина – 1500 мм, ширина – 830 мм, высота – 520 мм, клиренс – 160 мм.

Опытный образец имел открытый сверху корпус, где в задней части устанавливалась катушка с проводом. Соответственно, в средней части корпуса находилось два электродвигателя Bosch MM/RQL суммарной мощностью 5 кВт, а в передней – подрывной заряд массой 60 кг (с спецификации изначально требовалось обеспечить 50-кг полезную нагрузку). Бронирование, как таковое, отсутствовало. Трансмиссия машины была электромеханическая, где крутящий момент от каждого электромотора передается через понижающий редуктор на ведущее колесо.

В системе управления использовался трехжильный кабель, в котором два провода использовались для управления, а третий предназначался для подрыва заряда. Во избежание попадания провода под гусеницы спереди устанавливался ограничительный буфер. Во избежание разматывания катушки по инерции предусмотрено устройство торможения. При движении машины задним ходом катушка сматывала провод, приводясь во вращение приводом от ходовой части. Машина управлялась оператором при помощи пульта с джойстиком. Фактически выполнялось только шесть команд: движение вперед, назад, влево, вправо, остановка и подрыв заряда.

Испытания прототипа Sd.Kfz.302 (E-Motor) прошли успешно, но в серийное производство пошел значительно модернизированный вариант, также известный как B Ia. В ходовой части, применительно на один борт, теперь использовалось по 5 опорных катков и по 2 поддерживающих ролика. Гусеничная лента состояла из 48 литых одногребневых траков.

Машина приводилась в движение двумя электромоторами Bosch мощностью 4 кВт каждый. Кроме того, устанавливались две 12-вольтные батареи Varta (напряжение в сети 24В), позволявшие обеспечить автономный ход на 40-50 минут без зарядки. Максимальная скорость составила 20 км\ч, а длины провода хватало для поражения цели на максимальной дистанции 500 метров. Появилось бронирование – лобовая часть корпуса собиралась из литов брони толщиной 10 мм.

Масса заряда была увеличена до 70 кг, что привело к увеличению боевой массы до 340 кг. Подрыв его осуществляется посредством подачи электрического сигнала от пульта управления на детонатор и электрический капсюль-детонатор. Подрыв производился после замыкания цепи оператором и срабатывания двух индукционных катушек, питающихся от сухой батареи (6-8 В).

Производство Sd.Kfz.302 было развернуто на предприятиях фирм Borgward и Zundapp, где в период с апреля 1942-го по январь 1944 года было построено 2650 машин этой модели, отличительной особенностью которых от более поздних вариантов была плоская крыша.

Пока шло серийное производство фирма Bogward провела очередную модернизацию, которая была направлена, в первую очередь, на увеличение массы подрывного заряда до 75 кг. Новая модификация, получившая обозначение Sd.Kfz.303a (Gerät 671, V-Motor), также отличалась установкой 2-цилиндрового бензинового двигателя Zundapp SZF мощностью 12,5 л.с. при 4500 об\мин, трансмиссией с 2-скоростной коробкой передач и коробчатого воздухозаборника на крыше. Внутри корпуса появились поперечные перегородки, разделявшие боевой и моторно-трансмиссионный отсеки. Система управления не изменилась, но длина провода увеличилась до 650 метров.

В сумме эти улучшения повлекли за собой увеличение габаритов и массы, которая составляла теперь 430 кг. Габаритные размеры были следующими: длина – 1630 мм, ширина – 910 мм, высота – 620 мм. Максимальная скорость уменьшилась до 10 км\ч, а запас хода составил 12 км по дороге с твердым покрытием и 6-8 км по местности. Максимальное время движения без подзарядки аккумуляторов не превышало 70 минут. Для большей мобильности была разработана одноосная тележка, которую катили два человека, но к линии фронта «Goliath» доставлялись только в кузовах грузовых машин.

В период с апреля 1943-го по сентябрь 1944-го года было собрано 4604 Sd.Kfz.303a. Вторая серия из 325 улучшенных машин модели Sd.Kfz.303b (Gerät 672) была произведена с ноября 1944-го по январь 1945-го года. На этих машинах устанавливался верхний воздухоаборник новой формы, а масса заряда была доведена до 100 кг.

Несмотря на то, что в войска машины «Goliath» модели Sd.Kfz.302 начали поступать ещё во второй половине 1942 года, их боевое применение впервые состоялось только летом 1943 года под Курском. К этому времени они поступили на вооружение 811-й и 815-й танковых инженерных рот, 600-го моторизованного инженерного батальона, 627-й инженерно-штурмовой бригады и 654-го тяжёлого дивизиона истребителей танков. Именно последнее из перечисленные соединений, кстати оснащенное самоходными орудиями «Ferdinand», попыталось использовать «наземные торпеды» против советских войск на северном фланге Курской дуги.

В сводках с фронтов, датируемых июнем-августом 1943 года, неоднократно указывалось, что немцы применили новый тип оружия, который представлял собой небольшую гусеничную машину управляемую по проводам и несущую подрывной заряд. Как правило, операторы этих машин старались как можно ближе подвести их к танку или полевому укреплению, после чего осуществлялась детонация заряда. Чтобы поближе ознакомиться с новым немецким образцом в первых числах июля на фронт отправилась разведывательная группа, в состав которой были включены специалисты из ГАБТУ. Задачей группы являлся захват «танкетки-торпеды» и хотя выполнить это задание тогда не удалось была собрана ценная информация о характере её боевого применения и выработаны рекомендации для уничтожения подобных объектов.

После сражения под Орлом и Курском применение «Goliath» носило эпизодический характер. Например, летом 1944 года эти машины использовались для разрушения баррикад во время Варшавского восстания, в то время как небольшое количество пытались применить в Италии. Множество «Goliath» стало трофеями союзников, причем первые из них были захвачены ещё в июне 1944 года в ходе вторжения в Нормандию.

По состоянию на 1 марта 1945 года в составе вермахта ещё оставалось 2527 танкеток Sd.Kfz.302 и 3797 Sd.Kfz.303 обоих модификаций, но о последних месяцах их боевого применения практически ничего не известно. Особой популярностью «Goliath» не пользовались из-за слабой защищенности и невозможности их эффективного использования на дистанции более 500-600 метров, когда машина попросту исчезала из поля зрения. Вместе с тем, маневренность «Goliath» была очень высокой, а подрыв заряда на близком расстоянии от любого танка гарантированно выводил его из строя.

До настоящего времени сохранилось более 20 «Goliath» различных модификаций: США – 3, Канада – 2, Франция – 3, Польша – 3, Бельгия – 2, Великобритания – 4, Нидерланды – 4, Австрия – 1, Германия – 1, Россия – 1, Словакия – 1, Швеция – 1.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОДРЫВНОЙ МАШИНЫ
Sd.Kfz.303a (Gerät 671) образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 430 кг
ЭКИПАЖ, чел. радиоуправляемая
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 1630
Ширина, мм 910
Высота, мм 620
Клиренс, мм 160
ВООРУЖЕНИЕ 75 кг взрывчатого вещества
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 10 мм \ 48°
лоб корпуса (низ) — 10 мм \ 60°
ДВИГАТЕЛЬ Zundapp SZ7, 2-цилиндровый, двухтактный, объёмом 703 см.куб., мощностью 12,5 л.с.; запас топлива 6 литров
ТРАНСМИССИЯ электромеханическая с 1-скоростной КПП (1+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 сдвоенных опорных катков с индивидуальной пружинной подвеской, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из 48 стальных траков шириной 172 мм
СКОРОСТЬ 10 км\ч
ЗАПАС ХОДА до 12 км по шоссе
6-8 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 0,85
СРЕДСТВА СВЯЗИ коротковолновыйм радиоприемник EP-3
электронный дешифратор
блок реле системы взрыва

Minenruamer III Минный тральщик

Официальное обозначение: Minenraumgerat mit Pz III antrieb
Альтернативное обозначение: отсутствовало
Год постройки первого прототипа: 1943
Стадия завершения работ: остался на уровне прототипа.

В середине 1941 года на базе танка Pz.Kpfw.III в опытном порядке был изготовлен минный тральщик Minenruamer III (также использовалось обозначение Minenraumgerat mit Pz III antrieb). От оригинального танка, по всей видимости за основу взяли один из серийных Ausf.E, заимствовали отдельные элементы корпуса и ходовой части (опорные катки, направляющие и ведущие колеса).

“Изюминкой” тральщика стала высокая усиленная подвеска весьма оригинальной конструкции. Предполагалось, что таким методом можно будет уберечь машину от сильного разрушающего воздействия при взрыве мины. На корпусе машины также размещалось специальное оборудование для траления мин, а впереди располагался тяжелый двухкатковый трал, выполненный из стали. Стрелковое вооружение на Minnenruamer III отсутствовало. Экипаж состоял из 3 человек.

Подробности испытаний этой уникальной машины пока не известны, но в общем конструкция Minenruamer III оказалась не столь устойчивым к взрывам, как на это рассчитывали его создатели. Поскольку эксплуатацию тральщика посчитали мало практичной, дальше опытного образца дело не продвинулось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИННОГО ТРАЛЬЩИКА
Minenruamer III образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 12400
Ширина, мм 3650
Высота, мм 3000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — ?
крыша — 14 мм (?)
днище — 14 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ Maibach HL120TR, мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Krupp Räumer S Бронированный минный трал

Официальное обозначение: Krupp Räumer S (Selbstrantrieb)
Альтернативное обозначение: Schweres Minenraumerfahrzeug
Год начала работ: 1943
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: построен один прототип, в боевых действиях не применялся.

Из двух минных катковых тралов, дошедших до стадии практической реализации, не меньшей интерес представлял образец, созданный инженерами фирмы Krupp. Никакой подробной информации об этой машине до сих пор не найдено.

Общий принцип применения Krupp Räumer S (Selbstrantrieb) был весьма прост – обладая высоким удельным давлением на грунт трал должен был в буквальном смысле этого слова давить мины, расчищая тем самым проходы для боевой техники и пехоты. Не исключено, что при создании этой машины использовались наработки, полученные в ходе проектировании Räumer S фирмы Alkett.

Трал имел сочлененную двухкорпусную конструкцию. Каждый из корпусов оснащался 12-цилиндровым двигателем Maybach HL90, размещенного в кормовой части, и индивидуальным постом управления, который был вынесен далеко вперед за колесную ось. Место водителя располагалось с левой стороны. Стальные колеса диаметром 2700 мм, в совокупности с высоко поднятым корпусом (клиренс составлял больше 1 метра), должны были обеспечить хорошую защищенность рабочих мест экипажа и основных агрегатов трала. Также предполагалось, что Krupp Raumer S будет обладать хорошей подвижностью на местности.

По имеющимся сейчас данным единственный опытный образец Krupp Räumer S был изготовлен в 1944 году и прошел несколько ходовых тестов без непосредственного траления минных полей. По всей видимости, в предложенном виде трал не устроил вермахт. Помимо огромной массы, составившей 130 тонн, машина обладала не маленькими габаритами и даже двухкорпусная схема не делали её менее уязвимой на поле боя. Вторым большим недостатком была малая ширина полосы траления, которая к тому же не была сплошной. Кроме того, узлы механизма сочленения корпусов были вынесены наружу и могли быть выведены из строя после подрыва мины. Таким образом, боевая ценность Krupp Räumer S представлялась весьма сомнительной.

Прототип минного трала был захвачен американскими войсками в Хиллерслебене (Hillersleben) весной 1945 года и отбуксирован на пункт сбора трофейной техники. Его полномасштабные испытания не проводились, а в послевоенный период Krupp Räumer S был разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО МИННОГО ТРАЛА
Krupp Räumer S образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 130000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~14000
Ширина, мм ~3500
Высота, мм ~3200
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ два Maybach HL90, 12-цилиндровые, бензиновые, мощностью 360 л.с. каждый
ТРАНСМИССИЯ
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две сочлененные секции с двумя стальными колесами диаметром 2700 мм каждая
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Lauster Wargel LW-5 Тяжелый бронированный тягач

По техническому заданию, выданному WaPrüf5 (Департамент изучения инженерного оборудования) в 1943 году, фирмой Lauster Wargel из Штутгарта был разработан модульный тягач LW-5, предназначенный для транспортировки тяжелых бронемашин.

Основной идеей, положенной в основу конструкции тягача, был принцип высокой подвижности при высокой удельной мощности. В первую очередь такие машины предназначались для Восточного фронта, где бездорожье было обычным делом. Исходя из этого корпус LW-5 собирался из двух независимых частей, каждая из которых оснащалась одним двигателем Maybach HL108 мощностью 235 л.с. Это позволяло развивать тяговое усилие порядка 53 тонн, что было достаточно для буксировки любого немецкого танка не тяжелее “пантеры”. В дополнение к этому LW-5 оснащался высокими колёсами, диаметр которых составлял 3 метра. Секции крепились друг к другу при помощи шарнирного соединения, что обеспечивало минимальный радиус разворота. В носовой части каждой секции находилось место для механика-водителя. Сведения о бронировании отсутствуют

На испытаниях, проведенных в 1944 году, прототип тягача LW-5 показал высокие ходовые качества, однако вермахт отказался продолжать работы над ним. Эта машина так и осталась в единственном экземпляре и впоследствии была разобрана на металл, однако после войны опыт её создания пригодился для коммерческих тягачей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО БРОНИРОВАННОГО ТЯГАЧА
Lauster Wargel LW-5 образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 12400
Ширина, мм 3650
Высота, мм 3000
Клиренс, мм —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL108, бензиновый, мощностью 235 л.с
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, колеса металлические диаметром 3 метра
СКОРОСТЬ 30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Sd.Kfz.304 “Springer” Радиоуправляемая подрывная машина \ подвижный пост наблюдения

Официальное обозначение: Mittlere Ladungsträger “Springer” (Sd.Kfz.304)
Альтернативное обозначение: Gerät 680
Год начала работ: 1944
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: выпущено около 90 машин.

Относительный успех боевого применения управляемых подрывных танкеток “Goliath” позволил продолжить программу развития этого виде машин. В начале 1944 года была разработана абсолютно новая модель, получившая армейское обозначение Sd.Kfz.304 и название «Schpringer». Вместо разработки оригинального шасси была использована ходовая часть от полугусеничного мотоцикла Sd.Kfz.2, который также использовался в качестве легкого тягача. От него заимствовали мотоциклетный двигатель, трансмиссию и систему управления. Для Sd.Kfz.304 был спроектирован корпус простой формы с верхними наклонными бронелистами. Толщина брони составляла 8-10 мм.

В ходовой части использовалось 6 опорных катков на каждый борт, расположенных в шахматном порядке. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие – сзади. Двигатель и трансмиссия находились в носовой части корпуса, место для единственного члена экипажа (водителя) установили сзади. Машина могла перевозить 330 кг взрывчатого вещества в специальном контейнере. Стрелковое вооружение отсутствовало.

Основной задачей Sd.Kfz.304 была доставка взрывчатого вещества или прямой контакт с бронетехникой противника, для чего водителю предстояло максимально сблизиться с танком или САУ, а затем, закрыв бортовыми считками радиоприбор, направить машину на цель. Тем не менее, возможности Sd.Kfz.304 для решение этой задачи посчитали недостаточными. Машина обладала слишком крупными размерами и слабой бронёй, так что при встрече с любым танком или артиллерией её участь могла оказаться незавидной. Вместо этого Sd.Kfz.304 решили приспособить под установку 105-мм безоткатного орудия, но уже на начальной стадии испытаний выяснилось, что шасси не способно выдерживать возросшие нагрузки. Тогда был найден более оптимальный вариант – из Sd.Kfz.304 сделали легкую бронемашину наблюдения.

Выпуск Sd.Kfz.304 наладили на заводе NSU, где с октября 1944 по январь 1945 гг. выпустили порядка 90 машин. В конце войны они поступили на вооружение рот радиоуправляемых машин StuG 40 Ausf.G в качестве постов наблюдения. Каждый взвод должен был иметь четыре САУ, которые управляли тремя Sd.Kfz.304. Об их боевом применении данных нет.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОДРЫВНОЙ МАШИНЫ
Sd.Kfz.304 образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 2400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3170
Ширина, мм 1430
Высота, мм 1450
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ 330 кг взрывчатого вещества в контейнере (только для подрывной машины)
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 10 мм
борт корпуса – 9 мм
корма корпуса – 9 мм
крыша корпуса – 8 мм
днище корпуса – 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Opel Olimpia, бензиновый, мощностью 37 л.с. при 3400 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 2-скоростной КПП (2 передачи вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных одногребневых траков
СКОРОСТЬ 42 км\ч
ЗАПАС ХОДА 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ приёмник КЕ6 mit ULE6 (только на подрывных машинах)