Зенитные самоходные установки Германии

2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A \ Flakpanzer I Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A
Альтернативное обозначение: Flakpanzer I, Sd.Kfz.101
Год начала работ: 1940
Год постройки первого прототипа: 1941
Стадия завершения работ: построен один прототип и 24 серийные ЗСУ.

Одной из первых зенитных самоходных установок стала модификация легкого танка Pz.Kpfw.I, причем работы проводились едва ли не в инициативном порядке. Стимулом к появлению этой машины стала успешное использование во Франции ЗСУ выполненной на базе 1-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.10/4. При имевшихся преимуществах у данной установки был один существенный недостаток – полное отсутствие бронирования. Возможно, что идея установить 20-мм зенитное орудие на танковое шасси появилась тогда же, но из-за наращивания поставок бронетехники для танковых войск её реализация была отложена. Лишь в начале 1940 года Отдел артиллерийско-технического снабжения сухопутных войск (Heerswaffenamt / Wa.Pruf 6) подготовил соответствующее распоряжение, согласно которому орудие с круговым сектором обстрела надлежало устанавливать на танки Pz.Kpfw.I Ausf.A. Выбор явно устаревшей ходовой части можно объяснить лишь тем, что для «единичек» активно искались другие формы использования.

Задание на разработку было направлено фирмам Alkett (Berlin-Tegel) и Daimler-Benz (Berlin-Marienfelde), однако другие источники утверждают, что переделка осуществлялась на фирме Stoewer в Штеттине. Не исключено, что Stoewer производила лишь окончательную сборку поставляемых деталей.

Шасси для ЗСУ поступили из состава 1-й роты 610-го транспортного батальона (Minitiontransportabteilung 610) где «единички» использовались как транспортеры боеприпасов. На месте демонтированной башни устанавливалась 20-мм автоматическая пушка FlaK 38, обладавшей боевой скорострельностью 220 выстрелов в минуту и позволявшей эффективно поражать низколетящие самолёты. Вертикальные углы наведения находились в пределах от -10° до +87&deg.;

Впрочем, выбранное шасси мало подходило для удобной работы зенитных расчетов, а чтобы обеспечить пушке оптимальный центр тяжести, лобовая броня была перемещена вперед на 18-20 см. Так, для действий по наземным целям требовалось 5 человек, а для зенитной стрельбы – 8 человек. В целях компенсации были введены откидные металличестие борта, но общее положение они практически не спасали. Но самое главное – зенитная установка защищалась лишь лобовым бронещитом. Пожалуй, единственным преимуществом была возможность демонтажа 20-мм зенитки и установки её на буксируемую платформу. Эти процессы занимали 4 и 6 минут соответственно. Поскольку места для боекомплекта практически не оставалось (карабины Mauser 98K и часть снарядов перевозилась внутри корпуса за сиденьем водителя) для самоходки пришлось разработать специальный прицеп Sd.Ah.51 (Sonderanhänger 51) и сцепное устройство. Помимо боезапаса в деревянных ящиках также перевозились личные вещи экипажа. Связь между машинами осуществлялась с помощью сигналов, подаваемых флажками, так как радиооборудование было демонтировано.

В таком виде ЗСУ под обозначением 2cm Flak 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A (Flakpanzer I) была принята к серийному производству. Конечно же, характеристики этой машины были весьма далеки от идеала, однако для вермахт требовал скорейших поставок зенитных самоходок и был согласен даже на такой «суррогат». В общей сложности было собрано 24 ЗСУ поступившие затем на вооружение 614-го моторизованного зенитного батальона сухопутных войск (Fla.-Bataillon 614) сформированого в Апьтварпе (Altwarp). В процессе поступления материальной части проводилась активная велась теоретическая и практическая подготовка личного состава, прибывшего из запасных зенитных частей, что позволило к вторжению в СССР получить хорошо обученные экипажи. Вместе с тем, Fla.-Bataillon 614 оснащался разнородным автомобильным парком, собранным из реквизированных немецких и трофейных французских и английских машин, что создавало определенные проблемы с их эксплуатацией.

На фронт Flakpanzer I отправились далеко не сразу. Лишь в конце августа 1941 года батальон железнодорожным транспортом проследовал по маршруту Берлин – Дрезден – Будапешт — Прага, откуда затем был отправлен в Румынию в район Ясс. Поскольку линия фронта к тому времени значительно сместилась на Восток экипажам ЗСУ пришлось своим ходом пройти ещё 600 км, и в итоге им была поручена задача по охране мостов через Днепр. После недолгого пребывания в тылу батальон был всё же отправлен на передовую, где ЗСУ проявили себя как эффективное оружие не только против воздушных целей. В ряде случаев Flakpanzer I приходилось взаимодействовать с пехотой, подавляя огнем автоматической пушки долговременные огневые точки. Один из таких ярких примеров был изложен унтер-офицером Кнаппе из 1-ой роты 614-го зенитного батальона, участвовавшего в бою 17-го мая 1942 года под Харьковом:

«Ровно в 4.45 обрушился шквал огня, а через пять минут мы услышали шум авиационных моторов. Такого мы еще не испытывали: 200 немецких бомбардировщиков атаковали вражеские позиции. Наши собственные штурмовые группы при этом тоже понесли потери, так как находились на исходных позициях только в 200 метрах от врага. К тому же ветер нес в нашу сторону густой дым от разрывов. Тотчас вражеская артиллерия открыла заградительный огонь и вынудила нас искать все возможные укрытия, чтобы избежать осколков. Затем пехота пошла в атаку, для нас это означало «Зенитки к бою!»
На краю деревни наступление приостановилось, первый зенитный танк вышел из строя, унтер-офицер Меллер и ефрейтор Звере погибли, остальные члены экипажа были ранены. Лейтенант Буссе повел вперед второй танк и тоже сразу был ранен, экипаж вынужден был покинуть танк. Русские снайперы имели господство на поле боя и вынудили нашу пехоту отойти в укрытия. Неужели так удачно начавшееся наступление захлебнется? Мой зенитный танк получил повреждения гусениц. К счастью мы находились в мертвой зоне и стали лихорадочно их восстанавливать. Все зависело от моего экипажа… Мы осторожно двинулись вперед. Перед нами находилась долговременная огневая точка прикрываемая снайперами простреливавшими всю местность. С дистанции 300 метров, за считанные секунды, мы поразили огнем все видимые амбразуры. У противника больше не было шансов и вскоре все оставшиеся в живых вышли с поднятыми руками. Почти 100 солдат противника были взяты в плен нашей пехотой. Наступление продолжалось, после нескольких очередей мы вывели из строя минометную батарею. Трех убитых и 12 раненых из 34 человек стоило нам это наступление».

Из этой наглядной иллюстрации боевого применения Flakpanzer I на одном из южных участков советско-германского фронта можно было сделать несколько выводов. Прежде всего, интенсивная стрельба из 20-мм пушки (в первую очередь трассирующими снарядами) не всегда оказывала «сильный деморализующий эффект» на солдат противника, хотя поражающая способность снарядов оказалась достаточно большой. Крайне слабой оказалась защищенность ЗСУ. Броня самоходки пробивалась даже 12,7-мм бронебойными пулями, выпущенными из пулемета ДШК на дистанции 200-300 метров, не говоря уже про 14,5-мм противотанковые ружья ПТРС и ПТРД, поражавшие Flakpanzer I на дистанции до 500 метров. Расчет орудия в такой ситуации мог надеяться только на удачу и неточную стрельбу противотанкистов. Помимо прочего, порядком изношенные шасси Pz.Kpfw.I Ausf.A «страдали» ненадежной работой трансмиссии. Тем не менее, проведя почти год на фронте 614-й зенитный батальон потерял по боевым причинам лишь несколько машин.

Однако, фортуна не могла оставаться с зенитчиками слишком долго – зимой 1942-1943 гг. батальон попал в «котел» под Сталинградом и погиб практически в полном составе. При этом часть Flakpanzer I достались советским войскам в исправном состоянии. Оценка трофейной техники оказалась весьма критической и все ЗСУ были в скором времени отправлены на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ ЗЕНИТНОЙ УСТАНОВКИ
2cm Flak 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 5500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4380
Ширина, мм 2060
Высота, мм 2080
Клиренс, мм 250
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм автоматическая зенитная пушка FlaK 38
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 13 мм \ 21°
лоб корпуса (середина) — 8 мм \ 72°
лоб корпуса (низ) — 13 мм \ 25°
борт корпуса — 13 мм \ 0°
корма корпуса — 13 мм \ 15-55°
крыша — 8 мм \ 81-90°
днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Krupp M-305, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 57 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 5-скоростной КПП (5+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка с листовыми рессорами, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; гусеница мелкозвенчатая с шириной трака 280 мм
СКОРОСТЬ 37 км\ч по шоссе
10-12 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА 180 км по шоссе
130 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0.35
Глубина брода, м 0,50
Ширина рва, м 1,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Gerat 338 Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Gerat 338
Альтернативное обозначение: отсутствовало
Год начала работ: 1942
Год постройки первого прототипа: не строился
Стадия завершения работ: проект.

Проект очередного зенитного танка (Flakpanzer) вооруженного 37-мм автоматической пушкой FlaK 43. Машина базировалась на доработанном шасси от опытного разведывательного танка VK1602 “Leopard”. Применительно на один борт ходовая часть ЗСУ состояла из 8 опорных катков, размещенных в шахматном порядке (значительно меньших по диаметру), 4 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. В передней части корпуса с наклонным лобовым бронелистом размещалось отделение управления и место механика-водителя. Боевое отделение и башня с вооружением были смещены ближе к кормовой части. На модернизированном танке должен был устанавливаться двигатель мощностью 370 л.с.министра вооружений адмирала Шпеера, все работы по тяжелой САУ были прекращены. Впоследствии недостроенный прототип стал трофеем союзников и был разобран на металл.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САУ
Gerat 338 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~3000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна автоматическая 37-мм зенитная пушка FlaK43
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Maybach (?), карбюраторный, мощностью 370 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, размещенных в шахматном порядке, 4 поддерживающих ролика, переднеее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Leichter Versuchsflakwagen Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Leichter Versuchsflakwagen
Альтернативное обозначение: VFW L, 37mm FlaK 43 Sfi. auf Pz.Kpfw.II Ausf.L
Год начала работ: сентябрь 1942
Год постройки первого прототипа:
Стадия завершения работ: остался на уровне проекта.

В сентябре 1942 года фирмы Krupp и Rheinmetall-Borsig получили техническое задание на разработку зенитной самоходной установки легкого типа. Предусматривалось оснащение самоходки автоматическими зенитными пушками 2.0cm FlaK38, 3.7cm Flak36 или 3.7cm FlaK43 в башне с круговым вращением. Согласно спецификации, полный вес вооружения, боекомплекта и экипажа из 7 человек не должен был превышать 4500 кг.
Из имевшихся на тот момент подходящих шасси фирма Krupp выбрала VK1303, которое являлось прототипов для разведывательной бронемашины (лёгкого танка) Pz.Kpfw.II Ausf.L «Luchs». Сочетание широких гусениц и шахматного расположения пяти опорных катков положительно сказывалось на ходовых качествах танка, однако для проектируемой ЗСУ в серийном виде оно нуждалось в доработке.

Основной вопрос заключался в установке вооружения, для которого была разработана башня носового типа, погон которого был больше, чем у танка. Пришлось дорабатывать корпус, который стал длиннее более чем на метр, а в районе установки башни появилась характерная подбашенная коробка, выступавшая за габариты корпуса. Соответственно, на два опорных катка пришлось удлинять ходовую часть. Башня по конструкции напоминала башню от «Wirbelwind», но имела закругленные формы и специфический вырез в лобовой части с наклонными бронелистами.

В ноябре 1942 года на рассмотрение было представлено сразу четыре проекта: один с 20-мм пушкой, два с 37-мм пушками и ещё один представлял собой вариант самоходной установки со 105-мм полевым орудием 10.5cm leFH 43. В финальную часть корпуса вышли только «зенитные» проекты, поскольку установку тяжелой артсистемы посчитали нецелесообразным. Машины получили общее обозначение Leichter Versuchsflakwagen (VFW L).

Работы были ускорены зимой 1943 года после того, как вермахт пожелал получить ЗСУ на шасси средних танков Pz.Kpfw.IV. В дополнение к основному варианту был разработан вариант установки более мощного 50-мм зенитного орудия FlaK58(Kp), что позволило бы использовать самоходку для эффективного поражения наземных целей, включая легкие и средние танки. Таким образом, к весне 1943 года был полностью готов проект унифицированной самоходной платформы и башни, которая предусматривала два варианта:

Plattformausführung A – установка пушки 5.0cm FlaK58(Kp) или 3.7cm FlaK43

Plattformausführung B – установка пушки 2.0cm FlaK38 или 3.7cm Flak36

Кроме того, появился вариант с зенитной пушкой 5.0cm FlaK41. Этот проект предусматривал более мощное бронирование: лоб и борт корпуса – по 50 мм, корма – 30 мм, крыша и днище – по 16 мм. Фактически, фирма Krupp предлагала уже многофункциональную самоходную установку, причем в октябре было заявлено, что VFW L будут оснащаться двигателями Maybach HL90, коробками передач ZF SSG76 и гусеницами Kgs 61/500/130 с 95 траками каждая. К этому времени был построен только деревянный макет.

Тем не менее, интерес к Leichter Versuchsflakwagen со стороны военных постепенно угасал. Несмотря на появления новой модели с 55-мм зенитной пушкой от реализации этой самоходки в металле отказались. Окончательно проект был отменен в середине 1944 года, когда полным ходом шла серийная постройка зенитных установок на базе Pz.Kpfw.IV.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Leichter Versuchsflakwagen образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 25000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~6000
Ширина, мм ~2500
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна зенитная пушка 2.0cm FlaK38, 3.7cm FlaK36 или 3.7cm FlaK36
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Maibach HL100, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 400 л.с.
ТРАНСМИССИЯ ZF AK 7-80 механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 7 обрезиненных опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая двухгребневая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 45-50 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Flakpanzer 341 \ “Coelian” Самоходная зенитная установка

Официальное обозначение: Flakzwilling 3.7cm auf Panzerkampfwagen Panther
Альтернативное обозначение: Gerät 554, Flakpanzer 341, “Coelian”
Год начала работ: 1943
Год постройки первого прототипа: 1943
Стадия завершения работ: проект отменен в 1945 году.

В начале 1943 года было создано несколько проектов зенитных самоходных установок на шасси среднего танка Pz.Kpfw.V «Panther».

Само появление этих машин было обусловлено несколькими факторами, ключевым из которых являлось более эффективное противодействие штурмовой авиации, что подразумевало усиление бронирования и наращивание калиберности зенитных артсистем. В целом, за исключением установки тяжелого 88-мм орудия Flak 41, предлагалось три основных варианта: с четырьмя 20-мм пушками, с двумя или тремя 37-мм пушками, либо с двумя 55-мм пушками.

Проект Flakpanzer 341 не предполагал радикальных изменений конструкции базового танка. Шасси включало по 7 опорных катков на один борт, которые устанавливались в шахматном порядке и оснащались индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие – сзади. Гусеничная лента состояла из стальных траков.

Корпус имел сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 40, 60 и 80 мм. Для самоходной установки была разработана новая башня оригинальной формы, в которой устанавливались две 37-мм пушки 3.7cm FlaK 43.

Единственный прототип, построенный в 1944 году на шасси танка Pz.Kpfw.V Ausf.D, получил только макет башни. В целом, идея была одобрена, но более рациональным был признан другой вариант, подразумевавший использование «узкой» танковой башни от модели Ausf.F. Пока шли работы приоритет получили самоходные зенитные установки на других шасси и реализовать этот проект до завершения войны не успели. В зарубежных источниках нет единого мнения относительно названия этой ЗСУ, поэтому в них можно встретить обозначения Gerät 554, Flakpanzer V, Flakpanzer 341 или “Coelian”.

Что касается остальных вариантов, то до стадии прототипов их довести не успели. Проекты отличались только башнями и вооружением, в то время как ходовая часть и корпус оставались без изменений, за исключением выреза под башенный погон и размещение боекомплекта. Как уже указывалось ранее первым из них был вариант с четырьмя 20-мм пушками MG 151\20, которые хорошо зарекомендовали себя в авиации.

Баллистика этих пушек позволяла эффективно использовать счетверенную установку для поражения низколетящих целей. Фирма Rheinmetall-Borsig представила 24-го мая 1943 года чертежи H-SKA 82827 в рамках предложения Turm Panther II mit Vierling MG 151/20. Пушки располагались попарно в два яруса: нижняя пара — по продольной оси, верхняя пара — со смещением на правый борт. Это предложение было рассмотрено специалистами из Wa Pruef 6, но отвергнуто в пользу более тяжелых 37-мм пушек.

Альтернативный вариант предполагал установку 55-мм зенитных пушек, разработка которых ещё не была завершена. Деревянную модель в масштабе 1:10 и эскизные чертежи фирма Rheinmetall-Borsig представила 8-го ноября 1944 года. Разработка была передана фирме Vereinigte Apparatebau, в результате чего между ней и Wa Pruef 6 был заключен контракт на изготовление полномасштабной модели башни типа 5.5cm Galkpanzerturm. Соответственно, самоходная установка получила обозначение 5.5cm Flakpanzer (иногда используются обозначения 5.5cm Zwilling Flakpanzer или Gerät 58).

На совещании с представителями фирмы Vereinigte Apparatebau 19-го декабря 1944 года было уточнено, что наведение пушек должно производиться гидравлической системой, командирскую башенку позаимствуют у танка «Panther», а вооружение будет дополнено одним из вариантов комбинации 20-мм пушек MG 151\20 и пулеметов MG-42: две MG 151\20 и один MG-42, два MG-42 и одна MG 151\20, или только две MG 151\20.

Несмотря на то, что работы продвинулись достаточно далеко, и даже фирма Krupp предложила свой вариант установки 55-мм пушек (чертежи по техническому заданию Bz 3476 от 5-го декабря 1944 года), решением полковника Крона (Crohn) из Wa Pruef 6 все работы в данном направлении были прекращены 14-го февраля 1945 года, поскольку для 5.5cm Flakpanzer не нашлось места в «срочной танкостроительной программе».

БОЕВАЯ МАССА ~45000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8860
Ширина, мм 3440
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре 20-мм пушки MG151\20
две 37-мм зенитные пушки 3.7cm Flak 43
две 55-мм зенитный пушки 5.5cm FlaK
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 80 мм
борт корпуса — 50 мм
корма корпуса (верх) — 25 мм
корма корпуса (низ) — 40 мм
крыша корпуса — 40 мм
днище — 16-30 мм
лоб башни — ?
борт башни — ?
корма башни — ?
крыша башни — ?
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL230P30, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 700 л.с., запас топлива 700 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 7 опорных катков расположенных в шахматном порядке с подвеской на двойных торсионах, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ~55 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км по дороге
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5(?) со штыревой антенной

“Möbelwagen” Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf)
Альтернативное обозначение: “Möbelwagen”, Flakpanzer IV, Sd.Kfz.161/3
Год начала работ: 1942
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: построено 240 (250) экземпляров, большинство использовалось на Западном фронте.

После целого ряда опытов и экспериментов с установкой зенитных орудий различного калибра на имевшиеся серийные танков основное влияние было решено уделить шасси Pz.Kpfw.IV. В начале 1943 года фирмой Krupp был разработан простой и технологичный вариант ЗСУ, предполагавший использование четырех 20-мм автоматических зенитных пушек. Машина получила обозначение 2cm Flakvierling auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV. Было принято решение о постройке одного прототипа, однако предложенный вариант не устроил военную комиссию, хотя он вполне успешно прошел ходовые испытания. Проект был официально закрыт 14-го мая 1943 года, но сама идея получила развитие с более мощной зенитной системой, которая была принята к серийному производству .

Конструкция самоходного нового орудия с официальным обозначением 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf) также базировалась на шасси танка Pz.Kpfw.IV и отличалась от предыдущего варианта лишь в деталях. Башня была демонтирована, а вырез под башенный погон заваривался бронелистом. На крыше боевого отделения устанавливалось зенитное орудие 3.7cm FlaK 43 с лобовым бронещитом, имевшее возможность кругового вращения. Эффективная высота поражения воздушных целей для этой артсистемы составляла 4300 метров, максимальная – 6500 метров. Темп стрельбы варьировался в пределах 150-200 выстрелов в минуту. Дополнительная защита состояла из четырех откидывающихся вбок бронированных бортов толщиной 25 мм, из-за чего самоходка получила название “Möbelwagen” (Sd.Kfz.161/3), что в переводе с немецкого обозначало «мебельный шкаф». Для защиты от пехоты противника в укладке перевозился один 7,92-мм пулемет MG34. В остальном корпус изменений не претерпел. В передней части, за агрегатами трансмиссии, размещались места для водителя и радиста. В кормовой части корпуса располагался V-образный, 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 120TR максимальной мощностью 300 л.с. Ходовая часть типа B.W. также без изменений переходила от среднего танка. Применительно к одному борту она состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, четырёх обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса и ленивца.

К сборке первых 20 самоходок приступили в марте и уже 7-го апреля 1944 года они были отгружены заказчику. В основном ЗСУ поступали на вооружении взводов противовоздушной обороны (Flugabwehrzug) танковых дивизий дислоцированных на Западном фронте. После завершения периода обучения и недолгого затишья 15-го июля “Möbelwagen” вступили в бой, отражая налеты союзной авиации в Нормандии.

В общей сложности было построено 240 (по другим данным 250) самоходных установок “Möbelwagen”. Большинство из них было построено на шасси танков, получивших повреждения на Восточном фронте и возвращенных в Германию для капитального ремонта. До настоящего времени сохранился только один экземпляр “Möbelwagen” который находится в экспозиции Sinsheim Technical Museum.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ ЗЕНИТНОЙ УСТАНОВКИ
“Möbelwagen” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 26000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5920
Ширина, мм 2950
Высота, мм 2730
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка 3,7cm Flak 43 L\89 и один 7,92-мм пулемет MG34
БОЕКОМПЛЕКТ 416 снарядов и 600 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ защита орудия — 25 мм
лоб корпуса — 80 мм
лоб надстройки — 50 мм
борт корпуса — 20-30 мм
корма корпуса — 20-30 мм
крыша корпуса — 15 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach 120 TRM , V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 300 л.с., запас топилва 470 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 6-скоростная коробка передач (6 скоростей вперед и 4 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 38 км\ч
ЗАПАС ХОДА 200 км по шоссе
130 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG 5 и FuG 2 со штыревой антенной

Flakpanzer IV “Kugelblitz” Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Flakpanzer IV “Kugelblitz”
Альтернативное обозначение: Flakpanzerwagen 604/4
Год начала работ: 1944
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: построено три прототипа.

Одной из последних модификаций ЗСУ на шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV стал “Kugelblitz” (в переводе с немецкого «шаровая молния»). Инициатива создания подобной машины появилась в конце 1943 года, когда была озвучена идея установить спаренные 30-мм зенитные пушки в башне специальной разработки.
Первоначально планировалось, что самоходка будет оснащаться полностью закрытой башней с автоматическими пушками Doppelflak 303, которая ранее проектировалась для подводных лодок. Впрочем, из-за конструктивных особенностей и несовместимости отдельных компонентов, данный проект был отвергнут.

Тем не менее, проект получил поддержку со стороны генерал-полковника Г.Гудериана, который потребовал более эффективных средств ПВО против активно действовавших истребителей-бомбардировщиков союзников. В сентябре 1944 года разработка нового варианта ЗСУ была поручена фирме Daimler-Benz. После обсуждения был выбран первый проект, который предполагал установку двух 30-мм пушек MK 103 с ленточным питанием (по 200 патронов в ленте) разработанных Rheinmetall-Borsig. Согласно теоретическим расчетам максимальный темп стрельбы составлял 900 выстрелов в минуту, хотя практический мог быть в пределах 480 выстрелов в минуту. В любом случае, этот показатель был на 150 выстрелов выше, чем у ЗСУ “Ostwind” оснащенной одним 37-мм орудием 3.7cm FlaK 43.

Для установки пушек была спроектирована новая оригинальная конструкция с круговым вращением – спapка пушек устанавливалась внутри полностью закрытой сферы, вращавшейся в низкой открытой сверху башне, расчитанной на трех человек. Для этого пришлось использовать погон от башни тяжелого танка Pz.Kpfw.VI «Tiger» диаметром 1900 мм. Наведение орудий осуществлялось при помощи гидравлического привода. Полный разворот на 360° башня совершала за 15,5 секунд, а для максимального угла возвышения этот показатель составил 4 секунды. Согласно другим данным, горизонтальная скорость вращения башни составляла 10° в секунду, а скорость вертикальной наводки находилась в пределах 6-7° в секунду. Допонительное вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемета MG34 в лобовой части корпуса и одного пистолета-пулемета MP38/40 перевозимого в укладке. Полный экипаж самоходки состоял из пчти человек: командир, наводчик, заряжающий, водитель и стрелок-радист.

Пока шло проектирование, в ноябре 1945 года поступило распоряжение ускорить рабочий процесс. Причиной тому послужила грядущая в середине 1945 года отмена выпуска танков Pz.Kpfw.IV, на шасси которых базировалась ЗСУ. В качестве альтернативного варианта было предложено шасси от танка Pz.38(d), однако работы по этой машине не вышли из стадии прототипов.

Производство “Kugelblitz” были инициировано в сентябре 1944 года с расчетом выхода на начальный уровень 5 машин в месяц. С декабря этот показатель должен был составлять 30 машин ежемесячно. Однако, в виду быстро меняющейся обстановки на фронтах, в сентябре условия выполнения заказа изменили. Два опытных образца предстояло собрать фирме Daimler-Benz в октябре 1944 года, а производство ещё трех в ноябре передали предприятию Stahlindustrie.

Тем не менее, выполнить даже сокращенный план в полной мере не удалось. Одной из главных причин стал захват союзниками предприятий фирмы Deutsche Edelstahlwerke, которая к тому времени стала главным субподрядчиком. Фактически, удалось собрать только три опытных образца, один из которых поставили в октябре 1944 года и два в марте 1945 года. О боевом применении эти самоходок известно очень мало. Согласно зарубежным источникам один “Kugelblitz” использовался в боях на Восточном фронте. Предположительно, ЗСУ привлекалась для обеспечения ПВО аэродрома Spatenberg и 1-го апреля 1945 года была уничтожена советскими войсками. Ещё две турели были отправлены в Берлин, где использовались в качестве стационарных огневых точек.

В настоящее время сохранилась только одна турель, которая демонстрируется в экспозиции Lehrsammlung der Heeresflugabwehrschule (Rendsburg). Однако, в 1996 году на склоне горы Spatenberges были обнаружены элементы второй башни, которые были отправлены для восстановления.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ ЗЕНИТНОЙ УСТАНОВКИ
Flakpanzer IV “Kugelblitz” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 23000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5920
Ширина, мм 2950
Высота, мм 2400
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ две 30-мм зенитные пушки MK 103
один 7,92-мм пулемет MG34
один пистолет-пулемет MP38/40
БОЕКОМПЛЕКТ 1200 снярадов для пушек
1200 патронов для MG34
630 патронов для MP-38/40
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 80 мм
борт корпуса — 20-30 мм
корма корпуса — 20-30 мм
крыша корпуса — 15 мм
днище — 10 мм
башня — 18-30 мм
щит башни — 30 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL120TR , V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 38 км\ч по шоссе
20 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА 200 км по шоссе
130 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м 2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 со штыревой антенной

“Ostwind” Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: “Ostwind”
Альтернативное обозначение: Flakpanzer IV/3.7cm FlaK, Gerät 582, Flakpanzerwagen 604/17
Год начала работ: 1944
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: построен один прототип и 46 серийных ЗСУ.

В начале 1944 года в линейку зенитных самоходных установок на шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV была добавлена ещё одна оригинальная модель, которая по сути являлась промежуточной. Тогда считалось, что достаточно удачные “Wirbelwind” должны уступить место более мощным самоходным системам, наиболее приоритетной из которых считалась “Kugelblitz”. Однако, разработка и испытания этой машины затягивались, а фронт требовал немедленных поставок. В качестве временного решения было предложено использовать конструкцию от “Wirbelwind”, но доработав её под установку 37-мм зенитного орудия. Новая версия ЗСУ получила название “Ostwind” («восточный ветер»).

По большому счету никаких радикальных улучшений в конструкцию самоходки не вносилась. В качестве базы использовались средние танки Pz.Kpfw.IV Ausf.H, прибывавшие на тыловые предприятия для ремонта. Шестигранная башня оригинальной конструкции, выполненная в виде суженной книзу «ванны», заимствовалась от ЗСУ «Wirbelwind». Различие заключалось лишь в том, что “Ostwind” вооружался 37-мм зенитной автоматической пушкой 3.7cm FlaK 43/1 L/60, зенитным прицелом Kg ZF 2 3х8″ и индивидуальным бронещитом толщиной 25 мм. Башня имела возможность кругового вращения, а максимальные углы наведения по вертикали составляли от -10° до -20&deg.; Боекомплект к пушке составлял 1000 снарядов. В лобовой части корпуса сохранялся 7,92-мм пулемет MG34 и ещё один пулемет аналогичного калибра перевозился в укладке.

Сборка первого прототипа “Ostwind” была проведена летом 1944 года и 18-го августа, после успешных испытаний, был выдан заказ на постройку 100 ЗСУ. Производством самоходок занималась фирма Ostbau. Сборку первой серии из 15 «Ostwind»начали ещё в июле, но сдали заказчику только в декабре 1944 г. Далее, в период до марта 1945 года, поставили ещё 28 машин, 7 из которых собирались уже на новых танковых шасси. Таким образом, было собрано 43 (по другим данны — 46) зенитных самоходных установок “Ostwind”.

В конце войны фирма Ostbau представила проект “Ostwind II” оснащенного спаренной установкой из двух 37-мм орудий, однако этот вариант поддержки не нашел. Все серийные “Ostwind” были переданы во взводы ПВО танковых дивизий и танковых полков вермахта и использовались на завершающем этапе боёв в Германии. Что либо сказать о подробностях боевого применения этих ЗСУ весьма сложно в виду отсутствия достоверной информации. Несколько “Ostwind” было захвачено войсками союзников на Западном фронте. В послевоенный период все самоходки этого типа были утилизированы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ ЗЕНИТНОЙ УСТАНОВКИ
“Ostwind” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 25000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5920
Ширина, мм 2950
Высота, мм 3000
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм зенитная пушка 3ю7cm FlaK 43 L/60
БОЕКОМПЛЕКТ 1000 снарядов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ зенитный прицел Kg ZF 2
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 80 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша корпуса — 10-12 мм
башня — 25 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL120TRM 112, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 272 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 6-скоростная КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 38 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 и УКВ-приёмник FuG2 со штыревой антенной

“Wirbelwind” Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: “Wirbelwind”
Альтернативное обозначение: Flakpanzer IV/2cm Vierling, Sd.Kfz.161/4
Год начала работ: 1944
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: построен один прототип и 38 серийных ЗСУ.

Идея использования шасси средних танков для создания зенитных самоходных установок назревала с самого начала боевых действий в Европе. Имевшиеся тогда образцы в виде Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV вполне подходили для этих целей, однако более приоритетные задачи и успехи Luftwaffe заставили отложить её реализацию на несколько лет. Лишь в конце 1943 года, после коренного перелома на Восточном фронте и нарастающего превосходства советской авиации, к этой идее вернулись вновь.

Инициатором создания одной из первых ЗСУ на шасси Pz.Kpfw.IV выступил офицер 12-й танковой дивизии SS «Hitlerjugend» Карл Вильгельм Краузе (Karl Wilhelm Krause. По его мнению, использование базы от «четверки» позволило бы не только повысить мобильность зенитных орудий, но и надежно защитить экипаж на случай танковых атак или от огня ПТО, что на Восточном фронте не было редкостью. Для новой самоходки была разработана 9-гранная открытая сверху башня с толщиной брони стенок 16 мм. Башня проектировалась таким образом, чтобы не выйти за ширину надстройки корпуса и одновременно обеспечить монтаж счетверенной установки из 20-мм пушек FlaK 38 L/65 вместе с расчетом из двух человек. Подобная зенитная система в буксируемом виде была очень эффективна против низколетящих целей. В частности, в 1942-1943 гг. именно на долю «флаков» пришлось большинство потерь советских штурмовиков Ил-2. Так, в одном из штурмовых вылетов под Курском весной 1943 года из 16 «илов» зенитчикам удалось сбить и серьёзно повредить 15. Это позволяло надеяться что ЗСУ будет иметь не меньший успех на фронте.

Первый прототип самоходки, получившей название “Wirbelwind” (“Смерчь”) был построен в мае 1944 года и успешно прошел испытания. Сразу же последовало решение о развертывании серийного производства, причем предполагалось использовать не новые шасси, а подбитые и сгоревшие танки, прибывавшие на капитальные ремонт. Поскольку в переделку попали Pz.Kpfw.IV Ausf.F и G, то эти ЗСУ сохранили 50-мм лобовую броню. Выпуск ЗСУ был организован на предприятии фирмы Ostbau в г.Саган, однако крупной серией “Wirbelwind” не выпускался. Ещё до поступления эти самоходок на фронт выяснилось, что в текущих условиях использование счетверенных установок не является оптимальным, а более эффективным средством являются 37-мм зенитки. В общей сложности, с июля по ноябрь 1944 года, было собрано 86 (по другим данным – 106) самоходных установок “Wirbelwind”. Согласно имеющимся данным из этого количества 90 единиц отправили на Восточный фронт и 16 на Западный. Большинство из них было уничтожено в боях и до нашего времени сохранился только один экземпляр, захваченный канадскими войсками в качестве трофея и находящийся в экспозиции Worthington Tank Museum (провинция Онтарио, Канада).

В продолжение темы фирма Ostbau представила проект вооружения “Wirbelwind” четырьмя 30-мм орудиями MK 103/28 или MK 103/38, способными делать до 1600 выстрелов в минуту и поражать цели на высотах до 2 км (что для 20-мм орудий было практически невыполнимо). Единственный прототип модернизированной ЗСУ, обозначавшейся как Zerstörer 45 (или 3cm Flakvierling MK 103/1-8 auf Sfl Pz.Kpfw.IV) был изготовлен в декабре 1944 года. Несмотря на гораздо лучшие показатели от серийного производства данной модели отказались в виду большего приоритета проекта “Kugelblitz”.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ ЗЕНИТНОЙ УСТАНОВКИ
“Wirbelwind” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 22000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5920
Ширина, мм 2900
Высота, мм 2760
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ счетверенная 20-мм автоматическая пушка и один 7,92-м пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ 1350 снарядов и 3200 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ зенитный прицел Kg ZF 2
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша корпуса — 10-12 мм
башня — 25 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL120TRM 112, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 272 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 6-скоростная КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 38 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 и УКВ-приёмник FuG2 со штыревой антенной

8.8cm FlaK auf Pz.Kpfw.IV Ausf.H Зенитная самоходная установка

8.8cm FlaK auf Pz.Kpfw.IV Ausf.H Зенитная самоходная установкаОфициальное обозначение:
Альтернативное обозначение: 8.8cm FlaK auf Pz.Kpfw.IV Ausf.H
Год начала работ: ?
Год постройки первого прототипа: ?
Стадия завершения работ: работы не вышли из стадии прототипов.

Очередной попыткой сделать 88-мм зенитные орудия более мобильными стал проект с использованием шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV. В августе 1942 года подобные работы начались в инициативном порядке, а в качестве базового варианта была выбрана наиболее новая тот тот модификация Ausf.H.

Доработки сводились к демонтажу башни с вооруженим и монтажу на крыше боевого отделения зенитного орудия 8.8cm FlaK L/56 на тумбовой установке. При этом, в средней части корпуса делался вырез в надстройке, «зашитый» бронелистом. Ходовая часть изменений не претерпела. Как и на базовом танке она влкючала по 8 опоных катков на один борт, а также по четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Гусеница собиралась из мелкозвеначтых стальных траков.

В октябре 1943 года три прототипа (в наше время они известны под обозначением 8.8cm FlaK auf Pz.Kpfw.IV Ausf.H) были переданы для испытаний на полигон Ostseebad-Kuhlingsborn. Несмотря на вполне приемлемые характеристики по части подвижности самоходки были оценены весьма сдержанно.

Военной комисси не понравилась перегруженность шасси, хотя масса ЗСУ в боевом состоянии оказалась всего на тонну больше, чем у танка. Кроме того, было указано, что при теущих габаритных размерах озникнут трудности при транспортировке по железным дорогам.

В дополнение ко всему орудие и расчет совершенно не имели никакой защиты. По всей видимости, расчет делался на более новое шасси Pz.Sf.IVc, которое только поступило на испытания.

Таким образом, было решено приостановить работы по 8.8cm FlaK auf Pz.Kpfw.IV Ausf.H. На фронт эти самоходные орудия, скорее всего, не отправлялись. Тем не менее, нельзя исключать возможность их использования на заключительном этапе боёв в Германии.

Окончательно данная тема была закрыта 13-го января 1945 года решением министра вооружений А.Шпеера. По меньшей мере два из трех прототипов в коце войны стали трофеями союзников.

В последний раз некомплектные 8.8cm FlaK auf Pz.Kpfw.IV Ausf.H была замечена на аэродроме под Пилзеном, откуда их отправили на переплавку.

Интересно, что столь редкий образец техники стал внезапно популярен среди производителей пластиковых моделей. В начале 2010 года появился «модел кит» в 35-м масштабе от фирмы Cyber-hobby.

Приложенная к нему схема сборки позволяет более детально ознакомиться в конструкцией этой самоходки, так что при желанни можно даже приобрести данный «раритет». Правда, стоимость пластиковой модели отнюдь не дешевая — в США за неё просили 60,95$.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ ЗЕНИТНОЙ УСТАНОВКИ 8.8cm FlaK auf Pz.Kpfw.IV Ausf.H образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 26000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7000
Ширина, мм 3000
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 88-мм зенитная пушка FlaK 37 L/56
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 80 мм
борт корпуса — 20-30 мм
корма корпуса — 20-30 мм
крыша корпуса — 15 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL108TR , V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ~35 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 со штыревой антенной