Прочие образцы колесной бронетехники Германии

Kleinkraftwagen Maschinengewehr Легкая разведывательная машина

Официальное обозначение: Kleinkraftwagen Maschinengewehr Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1920 г. Дата постройки первого прототипа: 1920 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

В 1920 году для нужд рейсхвера было выпущено небольшое количество легких разведывательных машин Kleinkraftwagen Maschinengewehr. Для их постройки использовалось шасси с колесной формулой 4х2, с обычным (небронированным) корпусом и одним 7,92-мм пулеметом, установленным на штыре с правой стороны. Экипаж состоял из двух человек – водителя и пулеметчика.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ БРОНЕМАШИНЫ Kleinkraftwagen Maschinengewehr образца 1920 г.

БОЕВАЯ МАССА ~1000
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет MG08
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ олесная формула 4х2: подвеска на листовых ресорах, пневматические шины
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Adler “Standart” чебно-разведывательная машина

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Adler “Standart” Начало проектирования: ? Дата постройки первого прототипа: 1929 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Задолго до начала серийного производства первых боевых бронемашин немецкое командование инициировало постройку достаточно крупной серии учебных “бронеавтомобилей”, выполненных на легковом шасси Adler “Standart-6”. Эти машины комплектовались 6-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 50-60 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач. При переделке в учебную бронемашину обычный кузов снимался, а его место устанавливались бутафорские “бронекорпуса” (различного дизайна), выполненные из фанеры или обычного металла. Практически все машины имели башню, но чаще всего она выполняла чисто наглядную функцию. Вооружение, как правило, отсутствовало. Кроме того, легковое шасси нередко использовалось для изготовления самодвижущихся макетов танков.

Число перестроенных таким образом “адлеров” пока остается не выясненным, но речь вполне может идти о нескольких сотнях машин. Их выпуск был налажен в 1929 году (?) и продолжался в течении двух лет, вплоть до появления разведывательно-связных бронеавтомобилей Kfz.13 и Kfz.14, выполненных на том же шасси.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ
Adler “Standart” образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА ~2000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 50\60 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 4-ступенчатой коробкой передач (3+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4×2: подвеска на листовых рессорах, шины пневматические
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Sd.Kfz.247 Штабная бронемашина для разведывательных подразделений

Официальное обозначение: Schwere geländegängige gepanzerte Personenkraftwagen (Sd.Kfz.247) Альтернативное обозначение: s.gl.gep.Pkw Typ 1, s.gl.gep.Pkw (Sd.Kfz.247)(6-Rad), s.gl.gep.Pkw (Sd.Kfz.247)(4-Rad) Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: 1937 г. Стадия завершения работ: в 1937 году построено 10 Sd.Kfz.247 Ausf.A, с июля 1941-го по сентябрь 1942 года собрано 58 машин Sd.Kfz.247 Ausf.B.

Шасси трехосного тягача Krupp L2H 143 (6х4) послужило основой не только для различных вспомогательных машин, но и для бронеавтомобилей. “Первой ласточкой” стала штабная машина Schwere geländegängige gepanzerte Personenkraftwagen (Sd.Kfz.247), которая предназначалсь для комадиров разведывательных батальонов и моторизованных дивизий. Опытный образец фирма Krupp собрала в 1937 году, а к 1 января 1938 года была готова вся партия из 10 машин.

Ходовая часть практически не претерпела изменений. Она сохранила формулу 6х4 с передними управляемыми колёсами и двумя задними ведущими мостами, с подвеской на полуэллиптических рессорах. Все колеса были односкатными с пневматическими шинами. Как передние, так и задние колеса были прикрыты плоскими угловатыми крыльями, причем задние использовались в качестве полок на которых крепились ящики с запасными частями и инструментами и прочим снаряжением.

Корпус машины имел бронирование из катаной стали толщиной всего 6-8 мм, но этот недостаток отчасти компенсировался рациональным расположением бронелистов. Борта были выполнены двускатными и условно делились на два пояса. Они приваривались к каркасу под углом таким образом, что в поперечном сечении корпус имел форму шестигранника, обращенного самой узкой гранью вниз. Посадка экипажа производилась через небольшой люк в левой нижней части отделения управления или через борт открытого десантного отделения.

На Sd.Kfz.247, как и на стандартном тягаче, устанавливался бензиновый двигатель Krupp M304, воздушного охлаждения, с рабочим объёмом 3308 куб.см. и мощностью 60 л.с. По другим данным (на серийных машинах) в качестве силовой установки использовался двигатель М305PS мощностью 57 л.с.

Трансмиссия включала 4-ступенчатую коробку передач Zf-Aphon Gb 35 с однодисковым сухим сцеплением, демультипликатором, двумя блокирующимися дифференциалами и механическими тормозами. Для обслуживания силовой установки в моторном отсеке были выполнены эксплуатационные люки в стенках и крыше. Функцию передней стенки последнего выполняло бронированное жалюзи с узкими горизонтальными пластинами через которое охлаждающий воздух поступал к двигателю.

В отделении управления размещались места водителя (слева) и командира машины (справа). За ними располагалось десантное отделение, где устанавливалось радиооборудование и средства наблюдения. Здесь могли размещаться ещё 4 человека – как правило, это были штабные офицеры. В случае непогоды над десантным отделением на трех арках разворачивался брезентовый тент с четырьмя круглыми целлулоидными окнами. Наблюдение за окружающей обстановкой во время боя осуществлялось при помощи смотровых щелей со сменными стеклопакетами в лобовой бронепанели. Штатное вооружение отсутствовало.

В таком виде бронемашина были принята на вооружение панцерваффе под обозначением Sd.Kfz.247 Ausf.A. Несмотря на свою немногочисленность трехосная модификация активно применялась на начальном этапе Второй Мировой войны.

Поскольку на колесные тягачи Krupp у вермахта имелись другие планы, возникла идея установить доработанный корпус на шасси тяжелого пассажирского автомобиля Horch 801/EG1, которое производилось в больших количествах и использовалось для выпуска бронеавтомобилей Sd.Kfz.221. На этот раз модернизацию проводила фирма Daimler-Benz, контракт с которой был подписан в конце 1938 года.

Корпус модифицированной машины изготовлялся из листов катаной стали, которые приваривались к каркасу из тавровых и уголковых стальных профилей под рациональными углами наклона. Толщина бронирования в лобовой части составила 8 мм, крыши (над отделением управления) – 6 мм, днища – 5 мм. К раме шасси корпус крепился с помощью болтовых соединений.

Характерной особенностью выбранного типа ходовой части было заднее расположение двигателя. Это не вполне устраивало конструкторов, которые перенесли его вперед, сохранив, при этом, практически ту же длину моторного отсека. В моторном отсеке устанавливался двигатель Horch V8-108 мощностью 75 л.с., с центральным распределительным валом и верхним расположением клапанов. Он комплектовался карбюратором Solex 30JFP. Трансмиссия состояла из сухого однодискового сцепления с гидравлическим приводом PF20KZM, механической планетарной коробки передач производства фирмы Auto-Union\Horch (5 передач впереди и одна неазад), двух дифференциалов и тройной распределительной цепи. Механические или гидравлические тормоза колодочного типа Horch устанавливались на все колеса. Доступ к двигателю с целью ремонта и текущего технического обслуживания обеспечивали два откидных прямоугольных люка на крыше моторного отсека.

В отличии от предыдущей модели ходовая часть крепилась к раме при помощи двух балансиров и двух спиральных амортизаторов. Большим преимуществом были оба управляемых моста с независимой подвеской. Колеса оснащались пневматическими шинами низкого давления размером 21х18 со ступицами из стальных листов. Полный привод обеспечивал модернизированной машине максимальную скорость при движении по шоссе порядка 80 км\ч, а при езде со скоростью свыше 25 км/ч привод на задние колеса можно было отключить. Все колеса прикрывались сверху угловатыми крыльями с плоскими поверхностями. Перед задним левым крылом к борту крепился ящик для хранения запасных частей и инструментов.

Электрооборудование бронемашины – подсветка контрольных приборов, стоп-сигналы, фары, клаксон – запитывалось от генератора Bosch RKC 130/12–825 мощностью 300 Вт и одного 12-вольтового аккумулятора Bosch емкостью 75 А.ч.

По опыту использования модификации Sd.Kfz.247 Ausf.A посадочные люки были выполнены в обоих бортах и в кормовом бронелисте. Два передних люка имели треугольную форму и предназначались для штатных членов экипажа, третий — в правом борту — был почти квадратным и вел непосредственно в десантное отделение. Штатное вооружение на машине этой модификации также отсутствовало, но в укладке мог переводиться 9-мм пистолет-пулемет MP38 с боекомплектом 192 патрона.

Размещение экипажа и оборудования не изменилось. В качестве базовой радиостанции была выбрана FuSpeGer “f” со штыревой антенной и характерной “метелкой”.

Поставки должны были начаться с октября 1939 года, но в связи с производственными трудностями и другими, более приоритетными задачами, этот процесс затянулся почти на два года. В период с июля 1941 по январь 1942 гг. фирма Daimler-Benz выпустила 58 бронемашин модификации Sd.Kfz.247 Ausf.B, которые в основном поступили на вооружение танковых или моторизованных дивизии, а также подразделений SS, где по одной машине предоставлялось командирам разведывательных батальонов. Серийные машины имели номера от 140001 до 140058.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Sd.Kfz.231 (8-Rad) образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 5200 кг 4460 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5200 5000
Ширина, мм 1960 2000
Высота, мм 1700 1800
Клиренс, мм 220
ВООРУЖЕНИЕ один 9-мм пистолет-пулемет МР38 в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ 192 патрона
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 8 мм лоб корпуса (низ) — 8 мм борт корпуса — 8 мм корма корпуса — 8 мм крыша корпуса — 6 мм днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Krupp M304, карбюраторный, 6-цилиндровый, рабочим объёмом 3308 см.куб., мощностью 60 л.с., запас топлива 110 литров Horch V8-108, карбюраторный, 6-цилиндровый, рабочим объёмом 3517 см.куб., мощностью 75 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механическая с 4-ступенчатой КПП Zf-Aphon Gb 35 с однодисковым сухим сцеплением, демультипликатором, двумя блокирующимися дифференциалами и механическими тормозами механическая, с сухим однодисковым сцепленем, гидравлическим приводом PF20KZM, механической планетарной КПП (5 передач впереди и одна неазад), два дифференциала, тройная распределительная цепь
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6×4, колеса односкатные с пневматическими шинами 17х7,5 и подвеской на полуэллиптических листовых рессорах колесная формула 4×4, колеса односкатные с пневматическими шинами 21,0х8 и подвеской на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 70 км\ч по шоссе 80 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА 350 км по шоссе220 км по местности 400 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 20°
Высота стенки, м
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuSpr или FuSprGer «f» со штыревой антенной

Ballistik-Messfahrzeug auf schwere Panzerspahwagen Sd.Kfz.231 (8-Rad) Передвижной пункт траектроных измерений

Официальное обозначение: Ballistik-Messfahrzeug auf schwere Panzerspahwagen Sd.Kfz.231 (8-Rad) Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1944 г. Дата постройки первого прототипа: 1944 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Информации об этой уникальной машине крайне мало. По всей видимости, оба экземпляра бронеавтомобиля Ballistik-Messfahrzeug auf schwere Panzerspahwagen (Sd.Kfz.231 8-Rad) были изготовлены в 1944 году, когда в массовое производство поступили ракеты A-4 (у нас их принято обозначать как V-1 или Фау-1), которыми немцы принялись старательно “засыпать” бельгийские города. Данные машины должны были выдвигаться по пути полёта ракет и производить траекторно-баллистические вычисления. Состав оборудования пока остаётся неизвестным. Базой для них послужил тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad), который в конце войны всё ещё эксплуатировался в значительных количествах.

Весной 1945 года одна из “баллистических” бронемашин, брошенная под Хиллерслебеном, стала трофеем американской армии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕДВИЖНОГО ПУНКТА ТРАЕКТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ Ballistik-Messfahrzeug auf schwere Panzerspahwagen Sd.Kfz.231 (8-Rad) образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ?
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5850
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2350
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Bussing-NAG L8V, карбюраторный, 8-цилиндровый, мощностью 150 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 8×8
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?