Колесные САУ Германии

Kraftwagen 19 Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Kraftwagen 19 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1918 г. Дата постройки первого прототипа: 1919 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия, разбронированы в середине 1930-х гг.

Опыт применения немецких зенитных самоходных установок в 1914-1918 гг. подсказывал, что в боевых условиях ЗСУ зачастую должны передвигаться по пересеченной местности. Соответственно, потребовалось наличие новой, более мощной ходовой части. Использование для этих целей шасси от коммерческих грузовиков не являлось рациональным решением и тогда, в конце 1918 года, был одобрен вариант установки 75-мм и 77-мм зенитных орудий на артиллерийские тягачи Krupp-Daimler KD 1.

Выбор в пользу именно этой машины был не случайным, поскольку она обладала полноприводной ходовой частью с колесной формулой 4х4. Все колеса были выполнены из дерева и оснащались не резиновыми бандажами, а металлическими ободами. При этом, колеса заднего моста были больше по диаметру и имели развитые грунтозацепы.

Серийные тягачи комплектовались бензиновыми 6-цилиндровыми двигателями Mercedes мощностью 100 л.с. Силовая установка защищалась бронированным капотом с управляемыми лобовыми жалюзи. Спереди крепился барабан с лебедочным механизмом, работавшим от двигателя. Трос толщиной 16 мм имел тяговое усилие до 5 тонн, а его полная длина составляла 150 метров.

В составе трансмиссии имелась механическая коробка передач, допускавшая 8 скоростей движения вперед и 2 скорости заднего хода. Средний расход топлива составлял около 3 литров на километр, поэтому топливного бака на 200 литров хватало только на 80 км.

На транспортной площадке устанавливалось зенитное орудие 7.7cm BAK (Ballon-Abwehr-Kanone) L/27 фирмы Krupp, но также существовал вариант установки 7.5cm FlaK 14 L/36. Первоначально какая-либо защита орудия и расчета отсутствовала, но со временем ввели изогнутый лобовой бронещит. Для удобства обслуживания были сделаны откидные борта, расширявшие орудийную площадку. Экипаж ЗСУ состоял из 7-8 человек: 6 артиллеристов, водитель и его помощник.

За высокие тяговые качества пришлось заплатить высокой массой. Если сам тягач весил 8000 кг, то масса ЗСУ в полностью снаряженном состоянии (с орудием, боекомплектом и прочим оборудованием) поднялась до 11000 кг. И всё же, ходовые качества оставались на достаточно высоком уровне. Машина могла передвигаться по пересеченной местности, а её максимальная скорость при движении по дорогам с твердым покрытием составляла около 30 км\ч. Задним ходом машина могла двигаться со скоростью 8-8,5 км\ч.

В течении Первой Мировой войны было выпущено 1050 тягачей KD 1. Немецкая армия до ноября 1918 года получила 855 из них и ещё несколько единиц было продано Болгарии. В послевоенный период около десятка машин было переделало в импровизированные бронеавтомобили, но гораздо больший успех выпал на долю ЗСУ. Значительная часть Kraftwagen 19 оснащалась 77-мм зенитными орудиями, имевшимися в достаточном количестве и позволявшими вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям.

Начиная с 1919 года зенитные самоходки Kraftwagen 19 стали поступать на оснащение немецкой армии. В начале 1920-х гг. эти машины периодически использовались для поддержания порядка при подавлении революционных выступлений. Впрочем, наиболее активный период их использования пришелся на 1924-1933 гг., когда рейхсвер в тайне проводил армейские маневры. В дальнейшем Kraftwagen 19 использовались для обучения личного состава и впоследствии были разобраны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Kraftwagen 19 образца 1919 г.

БОЕВАЯ МАССА ~11250 кг
ЭКИПАЖ, чел. 10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6265
Ширина, мм 2170
Высота, мм 3000
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одно зенитное орудие 7.7cm BAK L/27
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Mercedes, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 100 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 8-ступенчатая коробка передач (8+2)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинарные деревянные с металлическими ободами, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 30-35 км\ч передним ходом 8-8,5 км\ч задним ходом
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 80 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 25°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?