Колесные САУ Германии
Kraftwagen 19 Самоходная артиллерийская установка
Официальное обозначение: Kraftwagen 19 Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1918 г. Дата постройки первого прототипа: 1919 г.
Стадия завершения работ: построена небольшая серия, разбронированы в
середине 1930-х гг.
Опыт применения немецких зенитных самоходных установок в 1914-1918 гг.
подсказывал, что в боевых условиях ЗСУ зачастую должны передвигаться по
пересеченной местности. Соответственно, потребовалось наличие новой,
более мощной ходовой части. Использование для этих целей шасси от
коммерческих грузовиков не являлось рациональным решением и тогда, в
конце 1918 года, был одобрен вариант установки 75-мм и 77-мм зенитных
орудий на артиллерийские тягачи Krupp-Daimler KD 1.
Выбор в пользу именно этой машины был не случайным, поскольку она
обладала полноприводной ходовой частью с колесной формулой 4х4. Все
колеса были выполнены из дерева и оснащались не резиновыми бандажами, а
металлическими ободами. При этом, колеса заднего моста были больше по
диаметру и имели развитые грунтозацепы.
Серийные тягачи комплектовались бензиновыми 6-цилиндровыми двигателями
Mercedes мощностью 100 л.с. Силовая установка защищалась бронированным
капотом с управляемыми лобовыми жалюзи. Спереди крепился барабан с
лебедочным механизмом, работавшим от двигателя. Трос толщиной 16 мм имел
тяговое усилие до 5 тонн, а его полная длина составляла 150 метров.
В составе трансмиссии имелась механическая коробка передач, допускавшая
8 скоростей движения вперед и 2 скорости заднего хода. Средний расход
топлива составлял около 3 литров на километр, поэтому топливного бака на
200 литров хватало только на 80 км.
На транспортной площадке устанавливалось зенитное орудие 7.7cm BAK
(Ballon-Abwehr-Kanone) L/27 фирмы Krupp, но также существовал вариант
установки 7.5cm FlaK 14 L/36. Первоначально какая-либо защита орудия и
расчета отсутствовала, но со временем ввели изогнутый лобовой бронещит.
Для удобства обслуживания были сделаны откидные борта, расширявшие
орудийную площадку. Экипаж ЗСУ состоял из 7-8 человек: 6 артиллеристов,
водитель и его помощник.
За высокие тяговые качества пришлось заплатить высокой массой. Если сам
тягач весил 8000 кг, то масса ЗСУ в полностью снаряженном состоянии (с
орудием, боекомплектом и прочим оборудованием) поднялась до 11000 кг. И
всё же, ходовые качества оставались на достаточно высоком уровне. Машина
могла передвигаться по пересеченной местности, а её максимальная
скорость при движении по дорогам с твердым покрытием составляла около 30
км\ч. Задним ходом машина могла двигаться со скоростью 8-8,5 км\ч.
В течении Первой Мировой войны было выпущено 1050 тягачей KD 1. Немецкая
армия до ноября 1918 года получила 855 из них и ещё несколько единиц
было продано Болгарии. В послевоенный период около десятка машин было
переделало в импровизированные бронеавтомобили, но гораздо больший успех
выпал на долю ЗСУ. Значительная часть Kraftwagen 19 оснащалась 77-мм
зенитными орудиями, имевшимися в достаточном количестве и позволявшими
вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям.
Начиная с 1919 года зенитные самоходки Kraftwagen 19 стали поступать на
оснащение немецкой армии. В начале 1920-х гг. эти машины периодически
использовались для поддержания порядка при подавлении революционных
выступлений. Впрочем, наиболее активный период их использования пришелся
на 1924-1933 гг., когда рейхсвер в тайне проводил армейские маневры. В
дальнейшем Kraftwagen 19 использовались для обучения личного состава и
впоследствии были разобраны.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Kraftwagen 19
образца 1919 г.
БОЕВАЯ МАССА ~11250 кг
ЭКИПАЖ, чел. 10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6265
Ширина, мм 2170
Высота, мм 3000
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одно зенитное орудие 7.7cm BAK L/27
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Mercedes, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 100 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 8-ступенчатая коробка передач (8+2)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинарные деревянные с
металлическими ободами, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 30-35 км\ч передним ходом 8-8,5 км\ч задним ходом
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 80 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 25°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ? |