Колесные ЗСУ Германии

Ehrhardt 5.0cm BAK \ Ehrhardt normales LKW-Fgst Противоаэростаная самоходная установка

Официальное обозначение: Ehrhardt normales LKW-Fgst Альтернативное обозначение: Ehrhardt 5.0cm BAK Начало проектирования: 1906 г. Дата постройки первого прототипа: 1906 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Конструированием бронемашин в Германии занялись задолго до начал Первой Мировой войны. Первые эксперименты по бронировке обычных автомобилей не пришлись по душе рейхсверу, однако несколько образцов всё же были приняты на вооружение и затем успешно эксплуатировались.

Одной из таких машин могла стать зенитная самоходная установка, разработанная в 1906 году специалистами фирмы Ehrhardt на шасси собственного производства. Собственно, все изменения конструкции сводились к монтажу 50-мм противоаэростатного орудия фирмы Krupp на тумбовой установке сразу за сидением водителя. Защита рабочих мест экипажа отстутсовало, но зато орудие могло вращаться на 360 градусов Машина оснащалась 50-сильным бензиновым двигателем, установленным в носовой части и имевшим капот с лобовыми жалюзями.

Испытания зенитной самоходной установки, получившей название Ehrhardt normales LKW-Fgst (или просто Ehrhardt 5.0cm BAK), начались в 1906 году. В целом, машина произвола хорошее впечатления, однако командование кайзеровской армии отнеслось к ЗСУ весьма прохладно. В те годы бытовало мнение, что нет ничего лучше буксирумых артиллерийских систем и разного рода нововведения воспринимались не более чем «дорогие игрушки». В итоге прототип Ehrhardt normales LKW-Fgst даже после модернизации был отвергнут и впоследствии разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОАЭРОСТАТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Ehrhardt normales LKW-Fgst образца 1906 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4500
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 50-мм противоаэростатная пушка Krupp 5.0cm BAK
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Ehrhardt, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колёса одинарные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Ehrhardt Plattformkraftwagen Противоаэростаная самоходная установка

Официальное обозначение: Ehrhardt Plattformkraftwagen Альтернативное обозначение: Ehrhardt 6.5cm BAK Начало проектирования: 1908 г. Дата постройки первого прототипа: 1908 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Следующим шагом после появления весьма удачной, но отвергнутой армией самоходной установки с 50-мм орудием, стало появление более мощного варианта, оснащенного более крупнокалиберным орудием. На этот раз разработкчики учли «замечания» военных и решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Как выяснилось впоследствии, этот шаг оказался единственно правильным.

В 1908 году был предложен вариант установки противоаэростатного орудия Krupp 6.5cm BAK L/35 на открытой платформе. Точнее говоря, платформа была выполнена полузакрытой, поскольку с бортов она защищалась броневыми панелями, которые откидывались в боевом положении, создавая дополнительное пространство для работы орудийного расчета. В качестве базы использовался коммерческий грузовик Daimler с колесной формулой 4х4 (задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах) и механической трансмиссией с 4-ступенчатой коробкой передач.

Сведения о названии этой машины расходятся. В одних зарубежных источниках она именуется как Ehrhardt Plattformkraftwagen, в других — как Ehrhardt 6.5cm BAK. В советских печатных изданиях использовались названия типа «65-мм пушка L-35 на шасси Эрхардта» в различных вариациях.

В течении 1908-1910 гг. прототип ЗСУ проходил усиленные испытания под наблюдением военных специалистов. В справочнике Вернера Освальда указывается, что Ehrhardt Plattformkraftwagen в текущем виде был принят на вооружение и даже производился небольшой серией. Кроме того, опыт его создания очень пригодился при постройке варианта с 77-мм орудием, который появился в 1913 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОАЭРОСТАТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Ehrhardt Plattformkraftwagen образца 1908 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4500
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 65-мм противоаэростатная пушка Krupp 6.5cm BAK L/35
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Ehrhardt, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колёса одинарные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Daimler Plattformwagen Ausführung 1909 Противоаэростаная самоходная установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Daimler Plattformwagen Ausführung 1909, 5-7cm Flak auf Daimler Panzerdraftwagen Начало проектирования: 1909 г. Дата постройки первого прототипа: 1909 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

К настоящему времени нет единого мнения относительно того, по чьей инициативе разрабатывалась эта самоходная установка и на какой стадии работ было прервано её развитие. В книге B.T.White «Tanks and other Armoured Fighting Vehicles 1900 to 1918», вышедшей в 1969 году, эта машина идентифицирована как 5-7cm Flak auf Daimler Panzerdraftwagen. Дата выпуска опоеделена 1909 годом, но без дополнительных сведений. В связи с тем, что книга британского автора изобилует некоторыми неточностями и не полнстью отражает историю создания многих бронемашин, относительно данной самоходной установки временно будет использоваться название Daimler Plattformwagen Ausführung 1909.

Предположительно, работы начались в 1909 году. Для создания этой самоходной установки использовалось того шасси, что и для 65\77-мм ЗСУ. Другими словами использовался армейский пролноприводный грузовик с колесной формулой 4х4. Немецкие инженеры разработали корпус, собираемый из 3,5-мм катаных бронелистов при помощи клёпки. Колеса бронемашины оснащались бескамерными шинами из жесткой резины. Размещенный в передней части бензиновый двигатель Daimler имел воздушное охлаждение, в связи с чем бронированный капот получил передние створки и бортовые вентиляционные щели. В средней части располагалось отделение управления, где находились места водителя и его помощника. За ними был оборудован бронированный отсек для боеприпасов и снаряжения. Интересной деталью был складывающийся верх водительской кабины, собиравшийся из нескольких бронелистов. На транспортной платформе устанавивалсь башня, лобовой листо которой был озогнут. В кормовой части башни была сделана дверь для посадки-высадки расчета и подачи боекомплекта. Боекомплект состоял из 130-140 выстрелов. Внутри монтировалось крупнокалиберное орудие, хотя в зарубежных источниках приводятся данные, что это могла быть 71-мм или 77-мм противоаэростатная пушка. Правда, во всех трех случаях непонятно, какое именно из орудий имелось в виду, поскольку к 1909 году располагали следующими артиллерискими системами указанных калибров:

10.5cm L/40 SK — морской скорострельное орудие с длиной ствола 40 калибров; 10.5cm Feldhaubitze 98/09 — полевая гаубица; 10,5cm L/30 Belagerungs-K — полевое орудие с длиной ствола 30 калибров; 7.7cm Feldkanone 96 n.A — полевое орудие с длиной ствола 27 калибров; 7.7cm L/27 BAK 08 — противоаэростатное орудие с длиной ствола 27 калибров; 7.1cm L/28 BAK 08 — противоаэростатное орудие с длиной ствола 28 калибров (?).

Таким образом, вопрос с 57-мм пушкой остаётся открытым — не исключено, что один опытный образец всё же был построен. Вместе с тем, 105-мм орудия не походят хотя бы по длине ствола и габаритам, а 71-мм пушка присутствует только в брошюрах времен Первой Мировой войны и межвоенного периода. Остаются 77-мм орудия, но весьма специфическое противооткатное устройство, похожее на орудие калибра 76,2-мм, затрудняет его идентификацию. Кроме того, некоторое время назад в интернете появилась фотография импровизированной самоходки на колесном шасси с аналогичным противооткатным устройством и бронещитом. Фото было атрибутировано как 7,1cm BAK L/30 Krupp. Тем не менее, по ряду признаков можно предположить, что обе этих машины оснащались 77-мм протиаэростатными орудиями. При этом, первый вариант, скорее всего, являлся развитием модели ЗСУ образца 1914 года, но с полностью закрытой башней.

В любом случае, несмотря на внешние большие габариты казенная часть орудия занимала слишком много места, что сильно затрудняло работу экипажа. Не исключено, что именно этот фактор стал главным в судьбе самоходной установки. Тем не менее, в книге Вернера Освальда «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1902-1982» утверждается, что башенный «даймлер» использовался в 1914 году на фронте.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОАЭРОСТАТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Daimler Plattformwagen Ausführung 1909

БОЕВАЯ МАССА ~8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~6000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 77-мм пушка Krupp 7.7cm BAK L/30
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Daimler, бензиновый, жодкостного охлаждения, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen Противоаэростаная самоходная установка

Официальное обозначение: Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen Альтернативное обозначение: Daimler 7.7cm BAK Начало проектирования: 1909 г. Дата постройки первого прототипа: 1909 г. Стадия завершения работ: построено несколько прототипов.

В 1908 году фирма Daimler преставила свой вариант зенитной самоходной установки. Основываясь на печальном опыте коллег из фирмы Ehrhardt было решено отказаться от многих нововведений и упростить конструкцию машины, одновременно сохранив защищенность моторного отсека и экипажа.

Первый прототип ЗСУ, известный под названиями Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen и Daimler 7.7cm BAK modell 1908, представлял собой полноприводный грузовик с колесной формулой 4х4. Предположительно капот двигателя собирался из броневых листов толщиной 3,5 мм. Водительская кабина как таковая отсутствовала, поскольку места для водителя и его помощника были выполнены открытыми. Отказавшись от дорогостоящих и не слишком надежных башен (которые, к тому же, ухудщали обзорность для наводчика) разработчики установили 77-мм противоаэростатное орудие на открытой платформе.

Первая модель поступила на испытания в конце 1908-го (по другим данным — 1909-го) года. Полученные данные были весьма обнадеживающими, однако военные специалисты настояли на устранении ряда конструктивных недоработок, которые были исправлены на модели 1910 года. Обновленая ЗСУ отличалась смещенным назад орудием, измененной боеукладкой и другим размещением расчета в походном положении. Кроме того, были введены высокие борта и установлен более мощный двигатель. Третья модификация, выпущенная в 1911 году, получила броневые щитки на дверях водительской кабины.

Несмотря на все проведенные доработки ранние модели 77-мм зенитных самоходок так и не были приняты на вооружение немецкой армии. Тем не менее, опыт работы над этой машины очень пригодился при создании его улучшеного варианта образца 1913 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОАЭРОСТАТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen образца 1908 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~6000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 77-мм противоаэростатная пушка Krupp 7.7cm BAK
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Daimler, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Ehrhardt Plattformwagen Ausfuhrung 1911 Противоаэростаная самоходная установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Ehrhardt Plattformwagen Ausfuhrung 1911, Ehrhardt Plattformwagen mit Vierrab-Antrieb, Rheinmetall 7.7cm leichte Kraftwagen BAK L/27 Начало проектирования: 1911 г. Дата постройки первого прототипа: 1911 г. Стадия завершения работ: построено несколько прототипов.

Потерпев неудачу с более ранними зенитными машинами, на которые устанавливались 50-мм и 65-мм орудия, инженеры фирмы Ehrhardt решили немного изменить тактику. Для своих следующих разработок они приняли решение использовать более мощное шасси и, соответственно, усилили вооружение. Было разработано по меньшей мере две основные модели, различавшиеся только вариантом ходовой части и установкой зенитной системы.

Ehrhardt Plattformwagen Ausfuhrung 1911 — первая модель, также известная под обозначением Rheinmetall 7.7cm leichte Kraftwagen BAK L/27. Как можно догадаться из названия, машина оборудовалась 77-мм зенитным орудием фирмы Krupp с длиной ствола 27 калибров на тумбовой установке.

Ehrhardt Plattformwagen mit Vierrab-Antrieb — дальнейшее развитие первой модели, также используется название leichte Kraftwagen-FlaK L/27M. Наиболее значимым отличием стало новое шасси. Также была изменена бронировка капота и орудийной площадки, установлено более мощное орудие Krupp 7.7cm BAK с длиной ствола 35 калибров. Небольшая партия зенитных «эрахрдтов» была выпущена в течении 1914 г. Внешне эти машины практически не отличались от более многочисленных «даймлеров», однако оснащались орудиями Rheinmetall C14 7,7cm L/27. В наше времея применительно к самоходкам этого типа иногда применяется название Ehrlardt Kraftwagen 14, что указывает на тип используемого шасси армейского полноприводного грузовика.

В самом конце войны делались попытки установить на шасси Ehrhardt другие типы артсистем, но особым успехом они не отличались. Точно можно сказать о наличии образцов с 7,62-мм орудиями, один из которых использовался в ходе революционных событий 1918-1919 гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОАЭРОСТАТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Ehrhardt Plattformwagen образца 1913 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6900
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 77-мм противоаэростатная пушка Krupp 7.7cm BAK L/35
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Ehrhardt, бензиновый, жодкостного охлаждения, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Daimler Plattformwagen Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Daimler Plattformwagen Альтернативное обозначение: Krupp-Daimler 7,7cm FlaK, Krupp-Daimler 7,7cm BAK, Daimler-Krupp Geschutzwagen 14, Kraftwagen 14 Начало проектирования: 1913 г. Дата постройки первого прототипа: 1914 г. Стадия завершения работ: выпускался серийно до 1918 г.

Первый год Великой Войны заканчивался для Германии неудачно. Вклинившись на территорию Франции немецкие войска заняли значительную территорию, но не достигли главной цели – разгромить армию союзников и захватить Париж. В условиях начавшейся “окопной войны” всё большую роль стала играть авиация, с помощью которой обе воюющие стороны без особого труда вскрывали направления движения и дислокацию вражеских сил. На первом этапе наибольшие неприятности доставляли не самолёты, а дирижабли и аэростаты – последние применялись очень активно, постоянно зависая над полем боя и корректируя огонь артиллерии. Обычная зенитная артиллерия не всегда успевала появляться в нужном месте и тогда армейское руководство вспомнило о зенитных бронемашинах Ehrhardt и Krupp-Daimler, так беспечно отвергнутых ранее. Военное ведомство сразу же инициировало создание новой, более мощной зенитной самоходной установки, поручив выполнение этого задания фирме Ehrhardt.

В конце 1914 года был представлен первый образец такой бронемашины. Использовав ходовую часть грузового автомобиля с колесной формулой 4х4 и карбюраторным двигателем мощностью 90 л.с. специалисты фирмы Ehrhardt решили не устанавливать бронекорпус – открытый бой с противником тогда не предполагался и к тому же экономилась масса. Бронированными панелями защищался только капот двигателя и борта. Кабина машины была выполнена полностью открытой, а в средней части разместили ящики с укладкой для снарядов. В кормовой части на тумбовой установке монтировалось 77-мм зенитное орудие фирмы Krupp.

После короткого испытательного периода военное ведомство выдало заказ на небольшую партию таких машин, которые сейчас принято называть Panzerkraftwagen Krupp-Daimler 7,7cm FlaK (позднее название изменилось на Daimler 7,7cm Sonderflak, но сейчас используется масса других обозначений). В течении 1914-1918 гг. эти зенитные САУ применялись, по большей части, на Восточном фронте, причем несколько “даймлеров” стали трофеями русской армии и впоследствии использовались против немцев. Сказать что-либо конкретное об их боевом применении достаточно сложно, поскольку большая часть немецких архивов была уничтожена во время Второй Мировой войны.

Не менее активно сложилась карьера самоходных зенитных орудий после ноябрьского восстания 1918 года. Отозванные с фронта машины (для полицейских целей использовался как минимум один Daimler 7,7cm Sonderflak) привлекли к подавлению народных выступлений в Берлине, пик которых пришелся на март – апрель 1919 года, при этом справа от водителя на штыре устанавливался 7,92-мм пулемет MG08. Какая-либо защита рабочих мест экипажа и вооружения на “даймлерах” по-прежнему отсутствовала.

Едва удалось навести порядок в центральной Германии, как осенью того же года зенитные машины были переброшены в Пруссию, где из добровольцев был сформирован Freikorps – корпус немецких добровольцев в Прибалтике. Задачей этого подразделения было выдворение армий большевиков и местных националистов и установление на территории Литвы, Латвии и Эстонии единого государства с прогерманским правительством. Действовавшая на главном направлении Eiserne Division (“Железная дивизия”) получила в своё распоряжение два трофейных русских бронеавтомобиля и два самоходных зенитных орудия Daimler 7,7cm Sonderflak, которые носили названия “Maks” и “Moritz”. Начавшееся 8 октября 1919 года наступление в Латвии развивалась достаточно успешно – вплоть до 13 октября эти машины беспрерывно использовались в боях на шоссе Митава – Рига и участвовали во втором взятии латвийской столицы. Однако в конце года ситуация в Прибалтике резко изменилась. Корпусу немецких добровольцев пришлось оставить Ригу и отступить на свою территорию, бросив при этом всю технику. Так оба “даймлера” стали трофеями латвийской армии и сразу были приняты на вооружение. После капитального ремонта эти машины служили до начала 1930-х гг., пока из-за сильной изношенности ходовой части и откровенной устарелости их не отправили на слом. До наших дней ни одного образца Daimler 7,7cm Sonderflak не сохранилось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Panzerkraftwagen Krupp-Daimler 7,7cm FlaK образца 1914 г.

БОЕВАЯ МАССА 8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6275
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 77-мм противоаэростатная пушка Krupp 7.7cm BAK L/35
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 4-5 мм борт корпуса — 3,5-4 мм корма корпуса — 3,5-4 мм крыша — 3 мм днище — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬ Daimler, бензиновый, жодкостного охлаждения, мощностью 80 л.с. при 1200 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе 30-32 км по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Benz Plattformwagen mit Krupp 8.8cm FlaK L/45 Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Benz Plattformwagen mit Krupp 8.8cm FlaK L/45 Начало проектирования: 1918 г. Дата постройки первого прототипа: 1918 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Во второй половине боевых действия на Западном фронте страны Антанты заметно активизировали действия своей авиации, став использовать большие соединеня средних и тяжелых бомбардировщиков. Немецкие противоаэростатные орудия калибра 77-мм уже не справлялись со своей задачей, поскольку ни по скорострельности, ни по техническим характеристикам они уже не отвечали текущим требованиям. Таким образом, Германии понадобилась новая, более мощная пушка.

Разработка соответствующей артсистемы началась в конце 1916 года, когда с фирмами Krupp и Ehrhardt-Rheinmetall были заключены контракты на проектирование и постройку тяжелого зенитного орудия для сухопутных войск. Оба прототипа были представлены весной 1917 года, причем фирма Krupp предложила армии сразу три версии (8cm, 8.8cm, and 10.5cm), в то время как Rheinmetall сосредоточила работы только над 80-мм орудием. Сравнив полученные образцы армия выбрала 8.8cm K-Flak, однако до конца войны всё же было выпущено ещё 10 орудий калибра 105-мм и 78 орудий калибра 80-мм. Поскольку документация, хранившаяся на предприятии фирмы Ehrhardt была уничтожена в ходе авианалета, сохранились сведения только о 60 построенных 88-мм орудиях фирмы Rheinmetall. Надо отметить, что среди других аналогов немецкая зенитная пушка была лучшей. Начальная скорость снаряда составляла 718 м\с, максимальная высота стрельбы — 6263 метра, максимальный угол вертикального наведения — 70&deg.; Темп стрельбы мог достигать 15 выстрелов в минуту.

Впрочем, у этого орудия имелся один недостаток — большая масса как в боевом, так и в походном положении. ЧТобы решить его было предложено использовать старый, но хорошо зарекомендовавший себя метод — установить 8.8cm K-Flak на транспортной платформе тяжелого грузовика. Из всех имевшихся вариантов наиболее подходящим казался артиллерийский тягач Krupp-Daimler KD 1, однако выбор был сделан в пользу 5-тонного Benz. Сейчас трудно сказать, сколько всего было построено таких ЗСУ. Не исключено, что 88-мм самозодное орудие вообще было собрано в единственном экземляре. По крайней мере, единственное упоминание о ней относится к августу 1918 года — после завершения последней битвы на Марне американскими войсками были обнаружены останки машины оснащенной 88-мм орудием и массивным бронещитом. По всей видимости самоходное орудие было уничтожено прямым попаданием авиабомбы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Benz Plattformwagen mit Krupp 8.8cm FlaK L/45 образца 1918 г.

БОЕВАЯ МАССА ~8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~6500
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 88-мм зенитная пушка 8.8cm FlaK L/45
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Benz, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинарные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?