Бронеавтомобили Испании

Nash-Quad \ Ingeneros Camion Protegido Армейский бронеавтомобиль \ бронетранспортер

Официальное обозначение: Nash-Quad Альтернативное обозначение: Ingeneros Camion Protegido Начало проектирования: 1921 г. Дата постройки первого прототипа: 1921 г. Стадия завершения работ: в течении 1921-1922 гг. построено 8 машин, применялись в ходе Гражданской войны в Испании.

В 1921 году, после неудачных операций в Марокко и Западной Сахаре, испанская армия оказалась на грани очередного кризиса. В первую очередь он касался армейского снабжения и технической оснащенности наземных войск, что привело к серии поражений от гораздо хуже вооруженных арабо-африканских племен. Ситуацию удалось немного выправить путем закупки партии танков Renault FT-17 и Schneider CA1 во Франции, о этого было недостаточно.

Не располагая значительными финансовыми резервами военное ведомство Испании пошло на вынужденный, но вполне эффективный шаг – в том же 1921 году была инициирована постройка сначала импровизированных бронегрузовиков, а затем вполне полноценных бронемашин. К тому времени испанская армия располагала примерно 70 машинами, вполне пригодными для бронировки, так что определнные резервы имелись.

«Первыми ласточками» стали грузовики Nash-Quad и Latil. Постройку бронемашин первого типа осуществлял CEYC (Centro Electrotecnio y et Comunicaciones). Колесная формула 4х4, пусть даже оснащенная простой подвеской на листовых рессорах и колесами с бескамерными шинами, обещала вполне приличные ходовые качества. Грузовик оснащался бензиновым двигателем мощностью 40 л.с. Конечно, по пересеченной местности передвигаться было затруднительно, но для разбитых дорог этого вполне хватало.

Весьма удачной получилась конструкция корпуса, который хоть и не выглядел эстетично, но обеспечивал хорошую защищенность экипажа и внутренних агрегатов. Помимо экипажа из 2-3 человек (водитель, помощник водителя и командир) внутри можно перевозить 6-8 солдат. Для стрельбы из личного оружия было сделано по три бойницы с каждого борта. Посадка экипажа и десанта проводилась через бортовые двери. Сведения о бронировании отсутствуют. На крыше корпуса устанавливалась небольшая наблюдательная башня в люком в верхнем наклонном бронелисте. Штатное вооружение отсутствовало.

В общей сложности было собрано восемь бронеавтомобилей на шасси Nash-Qaud, которые поставлялись тремя партиями. Первые три машины были получены в августе 1921 года и получили номера от «1» до «3». Следующие две передали заказчику в марте 1922 года (номера «7» и «8»), а последние три машины поступили в сентябре (номера «15», «16» и «17»). Все бронеавтомобили были переданы инженерной службы и несли на борту надпись Ingeneros Camion Protegido, а также индивидуальные номера.

Об использовании бронеавтомобилей Nash-Qaud информации сохранилось немного. Первые две машины впервые приняли участие в патрулировании и перевозке личного состава одного из пехотных полков 22-го августа 1921 года в окрестностях Севильи. После этого несколько Nash-Quad были напрвлены в Западную Арфику. Первое серьёзное происшествие — в ходе очередного патрульного рейда 31-го сентября одна из машин угодила в яму-ловушку и была разбита. При этом погиб водитель Себасья Монтанер (Sebastian Montaner). Тем не менее, после ремонта машину удалось ввести в строй и в течении сентября-ноября все бронемашины участвовали в сопровождении конвоев между населенными пунктами Соко-эль-хад-Меллила (Zoco el Had Melilla) и Надор-Тахуима (Nador-Tahuima). В декабре три машины приняли учатие в оккупации населенного пункта Сайо (Zaio), оставаясь там ещё несколько дней для наблюдения и охранения. Далее их использовали для переброски солдат на плато Тикермин (Tikermin). Можно сказать, что Nash-Qaud стали первыми удачными бронетранспортерами испанской армии, которые вполне эффективно справлялись с поставленными задачами.

В течении 1923 года Nash-Qaud испольовали совместно с другими бронированными грузовиками в составе смешанных автомобильных групп (Grupos Mixtos de Automoviles y Radiotelegrafia). Ввиду высокого износа материальной части количество этих машин постоянно уменьшалось, поскольку из-за различных производителей шасси провести капитальный ремонт было крайне затруднительно. Предположительно к 1934 году сохранилось не более четырех броеавтомобилей типа Camion Protegido, два из которых находились в парке артиллерийского командования. Один из Nash-Qaud участвовал в подавлении восстания, вспыхнувшего в Астурии в том же году. Последние упоминания о Nash-Qaud относятся к 1936 г., когда республиканцы пытались их применить на фронте. Гражданскую войну не пережила ни один из этих машин.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУБРОНИРОВАННОГО ГРУЗОВИКА
Nash-Quad образца 1921 г.

БОЕВАЯ МАССА около 5500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Nash-Quad, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса задних мостов сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

SECN “Bilbao” Легкий бронеавтомобиль

После антимонархической революции в Испании (состоялась 14 апреля 1931 г.), в результате которой к власти пришёл конгломерат из самых различных партий, включая коммунистов и монархистов, новое правительство приступило к программе усиления собственных вооруженных сил бронетехникой. Распоряжение о формировании “Guardia de Asaltos” (Штурмовая Гвардии) министерство безопасности издало 30 января 1932 г. По замыслу, военизированные соединения должны были комплектоваться не только стрелковым оружием, включая легкую артиллерию и минометы, но и бронеавтомобилями. Предполагалось создать 14 таких механизированных групп, каждая из которых состояла из трех отделений по три бронемашины в каждом. Проектирование бронемашин поручили инженерам предприятия SECN. В качестве основы был выбран грузовой автомобиль Dodge с колесной формулой 4х2, который выпускался в Детройте (США) на шасси фирмы Chrysler и поставлялся в Испанию. Бронелисты крепились на металлическом каркасе при помощи заклёпок. Хотя машина выглядела внешне довольно внушительно, бронирование её было довольно бедно, так как в противном случае пришлось бы пожертвовать скоростью и маневренностью. Экипаж броневика состоял из командира, водителя и двух стрелков, в ведении которых была стрельба из пулеметов, для чего в корпусе были сделаны 6 закрывающихся окон по бокам и одно окно в задней части корпуса. В корме также размещались инструменты и запасные части. Сверху размещалась цилиндрическая башня с одним 7-мм пулеметом Hotchkiss образца 1924 г. Внутри можно было перевозить 5 солдат.

Производство машины было налажено на фабрике в Сестао, однако по названию города, в котором броневик был разработан, за ним сохранилось название “Bilbao”. Первая партия из 18 машин была поставлена в штурмовую группу, 14 машин предали кавалерийской «Grupo de auto ametalladoras — canon» и ещё две машины вернули на фабрику. Поставки закончились 12 августа 1936 г. после выпуска 48 экземпляров. Хотя темп сборки был невелик к концу 1934 году бронемашинами этого типа удалось укомплектовать 18 механизированных групп. Три из них размещались в Мадриде, три в Барселоне, и по одной в Валенсии, Бильбао, Бадахосе, Вальядолиде, Севилье, Сарагосе, Овьедо, Ла-Корунье, Гранаде и Бургосе. После путча летом 1936 в руках республиканцев остался 41 бронеавтомобиль, а остальные 7 перешли к мятежникам. Две из них, в составе смешанной группы состоявшей из пехотинцев, трех орудий, трех бронемашин и одного самолёта, приняли участие в атаке на Cuartel de la Montana и спустя несколько часов овладели мятежными казармами. Несколько позднее четыре “Bilbao” вошли в состав механизированной колонны полковника Рикельме (Riquelme), который в конце июля предпринял поход на город Толедо и замок Алькасар. В ходе этих сражений было безвозвратно потеряно две машины. Далее, 22-24 июля 1936 года, 8 бронемашин включили в состав колонны полковника Пуигдендоласа (Puigdendolas), атаковавшего города Алькала дэ Энарес и Гвадалахара. Почти одновременно с ними пять “Bilbao” из состава «Grupo de auto ametalladoras — canon» приняли активное участие в боях против мятежников у г.Альто-дель-Леон (Alto del Leon), и хотя это наступление принесло положительные результаты, две бронемашины были захвачены мятежниками. Семь других машин этого подразделения распределили между другими колоннами, формирование которых началось в Мадриде в это же время. Например, пять “Bilbao” передали колонне Mangada, которые участвовала в боях под Navalperal de Pinares. Дальнейшие действия бронемашин “Bilbao” до конца не выяснены. Известно, что два из них участвовали в обороне г.Мерида, где были захвачены франкистами и вновь использованы против республиканских войск во время боёв за г.Бадахоса. На Северном фронте два “Bilbao” имелись в составе колонны под командованием Галвиса (Galvis) у города Ируна (Irun), и ещё четыре машины использовались республиканцами у городов Сан-Себастьяна и Бильбао в апреле-июле 1937 г.

До нашего времени сохранился один экземпляр “Bilbao”, эксплуатировавшийся в составе “Escela de Logisica del Ejercito” и захваченный франкистами, выставленный в родном городе, где он был создан.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
SECN “Bilbao” образца 1932 г.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптический пулеметный прицел
БОЕВАЯ МАССА
4800 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5440
Ширина, мм
2070
Высота, мм
2060 (общая) 2010 (до крыши корпуса) 1430 (до крыши капота)
ВООРУЖЕНИЕ
один 7-мм пулемет Hotchkiss образца 1924 г.
БОЕКОМПЛЕКТ
?
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса — 10 мм борт корпуса — 3 мм башня — 10 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ
Chrysler, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 63-64 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
ручная, с 4-скоростной коробкой передач
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
колесная формула 4х2, шины размером 32х6, подвеска — на вертикальных пружинных рессорах
СКОРОСТЬ
52 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Боевой крен, град.
?
Глубина брода, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
?

“Ebro” Импровизированный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: “Ebro” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1936 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: построено 8 экземпляров.

Гражданская война в Испании породила на свет великое множество импровизированных бронемашин, большая часть из которых осталась в единичных экземплярах. Однако, существовали весьма любопытные образцы выпускавшиеся небольшими сериями. При этом, назвать их импровизированными можно было с трудом. Одни из таких машин были собраны в конце 1936 — начале 1937 гг. в Сарагосе на неизвестном предприятии и сейчас известны под названием Ebro, по надписи на их бортах.

Первые два экземпляра имели поистине впечатляющий дизайн корпуса с резко выделяющейся носовой частью капота, которая придавала этим машинам характерный “орлиный профиль”. Корпус бронировался очень тщательно и имел полную защиту ходовой части, включая цепи для защиты шин от бутылок с горючей смесью. На крыше устанавливалась одноместная башня с одним пехотным пулеметом. Позади неё находилось два вентиляционных люка. По бортам имели амбразуры для стрельбы из легкого оружия. Полных данных о бронировании не сохранилось. Возможно, корпус был изготовлен из неброневых листов стали толщиной 5-9 мм. В качестве базового шасси использовались коммерческие грузовики неустановленного типа с колесной формулой 4х2.

Оригинальная форма корпуса как раз стала причиной, по которой бронемашины Ebro первой модели не стали выпускать дальше. Из-за сложной формы носовой части сборка и отделка требовала значительных трудозатрат, а фронт был всё ближе. Кроме того, штатное вооружение из одного пулемета выглядело явно слабым.

Вторая модель получила значительно измененную бронировку моторного отсека, более простую в изготовлении. Для лучшего охлаждения двигателя на бортах капота появилось по три щели для входа воздуха. Задняя часть корпуса приобрела закругленный вид, а конструкция башни немного изменилась в сторону увеличения размеров и установки верхних бронелистов. Вооружение из одного башенного пулемета сохранилось, но в бортах корпуса были сделаны более широкие амбразуры, позволявшие без труда вести огонь из дополнительных пулеметов.

К началу 1937 года успели построить две таких машины, а всего в Сарагосе собрали 8 бронеавтомобилей нескольких типов. Вместе с Ebro первой модели они были направлены на Арагонский фронт и успели принять участие в сражении у Теруэля. Если принять во внимание эти факты, служба бронеавтомобилей типа Ebro (возможно не всех) продолжалась до начала 1938 года. Дальнейшая судьба этих машин остается неизвестной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ

БОЕВАЯ МАССА ~6000-7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6-7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~7000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~3000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7-мм или 8-мм пулемет в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса -? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Oteyza Легкий бронеавтомобиль

Информация о создателях бронеавтомобиля и его испытаниях отсутствует. Судя по всему, постройка этой машины была начата ещё до начала Гражданской войны. При этом использовалась ходовая часть от грузового автомобиля с колесной формулой 4х2. Корпус, предположительно, имел сварно-клепаную конструкцию и изготовлялся из листов катаной броневой стали толщиной 4-6 мм. Хотя не исключено, что вместо брони использовали неброневую или котельную сталь. Вооружение состояло из одного пулемета, который устанвливался в небольшой надстройке на крыше корпуса.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Oteyza образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА
?
ЭКИПАЖ, чел.
2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?

Ширина, мм
?
Высота, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
один пулемет калибра 7,62 или 7,71-мм в надостройке корпуса
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
?
ДВИГАТЕЛЬ
?
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
колесная формула 4х2
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Боевой крен, град.
?
Глубина брода, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
?

Autoametralladora 1937 \ Pz.Kpfw.612 Средний бронеавтомобиль

Крайне неудачно завершившаяся для республиканцев Гражданская война в Испании привела к тому, что основная масса уцелевшей техники стала собственностью армии Франко. Среди неё имелось несколько танков и бронемашин, которые республиканцы попытались переправить за границу, однако эти попытки далеко не всего были успешными. Незадолго до этого, на заводе Hispano-Suiza & General Motors Peninsular S.A. в Барселоне, была начата сборка собственных бронемашин, основой для которых послужил советский средний бронеавтомобиль БА-6. Корпус остался почти без изменений и собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 4 (крыша) до 9 (лоб корпуса) мм. По компоновке он также целиком соответствовал БА-6: в передней части находился моторный отсек, в средней – отделение управления и в задней – боевое отделение. Экипаж состоял из 4-х человек. Вооружение испанского варианта отличалось от советского прототипа. Передний пулемет, установленный в лобовом листе корпуса справа от водителя сохранили, однако пушечным вооружением пришлось пожертвовать. Часть машин получила башни, снятые с подбитых, или непригодных к дальнейшей эксплуатации танков Т-26 обр.1933 г. с 45-мм пушкой 20К. Однако, большую половину бронеавтомобилей пришлось перевооружить 37-мм пушкой Puteaux в новой граненой башне. Спаренный пулемет сохранялся в обоих случаях. Советское шасси от ЗиС-5, по причине сильного износа и отсутствия надлежащего количества запасных частей, заменили на американское, от грузового автомобиля Chevrolet. На внешнем облике бронемашины эта модернизация практически не сказалась.

По наиболее достоверным данным в 1937-1939 гг. испанцы, под руководством советских инженеров, построили порядка 70 машин, присвоив им новое обозначение Autoametralladora 1937 или более полно – Autoametralladora blindado medio Chevrolet 1937. Обстоятельства их боевого применения пока не достаточно ясно. После завершения войны АМ 37 перешли в руки националистов, которые немедленно включили их в состав своих бронетанковых сил и сняли с вооружения только в начале 1960-х гг. Правда, последние 10-15 лет эти бронеавтомобили использовались в качестве учебных. Несколько машин этого типа в конце 1941 года решили отправить на Восточный фронт, куда уже отбыла “Голубая дивизия”. Интересно, что эксплуатировали АМ 37 не только испанцы, но и немцы. В вермахте бронеавтомобили получили обозначение Pz.Kpfw.612, при этом в эксплуатации находилось сразу несколько модификаций: с 37-мм и 45-мм пушкой (соответственно, с разными башнями), пулеметный вариант, командирский вариант с демонтированной башней и одним пулеметом, а также вариант на железнодорожном ходу. Они действовали на тыловых коммуникациях, выполняя охранные функции и иногда привлекаясь к противопартизанским рейдам. Чем закончилась эксплуатация Pz.Kpfw.612 в немецкой армии пока остается неизвестным.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Autoametralladora 1937 образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА
около 5000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
одна 37-мм пушка Puteaux или 45-мм пушка 20К и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса — 9 мм борта корпуса и башня — 8 мм корма корпуса — 6-8 мм крыша — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ
?
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
колесная формула 6х4
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
20
Боевой крен, град.
15
Глубина брода, м
0,80
СРЕДСТВА СВЯЗИ
?

UNL-35 Легкий бронеавтомобиль

С началом Гражданской войны CNT (Confederacion Nacional de Trabajadores — анархистская организация) и UGT (Union General del Trabajo — социалисты) захватили верфи в Валенсии. Столкнувшись с нехваткой оружия, они занялись производством артиллерийских орудий, а также производством бронемашин и бронепоездов. Металлургическая промышленность Валенсии использовала свой обширный технологический опыт и знания из области судостроения в производстве военной техники.

Машина была разработана советским военинженером 3 ранга Алымовым Николаем Николаевичем (Старший группы ремонтников в группе Кривошеина, награжден орденом Ленина) для Испании на основе советских ФАИ. Испанские инженеры на основе законченного прототипа усовершенствовали проект. Тренированный глаз может заметить различие между советским ФАИ и испанским UNL-35. У испанского броневика башня была так сказать «германская».

Броню составляли 8-мм плиты из качественной стали. Было выпущено четыре различных варианта (включая «бронированную скорую»).

Производство развернулось в начале января 1937 со скорость 5 штук в месяц, хотя в 1938 выпуск был сокращен из-за воздушных налетов, в результате чего производство переместилось на мощности фирмы Amat в г.Эльда где производство было снова запущено в сентябре. Производство продолжалось до апреля 1939, когда самолеты снова разбомбили оборудование. Фактически было выпущено около 130 машин UNL-35 (некоторые из них были захвачены националистами). После войны, вплоть до 1950-х гг., эти бронеавтомобили выпускались мелкими партиями.