Бронетракторы Франции

Baby Holt Tank Бронетрактор

Как известно, французская танкостроительная программа развивалась параллельно с британской, но шла она весьма извилистым путем, лишь в 1917 году приведшем к созданию таких удачных танков, как Renault FT-17 и FCM 1A. До этого времени фаворитами являлись различного рода бронетракторы, в том числе колесного типа.

Вообще, отношение к бронемашинам гусеничного типа было во Франции своеобразным. Вплоть до конца войны их рассматривали исключительно как «подвижные огневые точки», главное задачей которых являлось сопровождение пехоты. С колесными бронетракторами, как и следовало ожидать, ничего путного в этом отношении не вышло, и в 1915 году более пристальное внимание было обращено на гусеничные трактора фирмы Holt, в больших количествах поставляемых в Европу. Новая программа получила название Tracteur blinde et arme.

Задача, полученная разработчиками от Генеральногоо Штаба, была на то время не тривиальной — по сути, от них требовали построить бронированную самоходную установку на тракторном шасси. В этом отношении на лидирующие позиции вышла фирма Schneider & Co., руководство которой в январе 1915 года отправило в Великобританию главного конструктора Эжена Брилье. Ему предстояло ознакомиться с британским опытом постройки будущих танков, а также детально исследовать тракторы Holt различных моделей, в том числе и колесные. По возвращении на родину Брилье, который уже имел опыт постройки бронемашин для Испании, рекомендовал основное внимание уделить модели Baby Holt. Несмотря на это, было издано распоряжение провести испытания двух тракторов: колесного с двигателем мощностью 70 л.с. и гусеничного с двигателем мощностью 45 л.с. Победа досталась Baby Holt, а 16-го июня небронированный прототип с макетом бронекорпуса был показан Президенту Республики Раймону Пуанкаре. Поскольку на испытаниях Baby Holt смог без особых проблем преодолеть неширокую траншею и покащал неплохие ходовые качества программа постройки бронированных гусеничных машин сразу же вышла в число приоритетных. В скором времени была заказана партия из 10 бронетракторов, оснащенных бронированным корпусом и башней. Вооружение этих машин должно было состоять из 2-3 пулеметов Hotchkiss калибра 8-мм (один в башне и два в передней части корпуса). Далее, программу фирмы Schneider решили объединить с проектом колесного бронированного резака колючей проволоки Breton-Pretot, разработанной инженером Жюлем-Луи Бретоном. В зарубежных источниках указывается, что десять из пятнадцати машин были оборудованы специальными резаками, но фактически проверить это сейчас невозможно. Скорее всего, имелись в виду колесные бронетракторы.

Следующей фазой испытаний стала демонстрация прототипа Baby Holt представителям французской армии, которая состоялась 9 декабря 1915 на полигоне под Суеном, где ещё недавно кипели ожесточенные бои. С точки зрения наблюдателей, среди которых присутствовали генерал Филипп Петен и полковник Жан-Батист Эжен Эттенн, машина показала себя превосходно. Впрочем, для преодоления немецких траншей требовалось удлинить ходовую часть. Таким образом, проект бронетрактора Baby Holt плавно перерос в проект штурмового танка Schneider CA1. Правда, о судьбе прототипа далее не сообщается.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИНЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАГРАЖДЕНИЙ Baby Holt Tank образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ три 8-мм пулемета Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Holt, карбюраторный, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Fouche Type C Бронетрактор

В марте 1916 года французский лейтенант Шарль Фош представил проект относительно простой и недорогой в производстве гусеничной бронемашины, основую конструкции которой составляло тракторное шасси. Идея показалась неплохой и военное ведомство в короткий срок оформило заказ на постройку и испытаняия одного прототипа.

В качестве базового варианта был выбран трактор Holt оснащенный бензиновым двигателем — эти машины в больших количествах поставлялись Антанте из США, так что материальная база уже имелась в достаточном количестве. Разработанный Фошем корпус носил ярко выраженные корабельные очертания, что по замыслу создателя должно было обеспечить будущему «танку» под названием Fouche Type C хорошие характеристики преодоления полевых заграждений. Сведения о тлщине бронирования и типе вооружения отсутствуют. Можно предположить, что бронетрактор мог оснащаться несколькими 8-мм пулеметами Hotchkis.

Первый прототип, тем не менее, получил лишь макет корпуса из дерева. Ходовые испытания, проведенные на пересеченной местности, привели к закономерному результату — предложенная Фошем конструкция явно не отвечала текущим требованиям фронта. Проект закрыли также быстро, как и начали. Тем более, что практически параллельно начались испытания штурмвого танка СА1 от фирмы Schneider, показавшего намного лучшие результаты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
Fouche Type C образца 1916 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5000
Ширина, мм 2500
Высота, мм 1700
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ неброневая сталь
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, ? поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных трактов
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?