Бронетракторы Франции
Baby Holt Tank Бронетрактор
Как известно, французская танкостроительная программа развивалась
параллельно с британской, но шла она весьма извилистым путем, лишь в
1917 году приведшем к созданию таких удачных танков, как Renault FT-17 и
FCM 1A. До этого времени фаворитами являлись различного рода
бронетракторы, в том числе колесного типа.
Вообще, отношение к бронемашинам гусеничного типа было во Франции
своеобразным. Вплоть до конца войны их рассматривали исключительно как
«подвижные огневые точки», главное задачей которых являлось
сопровождение пехоты. С колесными бронетракторами, как и следовало
ожидать, ничего путного в этом отношении не вышло, и в 1915 году более
пристальное внимание было обращено на гусеничные трактора фирмы Holt, в
больших количествах поставляемых в Европу. Новая программа получила
название Tracteur blinde et arme.
Задача, полученная разработчиками от Генеральногоо Штаба, была на то
время не тривиальной — по сути, от них требовали построить бронированную
самоходную установку на тракторном шасси. В этом отношении на лидирующие
позиции вышла фирма Schneider & Co., руководство которой в январе 1915
года отправило в Великобританию главного конструктора Эжена Брилье. Ему
предстояло ознакомиться с британским опытом постройки будущих танков, а
также детально исследовать тракторы Holt различных моделей, в том числе
и колесные. По возвращении на родину Брилье, который уже имел опыт
постройки бронемашин для Испании, рекомендовал основное внимание уделить
модели Baby Holt. Несмотря на это, было издано распоряжение провести
испытания двух тракторов: колесного с двигателем мощностью 70 л.с. и
гусеничного с двигателем мощностью 45 л.с. Победа досталась Baby Holt, а
16-го июня небронированный прототип с макетом бронекорпуса был показан
Президенту Республики Раймону Пуанкаре. Поскольку на испытаниях Baby
Holt смог без особых проблем преодолеть неширокую траншею и покащал
неплохие ходовые качества программа постройки бронированных гусеничных
машин сразу же вышла в число приоритетных. В скором времени была
заказана партия из 10 бронетракторов, оснащенных бронированным корпусом
и башней. Вооружение этих машин должно было состоять из 2-3 пулеметов
Hotchkiss калибра 8-мм (один в башне и два в передней части корпуса).
Далее, программу фирмы Schneider решили объединить с проектом колесного
бронированного резака колючей проволоки Breton-Pretot, разработанной
инженером Жюлем-Луи Бретоном. В зарубежных источниках указывается, что
десять из пятнадцати машин были оборудованы специальными резаками, но
фактически проверить это сейчас невозможно. Скорее всего, имелись в виду
колесные бронетракторы.
Следующей фазой испытаний стала демонстрация прототипа Baby Holt
представителям французской армии, которая состоялась 9 декабря 1915 на
полигоне под Суеном, где ещё недавно кипели ожесточенные бои. С точки
зрения наблюдателей, среди которых присутствовали генерал Филипп Петен и
полковник Жан-Батист Эжен Эттенн, машина показала себя превосходно.
Впрочем, для преодоления немецких траншей требовалось удлинить ходовую
часть. Таким образом, проект бронетрактора Baby Holt плавно перерос в
проект штурмового танка Schneider CA1. Правда, о судьбе прототипа далее
не сообщается.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИНЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАГРАЖДЕНИЙ Baby
Holt Tank образца 1915 г.
БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ три 8-мм пулемета Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Holt, карбюраторный, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков, 3 поддерживающих ролика,
переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница
из стальных траков
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ? Fouche Type C Бронетрактор
В марте 1916 года французский лейтенант Шарль Фош представил проект
относительно простой и недорогой в производстве гусеничной бронемашины,
основую конструкции которой составляло тракторное шасси. Идея показалась
неплохой и военное ведомство в короткий срок оформило заказ на постройку
и испытаняия одного прототипа.
В качестве базового варианта был выбран трактор Holt оснащенный
бензиновым двигателем — эти машины в больших количествах поставлялись
Антанте из США, так что материальная база уже имелась в достаточном
количестве. Разработанный Фошем корпус носил ярко выраженные корабельные
очертания, что по замыслу создателя должно было обеспечить будущему
«танку» под названием Fouche Type C хорошие характеристики преодоления
полевых заграждений. Сведения о тлщине бронирования и типе вооружения
отсутствуют. Можно предположить, что бронетрактор мог оснащаться
несколькими 8-мм пулеметами Hotchkis.
Первый прототип, тем не менее, получил лишь макет корпуса из дерева.
Ходовые испытания, проведенные на пересеченной местности, привели к
закономерному результату — предложенная Фошем конструкция явно не
отвечала текущим требованиям фронта. Проект закрыли также быстро, как и
начали. Тем более, что практически параллельно начались испытания
штурмвого танка СА1 от фирмы Schneider, показавшего намного лучшие
результаты.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
Fouche Type C образца 1916 г.
БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5000
Ширина, мм 2500
Высота, мм 1700
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ неброневая сталь
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, ? поддерживающих роликов,
переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница
из стальных трактов
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ? |