Гусеничные бронетранспортеры Франции

Berliet TCA Бронированный тягач-транспортер

Официальное обозначение: Berliet TCA Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1930 г. Дата постройки первого прототипа: 1931 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Малоизвестной страницей в истории фирмы Berliet является её участие в конкурсе по созданию бронированного тягача-транспортера, объявленного французской армией в 1930 году. Согласно первоначальным условиям конкурса подобная машина должна была обладать небольшими габаритами (желательно на базе Carden-Loyd Mk.VI) и высокой мобильностью, а также быть способной транспортировать легкие полевые орудия и амуницию. Штатное вооружение не предполагалось. Спустя несколько месяцев, после отказа французских фирм от закупки британской лицензии, ТТЗ изменилось. Фактически отечественным разработчикам «развязывали руки» в плане выбора ходовой части. В начале 1931 года сразу обозначился лидер – им стала фирма Renault, предложившая радикально переработанный проект британской танкетки. Конкуренцию ей пыталась создать фирма Latil, пошедшая по пути наименьшего сопротивления и попросту скопировавшая «карден-лойд», модифицировав её под французскую спецификацию. Впрочем, наиболее сильно выделялся проект фирмы Berliet ТСА.

Тягач получил клёпаную конструкцию корпуса, собиравшегося из листов катаной броневой стали толщиной (предположительно) от 4 до 9 мм. Передняя часть корпуса, где устанавливался двигатель и трансмиссия, была выполнена наподобие Renault UE – передний лобовой лист устанавливался вертикально, а верхние и нижние имели значительные углы наклона. Среднюю часть корпуса отвели под отделение управления. Здесь находились места для водителя (слева) и командира машины (справа). Чтобы обеспечить большее пространство для экипажа, а также приемлемую обзорность, на крыше корпуса устанавливалась небольшая надстройка со смотровыми щелями и люками. Задняя часть корпуса была отведена под бортовую транспортную площадку.

Наибольший интерес представляла ходовая часть, пополненная по типу танков Renault R-35 и Hotchkiss H-35. С каждого борта она состояла из шести опорных катков, сблокированных попарно в три тележки и амортизацией на горизонтальной пружинной рессоре. Направляющие колеса располагались сзади. Ведущие колеса гребневого зацепления находились спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась отдельными колесами небольшого диаметра по два с каждого борта.

Соответственно техническому заданию для Berliet ТСА была спроектирована транспортная тележка. Единственная фотография не даёт полного представления о её конструкции, но по всей видимости в её ходовой части использовалась блокированная подвеска. Предполагаемая масса полезной нагрузки – около 500 кг.

К сожалению, пока не удалось найти никакой информации относительно испытаний тягача-транспортера Berliet ТСА. Известно только, что проводились они в 1931 году, параллельно с испытаниями прототипа Renault UE. По всей видимости проект фирмы Berliet не полностью соответствовал представленной спецификации и проект ТСА был в конечном итоге отвергнут. Не исключено также, что французская армия лоббировала «рено», в ущерб другим моделям.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО ТЯГАЧА-ТРАНСПОРТЕРА Berliet TCA обр.1932 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ штатное вооружение отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9 мм (?) борт корпуса — 9 мм (?) корма корпуса — 9 мм (?) крыша — 4 мм (?) днище — 4 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ Berliet, бензиновый, 4-цилиндровый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков сброкированных по два в три тележки, два поддерживающих ролика, передние ведущие и задние направляющие колёса, подвеска на горизонтальных пружинных рессорах, мелкозенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Latil Type N Бронетранспортер снабжения пехоты

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Latil Type N Начало проектирования: 1930 г. Дата постройки первого прототипа: 1931 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, проект закрыт в польз Renault UE.

В первые послевоенные годы во Франции бурно обсуждался вопрос дальнейшего развития бронетехники, от решения которого зависела судьба нескольких перспективных программ. Победили тогда сторонники доктрины «привязывавшей» танки и бронемашины к пехоте. Но кроме боевых машин армии требовалось множество вспомогательной техники, в том числе и бронетранспортеров. Выдвинутые на эту роль переделанные танки не очень годились в силу целого ряда обстоятельств и потому в начале 1920-х гг. созрело мнение о необходимости начать строительство таких машин специализированного типа.

Впрочем, послевоенное урезание военного бюджета растянуло эту эпопею на несколько лет и только 7-го октября 1930 года Комиссия в Винсенне (Commission de Vincennes) утвердила окончательные требования к «бронированной машине обеспечения пехоты» — этот проект стал известен под названием Vehicule Type N (Транспортное средство тип N). Почему так долго? А дело в том, что после ряд не слишком удачных экспериментов и «промежуточных вариантов» французы обратили внимание на британскую танкетку Carden-Loyd Mk.VI, которую можно было использовать не только для разведки и связи, но и как тягач для легких полевых орудий. Фирма Vickers, занимавшаяся к тому времени производством MkVI, предлагала потенциальным покупателям целый «букет» различных модификаций этой машины, включая вариант артиллерийского транспортера с гусеничной тележкой. Во Франции быстро посчитали, что быстрее и выгоднее будет наладить лицензионное производство танкеток типа Carden-Loyd, адаптированных под требования текущей спецификации, но сразу отдать заказ какой-либо из французских фирм военные не решились.

В декабре 1930 года был устроен конкурс – техническое задание, выданное сразу трем фирмам (Brandt, Citroen и Renault) предполагало, что в конечном итоге будет получен улучшенный Carden-Loyd. Фактически каждая из фирм пошла своим путем. Максимально придерживалась выдвинутых ТТХ только фирма Brandt, специалисты которой переработали британский проект без внесения радикальных изменений, предложил два его варианта. Заказ на постройку 6 опытных образцов и трейлера к ним был согласован в период с 10 по 17 декабря 1930 года.

Сравнительно с британским образцом серьёзных доработок в конструкцию Carden-Loyd MK.VI не вносилось. Изменения коснулись в первую очередь корпуса. Ходовая часть, как и ранее, применительно на один борт состояла из четырех обрезиненных катков сблокированных попарно в две тележки, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Тележки опорных катков оснащались блоками пластинчатых рессор. Верхняя ветвь мелкозвенчатой гусеницы поддерживалась специальной направляющей балкой.

Корпус бронетранспортера сохранил компоновку от Carden-Loyd, но бронировка его средней и задней части была изменена. Французские инженеры применили отрытую сверху коробчатую конструкцию, почти полностью закрывавшую по высоте размещенный внутри экипаж. В остальном различий не наблюдалось. Правда, вместо двигателя Ford T устанавливался его более ранний вариант Ford A. Что касается трейлера, то здесь решили не «изобретать велосипед» и полностью заимствовали его от британской модели.

Фирма Brandt вела работы не в гордом одиночестве. Незадолго до этого к работе подключили специалистов фирмы Latil, имевшей богатый опыт по выпуску колесных тягачей, поэтому основная тяжесть проектирования легла именно на них. Вообще планировалось, что основной «нагрузкой» для бронетранспортеров второго варианта станет мортира образца 1927 года, производимая всё той же Brandt.

Первый прототип Latil Type N был представлен 7-го мая 1931 года – незначительно раньше, чем другие конкуренты. Отмечалось, что испытания машины, начавшиеся 17-го июля и завершившиеся в конце того же месяца, прошли успешно. Тем не менее, к моменту их завершения стало ясно, что победителем будет изделие фирмы Renault, предложившей свой вариант бронетранспортера. Опытный образец Latil Type N, так и оставшийся невостребованным, был впоследствии разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА СНАБЖЕНИЯ ПЕХОТЫ Latil Type N обр.1931 г.

БОЕВАЯ МАССА ~2000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9 мм (?) борт корпуса — 6 мм (?) корма корпуса — 6 мм (?) крыша — 4 мм (?) днище — 4 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ Ford Type A, карбюраторный, мощностью ? л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) переднее ведущее и заднее направляющее колесо, четырех опорных катка сблокированных в две тележки, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Renault UE \ Renault UE2 Бронированный тягач-транспортер

Официальное обозначение: Renault UE \ Renault UE2
Альтернативное обозначение: Chenillette de ravitaillement d’Infanterie Modele 1931 R и Modele 1937 R
Начало проектирования: 1930 г.
Дата постройки первого прототипа: 1931 г.
Стадия завершения работ: серийно производился в течении 1932-1939 гг.

В начале 1920-х гг. идеи знаменитых танкостроителей Дж.Кардена и Г.Мартеля, усиленно развивавших тему сверхлегких бронированных гусеничных машин (проще говоря — танкеток), нашли немало поклонников не только у себя на родине, но и за рубежом. Военных в первую очередь интересовала их возможность боевого применения, что не очень “клеилось” с конструктивными особенностями танкеток. Слишком слабое бронирование и отсутствие вращающейся башни сильно ограничивали область их применения, что в конечном итоге привело к практически полному исключению этого вида бронемашин из состава большинства действующих армий европейских стран. Исключение составили разве что Польша и Румыния, которые по финансовым не могли позволить себе иметь на вооружении большое количество обычных танков.

Похожий путь прошла и Франция. В 1921-1928 гг. на рассмотрение военного ведомства было подано несколько проектов танкеток, но только единицам было суждено воплотиться в металле. Тогда, из-за сокращения финансирования армии, многие танкостроительные программы не нашли дальнейшего развития, хотя в целом степень механизации и оснащенности танками французской армии была на высоком уровне. Одним из приоритетных направлений считалось создание многофункционального транспортного средства, способного использоваться как в роли тягача артсистем, так и для доставки грузов. Весной 1930 г. комиссия в Винсене рассмотрела несколько проектов таких машин, среди которых можно было выделить полугусеничные грузовики Citroen-Kegresse. Предлагалось также построить тягач-транспортер на базе британской танкетки Carden-Loyd Mk.VI, но для этого требовалось закупить лицензию. На заседании 24 июня комиссия пришла к выводу, что грузовики не слишком подходят для этой роли и выбор был сделан в пользу гусеничной машины. Спецификация была несколько доработана и получила наименование Type N. Предполагалось, что новая машина будет способна транспортировать стандарные (несамоходные) орудия и аммуницию.

В декабре 1930 г. военное ведомство разослало ТТЗ сразу трем фирмам — Renault, Citroen и Brandt, полагая, что дальнейшие работы будут основываться именно на Mk.VI и без лицензии здесь не обойтись. Однако, фирма Renault заявила, что никакого лицензионного производства они разворачивать не собирается, если государство не компенсирует её затраты на её закупку. Делать этого французское правительство как раз и не собиралось, поэтому задачу снова переформулировали. Теперь фирмам-разработчикам предстояло создать собственный бронированный тягач-транспортер, ориентируясь на британскую Mk.VI. Другими словами, французская армия не ставила задачу получить боевую машину аналогичную сверхлёгкому танку (танкетке), с возможностью использования в качестве тягача, как это пытаются представить в большинстве современных печатных изданий.

Первые прототипы были готовы в 1931 г. Фирма Citroen получила заказ на изготовлении шести экземпляров, три из которых были чисто гусеничными и три полугусеничными. Экипаж машины состоял только из водителя, который размещался слева, а справа от него, под бронированным капотом, был установлен двигатель. Испытания “ситроенов” продлились чуть больше недели (с 24 по 31 июля), после чего комиссия пришла к выводу, что эти машины не могут быть приняты на вооружение по следующим причинам: недостаточная бронезащита, плохое охлаждение двигателя, невозможно произвести расцепление прицепа из кабины водителя.

Фирма Brandt, связанная обязательствами с британской Vickers, приступила к постройке сразу двух типов трейлеров и одного типа трактора (каждого по 2 единицы). В виду отсутствия опыта в постройке тяжелой техники Brandt разместила заказ на сборку тракторов на фирме Latil, а трейлеры изготовлялись в Великобритании. Первый образец гусеничной машины, полученный в середине июля 1931 г., очень напоминал британский Carden-Loyd Mk.VI в экспортном исполнении, обладая практически идентичной ходовой частью и прямоугольным корпусом.

Ближе всех к конструкции Mk.VI оказался, как это ни странно, проект Renault. Однако, за внешней схожестью скрывалось множество мелких отличий. Например, ходовая часть транспортера была совершенно иной, хотя подвеску и общую компоновку явно позаимствовали у “виккерса”. Поскольку машине предстояло быть многофункциональной в проекте предусмотрели установку вращаемой башни с вооружением, что позволяло бы использовать транспортер в качестве вспомогательной бронемашины. По заводскому реестру этот транспортер проходил как Renault UE, а специально разработанный для него прицеп Renault UK. Из шести построенных прототипов второй оснащался резиновыми гусеницами, а ещё один впоследствии переоборудовали под установку пулемета.

Неудивительно, что именно Renault UE и приглянулся пехоте. В октябре 1931 г., на заседании ССА (Conseil Consultatif de l’Armement – консультативный совет по вооружениям) было принято решение начать производство именно этих машин под армейским обозначением Chenillette de ravitaillement d’Infanterie Modele 1931 R. Первый заказ на 50 Renault UE был подписан 9 декабря, а полномасштабное серийное производство началось с середины 1934 г. К 1 января 1936 г. число заказанных транспортеров увеличилось до 793, а к июню того же года – до 1200. После объединения в декабре 1936 г. фирм Renault, Berliet и Fouga в концерн АМХ на расширенных производственных мощностях дополнительно построили ещё 300 машин, что в конечном итоге довело общее количество собранных Renault UE до 2600.

Тем временем назрела необходимость иметь на вооружении более мощный тягач-транспортер весом до 2600 кг, для чего в 1935 г. объявили новый конкурс, в котором приняли участие уже пять фирм: Lorraine, Hotchkiss, Fouga, Berliet и Renault. Наиболее оптимальным была признана машина Lorraine, успешно прошедшая испытания в 1937 г., однако её массовый выпуск задерживался и в качестве временной меры решили продолжать выпуск улучшенного варианта , получившего обозначение Renault UE 2. Основные доработки свелись к установки новой 5-скоростной КПП, фар ночного света, удлиненных надгусеничных полок и усиленного дифференциала. В ноябре 1937 г. армия оформила контракт на дальнейшую поставку этих машин, названных Chenillette de rivitaillement d’Infanterie Modele 1937 R. Чуть позже, в декабре, фирмы Fouga и Berliet также получили заказы на выпуск Renault UE 2, но до лета 1939 г. они выпускали первую модификацию, чтобы полностью выполнить ранее выданные заказы. За это время в конструкцию UE ввели некоторые новшества от UE 2, оснастив часть машин бронированными фарами Guicherd вместо оригинальных Restor и новыми надгусеничными полками. В 1938 г. было проведено двухэтапное тестирование транспортера (проверены с 12 февраля до 6 июля и с 21 сентября до 21 ноября), оснащенного усиленными траками гусеницами и основными опорными катками.

К 1 апреля 1940 г. выпуск многофункциональных бронемашин Renault UE 2 составил 1630 единиц (AMX — 1080, Fouga – 260, Berliet – 310), а к концу июня общее числе Renaulr UE всех модификаций составило 5158, из которых по меньшей мере 4600 поступили в войска к моменту капитуляции.

Конструкция Renault UE состояла из следующих компонентов. Чрезвычайно короткий корпус транспортера собирался из бронированных листов толщиной от 6 до 9 мм при помощи обычной клепки. Небольшие размеры машины определили и скромный грузовой отсек, где могло разместиться не более 350 кг полезной нагрузки, вместо положенных 500. Зато в прицепе UK (габаритные размеры 145х110х35, масса 775 кг) можно было перевозить груз весом до 600 кг, хотя техническое задание предусматривало только 450. Идя по пути максимального уменьшения размеров французские конструкторы пришли к тому, что экипаж машины должен был размещаться в ней чуть ли не лёжа. Поэтому, чтобы головы танкистов не упирались в потолок, над их рабочими местами поставили два сферических купола с тремя узкими прорезями для обзора вперед и по бортам. Передняя часть куполов была немного больше по диаметру и могла откидываться назад. Так как командир и водитель транспортера не имели возможности общаться друг с другом напрямую французскими инженерами была разработана уникальная система световой сигнализации. В ней было всего 8 команд:

1. Вперед – непрерывный сигнал белого цвета

2. Налево – непрерывный сигнал синего цвета

3. направо – непрерывный сигнал зеленого цвета

4. Назад – мерцающий сигнал белого цвета

5. Замедлить ход – мерцающий сигнал красного цвета

6. Остановиться – непрерывный сигнал красного цвета

7. Расцепить трейлер – переменный сигнал красного и белого цветов

8. Наклонить\открыть грузовой отсек – переменный сигнал зеленого и белого цветов

Ходовая часть транспортера, применительно на один борт, состояла из 6 опорных катков на борт, сблокированных по два в три тележки, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. На опытных образцах тележки и направляющее колесо прикрывались бронещитками, но в целях экономии веса на серийных машинах их не использовали. В дальнейшем направляющее колесо получило шесть круглых отверстий, а более поздние машины – шесть металлических спиц. Гусеница шириной 184 мм состояла из 131 металлического трака. При всей своей простоте ходовая часть и подвеска с листовыми рессорами оказались перетяжеленными. Это наложило ограничения не скорость передвижения транспортера. Так, при движении по шоссе запрещалось разгоняться больше 30 км\ч в незагруженном варианте и 25 км\ч с тележкой. По пересеченной местности скорость ограничили 10 км\ч.

На Renault UE ровно по центральной оси, между местами танкистов, устанавливался карбюраторный 4-цилиндровый мотор Renault 85 мощностью 38 л.с. при 2800 об/мин., рабочий объём — 2120 см.куб.

Трансмиссия состояла из дифференциала и механической 8-скоростной коробки переключения передач (6 скоростей вперед и 2 назад). Выхлопная труба была выведена на правый борт, где в специальном бронированном кожухе был закреплен глушитель (позднее, из-за сильно перегрева этого узла, в кожухе прорезали несколько щелей для охлаждения). За отделением управления находилось два топливных бака общей ёмкостью 56 литров, обеспечивавших запас хода по шоссе не более 100 км.

В первоначально варианте Renault UE не нёс вооружения, правда, на более поздних машинах была предусмотрена установка одного зенитного 7,5-мм пулемета. Вести из него стрельбу по воздушным целям было крайне затруднительно из-за чрезмерно тесной компоновки боевого отделения и неудачного расположения экипажа. Вообще руководство французской армией (Direction de l’Infanterie — DI) было откровенно против установки вооружения на транспортеры, так как этот шаг, по их мнению, позволил бы использовать Renault UE в качестве легкого танка и мог привести к неоправданным потерям.

Тем не менее, попытки превратить “рено” в полноценную танкетку всё же имели место. В 1932 г., по заказу технического отдела французской кавалерии (Section Technique de la Cavalerie), один из шести опытных образцов с №77982 был переоборудован путем установки небольшой прямоугольной рубки и установки в ней пулемета. Машина, получившая обозначение Automitrailleuse legere de contact tout terrain (легкая бронемашина для поддержки наземных сил), проходила испытаний зимой и заслужила достаточно низкую оценку из-за недостаточной скорости и проходимости. Вместо неё кавалерия приобрела легкие танки AMR 33.

Повторно к этой идее вернулись в марте 1936 г., когда правительство Китая обратилось к фирме Renault с просьбой продать десять транспортеров в варианте танкетки, вооруженной пулеметом, и двенадцать легких танков AMR 35. Вся партия благополучно достигла вьетнамского порта Хайфон в 1938 г., но до заказчика танки так и не дошли – Франция тогда была не в силах сопротивляться японскому давлению, и в 1940 г. “рено” были реквизированы для нужд колониальных сил.

В мае 1940 г., уже в ходе битвы за Францию, DI распорядилось переделать 200 транспортеров в танкетный вариант по “китайскому” типу, с небольшой бронированной рубкой и одним 7,5-мм пулеметом Reibel. Также, 31 мая, одна машина в опытном порядке была переоборудована в танк-истребитель, получив вместо пулемета полуавтоматическую 25-мм пушку. По всей видимости, испытания этого образца прошли успешно, что позволило 10 июня выдать заказ на 150 экземпляров. О точном количестве построенных танкеток обеих типов данных не сохранилось.

Кроме Китая, к Renault UE проявила заинтересованность только Румыния. Находясь ещё в качестве союзника румынская армия в 1937 г. пожелали иметь на вооружении транспортер, аналогичный французскому. Для этого была приобретена лицензия, а также отдельные узлы и агрегаты, поставку которых осуществлял концерн АМХ. Производство румынского варианта наладили на заводе фирмы Malaxa в Бухаресте в начале 1939 г. под названием Senileta Malaxa Tip UE (легкая бронемашина Малакса тип UE). По плану предстояло построить 300 машин, но в связи с поражением Франции поставки комплектующих прекратились и в марте 1941 г., после сборки 126 транспортеров, их выпуск завершился. В основном эти машины передавались механизированным кавалерийским полкам, где UE вводили в состав противотанковых подразделений и в основном использовались как тягачи для французских пушек 47мм Schneider Modele 1936 и транспортеры снаряжения. К 1943 г. уцелело не более 50 транспортеров, 33 из которых продолжали использоваться для обучения танковых экипажей и ещё 17 были доработаны фирмой Malaxa для буксировки немецкой противотанковой пушки 5,0сm Рak L/60.

Кроме этого, в 1932 г. один транспортер, названный Renault UE Neige (Renault UE N), получил более широкие резиновые гусеницы и новый 6-цилиндровый двигатель, предназначаясь для эксплуатации на заснеженной местности. Несколько позже на Renault UE установили приборы дымопуска с баком ёмкостью 1000 литров, размещенными в прицепе UK.

В июле 1938 г. на испытания поступил удлиненный вариант машины. В его ходовой части добавилась четвертая тележка с опорными катками, количество траков увеличилось до 156 при прежней ширине, а длина грузового отсека составила 72 см при ширине 132 см. Полная длина транспортера увеличилась до 3350 мм, масса – до 3670 кг. Испытания модернизированного UE, прошедшие в период с 13 июля 1938 по 8 февраля 1939, желаемых результатов не принесли. Сохранив недостаточную надежность ходовой части транспортер смог развить скорость всего 32,7 км\ч, хотя ширина преодолеваемого рва увеличилась до 1,6 метра.

Тогда было опробовано предложение оснастить транспортер гусеницами обоих вариантов. Начиная с 22 ноября 1938 г. на ходовые испытания предъявляется именно такой образец, новый тип гусеницы которого имелся только с правой стороны. После прохождения примерно 1500 ходовая часть вышла из строя и тесты продолжили на второй опытной машине. С 9 января по 21 марта 1939 г. опытный образец прошел уже 3700 км, однако к серийному производству он принят не был. Причиной тому послужила слишком высокая стоимость гусеничных траков, изготовлявшихся из хромированной стали.

Не оставляя надежд довести ходовую часть Renault UE до требуемого уровня надежности концерн АМХ представил 27 сентября 1939 г. ещё два варианта транспортера, оснащенные подвеской, конструктивно схожей с подвеской танка Renault R-35 с измененной компоновкой боевого отделения. На первом из них имелось 5 опорных катков, на втором – 7. Сравнительные испытания были проведены с 7 до 23 февраля 1940 г. и не выявили явных преимуществ перед серийным образцом. Опытные машины, при несколько улучшенной надежности шасси и комфортности для работы экипажа, потеряли в скорости до 15%, что было следствием неправильного распределения массы. В итоге от модернизированных Renault UE отказались.

Служба транспортеров “рено” началась уже в сентябре 1932 г., когда 10-го числа этого месяца один из пехотных полков получил первую Renault UE. Впоследствии, пехотный полк должен был иметь 9 таких машин: 6 в Compagnie Hors Rang (взвод аремйской поддержки) и 3 в Compagnie Regimentaire d’Engins (взвод технического обеспечения). В межвоенный период основная работа “рено” сводилась к доставке снаряжения и боеприпасов. Очень часто транспортеры использовали для перевозки мин для 81-мм миномета Brandt. В крайнем случае, один транспортер мог доставить сам миномет, если расстояние не превышало 1 км. Расчет в это время вынужден был двигаться пешком и только его командир имел право занять место рядом с водителем. В случае, если расстояние превышало ограничение, использовалось два транспортера. Также “рено” мог перевозить до 150 снарядов для 25-мм противотанковой пушки Hotchkiss или 2688 патронов для винтовок и пулеметов. Транспортер, как считалось, мог действовать на переднем крае обороны, так как его броня защищала экипаж от попаданий винтовочных пули с дистанции не более 300 метров.

В скором времени за Renault UE закрепили функцию тягачей для 25-мм противотанковых пушек. Каждый пехотный полк оставался при своих девяти машинах, но передавал их в распоряжение CDAС (Compagnies Divisionnaires Antichar – противотанковый дивизион). Таким образом, дивизия располагала 27 тягачами и ещё 3 машины использовались для переброски снаряжения.

В механизированных дивизиях количество Renault UE было больше. Каждый CDAC имел по 12 тягачей и ещё 6 оставались в отделении обеспечения – итого 18 машин в полку и 66 в дивизии. На 10 мая 1940 года далеко не все Renault UE находились в эксплуатации. Фактически, армия продолжала использовать лишь около 2700 транспортеров этого типа, поскольку некоторая их часть была сильно изношена. К этому времени на складах имелось 1278 “рено”.

Любопытно сложилась судьба Renault UE 2, преданных в 1939-1940 гг. вновь сформированным польским 1-й и 2-й гренадерским пехотным дивизиям, а также Независимой Горной Бригаде. Вначале планировалось, что бригада отправиться в Финляндию для оказания помощи в борьбе против советской агрессии. Однако Зимняя война быстро закончилась и в конце концов остатки этих подразделений эвакуировали в Великобританию, где “рено” вначале включили в состав Пертского разведывательного батальона (Perth Reconnaissance Battalion), а позднее передали польской танковой бригаде.

После разгрома Франции и формирования правительства Виши немецкая администрация, учитывая “мирное” назначение Renault UE, разрешила французам оставить у себя несколько сотен машин. Конечно, большинство из них были на грани полной выработки ресурса, но их эксплуатация продолжалась на протяжении всей войны, а в 1947 г. несколько “рено” остались в Сирии и поступили на вооружении местной армии.

В 1941 г. немцы, в качестве материальной помощи, передали Италии 64 транспортера Renault UЕ и UE2. Об их использовании известно довольно мало. В течении двух лет “рено” продолжали выполнять функции транспортеров, а несколько машин, отправленных на Сицилию, позднее стали трофеями союзников.

Что же касается самих немцев, то по самым приблизительным оценкам их трофеями стали не менее 2700 транспортеров всех модификаций. Вводить в строй такое количество старой бронетехники в прежнем качестве армейское руководство посчитало бессмысленным. “Рено” обладали слишком низкой скоростью, недостаточной проходимостью и грузоподъёмностью. Поэтому, для них подыскали другие роли.

Одной из первых вариантов рассматривалась установка легкого противотанкового орудия. Первые опыты в этом направлении предприняли сами французы в 1940-м году, установив 25-мм пушку Hotchliss на крышу отделения управления. Несмотря на низкую защищенность и недостаточные секторы обстрела данная модификация вполне имела право на существование и даже после капитуляции Франции несколько таких импровизированных самоходных орудий использовалось немцами для обучения личного состава. Более того, отдельные экземпляры летом 1944 года были вновь захвачены союзниками, но об их дальнейшей судьбе ничего не сообщается.

Наиболее известная модификация – 3,7cm Pak-36 auf Infanteriaschlepper UE (f) – транспортер немецкой 37-мм противотанковой пушки, которую сами немцы называли “колотушка” из-за её способности бороться только со легкими танками. Впрочем, при грамотном использовании, из Pak 36 можно было подбить танк типа Т-34 или даже КВ, но такие случаи бывали не часто. Для того, чтобы повысить мобильность артиллерии и был придуман транспортер вооружения. “Рено” как раз тянул орудие такого калибра, которое просто ставили на крышу транспортера зачастую даже не снимая колес. По последним данным таких импровизированных САУ выпустили около 700.

С 1941 г. партией в 40 штук были изготовлены машины наблюдения и артиллерийской разведки (Kleiner Funk- und Beobachtungspanzer auf Infanterie-Schlepper UE(f)). Разработкой этой модификации занималась строительная команда Беккера, расквартированная в Париже и специализировавшаяся именно на трофейной бронетехнике. Надо сказать, что “кляйнер” был не самым удачным её творением. В передней части транспортера расположили радиостанцию. В задней, на месте кузова, в виде высокой прямоугольной рубки, оборудовали боевое отделении для наблюдателя и радиста, работать в котором было затруднительно из-за сильной тесноты.

Пожалуй, самой простой модификацией была Fernmeldekabel-Kraftwagen UE (также разработанная командой Беккера) — машина для прокладки кабеля, отличавшаяся от обычного транспортера только наличием в кузове установили устройство для прокладки кабеля связи. Большинство из них использовалось силами 21-й танковой дивизии в северной части Франции во время высадки союзников в 1944 г.

Кроме этого, в небольших количествах имелись транспортеры расчетов Mannschaftstransportwagen UE (f) и Gepanzerte-MG-Trager UE (f) – вариант “рено”, оснащенный одним 7,92-мм пулеметом в бронированной надстройке с правой стороны.

Самым необычным вариантом, без сомнения, можно признать машину охраны аэродромов Sicherungsfahrzeug UE(f), построенную по заказу Luftwaffe. Внешне она напоминала “мг-трегер”, но вместо кузова была выполнена ещё одна, более высокая надстройка, в которой устанавливался 13-мм пулемет. Такая компоновка создала иллюзию многоэтажности бронемашины.

С 1942 г. французские транспортеры нашли себе неожиданное применение на Восточном фронте. Модификация Schneefraser auf Рено UE (f) представляла собой машину для измельчения льда и уборки снега, а Panzerkampfwagen-Attrappe auf UE(f) был ни чем иным, как муляжом советского танка Т-34, поставленного на шасси “рено”.

В 1943 г. 40 оставшихся Renault UE немцы переделали в самоходные пусковые установки 28/32cm Wurfrahmen (Sf) auf Infanteriaschlepper UE (f). Имелось два варианта такой машины: на одном 4 мины в рамах устанавливались на крыше рубки, а на втором — подвешивались по бортам (две мины с каждого борта). Их активно применяли во время высадки союзников в Нормандии, где большинство “рено” закончили свой длинный боевой путь.

Существовал ещё один малоизвестный вариант французского бронетранспортера. Эксперименты с установкой противотанковых орудий проводили не только немцы — из-за нехватки современной техники один из офицеров Свободной Франции коммандант Галлиот (commandant Galliot) предложил собственный вариант использования Renault UE2 для борьбы с танками противника. Выбор был сделан, ни много ни мало, в пользу нового тогда 17-фунтового орудия, которое устанавливалось в кормовой части бронетранспортера и защищалось П-образным бронещитом (проекции). В 1943 году было построено, по меньшей мере, две противотанковые самоходки, отличавшиеся бронировкой орудия, причем одно из них получило поворотную рубку, теоретически допускавшую круговое вращение. Впрочем, дальше опытных образцов работы не продвинулись по вполне понятным причинам — Renault UE2 был явно не приспособлен для столь тяжелого вооружения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО ТЯГАЧА-ТРАНСПОРТЕРА
Renault UE обр.1933 г.

БОЕВАЯ МАССА 2640 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2800
Ширина, мм 1640
Высота, мм 1250
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,5-мм пулемет МАС (только на отдельных Renault UE 2)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9 мм
борт корпуса — 9 мм
корма корпуса — 9 мм
крыша — 4 мм
днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Renault 85, карбюраторный, 4-цилиндровый,мощностью 38 л.с. при 2800 об/мин., рабочий объём 2120 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 8-скоростной (Renault UE) или 5-скоростной КПП (Renault UE 2)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков сброкированных по два в три тележки, два поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 36 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Fouga Chennilette d`Infanterie Бронированный тягач-транспортер

Официальное обозначение: Fouga Chennilette d`Infanterie Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1935 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В рамках программы создания бронированного тягача-транспортера, техническое задание на который было выдано в декабре 1935 года, фирмами Berliet, Fouga, Citroen, Hotchkiss и Renault было представлено по одному прототипу, каждый из которых потенциально мог быть принят на вооружение французской армии.

Планировалось, что новая машина заменит надежные, но морально устаревшие Renault UE. В качестве исходного образца, как это ни странно, представлялась британская танкетка Vickers-Carden-Loyd Mk.VI экспортной версии, один образец которой был закуплен для испытаний в 1930 году.

В то время как фирма Renault не стала «изобретать велосипед» и просто переработала конструкцию «британца» по собственные нужды, остальные фирмы пошли своим путем, хотя общность форм и концепция были у всех идентичные.

Так, фирма Fouga предложила свой вариант гусеничной машины, корпус которой напоминал широко известный Renault UE, но ходовая часть была совершенно новой. Применительно на один борт использовалось две тележки с двумя опорными катками каждая и подвеской на листовых рессорах.

На каждой тележке крепился кронштейн для верхнего поддерживающего ролика. Ведущие колеса находились спереди, направляющие колеса – сзади. Мелкозвенчатая гусеничная лента набиралась из стальных одногогребневых траков.

Предположительно, компоновка корпуса была аналогична Renault UE тягача — спереди находилась трансмиссия, а двигатель устанавливался позади мест экипажа. Остальную часть занимал транспортный отсек, который был совмещен с отделением управления.

Экипаж машины состоял из двух человек. На вертикальном кормовом листе корпуса крепился гак для буксировки гусеничного прицепа.

Несмотря на ряд положительных качеств (например, больший внутренний защищенный объём корпуса) Fouga Chennilette d`Infanterie не вышел из стадии прототипа и после завершения испытаний был разобран.

БОЕВАЯ МАССА ~3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~2800
Ширина, мм ~1600
Высота, мм ~1500
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сброкированных по два в две тележки с подвеской на листовых рессорах, два поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных одногребневых траков
СКОРОСТЬ ~35 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Hotchkiss Chennilette d`Infanterie Бронированный тягач-транспортер

Официальное обозначение: Hotchkiss Chennilette d`Infanterie Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1935 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Среди конкурентов на конкурсе 1935 года, в рамках которого предстояло разработать бронированный тягач-транспортер для замены Renault UE, особое место занимала разработки фирм Hotchkiss и Lorrain. В то время конкуренты пошли по пути дальнейшего совершенствования конструкции «карден-лойда», инженеры этих фирм решили оставить только общую компоновку. Работы над этой машины были начаты в 1935 году.

Корпус бронированного тягача-транспортера Hotchkiss Chennilette d`Infanterie действительно по компоновке и внешнему виду был почти идентичен с машинами-конкурентами. По всей видимости, компоновка «гочкиса» не отличалась от «рено» — в передней части корпуса размещалась трансмиссия механического типа, в то время как бензиновый двигатель находился ближе к корме. Далее, за коробчатой надстройкой, находилось отделение управление, которое было совмещено с транспортным отсеком. Для облегчения разгрузки были сделаны две кузовные секции, имевшие возможность откидываться по борту примерно на 45&deg.; На нижнем заднем бронелисте корпуса монтировался крюк для транспортировки унифицированного прицепа типа Renault UK. Экипаж состоял из двух человек: водитель (он же выполнял обязанности командира) и помощник водителя. Места членов экипажа сверху защищались бронеколпаками со смотровыми щелями, которые откидывались назад. Вооружение на тягаче не предусматривалось, поскольку считалось, что в боевых условиях появится соблазн использовать его в качестве легкого танка.

Ходовая часть Hotchkiss Chennilette d`Infanterie, применительно на один борт, включала следующие элементы:

— переднее ведущее колесо

— заднее направляющее колесо с подрессориванием, опущенное на грунт

— четыре сдвоенных опорных катка блокированных попарно в тележки (каждая тележка оснащалась подвеской с горизонтальными пружинными рессорами)

— два поддерживающих ролика

— мелкозвенчатая одногребневая гусеница из стальных траков.

В целом, получилось нечто среднее, между Renault UE и японским тягачом «Со-да», который был создан на базе легкого танка «Те-ке», имевшем схожее шасси. По результатам испытаний, завершившимся в конце 1936 года, победителем конкурса был выбран Lorraine 37L. Однако, в связи с тем, что при развертывании его производство возник ряд трудностей, в качестве «временной меры» для дальнейшего производства был выбран Renault UE2. Для Hotchkiss Chennilette d`Infanterie места не нашлось, поскольку он не обладал ни выдающими характеристиками, ни преемственностью конструкции. По всей видимости прототип был разобран после капитуляции Франции.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО ТЯГАЧА-ТРАНСПОРТЕРА Hotchkiss Chennilette d`Infanterie обр.1936 г.

БОЕВАЯ МАССА ~3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~2800
Ширина, мм ~1600
Высота, мм ~1500
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сброкированных по два в тележки с подвеской на горизонтальных пружинных рессорах, два поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо опущенное на грунт, мелкозвенчатая гусеница из стальных одногребневых траков
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Renault 36R Трактор-транспортер

Официальное обозначение: Renault 36R Tracteur de Ravitaillement pour Chars
Фирменное обозначение: Renault ACD1
Современное обозначение: Renault 36R TRC, Renault 36R
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: серийно производился в течении 1936-1940 гг.

В 1934 году армейское командование пожелало получить более мощный тягач-транспортер, нежели уже приняты на вооружение Renault UE (она же Chenillette de ravitaillement d’Infanterie Modele 1931). Среди преимуществ «шениллетте» были не только скромные габариты и простота в эксплуатации, но и полная защищенность бронёй рабочих мест экипажа и силовой установки.

Таким образом, требовалось создать машину по крайней мере с аналогичными параметрами. Официально конкурс был объявлен в 1935 году, но ещё до появления финальной спецификации Луи Рено распорядился начать работы над небронированным тягачом-транспортером, в котором широко использовались узлы и агрегаты Renault UE.

Основой для новой машины, как и следовало ожидать, стало шасси «шениллетте». Применительно на один борт оно состояло из трех тележек с двумя опорными катками каждая и подвеской на листовых рессорах, двух поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения, заднего направляющего колеса и мелкозвенчатой гусеничной ленты набранной из стальных одногребневых траков.

Изменилась компоновка тягача – теперь спереди устанавливался карбюраторный 4-цилиндровый Renault 85 объемом 2120 см.куб. и мощностью в 38 л.с. при 2500 об/мин, оснащенный лобовым радиатором, а также трансмиссия механического типа. Для экипажа из двух человек в носовой части корпуса установили кабину, конструкцию которой позаимствовали от 1,5-тонного грузовика Renault ADK (двигатель при этом располагался по продольной оси между местами экипажа и закрывался кожухом). На крыше кабины предусматривалась установка прожектора дальнего света, а также крепления для выхлопной трубы в защитном кожухе.

Первый опытный образец тягача-транспортера, имевшего фирменное обозначение Renault ACD1, был построен в 1935 году. В общей сложности, при увеличении длины всего на 350 мм (сравнительно с Renault UE), удалось получить более вместительный транспортный отсек с откидными металлическими бортами. Обычно перевозились ящики с танковыми снарядами 75-мм, 47-мм и 37-мм калибров и патронами 7,5-мм, либо другая нагрузка общим весом в 822 килограмма.

Кроме того, для ACD1 был разработан гусеничный двухосный прицеп UKR, который представлял собой развитие прицепа UK и был насчитан на 450-литровый бак танкового топлива, 18 канистр с маслом, а также 8 ящиков со смазочным материалом и инструментами общим весом 600 килограмм. Следует учитывать, что масса ACD1 без прицепа составила 2700 кг, а общая грузоподъемность доходила до 1420 кг. Максимальная скорость равнялась 35 км\ч без прицепа и 28 км\ч с прицепом.

После успешных испытаний французская армия решилась принять Renault ACD1 на вооружение, причем в несколько специфическом качестве – серийные машины предназначались для танковых соединений, которые были лишены «собственных» тягачей-транспортеров. Официальное обозначение звучало как Renault 36R Tracteur de Ravitaillement pour Chars (то есть, «трактор сопровождения танков»), но в современных источниках оно сокращается до более привычного Renault 36R TRC.

Несмотря на острую необходимость в «тракторах сопровождения танков» заказ, выданный в 1936 году, составил всего 260 экземпляров. Но более неприятным было то, что развёртывание серийного производства происходило крайне низкими темпами, так как основные производственные мощности в Бийянкуре были загружены другими военными заказами.

Первая серийная машина была показана комиссии в Венсенне только 24-го января 1938 года. Даже тогда, когда близость войны стала очевидной, никакого «импульса ускорения» не последовало, и к августу 1939-го года собрали только 12 машин. Планы пришлось подвергнуть коррекции и выполнение всего заказа передвинули на январь 1940-го года, но даже к перемирию он выполнен не был, хотя французская армия успела получить 242 «трактора сопровождения танков», весьма неплохо зарекомендовавших себя в эксплуатации. Часть машин даже успели отправить в Северную Африку, хотя основная масса стала немецкими трофеями и впоследствии активно использовалась на Западном фронте.

Не слишком счастливая судьба Renault 36R TRC была обусловлена несколькими факторами. Прежде всего, сама армия была не сильно заинтересована в такой машине, потому как хотелось иметь на вооружении именно бронированный тягач-транспортер.

В этом плане близким к идеалу казался Lorraine 37L, но его производство также происходило очень неспешно, а «заполнить вакуум» как раз могли «трактора» от Луи Рено. В итоге, время было безвозвратно потеряно, что впоследствии негативно сказалось на снабжении войск в летней кампании 1940 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРА-ТРАНСПОРТЕРА Renault 36R TRC обр.1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 2700 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3150
Ширина, мм ~1640
Высота, мм ~1600
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Renault 85, карбюраторный, 4-цилиндровый,мощностью 38 л.с. при 2800 об/мин., рабочий объём 2120 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 8-скоростной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков сброкированных по два в три тележки, два поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ (макс.) 35 км\ч без прицепа
28 км\ч с прицепом
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 130 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Lorraine 37L \ 38L Бронетранспортер — тягач

Официальное обозначение: Lorraine 37L \ 38L Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1935 г. Дата постройки первого прототипа: 1937 г. Стадия завершения работ: построено 618 экземпляров четырех основных модификаций.

История одного из лучших образцов вспомогательной техники периода Второй Мировой войны началась в 1935 г. Тогда французская армия предъявила технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру, который должен был заменить самый массовый, но далеко не самый удачную Chenillette Modele 31 (у нас эту машину принято именовать танкеткой Renault UE). В первую очередь эта машина создавалась для пехотных подразделений. В ТТЗ включили ограничение по массе до 2600 кг и возможность транспортировки не менее 500 кг нагрузки в грузовом отсеке транспортера и до 1000 кг на прицепе. Под эти требования в 1936-1937 гг. сразу пять фирм разработали собственные проекты транспортеров.

Первой с заданием справилась фирма Lorraine de Dietrich, ранее специализировавшаяся на производстве локомотивов, представившая 23 апреля 1937 г. первый прототип своей машины Lorraine 37L. Несмотря на некоторую угловатость конструкция транспортера оказалась успешной. Клёпаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм. В передней части располагалось отделение управления, а грузовой отсек, больше напоминавший коробкообразную рубку без крыши, расположили в корме. При использовании специально разработанного прицепа грузоподъёмность возрастала до 1900 кг.

На транспортере устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Dela Науе 103 ТТ, мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим объемом 2120 куб. см, который разместили почти ровно посредине корпуса. Трансмиссия была механической и состояла из блокируемого дифференциала Cletrac и пятискоростной коробки передач. Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения. Вооружение на 37L не устанавливалось, но впоследствии немцы “исправили” этот недостаток.

Первый этап испытаний начался 28 апреля и продолжался до 10 июня 1937 г., после чего прототип вернули на завод для устранения выявленных недостатков. Хотя масса 37L намного превышала заданную почти в два раза, армейская комиссия в Венсенне (Commission de Vincennes) смирилась с тем, что невозможно создать транспортер требуемой грузоподъёмности без увеличения его собственного веса. Второй этап, прошедший с 8 по 23 августа, фактически оказался приёмочным, а 25 августа опытный образец 37L передали Пехотной Комиссии (Commission de l’Infanterie) в Мормелоне для оценки его тактических качеств.

Хотя потребность в машинах такого типа была очень велика, первый заказ на 100 серийных Lorraine 37L (официальное обозначение — Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L) был выдан 1939 г. А до этого времени недостающее количество транспортеров компенсировали выпуском улучшенного Renault UE 2. Общее количество выпущенных до июля 1940 г. машин типа 37L составило 378 экземпляров.

С конца 1939 г. транспортеры Lorraine 37L, начали поступать на вооружение французских танковых частей. Ими предполагалось заменить Renault UE, но фактически “лорейны” только дополнили их. Так, на отдельный танковый батальон полагалось 12 бронетранспортеров 37L, на батальон танков В1 — 18, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 и Н-35 по 3. хотя полностью завершить комплектацию танковых подразделений так и не удалось “лоррейны” активно использовались тремя бронетанковыми дивизиями (1e, 2e и 3e DCR), большинством легких механизированных дивизий (DLM) и отдельными танковыми батальонами в период битвы за Францию.

На базе этого транспортера в том же году начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты Lorraine 38L. Его корпус был значительно переделан, увеличившись по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Также был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Таких машин собрали 100 единиц.

Следующая модификация — Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), мог перевозить до 1000 кг груза или 6 солдат в грузовом отсеке, в прицепе можно было разместить ещё 4 человека. Масса транспортера увеличилась до 5460 кг. В основном эта модификация использовалась для перевозки расчета и буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. Всего было построено 130 единиц этой модификации, которая с марта 1940 г. начали поступать на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий соответственно (по 48 машин), а в мае того же года еще 20 “лоррейн” получил 16-й батальон (ВСР) из 3-й DCR.

Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину командиров танковых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Общий объём выпуска Lorraine 38L РС оказался невелик, составив 10 единиц и поступив на вооружение только 5-го и 17-го танковых батальонов. Впоследствии часть захваченных машин были переоборудованы немцами в тягачи для 7,5 см Pak97/98 (f) и использовалась в Африке в составе 15-й танковой дивизии.

Помимо основных вариантов в зарубежных источниках встречается информация о наличии по меньшей мере ещё двух боевых машин, построенных на шасси 37L или 38L. Одной из них является самоходная установка, оснащенная 47-мм противотанковым орудием SA37 в надстройке и зенитным пулеметом. Указывается, что эта самозодка была построена в начале 1940 года и даже успела принять участие в боях. Кроме того, в последнее время появилась фотография легкого танка с корпусом от Renault R-35, башней типа АРХ и ходовой частью от Lorraine 37L.

Поражение Франции обернулось для её армии тяжелыми материальными потерями, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть транспортеров “лоррейн” досталась немцам в качестве трофеев и довольно длительное время они использовали их по прямому назначению. Однако, после начала кампании против СССР, обнаружилась острая нехватка мобильных противотанковых средств. Так в истории Lorraine 37L началась абсолютно новая страница.

К началу 1942 г. на службе у вермахта всё ещё числилось не менее 300 “лоррейнов”, которые немцы твёрдо вознамерились переделать во что-нибудь более ценное в военном отношении, чем просто транспортеры. В итоге, после непродолжительных обсуждений, команде инженеров под руководством А.Беккера было выдано распоряжение создать на основе шасси Lorraine 37L целую серию самоходных установок. Первоначальный заказ включал: 60 противотанковых САУ оснащенных 75-мм пушкой, 60 САУ со 105-мм гаубицей leFH18 и 40 САУ с гаубицей leFH13.

Впрочем, первым появился противотанковый вариант, оснащенный трофейной французской 47-мм пушкой PaK 181 (f), установленной на крыше, вместо кузова, на открытом лафете. Разработка этой САУ, носившей название 4.7cm Pak 181 oder 183 (f) auf Panzerjager Lorraine-S (f), носило больше опытный характер с целью выяснения боевых возможностей шасси.

Гораздо более удачным оказался вариант, имевший полное обозначение 7.5 cm PAK-40/1 auf Lorrainе Geshutzwagen (GW) Lorraine Schlepper (f) (Sd.Kfz.135), но более привычным было его полуофициальное название “Marder I”. Чтобы превратить бронированный тягач в самоходное орудие грузовая платформа удалялась, а на её месте устанавливалась массивная, открытая сверху, надстройка. Бронелисты, толщиной от 5 до 12 мм, располагались с небольшими углами наклона, однако это спасало экипаж только от легкого стрелкового оружия. В задней части корпуса устанавливалось 75-мм орудие 7,7cm PaK40/I L/46, оснащенной оптическим прицелом ZF 3×8. Угол наводки по горизонтали составлял 64°, по вертикали от -5° до +22°. Для защиты от пехоты в укладке имелся 7,92-мм пулемет MG34. Полный возимый боекомплект включал 40 выстрелов и 600 патронов. Также была установлена немецкая радиостанция FuG5. Экипаж САУ составил 5 человек. Все эти доработки привели к увеличению массы до 8000 кг, но основные характеристики остались на уровне оригинальной машины.

Всего таким образом было переделано 179 французских тягачей (по другим данным – 170 или 184). В основном самоходки типа “Marder I” использовались подразделениями ПТО на Западном Фронте – в частности во Франции, во время высадки союзников летом 1944 г., имелась 131 САУ, но встречаются также упоминания о применении “мардеров” в Сталинградской битве, на Курской Дуге и в Белоруссии. Однако, по сохранившимся немецким документам можно достаточно точно отследить боевой путь этих САУ. Первые 9 самоходок получил 31-й танковый батальон 31-й пехотной дивизии (Pz.Jg.Abt.31, 31.Inf.Div), провоевав на них с августа 1942 по декабрь 1943 г. Затем “мардеры” поступили на вооружение 2.Kp./Pz. Jg.Abt.35 и 3.Kp./Pz. Jg.Abt.72 (сентябрь 1942-декабрь 1943 гг.), 4.Kp./Pz. Jg.Abt.38 (октябрь 1942-июнь 1943 гг.), 5./Pz. Schnelle-Abt.256 (ноябрь 1942-апрель 1944 гг.) и 1./Pz. Jg.Schn. Abt.206 (январь-декабрь 1943 гг.). Два последних подразделения входили в состав 206-й пехотной дивизии, воевавшей на витебском направлении и сдавшейся в июне 1944 г. Во всех перечисленных батальонах количество 75-мм самозодок на трофейном шасси не превышало 9 единиц.

Второй по массовости стала модификация со 150-мм гаубицей leFH13, получившей обозначение 15cm sFH 135/1 auf Lorraine Schlepper(f) (Sd.Kfz.135/1). Во многом эта, включая схему бронирования, САУ повторяла противотанковый вариант, за исключением другого орудия, прицела Rblf 36 и радиостанции FuG Spr f. Выпуск корпусов организовали на предприятии фирмы Alkett, а окончательную сборку осуществляли в Париже. Тем временем выяснилось, что под установку столь тяжелого орудия пригодны 78 “лоррейнов”. В июле 1942 г. Кейтель потребовал, чтобы 30 из них переоборудовались в г.Крефельд, а остальные поровну переделать в противотанковые и гаубичные. Всего было построено 94 (по другим данным — 102) экземпляра.

Первоначально планировалось отправить эти САУ в Северную Африку, где экспедиционные силы Роммеля вели тяжелые бои с союзниками. Туда, в конце 1942 г. и было отправлено несколько самоходок, которые направили в состав 21-й танковой дивизии, однако с 1944 г. они воевали исключительно на Западном фронте. На сегодняшний день сохранилось как минимум две САУ этой модификации, выставленных в танковом музее в Абердине (США) в в Эль-Аламейне.

Параллельно с постройкой 150-мм САУ, полным ходом шли работы по её более легкому варианту, оснащенному 105-мм гаубицей 10.5cm leFH18/4 (10.5cm sFH18 (Sf) auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper (f)). От предыдущего варианта она отличалась только типом орудия. В течении 1942 г. было построено 12 таких САУ, хотя некоторые западные источники доводят их число до 24.

В единственном числе осталась опытная модификация 12.2cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine (f). На ней немцы попытались установить трофейную советскую 122-мм гаубицу М-30 (FH 18/40 L/28). К сожалению, об её испытаниях и боевом применении ничего не известно, хотя встречаются упоминания, что эта машина использовалась в качестве САУ поддержки во время боёв во Франции летом 1944 г. и была захвачена в сентябре того же года на немецком бронепоезде, брошенном в Бургундии.

Кроме того, построили 30 машин артиллерийских наблюдателей Groser Funk- & Beobachtungspanzer Lorraine (f), у которых в кормовой части размещались места командира и радиста, а также несколько траснпортера амуниции и снаряжения Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА Lorraine L37 образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 5200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4200
Ширина, мм 1570
Высота, мм 1210
Клиренс, мм 310
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт корпуса — 4 мм корма — 6 мм крыша — 4 мм днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Dela Haye 103 TT, карбюраторный, мощностью 70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) шесть опорных катков сблокированных попарно в тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов на пластиначатых рессорах, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 37 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 135 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. 40-50°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м 1,30
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?