Инженерная техника Франции

Boirault — Машина преодоления заграждений

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Boirault machine Начало проектирования: декабрь 1914 г. Дата постройки первого прототипа: февраль 1915 г. Стадия завершения работ: построено два прототипа, проект отклонен в виду невозможности практического использования.

Через три месяца после начала Первой Мировой войны стало очевидным что боевые действия на Западном фронте будут носить исключительно позиционный характер. К ноябрю 1914 г. обе воюющие стороны опоясались многокилометровыми рядами траншей и проволочных заграждений, преодолеть которые не могли даже бронеавтомобили. Получилась безвыходная ситуация, когда англичане, французы и немцы удачно оборонялись, но как только дело доходило до наступательных операция количество жертв исчислялось десятками тысяч. Поскольку людские резервы были далеко не безграничны, а затяжная война не слишком устраивала командование, по обе стороны фронта начались работы по проектированию зданий, технических средств, способных быстро решить эти проблемы. Одним из таких проектов стала машина для преодоления проволочных заграждений, предложенная инженером Буаро (Boirault).

Это была одна из самых оригинальных и в то же время нелепых конструкций. По сути, она представлял собой одну огромную металлическую гусеницу, состоявшую из шести частей прямоугольной формы, длина каждой из которых составляла 4 метра при общей длине конструкции 8 метров. В её центре располагалась подвижная секция с кабиной для водителя и механика и бензиновый двигатель мощностью 80 л.с. Масса машины в итоге достигла 30 тонн.

Схема передвижения машины Буаро была незамысловатой — внутренняя часть передвигалась внутри ферменных секции по рельсовым направляющим в буквальном смысле проталкивая их вперед. Созданная 19-го января 1915 года комиссия оценила проект весьма невысоко. Конструкция Буаро выглдела весьма хрупкой и, к тому же, малоподвижной. Официальная оценка были представлена 17-го мая и уже 10-го июня проект был отклонен. Только после того, как был внесен ряд доработок, новая комиссия решила провести испытания этого устройства в условиях, далёких от боевых.

Ходовые тесты начали проводить 5-го ноября 1915 г. Машина Буаро с трудом набрала максимальную скорость 3 км\ч. С преодолением заграждений и траншей также возникли проблемы, что произвело очень плохое впечатление на военных. Но самое главное, машина практически не могла разворачиваться — по сути, данная операция должна была производиться вручную с выходом наружу, что делало и саму машину и её экипаж очень удобными мишенями для противника. Разумеется, в такой ситуации ни о каком серийном производстве не могло идти и речи.

Тем не менее, данная история имела продолжение. В конце 1915 года, когда в Великобритании набирала обороты танковая программа, военное министерство Франции тоже принялось искать наиболее подходящие проекты для собственного танка. Тут-то и вспомнили о машине Буаро. В следующем году был построен новый прототип, отличавшийся более компактными размерами и лучшей степенью защиты жизненно важных агрегатов машины.

Надо отметить, что Буаро учел некоторые прошлые ошибки, но в целом принцип передвижения не изменялся. Предполагалась установка двух 8-мм пулеметов Schneider для борьбы с пехотой. Результат, как и следовало ожидать, оказался неудовлетворительным.

Официальное представление второго варианта машины Буаро военой комиссии состоялось 17-го августа 1916 года на полигоне Souain-Perthes-les-Hurlus. Спустя три дня, 20-го августа, была проведена демонстрация возможностей этой конструкции, при которой присутствовал генера Анри Гуро (Henri Gouraud). Машина смогла пройти 1500 метров по ровному грунту со скоростью около 1 км\ч, попутно преодолев линию проволочных заграждений, траншеи 1,5 и 1,8 метра шириной, а также воронки диаметром 2 метра. Гуро отметил, в реальных боевых условиях машина не сможет не только маневрировать, но и вообще точно выйти на цель. Отсюда следовал вывод о невозможности её практического применения. На этом история этих необычных машин завершилась. О конструкциях Буаро поспешили забыть, впоследствии разобрав оба прототипа на металл.

БОЕВАЯ МАССА 30000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8000
Ширина, мм ?
Высота, мм 4000
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, мощностью 80 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ 6 прямоугольных cекций
СКОРОСТЬ 3 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Torpille Terrestre Дистанционно управляемая подрывная машина

Официальное обозначение: Torpille Terrestre
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1915 г.
Дата постройки первого прототипа: 1915 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Мало кто знает, что в 1915 году инженеры Обрио и Габэ, кроме постройки бронетракторов весьма сомнительной боевой ценности, создали ещё один уникальный образец боевой машины. Речь идет о дистанционной управляемой танкетке, которые сами создатели называли Torpille Terrestre (“электрической наземной торпедой”).

Идея её создания была предельно проста. На легкое гусеничное шасси минимальных размеров устанавливался заряд взрывчатого вещества. Управление осуществлялось по двум электрическим проводам, закрепленным в кормовой части корпуса. Масса машины составила около 200 кг. Предполагалось, что “торпеда” будет доставлять заряд прямо к вражеским траншеям или полевым заграждениям, разрушая их.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОЙ ПОДРЫВНОЙ МАШИНЫ
Torpille Terrestre образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА 200 кг
ЭКИПАЖ, чел. —
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ заряд взрывчатого вещества
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ электрический
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 6-скоростная КПП типа «Cleaveland»
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) два опорных катка, переднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ управление по проводам

Vehicules P Машина для преодоления заграждений

Официальное обозначение: Vehicules P
Альтернативное обозначение: Vehicule Pommellet
Начало проектирования: 1937 г.
Дата постройки первого прототипа: 1939 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип и 4 серийные машины.

О советских и немецких радиоуправляемых танках и танкетках знают многие – достаточно привести в пример телемеханические группы типа ТТ\ТУ-26 и подрывные машины серии Sd.Kfz.301\302. Однако активные работы в этом направлении проводились не только в СССР и Германии. Факт создания машин разграждения во Франции известен только узкому кругу исследователей истории создания бронетехники в межвоенный период. А ведь французские “голиафы” были ничем не хуже своих немецких аналогов.

Первые попытки создать дистанционно управляемую подрывную машину были предприняты ещё в 1915 году инженерами Обри и Габэ – их наземная торпеда (Torpile Terrestre) могла доставлять подрывной заряд массой до 200 кг к полевым укреплениям или траншеям противника, сберегая тем самым не только жизни солдат, но и артиллерийские боеприпасы. Однако армию такая машины не заинтересовала.

К этой идее вернулись лишь 22 года спустя благодаря усилиям капитана Поммелле (Pommellet). Начав работы в 1937 г. он представил первый прототип в марте 1939 г. Машина, которую сейчас принято называть Vehicule Pommellet (или сокращенно Vehicule P), представляла собой дистанционно управляемую танкетку с классической компоновкой. Ходовая часть, на каждый борт, включала 6 опорных катков сблокированных попарно в 3 тележки с амортизацией на пластинчатых рессорах, 2 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Двигатель устанавливался в кормовой части корпуса, радиооборудование – в средней части, боевой заряд находился впереди.

После испытаний в военном лагере Фрилесе (Frileuse) армия выдала заказ на изготовление 2000 экземпляров Vehicule P со следующим планом сдачи готовой продукции: 500 штук – ко 2 октября 1939 г., 500 – к 30 января 1940 г. и остальные 1000 к 29 мая 1940 г. Для выпуска дистанционно управляемых танкеток выделили предприятие Lorraine, которое производило транспортеры L37 со схожей ходовой частью. Как обычно, уложиться в установленные сроки не удалось, поэтому к 22 июня 1940 года успели собрать всего 11 машин. Их дальнейшая судьба неизвестна – возможно, все Vehicule P были уничтожены до подписания акта о капитуляции во избежание попадания в руки противника.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИНЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАГРАЖДЕНИЙ
Vehicules P образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. —
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ электрический
ТРАНСМИССИЯ ?
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ((на один борт) 6 опорных катков, 2 поддерживающих ролика, переднее ведуще и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 40-42 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 1500 метров
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон 50%
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Char de deminage Renault Танк — минный тральщик

Официальное обозначение: Char de deminage Renault Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия завершения работ: проект отклонен.

В 1939 году фирмой Renault был разработан проект танка преодоления полевых заграждений – сегодня она известан как Char de deminage Renault (сокращенно будем называть его CDR). Несмотря на то, что работы начались всего за несолько месяцев до начала войны дизайн этой машины сильно тяготел к старым пехотным танкам вроде Char B1..

Согласно проекту, CDR должен был иметь предельно узкий корпус, в лобовой части которого устанвливалась пушка, а на крыше имелась куполообразная башенка для командира машины. По бортам, ближе к моторно-трансмиссионному отделению, и на корме размещались ещё три пулемета. Гусеничная часть была выполнена достаточно оригинально – ширина каждой гусеничной цепи была почти в 2 раза больше, чем ширина корпуса. Видимо, в целях повышения проходимости по местности, гусеницы подняли предельно высоко – их высота практически доходила до крыши корпуса. Полная длина танка составляла чуть более 4 метров. В кормовой части, между гусеницами, располагался специальный ролик, который должен был «давить» мины.

Предполагалось, что CDR будет применяться для разминирования минных полей и пересечения местности с противотанковыми препятствиями. Правда, при полном отсутствии защиты гусеничных цепей сдеалть это представлялось очень проблематично. От проекта CDR в скором времени отказались.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА-МИННОГО ТРАЛЬЩИКА Char de deminage Renault образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ один 7,5-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел (?)
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ гусеничного типа
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Engin K Машина для преодоления заграждений

Официальное обозначение: Engin K Альтернативное обозначение: Vehicles K Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: 1940 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Изобретательская деятельность известного французского инженера Адольфа Кегресса, прославившегося в межвоенный период своими полугусеничными машинами, нашла продолжение в весьма оригинальной форме. В начале 1940 года Кегресс построил несколько прототипов гусеничных машин управляемых по проводам, которые предназначались для расчистки заграждений и минных полей, но также могли использоваться в роли транспортеров боевых зарядов для подрыва ДОТов или полевых укреплений.

Размеры этой машины (сейчас известной под названием Vehicles K или Engin K — по первой бувке фамилии её создателя) были миниально возможными: полная длина не превышала 1,5 м, ширина – 85 см, высота – 56 см. Двигатель размещался внутри корпуса между бортами шасси. Сверху устанавливалась платформа, на которой укреплялись катушки с проводами и устройство телеуправления. Длины проводов хватало на 1500 метров. Масса перевозимого заряда составляла 60 кг. Ходовая часть машины “K” была достаточно проста – применительно наодин борт она включала 6 опорных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо.

Испытательный цикл начался весной 1940 года, но полностью пройти его машины “K” не успели. Тем не менее, технические данные этого аппарата были настолько обнадеживающими, что армия распорядилась выпустить 12000 (!) экземпляров. Понятно, что ни одной серийной машины типа Engin K построить не успели.

После подписания акта о капитуляции немцы в июле 1940 года реквизировали по крайней мере одну машину разграждения конструкции Кегресса. Возможно, вместе с опытным образцом, в руки противника попала и техническая документация. Как бы там ни было, работы над немецким аналогом Sd.Kfz.302 заметно ускорились – уже в апреле 1942 года удалось наладить серийное производство таких машин, которые стали более известны под названием “Goliath”.

Источники: Piere Touzin «Les vehicules blindes francais 1900-1944», EPA Fritz Hahn Bernard & Graef Verlag «Waffen und Geheimewaffen des Deutsches Heeres 1933-1945» Modelarchives: Vehicles K

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИНЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАГРАЖДЕНИЙ Engin K образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА ~200 кг
ЭКИПАЖ, чел. —
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 1500
Ширина, мм 850
Высота, мм 560
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ 60 кг подрывного заряда
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ электрический
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков, переднее ведуще и заднее направляющее колесо, резиновая гусеничная лента
СКОРОСТЬ 10 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 1500 метров
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ дистанционное управление