Противотанковые самоходные артиллерийские установки Франции

Levavasseur \ Projet de canon autopropulseur Машина огневой поддержки

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Projet de canon autopropulseur Начало проектирования: 1903 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия завершения работ: проект отклонен.

Не секрет, что каждая из участвоваших в 1-й мировой войне стран, могла без особых проблем обзавестись гусеничными бронемашинами задолго до её начала и Франция не была исключением из этого правила. В 1903 году капитан 6-го артиллерийского батальона Левассер (Levavasseur) предложил военному министерству проект машины, названный Projet de canon autopropulseur – пушечный автомобиль. Согласно сохранившемся описанием этот “автомобиль” многие считают прообразом танка, хотя скорее он соответствовал самоходной артиллерийской установке. Конструкция этой машины было достаточно проста. На гусеничную ходовую часть устанавливался бронированный корпус коробчатой формы, в лобовом бронелисте которого монтировалась 75-мм полевая пушка. Силовая установка состояла из бензинового двигателя мощностью 80 л.с. Как видно, ничего нереального или сверхъестественного Левассер не обещал, вот только военные чиновники посчитали, что армия вполне сможет обойтись без подобной “игрушки”. Насколько они ошибались стало ясно в 1915 году, когда война перешла в позиционную стадию и Франции остро понадобились не только танки, но и машины огневой поддержки.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИНЫ ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ
Projet de canon autopropulseur 1903 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, мощностью 80 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ гусеничного типа
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Renault VE Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: Renault VE
Альтернативное обозначение: vehicule antichar (Type P)
Начало проектирования: 1932 г.
Дата постройки первого прототипа: 1935 г.
Стадия завершения работ: проект закрыт в виду низкого приритета.

Согласно утвержденной 18-го декабря 1932 года программа бронетанковых вооружений французским инженерам предстояло предоставить армии противотанковую самоходную установку. Спецификация на такую машину была составлена ещё 9-го января 1931 года и носила название «vehicule antichar (Type P)». Тогда работы несколько задержались из-за отсутствия подходящего шасси, но с поступлением на испытания легкого танка AMR 34 появилась идея использовать его в качестве базового варианта.
При всех преимуществах выбранного шасси (небольшая масса, приемлемые ходовые качества) автомобильный двигатель, установленный на нём, не позволял нести нагрузку более 1500 кг. Это означало, что будущая САУ сможет нести противотанковое орудие калибром не более 25 мм. Такой же вариант был применим даже к более легкому гусеничному транспортеру Renault UE, поэтому для танка решили подобрать нечто более оптимальное.

Среди небольшого многообразия противотанковых средств была выбрана 37-мм крепостная противотанковая пушка образца 1934 года. Обладая неплохими характеристиками по бронепробиваемости это орудие отличалось сравнительно небольшой массой, что предопределило его «нестандартное» использование. Небольшой нюанс заключался в том, что орудие в крепостном варианте монтировалось на лафете, прикрепленному к потолку ДОТа. Соответственно, для установки на танковое шасси пришлось разрабатывать совершенно новый лафет. Также была спроектирована новая надстройка корпуса с измененной компоновкой. Механик-водитель и командир машины (он же заряжающий и наводчик) размещались по левому борту, причем командирское место было развернуто к правому борту. Боекомплект, предположительно состоявший из 92 или 102 выстрелов, располагался в двух секциях, также у левого борта. Соответственно, силовая установка была смещена к правому борту, а орудие монтировалось в амбразуре лобового листа надстройки по продольной оси.

В остальном, конструкция самоходки не претерпела изменений. Ходовая часть танка, применительно на один борт, состояла из четырех обрезиненных опорных катков, два из которых были сблокированы в одну тележки, четырех поддерживающих роликов с резиновыми бандажами и ведущего колеса переднего расположения. На прототипе устанавливалась балансирная подвеска с резиновой амортизацией. Силовая установка состояла из 6-цилиндрового карбюраторного двигателя Renault мощностью 82 л.с., смещенного ближе к левому борту.

Контракт №180D/P на постройку прототипа самоходной установки Type P (также она обозначалась как Renault VE) был финализирован ещё в 1932 году. Однако, из-за многочисленных проволочек, работы задержались на несколько лет. Дополнительным фактором, повлиявшим на судьбу этой интересной машины, стало откровенное нежелание кавалерии использовать противотанковые САУ поскольку считалось, что с танками противника вполне сможет справиться обычная артиллерия.

Первый прототип удалось собрать лишь в 1935 году. Несмотря на достаточно высокие характеристики проект Renault VE успел утратить прежнюю актуальность – фаворитами теперь являлись танки типа AMR 35, на базе которых решили выпускать 25-мм противотанковые самоходки. Таким образом, продолжения работ по данному проекту не последовало, а прототип был разобран на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Renault VE образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 4565 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3630
Ширина, мм 1500
Высота, мм 1870
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм противотаковая пушка Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ 92 или 102 унитарных выстрела
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм
борт корпуса — 13 мм
корма корпуса — 5 мм
надстройка — 13 мм
крыша — 5 мм
днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Renault, 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощностью 82 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных обрезиненных катка на борт, четыре поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска маятниковая, с поперечными резиновыми рессорами; мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 32 км\ч среднетехническая
54 км\ч максимальная
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 40°
Высота стенки, м 0,61
Глубина брода, м 0,65
Ширина рва, м 1,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ —