Самоходные артиллерийские установки Франции

194mm GPF Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: 194mm GPF Альтернативное обозначение: Canon de 194 mle GPF, Mortier de 220mm Saint Chamond TR, Mortier de 280mm C Mle 1914 Schneider Начало проектирования: 1917 г. Дата постройки первого прототипа: 1917 г. Стадия завершения работ: выпускались небольшими партиями в течении 1918-1919 гг.

В конце Первой Мировой войны, когда технический прогресс продвинулся в достаточной мере для создания разнотипных боевых гусеничных машин, французское командование посчитало возможным создание самоходной артиллерийской установки тяжелого типа. Несомненно, что огромные пушки, гаубицы и мортиры требовали значительных усилия для их перемещения по фронту, а это требовало наличие большого количества специализированных тягачей. Впрочем, даже при их наличии, требовалось значительное время для приведения орудия в походное положение. Исправить этот недостаток были призваны новые машины, разработкой которых занималась фирма Saint-Chamond.

Французские инженеры решили не размениваться на мелочи и создали составную систему, состоявшую из буксировщика и непосредственно самоходной установки, которая по сути представляла собой самоходные лафеты с трактором-буксировщиком. Шасси, идентичное для обоих машин, было разработано техническим директором фирмы Saint-Chamond инженером Римальо (Rimailho). Применительно на один борт ходовая часть состояла из 13 опорных катков на борт с блокированной пружинной подвеской, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Гусеница крупнозвенчатая, состоит из литых стальных траков. Большая часть элементов шасси была унифицирована со средним танком St.Chamond M1917. Силовая установка, включавшая карбюраторный двигатель Panhard SUK4 M2 мощностью 120 л.с. и механическую трансмиссию, размещалась в кормовой части корпуса, отделение управления — в передней.

На крыше корпуса САУ устанавливался лафет для орудия и располагались места для орудийного расчета. Для снижения отдачи при выстреле шасси оборудовалось дополнительными упорами, установленными в передней части корпуса рядом с местом водителя. Тягач-транспортер (он же генераторный трактор) оборудовался платформой для перевозки снаряжения и амуниции. На опытных образцах бронирование отсутствовало.

Учитывая огромное многообразие артиллерийских систем каким-то одним калибром решили не ограничиваться. В общей сложности было построено, по меньшей мере, пять различных вариантов самоходных лафетов, большая часть из которых оснащалась орудиями типа GPF (Grand Puissance, Filloux).

120mm GPF — судя по всему эта машина стала родоначальницей серии. В начале 1917 года построили один опытный образец, после чего решили перейти к более мощным орудиям, которых к тому времени имелось в избытке.

155mm GPF — второй опытный образец, оснащенный 155-мм полевой пушкой на модифицированном станке.

194mm GPF — наиболее массовая модификация, оснащенная пушками калибра 7,63 дюйма (194 мм). Фактически эти орудия представляли собой модификацию 155mm GPF с новым стволом длиной 6500 мм, что позволило увеличить мощность фугасного снаряда почти вдвое. Теперь снаряд массой 78,83 кг, при начальной сеорости 640 м\с, мог был отправлен на дальность 20900 метров. После установки на гусеничный лафет угол горизонтального наведения орулия составил 55°, а в вертикальной плоскости оно могло наводится в пределах от -0° до +37°. Максимальная скорострельность не превышала 1-2 выстрела в минуту. При транспортировке пушку приходилось разбирать на две части: ствол снимался с лафета и помещался на специальную транспортную платформу. Для перетаскивания тела орудия с тележки на лафет и обратно использовался тягач-буксировщик оснащался лебедкой. Всего было построено 50 таких комбинированных машин.

Mortier de 220mm Saint Chamond TR — небольшая серия самоходных лафетов оснащенных 220-мм осадной мортирой с длиной ствола 10,5 калибров. Надо отметить, что характеристики этой артсистемы были весьма внушительными. Снаряд массой 100,5 кг имел начальную скорость 415 м\с и максимальную дальность полёта до 10800 метров. Масса мортиры образца 1916 года оставляла 7792 кг. Углы вертикального наведения составляли от -1,3° до +65° и в пределах 6° по горизонту. Максимальная скорострельность — два выстрела в минуту. Построено всего 6 самоходок этой модификации.

Mortier de 280mm C Mle 1914 Schneider — самая мощная модификация, оснащенная осадной 280-мм мортирой с длиной ствлоа 12 калибров, что в метрической системе составляло 3353 мм. Это орудие стреляло снарядами массой 205 кг на максимальную дальность 10950 метров при начальной скорости 418 м/с. Углы наведения по вертикали находились в пределах от -10° до +60°, по горизонту — не более 20°. Масса мортиры в боевом состоянии — 16000 кг. Построено 25 единиц, которые имели весьма оригинальную схему эксплуатации. Самоходный лафет с мортирой оснащался двумя электродвигателями, который снабжались энергией по кабелям от ведущего тягача-транспортера, представлявший собой передвижной электрогенератор с бензиновым двигателем. Соответственно, каждый транспортер имел своего водителя.

Оценив все предложенные системы Генеральный Штаб определился с приоритетами. В 1918 году было принято решение наладить сериное производство самоходных установок двух вышеуказанных калибров, а также установок оснащенных 220-мм орудиями Schneider M 17 на самоходном гусеничном шасси фирма FAHM. Несмотря на достаточно эффектное начало в ноябре 1918 года проект закрыли. Официальной причиной послужило завершение войны, но фактически Франция уже не могла себе позволить выпускать значительное количество дорогостоящих самоходок.

В межвоенный период был сделан вывод, что иметь на вооружении большое количество самоходных мортир будет явно излишним и постепенно их большая часть была переоснащеная пушками калибра 194 мм. Тем не менее, несколько экземпляров 280-мм самоходок всё же оставили. Большую часть времени эти машины провели на хранении и только осенью 1939 года их вновь поставили в строй. В зарубежных источниках фигурирует различные цифры. Например, указывается, что всего было мобилизовано 184 самоходных орудия всех типов. Более достоверными являются данные о том, что французы мобилизовали по одному полку 194-мм и 280-мм самоходных орудий — в общей сложности их количество не превышало 50 единиц.

Точные данные о боевом применении тяжелых самоходок на Западном фронте отсутствуют, но в мае-июне 1940 года практически все они стали немецкими трофеями. Несмотря на явную устарелость конструкции артсистемы ещё обладали внушительной огневой мощью и имели значительный запас снарядов на складах. Всё это позволило принять самоходки на вооружение вермахта под обозначениями 19.4cm Kanone 485 (f) auf Selbstfahrlafette и 28cm Morser 602(f) auf Selbstfahrlafette. В начале 1942 года три машины оснащенные 194-мм орудиями были переброшены на Восточный фронт и вошли в состав 84-го артиллерийского полка и, по некоторым сведениям, нашли себе применение по Черкассами. Что касается 280-мм самоходок, то об их судьбе ничего не известно.

Интересно также, что французские 280-мм мортиры достаточно активно использовались сначала царской российской армией, а потом РККА, причем к июню 1941 года на вооружении имелось 25 орудий этой системы. Кроме того, трофейные мортиры захваченные во Франции использовались немецкими войсками при осаде Ленинграда в 1941-1942 гг.

На данное время единственный уцелевший образец 194-мм самоходной установки находится в экспозиции танкового музея Абердинского полигона (США). Впрочем, есть надежда на восстановление второй самоходки, которая сейчас находится в полуразрушенном состоянии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ 194mm GPF обр.1918 г.

БОЕВАЯ МАССА 29600 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1+?
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно орудие 194mm GPF
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Panhard SUK4 M2, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 120 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) три тележки по 3 опорных катка, две тележки по 2 опоных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 8-10 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали

Canon de 220mm L Mle1917 Schneider (FAHM) Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Canon de 220mm L Mle1917 Schneider (FAHM), Schneider 220mm TR Mle.1917 Начало проектирования: 1917 г. Дата постройки первого прототипа: 1918 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Необходимость в “подвижной” тяжелой артиллерии в ходе 1-й мировой войны существовала у всех воюющих сторон. Особенно это проявилось на Западном фронте, где англо-французские союзники и немцы были вынуждены для транспортировки огромных крупнокалиберных пушек либо специализированные тяжелые трактора, либо орудия разбирались и перевозились по частям. Это создавало массу неудобств и требовало дополнительного времени. В том время французский генерал от артиллерии Ф.Эрр так обозначил роль САУ в текущей войне:

“…Для надлежащего использования тактических свойств каждого рода войск, как артиллерии, так и пехоты, последней необходимо придавать орудия сопровождения. Эти орудия должны быть собственностью пехоты наравне с её пулеметами и танками, они должны жить вместе с ней, двигаться и сражаться в её рядах, быть достаточно защищены, чтобы иметь возможность передвигаться под градом пуль.”

Выход был найден в установке пушек на готовое тракторное шасси, но достаточно надежной конструкции тогда просто не существовало. Тогда было принято решение разработать на основе имеющейся ходовой части разработать новую, с усиленной подвеской, способной выдержать массу самого орудия и силу отдачи при выстреле. Французские инженеры подошли к этой проблеме серьёзно и на мелочи не разменивались. Было разработано два варианта тяжёлого самоходного орудия.

Первый представлял собой своеобразный «триплекс», предусматривавший установку орудий и мортир калибра от 194 до 280 мм на гусеничное шасси с открытой платформой без бронезащиты. Тем не менее, на «самоходках» имелись органы управления, которые размещались в передней части корпуса.

Второй вариант оказался более прогрессивным – 220-мм пушка (Canon de 220mm L Mle1917 Schneider), также установленное на гусеничное шасси, имела возможность наведения по горизонту в пределах 20&deg.; Противооткатные функции выполнял наклонный лафет – под действием сил отдачи орудие откатывалось «в горку», откуда под собственным весом сползало на место. Самоходка оснащалась 6-цилиндровым бензиновым двигателем Duesenberg мощностью 225 л.с. Кормовая часть, где устанавливалось орудие, была защищена бронелистами толщиной (приблизительно) до 6-8 мм. В настоящее время эти машины называют “самоходками Шнейдер образца 1918 года”, хотя могут встречаться и другие обозначения.

Хотя первые разработки тяжелых САУ относятся к 1916 г., первые два прототипа были построены лишь в 1918 году, когда война перестала быть позиционной. Как видим, требования генерала Эрра были удовлетворены почти полностью, не считая защиты от пуль и осколков. Тем не менее, самоходки показали вполне приемлемые характеристики. Они могли развивать максимальную скорость до 5-7 км\ч и достаточно резво передвигались по пересеченной местности. Заключение армейской комиссии было вполне благоприятным, однако после завершения войны от серийного строительства этих машин отказались.

По всей видимости, единственный образец 220-мм самоходного орудия в межвоенный период оказался на складе, где летом 1940 года он был захвачен немецкими войсками. Поскольку к тому моменту большого интереса данная конструкция уже не представляла, самоходка отправилась на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Canon de 220mm L Mle1917 Schneider (FAHM)

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 220-мм гаубица Schneider
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ бронещит — 6-8 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ Duesenberg, карбюраторный, 8-цилиндровый, мощностью 225 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ тракторного типа
СКОРОСТЬ 5-7 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

ACL 1931 \ ACL 135 Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: ACL 1931 \ ACL 135
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1930 г.
Дата постройки первого прототипа: 1931 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Появление в 1929 году пехотного танка средней весовой категории Char D1 ошибочно заставило думать пехотное командование, что наконец-то появилась боевая машина, способная полностью заменить устаревшие FT-17. Этому мнению способствовала лучшая бронезащита D1 и более мощное пушечно-пулеметное вооружение. А вот ходовая часть нового танка оказалась далека от совершенства, но об этом станет известно позже.

Тем временем, в Управлении пехоты созрел план усиления наземных частей подвижной артиллерией. Хотя общая концепция ещё не была полностью оформлена и опиралась на выводы после сражений 1-й мировой войны общий смысл идеи был весьма прогрессивным.

За разработку очередной французской САУ (до этого 1918-1919 гг. уже было построено несколько самоходок на шасси FT-17 и трактора Schneider) взялась компания ACL (Ateliers et Chantiers de la Loire).

Выбор типа ходовой части был недолгим – в качестве базы был выбран танк D1. Шасси, применительно на один борт, состояло из 12 опорных катков сблокированных в три тележки с блокированной пружинной подвеской (по одной на каждую тележку), 2 независимых опорных катка с гидропневиматическими амортизаторами, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса с гребневым зацеплением.

Значительным доработкам был подвергнут только корпус (преимущественно клёпаная конструкция сохранялась). Его нижняя часть, как и ранее, собиралась из листов катаной броневой стали толщиной 25-30 мм, толщина горизонтальных бронелистов составляла 10 мм.

Башня демонтировалась, а вместо неё справа в носовой части корпуса устанавливалась 75-мм пушка образца 1929 года. При этом, лобовой лист устанавливался почти вертикально, что несколько упрощало конструкцию. Для более удобного размещения органов управления и другого оборудования с левой стороны и по бортам корпуса появились характерные выступы.

Экипаж самоходного орудия состоял из 4-х человек: водителя, стрелка, заряжающего и командира. В средней части корпуса, с правой стороны, была сделана наблюдательная рубка с четырьмя смотровыми приборами и прямоугольной дверью для посадки-высадки экипажа.

Первый прототип 75-мм самоходной установки на шасси Char D1 был подан на испытания в 1931 году. Сейчас эта машина известна под обозначениями ACL 1931 и ACL 135. К сожалению, точных данных об испытаниях этой САУ и её дальнейшей судьбе найти пока не удалось.

Однако, если верить зарубежным источникам, фирма ACL успела построить по меньшей мере два опытных образца, отличавшихся формой корпуса и мелкими доработками. Поскольку данные исходного образца (Char D1) известны на основании их можно сделать определённые выводы.

Масса ACL 1931, скорее всего, составила бы порядка 17-18 тонн, учитывая вес орудия и увеличившийся боезапас. Соответственно, скорость вряд ли превысила бы значение 20 км\ч при использовании штатного двигателя Renault мощностью 74 л.с. Остальные ходовые качества могли остаться без изменений за исключением удельного давления на грунт и, как следствие, проходимости по местности.

Работы на самоходкой были прекращены спустя всего несколько лет – выбор шасси оказался не слишком удачным. Достаточно сказать, что из-за постоянных поломок все танки D1 к 1937 году были отправлены в ссылку в Северную Африку. Что касается прототипов ACL 1931, то здесь достоверных данных нет. Возможно, был построен только один опытный образец, который прошел модернизацию. В любом случае, вплоть до появления САУ созданных по программе 1939 года, о существовании ACL 1931 не вспоминали.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ ACL образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА ~18000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка Mle 1929 в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел и эпископы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса (верх) — 30 мм
борт корпуса (низ) — 25 мм
крыша — 10 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Renault, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 74 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 6-скоростная КПП типа «Cleaveland»
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 12 опорных катков сблокированных 3 тележки с блокированной пружинной подвеской, 2 независимых катка с гидропневиматическими амортизаторами, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ ~20 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
Высота стенки, м
Глубина брода, м
Ширина рва, м
СРЕДСТВА СВЯЗИ

SOMUA SAu 40 Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Canon Automoteur SOMUA SAu 40 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: 1938 г. Стадия завершения работ: построен один прототип и четыре серийные САУ.

Параллельной с продвижением в серийное производство среднего танка S-35 фирма SOMUA разработала проект самоходной артиллерийской установки, использовав то же танковое шасси и корпус. Новая САУ предназначалась для огневой поддержки танковых подразделений типа DCL и DCR (дивизии). В 1935 г. инженеры SOMUA представили три проекта, из которых был выбран наиболее оптимальный.

В целом, конструкция САУ, получившей индекс SAu 40, мало отличалась от танковой. Как уже указывалось, ходовая часть в основном была заимствована от улучшенного танка S-40, у неё лишь немного приподняли направляющее колеса и добавили 10-й (“натяжной”) каток. Корпус САУ, в связи с установкой нового вооружения, также был перепроектирован. Он стал несколько выше, а его ширина увеличилась на 33 см. В его лобовой части устанавливалось 75-мм пушка типа “75mm Mle1929 de casemate” – в своё время эти орудия изготавливались для долговременных укреплений на “линии Мажино”, откуда их и решили изъять. Характерными особенностями этой пушки было наличие полуавтоматического затвора и автоматической системы погрузки (что конкретно представляла из себя данная “автоматика” пока выяснить не удалось). В случае необходимости, например при движении по лесу или пересеченной местности со рвами и глубокими траншеями, орудие могло частично втягиваться в корпус при помощи механического домкрата с приводом от мотора – данная операция занимала всего 12 секунд. Углы наведения пушки составляли по горизонтали 7° влево и 7,6° вправо, по вертикали – от -10° до +30°. Полный боекомплект состоял из 20 осколочных и фугасных выстрелов. Для защиты от пехоты противника сохранили небольшую башню смещенную влево от продольной оси танка, в которой устанавливался 7,5-мм пулемет Mle1931. Радиооборудование САУ состояло из радиостанций E26ter и R61, обеспечивавших связь в радиусе 30 км. Передачу информации можно было производить не только голосом, но и азбукой Морзе.

В основе силовой установки был выбран карбюраторный двигатель Hispano-Suiza мощностью 219 л.с. и трансмиссия механического типа, включавшая два дифференциала, бортовые фрикционы и передаточный вал.

Задание на постройку опытного образца SAu 40 было получено в декабре 1937 г. и к середине 1938 г. прототип был готов и начал проходить испытания. По своим ходовым качествам САУ практически не отличалась от серийного танка S-35, однако в плане вооружения SAu 40 принесла ряд проблем. Ни старые, ни новые орудия калибра 75-мм уже не обеспечивали должной поражающей способности, что делало их малопригодными для борьбы с долговременными укреплениями и танками. В штабе французской армии сомневались, будут ли такие САУ полезны на поле боя, что привело к полуторогодовой задержке с выпуском SAu 40.

Первый заказ на 24 САУ и 12 машин в командирском варианте (без орудий) был получен 15 октября 1939 г. Однако уже 1 мая 1940 г. было предложено выпустить 72 машины, но вместо 75-мм казематных пушек на них предлагалось поставить 37-мм противотанковые пушки Mle1937 L/53. Естественно, что выполнить это задание французским танкостроителям не удалось.

О точном количестве построенных САУ информации не сохранилось. По наиболее достоверным данным, SAu 40 оснащенная 75-мм пушкой участвовала в июньских боях 1940 г., где её применяли совместно с танками S-35. Возможно, ещё три самоходки с 47-мм пушками Mle 1937 также участвовали в боевых действиях.

После капитуляции Франции новое правительство смогло договориться с немецкими властями о возобновлении строительства отельных типов танков. Поскольку SAu 40 на тот момент являлось единственной французской самоходкой, которую можно было производить серийно, выбор остановился также и на ней. Учитывая чуть более сложную конструкцию, чем у S-35, которые перед войной выпускались с темпом 20 машин в месяц, был сделан вывод, что SAu 40 можно будет собирать до 8 единиц за этот же период, тем более что производственные мощности SOMUA достались немцам практически целыми. Также не исключался вариант выпуска САУ для нужд Panzerwaffe. Немецкие танковые войска и сами были бы не против получить САУ поддержки и использовать её на Восточном фронте и в Северной Африке.

Тем не менее, ни один из этих планов так и не был осуществлен. Немецкая администрация очень скоро свернула выпуск всей боевой техники, предназначенных для французской армии, конфисковав уже выпущенные образцы. Что касается SAu 40, то в течении 1941-1942 гг. ни одной самоходки этого типа построено не было.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ SOMUA SAu 40 образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА ~20000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6400
Ширина, мм 2450
Высота, мм 2635
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ прототип: 75-мм казематная пушка Mle1929 и 7,5-мм пулемет Mle1931 серийный вариант: 37-мм пушка Mle1937 L/53 и 7,5-мм пулемет Mle1931
БОЕКОМПЛЕКТ 200 выстрелов и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный 4-кратный прицел стереоскопическая командирская панорама
БРОНИРОВАНИЕ башня — 30 мм лоб корпуса — 35-40 мм борт корпуса — 35-40 мм корма корпуса — 38 мм крыша — 20 мм днище — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Hispano-Suiza, карбюраторный, 8-цилиндровый, мощностью 219 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: два дифференциала, бортовые фрикционы и передаточный вал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 9 опорных и 1 «натяжной» каток, 3 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,13
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции E26ter и R61

ARL V39 Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: 75mm Automoteur ARL V 39 Альтернативное обозначение: ARL 40 V39, ARL V39 Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: 1939 г. Стадия завершения работ: собрано два небронированных прототипа, проект отменен после капитуляции Франции.

В рамках усиления армейских соединений, помимо танков чисто “пехотной” специализации, незадолго до войны во Франции приступили к реализации программы самоходных артиллерийских установок, предназначавшихся для огневой поддержки. Одну из таких самоходок разработала фирма ARL, причем её проект оказался одним из лучших.

Взяться за разработку самоходной установки побудила чисто танковая программа G1, которая уже к началу 1939 года потерпела полный провал. В числе производителей тогда присутствовала фирма Baudet-Donon-Roussel, проект которой сильно напоминал средний танк B1bis: гусеницы полностью охватывали корпус по высоте, в лобовом листе корпуса устанвливалась 75-мм пушка, а в башне — 47-мм орудие SA35 и пулемет. От своего «прототипа» данные проект отличался более рациональными ушлами наклона бронелистов и менее сложной ходовой частью. Летом 1938 года, когда Управление пехоты распорядилось внести ряд многочисленных доработок в конструкцию среднего танка (при этом требовалось установить 75-мм пушку в башне, нарастить броню до 60 мм и одновременно вложиться в весовой лимит до 32 тонн), фирма BDR была вынуждена прекратить участие в конкурсе. Причина заключалась не только в «излишней» массе, но и в невозможности установки башни типа ARL 3 или FCM F1 на узкую подбашенную коробку без значителной переделки корпуса. К этому времени BDR успела заручиться поддержкой у фирмы ARL, которая, в свою очередь, решила использовать наработки по нереализованному проекту танка G1B для постройки САУ.

От прежнего проекта с минимальными изменениями заимствовался корпус, шасси, силовая установка и трансмиссия. Применительно на каждый борт ходовая часть состояла из 8 опорных катков небольшого диаметра, 4 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Гусеницы полностью охватывали корпус по высоте, что теоретически должно было повышать проходимость САУ. Корпус имел классическую компоновку с передним расположением совмещенного отделения управления и боевым отсеком. В качестве основного вооружения было выбрано 75-мм “орудие большой мощности” фирмы АРХ. Фактически эта артсистема представляла собой адаптированную под установку на гусеничное шасси крепостную пушку образца 1929 года которая, в свою очередь, вела “родословную” от старого полевого орудия образца 1897 года.

Справедливости ради следует отметить, что эта же пушка в несколько измененном виде поступила на вооружение русской армии и, претерпев несколько этапов модернизации, прослужила более 40 лет – речь идёт, разумеется, о полковой пушке обр.1902 г. В целом, характеристики 75-мм пушки были более чем приемлемыми. Начальная скорость для разрывного выстрела с уменьшенным зарядом (осколочной гранаты mle1915) составляла 400 м\с, для бронебойного (mle1915) – 570 м\с. На дистанции до 1000 метров бронебойный снаряд мог пробить вертикально установленную бронеплиту толщиной до 50 м. Дальность прямого выстрела была в пределах 2000 метров. В состав приборного оборудования входили два прицела и стереоскопический дальномер. Углы наводки при установке в ARL V 39 составляли, соответственно, горизонтальной 7° влево и 7° вправо, и вертикальной – от -10° до 30°. При транспортировке ствол пушки мог втягиваться внутрь корпуса САУ для уменьшения ее общей длины.

Экипаж самоходного орудия состоял из 5 человек. В передней части корпуса с левой стороны находилось место водителя. Рядом с ним располагался артиллерист и заряжающий, за ними — командир машины и радист.

На крыше боевого отделения была оставлена небольшая башня с приборами наблюдения, доставшаяся в «наследство» от проекта G1B. Аналогичным образом поступили конструкторы самоходки SAu 40, но в данном случае здесь предусматривалась установка 7,5-мм пулемета МАС1931.

Моторно-трансмиссионый отсек находился в кормовой части корпуса. Точные данные о типе установленного двигателя отсутствуют — вероятно, это мог быть авиационный Potez мощностью 320 л.с.

На САУ могла устанавливаться радиостанция типа ER51, ER53 или ER55, оснащенные двумя штыреввми антенной, которые крепились на бортах корпуса. Одна из радиостанций предназначалась для обеспечения ближней связи («взводная»), вторая имела более дальний радиус действия («ротная»).

В настоящее время используются три обозначения данной самоходной установки — 75mm Automoteur ARL V 39, ARL 40 V39 и сокращенное ARL V39. По сумме тактико-технических характеристик французская 75-мм САУ оказалась не хуже немецкой StuG III Ausf.B, причем по некоторым параметрам «француз» выглядел даже предпочтительнее. Самым главным преимуществом было наличие 75-мм со стереоскопическим дальномером, позволявшей бороться с вражеской бронетехникой на запредельных для немецкой САУ дистанциях. Впрочем, недостатков у него тоже хватало — достаточно вспомнить архаичную ходовую часть и командирскую башню, вместо которой вполне хватило бы установки обычного наблюдательного купола.

15 октября 1939 г. армия, наконец, оформила заказ на 72 САУ из которых 24 предполагалось поставить в невооруженном командирском варианте. К маю 1940 года планировалось иметь на вооружении уже 108 ARL 40 V39, но на практике собрали всего два небронированных прототипа (по другим данным всего один), отличавшихся мелкими деталями и разными стволами орудий.

В виду быстрого наступления немецких войск командование распорядилось перегнать всю новую технику на юг страны, откуда её предстояло эвакуировать в африканские колонии. По крайней мере одна ARL 40 V39 попала в Марокко, но практического применения там себе не нашла. Все танкостроительные программы после капитуляции Франции в июне 1940 года были закрыты и вопрос о постройке хотя бы небольшо партии ARL 40 V39 даже не поднимался. Оба опытных образца впоследствии были разобраны на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ ARL V39 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА ~25000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5800
Ширина, мм 2570
Высота, мм 2450
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка АРХ в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел, дальномер и эпископы
БРОНИРОВАНИЕ прототипы изготовлялись из неброневой стали
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляюще и заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая из стальных траков
СКОРОСТЬ 42 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция ER51, ER53 или ER55 со штыревой антенной