Сверхтяжелые танки Франции

FCM F1 Сверхтяжелый штурмовой танк

Официальное обозначение: FCM F1 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1938 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия завершения работ: построен полноразмерный макет танка, проект закрыт после оккупации Франции.

В рамках программы модернизации танкового парка закладывалась основа для проектирования тяжелого танка, предназначенного для замены FCM 2C. Моральная устарелость этой машины стала очевидна к началу 30-х гг., когда большинство крупнейших танкостроительных стран перешли на выпуск более легких танков, имевших более высокие тактико-технические показатели. В качестве примера можно привести советские Т-28 и Т-35, которые хотя и не были лишены недостатков, при чуть более слабой броне обладали более мощным вооружением и лучшими скоростными данными.

Новые требования к танку прорыва были сформулированы ССА (Conseil Consulatif de l’Armement – консультативным советом по делам вооружений) 4 мая 1936 г. под началом генерала Дюфло (Dufleux), которые впоследствии дополнили. Окончательный вариант ТТЗ был представлен 12 ноября 1936 г. Согласно выданной спецификации тяжелый танк имел бы максимальную массу 45 тонн, скорость 30 км\ч и запас хода 200 км. Его броня должна была выдерживать обстрел из 75-мм полевых орудий с дистанции 200 метров, при этом требования к схеме вооружения остались такими же, как и в 1921 г. – 75-мм пушка\гаубица в лобовом листе корпуса, 47-мм пушка в башне и 2-3 пулемета.

По сути, здесь предлагалось создать несколько улучшенный вариант танка В1bis. Спустя несколько месяцев фирмы ARL, AMХ и FCM представили свои проекты, но почти сразу выяснилось, что ни один из них не укладывается в техническое задание – уже на начальном этапе проектирования масса танков превысила положенную, а в дальнейшем её уменьшение не представлялось возможным. Тогда в ССА решили обратиться к зарубежному опыту и создать танк наподобие британского “Matilda” Mk.I, намного меньшего по массе, но лучше бронированного. Фактически, работы в этом направлении начались 26 марта 1936 г., но до своего логического завершения довести их не удалось. Проектные характеристики нового танка, впоследствии обозначенного как G1, были вполне выполнимыми (максимальная масса 20 тонн, бронирование – до 60 мм, основное вооружение – 37-мм пушка в башне), но из-за многочисленных задержек построенные образцы так и остались на уровне прототипов и макетов. Параллельно требования к танку прорыва изменили, доведя весовой предел до 60 тонн, что было оформлено 6 апреля 1938 г.

Не получив быстрого и, что самое главное, положительного результата по первым двум спецификациям ССА перешло к другой крайности. В феврале 1938 г. было выдано новое техническое задание – на этот раз речь шла о сверхтяжелом танке прорыва, предназначенного для преодоления хорошо укрепленных оборонительный линий. Исходя из этого, был сделан вывод, что такой танк обязательно должен иметь тяжелое противоснарядное бронирование, скорострельное орудие в малой башне и орудие более крупного калибра в основной башне. По весовым характеристикам ограничений не было.

Разработку сверхтяжелого танка продолжили все три фирмы, в числе которых осталась и FCM. Главной задачей этого бронированного монстра стала борьба с укреплениями на Западном Валу (Линии Зигфрида) на франко-германской границе. В общих чертах FCM F1 был аналогичен советским тяжелым танкам СМК и Т-100, но французы, как обычно, внесли свою “изюминку” в этот проект. Как уже упоминалось, на F1 планировалось установить две башни, орудия которых должны были специализироваться на поражении различных групп целей, но в отличии от своих советских аналогов французский сверхтяжелый танк имел оригинальную компоновку. В передней части корпуса расположили отделение управление, за которым установили малую башню с 47-мм пушкой. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой – боевое отделение с основной башней, где была установлена 75-мм пушка. По бронированию F1, в случае его реализации в металле, превзошел бы все танки того времени – его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая – 120 мм (!) Очевидно считая, что такую “шкуру” пробить не удастся никому, французские инженеры решили упростить конструкцию корпуса и башен танка, придав им максимально “рубленые” формы.

Ходовая часть F1, между тем, не отличалась оригинальностью. Как и на танке В1 в ней сохранили множество опорных катков и оставили почти без изменений конструкцию траков гусеницы, хотя она стала более широкой, чтобы выдерживать огромный вес танка.

Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что 75-мм пушка не будет эффективной против долговременных немецких укреплений. В качестве альтернативных вариантов были предложены 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Дополнительное пулеметное вооружение размещалось следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обеим бортам по основной башней, в кормовой части основной башни со смещением влево.

Чтобы сдвинуть с места сверхтяжелый танк, масса которого достигла 140 тонн, в средней части корпуса расположили два 550-сильных дизельных двигателя Renault с электротрансмиссией. По предварительным расчетам максимальная скорость при передвижении по шоссе составила бы 24 км\ч.

Оценив собственные проектные возможности фирма FCM объявила, что постройка первого прототипа может быть закончена летом 1940 г., а производство сверхтяжелых танков можно будет начать в конце 1941 г. Эти планы оказались слишком оптимистичными, но уже 17 января 1940 г. фирма Schneider получила заказ на постройку четырех башен для опытных образцов танков F1, ARL и AMX “Tracteur C”: двух с 90-мм и двух со 105-мм пушками. В ответ представители от “шнейдера” заявили, что они согласны начать постройку башен только со 105-мм орудиями, так как постройка башен со 90-мм орудиями была сочтена нецелесообразной. Работы по ним были завершены к 4 марта 1940 г. – к этому времени выяснилось, что АМХ не способна уложиться в отведенные её сроки строительства “Tracteur C”. Спустя месяц программу закрыли, а все усилия сосредоточили на танке F1, деревянный макет которого был представлен 12 апреля. От танка фирмы ARL в скором времени тоже отказались – при сравнении обоих проектов наиболее привлекательно смотрелся именно F1. Кроме того, макет танка был выполнен с максимально возможной детализацией, что в итоге сыграло важную роль.

Впрочем, у FCM F1 нашлось в Генеральном Штабе немало противников. Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела довольно сомнительной, так как до испытаний танка было ещё далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35. Не стоит также забывать, что из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машины мог далеко не каждый мост.

И все же, техническая комиссия, которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 г., а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3-4 единицы в месяц. Также было выдвинуто условие довести бортовое бронирование до 120 мм, что повысило вес танка ещё примерно на 5 тонн, а скорость в этом случае снижалась до 20 км\ч. Как можно догадаться, ни одного экземпляра сверхтяжелого танка FCM F1 построено не было. Работы по постройке танка были прекращены в середине июня 1940 г., а заготовки по нему, по всей видимости, были уничтожены техническим персоналом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ШТУРМОВОГО ТАНКА FCM F1 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 140-145 тонн
ЭКИПАЖ, чел. 8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10530
Ширина, мм 3100
Высота, мм 4210
Клиренс, мм 360
ВООРУЖЕНИЕ одна 90-мм пушка, одна 47-мм пушка и четыре 7,5-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 120 мм борт корпуса — 100-120 мм корма корпуса — ? главная башня — ? малая башня — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ два Renault V12 KGM, жидкостного охлаждения, мощностью по 550 л.с. каждый
ТРАНСМИССИЯ электрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 16 сдвоенных опорных катков, 4 независимых катка, ведущее колесо заднего расположения
СКОРОСТЬ 20-24 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ~4,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

ARL Tracteur C Сверхтяжелый штурмовой танк

Официальное обозначение: ARL Tracteur C Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия завершения работ: начата постройка полноразмерного макета, который был разобран немцами на стадии примерно 40% готовности.

Как известно, в течении межвоенного периода во Франции было предпринято несколько попыток заменить тяжелые танки 2C построенные в 1919-1921 гг. компанией FCM в количестве 20 экземпляров. До 1925 года компанию им составляли 77 танков типа Mk.V*, полученные в самом конце 1-й мировой войны от Великобритании в обмен на аналогичное количество Renault FT, но уже к началу 1930-х гг. устарелость этих немногочисленных «монстров» стала более чем очевидной. Основная проблема заключалась не в возможностях инженеров и промышленности, а в тактико-технических требованиях, с которыми Генеральный штаб армии долгое время не мог определиться. Дело сдвинулось с мертвой точки только во второй половине 1939 года, когда компаниям ARL, AMX и FCM было выдано обновлённое, но всё ещё очень расплывчатое техническое задание – фактически, разработчикам «развязывали руки», поскольку никаких точных требований к калибру вооружения, составу экипажа, массе и другим ключевым параметрам не предоставлялось.

Проекты танков компаний AMX и FCM известны достаточно хорошо, даже несмотря на то, что FCM F1 был построен в виде полноразмерного деревянного макета, а два варианта AMX Tracteur C (1939-го и 1940-го года, различия между ними были существенные) не дошли даже до этой стадии и остались только на бумаге. Гораздо меньше ясности было с проектом ARL Tracteur C (название «Tracteur» было добавлено в целях секретности – такая вот получилась аналогия с немецкими Grosse и Leichte «тракторами»), о котором имелись только общие сведения.

Предполагалось, что это будет 145-тонная боевая машина, вооруженная двумя пушками в двух башнях, установленных продольно в носовой части корпуса. Спереди размещалась малая башня с 47мм пушкой SA35. Основное вооружение, состоявшее из 90-мм пушки образца 1939 года, монтировалось в массивной основной башне, имевшей маску наподобие советского танка КВ-2 с «пониженной» башней, и развитую кормовую нишу. По всей видимости, в качестве вспомогательного вооружения, в башнях и корпусе могли устанавливаться 7,5-мм пулеметы.

Длина корпуса оценивалась в 12 метров, ширина – около 3,2 метров, высота – около 3,6 метров. Очень мощным было лобовое бронирование, доходившее до 120 мм. Ходовая часть планировалась многокатковой, а её открытые элементы должны были закрываться бронированными фальшбортами. Точных сведений о силовой установке не сохранилось, но можно предположить, что на ARL Tracteur C могли быть установлены два двигателя мощностью по 500-550 л.с. каждый и электрическая трансмиссия. Надо сказать, что среди остальных 140-тонных аналогов, создаваемых по даной программе, проект ARL Tracteur C смотрелся наиболее консервативно и чрезмерно массивно.

Работы над ARL Tracteur C были начаты на рубеже 1939-1940 гг., но продвинуться удалось только до постройки деревянного полноразмерного макета, да и тот успели завершить примерно на 40% — была собрана носовая и средняя часть корпуса, малая башня, а также каркас главной башни с макетом вооружения и частичной обшивкой. В так виде макет ARL Tracteur C был захвачен в июне 1940 года немцами, которые успели сделать серию фотографий – именно благодаря им мы теперь можем представить, как именно мог бы выглядеть этот танк. Понятно, что французские «мастодонты» вермахту были абсолютно не нужны в связи с моральной устарелостью их конструкции, поэтому недостроенный макет ARL Tracteur C вскоре разобрали, а проектная документация, судя по всему, была уничтожена.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ШТУРМОВОГО ТАНКА ARL Tracteur C образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА 140-145 тонн
ЭКИПАЖ, чел. ~8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~12000
Ширина, мм ~3200
Высота, мм ~3600
Клиренс, мм ~400
ВООРУЖЕНИЕ одна 90-мм пушка modele 1939, одна 47-мм пушка SA35 и несколько 7,5-мм пулеметов
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 120 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ? главная башня — ? малая башня — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ два бензтновых мощностью по 500-550 л.с.(?)
ТРАНСМИССИЯ электрическая (?)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ многокатковая с передними направляющими и задними ведущими колесами
СКОРОСТЬ ~20 км\ч по твердому грунту
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?