Тяжелые танки Франции

FCM 1A Тяжелый танк

Официальное обозначение: FCM 1A
Альтернативное обозначение: Char Lourd
Начало проектирования: 1916 г.
Дата постройки первого прототипа: 1917 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип, проект закрыт в пользу FCM 2C.

Мало кому известно, что французская программа строительства танков началась раньше английской и, если бы не досадные ошибки разработчиков, бронированные машины Франции могли выйти на поля сражений ещё в 1915 г. Как уже многократно упоминалось.

Французские конструкторы решили пойти по пути наименьшего сопротивления, что привело к созданию танков Saint-Chamond и CA-1 Schneider, выполненных на базе тракторного шасси с размещением пушки в лобовом листе. При несколько лучшем бронировании и защищенности ходовой части эти танки по боевой эффективности не шли ни в какое сравнение с английскими машинами аналогичного класса, что и предопределило их дальнейшую судьбу.

В течении 1918-1919 гг. их полностью заменили легкие танки Renault FT-17 и тяжелые Mk.V*. Гораздо лучше на этом фоне смотрелся проект, представленный “Средиземноморским Обществом Железноделательных заводов и верфей” (F.C.M.).

Задание на разработку тяжелого танка поступило от руководителя DSA (Directeur des Service Automobiles – Управление Автомобильной Службы) М.М.Савитье ещё в июле 1916 года. Сразу после получения данных о боевом применении танков Mk.I специалисты фирмы F.C.M. разработали проект танка массой 38 тонн, вооруженного 105-мм пушкой и оснащенного 30-мм броней.

Двигатель мощностью 200 л.с. должна была предоставить фирма renault. Весьма скоро — 30 декабря 1916 года, проект пд названием Char Lourd А предоставили на рассмотрение Консультативному комитету штурмовой артиллерии. В целом, старания инженеров от F.C.M. оценили положительно, однако на очередном заседании, проведенном 17 января 1917 г., выводы были не столь оптимистичными. Предварительная оценка проекта показывала, что при 30-мм бронировании и полном комлекте вооружения с боезапасом и топливом, масаа танка составит около 40 тонн.

При существовавших тогда технологиях создать надежную и удобную в экспуатации трансмиссию механического типа не представлялось возможным, поэтому было рекомендовано разработать трансмиссию электрического типа, как на танке Saint-Chamond M16. Данный процесс был развит генералом Этьеном, который предложил сразу два альтернативных варианта танка с 75-мм пушкой и разными типами трансмиссий – механической и электрической.

К этому времени комитет наконец определился с требованиям к бронированию – защита танка должна была выдерживать попадание 77-мм немецких полевых орудий, таким образом снова подводя его к начальной отметке в 30 мм. Опыт боевого применения французских танков показывал, что без размещения основного вооружения во вращающейся башни никак не обойтись, поскольку тот же Saint-Chamond мог наводить своё орудие в сильно ограниченных секторах и впоследствии использовался в качестве САУ. С этой позиции проект фирмы F.C.M. выглядел достаточно перспективно, тем более что летом 1917 г. был спроектирован новый танк Char Lourd 1А.

Ходовая часть тяжелого танка не отличалась особой оригинальностью. Согласно требованиям на штурмовой танк её пришлось сделать достаточно высокой, почти в человеческий рост. Подвеска опорных катков малого диаметра была блокированной, но жесткость хода отчасти компенсировалось их количеством. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие гребневого зацепления – сзади. Все открытые элементы ходовой части были закрыты бронещитом.

Компоновка танка 1А была классической. В передней части корпуса размещалось отделение управления, где находились места механика-водителя и его помощника. Далее располагался боевой отсек, по бортам которого были сделаны по две амбразуры для стрельбы из пулеметов и по одному смотровому прибору. Тут размещалось сразу пять танкистов: командир, наводчик, заряжающий, пулеметчик и моторист. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части корпуса, занимая более 50% его длины. Бронирование было выполнено дифферинцированным. Лобовая часть корпуса и башня изготовлялась из 35-мм брони, борта и корма корпуса — из 20-мм брони, крыша и днище — из 15 мм.

Приборов наблюдения было немного. В корпусе было сделано четыре смотровые щели защищенные бронестеклами (две впереди и две по бортам). Командир мог вести наблюдение за местностью с помощью командирской башенки (устанавливалсь на крыше главной башни) или телескопического орудийного прицела.

Состав вооружения оказался весьма сильным. В башне танка конической формы, которая устанавливалась на крыше боевого отделения, разместили 105-мм орудие и 8-мм пулемет Hotchkiss. По проекту и на макете ещё один пулемет находился в шаровой установке в лобовой части корпуса с небольшим смещением к левому борту, но на прототипе он не появился. В укладке перевозилось ещё четыре 8-мм пулемета.

Перед началом изготовления прототипа был построен деревянный макет в натуральную величину. Макетная комиссия осталась довольна — внешний вид танка 1А был весьма внушительным и при этом он обладал башней с круговым вращением и более сильным бронированием, чем любой из британских «ромбов».

На ходовые испытания, которые проводились близ города Сейне (Seyne), опытный образец 1А вышел 10 декабря 1917 года. Официальный испытательный цикл начался 21-22 декабря с пробега по дороге между городами Сейне и Саблетте (Sablettes), после чего танк отправился на песчаный пляж.

Благодаря высокой ходовой части 1А легко преодолевал все основные препятствия, такие как траншея шириной 2 метра, вертикальная стенка высотой 0,9 метра, яма диаметром 3,5 метра, проволочные заграждения, эскарп, небольшие воронки от снарядов и горки расположенные на расстоянии 3,5 метра друг от друга. На полном ходу танк мог свалить дерево диаметром 35 см. Единственное слабое место в отношении подвижности 1А стала трудность его управления на поворотах. Другими словами, танк хорошо двигался только по прямой. При попытке “заложить вираж” танк, из-за большой длины ходовой части, конструкции гусеничных траков и недоработанной механической трансмиссии, едва двигался даже на твердой поверхности.

Огневые испытания также прошли вполне успешно. Стрельба из 105-мм орудия подтвердила её высокую эффективность, однако на серийных танках решили устанавливать всё же 75-мм пушку. Выбор в пользу менее мощного орудия был обусловлен сразу несколькими факторами: меньшая отдача при выстреле, меньшие габариты и больший боекомплект. Если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их можно было загрузить уже 200 штук. Для каждого их пяти пулеметов полагалось 2500-3000 патронов.

Несмотря на положителные результаты работы по проекту 1А были прекращены в пользу более перспективного Char Lourd 1B, более тяжелого и лучше вооруженного. А ведь общая стоимость работ по проектированию и изготовлению опытного образца FCM 1А составила 600.000 франков, что для разоренной войной Франции было немаленькой суммой. Танк должен был оснащаться 75-мм орудием и четырьмя пулеметами. Общая длина FCM 1B составляла по проект 8,29 метра, боевая масса — около 45 тонн.

Прототип танка FCM 1В так и не был построен, так как 11 ноября 1918 года война закончилась. В то же время, вариант с электрической трансмиссией Char Lourd 1C, представиленной в 1917 году фирмой Establishment Experementale Francais, получил поддержку. Этот проект выглядел более монструозно – длина около 10 м, экипаж 10 человек, бронирование 45 мм. Поскольку боевая масса танка превысила 50 тонн в качестве силовой установки планировалось использовать два 250-сильных мотора.

Но и здесь комитет особо не торопился с решением о начале постройки хотя бы одного прототипа. Дело все в том, что в 1917 г. англичане предложили 77 своих танков Mk.IV взамен на французские FT-17, что позволило временно покрыть недостаток в тяжелых танках непосредственной поддержки пехоты. Чуть позже, в декабре того же года правительство дало разрешение на строительство танков Mk.VIII, англо-американской разработки прототип которого даже не был построен. Все эти факторы, плюс сомнения в выборе вооружения и толщине брони могли привести к срыву собственной программы строительства танков прорыва.

И все же Этьену удалось убедить комитет в правильности его мнения и 9 февраля 1917 г., выступая со специальным докладом, он убедительно доказал, что атаку пехоты должны возглавлять именно тяжелые машины с мощным вооружением и бронированием (то есть тем, чем не могли похвастаться английские танки). Аргумент оказался весомым и 21 февраля танки были включены в производственную программу. Официальное решение о постройке французских тяжелых танков было принято 13 июня.

Многочисленные проволочки привели к тому, что строительство первого опытного танка FCM 1С так и не состоялась. В то же время, летом 1918 года актуальность в наличии тяжелой штурмовой машины сильно снизилась. Немецкая армия начала полномасштабное отступление и вскоре Германия сама попала в водоворот революционных событий, приведших к её капитуляции.

По большому счету, этот танк представлял собой утяжеленную версию модели 1А, у которой до 45 мм была усилена броня лобовой части корпуса и башни (незначительно модифицированной), а 75-мм пушка стала стандартной. Состав и расположение легкого стрелкового вооружения сохранили, но уже тогда был поднят вопрос и более рациональном его распределении, ведь кормовая часть танка оставалась незащищенной от атак пехоты. Так, было решено, что в кормовой части танка должна быть установлена малая башня с одним 8-мм пулеметом. На единственном прототипе 1С эту идею не реализовали, поскольку это привело бы к значительному изменению конструкции корпуса. Кстати, на прототипе использовали трофейные немецкие двигатели Mercedes, применявшиеся ранее на дирижаблях, причем их количество увеличилось на одну единицы. В сумме, электрическая трансмиссия и силовая установка суммарной мощностью 500 л.с. должны были улучшить ходовые качества танка, но фактически этого не произошло. По тактико-техническим параметрам модели 1А и 1С были почти равноценны, если не учитывать возросшую до 8-10 км\ч максимальную скорость позднего варианта танка.

В начале 1918 года была разработана новая версия танка прорыва, названная Char Lourd 2С. Это был проект, в котором попытлись исправить некоторые конструктивные недостатки предыдущих моделей, что привело к возрастанию боевой массы до 70 тонн, в то время как состав экипажа увеличился до 12 человек. Вооружение теперь размещалось в двух башнях и по бортам корпуса. С целью увеличения преодоления препятствий гусеницы танка обхватывали корпус, что привело к увеличению его высоты до 4,15 м.

Для своего времени это был очень передовой проект, повлиявший на конеструкторскую мысль — достаточно вспомнить проекты советских танков ГУВП или японские тяжелые танки №1 и 2591 (Тип 91). Последние два строились под явным французским влиянием. С другой стороны, участь штурмовых танков фирмы F.C.M оказалась не столь уж радостной. Вначале в несколько раз был сокращен заказ, который в финальном варианте ограничился 10 машинами. Постройка тяжелых танков затянулась до 1922 года, а поддерживать в боеспособном состоянии все 10 танков удавалось не каждый год. Служба танков 2С выдалась довольно мирной. На протяжении 1922-1936 гг. они периодически привлекались к маневрах и различным смотрам, пока их не отправили в резерв. К началу 2-й Мировой войны сохранились все танки 2С, однако два из них пришлось разобрать в виду полного износа конструкции. В мае 1940 года, когда ситуация на фронте стала критической, командование французской армии решилось использовать 2С в боевых условиях. Итог этого предприятия был вплоне закономерным — все 6 танков отправленных на фронт были уничтожены своими экипажами в 40 км от станции Нофшато.

Единственный прототип FCM 1A долгое время ржавел под открытым воздухом, после чего он стал считаться музейным экспонатом. В конечном итоге танк стал немецким трофеем — в июне 1940 года он был захвачен на одной из улиц Версаля, где французы организовали опорный пункт. К этому времени танк был в неходовом состоянии (без двигателя, гусеничных траков, пулеметов и части оборудования). Не исключено, что его, как и несколько не менее древних FT-17, просто отбуксировали в город, превратив ДОТ. Так что вполне возможно, прототип FCM 1A мог принять участие в боях 14-17 июня. Новые владельцы, без всякого смущения, пустили его на слом, следом за FCM 2C.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА FCM 1А образца 1917 г.

БОЕВАЯ МАССА 41000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8350
Ширина, мм 2840
Высота, мм 1980
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм или 75-мм пушка и пять 8-мм пулеметов
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов для 105-мм орудия или 200 выстрелов для 75-мм орудия
12500-15000 патронов для пулеметов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопические орудийные прицелы
оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ башня — 35 мм
лоб корпуса — 35 мм
борт корпуса — 20 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша корпуса — 15 мм
днище корпуса — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ Renault, бензиновый, 8-цилиндровый, мощностью 250 л.с
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 28(?) опорных катков малого диаметра, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ 6 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м ~1,20
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ~4,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

FCM 2C Тяжелый танк прорыва

Официальное обозначение: FCM 2C Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1917 г. Дата постройки первого прототипа: 1919 г. Стадия завершения работ: построено 10 экземпляров, все потеряны в 1940 г.

FCM 2C танк в своём роде уникальный. Его история началась в конце 1916 г., когда Генеральный Штаб французской армии потребовал создать тяжелый танк прорыва, который должен был заменить неудачные танки поддержки St.Chamond M1916 и Schneider CA.1, которые уже на момент своего появления не вызывали особого восторга у военных. Их ходовые характеристики и боевые качества в целом оказались довольно скромными, что заставило французов искать помощи у Великобритании. После долгих переговоров британцы согласились обменять 77 тяжелых танков Mk.V* на такое же количество легких Renault FT-17, однако эта сделка была реализована лишь в 1918 г., а тогда требовалось найти более быстрое решение, причем своими силами.

Учитывая опыт использования “ромбовидных” тяжелых танков Mk.I и Mk.II французский Генштаб в декабре 1916 г. сформулировал требования для танка аналогичной весовой категории и назначения. Спустя всего месяц на рассмотрение поступило несколько проектов, наиболее перспективным из которых казался проект фирмы FCM. Оценочная масса танка составляла около 38 тонн, бронирование – до 30 мм, вооружение состояло из 105-мм пушки и нескольких пулеметов. Характерной особенностью этой машины было размещение основного орудия во вращающейся башне с круговым сектором обстрела. Летом 1917 г. проект переработали, после чего был выдан заказ на постройку двух опытных тяжелых танков под индексом 1А, сборку которых начали осенью того же года. Не дожидаясь, пока опытные образцы поступят на испытания, инженеры FCM представили новый проект, позднее получивший индекс 2С. Танк получился заметно крупнее, а толщину бронирования довели в лобовой части корпуса до 45 мм.

Основное вооружение, состоявшее из 75-мм пушки АРХ 1897, размещалось в башне с сектором обстрела 320 град. Дополнительное вооружение включало в себя четыре 8-мм пулемета Hotchkiss, один из которых устанавливался в башне на корме, два – по бортам (под главной башней) и ещё один – в передней части корпуса. Немало проблем возникло при проектировании ходовой части. Согласно техническому заданию танк должен был преодолевать траншеи и рвы шириной 4 метра и вместе с тем не “вылезать” за габариты железнодорожных платформ. В результате при длине танка чуть больше 10 метров соотношение ширины к высоте получилось 1:2.

Компоновку французского танка также было трудно назвать удачной: отделение управление размещалось в носовой части корпуса, за ним – боевое отделение (башня была рассчитана на 4-х человек), моторно-трансмиссионный отсек и кормовое боевое отделение. Двигатель располагался почти ровно в центре корпуса, но из-за его размера и дополнительного оборудования систему выхлопа и радиостанцию пришлось вынести наверх, защитив их бронированным кожухом. Собственно этот кожух и “съел” те самые 40 град. от кругового обстрела основного орудия. Трансмиссия машины была сложной. Два двигателя приводили в действие отдельные генераторы постоянного тока. Каждый из них подавал энергию на электромотор, приводивший в движение соответствующую гусеницу танка. При выходе из строя одного двигателя питание электромоторов переключалось на один генератор, и тогда танк весом 70 тонн мог двигаться только со скоростью пешехода. Ходовую часть сделали по аналогии с британской: она получилась многоколесной с гусеницами полностью обхватывающими корпус.

Можно сказать, что на этот раз задача “догнать и перегнать” Великобританию в деле строительства тяжелых танков была полностью выполнена, что дало все основания выдать заказ на 700 танков (затем сокращенный до 300), которые предстояло выпустить к новому наступлению, намеченному на весну 1919 г. Как известно, Германия капитулировала в ноябре 1919 г. и грандиозные планы танковых прорывов были отменены. От выпуска тяжелых танков также пришлось отказаться. Разоренная войной Франция уже не могла себе позволить иметь большой танковый парк, состоящий из машин разных типов. К примеру, стоимость одного танка FT-17 равнялась 100.000 франков, в то время как один танк 2С обходился казне аж в 2.000.000 франков в ценах 1920 г. Кроме того, тяжелые танки оказались излишне “прожорливыми” и трудными в эксплуатации. В среднем двигатели танка потребляли 12,8 литра топлива на 1 км пути, так что огромный 1280-литровый топливный бак полностью опустошался через 150 км движения по шоссе. По пересеченной местности запас хода был ещё меньше. Немало денег также уходило на обучение экипажей и обслуживание. В итоге действующая армия получила всего 10 экземпляров 2С, сборку которых начали в конце 1918 г. После завершения войны торопиться было некуда и последний тяжелый танк из этой серии сдали только в 1922 г. Согласно традиции каждый танк получил собственное имя, словно боевой корабль.

Межвоенный период оказался для танков 2С излишне спокойным. Поскольку в 1920-е гг. они являлись единственными танками прорыва 2С до 1938 г. привлекались для проведения различного рода маневров. Им по прежнему определялась ударная функция, хотя с появлением противотанковой артиллерии бронирование тяжелых танков все же признали недостаточным. Конечно, 20-мм и 37-мм ПТО вряд ли смогли бы пробить лобовую броню, но вот с бортов и кормы танк оказывался против них практически беззащитным. Положение ухудшилось после получения информации о внедрении в производство 75-мм ПТО, для которых и 50-мм броня не являлась препятствием. С другой стороны пушка танка 2С могла эффективно бороться только с легкими машинами типа Pz.I или Pz.II, но ограниченные углы обстрела и небольшая подвижность французского танка сводили и это преимущество к минимуму. Тем не менее, существование этого “сухопутного линкора” на вооружении французской армии в течение почти двух десятилетий подтолкнуло к созданию своих “дредноутов на гусеницах” и другие страны. В Англии был создан тяжелый пятибашенный танк A1E1 “Independent”, в Германии – серия двухбашенных средних танков “Grosstraktor” и тяжелый трехбашенный NbFz, а в СССР – тяжелый пятибашенный Т-35. Любопытно, что вплоть до начала войны в Московской военной академии им. Фрунзе, где готовили командный состав для танковых войск и кадры конструкторов для оборонных заводов, в качестве учебного наглядного пособия использовали старательно выполненную из металла двухметровую модель FCM 2C.

В середине 1920-х гг. французские инженеры предприняли несколько попыток усилить боевую эффективность танка. В 1923 г. на одну из машин (№99 “Champagne” ) в опытном порядке установили 155-мм короткоствольную гаубицу и французские моторы мощностью по 250 л.с. Масса танка после этого возросла до 74 тонн, что ещё больше снизило максимальную скорость. В итоге модификация 2Сbis так и осталась в единственном экземпляре, а в 1939 г. его снова перевооружили 75-мм пушкой.

К началу 1939 г. в сохранились все 10 экземпляров (номера 90-99), часть из которых не была в боеспособном состоянии. К этому времени они находились все в том же 511-м танковом полку в Вердене, откуда они уже давно никуда не выезжали. В июле танки решили перебросить под г.Бельруп (Belrupt) в 5 км от исходного места дислокации, где из них был сформирован 51-й танковый батальон (51 ВСС) в составе трех отделений, командовал которым полковник Фурне. В каждом из них находилось по три танка, а ещё один выполнял функции командирской машины. Впрочем, попытка преодолеть даже столь небольшое расстояние оказалась для немногих 2С непосильной задачей. На марше старые двигатели Mercedes в буквальном смысле слова “задыхались”, в результате чего два танка требовали серьёзного ремонта.

Уже после начала войны, в октябре 1939 г., батальон был передислоцирован в Брийи, что в 43 км северо-восточнее Вердена. Здесь танкисты вновь проходят усиленное обучение с практическими стрельбами, а танки переоснащаются двигателями Maybach, изъятыми из арсенала Пюто. Они были получены ещё в 1919 г. в качестве репараций от Германии и до этого момента оставались невостребованными. К 10 мая 1940 г. восемь боеспособных танков вывели в полевой лагерь в 5-6 км от Вердена и в течении этого же месяца они побывали в н\п Норой (Noroy ECP) и Жудревилль (Joudreville).

Днем 12 мая командир батальона получил приказ погрузить танки на станции Ландре (Landres) и выдвигаться к линии фронта в распоряжении III-й армии. На подготовку к маршу ушло несколько часов и около 8 часов вечера им удалось отправиться в путь, потеряв при этом две машины по техническим причинам. Прибыв в Ландре оказалось, что свободные локомотивы отсутствуют. Только после настоятельных требований со стороны командира батальона и вмешательства начальника станции паровозы были выделены и на рассвете 13 июня началась погрузка танков на платформы. Из них формируют два состава по три танка в каждом. Первый состав уходит в 13:30, второй – в 14:30.

В это время командир 513-го полка (G.B.C.513) полковник Сен-Серне (Saint-Sernin), в виду быстрого продвижения немецких войск приказал взорвать два нетранспортабельных танка, застрявших в Менвилле (№95 “Tourane”) и Пьенне (№92 “Picardie”). Прибыв на станцию Гондрекур-ле-Шато (Gondrecourt-le-Chateau) батальон оказался в тяжелой ситуации. Связь со штабом III-й Армии отсутствовала, поэтому получить дальнейшие инструкции было не от кого. Лишь спустя несколько часов представителям 51-го батальона удалось разыскать командование, которое отдало им приказ высадиться в н\п Certilleux и Landaville, что в 5 и 8 км южнее Нофшато (Neufchateau), и занять там оборону. Однако, в нескольких километрах от станции составы подвергаются авиационной бомбардировке, но в этот раз удается отделаться лишь небольшими повреждениями. Последовавший за ними штаб батальона, во главе с полковником Фурне, отстал от своих танков поскольку ж\д полотно у станции Сertilleux оказалось разрушенным, а дорожные рабочие разбежались. Отправившись искать свои поезда с танками Фурне прибывает в Нофшато, где пытается расспросить об их судьбе местного комиссара. Тот, очевидно не владея ситуацией, ничего внятного ответить не смог. Положение отчасти спас стрелочник, который рассказал о том, что оба состава могли быть отправлены по путям через станцию Ис-сюр-Тиль, что в 22 км от Дижона. Вернувшись на “исходные позиции” командование батальоном принялось терпеливо ждать новостей.

Первые сведения поступили спустя сутки – 15 мая. Оказалось, что танки застряли около Нофшато. Тем временем штаб армии одобряет маршрут передвижения через Ис-сюр-Тиль, как наиболее безопасный. Между 9 и 10 часами утра поездам удается пройти Нофшато, но высланному с этим донесением мотоциклисту сообщить об этом в штаб не удается, поскольку тот уже успел перекочевать в другой город. С этого момента командир 51-го батальона со штабом связи больше не имел.

В 16:00 Фурне посылает капитана Ролле разузнать, где и в каком состоянии находятся составы. Вернувшись через час Ролле доложил, что танки блокированы в Маасе (40 км от Нофшато), где на станции спереди и сзади них скопилось ещё по 5 поездов. Хуже того, стоящий впереди состав с топливом горит, а машинисты и механики локомотивов сбежали, предварительно выведя их из строя. К этому времени немецкие войска занимают г.Кулмон-Шалиндри (Culmont-Chalindrey) в 24 км от Мааса. Не имея возможности выгрузить танки с платформ Фурне принимает тяжелое, но вполне оправданное решение – во избежание захвата оставшихся 2С немцами их следует уничтожить. К 7 часам вечера всё было кончено. Личный состав и штаб эвакуировался на грузовиках, оставив разбитые танки противнику.

Тем не менее, немцам, в практически целом состоянии, достался танк №99 – что помешало полностью вывести из строя сейчас сказать трудно. По всей видимости, французы слишком торопились и в данном случае ограничились повреждением отдельных агрегатов. Эта машина была доставлена в Берлин, где некоторое экспонировалась на выставке трофейного вооружения. О её дальнейшей судьбе сведения не сохранились.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА FCM 2C образца 1921 г.

БОЕВАЯ МАССА 70000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 12-13
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10270
Ширина, мм 2950
Высота, мм 4100
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка и пять 7,5-мм пулеметов Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ 125 снарядов и 10000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 45 мм борт корпуса — 30 мм корма корпуса — 25 мм главная башня — ? малая башня — ? крыша — ? днище — 15-18 мм
ДВИГАТЕЛЬ два карбюраторных Mercedes GIIIa, по 180 л.с. каждый (на модифицированных танках устанавливались моторы Maybach по 250 л.с.)
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 36 опорных катков с блокированной пружинной подвеской, 5 направляющих и 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 12-15 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м 1,22
Глубина брода, м 1,60
Ширина рва, м 4,15
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Char de Bataille FAHM M1921 Тяжелый танк

Официальное обозначение: Char de Bataille FAHM M1921 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1921 г. Дата постройки первого прототипа: 1924 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Согласно техническому заданию от 1921 г. на “боевой танк” (“char de bataille”) фирмой FАНМ был разработан собственный проект, более известный сейчас как FAHM M1921. В основе текущей спецификации предусматривалась установка гаубицы в корпусе, которая могла вести огонь только по курсу в небольшом секторе. В то же время, пулеметы должны были размещаться в башне с круговым обстрелом и в корпусе. Вторым важным пунктом было требование обеспечения высокой проходимости по пересеченной местности.

Инженеры фирмы FAHM представили своё видение такой боевой машины, которая имела все шансы на успех. Идея многокатковой ходовой части, использоввшей опорные катки малого диаметра с пружинной подвеской, только только набирала популярность и потому та схема нашла применение на FAHM M1921. Направляющие колеса размещались спереди и были высоко подняты над грунтом. Ведущие колеса — заднего расположения. В отличии от своих конкурентов, ходовая часть этого танка была выполнена таким образом, что гусеницы не охватывали корпус. Это позволило улучшить защиту ходовой части.

Корпус танка клёпаной конструкции собирался из листов катаной броневой стали толщиной до 25 мм. Отличительно чертой FAHM M1921 являлась высокая надстройка, в которой размещалось боевое и силовое отделение. Вооружение танка осталось стандартным – 75-мм пушка устанавливалась в лобовой части корпуса по продольной оси, вспомогательное вооружение состояло из двух 7,5-мм пулеметов с раздельным наведением, которые монтировались в небольшой одноместной башне.

По результатам сравнительных испытаний, проходивших в Рюэйле в 1924-1925 гг., танк FAHM M1921 был отвергнут.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА FAHM M1921 образца 1921 г.

БОЕВАЯ МАССА 17000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5200
Ширина, мм 2400
Высота, мм 2430
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка и три 7,5-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ? башня — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, мощностью 120 л.с., запас топлива 230 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ многокатковая со змеевидными гусеничными лентами
СКОРОСТЬ 18,2 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 70 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

B1 Пехотный танк

Официальное обозначение: B1
Альтернативное обозначение: Char B1
Начало проектирования: 1924 г.
Дата постройки первого прототипа: 1934 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1935-1940 гг.

Подведённые в 1925 году итоги конкурса на создание “боевого танка” (Char de Bataille), который был объявлен в январе 1921 года, желаемых результатов не принёс. Ни один из представленных прототипов не соответствовал требованиям технического задания, хотя ближе всего к ним оказался танк SRB, созданный в кооперации фирм Renault и Schneider. А ведь условия спецификации не были слишком жестокими. Армейское командование рассчитывало получить боевую машину массой порядка 30 метрических тонн, корпус максимально низкой высоты с установленным в его лобовой части пушкой, небольшую пулеметную башню, бронирование до 25 мм и экипаж 3 человека. Вооружение предусматривало два варианта: с 75-мм гаубицей и 47-мм противотанковой пушкой.
Очевидно, что на конструкцию французских танков сильно повлиял опыт британского танкостроения. Хотя последние вариации на тему “ромбовидных” машин оказались достаточно удачными было ясно, что данная схема резервы для модернизации исчерпала. В последний год войны эта тенденция нашла воплощение в несколько измененной форме, когда высота корпуса действительно уменьшалась, однако гусеницы по-прежнему полностью охватывали его. В итоге, половина из представленных прототипов “боевого танка” так или иначе тяготела к британскими машинам.

Танк Renault-Schneider SRA по конструкции ходовой части сильно напоминал Medium tank Mk.D, прототип FAHM строился под влиянием Vickers Medium Mk.I, а прототип FCM 21 больше напоминал уменьшенную копию Char 2C. Что касается опытного образца Renault-Schneider SRB, то его ходовая часть отдалённо напоминала британские “ромбы”, но сам танк имел значительно меньшие размеры. Именно его, в силу большей технической надежности конструкции, и выбрали для дальнейшего развития.

В марте 1925 года была готова новая спецификация для “боевого танка”, массу которого ограничили 19-22 тоннами при увеличении толщины брони до 40 мм. Танк должен был комплектоваться траками типа Holt, разработкой которых занималась фирма FCM, двигателем Renault, а трансмиссия типа Naeder и подвеска заимствовались от танка фирмы FAHM. Компоновка и состав вооружения полностью сохранялись, но по требованию генерала Этьена корпус танка должен был обеспечивать внутренний доступ механику из боевого отделения в моторно-трансмиссионный отсек.

Постройку полноразмерного деревянного макета поручили фирме Renault в ноябре 1925 года. В значительной степени новый танк напоминал SRB, несколько отличаясь от него увеличенной по высоте формой корпуса и обводом гусеничных цепей. Сборка макета была завершена в начале января 1926 года – в представленном виде танк устроил военную комиссию, состоявшую в основном из представителей Direction de l’Infanterie (DI). Спустя несколько дней, 27 января, DI распорядилось построить три опытных образца “боевого танка”, который в целях секретности получил обозначение Tracteur 30. Не решаясь полностью склониться в сторону проекта фирмы Renault заказ на два других прототипа распределили между фирмами FCM и FAHM.

К этому времени требования к Char de Bataille снова изменились и в соответствии с планом поставки вооружений на 1926 год в обязанности “боевых танков” входила преимущественно поддержка пехоты. Поскольку функция борьбы с танками оказалась вторична установку 47-мм орудия посчитали необязательным, а толщину брони вновь сократили до 25-35 мм. Это позволило бы уложиться в требования по массе (22 тонны) и развивать максимальную скорость до 15 км\ч. Правда, теперь танк предстояло оснастить радиостанцией, для чего необходимо было предусмотреть размещение в боевом отделении места для радиста. Официальный контракт с тремя фирмами на поставку прототипов Tracteur 30 был подписан 18 марта 1927 года.

Эта задача оказалось не менее сложной, чем постройка SRA и SRB, так как финансирование танкостроительной программы резко сократили. В связи с этим опытный образец танка от фирмы Renault был готов только в январе 1929 года, однако окончательную сборку произвели только к марту. Прототип под номером 101 изготовлялся из обычной стали, оснащался пулеметной башней типа ST2 и не имел вооружения – установку пушки удалось провести только в апреле 1930 года, когда испытания были практически завершены. Этот прототип оснащался 75-мм пушкой Schneider, вместо планируемой St-Chamond М21.

Танк фирмы Renault, являвшийся фаворитом в конкурсе, при неполной боевой массе 24750 кг слегка выходил за весовые ограничения, но зато мог развивать скорость 24 км\ч. Его бронирование, впрочем, не превышало 25 мм, что не соответствовало техническому заданию. В период с 6 мая и до августа 1930 года испытания танка проводились под наблюдением представителей Commission d’Experiences des Materiels de Chars (CEMC), которые оценили его весьма положительно. Несколько ранее обозначение Tracteur 30 сменили на Char B, где буква “B” обозначала тип танка – боевой (Batalie).

Весной того же года был получен прототип №102 от FAHM (фактически он был построен фирмой Renault), а в сентябре 1930 года фирма FCM наконец представила собственный танк №103, собранный силами Atelier de Mepanti в Марселе. Несмотря внутренние конструктивные различия опытные образцы тяжелого танка смотрелись практически идентично.

Опытный образец FCM имел ряд конструктивных отличий: трансмиссию типа Winterthur, сцепление Citroen и дизельный двигатель Sulzer, позже замененный дизелем Clerget. Кроме этого, в башне прототипов №102 и №103 планировалась установка 47-мм орудия и одного пулемета, хотя в действительности она не производилась. Все эти нововведения посчитали недостаточно надежными в техническом отношении и в скором времени комиссия отклонила танки фирм FCM и FAHM.

Впрочем, этот факт совершенно не помешал активно использовать все три танка для различного рода экспериментов, связанных, прежде всего, с возможностью их тактического применения. Являясь наиболее современной боевой машиной Char B вызвал большой интерес у армейского руководство, однако DI совершенно не торопилось с принятием на вооружение этой машины. С одной стороны надлежало устранить ряд технических недостатков, с другой – армия ещё не могла определиться сколько танков и какого типа нужно пехоте. Существовавшие в тот период концепции “боевого” (Char de Bataille) и “маневренного” (Char de Manoeuvre) танков по большей части соответствовали советской системе танко-тракторного и авто-броневооружения от 1931 года. Но если в СССР она нашла быстрое воплощение в жизнь, что во Франции период войсковых испытаний сильно затянулся. В итоге, идея “маневренного” танка впоследствии была отклонена, а в качестве танка поддержки пехоты был выбран Renault D1, который являлся глубокой модернизацией морально устаревшего Renault NC-2. В свою очередь, танки типа Char В предназначались для усиления бронетанковых подразделений, приданных пехоте.

В октябре 1931 года было сформировано Экспериментальное подразделение (Detachement d’ Experimentation) дислоцированное в Camp de Chalons, куда в декабре были переданы опытные танки. Здесь Char B прошли испытания в зимних условиях, после чего танки своим ходом прибыли для ремонта в Atelier de Rueil. Тестирование было продолжено в сентябре 1932 года, когда Char B участвовали в маневрах проводимых в Шампани. Далее, в мае 1933 года, танки №102 и №103 передали в состав Detachement d’Engins Blindes для выполнения серии тестов на военных базах Coetquidan и Mourmelon, а закончилась их непродолжительная карьера в Sissone в апреле 1934 года. На испытаниях опытные образцы №102 и №103 по основным показателям оказались практически идентичны №101 – танки могли развивать максимальную скорость 19 км\ч, пересекать траншею шириной до 2,4 метра и преодолевать брод глубиной до 1,05 метра.

Примечательно, что в 1930-1931 гг. машины типа Char B, независимо от производителя, считались опытными. Даже после начала серийного производства считалось, что в скором времени В1 будет заменен более современными машинами В2 (массой 35,5 т), В3 (45 т) или ВВ (50 т), работа над которыми ещё не вышла за стадию эскизов и предварительных чертежей. Как можно догадаться, ни один из этих проектов реализован не был, а единственным боеспособным тяжелым танком французской армии стал В1.

Решение о постройке стандартизированного “боевого танка” тяжелого типа последовало лишь в 1934 году – через 13(!) лет после утверждения первой спецификации. Стоит ли удивляться, что при массе преимуществ новый танк получился морально устаревшим. Официально серийной машине было присвоено обозначение Char B1, а не Renault B1, как это принято сейчас. Столь принципиальное различие говорит о том, что Renault не являлась “единоличным” разработчиком этой машины, а работала в сотрудничестве с другими фирмами.

Первый контракт на сборку Char B1 подписали 6 апреля 1934 года – фирме Renault предстояло собрать всего 7 машин, предназначенных для войсковых испытаний. В декабре была начата постройки второй серии из 20 танков, а 29 апреля 1935 года были заказаны следующие 5 танков. В том же году Пехотное Управление окончательно решилось принять В1 в качестве основного тяжелого танка поддержки пехоты.

Одной из главных причин замедленного производства В1 и его модификаций послужила чрезвычайно высокая стоимость танка, составлявшая 1,5 миллиона франков за штуку. Технологическая сложность и моральная устарелость конструкции тоже сыграли свою роль, но гораздо менее значительную. Вообще, ближе к середине 1930-х гг., в Пехотном Управлении произошел своеобразный раскол – одни вышестоящие чиновники требовали иметь на вооружение только тяжелые “пехотные” танки, другие отстаивали резонность постройки большого количества лёгких боевых машин. Верх не удалось взять ни одной из сторон, поэтому решение было принято компромиссное. Подобный ход DI вызвал возмущение у некоторых прогрессивно настроенных строевых командиров. К примеру, знаменитый Шарль де Голль, тогда ещё носивший звание полковника, отстаивал мнение, что две трети “пехотных” танков должны составлять более скоростные D2, с которыми ещё оставались шансы на возможность оперативного прорыва. Оставшуюся треть должны были составить тяжелые В1 с обязательным их оснащением 47-мм пушками. А ведь на самом деле французская армия получила эти танки практически обратных пропорциях.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНЫХ ТАНКОВ
B1 и B1bis образца 1934\1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 28000 кг 31500 — 32000 кг 50000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4 4 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6370 6370 10520 (с орудием)
Ширина, мм 2500 2500 3400
Высота, мм 2790 2790 3200
Клиренс, мм 450 450 450
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм гаубица SA32, одна 47-мм пушка SA34 и один 8-мм пулемет Chatellraut Mle 1931 одна 75-мм гаубица SA32, одна 47-мм пушка SA34 и один 8-мм пулемет Chatellraut Mle 1931 одна 90-мм пушка SA Mle 1945 и два 7,5-мм пулемета МАС Mle 1931
БОЕКОМПЛЕКТ 87 выстрелов для 75-мм гаубицы, 50 выстрелов для 47-мм пушки, 9600 патронов 74 выстрела для 75-мм гаубицы, 50 выстрелов для 47-мм пушки, 9600 патронов 50 выстрелов для 90-мм пушки и 5000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел, перископический бинокуляр телескопический прицел, перископический бинокуляр телескопический прицел, перископический бинокуляр
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 40 мм
борт корпуса — 40 мм
корма — 40 мм
башня — 40 мм
крыша — 14-27 мм
днище — 20 мм лоб корпуса — 40 мм
борт корпуса — 40 мм
корма — 40 мм
башня — 40 мм
крыша — 14-27 мм
днище — 20 мм лоб корпуса — 120 мм
борт корпуса — 55 мм
башня — 56 мм
корма — 40 мм
крыша — 14-27 мм
днище — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Renault, рядный, V-образный, 6-цилиндровый, мощностью 250 л.с. при 1600 об\мин. Renault, рядный, V-образный, 6-цилиндровый, мощностью 250 л.с. при 1600 об\мин. Maybach HL230, рядный, V-образный, 12-цилиндровый, мощностью 575 л.с.
ТРАНСМИССИЯ Naeder, гидравлическая, 5-скоростная КПП, двойной дифференциал Naeder, гидравлическая, 5-скоростная КПП с переключателем FIEUX, двойной дифференциал электрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 14 опорных и 2 натяжных катка, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; ширина траков — 460 мм (В1), 500 мм (B1bis), 600 мм (ARL44)
СКОРОСТЬ 28 км\ч по шоссе 25 км\ч по шоссе 37,25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км 180 км 350 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ? ? ?
Высота стенки, м 0,93 0,93 1,30
Глубина брода, м 1,47 1,47 1,30
Ширина рва, м 2,74 2,74 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция ER53 радиостанция ER51 или ER55 радиостанция SCR 508 или SCR 528

RX Char BL Тяжелый танк

Проект танка “Char BL” поступил в разработку в январе 1935 г. Появление аббревиатуры RX не совсем понятно, возможно это сокращение от названий фирм Renault и APX.

Основной задачей, стоявшей перед конструкторами, было усиление бронирование танка. Изменениям в первую очередь подвергся корпус и башня: изменили угол наклона и высоту лобового листа, усилили бортовую броню, перепроектировали маску пушки. Вооружение осталось прежним, боезапас состоял из 131 снаряда для 75-м пушки, 59 снарядов для 47-мм пушки и 39 магазинов для пулемета. Внешне танк мало отличался от серийного B-1bis. Дальше эскизов этот проект не продвинулся.

AMX Char Lourd Mle.1937 Тяжелый танк

Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: AMX Char Lourd Mle.1937
Начало проектирования: 1937 г.
Дата постройки первого прототипа:
Стадия завершения работ: проект закрыт летом 1940 года.

В марте 1937 года инженеры фирмы АМХ, согласно спецификации выданной в 1936 году, разработали проект тяжелого танка, который сейчас можно было бы назвать осовремененным B1bis и в целом базировался на его конструкции. В настоящее время эта разработка известна как AMX Char Lourd Modele 1937, хотя такое обозначение вряд ли использовалось на стадии проектирования.

Основные улучшения коснулись корпуса, который стал немного длиннее и шире, что позволило улучшить обитаемость внутри танка и выполнить болеее рациональную компоновку обрудования. Высоту танка, которая настойчиво критиковалась едва ли не с певого дня его появления в войсках, уменьшили до 2,70 метров. В значительной мере было усилено бронирование, в лобовой части доходившей до 100 мм.

Ходовая часть состояла из 19 опорных катков и 10 поддерживающих роликов на борт с задним ведущим колесом. Гусеницы были аналогичны тем, что имелись у B1bis. Состав экипажа и вооружение оставили без изменений. Открытые элементы подвески защищались фальбортами в которых имелись технологические лючки. Вместо одного мотора мощностью 307 л.с. использовались два 12-цилиндровых двигателя увеличенной мощности, компактно расположенных в кормовой части.

В небольшой башне сдвинутой влево разместили 47-мм пушку SA35 и 7,5-мм пулемет MAC. На крыше башни, с небольшим смещением на левый борт, устанавливалсь высокая командирская башенка. В танк можно попасть через большой люк в лобовом листе корпуса, справа от которого находилась 75-мм гаубица APX L.802. Один из эскизных проектов включал возможность наблюдения за полем боя осуществлялось при помощи стробоскопа.

Несмотря на то, что проект тяжелого танка от фирмы AMX являлся одной из наиболее прогрессивных версий модернизации танка B1bis, работы по нему были прекращены в 1938 году. Причиной для этого послужили различные факторы, но прежде всего ставка делалась на проект B1ter, имевший менее радикальные доработки и в принципе удовлетворявший армейское руководство. Насколько сделанный выбор был ошибочным сказать сейчас трудно, поскольку в конечном итоге, ни AMX Char Lourd, ни B1ter до серийного производства так и не дошли.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
AMX Char Lourd Mle.1937

БОЕВАЯ МАССА ~50000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7930
Ширина, мм 2940
Высота, мм 2700
Клиренс, мм ~450
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм гаубица APX L.802 в корпусе, одна 47-мм пушка SA35 и один 7,5-мм пулемет MAC 1931 в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел, перископический бинокуляр
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 100 мм
борт корпуса — 80 мм (?)
корма корпуса — 60 мм(?)
бортовые экраны — 40 мм (?)
башня — 80 мм (?)
крыша — 30 мм (?)
днище — 20 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ два рядных, 12-цилиндровый, карбюраторных, мощностью 300 л.с.(?) каждый
ТРАНСМИССИЯ электрическая с двумя генераторами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 19 опорных катков, 10 поддерживающих роликов, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков шириной ~500 мм
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ~1,00
Глубина брода, м ~1,50
Ширина рва, м ~2,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция ER53 со штыревой антенной (?)

ARL Char Lourd Тяжелый танк

Официальное обозначение: ARL Char Lourd Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия завершения работ: проект отклонен.

В 1936 г. армейское командование выдало технические требования к тяжелому танку, который должен был в ближайшем будущем заменить танки В1. Требования предусматривали максимальный вес до 45 тонн, скорость порядка 30 км\ч, запас хода 200 км или 10 часов движения без заправки. Толщина брони конкретно не оговаривалась, но танк должен был выдерживать попадание любого полевого орудия с дистанции 200 метров. Простые вычисления показывали, что в этом случае лобовая броня должна быть не менее 60 мм. К проблеме вооружения французы снова подошли со свойственной только им оригинальностью – главный калибр решили установить в лобовом листе корпуса, а вспомогательное в башне.

Согласно этому заказу в 1937 г. фирмы ARL, AMX и FCM представили собственные проекты. Тут оказалось, вписаться в требования по массе никак не удастся из-за массивной брони. Кроме того, армия не выделила достаточно средств на будущую серийную постройку, а браться за небольшие заказы фирмам не хотелось. В марте 1937 г. техническое задание пересмотрели, заодно увеличив количество серийных танков. Но и после этого итог конкурса фактически оказался нулевым – на следующий год более приоритетным стал проект G1 фирмы SEAM. Тем не менее, самой перспективной разработкой 1937 г. был тяжелый танк фирмы ARL, чем-то похожий на G1. Эта боевая машина обладала бы массой не менее 50 тонн и имела бы экипаж из 5 человек (командир, водитель, радист и два заряжающих). Прорабатывалось три его варианта, причем изначально планировалось оснастить танк огнеметом.

Вариант С – вооружался 75-мм пушкой в корпусе, 47-мм пушкой SA 18 (боезапас 106 выстрелов, из них 6 в башне) и спаренного с ней 7,5-мм пулемета в башне. Толщина башенной брони доходила до 100 мм.

Вариант S – в целом был идентичен варианту С, но вооружение размещалось в три яруса, как у американского среднего танка М3. В верхней башне находился 7,5-мм пулемет, в нижней – 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет, в корпусе устанавливалась 75-мм пушка. Этот вариант оказался самым высоким — его высота составила 3,12 м.

Вариант V – вооружение также соответствовало варианту С, однако башня была сдвинута влево, так как с правой стороны, немного позади неё, разместили командирскую башню. В ней размещался 7,5-мм пулемет, но стрелять он мог только назад, так как передний сектор блокировался основной башней с 47-мм пушкой и спаренной с ней двумя 7,5-мм пулеметами. Боекомплект состоял из 136 снарядов для 75-мм орудия, 114 снарядов для 47-мм пушки и 5400 патронов для пулеметов.

Несмотря на то, что конструкторам фирмы ARL удалось детально проработать все варианты ни один из них так и не был построен. Затяжной кризис, в котором оказалась французская танкостроительная промышленность, и отсутствие ясного понимания использования тяжелых танков в новых условиях привели к закономерному результату — программа ARL Char Lourd была закрыта в 1940 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕХОТНОГО ТАНКА ARL Char Lourd образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 45000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~7000
Ширина, мм ~2500
Высота, мм 2860 (Variant C) 3120 (Variant V)
Клиренс, мм ~400
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка в корпусе, одна 47-мм пушка и один 8-мм пулемет в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50 мм борт корпуса — 25-30 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 16 опорных катков, переднее направляюще и заднее ведущее колесо; гусеница крупнозвенчатая из стальных траков
СКОРОСТЬ ~30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция со штыревой антенной

FCM F4 Тяжелый танк

Официальное обозначение: FCM F4 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия завершения работ: проектирование прекращено в связи с изменением требований.

Проект тяжелого танка под индексом F4 разрабатывался фирмой FCM в рамках очередной неудачной программы замены B1bis. Новая машина «сопровождения пехоты», естественно, должна была обладать более толстым бронированием, чтобы иметь возможность выстоять перед новыми противотанковыми орудиями. А вот требования к составу вооружения и схеме его размещения не изменились – по мнению французских стратегов, основные цели для таких танков могли находиться только во фронтальной проекции, поэтому пушка в лобовом листе корпуса сохранялась. Работы над FCM F4 начались в 1937 году.

Машина создавалась под классической схеме с передним расположением отделения управления, боевым отделением в средней части корпуса и моторно-трансмиссионным отсеком сзади. Предполагалось, что толщина брони в лобовой проекции составит 100 мм – учитывая, что B1bis имел по 40 мм бронирования с бортов и кормы, можно сделать предположение, что показатели F4 были ничуть не меньше.

Ходовая часть была многокатковой, что было вполне естественно для французского танкостроения, с передним расположением направляющих колес и ведущими колесами сзади. Относительно подвески опорных катков сказать что-либо трудно, но скорее всего она включала бы вертикальные пружинные рессоры. Ширина гусеничных траков оценивалась в 500 мм, клиренс – 400 мм.

По всей видимости, чувствуя нерациональность текущей схемы вооружения, которая была принята ещё во времена проектирования B1bis, конструкторы фирмы FCM решили немного её изменить. В лобовом листе корпуса теперь устанавливалась «вспомогательная» пушка калибра 47-мм, а в башне монтировалось 75-мм «штурмовое» орудие. Относительно пулеметов сведений найти не удалось, но вполне вероятно, что по крайней мере один мог устанавливаться в башне в одной маске с орудием.

Поскольку масса проектируемого танка явно выходила за пределы 50 тонн для него планировалась установка двух двигателей (скорее всего бензиновых) мощностью 550 л.с. Теоретически это должно было обеспечить приемлемую подвижность и максимальную скорость порядка 30 км\ч.

Пока шло проектирование требования к тяжелому танку сопровождения пехоты изменились и фирма FCM приняла решение завершить работы по F4, хотя ещё имелся некоторый резерв для его модернизации. В результате проект был закрыт ещё на стадии эскизов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА FCM F4 образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА ~50 тонн
ЭКИПАЖ, чел. ~5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~7000
Ширина, мм ~3000
Высота, мм ~3000
Клиренс, мм ~400
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка в башне, одна 47-мм пушка в корпусе и один 7,5-мм пулемет (?)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 100 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ? главная башня — ? малая башня — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ два бензиновых мощностью по 550 л.с. каждый(?)
ТРАНСМИССИЯ электрическая (?)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ многокатковая с передними направляющими и задними ведущими колесами, гусеничные траки шириной 500 мм
СКОРОСТЬ ~30 км\ч по твердому грунту
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

AMX “Tracteur B” Тяжелый танк

Официальное обозначение: AMX “Tracteur B”
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа:
Стадия завершения работ: проект закрыт после поражения Франции.

Один из малоизвестных проектов фирмы AMX – средний танк под “секретным” обозначением “Tracteur B”, датированный предположительно сентябрем 1939 г. Сведений о заказчике и тактико-технических требованиях к этой машине не сохранилось. Вероятнее всего, разработка “Tracteur B” была начата по инициативе самой фирмы, поскольку программа Char G1 к этому времени потерпела провал, а достойной замены Char B1bis в ближайшее время не предвиделось. В результате, был разработан интересный проект, совместивший в себе габаритные размеры от Char D2 с огневой мощью, бронированием и компоновкой от Char B1bis.

Ходовая часть танка была достаточно высокой и практически полностью охватывала корпус. Применительно на один борт она состояла 16 опорных катков (2 из них были “натяжными” и не касались поверхности), 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Судя по всему, в системе подвески использовалась амортизация на пружинных рессорах. Борта прикрывались бронеэкранами поделенными на несколько секций, которые защищали открытые элементы подвески. Верхняя часть гусеничной ветви прикрывалась надгусеничными полками.

Корпус по своей компоновке, как указывалось выше, больше соответствовал танку B1bis. В носовой части, со смещением к правому борту, устанавливалась 75-мм пушка SA Mle 35 обслуживаемая артиллеристом. За ним располагалось место радиста и радиооборудование. Впереди слева находилось место механика-водителя, коробка передач и органы управления. Командир танка совмещал в себе функции стрелка и располагался в одноместной башне. В ней устанавливалась спаренная установка из 47-мм пушки SA Mle 35 (возможно Mle 38 или Mle 39) и одного 7,5-мм пулемета МАС 31. По бортам башни имелось два смотровых прибора, а на крыше монтировалась небольшая наблюдательная башенка.

Кормовая часть корпуса была отдана под моторно-трансмиссионное отделение. Что касается двигателя, то о его типе и технических характеристиках информации не сохранилось. Трансмиссия, учитывая массу танка в 35 тонн, могла быть гидравлической, либо электрической.
Интересно, что в отличии от B1bis башня устанавливалась не по центральной оси танка, а также со смещением вправо. Ещё одним примечательным фактом была ширина корпуса, составлявшая порядка 3 метров. Это позволило улучшить подвижность танка, поскольку соотношение длины к ширине стало более оптимальным. Лобовое бронирование корпуса оценивалось в 80 мм, бортовое – 70 мм.

Несмотря на неплохие проектные данные танк AMX “Tracteur B” так и не вышел из стадии эскизов. Возможно, в качестве временного решения для замены Char B1bis он мог вполне подойти, но Управление пехоты отказалось от дальнейшего развития этого проекта, а кавалерия им не заинтересовалась.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
AMX “Tracteur B” образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 35000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6730
Ширина, мм 3000
Высота, мм 2830
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка SA Mle 35 в корпусе, одна 47-мм пушка SA Mle35 L/34 и спаренный с ней 7,5-мм пулемет МАС 31 в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 80 мм
борт корпуса — 70 мм
башня — 50 мм (?)
корма корпуса — 40 мм (?)
крыша — 20 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 16 опорных катков малого диаметра, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ 25-30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

AMX “Tracteur С” Сверхтяжелый штурмовой танк

Официальное обозначение: AMX “Tracteur С” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия завершения работ: проект закрыт после поражения Франции.

Долгий период “застоя”, поразивший в 1920-1930 гг. французскую танковую промышленность, удалось прервать только перед самой войной. Это, впрочем, совершенно не означало, что теории использования танков Генеральным штабом французской армии ушли также далеко, как конструкторская мысль. Обладая таким титаническим сооружением, как “линия Мажино” командование сухопутными силами вплоть до мая 1940 года пребывало в абсолютной уверенности, что прорвать её будет невозможно. Того же они ожидали и от злейшего врага в лице Германии, у которой имелась “линия Зигфрида”. Именно для прорыва хорошо укреплённых оборонительных полос предназначались тяжелые танки с крупнокалиберными орудиями, которые в немецкой и британской терминологии назвались штурмовыми, а у французов – “танками-крепостями” (Char de forteresse).

Сильное впечатление, которые оставили после себя британские “ромбы” и ужасы окопной войны, сильно испортили разум французского верховного командования. В то время, как противники старались отказаться от использования многобашенных танков вроде Т-35 или Nb.Fz.VI, во Франции всё развивалось диаметрально противоположно. Конечно, можно возразить, что в СССР в то же время активно использовались трехбашенные Т-28, а на смену Т-35 готовились придти двухбашенные СМК и Т-100, но давайте не будем забывать, что уже в январе 1940 года АБТУ окончательно остановило свой выбор на танках с одной башней.

В ноябре 1939 года французский Генштаб сформулировал технические требования к очередному “танку-крепости” способному преодолевать хорошо укреплённые линии обороны. Для этого, по мнению генералов старой закалки, требовалось оснастить танк двумя типами пушек для борьбы с различными видами целей. В этом плане просматривается аналогия с советскими “двухбашенниками”, однако остальные требования явно превышали разумные рамки и привели к появлению проектов таких “монстров”, как FCM F1 и AMX Tractuer C.

Подобный заказ для фирмы АМХ не стал неожиданностью, хотя выполнение всех условий спецификаций даже на уровне проекта было трудновыполнимым заданием. Тем не менее, такой проект был создан и в скором времени представлен на суд армейского командования. Название “Tractuer C” танк получил в целях секретности. Конструкция этой машины не отличалась особой новизной. Корпус “Tractuer C” образца 1939 года по компоновке сильно напоминал “древний” Char 2С, изготовленный фирмой FCM намного ранее. В носовой части располагалось отделение управления, где размещались механик-водитель (слева) и радист (справа). В переднем боевом отделении находились места командира машины и заряжающего. За ними устанавливался двигатель и трансмиссия, а в кормовой части расположили малую орудийную башню и место заднего водителя. Наличие последнего являлось скорее пережитком 1-й мировой, чем преимуществом, так как обеспечить равноценное маневрирование передним и задним ходом в те годы не удавалось никому.

Вооружение “танка-крепости” состояло из 105-мм орудия (вероятно Canone 105L mle1913) в главной башне с максимальным диаметром 2,35 м и 47-мм орудия SA35 в малой башне полусферической формы, которая находилась на корме с небольшим смещением вправо от центральной оси корпуса. Из-за большой массы вращение главной башни предполагалось осуществлять при помощи электромотора. Дополнительное вооружение состояло из четырех 7,5-мм пулеметов МАС31, размещенных по бортам в передней и задней частях корпуса.

Бронирование танка было весьма внушительным. Корпус должен был иметь сварную конструкцию и собирался из бронелистов толщиной до 100-мм (лоб и борта). Вероятное бронирование главной башни находилось в этих же пределах, задней башни – порядка 60 мм.

Ходовая часть явно тяготела к танкам минувшей войны. Применительно на один борт она состояла из 24 опорных катков малого диаметра, 13 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.

Размеры “Tractuer C” были соответствующие (длина по гусеницам – 9,375 м, ширина – 3 м, высота – 3,26 м), хотя и не сильно отличались от того же Т-35. Вес танка оценивался в 140 тонн.

Чтобы нести столько огромный вес “Tractuer C” предполагалось оснастить электрической трансмиссией и двумя двигателями, правда, их тип и мощность так и остались неизвестными. Зато объём топливных баков оговаривался сразу – 1200 литров (!).

Представленные в декабре 1939 года на конкурсной основе проекты FCM F1 и AMX Tractuer C вызвали большой интерес у армейского командования, но победителем был признан только первый из них. Возможно, военная комиссия посчитала его компоновку и размещение вооружения более рациональным, но главным козырем фирмы FCM стал полноразмерный деревянный макет танка.

Проиграв первый тур борьбы за право производства штурмового танка АМХ совершенно не собиралась сдаваться. Уже в январе 1940 года был представлен значительно переработанный проект, который сейчас принято называть AMX “Tractuer C” 1940.

Корпус претерпел значительные изменения – как и ранее, его конструкция была сварной и собиралась из броневых листов толщиной до 100 мм, но компоновка была абсолютно новой. Отказавшись от кормовой башни, как от пережитка прошлого, французские инженеры перенесли её в носовую часть, что предопределило некоторое сходство с проектом FCM F1, а также с советскими танками СМК и Т-100. Двигатель и топливные баки были перенесены в кормовую часть корпуса. В средней находилось боевое отделение, на крыше которого устанавливалась главная башня типа ARL8 с 90-мм орудием. В малой башне, которая находилась впереди, чуть правее места водителя, сохранялась 47-мм пушка SA35. Четыре 7,5-мм пулемёта МАС1931 по бортам корпуса сохранялись.

Из-за проведенных доработок несколько увеличилась длина танка, что повлекло за собой доработки в ходовой части. Теперь на каждый борт приходилось 26 опорных катков. Габаритные размеры “Tractuer C” проекта 1940 года были следующими: длина – 10 м, ширина – 3,03 м, высота – 3,70 м.

До реализации Char de Forteresse фирмы АМХ дело не дошло, хотя определённые предпосылки всё же были. Армеская комиссия, видимо в целях подстраховки, разрешила FCM, ARL и АМХ построить по одному опытному образцу для проведения сранвтельных испытаний — танки надлежало сдать к лету 1940 года. Параллельно, в январе 1940 года, фирма Schneider получила заказ на четыре башни для прототипов сверхтяжелых танков. При этом было заявлено, что башни будут строиться только под установку 105-мм орудий. Однако очень скоро стало ясно, что АМХ не способна предоставить прототип «Tracteur C» в столь сжатые сроки, и её проект так и остался на бумаге.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ШТУРМОВОГО ТАНКА AMX “Tracteur С” образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА ~50000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 9375
Ширина, мм 3000
Высота, мм 3260
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм пушка Canone 105L mle1913, одна 47-мм пушка и четыре 7,5-мм пулемета МАС1931
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб и борт корпуса — 100 мм главная башня — 100 мм (?) кормовая башня — 60 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ два карбюраторных; запас топлива — 1200 литров
ТРАНСМИССИЯ электрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 24 опорных катка, 13 поддерживающих роликов, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ ~20 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?