Прочие образцы колесной бронетехники Франции

Gillet Modele 1928 Бронированный мотоцикл

Официальное обозначение: отсутствовало Альтернативное обозначение: Gillet Modele 1928 Начало проектирования: 1928 г. Дата постройки первого прототипа: 1928 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Наверняка многие читатели, интересующиеся развитием бронетанковой техники в межвоенный период, встречались с датским бронированным мотоциклом FP-4. Единственный образец этой интересной бронемашины был создан на базе американского Harley-Davidson и сумел прожить вплоть до начала 2-й Мировой войны. Подобные проекты также появлялись в Великобритании, США и других странах, но наиболее близкими к реализации полноценного бронемотоцикла подошли советские и французские конструкторы. А в наши дни можно взять займ под залог мотоцикла.

В 1928 году французский инженер Рене Жилле (Rene Gillet) решил построить для нужд полиции бронированную версию собственного мотоцикла. В те годы фирма Gillet была довольно успешной, хотя по массовости её продукция уступала мировым грандам. И всё же, модель 1000сс оказалась очень удачной и по классу относилась к тяжелым “харлеям”. Именно для неё под руководством Жилле был разработан бронекорпус оригинальной формы.

Места водителя и пулеметчика полностью защищались броневыми листами толщиной (предположительно) до 5 мм. Передняя часть, вместе с рулем, двигателем и бензобаком, закрывалось общим кожухом с закругленным верхом. Для доступа воздуха в бортах и спереди было сделано по три щели. Водитель получил отдельную надстройку с сильно наклоненным лобовым бронелистом, в котором имелся небольшой смотровой люк. По бортам надстройки располагалось ещё по одной смотровой щели.

Необычно, и вместе с тем вполне разумно, была решена проблема увеличения сектора обстрела из пулемета. Пулеметчика разместили в высокой надстройке цилиндрической формы, сверху которой находилась башня. В ней также имелось четыре смотровые щели, а в носовой части устанавливался один 8-мм пулемет Hotchkiss. Угол поворота башни составлял около 320-330° и ограничивался только выступающей надстройкой водителя. На передней части корпуса и на крыша башни устанавливалось по одной фаре.

Построенный в 1928 году единственный опытный образец бронемотоцикла Gillet был отвергнут полицией. Точная причина неизвестна, но скорое всего машину посчитали непригодной для действий в условиях уличных боёв с протестующими. К тому же, боевой вариант 1000сс оказался перетяжеленным, а обзорность (особенно с места водителя) оставляла желать много лучшего. После этой неудачи прототип был разобран и более к этой теме Рене Жилле не возвращался.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО МОТОЦИКЛА
Gillet образца 1928 г.

БОЕВАЯ МАССА около 1500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5 мм борт корпуса — 5 мм корма — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 2-цилиндровый, 1000 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 3-ступенчатой ручной коробкой передач (3+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ мотоциклетная: переднее управляемое и заднее ведущее колесо, шины пневматические
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Lorraine 28 Штабная бронемашина

Официальное обозначение: Lorraine 28 Альтернативное обозначение: отсутствовало Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: 1938 г. Стадия завершения работ: в 1938-1939 гг. построена небольшая серия машин, применявшихся на территории Северной Африки.

В 1938 году, на конкурсной основе, фирма Lorraine представила опытный образец штабной бронемашины, созданный по заказу французской армии. В то время как остальные конкурсанты разрабатывали собственные шасси в данном случае выбор был сделан в пользу чехословацкого трехосного грузовика Tatra Т-22, выпускавшегося фирмой Lorraine по лицензии.

Для своего времени это был один из самых мощных тягачей. Достаточно сказать, что трофейные «татры» активно использовались немцами – в частности, ими буксировались танки и тяжелые самолёты, включая огромную летающую лодку BV-222. В оригинальном варианте тягач мог комплектоваться бензиновыми 4-цилиндровыми двигателями Tatra 27 или Tatra 64, различавшихся как конструктивно, так и в плане мощности. На французской модели, выпускавшейся под обозначением Lorraine 28, устанавливался двигатель Lorraine объёмом 4710 см.куб., развивавший мощность 55 л.с. при 2200 об\мин. Ёмкости топливного бака, рассчитанного на 110 литров, хватало на 300 км пути по шоссейной дороге, что примерно равнялось аналогичному параметру чехословацкого образца.

Ходовая часть включала переднюю ось с управляемыми колёсами и две задние оси, на которые посредством карданного вала передавалась мощность от двигателя. Все колеса были одинарными с непротектированными пневматическими шинами. На раме, перед радиаторной решеткой двигателя, устанавливалось два дополнительных свободновращаемых сдвоенных колеса, помогавших при преодолении глубоких рвов и канав. В состав трансмиссии входила ручная 4-ступенчатая коробка передач. Электричество для внутреннего оборудования и фар подавалось как от динамо-машины, так и от аккумуляторов.

Изначально предусматривалось два варианта штабной машины: «европейский» – с полностью закрытым корпусом и «африканский» – с бронированным корпусом без крыши и натянутым на дугах тентом. Внутри транспортного отделения устанавливалось необходимое оборудование (доски для карт, столы, сиденья, лампы освещения и т.д.), включая радиостанцию ER30. Антенна рамочного типа монтировалась на массивных опорах, крепившихся сверху к бортам корпуса. Экипаж машины состоял из водителя и его помощника, но внутри можно было перевозить до 8 человек. Штатное вооружение на Lorraine 28 отсутствовало.

Также в 1937 году была разработана модернизированная модель Lorraine 28РC, представлявший собой «европейский» вариант оснащенный дополнительной радиостанцией ER55. Антенны штыревого типа монтировалась на массивных опорах, крепившихся сверху к бортам корпуса и на переднем крыле. В общей сложности было выпущено 20 машин этого варианта, по сути, считавшихся прототипами. Количество собранных стандартных штабных машин Lorraine 28 пока установить не удалось.

Основным конкурентом для Lorraine 28 являлся Laffly 20 – это была машина с аналогичной ходовой частью, но полностью французского производства. В конечном итоге она и была признана победителем. А для Lorraine 28 оставили «утешительный приз» в виде небольшого заказа для кавалерийских частей. В частности, «африканские» машины использовались в составе 4e RDP, а «европейские» — в составе 1е DCR и 2е DCR.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Lorraine 28 образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 3780 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4840
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2000
Клиренс, мм 280
ВООРУЖЕНИЕ штатное вооружение отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Lorraine, бензиновый, 4-х цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 55 л.с., запас топлива — 110 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа с ручной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: колёса одинарные, шины пулестойкие фирмы Veil-Picard-Dunlop, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 60 км/час по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанця ER30 и ER55 (только для варианта Lorraine 28РС)

Bernard TT4 Артиллерийский тягач повышенной проходимости

Официальное обозначение:Bernard TT4 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: 1940 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В процессе перевооружения французской армии предполагалось, что помимо танков и самолётов на оснащение поступит много вспомогательной техники, включая транспортеры, тягачи и ремонтно-эвакуационные машины. В соответствии с этим планом фирма Bernard приступила к разработке полубронированного артиллерийского тягача, предназначенного для замены “лаффли” и “ситроенов”.

За основу была взята конструкция венгерского инженера М.Штраусслера, который в начале 1930-х гг. предложил уникальное по тем временам шасси полноприводного автомобиля без упругой подвески колес. Рама состояла из двух труб, вставленных одна в другую. Таким образом, передняя труба, связанная с передней парой широкопрофильных колёс, могла поворачиваться относительно задней. При этом кузов тоже делился на две части. Подобная схема обеспечивала уникальные ходовые характеристики – на испытаниях прототип бронемашины Штраусслера АС1 преодолевала препятствия с относительными перекосами до 90° (!).

Воспользовавшись появлением новых технологий фирма Bernard в 1939 году купила у Штраусслера лицензию и спустя всего год представила собственный прототип артиллерийского тягача повышенной проходимости. Французская машина под индексом ТТ4 целиком повторяла схему с колесной формулой 4х4 и раздельным расположением моторно-трансмиссионного и транспортного отсеков. Данных о типе двигателя и трансмиссии найти пока не удалось. Опытный образец, по всей видимости, не бронировался и был изготовлен из обычного металла. Предполагалось, что ТТ4 поступят на вооружение кавалерийских дивизий.

Испытания тягача начались в 1940 году, но из-за быстрой оккупации страны завершить их полностью не удалось. Немецкая администрация отказалась в продолжении работ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ Bernard TT4

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинарные, шины пневматические
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?