Колесные бронетракторы Франции

Breton-Prétot Apparatus Бронетрактор (1915 г.)

Осознав все ужасы окопной войны уже зимой 1915 года союзники «пожарными» темпами начали искать выходы из сложившейся ситуации. Многочисленные пехотные приспособления хоть и нашли себе применение, но не решали нескольких основных проблем, в чсиле которых на первый план выступала проходимость по вязкому грунту. Свою роль играли также скорость и защищенность. Чтобы объединить все эти качества французским инженером Жюль-Луи Бретоном было предложен целый ряд проектов связанных одной задачей — эффективное преодоление проволочных загражений. Первые эксперименты с небольшой циркулярной пилой, которая приводилась в действие отдельным двигателем мощностью 6 л.с. и устанавливалсь на четырехколесном шасси, оказались весьма успешными. Бретон испытал опытный образец в ноябре 1914 года и продемонстрировал его военной комиссии в январе 1915 года. Хотя в этот раз всё прогло не столь гладко эксперимент дал веские основания для начала работ по более серьёзным машинам.

На расссмотрение французскому командованию было передано несколько проектов, базой для которых служили машины исключительно на колесном шасси. Таким образом достигалась требуемая скорость передвижения, что было немаловажно под огнем противника. Так, были представлены проект с использованием полноприводного Jeffrey Quad и бронеавтомобиля Peugeot обрзца 1915 года. Для каждого варианта была разработана своя система крепления секции с резаками (спереди или сзади машины). При этом, Бретон активно обсуждал возможность использования гусеничного шасси, но этот вариант не получил тогда поддержки, якобы из-за отсутствия возможности провети подобный опыт.

В число приоритетных был выдвинут вариант на базе колесного сельскохозяйственного трактора Bajac, обладавшего хорошей проходимость по пересеченной местности. Заказ на него поступил в феврале 1915 года, а непосредственная постройка производилась силами мастерских фирмы Prétot. Отсюда название машины звучало как Breton-Prétot Apparatus. Первый прототип представлял собой «демонстратор возможностей» — циркулярная пила была заменена горизонтальной пилой с 13 зубьями, которая крепилась к кормовой части корпуса. Сами зубья оставались неподвижными и служили для захвата колючей проволоки, а её резка производилась цепью, наподобие современной бензопилы. После первого цикла испытаний система была доработана, получив стальной щит для защиты колес и тонну балласта (в этой роли выступили восемь маленьких бронзовых пушек) в качестве симуляторов массы бронекорпуса. Испытания длились в период с 22-го июля по 7-е августа 1915 года и завершились вполне успешно.

В августе-сентябре аналогичные тесты провели с участием полноприводного артиллерийского трактора Jeffrey Quad, которые также прошли успешно, но на этот раз машина не преодлевала траншеи, которые ей оказались просто не под силу. Идея использовать французские трактора Latil казалось заманчивой, но уже тогда стало ясно, что колесные машины для этой цели совершенно не подходят.

Тем не менее, после успешных тестов прототипа Breton-Prétot Apparatus под Майсон-Лафитте (Maison-Lafitte) военный министр Франции распорядился подписать контракт на сборку ещё 10 машин в аналогичной конфигурации. Пока шли подготовительные работы планы изменились. Успешные испытания трактора Baby Holt заставили полностью отказаться от колесных машин и все усилия сосрелоточились на гусеничном шасси. Таким образом, ни одного серийного Breton-Prétot Apparatus построено не было, а сама идея «противопроволочной» бронемашины очень быстро утратила актуальность в виду появления танков с достаточной ударной мощью.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИНЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАГРАЖДЕНИЙ Breton-Pretot Apparatus образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Hotchkiss (проект)
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Char Frot-Turnel-Laffly Бронетрактор

Первые опыты танкостроения во Франции породили массу оригинальных проектов, большей частью не нашедших реализации в металле по причини их недостатков, либо из-за чрезмерной грандиозности замыслов. Тем не менее, часть разработок всё же дошла до уровня прототипов и была вполне близка к полноценным боевым машинам. Одной из них был проект, именуемый в западных источниках как Char Frot-Turnel-Laffly, хотя на самом деле эта машина более соответствовала бронетрактору. Как известно, чтобы добиться скорейшего успеха необходимо обладать недюжинным талантом и ресурсами, или пойти по пути наименьшего сопротивления. Именно второй путь был выбран инженером П.Фротом, который в первые годы войны был ответственным лицом за техническую часть компании Canal du Nord (Северный канал). Вместо разработки новой ходовой части он предложил использовать шасси от дорожного катка (!) фирмы Laffly, снабдив его корпусом из 7-мм брони и вооружением. Проект нашел поддержку у военных, которые согласились на постройку одного опытного образца.

Бронетрактор Frot-Turnel-Laffly (хотя более уместно было бы называть его “вооруженный бронекаток”) был оснащен бронированным корпусом коробчатой формы, нижние передние листы которого имели большой внутренний наклон, что должно было способствовать лучшему преодолению полевых заграждений. Таким образом корпус получился полностью симметричным, из-за чего 20-сильный карбюраторный двигатель оказался в его средней части. Отделение управление располагалось как спереди, так и сзади, чтобы машин имела возможность беспрепятственно покинуть поля боя в случае необходимости. Остальной объём корпуса занимали топливные баки, система охлаждения, вооружение и боекомплект.

По замыслу Фрота его “танк” вполне мог бы обойтись пулеметным вооружением, поскольку основной целью была пехота противника. Согласно проекту один пулемет был размещен в передней части корпуса и три в задней. Экипаж боевой машины состоял из 9 человек: водитель-командир, четыре стрелка и три помощника пулеметчиков. При проектной массе порядка 10 тонн бронетрактор мог бы развивать максимальную скорость 3-5 км\ч.

Сборка первого прототипа бронетрактора Frot-Turnel-Laffly была завершена на производственных мощностях компании Laffly в марте 1915 г. Бронирование для него поставляла фирма Corpet из г.Курневе (Courneuve). Первые же ходовые тесты разочаровали военных – машина практически не могла передвигаться по пересеченной местности и преодолевать даже небольшие проволочные заграждения. Кроме того, бронетрактор оказался чрезмерно трудным в управлении. Всё это привело к отказу от дальнейшего развития проекта Frot-Turnel-Laffly, а единственный образец бронетрактора был в скором времени разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
Frot-Turnel-Laffly образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА ~10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 9
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7000
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2800
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре 8-мм пулемета Hotchkiss в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 7 мм борт корпуса — 7 мм корма корпуса — 7 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, мощностью 20 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная ормула 4х2: четыре металлических катка с приводом на заднюю ось
СКОРОСТЬ 3-5 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Cuirasse Aubriot-Gabert Бронетрактор

До сих пор у нас принято считать, что Франция в годы Первой Мировой войны, “благодаря” консервативным взглядам верховного армейского командования, сильно отстала от Великобритании в деле танкостроения и смогла наверстать упущенное только после появления легкого танка Renault FT-17. Созданные перед этим серийные штурмовые танки St-Chamond M1916\M1917 и Schneider CA1 принято называть неудачными. Однако мало кто вспоминает построенные в 1915 году машину для преодоления проволочных заграждений Буаро (Boirault) и “катковый” танк Frot-Turmel-Laffly. И это не считая нереализованных проектов!

Был и ещё один интересный образец бронемашины, которую нельзя с полной уверенностью отнести ни к танкам, ни к бронеавотмобилям. Инициатором её создания и проектировщиком были инженеры Обрио и Габэ (Aubriot-Gabert), который решил использовать для своих целей 4-тонный колесный трактор Filtz.

Машина получила корпус, собираемый при помощи клёпки из броневых листов, предположительная толщина которых составляла порядка 6 мм. В передней части размещался электродвигатель (!), в задней – боевое отделение. Вооружение состояло из одной 37-мм пушки, установленной в цилиндрической башне. Экипаж – два человека: водитель и командир (он же стрелок). Интересно была решена проблема энергоисточника – электричество подавалось по силовому кабелю от мобильного (или стационарного) генератора, при этом было сделано модульное заземление.

Летом 1915 года бронетрактор Aubriot-Gabert начал проходить ходовые испытания, которые закончились весьма быстро. Недостатки этой машины были слишком очевидны: низкая проходимость, неудачная ходовая часть и “хвост” электрокабеля, который можно было без труда прострелить или обрезать.

Оценив результаты Обрио и Габэ переработали проект, отказавшись от “проводного” электродвигателя и улучшив ходовую часть машины. Башня на этой модификации отсутствовала, поэтому 37-мм пушка устанавливалась в неподвижной рубке в носовой части корпуса.

Модернизированный бронетрактор Aubriot-Gabert зызвал определенный интерес у французской армии, которая уже с полгода вела бои позиционного характера. Наличие на фронте даже небольшого количества бронеавтомобилей иногда серьёзно влияло на ситуацию, поэтому армейское командование инициировало постройку 10 боевых машин Aubriot-Gabert в доработанном виде. В августе 1915 года несколько образцов были отправлены для оценки боевых возможностей в 4-ю и 10-ю армии. Однако и второй вариант бронетраткора Aubriot-Gabert оказался неудачным. Установленный на нём 45-сильный двигатель явно не “тянул” тяжелую машину, поэтому скорость оказалась ниже ожидаемой, а по пересеченной местности Aubriot-Gabert вообще не мог передвигаться. Таким образом, проект был окончательно отвергнут, что повлекло за собой отзыв с фронта всех бронетракторов и их последующую утилизацию.

Ещё одной попыткой творческого тандема Обрио-Габэ предложить французской армии полноценную боевую машину стал его третий проект. На этот раз за основу было взято шасси гусеничного трактора, на который устанавливался бронированный корпус. Двигатель размещался в задней части корпуса, отделение управления и вооружение – в носовой. Геометрический размеры были следующими – длина машины составляла 6 метров, ширина – 2,5 метра, высота – 2,0 метра. Проектная масса определялась в 8-10 тонн, максимальная скорость – 8-10 км\ч. Настоящей “изюминкой” бронетрактора стал бензино-электрический двигатель.

Хотя проект был вполне реализуем армия отказалась от постройки опытного образца, так как была уже “сыта” предыдущими бронетракторами Обрио-Габэ, которые кроме бесполезной траты средств ничего не принесли. Кроме того, осенью 1915 года успешно прошел войсковые испытания трактор “Holt” на базе которого впоследствии и были построены первые французские танки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА Cuirasse Aubriot-Gabert (2-я модель) образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4500
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм ~500
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ электрический, мощностью 45 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная ормула 4х2: четыре металлических спицованных колеса с грунтозацепами и приводом на переднюю ось
СКОРОСТЬ ~4 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?