Бронетранспортеры Франции

Renault UR Type K Бронетранспортер

Официальное обозначение: Renault UR Type K Альтернативное обозначение: Renault URK Начало проектирования: 1931 г. Дата постройки первого прототипа: 1931 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

На базе не совсем удачного трехосного бронеатомобиля Renault URL была построена ещё одна бронемашина, предназначенная для транспортировки пехоты. Внутренний объём боевого отделения как раз позволял разместить в нём до 6 солдат с полной экипировкой, но при условии демонтажа вооружения и части оборудования. Идея показалась рациональной и в 1931 году был построен опытный образец бронетранспортера, получившего обозначение Renault UR Type K.

За основу была взята ходовая часть коммерческого автомобиля с колесной формулой 6х4 (передние колеса одинарные, управляемые; задние колеса сдвоенные, ведущие; подвеска на листовых рессорах). Вместо кабины и кузова устанавливался бронекорпус с толщиной брони 8 мм. Компоновка была стандартной: силовая установка – спереди, за ней располагалось отделение управления, которое было совмещено с боевым отсеком. Практически все бронелисты устанавливались под прямыми углами, за исключением кормового и верхних боковых бронелистов капота.

На бронемашине устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 3181 см.куб. и мощностью 55 л.с. Для охлаждения агрегатов силовой установки в лобовой части капота и по бортам были установлены жалюзи. Посадка и высадка из машины производилась через двери по бортам отделения управления. Для наблюдения водитель мог воспользоваться четырьмя смотровыми люками, в которых имелись узкие щели защищенные бронестеклами. В походном положении два люка в лобовом листе корпуса держались открытыми. Экипаж бронеавтомобиля состоял из трех человек: водитель, командир и пулеметчик. В целях улучшения проходимости по бездорожью и пересеченной местности машина комплектовалась резинометаллическими гусеницами. При необходимости гусеницы надевались на колеса задних мостов, а в обычных условиях их складывали на бортовых полках.

За счет демонтажа башни и пулемета удалось сэкономить 840 кг массы, но в целом констуркция бронетранспортера была аналогичной второму прототипу Renault URL. Испытания машины были проведены в 1931 года, однако французская армия не проявила к Renault URK должного интереса. Кроме прочего, военных не устроила проходимость по местности с полной нагрузкой и в результате все работы по трехосным бронемашинам пришлось свернуть.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕТРАНСПОРТЕРА Renault UR Type K образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5290
Ширина, мм 2150
Высота, мм ~2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9 мм (?) борт корпуса — 9 мм (?) корма — ? крыша — ? днище — ? башня — 9 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ Renault, бензиновый, жижкостного охлаждения, мощностью ? л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: ручная КПП, демультипликатор, карданный вал, механизм реверса и механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: колёса одинарные, шины пулестойкие фирмы Veil-Picard-Dunlop, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~55 км/час по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~500 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Berliet VPDK Бронетранспортер

Официальное обозначение: Berliet VPDK Альтернативное обозначение: отсутствовало Начало проектирования: 1931 г. Дата постройки первого прототипа: 1932 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В начале 1930-х гг. фирма Berliet представила на испытания опытный образец бронетранспортера VPDK, основой для которого послужил трехосное шасси типа VPD. На этой же базе ранее был создан бронеавтомобиль VPDM, не нашедший поддержки у военных. Новая машина создавалась для французской армии и соответствовала спецификации Transport de Troupe.

Ходовая часть модели VPDK практически не отличалась от исходного варианта. Она состояла из трех ведущих осей с передними управляемыми колесами и подвеской на листовых рессорах. Все колёса были односкатными и оснащались пневматическими пулестойкими шинами фирмы Veil-Picard-Dunlop, имевшими развитые протекторы. Между первой и второй осями, по бортам корпуса, ниже уровня днища подвешивались запасные колеса.

Корпус бронетранспортера проектировался аналогично другим моделям бронемашин фирмф Berliet. Конструкторами была припринята достаточно удачная попытка совместить рациональные углы установки бронелистов при сохранении приемлемого внутреннего объёма корпуса. В результате угол установки 90° имели только нижние бортовые листы транспортного отделения и капота.

Компоновка корпуса была стандартной. Спереди, защищенное бронированным капотом, находилось моторное отделение. Машина оснащалась бензиновым 6-цилиндровым двигателем мощностью 90 л.с. и жидкостной системой охлаждения. Лобовой радиатор был защищен двухсекционным жалюзи, регулировка которого проводилась водителем. По бортам и на крыше капота было сделано по два люка, обеспечивавшим доступ к агрегатам силовой установки. Отделение управления и транспортный отсек были совмещенными. Экипаж машины состоял из двух человек (водитель и его помощник), места которых находились в передней части. Остальное пространство занимал собственно транспортно-десантаный отсек, где находились скамьи для 7 солдат. Обзор обеспечивался двумя лобовыми, четырьмя бортовыми и двумя кормовыми люками. Для стрельбы из личного оружия в бортах было предусмотрено по две круглые амбразуры. Посадка и высадка экипажа проводилась через дверь в левом борту корпуса.

В целом, испытания бронетранспортера Berliet VPDK прошли успешно. При полной массе 6450 кг опытный образец VPDK развивал максимальную скорость 65 км\ч при движении по шоссе и имел запас хода до 380 км. Сравнительно высокими (по отношению к другим трехосным бронемашинам) оказались ходовые качества и всё же, решение о запуске машины так и не последовало. Причиной этому послужила выдача заказа на разведывательные бронеавтомобили Panhard 178, производство которых считалось более приоритетным. В результате, фирма до 1938 года ещё пыталась продолжать работы по проекту VPDK, пока не стало ясно, что армия более не заинтересована в трехосных бронетранспортерах. Судьба единственного прототипа осталась неизвестной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Berliet VPDK образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 6450 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4550
Ширина, мм 2150
Высота, мм 2070
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Berliet, 6-цилиндровый, бензиновый, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: колёса центрального моста сдвоенные, шины пулестойкие фирмы Veil-Picard-Dunlop, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 65 км/час по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 380 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Panhard 179 Бронетранспортер

Официальное обозначение: Panhard 179 Альтернативное обозначение: AMD Panhard 179 TOE Начало проектирования: 1934 г. Дата постройки первого прототипа: 1934 г. Стадия завершения работ: собрано около 30 единиц, отправлены в Марокко.

После принятия на вооружение Panhard 165\175, зарекомендовавших себя с хорошей стороны, была озвучена идея создать на их базе бронетранспортер с возможностью использования в качестве штабной машины. Ранее эту обязанность выполняли обычные бронеавтомобили, на которых устанавливалась радиостанция, но такие “полумеры” армию не устраивали. Таким образом, вариант Panhard 179 пришелся очень вовремя.

Для доработки Panhard 165\175 потребовалось полностью перепроектировать корпус. Боевое отделение было заметно увеличено и приобрело форму фургона. Благодаря этому удалось освободить больше места для перевозки 6 солдат с полным обмундированием. Кроме того, появилась возможность без проблем установить радиостанцию и прочее штабное оборудование, но его монтировали далеко не на все машины. В этом случае антенна штыревого типа устанавливалась по левому борту.

Ходовая часть осталась заднеприводной, с передними односкатными и задними двускатными колесами. Трансмиссия включала ручную коробку переключения передач, демультипликатор и карданный вал. В системе подвески использовались листовые рессоры. Вооружение состояло из одного 7,5-мм пулемета MAC1931, который устанавливался в надстройке боевого отделения с правой стороны. Размещение ящиков с инструментами и запасными частями осталось как у модели Panhard 165\175.

Данные о точном количестве бронемашин Panhard 179 разнятся. Всего было построено и переделано около 30 единиц, из которых только 12 пришлось на фирму Panhard. В 1934 году их направили в состав 1e REC, дислоцированной в Северной Африке. Служба двенадцати Panhard 179 в этом подразделении продолжалась вплоть до июня 1940 года, пока в ходе переформирования эти машины не отправили в 1e RCA. После окончания войны оставшиеся Panhard 179 разбронировали.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
AMD Panhard 179 образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,5-мм пулемет М1931
БОЕКОМПЛЕКТ 3900-5000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9 мм борта корпуса — 7 мм корма корпуса — 7 мм крыша корпуса — 5 мм днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Panhard, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 86 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: ручная 4-ступенчатая КПП (4+1), демультипликатор, карданный вал, тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, пулестойкие шины Veil-Picard, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~70 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~600 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 0,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция ER26 (только на штабных машинах)

Berliet GDR Полубронированный грузовик

Официальное обозначение: Berliet GDR Альтернативное обозначение: отсутствовало Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: 1938 г. Стадия завершения работ: строился небольшими сериями в 1938-1940 гг.

Гамма армейских 5-тонных грузовиков Berliet GDR начала поступать на службу французской армии с 1935 года. Это были весьма надежные машины, оснащенные металлической кабиной водителя и верхнеклапанным 4-цилиндровым дизелем объёмом 5,7 л развивавшим мощность 70 л.с. Однако, как и всякому автомобилю имевшему «гражданские» корни, модели GDR был присущ один недостаток – они выпускались без какого-либо бронирования. Опыт Первой Мировой войны подсказывал, что действуя на переднем краю фронта потери в автотранспорте могут быть весьма чувствительными и потому специалисты фирмы Berliet решили устранить этот недочет.

В 1937 году на испытания была представлена бронированная версия грузовика GDR. По сути, без изменений было сохранено только шасси и силовая установка. Ходовая часть включала передний мост с односкатными управляемыми колесами и задний ведущий мост с двухскатными колесами. Шины остались пневматическими, но теперь их изготовляли из пулестойкой резины.

Корпус модели GDR был перепроектирован заново. Важнейшими отличиями являлись полностью бронированная кабина водителя и капот. На бампере крепились две фары дальнего света. Транспортный отсек получил только бронированные борта, оставаясь открытым сверху. Для охлаждения силовой установки имелись лобовые и бортовые управляемые жалюзи. Посадка и высадки из машины производились через двери в бортах кабины водителя.

Вместе с тем, обзорность оставляла желать много лучшего – в лобовом листе имелось два больших люка которые могли быть открыты только в походном положении. В боевой обстановке водитель имел возможность обзора только в узком секторе – ровно настолько, насколько это позволяла смотровая щель с бронестеклом. Разумеется, что бронированная версия GDR потяжелела, но в целом её ходовые качества не ухудшились за счет установки 6-цилиндрового дизельного двигателя мощностью 85 л.с.

Поставки полубронированных грузовиков Berliet GDR начались в 1938-1939 гг. и продолжались вплоть до поражения Франции. За это время французская армия получала машины лишь ограниченными партиями. Сведений об их боевом применении пока найти не далось. Тем не менее, Berliet GDR оказался одной из наиболее успешных машин подобного класса, выпущенных в предвоенный период.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУБРОНИРОВАННОГО ГРУЗОВИК
Berliet GDR образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Berliet, 6-цилиндровый, дизельный, мощностью 85 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колёса задних мостов сдвоенные, шины пневматические пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —