Прочие образцы бронетехники Великобритании

Pedrail Landship
Гусеничная боевая машина

Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: Big Wheel Landship
Начало проектирования: 1915 г.
Дата постройки первого прототипа: 1915 г.
Стадия завершения работ: проект отменен в пользу гусеничных танков.

Из многих удивительных проектов бронированных боевых машин, появившихся в период 1-й Мировой войны, именно этот был наиболее близким к реализации. Достаточно сказать, что некоторое время он рассматривался в качестве альтернативы знаменитым “вилли”. Речь идет о боевой машине Pedrail Landship, проект которой был представлен Комитету по сухопутным кораблям (Landship Committee) полковником Кромптоном (R.E.B.Crompton). Официально о наличии проекта было объявлено 1 марта 1915 года, можно сказать – в канун “траншейной войны”. Сам Кромптон, являясь кадровым военным, также входил в состав Комитета и уже был знаком с некоторыми проектами, представленными ранее. Это позволило ему избежать некоторых ошибок, но не всех.
Первым нечто подобное предложил коммодор М.Суэттер (Suetter) – его проект предполагал использование одногусеничное шасси на которое устанавливался корпус с противопульным бронированием. Длина машины составляла 30 футов (9,14 метров) при массе 24 тонны, что соответствовало грузоподъёмности большинства мостов того времени. В скором времени проект был доработан инженером Диплоком, руководившем фирмой Pedrail Transport Ltd.. Длина машины увеличилась до 38 футов (11,58 м) при ширине 12 футов 6 дюймов (3,81 м) за счет использования двух шасси соединенных тандемом. Таким образом, общая длина доходила до 22-23 метров. Каждая из секций шасси оснащалась 46-сильным бензиновым двигателем Rolls-Royce. По замыслу Диплока, в совокупности, эти два показателя позволили бы улучшить проходимость машины по изрытой воронками и траншеями местности. По крайней мере, расчетный радиус разворота составлял примерно 65 футов (19,81 м).
Собственно, сама схема гусеничного шасси Pedrail Landship Mk.I базировалась на патенте колеса типа “pedrail” созданного в 1903 году. Диплок предложил оснастить колесо специальными “башмаками”, которые крепились по всей длине обода с помощью простых шарниров и втулок. Таким образом достигалась плавность хода и улучшалась проходимость по проселочным дорогам. В том же году был построен локомотив (паровой трактор), оснащенный колесами системы “pedrail”, испытания которого по большей части подтвердили правильность этого решения. Но Диплоку хотелось большего, что и подвигло его на создание ходовой части с использованием одной центральной гусеницы подобной системы. Этот замысел он начал воплощать в жизнь с 1905 г., причем, помимо экспериментальных шасси, он предоставил британской армии гусеничный полутонный прицеп. После начала войны Диплок разработал проект передвижного бронещита, но эта идея не нашла должной поддержки у военных и ограничилась постройкой деревянного макета, сборку которого провели на фабрике Talbot.
Компоновка боевой машины Pedrail модификации Mk.I была вполне соответствующей представлениям того времени. Место водителя находилось в центре боевой машины в надстройке, которая была поднята на высоту 3 футов 3 дюймов (0,99 м) над остальным корпусом, полная высота которого составляла 7 футов 3 дюйма (2,20 м). Экипаж должен был состоять из восьми человек, включая водителя. В качестве основного вооружения предлагалась одна 12-фунтовая пушка. Проектный боевой вес оценивался в 25 тонн при удельном давлении на грунт порядка 12 фунтов (5,44 кг) на квадратный сантиметр. Корпус симметричной формы ставился на специальную раму, охватывавшую обе секции шасси. Для более успешного преодоления препятствий (которыми могли бы быть только неглубокие рвы и траншеи) нижние бронелисты спереди и сзади устанавливались под большим углом наклона.
Предварительные чертежи и расчеты были готовы уже к 28 февраля 1915 года, после чего проект взял “под своё крыло” полковник Кромптон, недавно назначенный одним из членов LC. Спустя четыре дня, 4 марта, эскизы Pedrail Landship были представлены Комитету. Возможно, проект за это время претерпел некоторые изменения, не сильно отразившиеся на его внешнем облике. Ключевым моментом в истории этой машины стало 20 марта, когда модель “сухопутного корабля” была представлена Уинстону Черчиллю. Первый лорд Великобритании остался доволен проделанной работой и распорядился заказать сразу двенадцать гусеничных Pedrail Landship и ещё шесть колесных боевых машин оснащенных “ped-rail”. Цена каждой машины определялась в 70.000 фунтов стерлингов. Такой успех объяснялся искренней любовью Черчилля ко всяким железным "мастодонтам", символизирующим мощб Британской Империи. Вот только практической выгоды от это почти не было.
Однако к этому времени тактика использования “сухопутных кораблей” была значительно пересмотрена. От инженеров потребовали, чтобы будущие танки обладали функцией бронетранспортеров (Armored Infantry Carrier) предназначенных для доставки к позициям противника 70(!) пехотинцев с полной амуницией и вооруженной только пулеметами. Хотя позднее количество солдат сократили до 55, проблемы это не решало. Так или иначе, 12-фунтовую пушку пришлось бы демонтировать.
Тем временем были распределены контракты. Фирме Rolls-Royce достался заказ на двигатели – в качестве базового варианта были использованы Silver Ghost мощностью 40\50 л.с., которые перешли от коммерческого автомобиля вместе с коробкой передач. В целом, этот шаг был вполне оправдан, поскольку “призраки” обладали хорошими эксплуатационными качествами и были востребованы RNAS, которое кстати выступало главным заказчиком танков и бронемашин. Сборку боевых машин надлежало провести фирме Foden Ltd.
Явно предчувствуя неладное Кромптон отправился во Францию, чтобы оценить положение дел на Западном фронте. По возвращении, которое состоялось 21 апреля, проект боевой машины была подвергнут доработке. Предложенная ранее схема совершенно не годилась для преодоления препятствий, поэтому каждая из секций получала собственный корпус длиной 22 фута (6,71 м). Радиус разворота в этом случае составил бы 42 фута (12,80 м) при лучшей проходимости по местности. Была также предусмотрена возможность оснащения машины устройством для преодоления проволочных заграждений. В доработанном виде “сухопутный корабль” получил обозначение Mk.II.
Понимая, что трактор Diplock является не лучшим вариантом в качестве основы для боевого шасси Кромптон изучил возможность его замены на американский Bullock или на отечественный Killen-Stright. Для Pedrail Landship был выбран первый вариант, который был утвержден в мае 1915 года. Предполагалось, что при длине каждой ходовой части в 9 футов (2,74 м) радиус разворота уменьшиться до 40 футов (12,19 м). Трактора были сразу заказаны у американских поставщиков и прибыли спустя месяц.
В июле 1915 года Военное ведомство вновь изменило спецификацию – теперь перевозка десанта не требовалась, а машину предстояло вооружить пушками и пулеметами. Проект Pedrail Landship вновь переработали, решив монтировать значительно модернизиваронный корпус на обычное тракторное шасси. Кроме того, на крыше каждой из секций теперь устанавливалось по одной 3-фунтовой полевой пушке или 40-мм “pom-pom” или четыре башни с пулеметами. Предусматривалось, что тип артсистемы может иметь больший калибр. Общая высота машины уменьшалась до 7 футов 6 дюймов (2,28 м) при боевой массе 25 тонн. В дальнейшем высоту машины планировали уменьшить до 6 футов (1,83 м). Модификация получила обозначение Mk.III.
К этому моменту сборкой первого прототипа Pedrail Landship занималась фирма Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co., которой передали контракт от Foden в апреле 1915 г. Одновременно заказ на 12 машин сократили до одного опытного образца – интерес к “сухопутным кораблям” Pedrail существенно угас. Достройку машины провела фирма Stothert & Pitt Ltd., которая использовала уже готовый задел узлов и агрегатов. Фирма Rolls-Royce, выполняя условия контракта, поставила два 100-сильных двигателя. По требованию Департамента Траншейной Войны машину предстояло оснастить огнеметом, что поднимало массу до 32 тонн, но фактически была изготовлена только сцепка из двух небронированных шасси, соединенных общей рамой. Очередной модернизированный проект Кромптона, проходивший под обозначением Mk.VII (что случилось с остальными - можно без труда догадаться), также остался без внимания.
Испытания прототипа шасси Pedrail Landship начались в июле 1915 года и проводились на равнине Салисбери. Вряд ли этот образец можно было считать прототипом танка, поскольку ходовая часть тракторов Bullock (оснащенных, кстати, передними управляемыми колесами) совершенно не подходила для военных целей. Впрочем, есть утверждения, что эта машина показала максимальную скорость передвижения 15 миль в час (24 км\ч). Даже учитывая некорое завышение характеристик это было просто выдающимся показателем, однако по части преодоления препятствий сочлененный “сухопутный корабль” сильно уступал любому из “вилли”.
То же случилось с переработанным вариантом, который больше соответствовал раннему Mk.I - Кромтон и Диплок всё же попытались применить сдвоенную одногусеничную ходовую часть, жёстко скрепленную общей рамой, выходившей за её габариты спереди и сзади более чем на полметра. Для облегчения преодоления препятствий спереди и сзади были установлены нижние барабаны, но это совершенно не спасло положения. По сути, это была экспериментальная платформа с передним постом управления, очень опосредованно относитвшаяся к боевой машине. В процессе испытаний на неё было установлено некое подобие корпуса закрытого тентом, под которым могло свободно разместиться человек 20. Конечно, одногусеничная ходовая часть имела определённые преимущества, но сама идея Диплока окончательно зашла в тупиковый путь развития и была отвергнута военными.
Опытный образец шасси Pedrail Landship (Mk.I) передали в Бовингтон, где он был больше известен под названием “Porton Tractor”. Свою карьеру он закончил на свалке, куда Pedrail Landship отправили в 1923 году и в скором времени разобрали на металл.

Источники:
С.Л. Федосеев "Иллюстрированный справочник Танки Первой Мировой Войны". АСТ\Астрель, Москва, 2002
B.T. White "Tanks and other Armoured Fighting Vehicles 1900 to 1918". London, Brandford Press, 1969
Landships - The Steam Wheel Tank

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГУСЕНИЧНОЙ БОЕВОЙ МАШИНЫ Pedrail Landship образца 1916 г.
БОЕВАЯ МАССА
~25000-28000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
~10000
Ширина, мм
~2500
Высота, мм
2280 (по проекту)
Клиренс, мм
-
ВООРУЖЕНИЕ
одна 3-фунтовая пушка в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
?
ДВИГАТЕЛЬ
два Rolls-Royce, карбюраторные, мощностью 100 л.с. каждый
ТРАНСМИССИЯ
механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
две сочлененные одногусеничные секции конструкции Диплока
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Gun Carrier
Танк – транспортер

Официальное обозначение: Gun Carrier
Альтернативное обозначение: GC
Начало проектирования: 1916 г.
Дата постройки первого прототипа: 1917 г.
Стадия завершения работ: построено 48 экземпляров.

Весьма интересным способом решили упростить проблему транспортировки тяжелых орудий англичане. Вместо обычного гусеничного тягача был предложен танк-транспортер – единственный в своем роде образец боевой машины, созданный в ходе Первой Мировой войны. При постройке танка , обозначенного как GC (Gun Carrier), использовали тот же двигатель и трансмиссию, что и у танка Mk.IV, а вот компоновку и ходовую часть сделали фактически заново. Водитель и командир машины теперь размещались в отдельных кабинах по бортам, в то время как груз и три других члена экипажа располагались на платформе. Танк мог перевозить 60-фунтовую (127-мм) пушку или 6-дюймовую (152-мм) гаубицу. С помощью специальной аппарели, салазок с роликами и лебедок орудие втаскивалось на платформу (вся система работала с приводом от двигателя). Колеса после этого снимались и вешались на борта. Остальное свободное пространство занимал орудийный расчет и боекомплект. Без орудия танк мог перевозить 130 снарядов.
Моторный отсек при этом перенесли в корму и “перевернули” с таким расчетом, чтобы не менять цепную передачу от двигателя. Для облегчения обслуживания в корме сделали две двери. Обвод гусениц сильно изменили – его значительно понизили и вытянули, придав форму эллипса. В первом варианте танк оборудовался “хвостом”, но в ходе эксплуатации от него отказались.
Вообще машина получилась довольно громоздкой и неповоротливой. Управлять GC было чрезвычайно трудно и нередко в этом процессе участвовало 3-4 человека. В боевых условиях использовать GC никто не собирался – орудие, хотя и закреплялось на платформе, вести огонь по противнику могло только теоретически. Английским инженерам как-то не пришло в голову, что GC можно использовать и как САУ. Конечно, калибр орудия пришлось бы уменьшить, но даже 100-мм пушка могла причинить немало бед при умелом применении, не говоря уже о том, что перемещение на другую позицию потребовало бы намного меньше времени. И все же GC была уготована участь простого транспортера.
Формирование первой роты, оснащенной этими машинами, началось в Лидсе 9 июля 1917 г. На фронт они попали осенью, но в качестве транспортера орудий их использовали недолго. Гораздо удобнее оказалось буксировать пушки на конной тяге или на машинах. Зато в качестве обычного танка снабжения GC оказался просто незаменим. На платформе он мог перевозить до 10 тонн груза и одновременно тянуть волокушу массой до 22,4 тонн!
Из 50 изготовленных танков GC одну машину переоборудовали в экскаватор с открытой поворотной платформой, а ещё одну переделали в БРЭМ, оснастив её бронированной кабиной, краном, лебедкой и анкерным приспособлением для упора в грунт.
После завершения войны все танки типа GC отправили на слом.

Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост. Г.Л. Холявский. Харвест. Минск \ АСТ. Москва. 1998 г.
Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles", General Editor, 2002
Peter Chamberlabin, Chris Ellis "Tanks of the World 1915-1945", 1972

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА - ТРАНСПОРТЕРА Gun Carrier образца 1917 г.
БОЕВАЯ МАССА
?
ЭКИПАЖ, чел.
4 + 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
-
БОЕКОМПЛЕКТ
-
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
-
БРОНИРОВАНИЕ
?
ДВИГАТЕЛЬ
Daimler, бензиновый, мощностью 105 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
?
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-

Vickers Artillery Tractor B1E1
Средний артиллерийский тягач

Официальное обозначение: Vickers Artillery Tractor
Альтернативное обозначение: B1E1
Начало проектирования: 1922 г.
Дата постройки первого прототипа: 1924 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

В марте 1922 году британский War Office выдвинул требования к артиллерийскому трактору нового типа, способный заменить неспециализированные машины, которые армия в больших количествах. Задачу на проектирование и постройку опытного образца АТ первой получила фирма Armstrong-Siddeley Motors (ASM), разработавшая несколько проектов, известных нам под общим названием Artillery Dragon. Базой для них послужили легкие и средние танк соответственно. Однако, малоизвестной остается самая ранняя страница в их истории.
Согласно техническому заданию траткор должен был не только буксировать орудие с боекомплектом, но и перевозить в транспортном отделении артиллерийский расчет. Простая логика подсказывала, что для этой цели вполне возможно приспособить шасси среднего танка Mk.II. Правда, в текущей конфигурации "медиум" не совсем устраивал разработчиков и в итоге от танка заимствовали только отдельные элементы ходовой части. Проектирование велось под руководством монсеньёра Боннода (H.M.Bonnaud) и инженера по фамилии Ричардсон из DTDE (Department of Tank Design and Experiment). По военному реестру трактор получил обозначение В1Е1.
Конструктивно трактор напоминал Medium Tank Mk.II, но обладал множеством отличительных черт. В частности, была достаточно сильно переработана ходовая часть. Применительно на один борт использовалось 12 необрезиненных металлических катков с индивидуальной пружинной подвеской и 5 жёстко установленных поддерживающих колеса. Ведущие колеса цевочного зацепления располагались сзади, направляющие колеса и механизм натяжения гусениц – спереди. Элементы подвески защищались бронированным фальшбортом с круглыми вырезами, сделанными для снижения массы и удобства в обслуживании. Трансмиссия была механической, но включала одну интересную особенность – вместо рычагов управления было использовано рулевое колесо. Подобный прием впоследствии был использован на французских танках, но "первопроходцами" всё же можно считать англичан.
Компоновка корпуса также перешла от Mk.II. Моторный отсек располагался в передней части и был защищен бронированным капотом. Отделение управления и транспортный отсек были совмещены. В качестве защиты от пуль и осколков водитель машины и орудийный расчет получили только высокие борта. Крыша над транспортным отделением и кабиной водителя отсутствовала. Штатное вооружение не предполагалось, но в укладке имелась возможность перевозить 7,71-мм пулемет типа Vickers.
Первоначально планировалось, что в течении 1923 года удастся построить три прототипа, оснащенные 8-цилиндровыми двигателями AS V8. Эта силовая установка, созданная на основе авиационного двигателя, развивала максимальную мощность 90 л.с. при 1600 об\мин. Как впоследствии выяснилось, одного опытного образца оказалось вполне достаточно.
Испытания прототип В1Е1 были проведены в Парксдейле в течении 1922-1923 гг. Практически сразу же выявились проблемы с трансмиссией, которые не удавалось устранить на всём протяжении этапа тестирования. Кроме того, неудачной оказалась ходовая часть - на неровной местности она "вывешивалась", приводя к потере тяговой мощности. В результате проект В1Е1 был аннулирован.

Источники:
Bill Smith "Armstrong-Siddeley Motors: The Cars,The Company and the People in Definitive"
Dragon: Series of Artillery Tractors

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА Vickers Artillery Tractor B1E1 образца 1922 г.
БОЕВАЯ МАССА
?
ЭКИПАЖ, чел.
2 + 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,71-мм пулемет Vickers в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 8 мм
борт корпуса - 8 мм
корма корпуса - 8 мм
днище - ? 
ДВИГАТЕЛЬ
Vickers-Armstrong, карбюраторный, мощностью 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 12 опорных катков с амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Vickers Artillery Tractor B1E2
Легкий артиллерийский тягач

Официальное обозначение: Vickers Artillery Tractor
Альтернативное обозначение: B1E2
Начало проектирования: 1924 г.
Дата постройки первого прототипа: 1924 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Потерпев неудачу с артиллерийским трактором В1Е1 фирма Armstrong-Siddeley Motors разработала его уменьшенный вариант, получивший обозначение В1Е2. Его основными отличиями от базового варианта стала сокращенная длина корпуса и ходовой части, а также наличие штатного вооружения.
Корпус трактора лишился "фирменной" носовой части клиновидного типа, что заметно улучшило технологичность конструкции. Появился капот более простой формы, но с рациональными углами установки верхних бронелистов. Компоновка танка осталась без изменений, с расположением моторного отсека спереди и совмещенного отделения управления и транспортного отсека. На штыревых установках, размещенных в передней и задней части транспортной площадки, теперь можно было установить два тяжелых пулемета Vickers калибра 7,71-мм, предназначавшихся как для отражения атак с земли, так и с воздуха. Для В1Е2 был выбран более дешевый и легкий 4-цилиндровый двигатель мощностью 30 л.с. Разумеется, это сказалось на удельной мощности и ходовых качествах трактора.
В ходовой части, применительно на один борт ,использовалось 8 необрезиненных металлических катков с индивидуальной пружинной подвеской и 3 жёстко установленных поддерживающих колеса. Ведущие колеса цевочного зацепления располагались сзади, направляющие колеса и механизм натяжения гусениц – спереди. Элементы подвески защищались бронированным фальшбортом с круглыми вырезами, сделанными для снижения массы и удобства в обслуживании.
Единственный опытный образец В1Е2 был передан для испытаний представителям MWED (Mechanical Warfare Experimental Department) в апреле 1924 года. Результаты испытаний были обнадеживающими – при полной массе 3 тонны трактор смог развить максимальную скорость до 19 км/ч. Неплохими оказались и тяговые возможности трактора. Однако, к тому времени более высокий приоритет получила программа создания тракторов на "чистом" танковом шасси и В1Е2 к серийному производству допущен не был.

Источники:
Bill Smith "Armstrong-Siddeley Motors: The Cars,The Company and the People in Definitive"
Dragon: Series of Artillery Tractors
IWM: British Military Vehicles 1918-1939

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА Vickers Artillery Tractor B1E2 образца 1924 г.
БОЕВАЯ МАССА
3000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2 + 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
два 7,71-мм пулемета Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 8 мм
борт корпуса - 8 мм
корма корпуса - 8 мм
днище - ? 
ДВИГАТЕЛЬ
Vickers-Armstrong, карбюраторный, мощностью 30 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 10 опорных катков с амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ
19 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Dragon Medium Mk.I \ Mk.III
Средний артиллерийский тягач

Официальное обозначение: Vickers Artillery Tractor
Альтернативное обозначение: B1E2
Начало проектирования: 1924 г.
Дата постройки первого прототипа: 1924 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Как известно, ещё в годы Первой мировой войны британская армия немало внимания уделяла различного рода тягачам и транспортерам. В те годы энтузиазма было достаточно, но не хватало подходящего гусеничного шасси. Использование танков-“тендеров” было лишь частичным решением, а менее известный артиллерийский транспортер Gun Carrier оказался не слишком удачным.
После принятия на вооружение средних танков Vickers Meduim Mk.I положение заметно улучшилось. Ходовая часть этих машин отличалась большей функциональностью, что побудило британское командование сделать заказ на армейский транспортер для пехоты и артиллерийских орудий. Так было положено начало знаменитой серии “Dragon”, делившийся на легкие и средние типы.
Первым в этом ряду стал опытный танк А3Е1 (он же Machine Gun Carrier No.1), выполненный по схеме “тяни-толкай” на шасси того же Vickers Medium Mk.I. Эта машина получила две пулеметные башни и центральное расположение двигателя, но серийно не строилась. Вместо этого опытный образец был переделан в артиллерийский тягач В1Е1. Вооружение полностью демонтировалось, а на освободившемся месте сделали транспортную площадку, защищенную высокими бортами. Тягач мог перевозить не только расчет, но и внушительную часть боекомплекта. В скором времени появились модификации В1Е2 (с пониженными бортовыми бронелистами), В1Е3 (незначительно улучшенный В1Е1) и В1Е4 (оснащался двумя дополнительными передними колесами). Опытные машины обозначались как Armstrong-Siddely Armoured Dragon и результаты их непродолжительной эксплуатации были признаны вполне успешными.
Далее наступила очередь серийных танков. В 1923 году в экспериментальных целях два Vickers Meduim Mk.I были переоборудованы подобным образом. С них также демонтировалась башня с вооружением, а надстройка корпуса перестраивалась таким образом, чтобы внутри неё можно было разместить транспортный отсек и ящики для амуниции. Расчет орудия размещался в кормовой части машины, прямо над укладкой боекомплекта.
Тягач сохранил шасси от базового танка без каких-либо изменений. Применительно на каждый борт она состояла из 11 опорных и 1 “натяжного” катка с пружинной подвеской, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. На танке устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с., располагавшийся слева от водителя. Трансмиссия включала 4-скоростную КПП и многодисковое сцепление без синхронизаторов.
В том же году была построена небольшая партия из 18 тягачей, получивших название Dragon Medium Mk.I. Эксплуатация этих машин в британской армии не вызвала у военных большого восторга. Для тягача 90-сильный мотор оказался явно слабоват и часто перегревался из-за неудачной системы охлаждения (защитный бронекожух часто снимался). Маневренность тягача на местности тоже оставляла желать много лучшего. Нельзя сказать, что для устранения выявленных недостатков ничего не предпринималось. На нескольких Dragon Medium Mk.I установили новые фары, обустроили более удобные места для орудийного расчета и предусмотрели установку тента над ним. Но всё это были лишь косметические улучшения.
Следующая модификация Dragon Medium Mk.II оказалась более удачной. Все 28 построенных в 1924 году машин имели базу танка Vickers Medium Mk.II и отличались заметно лучшей защитой экипажа, а также более продуманной компоновкой транспортного отсека. Теперь ящики с боекомплектом располагались по бортам и открывались наружу. Расчет орудия или солдаты с полной амуницией размещались на скамейках вдоль бортов в кормовой части. Таким образом появилась возможность использовать Dragon Medium Mk.II в качестве бронетранспортера. Правда, на Mk.II всё ещё устанавливались двигатели Armstrong-Siddeley V-8 мощностью 90 л.с., что позволяло развивать максимальную скорость до 25 км/ч при движении по шоссе.
В небольшом количестве существовала модификация Mk.II*, предназначенная для буксировки орудий среднего калибра. Был также построен единственный образец Mk.II (Radio) оснащенный в опытном порядке приёмо-передающей радиостанцией с огромной Н-образной антенной.
В 1926 году в количестве 12 единиц была построена модификация Dragon Medium Mk.III. Машины этого варианта предназначались для транспортировки 60-фунтовых и 6-дюймовых гаубиц и потому оснащались усиленной подвеской и доработанной трансмиссией. Единственным внешним отличием Mk.III от Mk.II была только форма бортовых бронещитов. Модификация Mk.IIIA, выпущенная в 1927 году в 10 экземплярах, получила несколько упрощенную переднюю часть корпуса.
По заказу Королевской Артиллерии на Royal Ordnance Factory в 1929-1932 гг. было дополнительно собрано 10 тягачей модификации Mk.IIB. Они отличались более высокой надстройкой корпуса, обновленной подвеской с листовыми рессорами и несколько иной формой отверстий для сброса грязи с верхних ветвей гусениц.
Последней модификацией а в ряду “драконов” на основе танков Vickers Medium стала Mk.IIIC. Конструктивно она соответствовала Mk.IIIB, но с левой стороны корпуса, под большим углом наклона, устанавливался высокий фронтальный бронещит. Был построен по меньшей мере один экземпляр Dragon Medium Mk.IIIC с армейским номером МТ9794.
Использование тягачей-транспортеров серии Dragon Medium продолжалось вплоть до начала войны в Европе. К сентябрю 1939 года практически все “драконы” среднего типа были сняты с эксплуатации и заменены более новыми машинами.
Помимо тягачей и транспортеров на основе Dragon Mk.I в 1923 году был разработан проект мостоукладчика. С такой инициативой выступил майор Бейтмен (H.H.Bateman), служивший в Royal Engineers Experimental Bridging Establishment в Крайстчерче, графства Хэмпшир. Согласно его предложению передвижной мост длиной 30 футов (9,14 м) устанавливался на роликах, крепившихся на настройке корпуса. Мост выдвигался вперед по двум стальным направляющим вперед с максимальным промежутком 28 дюймов (72 см) шириной. Построенный в том же году мостоукладчик так и остался в единственном экземпляре – военные посчитали неприемлемым работу его экипажа снаружи при выдвижении моста. Хотя вскоре был разработан автоматизированный вариант на практике он построен не был.

Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост. Г.Л. Холявский. Харвест. Минск \ АСТ. Москва. 1998 г.
TANKS!: British Light Tanks
IWM: British Military Vehicles 1918-1939

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА Dragon Medium Mk.II образца 1927 г.
БОЕВАЯ МАССА
около 10000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2 + 8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5183
Ширина, мм
2700
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ
отсутствовало
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
отсутствовало
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 8 мм
борт корпуса - 8 мм
корма корпуса - 8 мм
днище - ?
ДВИГАТЕЛЬ
Vickers-Armstrong, карбюраторный, 8-цидлидровый, мощностью 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележк, 1 натяжной ролик, 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ
25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
190 км (?)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor
Артиллерийский тягач

Официальное обозначение: Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor
Альтернативное обозначение: Light Dragon Mk.I
Начало проектирования: 1929 г.
Дата постройки первого прототипа: 1930 г.
Стадия завершения работ: построено 2 прототипа.

В 1929 году, параллельно с работами по легким танкам, фирма Vickers-Armstrong решила разработать вариант более “мирного” использования ходовой части. В результате был изготовлен прототип легкого артиллерийского тягача, именуемым как Light Dragon Mark I.
Шасси было заимствовано от танка А4Е2 и на один борт состояло из четырех опорных катков, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки блокировались попарно в две тележки, каждая из которых оснащалась подвеской с применением листовых рессор.
Компоновка также осталась танковой, с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, отделением управления в средней части и транспортным отсеком на корме. Конструкция корпуса была клёпаной. Штатное вооружение отсутствовало.
Обе модели фактически остались невостребованными британской армией. Это случилось вовсе не из-за отсутствия интереса к подобного рода машинам – просто в разгар экономического кризиса приходилось довольствоваться только самым необходимым.
Не очень удачно завершившаяся история артиллерийских тягачей на базе легкого танка А4Е2 (Light Tank Mk.I) не разубедило фирму Vickers-Armstrong в бесперспективности этого направления. Работы, начавшиеся в 1929 году, спустя несколько месяцев привели к созданию легкого 3-тонного трактора, предназначенного не только для военной, но и для коммерческой эксплуатации.
Принципиальных изменений между этими моделями практически не было. Было решено, что трактор может иметь упрощенную ходовую часть без направляющего колеса, которое было нужно танку для улучшения подвижности. В итоге оставалось две тележки с двумя опорными катками каждая и подвеской с использованием листовых рессор. Ведущие колеса также заимствовались от легкого танка.
Компоновка предусматривала установку двигателя и трансмиссии в передней части корпуса. Далее размещалось отделение управления и транспортный отсек. В варианте для армии борта корпуса изготовлялись из противопульной брони. Коммерческий вариант был полностью небронированным и оснащался деревянной двухместной кабиной и бортовым кузовом.
Оба варианта в 1929-1930 гг. испытывались британской армией и заслужили хорошую оценку. Тракторы могли свободно буксировать любую артиллерийскую систему кроме самых тяжелых и одновременно перевозить боекомплект или расчет орудия. По скоростным и ходовым качествам тракторы Vickers-Armstrong почти не уступали танкам.
Расчет фирмы на коммерческий успех оправдался далеко не полностью, поскольку в условиях Великой Депрессии больших заказов ждать не приходилось. Несколько образцов военного варианта закупила британская армия для использования по прямому назначению. Артиллерийский тягач унаследовал название Light Dragon Mk.I, перешедшее к нему от более ранней модификации. Правда, карьера этих машин оказалась недолгой – их полностью заменили к концу 1930-х гг. на знаменитые Universal Carrier.
Перед войной был разработан ещё один интересный вариант вспомогательной бронемашины, заключавшейся в демонтаже башни с вооружением и установки вместо неё мощного прожектора. Для ПВО содействие таких передвижных прожекторных установок могло стать неоценимой услугой, однако тогда эта идея развития не получила, но впоследствии опыт пригодился при создании М3 CDL.
Зарубежных заказчиков оказалось немного. Одним из первых интерес к артиллерийскому тягачу проявил Советский Союз, представители которого в этот же период искали подходящие образцы современной техники и, что самое главное, не жалели денег на её приобретение. В 1930 году с фирмой Vickers-Armstrong был заключен договор на поставку двух машин в коммерческом варианте, которые по документам проходили как “легкий трактор-тягач Карден-Лойд грузоподъёмностью до 3-х тонн”, но более распространенном и у нас, и за рубежом стало название “артиллерийский трактор Vickers-Carden-Loyd”. Присутствие в названии Carden-Loyd (которая ещё в 1928 году была поглощена Vickers-Armstrong) объяснялось наличием ходовой части разработанной Карденом и Лойдом для легких танков. Мотив этого приобретения преследовал вполне милитаристические цели – в те же годы был разработан плавающий танк А4Е11 на аналогичном шасси и советская военная миссия активно искала возможности детального ознакомления с ней. Можно сказать, данный опыт не пропал зря. Весной-летом 1932 года в СССР прошли испытания плавающих танков Т-33 и Т-41, который стали предшественниками более известного, хотя и менее удачного Т-37А.
Более выгодным оказался контракт заключенный с армией Бельгии. Дело происходило в 1932-1933 гг., когда кризис пошел на спад, поэтому можно было рассчитывать на большее. В целом, так и получилось. Бельгийцы заказали большую партию небронированных тягачей для буксировки 75-мм пушек образца 1934 г. принадлежавших “Арденнским стрелкам” (“Chasseurs Ardennais”), но получили только 21 машину. Заказчик оказался настолько доволен ими, что было решено купить лицензию на серийное производство. В данном случае бельгийцам также понадобилась ходовая часть, которую решили приспособить под установку бронированного корпуса и 47-мм противотанковой пушки образца 1932 года. В результате, в 1934 году был налажен выпуск весьма удачных легких истребителей танков (самоходных установок) Т13В1 и Т13В2, которые были выпущены в количестве 35 и 21 единицы соответственно.
В ходе 2-й мировой войны артиллерийские тягачи Vickers-Carden-Loyd, по всей видимости, не использовались. По крайней мере, никаких данных по этому поводу найти не удалось.

Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост. Г.Л. Холявский. Харвест. Минск \ АСТ. Москва. 1998 г.
TANKS!: British Light Tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor образца 1930 г.
БОЕВАЯ МАССА
3000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3650
Ширина, мм
1780
Высота, мм
2050
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
-
БОЕКОМПЛЕКТ
-
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
-
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 9 мм
борт корпуса - 9 мм
корма - 4 мм
днище - 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Meadows EPT, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 59 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированных попарно, переднеее ведущее колесо, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ
40км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
200-210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-

Light Dragon Mk.I \ D5E1
Артиллерийский тягач

Официальное обозначение: Light Dragon Mk.I
Альтернативное обозначение: D5E1
Начало проектирования: 1930 г.
Дата постройки первого прототипа: 1930 г.
Стадия завершения работ: построено 2 прототипа.

В 1930 году, параллельно с работами по легким танкам, фирма Vickers-Armstrong решила разработать вариант более “мирного” использования ходовой части. В результате был изготовлен прототип легкого артиллерийского тягача, именуемым как Light Dragon Mark I.
Шасси было заимствовано от танка А4Е2 и на один борт состояло из четырех опорных катков, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки блокировались попарно в две тележки, каждая из которых оснащалась подвеской с применением листовых рессор.
Компоновка также осталась танковой, с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, отделением управления в средней части и транспортным отсеком на корме. Конструкция корпуса была клёпаной. Штатное вооружение отсутствовало.
Далее был построен модифицированный вариант с армейским обозначением D5E1. Хотя этот тягач не предполагалось использовать в боях лобовые бронелисты корпуса сохранили значительные углы наклона. В остальном он был аналогичен первому образцу.
Обе модели легких артиллерийских тягачей остались невостребованными британской армией. Это случилось вовсе не из-за отсутствия интереса к подобного рода машинам – просто в разгар экономического кризиса приходилось довольствоваться только самым необходимым.

Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост. Г.Л. Холявский. Харвест. Минск \ АСТ. Москва. 1998 г.
TANKS!: British Light Tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА Light Dragon Mk.I образца 1934 г.
БОЕВАЯ МАССА
~2000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
-
БОЕКОМПЛЕКТ
-
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
-
БРОНИРОВАНИЕ
?
ДВИГАТЕЛЬ
Meadows EPT, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 59 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированных попарно, три поддерживающих ролика, переднеее ведущее колесо, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ
59 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-

Light Dragon Mk.II
Легкий артиллерийский тягач

Официальное обозначение: Light Dragon Mk.II
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1932 г.
Дата постройки первого прототипа: 1932 г.
Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Линия развития артиллерийских тягачей фирмы Vickers-Armstrong была продолжена в 1932 году после появления модификации на базе ходовой части легкого танка Mk.II. В британской армии эти машины получили обозначение Dragon Light Mark II.
Доработкам в основном подвергся корпус. Переднее расположение трансмиссии и двигателя Meadows сохранили, однако место водителя было перенесено на правый борт, как это было принято в британском автомобилестроении, и располагалось значительно выше, чем в танке. В транспортном отсеке и справа от водителя были установлены сидения рассчитанные на перевозку 6 человек. По бортам в центре корпуса находились ящики для амуниции.
Ходовая часть была аналогична Light Tank Mk.II. Применительно на каждый борт она состояла из двух тележек с подвеской Хортсманна, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки и ролики оснащались резиновыми бандажами. Гусеница осталась мелкозвенчатой со стальными траками шириной 240 мм.
Артиллерийский тягач для британской армии выпускался в четырех незначительно отличающихся модификациях: Mk.II, Mk.IIA, Mk.IIB, Mk.IIC и Mk.IID. Наличная с варианта Mk.IIC была введена модернизированная подвеска Хортсманна типа “четверные ножницы” (с наклонным расположением пружин). При желании тягачи могли комплектоваться брезентовыми тентами и стойкими для их крепления.
Несмотря на то, что техническое обслуживание тягачей серии Dragon Light Mark II в значительной мере упрощалось унификацией большинства узлов и агрегатов с легкими танками Mk.II и Mk.III, большого распространения они не получили. Предвоенные годы прошли для них довольно мирно, однако в конце 1939 года несколько тягачей Mk.II были переброшены во Францию и включены в состав Британского Экспедиционного Корпуса. В конце мая 1940 года все эти машины были потеряны союзными силами при отступлении. Остальные тягачи, оставшиеся в метрополии были списаны несколько лет спустя.

Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост. Г.Л. Холявский. Харвест. Минск \ АСТ. Москва. 1998 г.
TANKS!: British Light Tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА Light Dragon Mk.II образца 1930 г.
БОЕВАЯ МАССА
3000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2+6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
~4000
Ширина, мм
~1900
Высота, мм
~1500
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
-
БОЕКОМПЛЕКТ
-
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
-
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 6 мм (?)
борт корпуса - 6 мм (?)
корма корпуса - 4 мм (?)
днище - 4 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ
Meadows EPT, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 59 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированных попарно, заднее направляющее и переднеее ведущее колесо, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ
40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
200-210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-

Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor
Артиллерийский тягач

Официальное обозначение: Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor
Альтернативное обозначение: Vickers-Carden-Loyd light artillery tractor, Tractor, Light, GS
Начало проектирования: 1934 г.
Дата постройки первого прототипа: 1935 г.
Стадия завершения работ: построено более 1000 экземпляров.

В процессе модернизации бельгийской армии возник вопрос о повышения уровня механизации артиллерийских частей. Помимо автомашин различного типа зарубежная закупочная комиссия обратила внимание на гусеничные тягачи Dragon Light производившиеся фирмой Vickers-Armstrong. Бельгийцы заказали в 1934 году небольшую партию Dragon Light Mk.I, а затем купили лицензию на их сборку. Этого оказалось мало, поскольку данный тягач обладал несколько избыточной мощностью для транспортировки 47-мм противотанковой пушки образца 1931 г. Так было принято решено приобрести в Великобритании более легкий и небронированный тягач, более известный сейчас под обозначением Vickers-Carden-Loyd light artillery tractor или Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor.
Легкий артиллерийский тягач был создан на базе коммерческого трактора и первоначально предназначался для британской армии, которая в начале 1930-х гг. активно переходила с конной тяги на механизированную. В 1932 году на оснащение пехотных и кавалерийских подразделений поступило несколько таких машин, однако большой серией VCL Utility Tractor не строились. Тягач мог свободно буксировать 8-фунтовую пушку вместе с расчетом, хотя как показывала практика в перегрузочном варианте он мог потянуть и 13-фунтовое орудие. Выпускалось две версии, официально обозначавшиеся как Tractor, Light, GS Mk.I и Tractor, Light, GS Mk.Ia (HS). В данном случае аббревиатура HS расшифровывалась как High Speed и имела отношение к кавалерии. Для Бельгии эти варианты были также оставлены, но именовались они как Model 1 (Type A) и Model 2 (Type B). Кроме того, к ним прибавилась третья небронированная модель.
Конструктивно тягач напоминал Dragon Light Mk.I, отличаясь от него меньшими размерами и более компактным двигателем. Ходовая часть состояла (применительно на каждый борт) из двух опорных катков сблокированных в одну тележку с амортизацией на листовых рессорах, переднего ведущего и заднего направляющего колеса, опущенного на землю.
Корпус по конфигурации также был близок к Dragon Light Mk.I, сохранив предельно простые формы с верхним наклонным листом. Поскольку места внутри транспортного отсека сильно поубавилось конструкторы предусмотрели откидные борта с сидениями на стенках, где мог свободно разместиться орудийный расчет из 4-6 человек. Поздне откидные борта были упразднены. Экипаж Utility Tractor состоял только из механика-водителя, кресло которого находилось в передней части корпуса по его продольной оси.
Тягач оснащался бензиновым 4-цилиндровым двигателем, установленным в кормовой части корпуса. Трансмиссия включала механическую коробку переключение передач, обеспечивающей 4 скорости движения вперед и 1 назад.
Первый заказ, размещенный в 1935 году, включал постройку 262 тягачей: 177 в "пехотном" варианте, 85 - в "кавалерийском" и ещё 15 машин были заказаны в небронированной модификации. Поставки начались в следующем году, когда был подписан договор о начале серийного производства на предприятии SA des Ateliers de Construction de et a Familleureux (ACF). Далее бельгийская армия сделала дополнительный заказ на 553 тягача, выполнениекоторого состоялось в течении 1936-1937 гг. Последний контракт был заключен в сентябре 1939 года, когда появилась угроза немецкого вторжения.
В Бельгии серийно строились модели только для кавалерии и пехоты. Различия между ними заключались в том, что “пехотная” модификация (иногда обозначаемая как Vickers Utility Tractor B) была более тихоходной и не имела двух задних сидений - вместо них установили ящики для бекомплекта. Несколько тягачей также было оснащено более широкими гусеничными траками. Кроме того, "кавалерийская" модификация могла комплектоваться откидными бронелистами, защищавшими сверху место водителя.
Согласно зарубежным источникам бельгийская промышленность к весне 1940 года включительно собрала порядка 1000 Utility Tractor, что позволило оснастить ими 60 пехотных подразделений включая 12 противотанковых рот. Согласно организационной структуре от 1935 года противотанковой батареи ей полагалось иметь 22 тягача, однако в 1936 году количество Utility Tractor решили довести до 31. Батарея состояла из трех взводов с двумя отделениями в каждом. На самом деле, к 10 мая 1940 года тягачи поступили на оснащение нескольких пехотных полков и резервной дивизии. Надо отметить, что постройка Utility Tractor "съела" значительную долю финансовых средств, выделенных на модернизацию армии, даже в ущерб танкам и бронемашинам. Как оказалось - овчинка выделки не стоила.
В ходе блицкрига на Западном фронте большая часть Utility Tractor стала немецкими трофеями. Медлительные тягачи, особенно это касалось "пехотной" модификации, не успевали за быстро передвигавшимися войсками и нередко бросались экипажами вместе с орудиями. Большой пользы от них получить так и не удалось. Единственными преимуществами тягачей были только небольшие размеры и малый вес.
Тем не менее, бывшие бельгийские Utility Tractor, в основном пехотной модели, ещё несколько лет использовались по прямому назначению в вермахте. Здесь они получили обозначение Gepanzerter Vollkettenschlepper Vickers-Armstrong VA 601(b). Несколько тягачей, ранее принадлежавших бельгийской армии (включая вариант с широкими гусеницами), попали на Восточный фронт – их использовали для буксировки 37-мм и 50-мм противотанковых пушек летом-осенью 1941 г.
Другой страной, где эксплуатировались Utility Tractor, стала Голландская Ост-Индия. Как и в случае с Бельгией, колониальным войскам (KNIL) понадобился гусеничный тягач, который имел бы лучшие ходовые качества, чем машины колесного типа.
В октябре 1939 года был подписан контракт на поставку 50 тягачей в варианте с откидными бортами, что больше соответствовало британскому GS Mk.I. Первые 20 машин прибыли в Ост-Индию в апреле 1940 г., а остальные должны были доставить в мае. Постоврный заказ на 30 тягачей голландская сторона сделала в декабре 1939 г., но всего успели получить только 20 из них. Оставшиеся в Бельгии 60 машин конфисковали немцы в качестве трофеев.
Голландцы довольно продолжительное время использовали Utility Tractor для транспортировки легких противотанковых пушек и 20-мм зенитных орудий, а также для обучения танковых экипажей. Почти все эти тягачи были уничтожены в феврале-марте 1942 года во время оккупации индонезийских островов японскими войсками. Впрочем, единичным экземелярам удалось пережить войну в конце 1940-х гг. их снова использовали колониальные войска против индонезийских повстанцев.
До нашего времени сохранилось по меньшей мере пять тягачей Utility Tractor. Один из них, в варианте KNIL с 20-мм зениткой, выставляется в экспозиции Museum Bronbeek города Арнем (Нидерланды). Три других - в военных музеях Брюселля, Парижа (Samur) и Триеста (Museo di guerra per la pace Diego de Henriquez).

Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост. Г.Л. Холявский. Харвест. Минск \ АСТ. Москва. 1998 г.
Militaria - Vickers-Carden-Loyd Utility
TANKS! - Belgium
Durham Light Infantry 1920-1946 - Bridge Openings 1928-34
Overvalwagens! - Tractors

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor В образца 1935 г.
БОЕВАЯ МАССА
~2000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2130
Ширина, мм
1220
Высота, мм
1520
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
-
БОЕКОМПЛЕКТ
-
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
-
БРОНИРОВАНИЕ
-
ДВИГАТЕЛЬ
Ford, карбюраторный жидкостного охлаждения, мощностью 52 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 2 опорных катка сблокированных в одну тележку, переднеее ведущее колесо, подвеска на листовых рессорах, мелкозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ
16 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Mobile Land Mine \ “Beetle”
Дистанционно управляемая машина

Официальное обозначение: Metropolitan-Vickers “Beetle”
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа: 1940 г.
Стадия завершения работ: проект закрыт в 1944 г.

Разработкой “наземных торпед” (управляемых подрывных машин), вопреки распространённому мнению, занимались не только в Германии и Франции. Незадолго до начала кампании во Франции британская фирма Metropolitan-Vickers приступила к созданию аналогичной машины многофункционального назначения. Британская “торпеда” должна была использоваться для следующих целей:
- подрыв укреплений;
- разминирование;
- борьба с танками.
Машина получила название “Beetle” (“Жук”) или Mobile Land Mine. Её первый прототип был построен в начале 1940 года. Конструкция “наземной торпеды” была достаточно простой. В передней части корпуса находился подрывной заряд и контактный взрыватель. На корме устанавливалось два электродвигателя и крепление для провода управления. Ходовая часть состояла из двух колес по каждому борту и металлической гусеницы, каждый пятый трак которой оснащался дополнительным грунтозацепом.
Указывается, что было построено 50 “Beetle” (согласно первоначальному заказу, выданному в том же 1940-м году), но фактически проверить эти данные невозможно. Однозначно можно говорить о нескольких опытных образцах, интенсивно использовавшихся для различных опытов на протяжении 4-х следующих лет. В частности, один из опытных образцов был доработан для преодоления водных преград – фактически, это была первая амфибийная “наземная торпеда”. Ещё один “Beetle” был оснащен довольно интересной системой “танковой ловушки”, которая заключалась в следующем. Замаскированная машина устанавливалась в засаде, а на пути следования вражеской бронетехники укладывалась мина подсоединенная к проводу – наматывая провод на гусеницы дистанционно управляемая машина буквально “подлавливала” танк или бронеавтомобиль.
Несмотря на успешные испытания дальнейшего развития “Beetle” не последовало и в конце 1944 года заказ был полностью отменен. Причины отказа от проекта пока не выяснены.

Источники:
Christopher F. Foss, Peter McKenzie "The Vickers Tanks From landships to Challenger". Patrick Stephens Limited. 1988. ISBN 1853601418

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМОЙ МАШИНЫ “Beetle” образца 1940 г.
БОЕВАЯ МАССА
?
ЭКИПАЖ, чел.
-
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
-
БОЕКОМПЛЕКТ
-
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
-
БРОНИРОВАНИЕ
?
ДВИГАТЕЛЬ
два, электрического типа
ТРАНСМИССИЯ
?
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 2 опорных катка, металлическая гусеница
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-