Самоходные артиллерийские установки Великобритании

Mk.I (Self-propelled gun)
Средний танк

Официальное обозначение: Mk.I
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: ?
Дата постройки первого прототипа: 1924 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа, проект закрыт в виду отсутствия заказов.

В начале 1920-х гг., по заказу военного ведомства, была разработана серия самоходных артиллерийских установок. Работы носили экспериментальный характер, поскольку на основании полученных результатов британское командование сухопутными силами должно было решить, кому отдать предпочтение - буксируемой артиллерии или самозодным орудиям.
Работы, начатые ещё в 1918 году в инициативном порядке, проводились в двух направлениях. Первое заключалось в использовании шасси серийных танков, а второй путь предусматривал использование трактороной базы и считался более экономически выгодным. Одной из таких машин, поступившей на испытания в 1924 году, стало зенитное самоходное орудие Mk.I. "Тракторная" ходовая часть, применительно на каждый борт, состояла из 5 опорных катков с блокированной подвеской на пружинных рессорах, 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Крупнозвенчатая гусеница состояла из литых стальных траков. Силовая установка и место водителя находились в передней части машины. Орудие калибра 47-мм устанавливалось на открытой площадке, по бортам которой устанавливались ящики и два сидения для артиллеристов. К кормовой части корпуса крепились две сошки, касившие отдачу при выстреле.
Примерно в то же время был изготовлен второй прототип на укороченной базе шасси и модернизированным корпусом (название этой САУ не установлено). Ходовая часть этой машины состояла из 4 опорных катков на борт, а полный экипаж включал 5 человек.
Сведений об испытаниях САУ Mk.I пока найти не удалось. Извество лишь то, что военное ведомство решило отказаться от машин данного типа, отдав предпочтение буксируемой артиллериии. Большую роль также сыграл риск технической ненадежности и постоянная потребность в обслуживании самоходных орудий. Впрочем, помимо субъективных мнений были и вполне объективные. Подвижность на пересеченной и динамические качества британских САУ на "тракторной" базе оказались достаточно низкими. В большинстве случаев самоходки пришлось бы перебрасывать к переднему краю фронта на тяжёлых тягачах. Кроме того, орудия калибра 47-мм и 57-мм уже не считались эффективными, а под установку орудий более крупного калибра эти машины оказались мало приспособленными, что и было подтверждено испытаниями.
В результате, перспективные проекты британских самоходок (включая многочисленные варианты "Birch Gun" на базе среднего танка Mk.II) посчитали избыточными и вплоть до начала Второй Мировой войны этот вопрос имел очень низкий приоритет.

Источники:
В. Маликов "Время экспериментов" ("Теника-молодежи" 1996-02)
"Taschenbuch der Tanks" (справочник), Мюнхен, 1935 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА Vickers Medium C образца 1926 г.
БОЕВАЯ МАССА
?
ЭКИПАЖ, чел.
4-5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
одна 47-мм пушка Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
-
ДВИГАТЕЛЬ
карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ
механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 5 опорных катков, 3 поддерживающих роликов, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

“Birch Gun”
Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: “Birch Gun”
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1925 г.
Дата постройки первого прототипа: 1926 г.
Стадия завершения работ: в течении 1926-1927 гг. выпущено семь прототипов, в серийное произвоство САУ не передавались.

В течении 1926-1929 гг. британскими инженерами предпринимались активные попытки создать на танковом шасси полноценную САУ. Разработка первой такой машины была начата ещё в 1923 г. на Вулвичском арсенале по инициативе сэра Ноэла Бёрча (Sir Noel Birch) – главного генерала артиллерийско-технической службы (Master General of the Ordnance). Для экспериментов был выбран именно Medium Mk.II, как наиболее современный на тот момент танка, ходовая часть которого могла выдержать возросшие на неё нагрузки.
Конструкция самоходных установок базировалась на ходовой части серийных танков Mk.II, но имела ряд доработок. Так, в частности, отсутствовала защита ходовой части, а для компенсации возросшей нагрузки на шасси увеличили количество и расположение опорных и поддерживающих колёс. Применительно на один борт она содержала следующие элементы:
- 11 опорных катков, 10 из которых сблокированных попарно в 5 тележек с пружинной амортизацией;
- 2 "независимых" передних натяжных катка;
- 5 поддерживающих колес;
- переднее направляющее колесо соединенное с механизмом натяжения;
- заднее ведущее колесо зубового зацепления.
Верхняя часть корпуса (надстройка) и башня со стандартным вооружением демонтировались, а на их месте оборудовалась открытая площадка, предназначенная для установки полевых артилерийских систем. Соответственно, изменялась компоновка мест экипажа, поскольку орудие и места расчета сдвигались к средней части корпуса. Бронирование соответствовало серийному танку Mk.II.
Первый прототип самоходки, названной “Birch Gun” Mk.I, был готов в начале 1925 г. Его основным вооружением стала 18-фунтовая (83,8-мм) полевая пушка Ordnance QF18. По горизонтали она имела круговой обстрел, максимальный угол вертикального возвышения – до 70°. Помимо поддержки пехоты и танков эта САУ могла вести огонь по воздушным целям. В конце 1925 г. самоходное орудие передали в распоряжение 28-й батареи IX Полевой Артиллерийской Бригады, где “Birch Gun” Mk.I проходила войсковые испытания.
В скором времени появилась модификация “Birch Gun” Mark Ia (или “Birch Gun” Mk.II), незначительно отличающаяся от оригинала (в частности, были установлены 6-мм бронещиты на орудие и ходовую часть, а также улучшена система управления огнем), которая в 1926 г. поступила в 20-ю батарею той же бригады.
Последовавшие за ней варианты “Birch Gun” Mk.Ib, “Birch Gun” Mk.Ic и “Birch Gun” Mk.Id по сути являлись аналогами “Birch Gun” Mk.Ia, в конструкцию которых вносились “косметические улучшения”.
Более радикальные изменения появились на модификации “Birch Gun” Mk.Ie. Главным её отличием стала установка 83,8-мм пушки в полностью закрытой цилиндрической рубке. Следующий прототип “Birch Gun” Mk.If отличался рубкой новой, конической, формы и поручнями на ней.
Специально для отработки взаимодействия между различными типами танков и артиллерией 1 мая 1927 г. было организовано подразделение, получившее название Experimental Mechanised Force (Экспериментальные Механизированные Силы). В его состав входил батальон из 48 танков Vickers, моторизованный пулеметный батальон, разведгруппа танкеток и бронемашин, моторизованная ремонтно-полевая бригада и взвод самоходных орудий “Birch Gun”. Действия EMF на полигоне в Сэлисбери Плейн (Salisbury Plain) вызвали определенный интерес у зарубежных военных специалистов, однако сами британцы неожиданно решили отказаться от дальнейшего развития в этом направлении. Среди штабных чиновников тогда преобладало мнение, что более эффективным будет использование обычных (буксируемых) артиллерийских систем. В конечном итоге, просуществовав около года, EMF были расформированы, а программа развития самоходных орудий была полностью свёрнута.

Источники:
Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. Сост. Г. Л. Холявский. Минск, "Харвест", 1999
Британские и американские танки второй мировой войны. П. Чемберлен и К. Элис. Москва, АСТ-Астрель. 2003
JED The Military Equipment Directory

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ “Birch Gun” Mk.I обр.1926 г.
БОЕВАЯ МАССА
12100 кг
ЭКИПАЖ, чел.
6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5800
Ширина, мм
2400
Высота, мм
2300
Клиренс, мм
-
ВООРУЖЕНИЕ
18-фунтовая (83,8-мм) полевая пушка Ordnance QF18
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 12 мм
борт корпуса – 8 мм
корма корпуса - 8 мм
орудийный щит - 6 мм
крыша - 4 мм
днище - 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ
карбюраторный, Vickers-Armstrong, 8-цилидровый, мощностью 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележк, 1 натяжной ролик, 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
45 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
192 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
-
Высота стенки, м
0,70
Глубина брода, м
-
Ширина рва, м
2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

“Alecto”
Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: “Alecto”
Альтернативное обозначение: "Harry Hopkins" Mk.ICS, А25Е2
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1944 г.
Стадия завершения работ: построено 4 прототипа, проект закрыт в связи с завершением войны.

Не слишком удачное начало карьеры десантных танков “Tetrarch” и “Harry Hopkins” совершено не разочаровало танкостроительный отдел фирмы Vickers в перспективности выбранной ими схемы ходовой части. Действительно, на Западном фронте места для легких танков не нашлось, а в 1941-1942 гг. дела на Дальнем Востоке ив Северной Африке разворачивались совсем не в пользу британцев. Успехи немцев, умело применявших самоходные установки, однозначно говорили о том, что британской армии явно не хватает такого типа машин. Так, появилась идея создать на базе танка полноценную САУ огневой поддержки. Армейское командование поддержало инициативу фирмы Vickers и работа закипела.
Больших доработок для реализации предложенного варианта не понадобилось. В основном доработки коснулись только корпуса и, естественно, вооружения. Ходовая часть танка оставалась без изменений. Как и ранее она состояла из четырех опорных катков на каждый борт, оснащенных резиновыми бандажами. Оригинальная схема управления работала следующим образом. При помощи рулевой колонки автомобильного типа и рулевых тяг поворачивались передние и задние колеса (первые и четвертые), что вызывало изгиб гусеницы с шарнирами типа "лента-змея", и танк менял курс в требуемом направлении. Уменьшить радиус разворота можно было дополнительным подтормаживаним гусениц, но при этом средние колеса (вторые и третьи) качались относительно продольной оси. Никаких гидроприводов или других аналогичных новшеств, облегчавших поворот рулевого колеса водителем, не предусматривалось, так что при энергичных эволюциях (особенно на больших скоростях) требовалось прикладывать немалые физические усилия.
Корпус самоходки был в значительной мере переделан. Если нижняя часть оставалась прежней, то верхняя полностью демонтировалась вместе с башней. На месте боевого отделения оборудовали открытую сверху боевую рубку, собиравшуюся из наклонных бронелистов. В носовой части устанавливалось единственное орудие, хотя в укладке можно перевозить пулемет. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось сзади. Здесь устанавливался 12-цилиндровый двигатель Meadows MAT с оппозитным расположением цилиндров мощностью 180 л.с. Механическая коробка передач обеспечивала танку пять скоростей вперед и одна назад.
Согласно установленной спецификации вооружение САУ состояло из одной 3,75-дюймовой (95-мм) гаубицы с длиной ствола 20 калибров. Артсистема монтировалась в лобовом листе корпуса и имело очень ограниченные углы наведения.
Первый прототип “Alecto” Mk.I поступил на испытания в конце 1944 года, когда война шла к завершению и в строю имелось значительное количество аналогичных по назначению самоходных орудий. Помимо этого, в процессе испытаний выявилось несколько проблем технического характера быстро устранить которые не удалось.
Тем временем был построен прототип “Alecto” Mk.II, оснащенный 6-фунтовым противотанковым орудием (QF 6 pdr gun, калибр 57 мм), что позволило бы очень эффективно использовать “Alecto” для борьбы с японскими танками. Однако, против немецкого “зверинца” 57-мм пушка была явно слабовата. От развития этого проекта отказались, снова сосредоточив внимание на более тяжелых артсистемах.
Третий прототип “Alecto” Mk.III, который был вооружен 25-фунтовой пушкой-гаубицей (QF 25 pounder gun-howitzer, калибр 87,6 мм) остался недостроенным. Зато четвертый, и последний, прототип “Alecto” Mk.IV получил 32-фунтовую (94 мм) гаубицу. В последнем варианте огневая мощность САУ фактически была доведена до максимального предела. Шасси самоходки по весовым характеристикам достигло порогового значения и фактически 94-мм гаубица оказалась излишне мощной для “Alecto”. Без доработок противооткатной системы гаубица при выстреле могла вывести из строя САУ и от продолжения этой темы вынужденно отказались.
Таким образом, самоходное орудие “Alecto” оказалось невостребованным британской армией. В конце войны предпринималось несколько попыток спасти проект, переориентировав его на другие цели. Так появился специализированный бульдозер “Alecto Dozer” – машины весьма необходимая для расчистки завалом под огнем противника. Больших доработок проводить не понадобилось. Вооружение демонтировалось, а спереди устанавливался клиновидный ковш. Также армии предлагался трактор на базе “Alecto”, но в итоге оба вариант “разоруженной” самоходки не вызвали большого интереса у военных.
Ещё одной интересной модификацией стала попытка превратить “Alecto” в легкий гусеничный бронетранспортер. Понятно, что сравнительно с тем же Universal Carrier эта машина заметно отличалась в лучшую сторону по части скоростных качеств и толщине бронирования, но был тут и другой нюанс.
После того, как в начале 1945 года работы по самоходной установке были прекращены, конструкторам фирмы Vickers пришла в голову мысль переделать один из прототипов САУ в БТР. Так, моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в переднюю часть корпуса, а на его месте оборудовали полностью закрытое десантное отделение, с бронированной “коробкой”. Соответственно, толщину бронелистов МТО довели до 38 мм. В кормовой части десантного отделения была сделана двухстворчатая дверь для высадки-посадки солдат. На двускатной крыше также были установлены вентиляторы, чем ранее обычно пренебрегали.
Таким образом получился весьма неплохой БТР, рассчитанный на перевозку 5-6 солдат. Впрочем, после победы над Германией сильной необходимости в наличии подобной машины британская армия не ощущала. Кроме того, выпуск танков “Harry Hopkins” был завершен и возобновлять его не планировалось. Не исключено, что БТР так и остался в единственном экземпляре, и впоследствии был разобран.

Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг." Сост. Г. Л. Холявский. Минск, "Харвест", 1999.
"Танки 1916-1945. Иллюстрированная энциклопедия"
"Британские и американские танки второй мировой войны". П. Чемберлен и К. Элис. Москва, АСТ-Астрель. 2003.
Henk of Holland - Alecto

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ "Alecto" Mk.I образца 1944 г.
БОЕВАЯ МАССА
8636 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4267
Ширина, мм
2705
Высота, мм
2108
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
одна 94-мм гаубица
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 38 мм
борт корпуса - ?
корма корпуса - ?
крыша - 8 мм
днище - 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Meadows, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 148 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 сдвоенных опорных катка, резинометаллическая гусеница
СКОРОСТЬ
48 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
190 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали