Танкетки Великобритании

Carden-Loyd Mk.I
Танкетка

Официальное обозначение: Carden-Loyd Mk.I
Альтернативное обозначение: -
Начало проектирования: 1924 г.
Дата постройки первого прототипа: 1925 г.
Стадия завершения работ: построено 3 прототипа различной конфигурации.

Первое десятилетие межвоенного периода ознаменовалось активным развитием такого класса боевых машин, как танкетки (сверхлегкие танки). Одним из апологетов широкого использования танкеток был майор Дж.Мартель (G.Le Q.Martel), который выступил с предложением о создании таких машин ещё в годы войны и в 1924 году представил свой первый прототип. Основным назначением танкетки являлась ближняя разведка и патрулирование, но не исключалась возможность преследования отступающего противника. Для этого было достаточно высокой скорости и пулеметного вооружения – собственно, под эти требования колесно-гусеничные танкетки конструкции Мартеля очень хорошо подходили.
Фактически параллельно с ним за разработку сверхмалых танков взялся капитан Дж.В.Карден (J.V.Carden), который в Первую Мировую служил в Army Service Corps и был хорошо знаком с тракторами фирмы Holt. По его мнению танкетки должны были служить средством повышения мобильности пехоты. Объединив свои усилия с капитаном Лойдом (Loyd) изначально Карден намеревался построить гусеничное небронированное транспортное средство, вместимостью один человек и массой до 700 фунтов (317,5 кг). В дальнейшем построенный прототип стал известен под названием Carden-Loyd One Man Tankette.
“Пехотная” машина имела следующую компоновку: в передней части корпуса устанавливался двигатель мощностью 14 л.с. и трансмиссия от грузовика Ford T, отделение управление находилось в средней части, радиатор – сзади. Сам корпус имел коробкооборазную форму и был полностью клёпаным. Из-за особенностей размещения агрегатов танкетки место водителя пришлось расположить над мотором. Перед ним располагались тормозные барабаны, педали и рычаг управления.
Ходовая часть, в целях улучшения плавности хода, проектировалась многокатковой с блокированной подвеской. Применительно на каждый борт имелось по 14 опорных катков без подрессоривания, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась двойным направляющим желобом. Интересно, что в первом варианте танкетки гарантийный пробег для гусеничных цепей определялся всего в 20 миль (32,19 км), правда затем его все же увеличили до 80 миль (128,75 км). Вероятно, этого считалось достаточно для “одноразовой” переброски пехоты к месту боевых действий.
Первая демонстрация “пехотной машины” состоялась на полигоне под Кенсингтоном в 1925 году и благодаря рекламе широко освещалась в британской прессе. В то же время Карден обратился к Дж.Мартелю с просьбой оказать содействие в механизации армии, после чего был направлен к генерал-майору Пеку (C.S.Peck) из Военного ведомства. На чиновника данные, представленные конструктором, произвели хорошее впечатление и программа развития танкеток получила официальное одобрение.
На волне успеха в середине 1926 года Карден и Лойд организовали собственную компанию, которая была названа Carden-Loyd Tractors Ltd. Дела стали продвигаться быстрее и 8 ноября на полигоне в Кемберли (Camberly) был показан прототип танкетки Carden-Loyd Mark I. От первого варианта он отличался только незначительно измененной передней частью корпуса (появился спрямленный лобовой бронелист) и сдвижной бронированной надстройкой, напоминавшей клиновидный щит с наклонным верхним бронелистом. Помимо этого, появилась возможность установки одного пулемета пехотного калибра, например Lewis или Vickers. Полный вес танкетки вырос с 1000 до 1600 кг. По всей видимости, второй прототип также был небронированным.
В скором времени протоип был доработан и получил обозначение Carden-Loyd Mark I*. Полностью сохранив конструкцию от варианта Mark I разработчики решили обратиться к опыту Мартеля и сделать танкетку колесно-гусеничной. Для этого, по бортам устанавливались колеса автомобильного типа с подвеской на листовых рессорах и подъёмными механизмами. В кормовой части корпуса крепилось третье колесо меньшего диаметра, предназначавшееся для поворота машины. Таким образом планировалось повысить скоростные качества танкетки и сберечь ресурс гусеничных цепей.
Третьим прототипом, созданным Карденом и Лойдом на базе шасси Mark I, стал вариант Carden-Loyd Two Man Tankette. Как можно догадаться танкетка получила новый расширенный корпус, в котором плечом у плечу располагались механик-водитель (слева) и командир-пулеметчик (справа). Пулемет можно было установить в одном из трех вырезов в лобовом дисте надстройки корпуса. В остальном конструкция не изменилась. Демонстрация двухместной танетки была проведена в ноябре-декабре 1926 года в Кемберли. Можно сказать, что именно Carden-Loyd Two Man Tankette была близка наиболее удачной модели Mark IV, появившейся в 1929 г.
Изделия фирмы Carden-Loyd Tractors Ltd. весьма заинтересовали Военное ведомство, однако принимать на вооружение столь “сырые” машины армия не спешила. Для изучения потенциальных озможностей новых боевых машин в 1927 году был сформирован Экспериментальные Механизированные Силы, в состав которых вошли танкетки Мартеля и Кардена. В течении двух ближайших лет обе Carden-Loyd Mark I принимали участие в маневрах британской армии, пока в начале 1930-х гг. их не утилизировали.

Источники:
Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles", General Editor, 2002
Peter Chamberlabin, Chris Ellis "Tanks of the World 1915-1945", 1972
Robert Icks "Carden-Loyd Mk.VI" (Armour in profile №16), Profile Publication Ltd., 1967
80 лет танкетке Карден-Ллойд Мк. VI

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ Carden-Loyd Mk.I образца 1926 г.
БОЕВАЯ МАССА
1600 кг
ЭКИПАЖ, чел.
1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2250
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,71-мм пулемет Lewis
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
?
ДВИГАТЕЛЬ
Ford Model T, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 14 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 14 опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
32 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
120 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-

Carden-Loyd Mk.II \ Carden-Loyd Mk.III
Танкетка

Официальное обозначение: Carden-Loyd Mk.II \ Carden-Loyd Mk.III
Альтернативное обозначение: Carrier №2
Начало проектирования: 1925 г.
Дата постройки первого прототипа: 1926 г.
Стадия завершения работ: построено 2 прототипа.

Следующей модификацией в модельном ряду танкеток конструкции инженеров Кардена и Лойда стала Carden-Loyd Mark II One Man Tankette (также известна как Carrier №2).
Основой для неё послужил вариант Mark I у которого была изменена ходовая часть. Отказавшись от 14 опорных катков на борт, которые не обеспечивали удобства при передвижении и лишь усложняли процесс сборки, были применены 4 катка с резиновыми бандажами и подвеской на листовых рессорах.
Корпус танкетки был полностью заимствован у предыдущей модели – он собирался из стальных листов при помощи болтов, заклёпок и уголков. Двигатель и трансмиссия от грузовика Fort Model T (14 л.с.) располагались в передней части. Сидение водителя размещалось над двигателем, органы управления – перед ним. Радиатор устанавливался в кормовой части корпуса и не оснащался никакой защитой. Бронирование не превышало 4-6 мм. Вооружение танкетки Mark II могло включать один 7,71-мм пулемет Lewis или Vickers, который устанавливался в передней части клиновидного бронещита.
Вслед за Mark II появилась очередная модель “переходного” типа – Carden-Loyd Mark III One Man Tankette. Фотографий и точного технического описания этой танкетки, по всей видимости, не сохранилось. Согласно имеющимся данным Mk.III полностью соответствовал Mk.II, за исключением колесно-гусеничной ходовой части. Колесная составляющая была явно заимствована от модификации Mk.I* и включала два бортовых колеса автомобильного типа (с пневматическими шинами и листовыми рессорами) и одно рулевой заднее колесо.
Опытные образцы танкеток Mk.II и Mk.III проходили испытания в 1927-1928 гг., но на вооружение британской армии не принимались. Опытным путем было установлено, что концепция одноместной бронемашины явно не соответствует текущим требованиям. Водителю было трудно одновременно управлять танкеткой, вести наблюдение и, в случае необходимости, вести огонь из пулемета. В связи с этим работы были переключены на двухместный вариант, прототип которого был испытан в 1927 г.

Источники:
Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles", General Editor, 2002
Peter Chamberlabin, Chris Ellis "Tanks of the World 1915-1945", 1972
Robert Icks "Carden-Loyd Mk.VI" (Armour in profile №16), Profile Publication Ltd., 1967
80 лет танкетке Карден-Ллойд Мк. VI

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ Carden-Loyd Mk.II образца 1927 г.
БОЕВАЯ МАССА
~1600 кг
ЭКИПАЖ, чел.
1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2250
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,71-мм пулемет Lewis
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 6 мм
борт корпуса - 6 мм
корма - 4 мм
днище - 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Ford Model T, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 14 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 14 опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
32 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
120 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-

Carden-Loyd Mk.IV \ Mk.V
Танкетка

Официальное обозначение: Carden-Loyd Mk.IV \ Carden-Loyd Mk.V
Альтернативное обозначение: B11E1, Carden-Lloyd Mark IVa Mild steel
Начало проектирования: 1927 г.
Дата постройки первого прототипа: 1928 г.
Стадия завершения работ: построено 2 прототипа.

альнейшим развитием сверхлегких танков, строившихся фирмой Carden-Loyd Tractors Ltd., стали двухместные модификации Mk.IV и Mk.V.
Отличительной чертой прототипа Carden-Loyd Mark IV Two Man Tankette (Track & Wheel) был корпус новой конструкции, имевший “корытообразную” форму с боевым отделением без крыши. Командир машины и механик водитель размещались плечом к плечу, как на опытной двухместной танкетке образца 1926 г. С правой стороны корпуса, за двойным бронещитком, устанавливался 7,71-мм пулемет, обслуживание которого вёл командир.
Двигатель и трансмиссия располагались в носовой части корпуса. Силовая установка осталась “фордовского” типа, мощностью 14 (по другим данным – 22,5) л.с. и жидкостной системой охлаждения. Трансмиссия также осталась вполне стандартной: ручная коробка переключения передач, карданный вал, редуктор и барабанные тормоза.
Ходовая часть почти полностью соответствовала варианту Mk.III. Применительно на один борт гусеничная часть состояла из четырех опорных катков с резиновыми бандажами, переднего ведущего колеса, заднего направляющего колеса и сдвоенного направляющего желоба, поддерживавшего верхнюю гусеничную ветвь. Колесная часть состояла из двух ведущих колес с пневматическими шинами, установленными по бортам с внешней стороны, и заднего управляемого колеса малого диаметра. Крутящий момент на колеса передавался при помощи цепной передачи от ведущих колес гусеничной части. Подвеска опорных катков была блокированной. Гусеница – мелкозвенчатая, состояла из стальных траков шагом 3,175 см и шириной 13,34 см. Впоследствии такая конструкция траков была признана наиболее удачной и применялась на следующих модификациях вплоть до Mk.VI включительно. Первый опытный экземпляр Mk.IV был построен в 1928 году и передан в эксплуатацию Экспериментальным Механизированным Силам (Experimental Mechanised Force – EMF). Впоследствии был выпущен один опытный образец из мягкой стали В11Е1, сейчас известный как Carden-Lloyd Mark IVa Mild steel. От первого варианта он отличался только модернизированной ходовой частью, в которой вместо верхних желобов были введены два поддерживающих ролика.
Модификация Carden-Loyd Mark V Two Man Tankette (регистрационный номер МK8372) также появилась в 1928 году и представляла собой незначительно модернизированный вариант Mk.IV, у которого все три колеса имели одинаковый диаметр. Кроме того, был демонтирован лобовой сдвоенный бронещиток.
В скором времени появился вариант Mark V* (заводской номер Т929 и армейский MT9724) с улучшенной подвеской, где опорные катки в качестве упругих элементов имели так называемые рессор-балансиры. Картер дифференциала устанавливался без защитного бронекожуха.
В отличии от Mk.IV танкетки модификации Mk.V выпускались предприятием Vickers-Armstrong. В конце 1928 года эта корпорация, являвшаяся монополистом по производству вооружений для британской армии, поглотила небольшую фирму Кардена и Лойда, вовремя рассмотрев в танкетках неплохой коммерческий потенциал.
Обе танкетки в 1928 году были переданы EMF с целью проверки их возможностей в роли разведывательных бронемашин, но официально на вооружение не принимались. Более того, данные о полном количестве танкеток Mk.IV и Mk.V расходятся. Например, в монографии R.Icks “Carden-Loyd Mk.VI” утверждается, что всего было построено 8 таких машин (включая прототип), переданных в батальон “C” Королевского Танкового Корпуса. Им были присвоены заводские номера от Т249 до Т256 и армейские MK8369 – MK8376. Там же прилагается единственная известная фотография Mk.IV с номером MK8374 и названием “Crusty”. Однако, часто встречается информация о том, что номера этой серии принадлежали танкеткам модификации Mk.V*. Не исключено, что “четверки” были впоследствии модифицированы до уровня Mk.V* – это отчасти объясняет путаницу с регистрационными номерами.
Таким образом, опытных “пятерок” с колесно-гусеничной ходовой частью было выпущено 2 штуки: первой была Mk.V с бронекорпусом и номером MK8372, а вторая была изготовлена из мягкой стали и имела номер MT9724. С серийными Mk.V* ситуация пока не ясна, но точно известно, что часть машин была переделана в различные экспериментальные варианты.
Две танкетки с серийными номерами T413-T415 (армейские ML8708 - ML8709) были доработаны под установку приборов дымопуска и обозначались как Carden-Loyd Smoke Producer. Дымовая труба была выведена через задний левый угол корпуса.
Один Mk.V* был переоборудован в вариант с усиленным бронированием “Infighter” (дословный перевод – рукопашный боец). Машина имела регистрационный номер МТ8387 и бортовой код “5b”. Отличительной чертой этой модификации был модернизированный корпус и чисто гусеничная ходовая часть. Надстройка была изменена, получив более толстую лобовую броню и бронещиток пулемета. Можно сказать, “Infighter” стал прообразом для крупносерийного варианта Mk.VI.
Также в единственном экземпляре была построена танкетка для Швеции. Данные об этой машине также неоднозначные. Часто утверждается, что экспортный Mk.V* был построен в 1927 году, а шведы приобрели его в 1931 году, что не совсем соответствует действительности в отношении года выпуска этой машины. Как и модификация “Infighter” данная танкетка не оборудовалась колесным движителем, а её гусеничная ходовая часть была максимально приближена к Mk.VI. Наибольшие изменения коснулись только конструкции корпуса, который получил высокую надстройку из катаных бронелистов без крыши и вырезом под пулемет в носовой части. По шведским данным масса экспортного Mk.V* составила 1400 кг, скорость – 45 км\ч. Танкетка получила обозначение Traktor nr.52 и вооружалась пулеметом m/14-29. Вместе с единственным образцом Mk.VI эта танкетка использовалась для транспортировки лыжников и как разведывательная бронемашина. В 1939 году Mk.V* передали в танковый музей (Pansarmuseet, Axvalla), где она находится до настоящего времени. Судьба остальных танкеток пока остаётся невыясненной.

Источники:
Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles", General Editor, 2002
Peter Chamberlabin, Chris Ellis "Tanks of the World 1915-1945", 1972
Robert Icks "Carden-Loyd Mk.VI" (Armour in profile №16), Profile Publication Ltd., 1967
80 лет танкетке Карден-Ллойд Мк. VI

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ Carden-Loyd Mk.V* образца 1928 г.
БОЕВАЯ МАССА
~1600 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3020
Ширина, мм
2000
Высота, мм
1200
Клиренс, мм
228
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,71-мм пулемет Lewis в надстройке корпуса
БОЕКОМПЛЕКТ
3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 9 мм
борт корпуса - 9 мм
корма - 4 мм
днище - 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Ford Model T, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 22,5 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
колесная часть: заднее направляющее колесо и два передних ведущих колеса (только Mk.V)
гусеничная часть (на один борт): 4 опорных катка, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
50 км\ч на колесах
35 км\ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
25°
Высота стенки, м
0,41
Глубина брода, м
0,61
Ширина рва, м
1,21
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-

Carden-Loyd Mk.VI
Танкетка

В конце 1928 года появился наиболее удачный вариант английской танкетки – Carden-Loyd Mk VI – ставший одним из известнейших образцов бронетанковой техники межвоенного периода.
Устройство танкетки было простым, мало чем отличаясь от более ранних моделей. Двигатель располагался в середине корпуса между местами водителя и стрелка, что позволило уменьшить длину корпуса и повысить поворотливость. Планетарная коробка передач и автомобильный дифференциал составляли вместе с бортовыми передачами механизм поворота. Четыре обрезиненных опорных катка малого диаметра имели в качестве упругого элемента листовые рессоры, служившие одновременно балансирами. Поддерживающих роликов не было – верхняя ветвь гусеницы скользила по желобу, у ведущего было зубовое зацепление с гусеницей. Крышу ставили лишь на некоторых экспортных экземплярах.
Британская армия по достоинству оценила труд инженеров фирмы Carden-Loyd, выдав наконец заказ на серийную постройку танкетки Mk.VI. До 1932 г. британская армия получила 325 танкеток, используя их главным образом при проведении маневров. В заморские владения Carden-Loyd Mk.VI не поступали. Хотя эксплуатационная надежность танкетки оказалась высокой, британская армия первой отказалась от их дальнейшего использования в частях первой линии, полностью сняв их с вооружения в 1936 г. Именно британцы первыми поняли, что без вращающейся башни боевая ценность этого вида боевых машин будет сильно ограничена. В связи с этим Carden-Loyd Mk.VI передали в учебные части, а затем отправили на слом.
Совсем иначе сложилась судьба танкеток, проданных в другие страны – в 1931-1935 гг. на экспорт было отправлено порядка 100 машин.
Самый большой заказ поступил от Таиланда, правительство которого заказало сразу 60 танкеток Carden-Loyd Mk.VI. В середине 1930-х гг. именно они составили основу тайского танкового парка, правда об их боевом применении пока ничего не известно.
В Канаду было продано всего 4 танкетки – министерство вооружений этой страны посчитало более рациональным дождаться появления полноценных танков, да и денег на военные нужды в то время отпускали совсем немного.
Голландия в 1931 г. также купила 4 танкетки, но на вооружение они так и не были приняты, используясь в основном для проведения различных испытаний.
Чилийская армия в начале 1930-х гг. получила 5 танкеток Carden-Loyd Mk.VI – об их применении сведений нет. Ровно столько же танкеток модифицированного варианта отправили в Боливию. С 1927 г. эта страна фактически находилась в состоянии войны с Парагваем из-за нефтяных промыслов в районе Гран-Чако. В 1932 г. затяжной приграничный конфликт перерос с полномасштабные боевые действия с использованием всех родов войск, включая авиацию и танки. Более бедный Парагвай не мог себе позволить такой роскоши, как бронетанковые подразделения, в то время как Боливия приобрела у Великобритании танкетки Carden-Loyd Mk.VI и три танка Vickers Mk.E. От своих британских собратьев боливийские Carden-Loyd Mk.VI отличались измененной ходовой частью, в которую были включены поддерживающие ролики, и новой формой бронекорпуса. Две танкетки и три танка вошли в подразделение, которым командовал немецкий офицер фон Криер, и успешно использовались вплоть до конца 1933 г.
Теперь расскажем о странах, не ограничившихся простыми закупками.
В 1929-1930 гг. был выполнен заказ от Италии на 25 танкеток. Carden-Loyd Mk.VI настолько понравился итальянцам, что в том же году был налажен выпуск лицензионного варианта CV.29, а с 1933 г. в серийное производство поступила танкетка CV.3/33. Хотя за основу при её проектировании брался британский образец, это была совершенно новая машина, с усиленным вооружением и бронированием. До 1941 г. именно CV.3\33, и её модификации 3\35 и 3\38, являлись наиболее массовым типом итальянских танков.
Япония, в свою очередь, тоже ограничилась покупкой 5 танкеток. Дело в том, что в 1932 г. японцы наладили выпуск собственных танкеток Тип 92, поэтому приобретение более крупной партии Carden-Loyd Mk.VI не имело смысла. В боевых действиях они не участвовали, но активно использовались при обучении танковых экипажей.
Польская делегация, после ознакомления с продукцией фирмы Carden-Loyd, также выразила желание приобрести одну танкетку Mk.VI. В июне-июле 1929 г. поляки проводили её усиленные испытания на полигоне Рембертов, после чего сделали повторный заказ на ещё 10 танкеток. Одновременно была приобретена лицензия на их производство в Польше, а с 1931 г. на вооружении начали поступать танкетки ТК-3. Вместе с модифицированной версией TKS они составили основу танковых сил Польши и активно участвовали в оборонительной войне 1939 г.
В 1930 г. был заключен контракт с СССР, согласно которому надлежало изготовить 26 танкеток Carden-Loyd Mk.VI. Все они были приняты советскими представителями и поступили на вооружение под обозначением К-25. Кроме того, в 1930 г. был развернут их лицензионный выпуск. С этого момента танкетки получили обозначение Т-27 и до 1933 г. было выпущено более 3300 машин этой марки. Летом-осенью 1941 г. они вынужденно использовались в боевых действиях против немецких войск и их союзников.
В Чехословакии, после испытаний одного образца Carden-Loyd Mk.VI, на его основе решили выпускать собственную танкетку. Инженерами фирмы CKD был разработан новый вариант, с измененным корпусом и вооружением. Всего было выпущено 70 танкеток P-I (Tancik vz.33), которые до марта 1939 г. использовались для обучения экипажей.
По тому же пути пошла и Франция. К 1929 г. закупочная комиссия французской армии пришла к выводу, что разработки собственных инженеров не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. В результате было принято решение закупить один экземпляр танкетки Carden-Loyd Mk.VI, а затем начать его лицензионное производство. Лицензию приобрела фирма Latil, выпустившая в 1931 г. первые серийные машины. Внешне они были похожи на британские танкетки, но форма корпуса и шасси были модифицированы. Под обозначением Renault UE эти танкетки с успехом применялись в качестве артиллерийских тягачей и транспортеров. Последние образцы участвовали в боях по обе стороны фронта во Франции летом 1944 г.

Источники:
Carden-Loyd Patrol Car Mk VI
Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles", General Editor, 2002
Peter Chamberlabin, Chris Ellis "Tanks of the World 1915-1945", 1972

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ Carden-Loyd Mk.VI
БОЕВАЯ МАССА
1400 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2460
Ширина, мм
1700
Высота, мм
1220
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,7-мм пулемет Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ
до 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
-
БРОНИРОВАНИЕ
Лоб – 9 мм
Борт и крыша – 6 мм
Днище – 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ
карбюраторный, Ford T, мощностью 22,5 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Четыре опорных катка на борт собранных в тележки по двое, переднее колесо направляющее
СКОРОСТЬ
45 км/ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м
?
Ширина рва, м
?
Глубина брода, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Carden-Loyd Mk.VII \ A4E1
Легкий танк

Официальное обозначение: Carden-Loyd Mk.VII
Альтернативное обозначение: A4E1
Начало проектирования: 1930 г.
Дата постройки первого прототипа: 1930 г.
Стадия завершения работ: проект закрыт по причине конструктивных недоработок.

Успешное начало истории танкеток Carden-Loyd получило столь же благополучное развитие исключительно в странах-импортерах. На родине отношение к наиболее удачной модели Mk.VI никогда не было восторженным и постепенно сменилось на сдержанное. В обновленную британскую танковую концепцию танкеткам места уже не нашлось. Другое дело – легкие танки.
В 1930 году, очевидно предвидя скорый конец карьеры Mk.VI в Королевском Танковом Корпусе (RTC), специалистами фирмы Carden-Loyd была разработана совершенно новая машина, предназначенная для тех же целей. По внутрифирменному реестру она проходила как Mk.VII, в от время как Военное ведомство присвоило этому танку обозначение А4Е1.
Этот легкий танк (а по сути – танкетка) сохранил несколько общих черт с Mk.VI. Корпус сохранил клепаную конструкцию с соединением броневых листов толщиной от 4 до 9 мм при помощи уголков, болтов и заклепок. Верхний и нижний лобовые бронелисты устанавливались под небольшими углами наклона. Трансмиссия располагалась спереди, боевое отделение – в центре, моторное – в кормовой части корпуса.
Вооружение, состоявшее из одного 7,71-мм пулемета Vickers, находилось в приземистой башне цилиндрической формы со скошенными верхними боковыми бронелистами. Экипаж танка состоял двух человек – механика-водителя и командира-пулеметчика.
Ходовая часть также напоминала Mk.VI, но была выполнена на более высоком технологическом уровне. Применительно на один борт она включала четыре опорных катка, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Все колеса, за исключением направляющих, оснащались резиновыми бандажами. Опорные катки группировались попарно и каждый блок имел амортизацию на листовых рессорах. Для усиления жесткости подвески обе тележки соединялись продольной балкой.
В моторном отделении устанавливался бензиновый двигатель Meadows, автомобильного типа, развивавший мощность 59 л.с. Выхлопная труба была выведена на правую надгусеничную полку.
Испытания легкого танка Mk.VII (построенного фирмой Vickers) были проведенны в том же году и показали правильность пути инженеров фирмы Carden-Loyd. За счет модернизации ходовой части удалось повысить максимальную скорость, а наличие башни исключало теперь проблемы с секторами обстрела. Однако, нашлись и недостатки. Основные претензии выставлялись к слишком тесной башне и корпусу, а также к неудачному размещению пулемета испытывавшего сильный перегрев при стрельбе, что вынудило фирму взяться перепроектирование А4Е1.

Источники:
Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles", General Editor, 2002
Peter Chamberlabin, Chris Ellis "Tanks of the World 1915-1945", 1972

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА Carden-Loyd Mk.VII \ A4E1 образца 1930 г.
БОЕВАЯ МАССА
2500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,71-мм пулемет Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 9 мм
борт корпуса - 6 мм (?)
крыша - 4 мм (?)
днище - 4 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ
Meadows 6 EPС, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 56 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ
56 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-

Carden-Loyd Patrol Car Mk.I
Легкий патрульный танк

Официальное обозначение: Carden-Loyd Patrol Car Mk.I
Альтернативное обозначение: -
Начало проектирования: 1932 г.
Дата постройки первого прототипа: 1932 г.
Стадия завершения работ: построено 6 экземпляров, 4 проданы другим странам.

В продолжении работ по сверхлегким танкам инженерами фирмы Carden-Loyd Tractors Ltd. в начале 1930-х гг. был предложен улучшенный вариант танкетки Mk.VI предназначавшийся в основном на экспорт. Главным недостатком серийной танкетки было отсутствие возможности вести круговой обстрел - эту проблему планировалось решить путем установки башни на модифицированный корпус. На разработку и реализацию этого проекта потребовалось всего несколько месяцев и уже в 1932 г. фирма Vickers (которая являлась монополистом по производству вооружений для британской армии) выпустила первые два прототипа боевой машины, обозначенной как Patrol Car Mk.I (хотя в ряже источников встречается название Patrol Car Mk.VI). Основной их задачей было патрулирование, ведение разведки, а если потребуется – обеспечение связи.
При создании "патрульного" легкого танка использовались элементы ходовой части от танкетки Mk.VI. В частности, были заимствованы тележки с опорными катками, правда, в несколько измененном виде. Ведущие колёса размещалиьс спереди, направляющие - сзади. Верхняя ветвь мелкозвенчатой гусеницы поддерживалась одним роликом.
Корпус Patrol Car Mk.I также претерпел незначительные изменения по сравнению с танкеткой. Его конструкция осталась клёпаной, а модернизация коснулась только установки коробкообразной надстройки корпуса для более удобного размещения танкистов. Одноместная башня цилиндрической формы устанвливалась ближе к задней стенке надстройки со смещением на левый борт. Для посадки и высадки экипажа в крыше надстройки и башни были сделаны прямоугольные люки. Бронирование танка составляло от 7 до 11 мм. Это давало защиту только от мелкокалиберных пуль и осколков, но вступать в противоборство с бронетехникой противника, а тем более противотанковой артиллерией, от него не требовалось.
Силовая установка состояла из бензинового двигателя Ford AA мощностью 40 л.с., который устанвливался в передней части танка. Рядом располалась трансмиссия, включавшая однодисковое сцепление, дифференциал, бортовые редукторы и ручную коробку переключения передач.
Вооружение Patrol Car Mk.I состояло из одного 7,71-мм пулемета Vickers, который находился в башне и защищался бронированным цилиндрическим кожухом. По другим данным вместо "виккерса" устанавливался 7,92-мм пулемет Lewis образца 1908 г. Из-за недостатка места внутри боевого отделения была предусмотрена буксировака гусеничного прицепа, в котором можно было разместить дополнительные боекомплект или другую аммуницию.
По большому счету фирма Carden-Loyd Tractors Ltd. "изобрела" танкетку с башней кругового вращения, которая по основным параметрам осталась аналогичной Mk.VI. Впрочем, наличие единственного пулемета пехотного калибра не давало больших преимуществ, а установить более тяжелый пулемет или пушку не представлялось возможным. По схожему пути шли польские и чехословацкие конструкторы - достаточно вспомнить башенные танкетки MU-2, MU-6 и TKW.
Британская армия, недавно получившая на вооружение танкетки Mk.VI и легкие танки Mk.II\Mk.IV осталась равнодушной к новому танку фирмы Carden-Loyd, но в очередной раз немного помогли зарубежные заказы. Одной из первых стран, закупивших Patrol Car Mk.VI для испытаний, была Дания. Этому маленькому государству держать танковые войска было не под силу, поэтому датская армия решила ограничиться бронеавтомобилями Landsverk L-181\L-182 и L-185. С танками получилось менее удачно – закупленный в 1926 г. итальянский FIAT 3000 не прошел тестов и впоследствии был использован в качестве мишени. Более удачно сложилась история с танками для датской армии.
В августе 1932 года один невооруженный танк был доставлен в Данию. Предоставленный для испытаний образец находился в частично разобранном виде и его техническое состояние оценивалось как неудовлетворительное. Как оказалось, наличие башни совершенно не гарантировало хороших тактико-технических данных. В процессе ходовых испытаний танк с трудом двигался по пересеченной местности, а в ряде случаев наблюдалась "потеря" гусениц. Кроме прочего, отмечалось тонкое бронирование, недостаточное охлаждение МТО и теснота в боевом отделении.
После шести недель всесторонних испытаний танк отправили назад на доработку, но на вооружение его все же приняли. Основным аргументом послужила невысокая стоимость танков, хотя военные не испытывали особого воторга по поводу их приобретения. Вскоре из Великобритании прибыл ещё один Patrol Car Mk.I – эти машины получили обозначения FP-4 и FP-5 и некоторое время обслуживались техниками фирмы Vickers. Вместо британских пулеметов были установлены 8-мм пулеметы Madsen. Использование Patrol Car Mk.I в датской армии продолжалось до 1938 г., после чего изношенные и никому ненужные танки отправили на слом.
В начале 1930-х гг. по одному Patrol Car Mk.I было отправлено в Португалию, Финляндию и Швецию для оценочных испытаний, но дальнейших заказов на Patrol Car Mk.VI не последовало. Кроме того, был создан модернизированный вариант Patrol Car Mk.II, отличавшийся улучшенной башней, однако и он не нашел заказчиков.

Источники:
Danish Army Vehicles - Carden-Loyd Patrol Car Mk VI
Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles", General Editor, 2002
Peter Chamberlabin, Chris Ellis "Tanks of the World 1915-1945", 1972

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ПАТРУЛЬНОГО ТАНКА Carden-Loyd Patrol Car Mk.I образца 1932 г.
БОЕВАЯ МАССА
2100 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2750
Ширина, мм
1960
Высота, мм
1750
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,71-мм пулемет Vickers или 8-мм пулемет Madsen
БОЕКОМПЛЕКТ
3200 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 11 мм (?)
борт корпуса - 11 мм (?)
корма корпуса - 4 мм
башня - 9 мм
днище - 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Ford AA, бензиновый, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированных в 2 тележки, 1 поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
32 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-