Тяжелые танки Великобритании

TOG \ TOG 2
Тяжелый пехотный танк

Официальное обозначение: TOG \ TOG 2
Альтернативное обозначение: "The Old Gang"
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа: 1940 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа

Длительный период отсутствия в составе Королевского Танкового Корпуса (Royal Tank Corps - RTC) танков тяжелого типа, вызванный острым финансовым кризисом, завершился лишь в конце 1930-х гг. Наличие подобных машин, оснащенных толстым бронированием и мощным вооружением, способных буквально пробить оборону противника, было вызвано новыми опасениями “окопной войны”, призрак которой будоражил умы британских штабистов более 20 лет. Учитывая эти особенности нетрудно догадаться, что потребовали от конструкторов чиновники из военного ведомства.
Ещё до начала 2-й мировой войны стало ясно, что многобашенная схема утратила былую актуальность. Танки вроде А1Е1 или Т-35 при наличии огромного количества стволов обладали тонким бронированием, и потому на роль “пехотных” совершенно не подходили. На разработку принципиально новых машин тратить усилия и средства совершенно не хотелось. Отсюда был сделан вывод, что RTC совершенно необходим аналог древнего Mk.VIII “Liberty”, но выполненный на качественно новом уровне. Обсуждение требований к танкам для боевых действий в Европе состоялось в июле 1939 года. Весьма примечательно, что в дискуссии участвовал британский министр снабжения и сэр Альберт Стерн, возглавлявший Департамент снабжения танками в годы Первой мировой войны. Очевидно, оба достопочтенных джентльмена полагали, что немцы будут наносить удар непременно по “линии Мажино”, укрепления которой позволяли выдержать длительную осаду. А тут не обойтись без опыта старших товарищей. Итог был вполне закономерным – 5 сентября сэр Альберт Стерн получил предложение сформировать комитет и заняться вместе с танковыми специалистами выработкой требований к тяжелому танку. В комитет также вошли сэр Ю.Теннисон Д'Энкур, генерал Суинтона, мистера Рикардо и майор Уолтера Вильсона. Кроме того, Стерн предложил сэру Уильяму Тритону из фирмы Foster оказать содействие в разработке новой машины. Все эти люди в 1914-1918 гг. принимали непосредственное участие в проектировании и постройке знаменитых “ромбов”, ходовая часть которых как нельзя лучше подходила для преодоления полевых препятствий.
В скором времени комитет запросил Генеральный Штаб британской армии выдать им требования на тяжелый танк, на что было получено предложение посетить Францию и ознакомиться с конструкцией танков союзников. Заодно предполагалось узнать мнение офицеров штаба британского экспедиционного корпуса. Очевидно, желание военных не сильно разошлось с мнением комитета о том, каким должен быть тяжелый танк. В качестве примера “маячил” французский танк B1bis, обладавший всеми необходимыми качествами, но не обладавший достаточно сильным вооружением. Впрочем, компоновка этой машины повторяла технические решения поздних “ромбов”, у которых в передней части корпуса когда-то планировали устанавливать орудие. Так что неудивительно, что ортодоксы танкостроения решили совместить старое и новое, опередив своих союзников.
В октябре 1939 года комитет, которому было присвоено официальное название “Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения”, получил наконец полноценное техническое задание. Конструкция танка предусматривала удлиненный корпус и гусеничный движитель, полностью охватывающий его по высоте и длине. Бронирование корпуса должно было надежно защищать от попадания снарядов 37-мм противотанковых орудий и 105-мм полевых гаубиц на дальности 100 ярдов (91 метр). Собственное вооружение танка можно было условно разделить на два вида: пушка в лобовом листе корпуса предназначалась для разрушения полевых укреплений, а две 40-мм пушки и два 7,92-мм пулемета BESA в бортовых спонсонах предполагалось использовать для “зачистки” вражеских окопов. Скорость ограничивалась 5 миль\ч (8 км\ч), а запас хода не превышал 50 миль (82 км). Столь низкие ходовые качества стали следствием концепции “пехотного танка” – считалось, что машины такого типа не должны были “убегать” от пехоты. К переднему краю фронта танк доставлялся бы по железной дороге.
Военное ведомство, видимо желая перестраховаться, выдало ТТЗ сразу двум фирмам – Foster и Harland & Wollf. На стороне первой работал тот самый Комитет, который применительно для себя использовал аббревиатуру TOG, что означало “The Old Gang” (старая банда). Это же название применялось и к танку, хотя также использовалосьобозначение TOG 1 (TOG №1). Кроме того, техническое задание предусматривало установку дизельного двигателя.
Таким образом, эскизный проект TOG, предъявленный в декабре 1939 года, представлял собой соединение передовых технических идей и явных анахронизмов. “Старая банда” не стала отказывать себе в удовольствии разработать многокатковую ходовую часть с жесткой подвеской без упругих элементов. Это значительно упрощало конструкцию и снижало её вес. Тем не менее, проектная масса танка оценивалась в 50 тонн без спонсонов, вооружения и боекомплекта, а мощный дизельный двигатель ещё не появился. Вместо него предложили использовать V-образный 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Экипаж танка состоял из 8 человек: командир, водитель, артиллерист переднего орудия, заряжающий и четыре танкиста в спонсонах.
Уже на этой стадии проектирования стали очевидны сразу два просчета. Прежде всего, схема вооружения явно не соответствовала реалиям современной войны. Бортовые спонсоны пришлось убрать, а на крыше корпуса теперь предполагалось установить башню с круговым вращением. Второй крупной проблемой стала трансмиссия. Учитывая массу танка схема с планетарным механизмом, предложенная вначале У.Вильсоном, была неприемлема и тогда к работе пришлось привлечь фирму English Electric Company, которая занялась разработкой электрической трансмиссии оригинальной схемы, которая заключалась в следующем. На танке TOG двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины.
В доработанном виде проект был принят к реализации в феврале 1940 года и в октябре фирма Foster закончила сборку первого опытного образца. Разработчикам удалось уложиться в 50 “сухих” тонн, однако корпус по-прежнему сохранял вырезы под спонсоны, а на крыше устанавливалась башня от пехотного танка “Matilda II”. Всё вооружение TOG состояло из 75-мм в лобовом листе корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне. Чтобы компенсировать возросшую нагрузку на грунт пришлось также ввести широкие гусеничные траки.
Испытания прототипа танка TOG продолжались долго и трудно. На ходовые тесты танк поступил 27 сентября, а 6-го ноября состоялся его показ представителям армии и Министерства Снабжения (Ministry of Supply - MoF). Масса танка с башне от “Matilda II” и без спонсонов составила 64555 кг. В процессе испытаний силовую установку постоянно преследовали проблемы с перегревом, устранить которые не представлялось возможным. Не удивительно, что двигатель и трансмиссию в конце концов вывели из строя. Ещё одной проблемой стала низкая адаптированность конструкции трансмиссии под установку на танк, работа которой приводила к деформации гусениц и направляющих колес.
Вместе с тем, по основным ходовым качествам TOG вполне устраивал министерство. Основной испытательный цикл был завершен в июне 1941 года, но MoF настояло на продолжении работ по TOG. Для исправления выявленных недостатков на прототипе установили трансмиссию гидравлического типа, после чего танк получили обозначение TOG 1А. Этот вариант тоже оказался неудачным из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. И всё же, тесты с гидравлическим приводом начались в мае 1943 года, а через месяц танк вернули на завод для дальнейших доработок. Последние данные о TOG 1A относятся к апрелю-маю 1944 г., когда модернизированный прототип прошел дополнительную серию тестов. После этого танк отправили в Чобхэм, где его следы теряются.
Несмотря на то, что позиционная война на Западном фронте давно закончилась капитуляцией Франции и необходимость в подобном танке отпала сама собой, под влиянием сэра У.Черчилля и некоторых других чиновников, горевших желанием непременно пустить в дело новый “ромб”, работы по TOG продолжались. Заказ на доработанный прототип TOG 2 (TOG №2) был получен 6 мая 1940 г. Чтобы улучшить технические показатели требовались более радикальные меры, направленные в первую очередь на снижение массы. В итоге обновленная модель получила ходовую часть меньшей высоты, причем спонсоны были оставлены, но пушку в лобовом листе корпуса всё же демонтировали. Теперь основное вооружение, состоявшее из 57-мм орудия, должно было размещаться в башне новой конструкции. Пушки и пулеметы в спонсонах сохранялись, но сами спонсоны так и не были установлены. Впрочем, сразу получить новую башню тоже не удалось, поэтому вместо неё временно установили деревянный макет более простой формы с муляжом орудия. Дизель-электрическая трансмиссия была сохранена, несмотря на проблемы с перегревом, которые постоянно преследовали TOG 1. Изменения заключались в следующем.
Приводным двигателем двух основных генераторов являлся дизель¬ный двигатель, который был связан с генераторами механически. Гене¬раторы питали током электродвигатели каждого борта. Изменение ско¬рости движения машины осуществлялось педалью подачи топлива дизель¬ного двигателя. Ручным рычагом изменения сопротивления тока, пита¬ющего электродвигатель и генератор, обеспечивалась дополнительная регулировка скорости движения машины. Поворотом руля, связанного с потенциометром, изменялось сопротивление тока в обмотках возбужде¬ния двух генераторов. В результате поворота руля в ту или иную сто¬рону увеличивалась выходная мощность электродвигателя противополож¬ного борта (противоположного поворота руля) из-за увеличения в его обмотках напряжения. Другой электродвигатель, питаясь от своего ге¬нератора, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помо¬гая осуществлять поворот. Это являлось одним из способов независи¬мого реверсирования одного из электродвигателей и осуществления раз¬ворота танка на месте (разворот вокруг своей оси). Для осуществления поворота с радиусом равным ширине танка, затормаживалась одна из гусениц с помощью пневматических тормозов.
Прототип пехотного танка TOG 2 совершил первые заводские “пробежки” 16-го марта 1941 года. Никаких особых замечаний дальнейшие испытания не выявили, однако время было безнадежно упущено. Танк обладал максимальной скоростью 14 км\ч и запасом хода до 112 км. Благодаря своей ходовой части TOG 2 мог преодолевать вертикальные стенки высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 метров, что безусловно являлось впечатляющим результатом.
Шесть месяцев спустя в конструкцию танка решили внести новые изменения, в связи с чем его название изменилось на TOG 2* Наиболее важной доработкой стало использование торсионной подвески, обеспечившей лучшие ходовые качества. В дополнение к этому на танк наконец установили новую башню и 76,2-мм пушку. Испытания, начавшиеся в апреле 1943 года, подтвердили, что TOG 2* является самым тяжелым (больше 81 тонны) и самым мощным британским танком, но концепция, в соответствии с которой он был построен, давно устарела. Даже несмотря на сильное бронирование TOG уступал по динамическим качествам и вооружению не только немецкому “Tiger”, но даже более слабому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой. Маневренная война для таких машин была губительна.
Тем не менее, в 1942 году начались работы по проектированию модификации TOG 2R (R – revised, исправленный), на котором намеревались сократить длину ходовой части за счет окончательного отказа от спонсонов, при сохранении торсионной подвески, 76,2-мм башенного орудия и башни с электроприводом. Дальнейшее развитие тяжелого пехотного танка привело к появлению проекта TOG 3. Впрочем, ни один из них так и не был реализован.
В отличии от TOG 1A судьба TOG 2*оказалась более счастливой. После войны танк отправили на склад, откуда в скором времени его извлекли, отремонтировали и передали танковому музею в Бовингтоне. Кстати, двигатель Paxman на нем остался “родной”, хотя танк сейчас не на ходу.

Источники:
П. Чемберлен и К. Элис "Британские и американские танки Второй Мировой войны". Москва. АСТ\Астрель 2003-04-03
P. Chamberlain and C. Ellis "British and American Tanks of World War Two, The Complete Illustrated History of British, American, and Commonwealth Tanks 1933-1945", 1969
David Fletcher "The Great Tank Scandal - British Armour in the Second World War", Part 1, HMSO 1989
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ТРАНСМИССИИ ДЛЯ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН
Paxman's Tank Propellant

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ПЕХОТНОГО ТАНКА TOG и TOG 2* образца 1941 г.

Heavy Tank TOG 1941 г.
Heavy Tank TOG 2* 1943 г.
БОЕВАЯ МАССА
64555 кг
81284 кг
ЭКИПАЖ, чел.
8
6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
10130
?
Ширина, мм
3120
2080
Высота, мм
?
3050
Клиренс, мм
?
?
ВООРУЖЕНИЕ
одна 75-мм пушка в корпусе, две 40-мм пушки в спонсонах и два-четыре 7,92-мм пулемета BESA (по проекту)
одна 76,2-мм пушка OQF 17pdr и один 7,92-мм пулемет BESA
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптические и телескопические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 62 мм
борт корпуса - 62 мм
корма корпуса - ?
крыша - 25 мм (?)
днище - 12 мм
лоб башни - 62 мм
борт башни - 62 мм
лоб корпуса - 62 мм
борт корпуса - 62 мм
корма корпуса - ?
крыша - 25 мм (?)
днище - 12 мм
лоб башни - 63 мм
борт башни - 40 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Packsman-Ricardo 12TP, дизельный, 12-цилинжровый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3579 см.куб., мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
электрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
((на один борт) 24 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ
6 км\ч среднетехническая 
12 км\ч максимальная
6 км\ч среднетехническая 
14 км\ч максимальная
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
80 км
112 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
2,10
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
6,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ
?

Heavy Assault Tank A33 “Excelsior”
Тяжелый штурмовой танк

Официальное обозначение: Heavy Assault Tank A33
Альтернативное обозначение: “Excelsior”
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: построено 2 прототипа, серийно не строился в виду отсутствия преимуществ перед А22 “Churchill”.

Завершающий этап Африканской кампании стал во многом показательным для британского танкостроения. Если до войны считалось, что хорошо защищенный танк может вполне обойтись стандартным двухфунтовым орудием, то уже в 1940-м году подобная доктрина показала свою полную несостоятельность. Попытки оснастить более мощной артиллерийской системой существующие пехотные и крейсерские танки имели множество "побочных эффектов", что заставило Генеральный Штаб выдать в конце 1941 года спецификацию на боевую машину нового типа, которая впоследствии стала классифицироваться на Heavy Assault Tank (тяжелый танк поддержки).
Впрочем, тогда не оставляли надежды на перспективную серию танков А27М, оснащенных двигателями "Meteor" и новыми 75-мм орудиями. Планировалось, что не совсем оправдавший надежды пехотный танк А22 "Churchill" в 1943 году снимут с производства, полностью заменив его на А27М. Но до этого момента надо было чем-то "заполнить нишу".
В 1942 году специалистами фирмы Rolls-Royce было представлено два проекта модернизированного танка А27М:
А31 – с дополнительными накладными бронелистами;
А32 – с бронированием доведенным уровня А22 и усиленной подвеской, ожидалось увеличение массы на 4,5 "английской" тонны.
Обе разработки были оценены генеральным Штабом как несоответствующие требованиям в виду перетяжелённости конструкции и снижения ходовых качеств танков. Успех сопутствовал фирме English Electric, которая предложила собственный оригинальный проект, получивший обозначение А33, также известный под названием “Excelsior” ("Высочайший").
В основу проекта была положена ходовая часть абсолютно нового типа с использованием подвески, ранее примененной на американском тяжелом танке М6. Применительно на один борт ходовая часть состояла из шести опорных катков с резиновыми бандажами и трех поддерживающих роликов. Направляющие колеса находились спереди, ведущего колеса цевочного зацепления – заднего расположения. Гусеница крупнозвенчатая, состояла из траков типа Т1 американского образца. Практически все элементы ходовой части защищались бортовыми бронированными экранами. На уровне 2-го и 3-го опорных катков были сделаны круглый эвакуационные люки.
Корпуса танка А33 конструктивно был во многом аналогичен корпусу А27М. Основные доработки коснулись моторно-трансмиссионного отсека, где устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Rolls-Royce "Meteor" мощностью 600 л.с. оснащенный жидкостной системой охлаждения. Толщина бронирования в лобовой части была доведена до 114 мм. В вертикальном лобовом бронелисте оставили два люка, правый из которых предназначался для механика-водителя, а левый – для установки курсового пулемета Besa. Полный экипаж танка А33 состоял из 5 человек: водитель, помощник водителя (он же радист и пулеметчик), командир машины, наводчик и заряжающий.
На крыше боевого отделения устанавливалась башня, заимствованная от танка А27М, но имевшая ряд доработок. В лобовой части башни предполагалось установить 75-мм орудие (Ordnance QF 75 mm) и спаренный с ней 7,92-мм пулемет Besa, однако первый прототип получил 6-фунтовую пушку. Боекомплект состоял из 64 выстрелов и 5000(?) патронов.
На испытаниях, проведенных в 1943 году, прототип танка А33 показал подвижность на уровне серийных А22, при более высокой скорости (до 39 км\ч). При этом, максимальный запас хода составил всего 160 км (согласно другим источникам – до 209 км), а характеристики преодоления препятствий остались на уровне А27М, что не совсем устаривало заказчика.
Появившийся к тому времени второй прототип А33 отличался измененной ходовой частью с использованием британской подвески типа R\L "Heavy" и стандартных расширенных гусеничных траков от А27М. Соответственно, также была изменена бронировка ходовой части, которая стала выглядеть более массивно.
Пока проходили тесты разработчикам танка А22 "Churchill" удалось исправить большинство крупных недоработок и наладить выпуск более боеспособных модификаций, оснащенных 75-мм и 94-мм орудиями. При таких обстоятельствах налаживать серийное производство "промежуточных" танков посчитали нецелесообразным. В результате первый опытный образец был утилизирован, а второй прототип танка А33 сейчас находится в экспозиции Танкового Музея в г. Бовингтон (Великобритания).

Источники:
П. Чемберлен и К. Элис "Британские и американские танки Второй Мировой войны". Москва. АСТ\Астрель 2003
М. Барятинский "Английские танки Второй Мировой войны" (Бронеколлекция МК 2010-05)
Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles - The Comprehensive Guide to Over 900 Armored Fighting Vehicles From 1915 to the Present Day". 2002
G. Forty "The Illustrated Guide to Tanks of the World". 2006
Great Britain's A33 Heavy Assault Tank, Excelsior

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Heavy Assault Tank A33 “Excelsior” образца 1943 г.
БОЕВАЯ МАССА
45722 кг
ЭКИПАЖ, чел.
5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
6910
Ширина, мм
2880
Высота, мм
2410
Клиренс, мм
406
ВООРУЖЕНИЕ
одна 6-фунтовая (57-мм) пушка и два 7,92-мм пулемета BESA
БОЕКОМПЛЕКТ
64 выстрелов и 5000(?) патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса (верт.) - 114 мм
лоб корпуса (гор.) - ?
борт корпуса - ?
корма корпуса - ?
крыша - ?
днище - ?
лоб башни - 114 мм
борт башни - ?
корма башни - ?
крыша башни - 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Rolls-Royce "Meteor", бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 6 обрезиненных опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница крупнозвенчатая со стальными типа Т1
СКОРОСТЬ
39 км\ч по шоссе
19 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
0,91
Глубина брода, м
0,91
Ширина рва, м
2,286
СРЕДСТВА СВЯЗИ
радиостанция No.19 со штыревой антенной

Heavy Assault Tank А39 “Tortoise”
Тяжелый штурмовой танк

Официальное обозначение: Heavy Assault Tank А39 “Tortoise”
Альтернативное обозначение: “Tortoise”
Начало проектирования: 1943 г.
Дата постройки первого прототипа: 1945 г.
Стадия завершения работ: в течении 1945-1947 гг. построено шесть прототипов.

"Матильда" качественно нового уровня. История создания тяжелого штурмового танка А39 “Tortoise”, 1943-1944 гг.
В начале 1943 года, когда поражение Германии виделось делом ближайшего будущего, военные специалисты британской армии всерьёз задумались над проблемой преодоления долговременных линий обороны. Хотя опыт предыдущих сражений подсказывал, что различные "полосы препятствий" вроде французской "Мажино" уже канули в лету, определённые опасения ещё оставались. Тогда предполагалось, что основные затруднения возникнут при штурме "Линии Зигфрида", насыщенной бетонными ДОТами, противотанковыми рвами и прочими сооружения оборонительного характера. Следовательно, для поддержки наземных частей требовалась боевая машина, способная долговременно находится под огнем противотанковых средств противника и одновременно способная поражать его укреплённые огневые точки.
Совместными усилиями секретариата военного ведомства и Министерства Поддержки в апреле 1943 года был разработан общий меморандум, предусматривавший разработку именно такого танка. Большинство британских танкостроительных фирмы пошло традиционным методом разработки новой машины на основе уже существующих конструкций, что привело к созданию тяжелого танка А33, а также пехотных А38 и А43. И только специалисты фирмы Nuffield выбрали наиболее трудный путь создания проекта с "чистого листа".
Как оказалось, в требованиях военного ведомства и видении проектировщиков наблюдались определённые разночтения. В результате, финальный вариант проекта танка, символически названного "Tortoise", претерпел столь значительное количество переработок, что в конечном итоге не имел ничего общего со своей первоначальной версией.
Первый тур борьбы за создание штурмового танка сразу принёс несколько сюрпризов. На рассмотрение Танковой Комиссии 13-го мая 1943 года было подано сразу три проекта на одном базовом шасси:
AT 1 – представлял собой стандартный штурмовой танк в башней кругового вращения, 12 опорными катками с торсионной подвеской и двумя вариантами вооружения: 76,2-мм или 95-мм орудиями. Масса танка оценивалась в 45 тонн, максимальная толщина брони – 4 дюйма (101,6 мм);
AT 2 – проект с неподвижной рубкой. По всей видимости, разработчики пытались снизить массу танка, которая теперь оценивалась в 41 тонну, и одновременно улучшить условия работы танкистов. Толщина бронирования и состав вооружения не изменились;
AT 3 – третий проект заметно выпадал из общего ряда. Этот вариант танк должен был оснащаться коробчатой неподвижной рубкой, на крыше которой продольно устанавливались две одноместные башни со спаркой пулеметов. Толщину бронирования усилили до 203 мм в лобовой части корпуса и оставили 101,6 мм броню по бортам. Таким образом, состоялось возвращение к концепции 1930-х гг., приведшей тогда к созданию пехотного танка A11 "Matilda". Шесть лет спустя был предложен, по сути, аналогичный танк, но выполненный на более высоком техническом уровне.
Непонятно, что случилось в умах разработчиков и военных специалистов, но приоритет вариантов АТ 1 и АТ 2 был понижен и основные работы продолжились по АТ 3. Возможно, фирма Nuffield решила отличиться во всех ипостасях, ведь к тому моменту уже практически были готовы прототипы танков Т14 и А33. Впрочем, на пути к успеху ещё предстояло преодолеть массу препятствий.
Наличие чисто пулеметного вооружения проекта АТ 3 очень слабо согласовалось с самой концепцией "штурмового танка", что заставило инженеров переработать проект. На следующем заседании, проведенном 19-го марта 1943 года, было представлено два "улучшенных" варианта.
AT 4 – список изменений был следующим: надстройка корпуса уменьшена по высоте с сделана ступенчатой, введено три пулеметные башни размещенных в два яруса, установлена высокая командирская башенка, в корпусе устанавливался жёстко закрепленный 122-мм гранатомет и огнемёт(!) в надгусеничной нише. Бронирование осталось прежним, но масса повысилась до 38 тонн.
АТ 5 – одновременно был предложен второй, так сказать, "облегченный" вариант с обычной надстройкой и двумя пулеметными башнями. Масса танка оценивалась в 36 тонн.
Дальнейшие конструкторские изыски инженеров фирмы Nuffield иначе как "творческой вакханалией" назвать трудно. Под спецификацию "штурмовой танк" эти варианты всё ещё не подходили, что заставило разработчиков вернуться к пушечному вооружению. Так появился проект АТ 6 с увеличенной надстройкой. На крыше ещё сохранялись две пулеметные башенки, однако в лобовой части надстройки решили установить более-менее приемлемую артсистему. Поскольку компоновка боевого отделения была весьма плотной пришлось снова обратиться к опыту недалекого прошлого. Видимо, хороший обзор с места механика-водителя имел какую-то доминирующую форму, поскольку в спонсон с правой стороны решили установить 6-фунтовую пушку спаренную с пулеметом, а в левом спонсоне размещалась автоматическая 20-мм пушка Polsten. При сохранении прежнего бронирования масса выросла до 43 тонн.
В таком виде танк устраивал военных несколько больше и проект отправили на доработку. Впрочем, обновленный вариант АТ 7, представленный 10-го июня 1943 года, никаких радикальных доработок не получил. Изменили только размещение командирской и пулеметной башенок (теперь они находились справа и слева соответственно). Масса составила 43,5 тонны.
Поскольку весовые характеристики продолжали расти, было решено провести работы по облегчению конструкции. Модернизированный проект АТ 7А должен был весить 41,5 тонны, но фактически он был аналогичен АТ 7.
Следующий виток творческой мысли привел инженеров Nuffield к выводу, что расположение орудия главного калибра в бортовом спонсоне явно не отвечает текущим требованиям хотя бы из-за наличия больших "мертвых зон". Вариант АТ 8 наконец-таки получил 6-фунтовую пушку размещенную почти по центру лобовой части надстройки, с небольшим смещением влево. Установка 20-мм автоматической пушки "перекочевала" на правый борт, но пулеметные башенки и схема бронирования остались без изменений.
Впрочем, этого показалось мало. Вариант АТ 9, представленный 22-го июня 1943 года, получил поистине "штурмовую" компоновку. На крыше надстройки установили диагонально расположенные орудийную (спереди-слева) и пулеметную (сзади-справа) башни. Поскольку диаметр погона "главной" башни составлял всего 117 мм в неё можно было установить только 20-мм пушку, но это был уже определённый прорыв. Для танка запланировали установку бензинового двигателя Ford V8 серии GAA или Ford V12. Масса танка определялась в 45 тонн.
Несмотря на определенные преимущества компоновка боевого отделения ещё больше уплотнялась, а высота по корпусу составила 2,28 м. Тогда же было решено вновь вернуться к спонсонам и центральному расположению поста управления. Состав вооружения остался прежним. Командирскую башенку уменьшили по высоте, а пулеметную оставили всего одну и установили её на корме надстройки по продольной оси. Толщина лобового бронирования была доведена до 228 мм, но масса танка оставалась в пределах тех же 45 тонн. Новая версия проекта получила индекс АТ 10.
Проект АТ 10 получился несколько лучше ранних вариантов – фирма Nuffield даже приступила к изготовлению полномасштабного деревянного макета, однако этот танк больше походил на самоходную установку огневой поддержки. Явно неадекватным мощному бронированию выглядел состав вооружения. Удачная 6-фунтовая пушка больше подходила для крейсерского танка, чем для штурмовой машины. Генеральный штаб потребовал оснастить А39 орудием калибра 75 мм, но тут "танкистов" весьма вовремя выручили "артиллеристы".
В конце 1942 года в производство запустили 17-фунтовое противотанковое орудие высокой мощности, бронебойный снаряд которого на дистанции до 1000 метров пробивал лобовую броню любого немецкого танка. Массовые поставки начались с 1943 года – тогда же это орудие стали устанавливать на американские танки М4А1 и М4А4, получив весьма успешный вариант под названием "Sherman Firefly". Таким образом, для нового проекта была выбрана именно 17-фунтовая пушка, в боекомплект к которой входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные снаряды. Сэр Майлз Томас из руководства фирмы, позже ставший начальником отдела бронетанковой техники в министерстве снабжения, заключил, что установить 17-фунтовую пушку не составит особого труда.
Очередной вариант штурмового танка, представленный 21-го августа 1943 года, получил обозначение АТ 13 (о проектах АТ 11 и АТ 12 информации не сохранилось). В связи с тем, что габариты 17-фунтового орудия были значительно больше, пришлось полностью перепроектировать надстройку, увеличив её габариты, но оставив схему размещения вооружения. Понятно, что это повлекло за собой существенное увеличение массы и шасси старого типа также пришлось заменить. Новый вариант включал по 9 опорных катков на каждый борт и 32-дюймовую гусеницу. Восемь из них блокировались попарно в четыре тележки с торсионной подвеской (причем пары тележек незначительно перекрывали друг друга), а девятый был "независимым". Внешние колеса тележек с каждой стороны могли демонтироваться вместе с гусеничным экраном, что позволяло танку проходить по ширине через мост Бэйли-бридж. Вместо трех поддерживающих роликов с каждого борта теперь имелось четыре. Также планировали установить более мощный двигатель Rolls-Royce "Meteor". После всех доработок масса АТ 13, по мнению разработчиков, могла составить 63 тонны.
Такие "улучшения" постепенно переводили проект штурмового танка в класс сверхтяжелых машин, что не очень устраивало военных, особенно учитывая состав вооружения. Обновленный вариант, имевший индекс АТ 14, разрабатывался как-раз в целях снижения массы. В жертву была принесена 20-мм пушка Polsten, которую в левом спонсоне заменили на 7,92-мм пулемет Besa. В теории, это должно было сэкономить 3 тонны.
В предложенном виде проект устроил заказчика практически по всем параметрам, за исключением одного нюанса. Размещение мощного 17-фунтового орудия в бортовом спонсоне требовало значительной весовой компенсации. Кроме того, требовалось учитывать влияние энергии при выстреле и удобства работы артиллерийского расчета. Всё это привело к появлению варианта АТ 15, у которого орудие располагалось по центру лобовой части надстройки. Место водителя и пулеметная башенка, соответственно, перемещались на правую сторону. Командирская башенка теперь находилась слева, за местом пулеметчика. Далее последовал вариант АТ 15А, отличавшийся увеличенной надстройкой и массой порядка 65 тонн. Соответственно, был переделан макет танка, чтобы заказчик смог прочувствовать все преимущества нововведений.
Это приблизило завершение предварительных проектных работ, но по-прежнему не совсем устраивало военное ведомство. Заказчик потребовал усилить состав вооружения, что и было выполнено в кратчайшие сроки – финальный вариант АТ 16 оснащение танка 37-фунтовым (94-мм) противотанковым орудием в бронированной надстройки той же конструкции. Проект, после некоторых доработок, был одобрен в феврале 1944 года, после чего фирма Nuffield получила заказ на постройку опытного образца из неброневой стали. Новый танк получил официальное обозначение А39.
Параллельно было разработано два варианта огнеметных танков под индексами АТ 17 и АТ 18. От базового варианта они отличались размещением в боевом отсеке четырех 610-литровых баков с огнесмесью, между которыми находились семь баллонов высокого давления. На АТ17 один огнемет установили на месте орудия, а другой в пулеметной башенке на крыше рубки. Вариант АТ18 имел огнемет вместо пушки, при снятом лобовом пулемете. По идее, толстое лобовое бронирование должно было надежно защитить экипаж от огня противника, но времени на реализацию этих проектов не оставалось. К тому же, их посчитали избыточными, в виду запуска в серийное производство огнеметных вариантов серийных танков.

Новая "старая" схема. Описание конструкции Heavy Assault Tank А39 “Tortoise”
Решив, что полдела сделано, Генеральный Штаб сразу же подписал контракт на изготовление 25 предсерийных образцов, хотя уже тогда было ясно, что ранее второй половины 1945 года получить их никак не удастся. Собственно, так оно и вышло.
Пока шла сборка первого прототипа война закончилась. Вообще, необходимость в наличии штурмового танка, больше соответствовавшего САУ, отпала ещё осенью 1944 года, когда фортификации "Лини Зигфрида" смотрелись далеко не так устрашающе, как раньше. На фоне зарубежных танков подобного класса (например ИС-3 или "Koenigtiger") ранее считавшийся перспективным британский А39 вообще выглядел, мягко говоря, старомодно. В Комитете Обороны сделали соответствующие выводы и в феврале 1946 года сократили заказ до 12 машин по цене 141666 фунтов каждая. Но и этот контракт не был выполнен полностью. Танки предназначались только для испытаний – в свете появления серийных танков А41 "Centurion" британская армия принимать их на вооружение совершенно не собиралась. В общей сложности было изготовлено шесть комплектов для сборки А39. Только пять из них стали танками, а шестой использовали как набор запасных частей.
Ходовая часть танка А39, получила достаточно оригинальную конструкцию. Как и предполагалось проектом, на каждый борт имелось по 8 сдвоенных опорных катков блокированных попарно в четыре тележки. Фактически, из-за огромной массы танка, тележка представляла собой жёсткую конструкцию с четырьмя отдельными опорными катками, два из которых монтировались на общей оси. Также была предусмотрена возможность демонтажа внешней пары катков для облегчения транспортировки танка и одновременно снижало поперечную нагрузку на тележку. Нечто подобное затем было использовано на американской САУ Т28, но там разработчики на такие "мелочи" не разменивались и решили демонтировать внешнюю пару гусениц целиком. Подвеска была торсионной, однако торсионы группировались по четыре и получалось, что на каждую тележку приходилось по два из них. Весьма необычным для британского танкостроения стало переднее размещение ведущих колёс с гребневым зацеплением. Направляющие колёса (спицованные) располагались сзади. Для компенсации высокого удельного давления на грунт применили гусеничные траки шириной 32 дюйма (813 мм) с центрирующим гребнем. Траки отливались из марганцевой стали и соединялись между собой штифтами. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась шестью колесами малого диаметра по каждому борту. Ведущие, направляющие и поддерживающие колёса, а также часть элементов подвески защищались бортовыми экранами. Широкие надгусеничные полки использовались для размещения зарядного агрегата с аккумуляторами (с левой стороны) и укладки ЗИП (справа).
Утвержденная схема размещения вооружения и нескромные габариты орудия обусловили не совсем традиционную конструкцию надстройки, которая по бортам стала нависать над ходовой частью. В противном случае обеспечить более-менее комфортабельную работу экипажа становилось невозможно. Самой "тяжелой" для производства оказалась передняя часть надстройки корпуса, имевшая толщину лобовой части 228 мм. Нижняя часть носовой части корпуса, а также задняя секция и крыша, представляли собой отдельные отливки и приваривались отдельно. По причине уникальности машины компоновка боевого отделения получилась не менее оригинальной. Экипаж танка состоял из 7 человек и размещался следующим образом:
- механик-водитель – спереди справа от орудия;
- помощник механика-водителя
- командир танка – слева от орудия, немного выше стрелка;
- наводчик – слева от орудия;
- два заряжающих – за орудием в центральной части боевого отделения;
- первый пулемётчик – спереди слева от орудия;
- второй пулемётчик – сзади слева, за местом водителя.
При проведении проектных работ британские инженеры столкнулись с одной интересной проблемой. Заключалась она в том, что стандартная практика использования двух заряжающих предусматривала следующую схему работы двух заряжающих: первый заряжает орудие, а второй работает только с замком. Однако, подобная схема была хорошо в тех машинах, где имелось только раздельно-гильзовое заряжание. На танке А39 часть выстрелов хранилась в готовом виде на задней стенке боевой рубки в отдельных пеналах, а большая часть боезапаса располагалось под полом боевого отделения. После некоторых прений было решено, что заряжающие должны отдельно досылать в орудие снаряд и гильзу заряда, что уменьшало общее время необходимое на перезарядку.
Теперь следует отдельно рассказать о "главном калибре" танка. Противотанковое 37-фунтовое (94-мм) орудие, размещенное практически по центру лобовой части надстройки, представляло собой "адаптацию" зенитной 3,75-дюймовой артсистемы под новые нужды. Пришлось поработать с противооткатными устройствами, системой прицеливания и новым стволом, но самое главное – было введено раздельно-гильзовое заряжание. Когда орудие было уже готово артиллеристы представили данные о том, что использование 32-фунтового выстрела будет даже более эффективным. Нововведение было одобрено, однако раздельно-гильзовое заряжание всё же осталось. На испытаниях скорость бронебойного снаряда составил 880 м\с, что было больше, чем у 3,7-дюймовой зенитки, но меньше, чем у немецких 88-мм танковых орудий. Впрочем, это вполне устроило британское военное ведомство. Орудие монтировалось в шаровой опоре диаметром 24 дюйма, обеспечивающим углы наведения по вертикали в пределах от +18° до -10°. По горизонту имелась возможность наведения в пределах 20° в обе стороны. Прицел наводчика монтировался в отдельной шаровой установке слева от орудия, но был жестко связан с самим орудием.
Как уже указывалось, слева от орудия был сделан вырез по шаровую установку одного 7,92-мм пулемета Besa имевшей углы склонения 35°. Спарка таких же пулеметов, с углами вертикального наведения от +15 до -10°, размещалась в пулеметной башенке на крыше справа-сзади. Слева от неё находилась командирская башенка кругового вращения со смотровым прибором и бинокулярным перископом подвижным в вертикальной плоскости, который через повторители был связан с прицелами наводчика орудия и верхнего стрелка. В передней части крыши разместили два люка и три прибора наблюдения. Также на крышу надстройки вывели антенны радиостанции No.19\38. Чтобы избежать поражения приборов и экипажа от огня башенных пулеметов британскими инженерами были разработаны специальные механизмы, предотвращавшие поражение оборудования и блокирующий огонь из пулеметов при открытых люках. По этой же причине спуск пулеметов был только электрическим, а управление ими в вертикальной плоскости осуществлялось при помощи ручки с двумя кнопками электроспуска.
Дополнительное вооружение состояло из дымовых гранатометов, весьма хорошо зарекомендовавших себя в боевых условиях. По одному шестиствольному гранатомету неподвижно закрепили на углах передней части надстройки. Ещё один такой же гранатомет находился монтировался на командирской башенке, что обеспечивало возможность кругового обстрела.
Трансмиссия танка А39 находилась в носовой части перед отделением управления. Она включала механическую коробку передач Merrit-Brown H51D, обеспечивавшей через раздельный реверс шесть скоростей вперед и назад и имевшей бортовые тормоза для управления по курсу.
В моторном отделении, которое по ширине соответствовало надстройке корпуса, устанавливался бензиновый 12-цилиндровый безнаддувный двигатель Rolls-Royce Mk.V "Meteor" мощностью 650 л.с., включенный в контур жидкостной системы охлаждения. Перед ним находился радиатор, а по бокам от двигателя разместили два топливных бака: на 390 литров справа и на 245 литров слева. Также с левой стороны находился маслобак. Глушитель, к которому были подведены выхлопные трубы, крепился на кормовом листе корпуса. В качестве зарядного агрегата использовался 4-цилиндровый бензиновый двигатель Morris-8, работавший прямо на генератор. Мощность от основного двигателя передавалась на коробку передач через сцепление Bord & Beck и три вала, объединенных в общей трубе.

В ученье как в бою... Эксплуатация штурмовых танков А39 “Tortoise”, 1949-1949 гг.
Окончание Второй Мировой войны заметно охладили интерес британского Генштаба с тяжелым штурмовым танкам. Даже в сравнении с обычными противотанковыми САУ британская "Черепаха" смотрелась монструозно, однако основная проблема заключалась далеко не в этом. При разработке А39 было допущено несколько технологических просчетов, не позволявших полностью раскрыть боевой потенциал этой машины. Наличие пулеметной башенки, к тому же, размещенной неудачно относительно секторов обстрела, смотрелось явным анахронизмом. Управлять пулеметами с электроспуском (впрочем, как танком в целом) могли только специально подготовленные стрелки, что исключало возможно быстрой пересадки на А39 с танков других типов. Толщину бронирования можно назвать избыточной избыточной, но при выбранной компоновке обеспечить более надежную защиту экипажа было бы проблематично. Отсюда возникала основная проблема с "лишним весом", которая вполне закономерно привела к отмене всего проекта. Более того, предварительные оценки разработчиков, определявших массу танка в 65 тонн, оказались чересчур оптимистичными. В реальности прототипы А39 в полной комплектации весили 79 тонн, что совершенно не устраивало заказчика.
Постройка прототипов шла очень неспешно и первый из них появился только в 1947 году. Все собранные прототипы получили индексы от Р1 до Р5 и кроме маршей к различным полигонам нигде больше себя не показали. После выполненных ходовых тестов опытного образца Р1 стало понятно, что А39 на будет принят на вооружение британской армии и в лучшем случае опытные образцы послужат для различных испытаний, хотя первоначально танки планировали передать специалистам 79-й танковой дивизии (79th Armoured Division). Предварительно в трансмиссию танка Р1 были внесены доработки.
Тем не менее, затраченные средства надо было оправдывать и у военных периодически возникал соблазн проверить ходовые качества этих машин в менее тепличных условиях. Так, в апреле 1948 было принято решение отправить прототипы Р4 и Р5 в Германию для проведения испытаний в "обстановке, приближенной к боевой".
Несмотря на определенные несоответствия смысл в акции имелся – после войны Германия всё ещё находилась в руинах и за исключением нескольких автобанов остальные дороги находились в плачевном состоянии, а некоторые даже не имели твердого покрытия. Определенные сомнения вызывала огромная масса и габариты А39, который невозможно было перевозить ни по железным дорогам, ни на стандартных транспортерах. Выход нашли довольно быстро – усилиями инженеров фирмы Cranes of Dereham был разработан специальный пятиосный транспортер собственная масса которого составила около 40 тонн. Для буксировки сверхтяжелой системы пришлось использовать два тягача Diamond-T, что подняло общий вес поезда до 155 тонн при длине 28,5 метров. Разумеется, в боевых условиях использование подобной системы становилось, по меньшей мере, нерациональной задачей, но в послевоенный период цели ставились несколько иные.
Конвой из двух танков и транспортеров сопровождался небольшой "армией" специалистов различного профиля, которые были выделены Британской Рейнской армией. Собранная танковая испытательная команда насчитывала 55 человек, включая экипажи из танкистов и артиллеристов, снабженцев и ремонтников. Кроме того, в состав машин сопровождения входило ещё пять тягачей Diamond-T и несколько транспортеров типа "В". Трудный путь танков А39 в Германию начался в порту Королевском доке Альберта. Поначалу для их транспортировки морем хотели использовать танкодесантное судно типа LST, но стандартные сходни могли выдержать нагрузку не более 65 тонн. Тогда пришлось остановиться на торговом судне "Рейс Фише" с большим грузовым люком. Погрузка трейлеров, не имевших скоб, проводилась при помощи сеток 150-тонным краном, а с танков пришлось снять всё оборудование.
Отбытие вниз по Темзе состоялось 28-го мая 1948 года и спустя двое суток судно прибыло в Гамбург. Здесь технику снова разгрузили тяжелым краном и после сборки конвой направился к временному лагерю. Официально испытания начались 1-го июня – начали с "простой" транспортировки, которая требовала отличной координации действий водителей обоих тягачей. Для этого их оснастили переговорными устройствами, но чаще использовались знаки подаваемые руками.
Маршрут движения оказался непростым. Сначала конвой прибыл на полигон под Бельзеном, где планировалось провести огневые испытания со стрельбой по реальным танкам. Потом конвой направился в Ганновер, и далее, через Бад Ойнхаузен, на полигон под Падерборном. Оттуда двумя конвоями танки по автобану были перевезены в Гамм, а потом обратно в Ганновер через Минден и Нейнбург, а потом обратно в Бельзен и в Гамбург.
Согласно подробнейшему отчету, представленному в октябре 1948 года, "караваном" было пройдено в общей сложности 1040 км. Танки самостоятельно смогли одолеть только 160 км, что было вызвано не столько проблемами технического характера (хотя поломки тоже случались), сколько невозможностью нормального передвижения по разбитым дорогам со встречным движением. В ходе маршей удалось развить максимальную скорость 19 км\ч, но среднетехническая была в пределах 6-10 км\ч. Кроме того, британцы столкнулись с проблемой мостов, часть из которых была разрушена, а другие просто не были рассчитаны на автопоезда массой более 150 тонн. Приходилось сначала разгружать и затем заново загружать танк на транспортер – на это уходило минимум 15 минут. Определенные трудности возникли при преодолении железнодорожного полотна под Шпроце, где пришлось уложить специальное покрытие, чтобы не повредить железнодорожное полотно, но даже такая сложная операция заняла от разгрузки до погрузки всего 35 минут. В городе Цеппе, из-за узких улиц, танкам также пришлось следовать за транспортерами своим ходом. Движение осуществлялось по мостовой, но покрытие осталось при этом практически целым. Далее, на автобане под Бюкенбургом, был успешно преодолён небольшой дорожный уклон в 7,5°, что также вызывало определенные опасения. Также к отчету прилагалось 90 фотографий, большая часть из которых имела весьма посредственное качество. По ним установили, что танки несли собственные названия, но определить смогли только одно – прототип Р5 имел надпись "Adventure".
Не менее интересно прошли огневые испытания на полигоне под Бальзеном. После стрельб по щитам на дистанции 2000 метров артиллеристы отметили хорошую кучность и надежность работы механизмов 32-фунтового орудия, сравнительно с более распространенной 17-фунтовой танковой пушкой. Далее в качестве "жертв" выбрали американский "Sherman" и немецкую "Panther", предположительно модификации Ausf.G собранную под британским контролем после войны специально для испытаний. Посланный с дистанции 1230 метров бронебойный снаряд пробил лобовой лист "Пантеры", вырвал кусок крыши над местом водителя и даже оторвал часть маски орудия, которую нашли в 5 метрах от цели. С "шерманом" всё закончилось ещё более печально – его лобовой лист пробивался с любой дистанции навылет.
Вполне естественно, что некоторый интерес к А39 проявили представители Королевской Артиллерии, которые рассматривали этот танк как вполне неплохой образец тяжелой противотанковой самоходки. Учитывая всё возрастающий калибр противотанковых орудий артиллеристы планировали провести серию тестов для выработки технических требований к перспективным противотанковым САУ. Летом 1949 года было принято решение отправить прототип Р1 на огневые испытания на полигон в Лакхилл под Сэлизбери-Плейн.
Однако, всё оказалось не так просто. Изучив характеристики 32-фунтового орудия офицер полигона пришел к выводу, что дальность стрельбы прямой наводкой слишком велика для обеспечения безопасности. Танк пришлось перебросить на полигон в Лулворс под Бовингтоном в танковую школу артподготовки. Здесь провели сравнительные испытания на предмет определения более рационально компоновки и особенностей раздельного заряжения. Для этого экипаж укомплектовали как танкистами, так и артиллеристами, а на полигон пригнали новенький танк "Centurion" Mk.III. Общая оценка работы артиллерийской системы была оценена очень высоко, но низкие ходовые качества перегруженного танка сильно нивелировали эти преимущества.
Дальнейшая участь танков А39 оказалась вполне предсказуемой. В начале 1950-х гг. все пять машин отправили на временное хранение, после чего приступили к их утилизации. Из пяти имевшихся прототипов на металл разрезали три. Четвертый танк отправили в Kirkcudbright Training Area, где он стал прекрасной мишенью. Сейчас этот полигон закрыт и британские энтузиасты бронетанковой техники рассматривают возможность восстановления изрядно потрепанного танка.
Повезло только прототипу с индексом Р1 (номер РЕ3530), который был отправлен в экспозицию Bovington Tank Museum ещё в 1951 году и сейчас поддерживается в ходовом состоянии. Этот танк имеет некоторые отличия от технического описания, представленного выше. Прежде всего, на нём отсутствует высокая командирская башенка, которая заменена обычным люком, а на боковых стенках надстройки закреплены запасные траки.

Источники:
П. Чемберлен и К. Элис "Британские и американские танки Второй Мировой войны". Москва. АСТ\Астрель 2003
Альтернативная история: Маленькие черепашки или штурмовые танки АТ-1 - АТ-15
A39 Tortoise Heavy Assault Tank
Panzerserra: A39 Tortoise Super Heavy Assault Gun
Фотографии А39 "Tortoise" в Танковом Музее в Бовингтоне

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ШТУРМОВОГО ТАНКА Heavy Assault Tank А39 “Tortoise” образца 1947 г.
БОЕВАЯ МАССА
79256 кг
ЭКИПАЖ, чел.
7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
10060 (с орудием)
Ширина, мм
3910
Высота, мм
3050
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
одна противотанковая 94-мм пушка Ordnance QF 32 pounder, три 7,92-мм пулемета Besa, три шестиствольных гранатомёта
БОЕКОМПЛЕКТ
60 выстрелов и 7500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
телескопический орудийный и оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 228 мм
лоб надстройки - 228 мм
борт корпуса - 178 мм
борт надстройки - 228 мм
корма корпуса - 114 мм (?)
крыша - 33 мм
днище - ? 
ДВИГАТЕЛЬ
Rolls-Royce "Meteor" V12, 12-цилиндровый, бензиновый, мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 12 опорных катков с амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница с шириной трака 32 дюйма
СКОРОСТЬ
19 км\ч по шоссе
6 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
80 км по шоссе
40 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
30
Высота стенки, м
0,91
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ
радиостанция No.19/38

Infantry Tank А43 “Black Prince”
Пехотный танк

Официальное обозначение: Infantry Tank А43
Альтернативное обозначение: “Black Prince”
Начало проектирования: 1943 г.
Дата постройки первого прототипа: 1945 г.
Стадия завершения работ: построено 6 прототипов.

В конце 1941 года решением Генерального Штаба были инициированы работы по оснащению пехотного танка "А22 Churchill" более мощной артиллерийской системой. Если не брать во внимание первую модификацию этой машины, оснащенную 2-фунтовой пушкой и 76,2-мм гаубицей, то вооружение остальных вариантов, относительно их массы и назначения, выглядело просто неадекватным. Попытка установить на танк 76,2-мм орудие привело к появлению достаточно противоречивой по ТТХ самоходной установки, серийное производство которой так и не было налажено, поэтому вопрос радикального перевооружения А22 отложили.
Время шло, и в 1942 году появилось 17-фунтовое орудие, способное успешно бороться с любыми танками противника. Соединив эту пушку и мощное бронирование А22 можно было получить гораздо более эффективную боевую машину, чем все имеющиеся серийные образцы.
Соответствующее техническое задание было оформлено в конце 1943 года и передано фирме Vauhall, когда было устранено большинство технических недостатков танка. Новая модель танка получила индекс А43 и название “Super Churchill”, но в скором времени его сменили на “Black Prince”. Генеральный Штаб в очередной раз планировал, что в результате получится "универсальный танк", который будет способен заменить собой многочисленные крейсерские танки.
В основе конструкции А43 был всё тот же А22, но с множеством различных доработок. В частности, основные элементы ходовой части заимствовались от базовой модели. Применительно на один борт 10 опорных и 2 "независимых" металлических катка без резиновых бандажей. Подвеска индивидуальная на пружинных рессорах. Направляющие колеса находились спереди, ведущие колёса – заднего расположения. Крупнозвенчатая гусеница состояла из стальных траков расширенных до 24 дюймов (610 мм). Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась специальными направляющими полозьями. Элементы подвески защищались бронированными фальшбортами с небольшими овальными люками, предназначавшимися для эвакуации экипажа.
Корпус танка, хоть и сохранил стандартную компоновку, был в значительной мере доработан. Общая высота осталась прежней, но носовая часть получила измененную форму с более узким верхним лобовым бронелистом. В нем, с левой стороны, находилась пулеметная установка, а с правой стороны устанавливался люк механика-водителя со смотровым прибором.
Трехместная башня новой конструкции устанавливалась на крыше боевого отделения. В лобовом листе башни толщиной 152 мм устанавливалось 17-фунтовое орудие с длиной ствола 55 калибров и спаренный с ним 7,92-мм пулемет Besa. Боекомплект к орудию состоял из 89 выстрелов. Борта башни были вертикальными. На крыше имелось два люка и вырез под установку смотрового прибора Mk.IV.
Силовая установка осталась без изменений. Аналогично танку А22 в моторно-трансмиссионном отделении устанавливался 350-сильный 12-цилиндровый оппозитный двигатель Bedford. Система охлаждения – жидкостная. Трансмиссия включала однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырёхскоростную механическую коробка передач Merrit-Brown, дифференциал, два планетарных механизма поворота, барабанные тормоза и планетарные бортовые передачи. Воздухозаборники монтировались на крыше корпуса, а не на бортах, выхлопная система двигателя монтировалась в корме корпуса.
Работа над новым пехотным танком шли очень медленно и первый прототип А43 был готов только в мае 1945 года, когда война в Европе уже завершилась. На испытаниях выяснилось, что прототип с трудом отвечает современным требованиям. По подвижности А43 практически не отличался от А22, однако из-за возросшей до 50 тонн массы максимальная скорость снизилась до 16,9 км\ч. Из остальных параметров в качестве положительных сторон отмечалось только 17-фунтовое орудие, однако к тому времени вполне хватало танков "Sherman Firefly" и самоходных установок с аналогичной артсистемой. При таких условиях серийных выпуск танков А43 не состоялся.
Впрочем, в течении 1945 года, было построено шесть прототипов. В первые послевоенные годы они использовались для различных испытаний, но после снятия с эксплуатации практически все А43 были утилизированы. Уцелел только один танк, который впоследствии был восстановлен до ходового состояния и сейчас демонстрируется в Bovington Tank Museum.

Источники:
B.T. White "British Tanks 1915-1945"
П. Чемберлен и К. Элис "Британские и американские танки Второй Мировой войны". Москва. АСТ\Астрель 2003
М. Барятинский "Пехотный танк «Черчилль»" (Бронеколлекция МК 2003-06)
Surviving Panzers website
A43, Tank, Infantry, Black Prince

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ШТУРМОВОГО ТАНКА А43 “Black Prince” образца 1945 г.
БОЕВАЯ МАССА
50000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
8810
Ширина, мм
2908
Высота, мм
3442
Клиренс, мм
530
ВООРУЖЕНИЕ
одна 17-фунтовая (76,2-мм) пушка и два 7,92-мм пулемета Besa
БОЕКОМПЛЕКТ
89 выстрелов и ? патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел No.39 Mk.I, перископический прибор Mk.IV
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса (верх) - 152 мм
лоб корпуса (середина) - 57 мм
лоб корпуса (низ) - 140 мм
борт корпуса - 82-95 мм
корма корпуса (верх) - 51 мм
корма корпуса (низ) - 25 мм
крыша - 16-19 мм
днище - 25 мм
лоб башни - 152 мм
борт башни - 95 мм
корма башни - 95 мм
крыша башни - 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Bedford Type 120, 12-цилиндровый, оппозитный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 350 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырёхскоростная механическая коробка передач Merrit-Brown, дифференциала, двух планетарных механизмов и барабанных тормозов и планетарные бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 12 опорных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, подвеска индивидуальная на пружинных рессорах; ширина трака гусеничной цепи – 610 мм
СКОРОСТЬ
16,9 км\ч по шоссе
12,1 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
30
Высота стенки, м
0,75
Глубина брода, м
1,20
Ширина рва, м
3,65
СРЕДСТВА СВЯЗИ
радиостанция No.19 со штыревой антенной