Зенитные самоходные установки Великобритании

Dragon Medium Mark IV \ Vickers AA 40 mm
Артиллерийский тягач \ Зенитная самоходная установка

Не секрет, что один из самых удачных британских экспортных танков Vickers Mk.E (Vickers 6 ton) послужил основой не только для многочисленных зарубежных модификаций. Сразу после успешных испытаний прототипа инженерами фирмы Vickers был разработан вариант среднего артиллерийского тягача, который собирались предложить армии Великобритании. В первую очередь тягач предназначался для буксировки тяжелых 60-фунтовых (127-мм) пушек, но это совсем не исключало и другие варианты. Все доработки свелись к удалению надстройки корпуса вместе с башней и вооружением. На их месте оборудовался транспортный отсек, в котором мог перевозиться расчет орудия или амуниция. Крыша над транспортным отсеком отсутствовала, а бронирование сохранилось только в носовой части. На тягче устанвливался 90-сильный бензиновый двигатель фирмы АЕС.
Машина получила обозначение Dragon, Medium Mark IV и произвела хорошее впечатление на военных. Британская армия ограничилась заказом на 12 тягачей, поскольку предпочтение было отдано колесным машинам. Дальнейший коммерческий успех “дракона” средней категории от фирмы Vickers оказался небольшим. В начале 1930-х гг. ещё 23 тягача было отправлено в Китай и 18 – колониальным силам в Индии. Сведения об эксплуатации этих машин отсутствуют. Британские тягачи эксплуатировались до начала войны и в боевых действиях не участвовали.
В общем, на этом моменте история Dragon Medium Mk.IV могла завершиться. Однако, в 1933 году военная миссия из Сиама (Таиланд), помимо заказа на 10 танков Mk.E Type F, выразила пожелание приобрести достаточно большую серию зенитных самоходок.
Казалось бы, зачем тайцам были нужны ЗСУ, если кругом одни джунгли? На самом же деле, ещё в начале 20-го века французские колониальные власти под угрозой силы заняли довольно внушительные территории Сиама и включили их в состав Французского Индокитая. Жажда реванша была велика, но правительство этой страны отлично понимало, что без современной техники начинать войну полностью бесполезно. Так, с начала 1920-х гг. тайцы установили очень дружеские отношения с немцами, которые помогли им с авиацией. Затем Сиам и Германия рассорились и новым деловым партнером стала Великобритания. Фирма Vickers-Armstrong с большим удовольствием пошла на контакт с тайской делегацией, предложив её целую гамму боевых и вспомогательных машин. Что касается ЗСУ, то запрос на их изготовление был обусловлен мощной (относительно ВВС Сиама) авиационной группировкой французов, которая включала также тяжелые бомбардировщики. Как показали дальнейшие события, опасения тайцев не были безосновательными.
Параллельно с выполнением заказа на изготовление танков фирма Vickers-Armstrong разработала простую, но надежную конструкцию зенитной самоходки. Ходовая часть ЗСУ полностью повторяла Dragon Medium Mk.IV. С каждого борта устанавливалось по четыре тележки с двумя опорными катками, которые монтировались попарно в общий блок с подвеской на четвертьэллиптических рессорах. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась четырьмя роликами. Ведущие колеса размещались спереди, направляющие – сзади.
Корпус самоходки, преимущественно клепаной конструкции, можно было условно разделить на две части. Нижняя целиком заимствовалась от тягача, а вот надстройка была спроектирована заново. Передняя часть корпуса теперь собралась из четырех катаных бронелистов, причем два верхних имели сравнительно большой угол наклона. В то же время бортовые и кормовой бронелисты были вертикальными.
Точные данные о бронировании отсутствуют. Можно предположить, что броня надстройки имела толщину порядка 9 мм, а нижняя часть корпуса и днище – по 5 мм. Для того времени этого было более чем достаточно, ведь в 1932-1934 гг. подавляющая масса самолётов была вооружена пулеметами калибра от 6,5 мм до 7,92мм. А если учесть, что стрельба по наземным целям в большинстве случаев велась с дистанции 100-200 метров и более, то броня такой толщины свободно выдерживала попадания пуль пехотного калибра.
Вооружалась самоходка одной 40-мм автоматической зенитной пушкой Vickers, прозванной “pom-pom”. Такие орудия хорошо зарекомендовали себя ещё в 1-ю мировую войну и десять лет спустя прошли небольшую модернизацию. Модель М1928 тайская военная комиссия посчитала вполне приемлемым вариантом, так как обеспечивала неплохие характеристики огня при небольшой стоимости. Пушка устанавливалась в передней части корпуса по его продольной оси.
Боекомплект располагался в специальных ящиках на корме. Экипаж самоходки состоял из 4-х человек, причем место механика-водителя находилось прямо перед орудием. Из-за такой компоновки обзор с его места, обеспечиваемый только небольшим смотровым лючком, был сильно ограничен. Впрочем, для ЗСУ это было не слишком важно.
Согласно контракту Сиам получил 26 зенитных самоходок на базе Dragon Medium Mk.IV, которые иногда называют Vickers AA 40mm. Как и планировалось, прибытие британских машин усилило ПВО Сиама, но на практике их эффективность подтвердить не удалось. В декабре 1940 года тайцы развязали долгожданную войну против Индокитая, намереваясь попросту “задавить массой” французов. Это ошибочное мнение обошлось им очень дорого. Если на суше ещё наблюдались некоторые успехи, то на море и в воздухе удача от Сиама явно отвернулась. Противовоздушная оборона тоже могла похвастать какими-либо достижениями. Сказать что-то конкретное о действиях 40-мм ЗСУ пока сложно, поскольку точная информация по этому поводу отсутствует. Скорее всего, “виккерсы” задействовали в качестве машин объектовой ПВО.
До настоящего времени сохранилась только одна зенитная самоходка Vickers AA 40mm, которая сейчас выставлена в Музее Королевской Армии Таиланда. Судя по всему эта машина довольно длительное время находилась на свалке, поскольку на ней отсутствую гусеницы и ведущие колеса. Есть также информация ещё о пяти тайских Dragon Medium Mk.IV которые находятся при Резервном Центре, Кавалерийском Центре, 6-м и 7-м полках ПВО, а также при штабе Провинциальной Армии в Уттаридите.

Источники:
"Техника-молодежи" 1998 №2 (цветной рисунок)
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост. Г.Л. Холявский. Харвест. Минск \ АСТ. Москва. 1998 г.
Surviving British Tankettes, Light and Medium Tanks
TANKS! - British Light Tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Dragon, Medium Mark IV образца 1933 г.
БОЕВАЯ МАССА
около 9000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
-
Ширина, мм
-
Высота, мм
-
Клиренс, мм
-
ВООРУЖЕНИЕ
одна 40-мм зенитная пушка Vickers M1928
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 9 мм (?) борт корпуса - 9 мм(?) корма корпуса - 9 мм (?) днище - 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ
АЕС, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 8 опорных катков, переднеее направляющее и заднее ведущее колесо, подвеска с амортизацией на пластинчатых рессорах
СКОРОСТЬ
около 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м
0,76
Ширина рва, м
1,80
Глубина брода, м
0,90
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

“Crusader” AA Mk.I
Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: “Crusader” AA Mk.I
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1943 г., собрано 150 машин.

База танка “Crusader” послужила хорошей основой не только для вспомогательных бронемашин - начиная с сентября 1941 года, с переменным успехом, велась разработка различных самоходных установок на танковом шасси. Наибольший успех выпол на долю ЗСУ, которые впоследствии выпускались в двух основных вариантах. Первый вариант заключался в установке новой башни и 40-мм зенитной пушки Bofors, котоая также использовалась на венгерских ЗСУ типа "Nimrod". В остальном конструкция самоходной кстановки была во многом аналогична серийному танку.
Корпус ЗСУ изготовлялся из бронелистов толщиной от 7 до 25,4 мм. С правой стороны находилось место механика-водителя, над головой которого была сохранена коробчатая рубка с двухстворчатым верхним люком и тремя смотровыми приборами (два в бортах и один ближе к левому борту). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, внутри которого размещался боекомплект из 160 снарядов и часть оборудования. На крыше устанавливалась двухместная открытая сверху башня в форме усеченной пирамиды, в лобовом листе которой были сделаны вырезы под установку 40-мм зенитного орудия Bofors и прицела. Вертикальный угол наведения орудия находился в пределах от -10° до +70°.
В моторно-трансмиссионном отделении устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Nuffield-Liberty Mk.III мощностью 340 л.с. при 1550 об\мин. Рабочий объём двигателя составил 27040 см.куб. Система охлаждения – жидкостная. Радиаторы размещались по бокам от двигателя, а два вентилятора находились позади него. Общая ёмкость топливных баков составляла 500 литров горючего. Дополнительно на кормовой части корпуса крепился внешний бензобак на 136 литров, не связанный с топливной системой танка. Трансмиссия танка включала многодисковый главный фрикцион, через который мощность от двигателя передавалась на 4-ступенчатую коробку передач Nuffield, оснащенную планетарным механизмом поворота Wilson, и бортовые передачи. Запуск двигателя мог производиться двумя способами: с помощью электростартера или сжатым воздухом. Электросистема танка - 12-вольтная, оснащалась двумя аккумуляторными батареями размещенными в боевом отделении.
Ходовая часть состояла из 5 сдвоенных опорных катков на каждый борт, передних направляющих и задних ведущих колёс. Подвеска типа Christie, на вертикальных пружинных рессорах. Гусеница мелкозвенчатая, состояла из 118 стальных траков.
Самоходная установка получила обозначение “Crusader” AA Mk.I и после успешных испытаний была передана в серийное производство на предприятия фирмы Morris Motors. Выпуск ЗСУ был налажен в 1943 году. В общей сложности собрали 150 “Crusader” AA Mk.I, которые применялись как для защиты метрополии, так и в боях на Западном фронте в 1944 году.

Источники:
П. Чемберлен и К. Элис "Британские и американские танки Второй Мировой войны". Москва. АСТ\Астрель 2003
М. Барятинский "Крусейдер и другие. Британские крейсерские танки Mk.I - Mk.VI" (Бронеколлекция МК 2005-06)
D. Fletcher "Crusader and Covenanter Cruiser Tanks 1939-45". 2000. Osprey Publishing
W.S. Horst "Beutepanzer unterm Balkenkreuz"
AFV Weapons Profile 08 "Crusader tank"
United Kingdom (GBR): Anti-Aircraft Artillery: Crusader III AA Mk.I

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ “Crusader” AA Mk.I обр.1943 г.
БОЕВАЯ МАССА
18000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5994
Ширина, мм
2642
Высота, мм
-
Клиренс, мм
406
ВООРУЖЕНИЕ
одна 40-мм пушка Bofors
БОЕКОМПЛЕКТ
160 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ (мм\град.)
лоб корпуса - 30 мм
лоб корпуса (верх) - 20 мм
лоб рубки - 25,4 мм
борт корпуса – 28 мм
корма корпуса - 28 мм
крыша корпуса - 7 мм
днище корпуса - 10 мм
лоб башни - 25,4 мм (?) 
борт башни - 25,4 мм (?)
корма башни - 25,4 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ
Nuffield-Liberty Mk.III, бензиновый, 12-цилиндровый двигатель, мощностью 340 л.с. при 1550 об\мин., рабочий объём 27040 см.куб.; запас топлива 378,6 литров
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: 4-ступенчатя коробка передач Nuffield, планетарный механизм поворота Wilson (передаточное число 4,08:1), бортовые передачи, внешние тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 5 опорных катков с резиновыми бандажами и амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница из 118 траков
СКОРОСТЬ
42 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
322 км по шоссе
255 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
0,69
Глубина брода, м
0,99
Ширина рва, м
2,59
СРЕДСТВА СВЯЗИ
радиостанция No.19 со штыревой антенной и интерком

“Crusader” AA Mk.II \ Mk.III
Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: “Crusader” AA Mk.II и АА Mk.III
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1943 г., собрано около 600 машин двух модификаций.

Вторая версия зенитной самоходной установки предусматривала несколько иной вариант вооружения. Несомненно, что 40-мм пушка фирма Bofors была очень мощным оружием, способным действовать до средних высот. Однако назменым силам требовалась ЗСУ, способная обеспечить хорошую плотность огня на малой высоте, чобы создать надежную защиту от атак низколетящих штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков противника. Из предложенных варианто одобрение получила спаренная установка двух 20-мм пушек Oerlikon.
Конструкция самоходной установки, получившей обозначение “Crusader” AA Mk.II, мало отличалась от конструкции серийного танка. Корпус ЗСУ изготовлялся из бронелистов толщиной от 7 до 25,4 мм. С правой стороны находилось место механика-водителя, над головой которого была сохранена коробчатая рубка с двухстворчатым верхним люком и тремя смотровыми приборами (два в бортах и один ближе к левому борту). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, внутри которого размещался боекомплект из 160 снарядов и часть оборудования. На крыше устанавливалась двухместная открытая сверху башня в форме усеченной пирамиды, в лобовом листе которой были сделаны вырезы под установку 40-мм зенитного орудия Bofors и прицела. Вертикальный угол наведения орудия находился в пределах от -10° до +70°.
В моторно-трансмиссионном отделении устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Nuffield-Liberty Mk.III мощностью 340 л.с. при 1550 об\мин. Рабочий объём двигателя составил 27040 см.куб. Система охлаждения – жидкостная. Радиаторы размещались по бокам от двигателя, а два вентилятора находились позади него. Общая ёмкость топливных баков составляла 500 литров горючего. Трансмиссия танка включала многодисковый главный фрикцион, через который мощность от двигателя передавалась на 4-ступенчатую коробку передач Nuffield, оснащенную планетарным механизмом поворота Wilson, и бортовые передачи. Запуск двигателя мог производиться двумя способами: с помощью электростартера или сжатым воздухом. Электросистема танка - 12-вольтная, оснащалась двумя аккумуляторными батареями размещенными в боевом отделении. ЗСУ комплектовались радиостанциями No.19 со штыревыми антеннами выведенными через крышу башни.
Ходовая часть состояла из 5 сдвоенных опорных катков на каждый борт, передних направляющих и задних ведущих колёс. Подвеска типа Christie, на вертикальных пружинных рессорах. Гусеница мелкозвенчатая, состояла из 118 стальных траков.
Основное вооружение AA Mk.III, как уже указывалось ранее, включало две автоматические 20-мм зенитные пушки Oerlikon, установленные в открытой сверху шестигранной башне. Башня оснащалась скоростным приводом горизонтального и вертикального наведения разработанного фирмой Power Mounting Ltd. Скорострельность каждой пушки составляла 450 выстреловм в минуту, начальная скорость снаряда - 839 м\с. Боекомплект из 600 снарядов (10 магазинов по 60 патронов) размещался в боевом отделении. Экипаж ЗСУ был увеличен до 4-х человек: механик-водитель, два заряжающих и командир машины, который также совмещал обязанности наводчика и радиста.
Самоходные установки модификации AA Mk.III получили башню улучшенной формы. Кроме того, над спаркой 20-мм пушек дополнительно устанавливался 7,71-мм пулемет Vickers, а антенна радиостанции была перенесена в передню часть корпуса. Также в 1944 году небольшой серией была выпущена другая модификация зенитной установки на базе танка “Crusader”. По сути, это был облегченный вариант без башни - на открытой платформе устанавливалось три 20-мм пушки Oerlikon. Экипаж самоходки также состоял из четырех человек. Сведений об эксплуатации и боевом применении этих ЗСУ сохранилось крайне мало. В зарубежных источниках указывается, что летом 1944 года эти машины применялись в Нормандии и получили хорошую оценку со стороны военных. Дальнейшего выпуска зенитных самоходок с тремя 20-мм пушками не последовало. Вероятно, к тому времени британская армия не ощущала острой необходимости в ещё одном типе ЗСУ, которая, помимо прочего, не имела бронезащиты артиллерийского расчета.
Серийное производство самоходных орудий было налажено в 1943 году. В общей сложности предприятия фирмы Morris Motors собрали около 600 ЗСУ обоих вариантов. Широкое применение эти машины нашли в ходе высадки в Нормандии и последовавших затем боях во Франции летом-оченью 1944 года. Штатно по две ЗСУ передавались в штабные роты танковых дивизий и бригад, в штабных ротах полков их имелось по 6 единиц.
Несмотря на относительно большое количество зенитные самоходки “Crusader” АА постепенно выбывали из эксплуатации по различным (чаще всего - небоевым) причинам - недоработки конструкции серийного танка препятствовали их нормальной эксплуатации. Помимо прочего, ЗСУ не могли вести огонь с ходу, что также считалось недостатком, устранять который не стали, решив сделать ставку на более современные машишы. Последние “Crusader” АА Mk.I и Mk.II ещё использовались зимой 1945 года, однако после войны практически все они были утилизированы.

Источники:
П. Чемберлен и К. Элис "Британские и американские танки Второй Мировой войны". Москва. АСТ\Астрель 2003
М. Барятинский "Крусейдер и другие. Британские крейсерские танки Mk.I - Mk.VI" (Бронеколлекция МК 2005-06) D.Fletcher "Crusader and Covenanter Cruiser Tanks 1939-45". 2000. Osprey Publishing
W.S. Horst "Beutepanzer unterm Balkenkreuz"
AFV Weapons Profile 08 "Crusader tank"

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ “Crusader” AA Mk.III обр.1943 г.
БОЕВАЯ МАССА
~18000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5994
Ширина, мм
2642
Высота, мм
2532
Клиренс, мм
406
ВООРУЖЕНИЕ
две автоматические 20-мм пушки Oerlikon и один 7,71-мм пулемет Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ
600 снарядов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ (мм\град.)
лоб корпуса - 30 мм
лоб корпуса (верх) - 20 мм
лоб рубки - 25,4 мм
борт корпуса – 28 мм
корма корпуса - 28 мм
крыша корпуса - 7 мм
днище корпуса - 10 мм
лоб башни - 25,4 мм (?) 
борт башни - 25,4 мм (?)
корма башни - 25,4 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ
Nuffield-Liberty Mk.III, бензиновый, 12-цилиндровый двигатель, мощностью 340 л.с. при 1550 об\мин., рабочий объём 27040 см.куб.; запас топлива 378,6 литров
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: 4-ступенчатя коробка передач Nuffield, планетарный механизм поворота Wilson (передаточное число 4,08:1), бортовые передачи, внешние тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 5 опорных катков с резиновыми бандажами и амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница из 118 траков
СКОРОСТЬ
~45 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
~250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
0,69
Глубина брода, м
0,99
Ширина рва, м
2,59
СРЕДСТВА СВЯЗИ
радиостанция No.19 со штыревой антенной