Прочие образцы колесной бронетехники Великобритании

Big Wheel Landship
Колесная боевая машина

Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: Big Wheel Landship
Начало проектирования: 1915 г.
Дата постройки первого прототипа: 1915 г. (недостроен)
Стадия завершения работ: проект отменен в пользу гусеничных танков.

Идея создания высококолёсной боевой машины на основе патента Диплока возникла не на пустом месте. Предложенная им ещё в 1903 году система колеса, в которой проходимость повышалась за счет использования специальных “башмаков”, оказалась довольно живучей и востребованной. Первой к ней обратились артиллеристы, причем не только французские. Колеса типа “pedrail” использовались на итальянских и немецких орудиях тяжелого типа – в качестве наиболее яркого примера можно привести “Большую Берту”.
За эту мысль в 1915 году зацепился британский офицер Т.Херрингтон (T.G. Hetherington), который уже имел некоторый опыт разработки бронемашин. По его мнению для успешного преодоления глубоких рвов и траншей требовалось наличие колес диаметром не менее 3 метров. На основе этой теории им была разработана высококолёсная сочлененная боевая машина с полным приводом. К сожалению, детального описания Big Wheel Landship не сохранилось, но общий принцмп примерно соответствовал русскому колесному танку конструкции Лебеденко.
В начале весны 1915 года проект был представлен на рассмотрение Комиссии по сухопутным кораблям и уже 20 марта состоялась демонстрация модели самому Уинстону Черчиллю. Премьер-министру машина очень понравилась, что позволило получить заказ на 6 единиц по цене 70.000 фунтов стерлингов каждый.
В апреле началась постройка полноразмерного деревянного макета, но на этом этапе работы остановились. Причиной тому стали постоянные изменения спецификации со стороны Военного ведомства, которое долго не могло определиться с основными функциями бронемашин такого типа. Помимо этого, возникли трудности чисто технического характера и проект Big Wheel заглох сам собой. Ни одной машины так и не успели построить.

Источники:
С.Л. Федосеев "Иллюстрированный справочник Танки Первой Мировой Войны". АСТ\Астрель, Москва, 2002
B.T. White "Tanks and other Armoured Fighting Vehicles 1900 to 1918". London, Brandford Press, 1969
Landships - The Steam Wheel Tank

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНОЙ БОЕВОЙ МАШИНЫ Pedrail Big Wheel образца 1915 г.
БОЕВАЯ МАССА
~20000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
?
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
-
ВООРУЖЕНИЕ
одна пушка в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
?
ДВИГАТЕЛЬ
карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ
механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
колесная фораула 4х2: четыре колеса конструкции Диплока
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Crossley BGV2 Machine Gun Carrier Пулеметный транспортер

В течении 1926-1929 гг. британскими военными специалистами проводилась серия экспериментов, направленных на адаптацию конструкций коммерческих трехосных машин под военные нужды. В частности, наиболее известными среди них стали бронемашины на шасси Crossley. Гораздо меньше информации сохранилось об опытах по созданию «пулеметного транспортера».

Для этой цели была выбрана модель BGV2, оснащенная 32-сильным двигателем и дополнительным редуктором в трансмиссии. Ходовая часть имела колесную формулу 6х6. Колеса пневматические с подвеской на листовых рессорах. Для повышения проходимости на сдвоенные колеса задних мостов можно было «одеть» резиновые гусеницы типа Overall. Машина не бронировалась, кабина водителя оставалась открытой. На месте грузовой платформы оставили место для перевозки пулемета (возможно нескольких) и установили четыре скамьи для перевозки пулеметных расчетов. В общей сложности вместительность кузова составила 8 человек. Также по бортам крепились ящики для перевозки боекомплекта.

Данные о количестве построенных машин, известных под обозначением Crossley BGV2 Machine Gun Carrier, остается не выясненным. Предположительно, собрали два прототипа — в начальной и модифицированной конфигурации. Впрочем, не исключено, что это была одна и та же машина.

В целом, британский опыт можно было назвать успешным, если бы не несколько обстоятельств. Отсутствие какой-либо защиты делало машины и её экипаж слишком уязвимой, а невозможность установки пулеметов на корпусе (как это ранее делалось на гусеничных транспортерах) исключало всякую возможность эффективного преследования противника. Кроме того, к началу 1930-х гг. интерес к теме трехосных коммерческих шасси стал угасать и дальнейшего развития работ не последовало.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Crossley BGV2 Machine Gun Carrier образца 1928 г. (?)

БОЕВАЯ МАССА около 6500-7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ штатное вооружение отсутсоввало
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Crossley, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х6: передние колёса одинарные, колёса задних мостов сдвоенные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —