Бронетранспортеры Великобритании

B-Type Armored Truck Бронированный грузовик

В сентябре 1914 года французская фирма Forges et Chantiers получила заказ от британской авиационной службы (RNAS) на бронировку грузовиков B-Type. Грузовик должен был осуществлять доставку груза в таксимо. Подобная просьба не была спонтанной — британские войска остро нуждались в любой бронетехнике и в то время, когда армии континентальных стран проводили бронирование коммерческих автомобилей в промышленных масштабах, в Великобритании этот процесс едва набирал обороты. Первый грузовик поступил на модернизацию 17-го сентября, второй — несколькими днями позже. По сути, обе машины представляли собой полубронированные транспортеры, основным назначение которых являлась доставка солдат.

Машина с номером B752 была готова первой. Это был весьма простой вариант бронировки, заключавшийся в установке броневых пластин перед радиатором и кабиной водителя. Транспортная площадка получила бронированные наклонные борта. Никаких дверей или люков для посадки и высадки экипажа не предусматривалось — все эти операции проводились при помощи выбрасываемой лестницы. Штатное вооружение ьакже отсутствовало, но в кузове имелась возможность установить один-два пехотных пулемета.

Вторая машина, имевшая номер DX1284, получила полностью бронированные капот и кабину водителя, хотя транспортно-десантный отсек по прежнему не имел крыши. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что именно эта машина стала проообразом для будущих бронетранспортеров на колесном шасси.

Боевое применение B752 оказалось весьма непродолжительным. В октябре-ноябре 1914 года эта машина использовалась в группе импровизированных бронеавтомобилей майора Сэмсона, пытавшихся остановить немцев в районе Дюнкерка и Антверпена. После перехода боевых действий в позиционную стадию грузовик ещё некоторое время использовался в тылу. Относительно машины с номером DX1284 точной информации нет.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУБРОНИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ
B-Type Armored Truck обр.1914 г.

БОЕВАЯ МАССА ~3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,71-мм пулемет Vickers или 7,92-мм пулемет Lewis
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, колеса одинарные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Lancia Armored Lorry Бронетранспортер \ Легкий бронеавтомобиль (1922 г.)

Восстание в Ирландии 1916, случившееся в ноябре 1916 года, быстро привело британскую администрацию к мысли, что без бронетехники в случае нового обострения ситуации не удастся. Однако, эксплуатация танков показалась тогда дорогим удовольствием, да и после войны многие оставшиеся “ромбы” первых выпусков пошли на слом, а новых прислали единицы. Как обычно, выход был найден исходя из концепции надежды и опоры на собственные силы.

Кроме автомобилей отечественной постройки британская армия располагала большим количеством тяжелых грузовиков Lancia IZ, поставляемых из Италии. Этот тип автомобиля использовался самими итальянцами для серийного производства весьма удачных бронеавтомобилей с одноименным названием, но в Великобритании решили, что тратить средства на разработку и постройку подобных боевых машин будет расточительно. Тем более, что в тот нелёгкий период британским войскам в Ирландии были нужны не только бронеавтомобили и танки. Для доставки артиллерии и солдат требовалась несколько другая бронированная машина, имевшая вместительный и хорошо защищенный транспортно-десантный отсек. Вот для этих целей прекрасно подошла база “лянчи”.

Первый производственный вариант бронетранспортера получил полностью бронированный капот моторного отсека и кабину водителя, причем лобовые листы устанавливались под значительными углами наклона. А вот транспортно-десантный отсек был выполнен только частично бронированным, поскольку роль крыши выполняла двухскатная сетка. Штатное вооружение у бронетранспортеров отсутствовало, но в лобовом листе водительской кабины имелся люк для стрельбы из пулемета (как правило, это был Lewis калибра 7,71-мм). В бортовых бронелистах были выполнены амбразуры для стрельбы из личного оружия.

Первые “лянчи” поступили в войска в 1921 году и очень скоро их количество стало стремительно возрастать, с ними связана интересная история хранения, прочитать подробнее ее можно здесь. Именно на это время пришелся последний пик противостояния британской армии и Ирландской Республиканской Армии. Дислоцированный на ирландской территории 3-й танковый батальон Королевского Танкового Корпуса располагал к тому времени значительными силами, не в последнюю очередь за счет техники, переброшенной из Месопотамии. Весной 1921 года в его составе числилось 103 бронеавтомобиля (69 Peerless и 34 Rolls-Royce) и 10 танков Mk.IV. Количество бронетранспортеров “лянча” тогда не указывалось. В

декабре того же года британский кабинет министров заключил соглашение с ИРА, формально признав независимость страны. Однако взамен пришлось отдать северную часть Ирландии, сейчас известную как Ольстер. Такие “полумеры” не устраивали многих, в том числе и вполне умеренных сторонников независимости. В Ирландии началась гражданская война длившаяся до середины 1923 года, но теперь восставшим противостояли ирландские регулярные войска прошедшими обучение под надзором британских инструкторов. Чтобы не “мозолить глаза” старый серый камуфляж заменили на серо-зеленый матовый цвет. Кроме того, машины получили номера с буквами “QI” или “L”.

Передача техники началась летом 1922 года и теперь именно “лянчи” составили основу парка бронемашин. Вначале ирландская армия получила не менее 50 бронетранспортеров и 13 “роллс-ройсов”, а к началу 1923 году количество “лянч” составило уже 100 единиц. Как можно догадаться, большая часть машин была забронирована силами самих ирландцев.

В ходе гражданской войны имелись потери не только в живой силе. По различным причинам к концу 1923 году удалось сохранить только шесть “роллс-ройсов”, зато количество “лянч” выросло до 135. К этому времени внешний вид бронетранспортера претерпел некоторые изменения. Зачастую сетка снималась или заменялась на стальные листы. Помимо этого, часть машин переоборудовали в бронедрезины.

Мысль о том, что передвигаться на бронемашинах можно не только по обычным дорогам, пришла достаточно поздно. Условия Западного фронта к этому не располагали, а специфика Восточного фронта до определенного момента союзников вообще не интересовала. Кому первому пришла идея доработать бронемашины, поставив их на железнодорожный ход, уже не имеет значения. В данном случае важно то, что в 1922-1923 гг. данный процесс был организован на дублинском заводе Inchicore.

Первая из бронедрезин, имевшая бортовой номер AL 33 и британский код L-1588, была готова 29-го сентября 1922 года. Вторую собрали к 15 октября, а ещё одна машина с регистрационным номером OI8909 была готова 13-го ноября. Две последние “лянчи” на железнодорожном ходу получили название “Fire” и “Grey Ghost”. Модернизация была продолжена путем установки башен – по крайней мере, доработке подвергли две машины, одна из которых имела номер AL 51.

Успев побывать в боях по обе стороны конфликта в Ирландии “лянчи” отслужили верой и правдой более 15 лет. По прямому назначению их использовали в последний раз в ходе подавления мятежа в Дублине в 1935 году. Сохранившиеся машины были списаны только в конце 1930-х гг., когда из Швеции прибыли более современные бронеавтомобили Landsevrk L-180.

Впрочем, история бронетранспортеров на базе Lancia IZ имела продолжение. Опыт бронировки итальянских грузовиков оказался успешным и в 1922 году году несколько машин в аналогичной конфигурации было поставлено RAF. Британским ВВС бронемашины понадобилась не только для перевозка солдат и имущества. По своим качествам «лянчи“ хорошо подходили для патрулирования и боевого охранения, правда, не в Европе, а на Ближнем Востоке. Постоянные стычки с воинственными арабскими племенами привели к усилению британского контингента в Трансиордании (после получения независимости в 1947 года эта страна стала известна как Иордания), Ираке и Кувейте, в том числе и в плане поставок бронетехники.

Конструктивно оба варианта бронетранспортера не имели существенных отличий. Измелилась только форма и расположение амбразур в лобовом листе водительской кабины, а борта десантного отсека стали несколько ниже. В укладке перевозилось два пулемета типа Lewis. Точное количество “лянч” собранных для Ближнего Востока назвать затруднительно, но с учетом того, что служили они в составе 3-й, 4-й, 5-й и 6-й бронеавтомобильных рот, их было не менее четырех. Здесь эти машины стали более известны как Lancia armoured patrol car (LAPC). Весьма примечательно, что одновременно с ними службу на Ближнем Востоке несли бронеавтомобили Rolls-Royce, но если “лянчи” списали в начале 1930-х гг., то их “коллеги” продолжали трудиться вплоть до 1943 года.

Тем не менее, в 1921-1922 гг. два LAPC всё же решили довести до уровня полноценных боевых машин. Изменениям подвергся корпус, а точнее говоря – его боевое отделение. Верхняя треть бортовых бронелистов и кормовой бронелист (с двумя двухстворчатыми люками) теперь устанавливалась под углом. Но самое главное отличие заключалось в наличии на крыше боевого отделения башни с круговым вращением, где находился один пулемет Lewis. Второй пулемет, стрельба из которого велась через амбразуру в лобовом листе корпуса. зачастую перевозился в укладке.

Предположительно, работы по модернизации “лянч” были проведены на том же заводе Inchicore в Дублине. Официально их назвали АС1, хотя формально RAF на вооружение их не приняли и использовали как “внештатную” технику. Первое упоминание (как, впрочем, и фотография) о наличии модернизированных Lancia AC1 относится к февралю 1922 года. В дальнейшем следы этих машин теряются, но согласно наиболее правдоподобной версии весь срок службы они провели в Дублине.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Lancia Armored Lorry образца 1921 г.

БОЕВАЯ МАССА 4190 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3+10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~3400
Ширина, мм ~1500
Высота, мм ~2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,71-мм пулемета Lewis в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корупса — 6 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм крыша — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Lancia, бензиновый, 4-цилиндровый, 5-литровый, мощностью 35 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, подвеска на листовых рессорах, задние колеса сдвоенные, шины из жесткой резины
СКОРОСТЬ 60 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Opperman “Scorpion” Амфибийный бронетранспортер

В преддверии высадки союзников на европейском побережье британская инженерная компания S.E.Opperman (г.Элстри) в инициативном порядке разработала специальную бронемашину с амфибийными качествами. Надо сказать, что к решению этой задачи британские специалисты подошли нетрадиционно.

Сама компания могла была основана в 1860 году Карлом Опперманом (Carl Opperman) и ранее разработкой колесных транспортных средств не занималась. Тем не менее, в 1943 году это абсолютно не помешало спроектировать и построить боевую машину, названную “Scorpion” Mk.I.

Главной задачей, которую решали британские инженеры, была возможность передвижения как по песчаному (либо мягкому) грунту и по воде. Попытка решить первую проблему привела к удивительной колесной схеме, которая более нигде не повторялась. Для решения второй проблемы необходимо было разработать водонепроницаемый корпус желательно обтекаемой формы.

Исходя из имевшихся требований “Scorpion” получил четыре пары колёс: по одному в носовой и кормовой части корпуса, два внутренних автомобильных моста и одна внешняя пара колёс большого диаметра. Последние три пары были ведущими. Таким образом предполагалось уменьшить удельное давление на грунт и одновременно обеспечить высокую проходимость.

Не менее оригинально выглядела система управления. Как такой рулевой механизм на машине отсутствовал. Вместо него использовалась система поочередного торможения больших пар колёс, за счет которого осуществлялось маневрирование. По другим данным рулевым являлось кормовое колесо. В нормальном положении поверхности земли могли касаться только пять колес – остальные вступали в дело в зависимости от ровности грунта. Расчетная скорость машины оценивалась в 25 миль в час (40 км\ч). Корпус бронемашины из-за этого приобрел нестандартную клиновидную форму, с использованием танковой компоновки. В передней части разместили место водителя, защищенное невысокой надстройкой, а за ней располагался бензиновый двигатель Ford мощностью 24 л.с. Ещё одной интересной особенностью было наличие отдельного водного двигателя Anzani, который крепился на специальной раме на корме корпуса. О толщине бронирования сведений не сохранилось. Экипаж машины состоял только из водителя. Высадка и посадка в отсек управления проводился через круглый люк в крыше надстройки.

Относительно того, в каком именно качестве собирались использовать “Scorpion” мнения современных историков расходятся. Бронирование машины было явно противопульным, а какое-либо вооружение отсутствовало. Также не было рассчитано место для перевозки десанта, но есть сведения что “Scorpion” должен был перевозить до 3 тонн боеприпасов в закрытом бронированном отсеке. Обзор с места водителя был крайне ограничен, поскольку смотреть он мог только вперед через единственный смотровой люк в лобовом листе надстройки корпуса.

Как и следовало ожидать, испытания первого и единственного прототипа “Scorpion” прошли крайне неудачно. Из-за нестандартной схемы шасси на суше машина вела себя крайне неприятно. При отсутствии нормальной подвески водитель, мягко говоря, ощущал сильный дискомфорт даже на ровной дороге, а при торможении корпус качало вперед-назад. Препятствия вроде небольших канав или неглубоких траншей “Scorpion” преодолевал довольно бодро, но при движении по песку или гравия машина так и норовила зарыться “по самые уши”. На воде поведение несколько улучшалось, но с маневренностью тоже было не все хорошо. В добавок, массу проблем доставило охлаждение двигателя.

По достоинству оценив труд инженеров фирмы Opperman британские специалисты от армии сразу отказались от продолжения работ над этой машиной. Предложенный в скором времени вариант Mk.II с неким подобием трансмиссии и улучшенным охлаждением двигателя тоже не нашла никакой поддержки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМФИБИЙНОГО БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Opperman “Scorpion” Mk.I образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА ~3500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Ford, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 24 л.с. и Anzani, карбюраторный, воздушного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 8х6, шины пневматические
СКОРОСТЬ 40 км\ч (по проекту) на суше 3-5 км\ч на воде
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?