Бронетранспортеры Хорватии

Ford F15 Бронетранспортер

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Renault ADK Начало проектирования: 1942 (?) Дата постройки первого прототипа: 1942 (?) Стадия завершения работ: данные о количестве построенных машин отсутствуют

После образования независимого государства Хорватия, что произошло в мае 1941 года, командование новообразованной хорватской армии приступило к организации подразделений различных родом войск, в том числе и бронетанковых. Поначалу расчет был на бывшую югославскую технику, но немцы и итальянцы сразу не пожелали делиться трофеями, имевшими хоть какую-то боевую ценность, а танки типа Renault FT и NC находились в состоянии, далеком от боеспособного. В сложившейся ситуации хорватам оставалось надеяться только на собственные силы.

В течении 1941-1942 гг. силами ремонтных мастерских хорватской армии было построено несколько поистине уникальных образцов боевой техники, большая часть которых осталась только в единичных экземплярах и могла считаться импровизированной. Тем не менее, по крайней мере один тип бронемашины выпускался малой серией. Речь идет о британских грузовиках Ford F15 грузоподъёмностью 0,75 тонны, которые были захвачены в Северной Африке и позднее вывезены в Европу. Эти машины были переданы хорватам, которые решили переделать их в бронеавтомобили с функцией бронетранспортера, что было особо актуально в горной местности.

Хорватскими инженерами был разработан коробчатый корпус, практически не имевший рациональных углов наклона бронелистов, за исключением верхней части капота. В лобовом листе кабины с правой стороны устанавливался 7,92-мм пулемет (предположительно ZB vz.30). Ходовая часть осталась без изменений: колесная формула 4х2, колеса переднего моста управляемые, колеса заднего моста ведущие, пневматические шины и подвески на листовых рессорах.

Количество построенных бронеавтомобилей на базе Ford F15 установить не удалось. На текущий момент речь можно вести не более чем о двух машинах, постройка которых состоялась в 1942-1943 гг. Применялись «форды» на территории бывшей Югославии против партизан-коммунистов, но подробности их боевого использования пока остаются не выясненными.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА Ford F15 образца 1942 г.(?)

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ~4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша корпуса — ? днише корпуса — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?