Легкие танки Венгрии

38M “Toldi” Легкий танк

Год 1918-й, ставший судьбоносным для Австро-Венгерской Империи, самой Венгрии ничего хорошего не принес. После объявления независимости страна оказалась разделенной на две части между “красными” и “капиталистами”. В течении 1919-1920 гг., не без помощи Антанты, с “красной угрозой” было покончено, но сама Венгрия оказалась в опале о отношению к странам-победительницам – вместе с Германией, Болгарией и Турцией её признали виновной в развязывании Мировой войны. Отсюда следовал вывод, что Венгрия может иметь только ограниченный армейский контингент, но при этом запрещалось иметь на вооружении бронетехнику. Разумеется, венгерскому правительству это очень не понравилось и уже в 1919 году начались переговоры о поставках немецких танков LK-II через шведскую фирму-посредника. Контракт удалось выполнить в том же году, что позволило Венгрии обзавестись 14 одними из наиболее современных легких танков того времени.
Впрочем, в течении следующих 12 лет, бронетанковые подразделения не получили ни одной новой машины. Вновь этот вопрос был поднят лишь в 1929 году, когда устарелость LK-II стала очевидной. После недолгих поисков выбор был остановлен на итальянском легком танке FIAT 3000B образца 1930 г., оснащенного двумя 8-мм пулеметами. Было закуплено пять таких машин, но уже через пару лет стало ясно, что “потомок” Renault FT-17, пусть и значительно модернизированный, сильно отстает от зарубежных аналогов. Далее венгерская закупочная комиссия заинтересовалась танкеткой Carden-Lloyd Mk.VIb, но после приобретения одной машины от дальнейших поставок отказались. Вместо них в 1935-1936 гг. в Италии купили в общей сложности 150 танкеток CV3/33 и CV3/35.
В этот период Венгрия и Германия имели хорошие дружественные отношения и в рамках военного сотрудничества немецкая сторона сочла возможным передать венграм один из легких танков Pz.Kpfw.I Ausf.A, которые к 1937 году составляли основу Panzerwaffe. Венгерской стороне эта машина понравилась – “единичка” обладала неплохими скоростными качествами и вполне могла использоваться в качестве гусеничной разведывательной бронемашины. Сомнение вызывали два фактора: тонкое бронирование и не скромная стоимость танка. Однако, к этому моменту уже имелись альтернативные варианты, одним из которых был шведский танк L-60.
Эта машина была построена фирмой Landsverk в 1934 году. Планировалось, что L-60 сможет заменить машины типа L-10, но шведская армия предпочла вариант L-100. В результате L-60 был переориентирован на экспорт. Первый опытный экземпляр танка прибыл в Венгрию в 1938 году и показал очень хорошие результаты. Сравнительно с немецким Pz.I шведская машина выигрывала по всем параметрам, что позволило рекомендовать её к принятию на вооружение. Вместе с тем, военная комиссия указала на ряд “узких” мест в конструкции танка. Представители шведской фирмы согласились внести несколько изменений в конструкцию L-60, которые проводились под наблюдением специалиста Института Военной Техники Ш.Бартоломейдеса. Собственно, никаких значительных изменений венгры не требовали. Был несущественно доработан корпус танка, до 20 мм увеличена толщина брони маски орудия, а также изменены смотровые щели и люки в башне. Вместо двигателя Scania-Vabis (142 л.с.) устанавливался немецкий Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 150 л.с. Как и приборы наблюдения и прицеливания он поставлялся из Германии.
Фирма Landsverk отказалась от переделки системы рулевого управления и стопора башни. В остальном экспортный вариант танка L-60 выглядел следующим образом.
Корпус танка был сварным и собирался из катаных листов броневой стали толщиной 13 (лоб, борта и корма) и 6 (крыша и днище) мм. Рациональный угол установки имели только верхний и нижний лобовые бронелисты. Крайне незначительные углы наклона были у верхних бортовых бронелистов и крыши МТО. Башня имела форму в виде усеченного конуса с небольшой кормовой нишей, где устанавливалась радиостанция R/5. Толщина стенок составляла 15 мм. На крыше имелось крепление для легкого зенитного пулемета.
Ходовая часть не отличалась от L-60. Несмотря на небольшую массу шведские инженеры оснастили все 8 опорных катков резиновыми бандажами и индивидуальной торсионной подвеской. Верхняя ветвь гусеницы подерживалась четырьмя роликами (по два на борт). Ведущие колеса располагались спереди, направляющие находились сзади и были почти опущены на грунт. Пожалуй, единственным относительным недостатком ходовой части L-60 можно была признать лишь узкую мелкозвенчатую гусеницу. Удельное давление на грунт, по разным источникам, составляло 0,5-0,65 кг\см.кв.
Трансмиссия танка размещала в передней части корпуса и включала следующие компоненты: главный фрикцион сухого трения, планетарную 5-скоростную коробку передач, блокируемого дифференциала и бортовых фрикционов. Рядом с двигателем находились топливные баки общей ёмкостью 253 литра. Надо отметить, что расход горючего у немецкого двигателя оказался достаточно большим, поэтому запас хода по шоссе составил всего 220 км. Впрочем, скоростные показатели от этого не ухудшились. Если шведский L-60 развивал максимальную скорость 45 км\ч, то его экспортный вариант мог разогнаться до 50 км\ч.
Экипаж танка состоял из 3-х человек. Командир размещался в башне справа и мог вести наблюдение за местностью при помощи командирской башенки оснащенной смотровыми приборами (триплексами). Слева от него находился стрелок, в распоряжении которого находился перископический прицел. Место механика-водителя располагалось в передней части корпуса с левой стороны. Для увеличения внутреннего объёма боевого отделения была выполнена небольшая рубка со скошенными бортами, в которой имелось три смотровые щели. Состав вооружения экспортной версии танка оказался ослабленным. Если на шведском прототипе устанавливалась 37-мм пушка Bofors и спаренный с ней 8-мм пулемет, то на венгерской машине она была заменена на автоматическое противотанковое ружье 36М калибра 20 мм. Этот образец стрелкового оружия представлял собой лицензионный вариант швейцарского ПТР фирмы Solothurn, которое в дальнейшем неплохо покажет себя во время советско-финской “Зимней войны”. Неплохо справляясь с легкими танками и бронеавтомобиля это ПТР, тем не менее, было абсолютно неэффективно против более тяжелой бронетехники и пехоты. Венгерское противотанковое ружье 36М оснащалось магазинами на 5 патронов, причем максимальная скорострельность составляла всего 15-20 выстрелов в минуту. Также, вместо шведского 8-мм пулемета, был установлен отечественный 34/37M того же калибра. Боезапас к ПТР составлял 208 патронов, к пулемету – 2400 патронов.

Первый серийный вариант экспортного танка L-60 получил обозначение 38М “Toldi”, в честь венгерского национального героя Миклоша Толди, жившего в 14 веке во времена короля Матьяша. Заказ на 80 машин, выданный в феврале 1939 года, был поровну поделен между фирмами Ganz и MAVAG.

Незадолго до этого начался процесс модернизации танка. По опыту боёв в Испании и вторжения немцев в Польшу, были сделаны соответствующие выводы. Так, 13-мм бронирование лобовой части корпуса теперь расценивалось как слабое – защищенность танка от фронтальных атак усилили путем наложения дополнительного 20-мм бронелиста на верхний лобовой лист корпуса и по периметру башни. Хотя этот шаг абсолютно не спасал от поражения снарядами калибра 37-мм и 35-мм, при встрече с равным противником шансы на победу у “Toldi” несколько увеличились. Данная модификация, получившая обозначение “Toldi II”, была заказана в количестве 200 штук, но выпустили почти в два раза меньше. В течении 1941-1942 гг. было собрано 110 танков этого типа – 68 заводом Ganz и 42 заводом MAVAG.

На оснащение венгерской армии танки “Toldi” поступили в 1940 году. Ими оснащались 1-я и 2-я моторизованная, а также 1-я кавалерийская бригада. Каждая из бригад получила по роте (18 машин) лёгких танков. Поскольку “Toldi” являлись самыми современными танками венгерской армии в сентябре 1940 года они участвовали в оккупации Трансильвании, а в апреле 1941 года их активно использовали в боях на территории Югославии, однако здесь никакого существенного противодействия им оказано не было.
Гораздо более интересно развивались события на Восточном фронте. Вступив в войну с СССР 27 июня 1941 года венгерское руководство надеялось (разумеется при помощи немцев) “оттяпать” приличный кусок советской территории. Для этого были выделены значительные силы собранные в так называемый “подвижный корпус”. Помимо танкеток 35М\37М и бронемашин “Csaba” в состав этого соединения включили 95 танков “Toldi”. Венгры рассчитывали выполнить “задачу минимум” и спокойно жить дальше, однако немецкое командование настояло (это мягко говоря) на дальнейшем участии в начавшем буксовать блицкриге. В итоге, венгерские танки к ноябрю 1941 года вышли к реке Донец, пройдя около 1000 км. За это время “Toldi” успел показать себя не с самой лучшей стороны. Из 62 отправленных в ремонт машин только 25 вышли из строя по боевым причинам. Остальные имели поломки трансмиссии, оказавшейся крайне ненадежной. Некоторые из танков прошли всего по 100 км, прежде чем их отправили в ремонт. Отчасти в этом были виноваты сами механики водители, не имевшие достаточного опыта.
Также дала о себе знать слабость вооружения. Хотя встречи с советскими танками были нечастыми очень быстро выяснилось, что 20-мм ПТР следует заменить более мощным орудием. Даже против слабо бронированных танков типа Т-26 и БТ-7 противотанковый патрон был неэффективен. Успеха можно было добиться только при ведения огня из засад и укрытий, так как любой советский снаряд гарантированно проделывал в корпусе “Toldi” дыру. В итоге всего танки “Toldi” зимой 1941 года отправились на родину где прошли ремонт.
Сравнительно с советскими легкими танками “Toldi” по большинству параметров (размеры, защищенность, вооружение, ходовые качества) соответствовал плавающему Т-40 и его “сухопутному” варианту Т-30, оснащенных 20-мм пушками. Правда, эти машины оказались более выносливыми в эксплуатационном отношении и по темпу массе секундного залпа заметно обгоняли “Toldi”. Более поздний Т-60 вообще переигрывал венгерский танк по всем показателям, а встреча Т-70 могла завершиться для “Toldi” его уничтожением.
В это время армия обзавелась модернизированными танками “Toldi II”, первые 4 образца которых были получены в мае 1941 г., а последние машины были приняты лишь летом 1942 г. Именно эти танки в количестве 19 штук были вновь отправлены на Восточный фронт и попал в Сталинградский котел. При разгроме группировки противника в феврале 1943 года несколько машин стали трофеями Красной Армии и были эвакуированы в тыл.

Так назрела необходимость вновь модифицировать танк. Улучшению подвергли 80 серийных машин варианта “Toldi II”, которые впоследствии получили обозначение “Toldi IIA”. Доработки заключались в перевооружении танков 40-мм пушками 42М с длиной ствола 45 калибров и усилении бронирования маски пушки до 35 мм. Пулемет был заменен на модифицированный 34М/37М, причем часть ствола была прикрыта бронированным кожухом. Боекомплект, из-за тесноты в трехместном боевом отделении, оказался совсем небольшим – 55 снарядов и 3200 патронов. В дополнение к этому, по опыту немецких танкостроителей, на кормовую часть башни навешивался ящик со снаряжением. После таких улучшений масса танка возросла с 8500 до 9350 кг, что незамедлило сказаться на ходовых качествах. Так, скорость снизилась до 45 км\ч, а запас хода составил лишь 190 км.
В единственном экземпляре был изготовлен экранированный вариант “Toldi”. Борта корпуса и башни этого танка защищались 5-мм бронеэкранами, а радиостанция R/5 была заменена на R/5a. Боевой вес при этом составил 9850 кг, что создало дополнительную нагрузку на двигатель и трансмиссию. Так что, “Toldi” с бортовым бронеэкранами на вооружение принят не был.

Последний вариант легкого танка, предложенного фирмой MAVAG в конце 1942 года, оказался самым удачным. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена до 20 мм, а толщина бронелистов рубки механика-водителя теперь составляла 35 мм. Кормовая ниша башни была расширена, что позволило увеличить боекомплект к пушке до 87 выстрелов. В остальном конструкция не изменилась. Модернизированный танк получил название 43M “Toldi III” – заказ на его производство был выдан в 1943 году, но в сумме удалось построить лишь около 10 машин. По различным данным за весь 1943 год удалось построить только 3 танка, а в течении 1944 года – ещё 9. Судьба этих машин неизвестна.

После Сталинграда венгерская армия с немногими уцелевшими “Toldi” различных вариантов отошла на территорию Западной Украины, где в течении 1943-1944 гг. вела упорные бои, после чего предпринимались попытки сдерживания частей Красной Армии в Польше и в самой Венгрии. Согласно данным на 6 июня 1944 года Хондшвег располагал 66 танками модификации “Toldi” и 63 танками модификации “Toldi II”\“Toldi IIA”. Правда, здесь не указывается, сколько машин были боеспособны. Последний всплеск активности бронетанковых частей Венгрии наблюдался в начале 1945 года, в ходе битвы за Бадапешт, где были уничтожены последние “Toldi”. Есть также сведения, что по меньшей мере два “Toldi IIA” использовались частями Красной Армии в 1944 года в ходе боев на территории Венгрии.

До нашего времени сохранилось всего два танка, причем оба находятся в экспозиции музея БТТ в подмосковной Кубинке. Одна из машин относится к модификации “Toldi”, вторая (с бортовым номером 460) – к модификации “Toldi IIA”.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
38M "Toldi" образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА
8500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4850
Ширина, мм
2140
Высота, мм
1870
Клиренс, мм
286
ВООРУЖЕНИЕ
одно 20-мм автоматическое противотанковое ружье 36М и один 8-мм пулемет 34М в спаренной башенной установке
БОЕКОМПЛЕКТ
208 патронов к ПТР и 2400 патронов к пулемету
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
перископический прицел, триплексы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 13 мм
борт корпуса - 13 мм
корма корпуса - 13 мм
башня - 13 мм
маска пушки - 20 мм
крыша и днище - 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Bussing-NAG L8V/36TR, бензиновый, мощностью 150 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
главный фрикцион сухого трения, планетарная 5-скоростная КПП, блокируемый дифференциал, бортовые фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 обрезиненных опорных катка с торсионной подвеской, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
50 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА
220 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град
40
Спуск, град
25
Высота стенки, м
0,60
Ширина рва, м
1,35
Глубина брода, м
0,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ
радиостанция R/5