Легкие танки Венгрии
38M “Toldi” Легкий танк
Год 1918-й, ставший судьбоносным для Австро-Венгерской Империи, самой
Венгрии ничего хорошего не принес. После объявления независимости страна
оказалась разделенной на две части между “красными” и “капиталистами”. В
течении 1919-1920 гг., не без помощи Антанты, с “красной угрозой” было
покончено, но сама Венгрия оказалась в опале о отношению к
странам-победительницам – вместе с Германией, Болгарией и Турцией её
признали виновной в развязывании Мировой войны. Отсюда следовал вывод,
что Венгрия может иметь только ограниченный армейский контингент, но при
этом запрещалось иметь на вооружении бронетехнику. Разумеется,
венгерскому правительству это очень не понравилось и уже в 1919 году
начались переговоры о поставках немецких танков LK-II через шведскую
фирму-посредника. Контракт удалось выполнить в том же году, что
позволило Венгрии обзавестись 14 одними из наиболее современных легких
танков того времени.
Впрочем, в течении следующих 12 лет, бронетанковые подразделения не
получили ни одной новой машины. Вновь этот вопрос был поднят лишь в 1929
году, когда устарелость LK-II стала очевидной. После недолгих поисков
выбор был остановлен на итальянском легком танке FIAT 3000B образца 1930
г., оснащенного двумя 8-мм пулеметами. Было закуплено пять таких машин,
но уже через пару лет стало ясно, что “потомок” Renault FT-17, пусть и
значительно модернизированный, сильно отстает от зарубежных аналогов.
Далее венгерская закупочная комиссия заинтересовалась танкеткой
Carden-Lloyd Mk.VIb, но после приобретения одной машины от дальнейших
поставок отказались. Вместо них в 1935-1936 гг. в Италии купили в общей
сложности 150 танкеток CV3/33 и CV3/35.
В этот период Венгрия и Германия имели хорошие дружественные отношения и
в рамках военного сотрудничества немецкая сторона сочла возможным
передать венграм один из легких танков Pz.Kpfw.I Ausf.A, которые к 1937
году составляли основу Panzerwaffe. Венгерской стороне эта машина
понравилась – “единичка” обладала неплохими скоростными качествами и
вполне могла использоваться в качестве гусеничной разведывательной
бронемашины. Сомнение вызывали два фактора: тонкое бронирование и не
скромная стоимость танка. Однако, к этому моменту уже имелись
альтернативные варианты, одним из которых был шведский танк L-60.
Эта машина была построена фирмой Landsverk в 1934 году. Планировалось,
что L-60 сможет заменить машины типа L-10, но шведская армия предпочла
вариант L-100. В результате L-60 был переориентирован на экспорт. Первый
опытный экземпляр танка прибыл в Венгрию в 1938 году и показал очень
хорошие результаты. Сравнительно с немецким Pz.I шведская машина
выигрывала по всем параметрам, что позволило рекомендовать её к принятию
на вооружение. Вместе с тем, военная комиссия указала на ряд “узких”
мест в конструкции танка. Представители шведской фирмы согласились
внести несколько изменений в конструкцию L-60, которые проводились под
наблюдением специалиста Института Военной Техники Ш.Бартоломейдеса.
Собственно, никаких значительных изменений венгры не требовали. Был
несущественно доработан корпус танка, до 20 мм увеличена толщина брони
маски орудия, а также изменены смотровые щели и люки в башне. Вместо
двигателя Scania-Vabis (142 л.с.) устанавливался немецкий Bussing-NAG
L8V/36TR мощностью 150 л.с. Как и приборы наблюдения и прицеливания он
поставлялся из Германии.
Фирма Landsverk отказалась от переделки системы рулевого управления и
стопора башни. В остальном экспортный вариант танка L-60 выглядел
следующим образом.
Корпус танка был сварным и собирался из катаных листов броневой стали
толщиной 13 (лоб, борта и корма) и 6 (крыша и днище) мм. Рациональный
угол установки имели только верхний и нижний лобовые бронелисты. Крайне
незначительные углы наклона были у верхних бортовых бронелистов и крыши
МТО. Башня имела форму в виде усеченного конуса с небольшой кормовой
нишей, где устанавливалась радиостанция R/5. Толщина стенок составляла
15 мм. На крыше имелось крепление для легкого зенитного пулемета.
Ходовая часть не отличалась от L-60. Несмотря на небольшую массу
шведские инженеры оснастили все 8 опорных катков резиновыми бандажами и
индивидуальной торсионной подвеской. Верхняя ветвь гусеницы
подерживалась четырьмя роликами (по два на борт). Ведущие колеса
располагались спереди, направляющие находились сзади и были почти
опущены на грунт. Пожалуй, единственным относительным недостатком
ходовой части L-60 можно была признать лишь узкую мелкозвенчатую
гусеницу. Удельное давление на грунт, по разным источникам, составляло
0,5-0,65 кг\см.кв.
Трансмиссия танка размещала в передней части корпуса и включала
следующие компоненты: главный фрикцион сухого трения, планетарную
5-скоростную коробку передач, блокируемого дифференциала и бортовых
фрикционов. Рядом с двигателем находились топливные баки общей ёмкостью
253 литра. Надо отметить, что расход горючего у немецкого двигателя
оказался достаточно большим, поэтому запас хода по шоссе составил всего
220 км. Впрочем, скоростные показатели от этого не ухудшились. Если
шведский L-60 развивал максимальную скорость 45 км\ч, то его экспортный
вариант мог разогнаться до 50 км\ч.
Экипаж танка состоял из 3-х человек. Командир размещался в башне справа
и мог вести наблюдение за местностью при помощи командирской башенки
оснащенной смотровыми приборами (триплексами). Слева от него находился
стрелок, в распоряжении которого находился перископический прицел. Место
механика-водителя располагалось в передней части корпуса с левой
стороны. Для увеличения внутреннего объёма боевого отделения была
выполнена небольшая рубка со скошенными бортами, в которой имелось три
смотровые щели. Состав вооружения экспортной версии танка оказался
ослабленным. Если на шведском прототипе устанавливалась 37-мм пушка
Bofors и спаренный с ней 8-мм пулемет, то на венгерской машине она была
заменена на автоматическое противотанковое ружье 36М калибра 20 мм. Этот
образец стрелкового оружия представлял собой лицензионный вариант
швейцарского ПТР фирмы Solothurn, которое в дальнейшем неплохо покажет
себя во время советско-финской “Зимней войны”. Неплохо справляясь с
легкими танками и бронеавтомобиля это ПТР, тем не менее, было абсолютно
неэффективно против более тяжелой бронетехники и пехоты. Венгерское
противотанковое ружье 36М оснащалось магазинами на 5 патронов, причем
максимальная скорострельность составляла всего 15-20 выстрелов в минуту.
Также, вместо шведского 8-мм пулемета, был установлен отечественный
34/37M того же калибра. Боезапас к ПТР составлял 208 патронов, к
пулемету – 2400 патронов.
Первый серийный вариант экспортного танка L-60 получил обозначение 38М
“Toldi”, в честь венгерского национального героя Миклоша Толди, жившего
в 14 веке во времена короля Матьяша. Заказ на 80 машин, выданный в
феврале 1939 года, был поровну поделен между фирмами Ganz и MAVAG.
Незадолго до этого начался процесс модернизации танка. По опыту боёв в
Испании и вторжения немцев в Польшу, были сделаны соответствующие
выводы. Так, 13-мм бронирование лобовой части корпуса теперь
расценивалось как слабое – защищенность танка от фронтальных атак
усилили путем наложения дополнительного 20-мм бронелиста на верхний
лобовой лист корпуса и по периметру башни. Хотя этот шаг абсолютно не
спасал от поражения снарядами калибра 37-мм и 35-мм, при встрече с
равным противником шансы на победу у “Toldi” несколько увеличились.
Данная модификация, получившая обозначение “Toldi II”, была заказана в
количестве 200 штук, но выпустили почти в два раза меньше. В течении
1941-1942 гг. было собрано 110 танков этого типа – 68 заводом Ganz и 42
заводом MAVAG.
На оснащение венгерской армии танки “Toldi” поступили в 1940 году. Ими
оснащались 1-я и 2-я моторизованная, а также 1-я кавалерийская бригада.
Каждая из бригад получила по роте (18 машин) лёгких танков. Поскольку
“Toldi” являлись самыми современными танками венгерской армии в сентябре
1940 года они участвовали в оккупации Трансильвании, а в апреле 1941
года их активно использовали в боях на территории Югославии, однако
здесь никакого существенного противодействия им оказано не было.
Гораздо более интересно развивались события на Восточном фронте. Вступив
в войну с СССР 27 июня 1941 года венгерское руководство надеялось
(разумеется при помощи немцев) “оттяпать” приличный кусок советской
территории. Для этого были выделены значительные силы собранные в так
называемый “подвижный корпус”. Помимо танкеток 35М\37М и бронемашин
“Csaba” в состав этого соединения включили 95 танков “Toldi”. Венгры
рассчитывали выполнить “задачу минимум” и спокойно жить дальше, однако
немецкое командование настояло (это мягко говоря) на дальнейшем участии
в начавшем буксовать блицкриге. В итоге, венгерские танки к ноябрю 1941
года вышли к реке Донец, пройдя около 1000 км. За это время “Toldi”
успел показать себя не с самой лучшей стороны. Из 62 отправленных в
ремонт машин только 25 вышли из строя по боевым причинам. Остальные
имели поломки трансмиссии, оказавшейся крайне ненадежной. Некоторые из
танков прошли всего по 100 км, прежде чем их отправили в ремонт. Отчасти
в этом были виноваты сами механики водители, не имевшие достаточного
опыта.
Также дала о себе знать слабость вооружения. Хотя встречи с советскими
танками были нечастыми очень быстро выяснилось, что 20-мм ПТР следует
заменить более мощным орудием. Даже против слабо бронированных танков
типа Т-26 и БТ-7 противотанковый патрон был неэффективен. Успеха можно
было добиться только при ведения огня из засад и укрытий, так как любой
советский снаряд гарантированно проделывал в корпусе “Toldi” дыру. В
итоге всего танки “Toldi” зимой 1941 года отправились на родину где
прошли ремонт.
Сравнительно с советскими легкими танками “Toldi” по большинству
параметров (размеры, защищенность, вооружение, ходовые качества)
соответствовал плавающему Т-40 и его “сухопутному” варианту Т-30,
оснащенных 20-мм пушками. Правда, эти машины оказались более выносливыми
в эксплуатационном отношении и по темпу массе секундного залпа заметно
обгоняли “Toldi”. Более поздний Т-60 вообще переигрывал венгерский танк
по всем показателям, а встреча Т-70 могла завершиться для “Toldi” его
уничтожением.
В это время армия обзавелась модернизированными танками “Toldi II”,
первые 4 образца которых были получены в мае 1941 г., а последние машины
были приняты лишь летом 1942 г. Именно эти танки в количестве 19 штук
были вновь отправлены на Восточный фронт и попал в Сталинградский котел.
При разгроме группировки противника в феврале 1943 года несколько машин
стали трофеями Красной Армии и были эвакуированы в тыл.
Так назрела необходимость вновь модифицировать танк. Улучшению подвергли
80 серийных машин варианта “Toldi II”, которые впоследствии получили
обозначение “Toldi IIA”. Доработки заключались в перевооружении танков
40-мм пушками 42М с длиной ствола 45 калибров и усилении бронирования
маски пушки до 35 мм. Пулемет был заменен на модифицированный 34М/37М,
причем часть ствола была прикрыта бронированным кожухом. Боекомплект,
из-за тесноты в трехместном боевом отделении, оказался совсем небольшим
– 55 снарядов и 3200 патронов. В дополнение к этому, по опыту немецких
танкостроителей, на кормовую часть башни навешивался ящик со
снаряжением. После таких улучшений масса танка возросла с 8500 до 9350
кг, что незамедлило сказаться на ходовых качествах. Так, скорость
снизилась до 45 км\ч, а запас хода составил лишь 190 км.
В единственном экземпляре был изготовлен экранированный вариант “Toldi”.
Борта корпуса и башни этого танка защищались 5-мм бронеэкранами, а
радиостанция R/5 была заменена на R/5a. Боевой вес при этом составил
9850 кг, что создало дополнительную нагрузку на двигатель и трансмиссию.
Так что, “Toldi” с бортовым бронеэкранами на вооружение принят не был.
Последний вариант легкого танка, предложенного фирмой MAVAG в конце 1942
года, оказался самым удачным. Толщина лобовой брони корпуса и башни была
увеличена до 20 мм, а толщина бронелистов рубки механика-водителя теперь
составляла 35 мм. Кормовая ниша башни была расширена, что позволило
увеличить боекомплект к пушке до 87 выстрелов. В остальном конструкция
не изменилась. Модернизированный танк получил название 43M “Toldi III” –
заказ на его производство был выдан в 1943 году, но в сумме удалось
построить лишь около 10 машин. По различным данным за весь 1943 год
удалось построить только 3 танка, а в течении 1944 года – ещё 9. Судьба
этих машин неизвестна.
После Сталинграда венгерская армия с немногими уцелевшими “Toldi”
различных вариантов отошла на территорию Западной Украины, где в течении
1943-1944 гг. вела упорные бои, после чего предпринимались попытки
сдерживания частей Красной Армии в Польше и в самой Венгрии. Согласно
данным на 6 июня 1944 года Хондшвег располагал 66 танками модификации
“Toldi” и 63 танками модификации “Toldi II”\“Toldi IIA”. Правда, здесь
не указывается, сколько машин были боеспособны. Последний всплеск
активности бронетанковых частей Венгрии наблюдался в начале 1945 года, в
ходе битвы за Бадапешт, где были уничтожены последние “Toldi”. Есть
также сведения, что по меньшей мере два “Toldi IIA” использовались
частями Красной Армии в 1944 года в ходе боев на территории Венгрии.
До нашего времени сохранилось всего два танка, причем оба находятся в
экспозиции музея БТТ в подмосковной Кубинке. Одна из машин относится к
модификации “Toldi”, вторая (с бортовым номером 460) – к модификации
“Toldi IIA”.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
38M "Toldi" образца 1939 г.
БОЕВАЯ МАССА
8500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4850
Ширина, мм
2140
Высота, мм
1870
Клиренс, мм
286
ВООРУЖЕНИЕ
одно 20-мм автоматическое противотанковое ружье 36М и один 8-мм пулемет
34М в спаренной башенной установке
БОЕКОМПЛЕКТ
208 патронов к ПТР и 2400 патронов к пулемету
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
перископический прицел, триплексы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 13 мм
борт корпуса - 13 мм
корма корпуса - 13 мм
башня - 13 мм
маска пушки - 20 мм
крыша и днище - 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Bussing-NAG L8V/36TR, бензиновый, мощностью 150 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
главный фрикцион сухого трения, планетарная 5-скоростная КПП,
блокируемый дифференциал, бортовые фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 обрезиненных опорных катка с торсионной подвеской, 2
поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
50 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА
220 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град
40
Спуск, град
25
Высота стенки, м
0,60
Ширина рва, м
1,35
Глубина брода, м
0,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ
радиостанция R/5 |