Бронеавтомобили Венгрии

Büssing-Fross Легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Büssing-Fross Начало проектирования: 1919 г. Дата постройки первого прототипа: 1919 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр.

В результате развала Австро-Венгрии на месте бывшей “лоскутной империи” появилась целая плеяда небольших государств. Часть из них (например Галиция, Хорватия, Босния, Словения) вошли в состав более крупных государственных образований, а вот остальным трем пришлось вести трудную борьбу за собственную независимость. Хуже всего в этом плане пришлось Австрии и Венгрии, которые были обвинены, вместе с Германией и Турцией, в разжигании Первой Мировой войны. Венгры с такой формулировкой были полностью не согласны, но против силы Антанты идти было бессмысленно. Ситуация осложнилась ещё одним обстоятельством – после ноября 1918 года резко активизировались “левые” политический партии и к началу следующего года была образована Венгерская Социалистическая Республика. Началась гражданская война, в которой Антанта заняла сторону буржуазного правительства, поскольку получить ещё одно “красное” государство в центре Европы было гораздо хуже, чем заниматься укрощением марионеточных правительств. Именно для этой цели Германии разрешили увеличить количество военно-полицейских частей и даже развернуть выпуск нескольких типов бронемашин. Нечто похожее наблюдалось в Венгрии.

В конце 1919 года, когда исход борьбы за власть был практически ясен, на стороне венгров продолжали сражаться несколько броневиков. Какое именно количество – не известно. Есть данные, что это могли быть австрийские Romfell, Junovich и один российский Остин. Но самым интересным было то, что в ходе гражданской войны было собрано по меньшей мере два чисто венгерских бронеавтомобиля.

Основной для них послужил 5-тонный грузовик Bussing-Fross, на который был установлен бронированный корпус. Ходовая часть включала передний мост с управляемыми одинарными колесами и задний мост с ведущими сдвоенными колесами увеличенного размера, оснащенными бескамерными шинами. В системе подвески обеих осей применили амортизацию на листовых рессорах. В целом, ходовая часть ничем не отличалась от стандартной, применяемой на обычных грузовиках Bussing-Fross, выпускаемых с 1913 года. Корпус бронемашины создавался, по всей видимости, под сильным влиянием немецких и австрийских образцов. Коробчатая конструкция, с частично наклонными листами крыши, по всей видимости, предусматривала перевозку нескольких солдат в качестве десанта. Кроме того, большое пространство внутри корпуса позволяло без труда разместить в нем пулеметное вооружение и экипаж. Первый пулемет типа Schwarzloze 7/12.M калибра 8-мм устанавливался в круглой амбразуре лобового листа корпуса слева от водителя. Второй пулемет Schwarzloze устанавливался в башне цилиндрической формы. По бортам корпуса имелись бойницы для стрельбы из личного оружия. Бронирование корпуса как таковое отсутствовало. В качестве брони применялось гофрированное железо толщиной 3 мм. Указывается, что было построено только две такие машины.

О боевом применении бронеавтомобиля, названного “Szombathely”, мало что известно. Последние сведения о нём относятся к 16 ноября 1919 года, когда национальная армия и части румынской армии вошли в Будапешт. После этого машина была передана полиции и использовалась для подавления беспорядков в 1921-1923 гг. По всей видимости, в 1927 году был сделан вывод, что “Szombathely” окончательно устарели и непригодны для “боевого” применения. Таким образом, оба бронеавтомобиля отправили на металлолом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Büssing-Fross образца 1919 г.

БОЕВАЯ МАССА 7500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6900
Ширина, мм 2300
Высота, мм 2500
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 8-мм пулемета Schwarzloze 7/12.M
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ корпус — 3 мм башня — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬ В7, бензиновый, 4-цилиндровый, четырехтактный, мощностью 35 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~20 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Rába V.P. Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Rába V.P. Начало проектирования: 1923 г. Дата постройки первого прототипа: 1925 г. Стадия завершения работ: построно один экземпляр.

В 1923 году, скрытно от союзной комисии по контролю вооружений, венгерскими инженерами была начата работа по проектированию и постройке бронеавтомобиля. Заказчиком выступала полиция Венгрии, которой тогда разрешалось иметь на оснащении бронетехнику (исключение составила, как это ни странно, армия). За основую была взята ходовая чать Rába V, являвшейся лицензионной версией чехословацкого 5-тонного грузовика Praga V. По всей видимсти, при разработке бронекорпуса в качестве примера представлялись немецкие бронемашины типа Ehrhardt и Daimler, первые из которых успешно прменялись в Первой Мировой войне. На крыше массивного корпуса устанавливалсь цилиндрическая двухместная башня со смотровыми щелями и амбразурой для пулемета. Внутри машины имелась возможность перевозить 12 полицейских, считая экипаж. Венгерская машина также получила второй пост управления и вторую полноценную 4-ступенчатую коробку передач.

Первый прототип бронеавтомобиля Rába V.P. (poilicia), пока ещё без башни, был готов в 1925 г. При мощности двигателя всего 35 л.с. машина смогла развить скорость до 20 км\ч при движении как передним, так и задним ходом. Впрочем, самым интересным был состав вооружения. Помимо двух пулеметов Schwarzloze M07/12 с боекмоплектом 10000 патронов в лентах, экипаж комплектовался 24 ручными гранатами типа «колотушка» и двенадцатью пистолетами системы Фроммера калибра 7,65-мм.

Об использовании бронемашины Rába V.P. точных данных найти пока не удалось. Известно, что во второй половине 1920-х гг. полицейские бронемашины периодически привлекались для поддержания порядка в крупных городах. Предположительно, активная эксплуатация Rába V.P. продолжалась до 1927 г., после чего машина была разбронирована.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Rába V.P. образца 1925 г.

БОЕВАЯ МАССА 7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 12
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5945
Ширина, мм 1940
Высота, мм 3030
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 8-мм пулемета Schwarzloze 7/12.M
БОЕКОМПЛЕКТ 10000 патронов, 24 ручные гранаты и двенадцатьюпистолетов Фроммера калибра 7,65-мм
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 8 мм борт корпуса — 8 мм корма корпуса — 8 мм башня — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga, бензиновый, мощностью 35 л.с., запас топлива 240 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 20 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 120 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

29M. Vickers Полицейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: 29M. Vickers pancelgepkocsi Альтернативное обозначение: 29M Vickers Начало проектирования: 1928 г. Дата постройки первого прототипа: 1929 г. Стадия завершения работ: построно один экземпляр.

В конце 1920-х гг. венгерские инженеры вышли на качественно новый уровень в деле проектирования бронемашин. Следя за последними новинками и наиболее удачными образцами бронетехники был сделанг вывод, что для новой машины можно использозвать британский опыт. В этот раз, в качестве примера для подражания, выступал бронеавтомобиль Crossley модели 1923 г. Впрочем, венгры не стали заниматься простым копированием и создали весьма оригинальную конструкцию. Первый, и как впоследствии оказалось — единственный образец бронеавтомобиля был готов в 1929 году. Компоновка машины не изменилась. Также была скопирована (но в некоторыми изменениями) форма башни с двумя разнесенными пулеметными установками. Наиболее важным отличием от британского аналога была форма корпуса, лобовой и кормовой лист которого устанавливались под значительными углами наклона..

Бронеавтомобиль, имевший в венгерской системе обозначений название 29M. Vickers, поступил в распоряжение полицейских частей и использовался до середины 1930 гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
29M. Vickers образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~1900
Высота, мм ~2100
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 8-мм пулемета Schwarzloze 7/12.M
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Panceljarmu I Полицейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Panceljarmu I Альтернативное обозначение: 29M. Crossley pancelgepkocsi Начало проектирования: 1928 г. Дата постройки первого прототипа: 1929 г. Стадия завершения работ: построно два экземпляра.

Параллельно с бронемашиной на базе Vickers на вооружение венгерской полиции поступил бронеавтомобиль 29M Crossley pancelgepkocsi с колесной формулой 6х4. Бронекорпус для него был разработан в Великобритании, причем проектирование велось с таким расчетом, чтобы этот элемент конструкции можно было установить на шасси грузового автомобиля. Всего было построено два бронеавтомобиля, причем для одного из них использовалась трехосная ходовая часть (часто указывается, что это был Crossley BGV), а для второго — двухосная.

Обе машины поступили в распоряжение полиции, однако армия также приявила к ним большой интерес. Венгерские 29M Crossley получили номера Р-2 и Р-3, причем первый из них был оснащен радиостанцией. Служба этих бронеавтомобилей продолжалась с 1930 по 1939 гг. В следующем году они были выведены из эксплуатации и разбронированы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
29M Crossley образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА ~8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 8-мм пулемета Schwarzloze 7/12.M
БОЕКОМПЛЕКТ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2 или 6х4: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Straussler AC1 Легкий бронеавтомобиль \ бронетранспортер

Официальное обозначение: Straussler AC1 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1933 г. Дата постройки первого прототипа: 1933 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр.

К разработке одного из первых проектов бронемашины венгерский конструктор Штраусслер подошел с большей долей творчества. По всей видимости, создать образец обычной боевой машины он счёт слишком банальным занятием и потому решил проявить оригинальность в решении данного вопроса.

Никакого технического задания на бронированную машину, впоследствии названную АС1, не выдавалось. За основу Штраусслер взял полноприводное двухосное шасси, но которое было решено установить обтекаемый корпус. Его футуристические очертания остаются таковыми до сих пор – так как основным назначением АС1 была транспортировка личного состава корпус получился вытянутым, с большими окнами по бортам, а также в передней и кормовой части. Кроме того, крыша машины должна была изготовляться из цельного бронелиста, а двигатель устанавливался сзади.

В 1933 году на фирме Manfred Weiss в Будапеште удалось завершить постройку первого опытного образца, однако вместо бронелистов на нем использовали обычное дерево. По сути это была машина-макет. Среди венгерских военных АС1 особого интереса не вызвал, и тогда Штраусслер отправил свой бронеавтомобиль в Великобританию, где он получил полноценное бронирование. Об испытаниях АС1 данных найти не удалось, однако в 1935 году её конструкция получила продолжение на бронеавтомобиле АС2.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Straussler AC1 образца 1933 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4500
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ на прототипе отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ на прототипе отсутствовал
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ на прототипе отсутствовали
БРОНИРОВАНИЕ мягкая сталь
ДВИГАТЕЛЬ 4-илиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~70 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ на прототипе отсутствовали

Straussler AC2 Легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Straussler AC2 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1933 г. Дата постройки первого прототипа: 1933 г. Стадия завершения работ: построен один экземпляр.

В 1935 году инженер М.Штраусслер приступил к модернизации бронемашины АС1, построенной двумя годами ранее. Несмотря на ряд современных нововведений и перспективность конструкции эта модель не произвела должного впечатления на военных. Прежде всего, Штраусслер отказался от идеи многофункциональности, в связи с чем корпус машины был перепроектирован.

Первый прототип модели АС2, также собранный из неброневой стали, ещё сохранял множнство общих черт с моделью АС1, включая «фирменные» лобовое и бортовое остекление. Вместе с тем, на крыше боевого отделения уже была предусмотрена установка башни. Предполагалось, что АС2 будет вооружен одним-двумя 8-мм пулеметом. В остальном бронеавтомобиль изменений не претерпел, сохранив индивидуальную подвеску всех колёс с полным приводом на оба моста и заднее расположение двигателя.

Испытания прототипа АС2 проводились уже в Великобритании и в целом прошли успешно. В 1936 году был построен второй прототип, имевший целый ряд отличий. Корпус бронеавтомобиля, сохранив узнаваемые очертания, получил обновленную носовую часть. Наличие огромных смотровых окон в лобовых листах корпуса, за исключением хорошего обзора, являлись скорее недостатком, чем преимуществом — вместо них была сделан прямоугольная амбразура с бронестеклом. Бортовые окна были также ликвидированы. С правого борта корпуса была оставлена дверь для высадки-посадки экипажа. С левой стороны навешивалось запасное колесо.

На крыше боевого отделения была установлена башня цилиндрической формы с двускатной крышей (в ней был сделан верхний люк с двумя створками) и плоским лобовым бронелистом с небольшим углом наклона в котором устанвливался единственный 7,71-мм пулемет.

Ходовая часть осталась полноприводной (колесная формула 4х4). Колеса с пневматическими шинами имели независимую блокированную подвеску на листовых рессорах. Примечательно что сами рессоры, хотя и обеспечивали достаточно большой вертикальный ход, находились снаружи и не имели какой-либо бронезащиты.

Хотя модель АС2 не стала серийной, опыт полученный при её проектировании пригодился для создания более совершенного бронеавтомобиля АС3, принятого на вооружение армиями Голландской Ост-Индии и Великобритании.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Straussler AC2 образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4500
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2300
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,71-мм пулемет Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ 4-илиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинарные, шины пневматические, подвеска независимая на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~70 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ на прототипе отсутствовали

39M\40M “Csaba” Легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: 39M “Csaba” csatar pc.gk Альтернативное обозначение: 39M\40M “Csaba” Начало проектирования: 1938 г. Дата постройки первого прототипа: 1939 г. Стадия завершения работ: выпускался серийно.

Из многих проектов, предложенных к реализации венгерским конструктором Миклошем Штраусслером, наибольший успех сопутствовал бронеавтомобилю AC.III, производство которого удалось наладить в Великобритании. Не меньший интерес эта боевая машина вызвала и в Венгрии, где в 1938 году начался процесс перевооружения бронетанковых подразделений. Фирма Manfred Weiss, поставлявшая шасси для этих бронеавтомобилей, на базе модификации AC.IIID весьма быстрыми темпами построила опытный образец, правда, пока из неброневой стали, без башни и вооружения. Прототип получил обозначение AC.II и регистрационный номер Р-19. Несмотря на некоторый “регресс” в индексе бронеавтомобиль венгерской постройки был ничуть не хуже британского аналога. Главный упор при его создании делался на высокие ходовые качества, что удалось выполнить в полной мере.

В начале 1939 года, ещё до заверения испытательного цикла бронеавтомобиль был принят к серийному производству под индексом 39M “Csaba” csatar pc.gk. Название “Csaba” (“Чабо”) было данной этой машине в честь младшего сына вождя гуннов Атиллы – так уж исторически сложилось, что венгры чувствовали себя наследниками их некогда великой империи.

Как и следовало ожидать, ходовая часть бронеавтомобиля 39М сохранила независимую подвеску всех колес на поперечных полуэллиптических рессорах. Интересно, что при движении вперед ведущими были задние колеса, а при заднем ходе использовались оба моста. Колеса имели размер шин 10,50х20. На бронеавтомобиле устанавливался бензиновый 8-цилиндровый V-образный двигатель Ford G61T мощностью 90 л.с и рабочим объёмом 3650 см.куб. Двигатели поставляли немецким филиалом фирмы Ford. Трансмиссия включала в себя 6-скоростную коробку переключения передач и раздаточный механизм.

Корпус венгерской бронемашины имел “корытообразную” форму с двускатными бортами, но в отличии от “колониальных” AC.III носовая часть стала значительно уже, а её верхний и бортовые бронелисты получили более рациональные углы наклона. Кроме того, установка пулемета в лобовом не предусматривалась. Вместо неё, по центральной оси, размещалось место механика-водителя, оснащенное небольшой рубкой.

Кормовая часть корпуса тоже имела значительные отличия. Прежде всего, решетка радиатора была установлена в заднем наклонном бронелисте ближе к правому борту, что улучшило её защищенность и оберегало от попадания грязи и пыли. Поскольку задний пост управления решено было сохранить место второго водителя располагалось слева и также оснащалось небольшой бронированной рубкой. Всё это позволило несколько улучшить технологичность конструкции.

В боевом отделении, размещенном в средней части корпуса, находилось место командира машины, который одновременно выполнял функции стрелка, и пулеметчика. Здесь же находилась радиостанция R/4 с поручневой антенной (поручни крепились по бортам корпуса). Чтобы задний водитель не просиживал большую часть времени без дела его наделили обязанностями радиста.

На крыше боевого отделения устанавливалась шестигранная башня с наклонными бортами. Интересно, что наибольший наклон имел почему-то кормовой бронелист (с двухстворчатой дверью), зато лобовой бронелист устанавливался практически вертикально. По бортам и на корме башни имелось в общей сложности 6 наблюдательных щелей, защищенных бронестелками.

Вооружение бронеавтомобиля «Csaba» состояло из 20-мм противотанкового ружья 36М (модифицированный лицензионный вариант швейцарского Solothurn S18/350) и 8-мм пулемета 34/37АМ фирмы Gebauer в шаровой установке с магазинами на 25 патронов. Ружьё и пулемет имели раздельное наведение. Кроме того, в укладке перевозился 8-мм ручной пулемет 31М. Боекомплект составлял 200 патронов к ружью и 3000 патронов к пулемету.

Выбор в пользу именно противотанкового ружья вряд ли моно было назвать оптимальным. Патрон, выпущенный из ствола 36М имел начальную скорость 745 м\с и мог пробить лист брони толщиной 20 мм установленный под углом с дистанции 100 метров, и 16 мм лист брони на дистанции до 500 метров. При этом магазин мог вмещать 10 патронов. Советские и немецкие противотанковые средства меньших калибров (достаточно привести в пример ПТРС) обладали лучшими показателями бронепробиваемости, однако в 1939 году венгерская армия вынуждены была выбирать только из 20-мм противотанкового ружья или 20-мм автоматической пушки, характеристики которой были практически такими же, если не считать намного более высокого темпа стрельбы.

В таком виде бронеавтомобиль 39М был принят на вооружение венгерской армии, причем приказ о начале серийного выпуска был подписан ещё до завершения испытания прототипа. По сумме тактико-технических характеристик эта машина была вполне сопоставима с британскими “Humber” и “Guy” Armored Car, а также с немецким Sd.Kfz.221\222. Венгерский бронеавтомобиль показал высокие ходовые качества при движении по местности и мог развивать максимальную скорость на шоссе до 65 км\ч.

Вместе с тем, венгерский бронеавтомобиль не был лишен недостатков. В частности, для экипажа из 4-х человек совмещенный с отделением управления боевой отсек оказался достаточно тесным. Бронелисты, хотя и имели рациональные углы наклона, могли защитить только от пуль калибром до 13-мм, а вооружение позволяло бороться только с машинами аналогичного типа. Запас хода также оказался невелик – при ёмкости топливного бака 150 литров максимальная дальность составила только 135 км.

Тем не менее, серийное производство бронеавтомобилей 39М развернулось на заводе Manfred Weiss весной 1940 и до лета 1941 года было построено 8 учебных (из неброневой стали) и 53 “боевые” машины. В это число было включено несколько бронеавтомобилей в командирском варианте 40М, оснащенные двумя симплексными радиостанциями R/4 и R/5 и рамочной антенной. Состав вооружения был сокращен до одного 8-мм пулемета в башне.

Возобновление производства последовало в конце 1941 года, когда был подписан контракт на 50 машин второй партии. На этот раз их сборка проводилась более чем неспешно, поэтому течении следующего года было поставлено всего 32 бронеавтомобиля, а в 1943 году – остальные 18.

В то же время, в связи с большими потерями на советско-германском фронте, был выдан заказ на третью партию из 70 машин. В полном объёме выполнить поставки не удалось из-за вторжения на территорию Венгрии частей Красной Армии и непрерывных бомбардировок союзной авиации. За остаток 1943 года успели построить 12 машин, а в следующем году – ещё 20. На этом производство бронеавтомобилей “Csaba” было остановлено. В общей сложности было выпущено 135 машин (включая прототип), из которых 30 относились к командирской модификации 40М. Помимо этого, завод фирмы Manfred Weiss дополнительно построил 18 башен с полным комплектом вооружения, которые устанавливались на венгерские бронекатера Дунайской речной флотилии.

Бронемашины 39М “Csaba”, поступившие на вооружение венгерской армии, имели номера Pc-101 – Pc-161 и Pc-163 – Pc-181. Если учесть, что командирским 40М присваивались номера Pc-162, и далее от Pc-400 до Pc-411, то получается, что из 30 построенных армия получила только 12 машин этой модификации. Возможно, где-то имеется ошибка в подсчетах.

Первые бронемашины 39М поступили на оснащение 1-й и 2-й мотобригад, а также в 1-ю и 2-ю кавалерийские бригады. Как правило, на каждую бригаду выделялась одна рота из 10 машин, а также один командирский 40М и два учебных 39М. Кроме того, перед войной взвод из трёх бронеавтомобилей был передан Горнострелковой бригаде.

В апреле 1941 года, в соответствии с планом “Марита”, венгерские подразделения перешли границу Югославии и начали продвижение вглубь страны. Венгры не ставили себе задачу “оттяпать” кусок побольше – войскам предстояло вернуть область по названием Воеводина, в которой этнические венгры составляли большинство населения. Толком “понюхать пороху” экипажем бронемашин 39М тут не довелось. Начав вторжение 9 апреля венгры быстро достигли намеченной цели при минимальном сопротивлении со стороны югославских войск. В нападении на Югославию приняли тогда бронемашины всех перечисленных бригад, за исключением 1-й кавалерийской, остававшейся в резерве.

Зато летом 1941 года “Csaba” воевали в полную силу. Для усиления группировки венгерских войск в общей сложности было задействовано 65 танкеток CV 3/35, более 80 танков “Toldi” и 57 бронеавтомобилей “Csaba”. Последние действовали в рядах 2-й моторизованной и 1-й кавалерийской бригад, которые совместно с частями вермахта воевали на территории Украины. К сожалению, подробные данные о боевом применении бронемашин “Csaba” отсутствуют. Известно только, что к декабрю 1941 года, когда обе роты вернулись на пополнение, в них насчитывалось всего 17 машин. По всей видимости, бронеавтомобили 39М, в виду недостатка танков, пытались использовать в качестве средств поддержки пехоты. Впрочем, на заключительном этапе боёв эти машины вели разведывательные действия и выполняли охранные функции.

Повторно бронеавтомобили “Csaba” (скорее всего, из второй партии) появились на советско-германском фронте в конце 1942 года, когда основные силы венгерской армии откатывались в тыл по ударами Красной Армии. Прибывшая на Дон 1-я танковая дивизия, в распоряжении 1-го разведывательного батальона которой имелось 14 “Csaba”, вплоть до января 1943 года пыталась сдержать наступление советских войск, пока не была почти полностью разгромлена. Вместе с бригадой погибли все её бронемашины.

В течении второй половины 1943 года 1-ю танковую дивизию удалось восстановить, значительно пополнив её немецкой техникой. Кроме того, на основе 2-й моторизованной бригады создаётся 2-я танковая дивизия. В её состав вошли средние танки “Turan I” и “Turan II” (соответственно 120 и 55 единиц), а разведывательные подразделения получили 14 бронемашин “Csaba”. Дивизия вступила в бой 27 апреля 1944 года и первоначально имела некоторый успех, заставив советские части приостановить наступление. По венгерским данным до 13 мая, когда положение на фронте изменилось коренным образом, экипажам “Turan II” оснащенных 75-мм орудиями удалось подбить по меньшей мере 27 советских танков, включая несколько Т-34-85. В то же время дивизия потеряла 30 танков и 2 бронемашины. На этом фоне использование разведывательных “Csaba” смотрелось несравненно лучше, чем в период боёв на территории СССР. В этот же период не менее 4 рот (16 бронемашин) использовались в составе четырех пехотных дивизий, которые воевали в южной части Польши. Каждая рота имела в своём распоряжении три 39М и один 40М.

В июне 1944 года рота бронемашин “Csaba”, входившая в состав 1-й кавалерийской дивизии, также вела оборонительные бои на польской территории, где потеряла 8 из 14 свих машин. К этому времени общее количество “Csaba” сократилось до 48 машин, и в ходе сражений в Венгрии, развернувшихся в сентябре 1944 года, их активно использовали в танковых и кавалерийских частях. Только теперь бронетанковым частям придавалось по роте бронемашин, а пехотные дивизии получили во взводу “Csaba”. Столь малое количество машин со слабым бронированием и вооружение не смогло сыграть сколь-нибудь значительно роли в ожесточенных боях на заключительном этапе войны. Тем не менее, последние образцы 39М и 40М использовались вплоть до апреля 1945 года, когда венгерские бронетанковые части, подчинявшиеся немецкому командованию, были полностью уничтожены. В этих боях погибли оставшиеся “Csaba”, так что до наших дней не сохранилось ни одной машины даже в разобранном виде.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ 39M «Csaba»

БОЕВАЯ МАССА 5950 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4520
Ширина, мм 2100
Высота, мм 2270
Клиренс, мм 333
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм противотанковое ружье 36M и 8-мм пулемет Gebauer 34/37АМ в башне, 8-мм ручной пулемет 31M в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ 200 снарядов и 25 магазинов (3000 патронов) к пулемету
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 13 мм борт корпуса — 7 мм корма корпуса — 7 мм башня — 10 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Ford G61T, карбюраторный, 8-цилиндровый, мощностью 90 л.с. при 3650 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: сцепление сухого трения, механические тормоза, 10-скоростная КПП (5 передач вперед, 5 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4×4: размер шин 10,50х20; подвеска индивидуальная, пружинная
СКОРОСТЬ 65 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция R/4