Бронетранспортеры Индии
ACW-IP Легкий бронетранспортер
Официальное обозначение: ACW-IP Альтернативное обозначение: Armoured
Carrier, Wheeled, Indian Pattern Начало проектирования: 1940 г. Дата
постройки первого прототипа: 1940 г. Стадия завершения работ: серийно
выпускался в 1940-1944 гг.
Первый вариант индийского бронеавтомобиля, ставшего впоследствии
известного как Armoured Carrier, Wheeled, Indian Pattern или ACW-IP,
создавался на базе грузового автомобиля Ford Model 1940. Эти машины
имелись в Индии в массовых количествах вместе с запасными частями. Кроме
того, индийцы получили комплекты деталей для бронемашин Marmon-Herrinton
Mk.III поставляемых из ЮАС. Таким образом, не обладая производственной
базой для выпуска сложной бронетехники, индийские специалисты приступили
к сборке импровизированных бронеавтомобилей.
Ходовая часть ACW-IP первой модификации оснащалась односкатными колесами
с пневматическими шинами и подвеской на листовых рессорах. Привод от
двигателя осуществлялся на колеса заднего моста. Как таковая ходовой
части отсутствовала – её роль выполняли крылья различной формы для
передних и задних колес. Отличительной особенностью модификации Mk.I
была передняя установка двигателя и остальных агрегатов силовой
установки.
Трудно сказать, оказал ли влияние немецкий опыт, но конструкция
бронекорпуса индийской машины была схожа с Sd.Kfz.221. Характерные
«рубленые» черты придавала Mk.I установка большей части бронелистов под
рациональными углами наклона. Внутри корпуса мог разместиться экипаж из
2-3 человек: водитель, командир и наблюдатель. В качестве штатного
вооружения в укладке перевозился пулемет пехотного типа.
По назначению это был не только разведывательный бронеавтомобиль, но и
бронетранспортер. Правда, на модификации Mk.I вторая спецификация была
трудновыполнима из-за недостатка места в боевом отделении. Таким
образом, назрела необходимость создания модернизированного варианта.
Модификация Mk.II, по сути, представляла собой полностью
перепроектированную машину. Моторный отсек переместился назад, что дало
возможность передвинуть пост управления вперед и защитить его цельной
наклонной бронеплитой толщиной 14 мм. В её верхней части, на уровне
головы водителя, был выполнен люк (со смотровой щелью) откидывавшийся
вверх. Для обеспечения хорошей обзорности в носовой части надстройки
сделали три люка меньших размеров: слева от водительского места и два в
скошенных бортовых бронелистах. В остальном дизайн корпуса остался
аналогичным, не считая нового бронированного капота. Крыша осталась
открытой которая в случае необходимости закрывалась брезентом.
На всех машинах устанавливался 8-цилиндровый двигатель Ford мощностью 95
л.с. при 3600 об\мин. Система охлаждения – жидкостная. В состав
трансмиссии входило однодисковое сухое сцепление, четырехскоростная
коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, гидравлические
тормоза.
Вооружение Mk.II значительно усилилось. На штыревой установке
монтировался 7,71-ммпехотный пулемет Bren, а через бортовые люки можно
было вести огонь из 13,97-мм противотанкового ружья Boys. Также на
машине появилась возможность установки радиостанции №19 со штыревой
антенной (с правого борта корпуса).
Вместо коммерческого шасси теперь использовалось специализированное Ford
CO11QRF с полным приводом на все колеса и пулестойкими шинами с
развитыми протекторами. После проведенных изменений увеличилась боевая
масса, но и ходовые качества заметно улучшились. Серийные машины могли
передвигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью порядка 70-80
км\ч и имели запас хода до 360 км. Далее последовала серия модификаций,
в которых разработчики постарались учесть замечания военных.
Mk.IIA – незначительно модифицирован корпус;
Mk.IIB – облегчено бронирование;
Mk.IIC – установлено шасси Ford C191QRF, появилась бронированная крыша и
небольшая одноместная башня с пулеметом Bren;
Mk.III – модификация аналогичная Mk.IIC, незначительно изменена
конструкция корпуса, построено 276 экземпляров;
Mk.IV – установлено шасси типа Ford C291QR и значительно изменена
конструкция корпуса, снова введено открытое сверху боевое отделение,
выпускались в 1944 году.
В общей сложности, за 1940-1944 гг., было построено 4655 машин всех
вариантов. Бронемашины типа ACW-IP оказались весьма удачными и с 1943
года нашли широкое применение практически на всех фронтах, где воевали
войска Британского Содружества. Их использовали в разведывательных и
кавалерийских полках индийских дивизий для разведки, транспортных целей,
а также в качестве носителей средств ПВО и машин передовых
артиллерийских наблюдателей.
Впервые ACW-IP были использованы в боевых действиях в Сирии летом-осенью
1941 года, где индийские, австралийские и новозеландские войска вели
боевые действия против колониальной французской армии, оставшейся верной
правительству генерала Петэна. Здесь боевое крещение приняли машины
модификации Mk.II воевавшие в составе 10-й индийской пехотной дивизии.
Далее ACW-IP сражались против немцев и итальянцев территории Северной
Африке в 1942-1943 гг., куда были отправлены 4-я и 5-я индийские
пехотные дивизии.
В то же время, 9-я и 11-я индийские пехотные дивизии сражались против
японцев в Бирме и Малайе. Основной модификацией ACW-IP использовавшейся
на данном ТВД также оставалась Mk.II. Кроме того, по меньшей мере ещё
две машины использовались 18-й британской пехотной дивизией в боях за
Сингапур. Небольшое количество бронемашин также было передано союзникам
– например, ACW-IP использовались польскими подразделениями, воевавшими
в Европе.
Соответственно, некоторая часть машин осталась в Индии и впоследствии
вошла в состав индийской армии после получения этой страной
независимости. Конструкция ACW-IP оказалась настолько удачной, что с
течением времени колесные бронетранспортеры заменили гусеничные
Universal Carrier и оставались на вооружении до конца 1950-х гг. В этот
же период британские войска использовали ACW-IP для противопартизанских
операций в Малайе. В послевоенный период ACW-IP также поступили на
вооружение армий Афганистана и Греции.
Кроме того, производство ACW-IP было решено развернуть в Новой Зеландии.
Учитывая достаточное количество шасси такой шаг был гораздо
продуктивнее, чем ожидание поставок собственно британской техники.
Выпуск ACW-IP начался в железнодорожных мастерских (New Zealand Railway
Workshops), которое осваивало производство совместно с заводом фирмы
Ford Motor Co в Петоне. Всего за 1943-1944 год успели собрать около 100
новозеландских бронемашин, большая часть из которых отправилась на
фронт.
Практически все ACW-IP поступили на вооружение 3-й новозеландской
пехотной дивизии, активно участвовавшей в боях за острова Тихого океана.
В 1951 году часть оставшихся бронемашин была отправлена в Корею, где
многонациональные силы ООН пытались «навести порядок». Именно
новозеландские ACW-IP оказались самыми долгоживущими – с вооружения их
сняли только в 1956 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕТРАНСПОРТЕРА ACW-IP
Mk.II образца 1942 г.
БОЕВАЯ МАССА 5797 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4720
Ширина, мм 2565
Высота, мм 2860
Клиренс, мм 230
ВООРУЖЕНИЕ противотанковое ружье Boys калибра 13,97-мм и один пулемет
Bren калибра 7,71-мм
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14 мм борт корпуса — ? днище — ? корма — ?
ДВИГАТЕЛЬ Ford, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного
охлаждения; мощность 95 л.с. при 3600 об/мин, рабочий объем 3916 куб.см
ТРАНСМИССИЯ однодисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка
передач, двухступенчатый демультипликатор, гидравлические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4×4, размер шин 10,50×16, подвеска на
полуэллиптических листовых рессорах
СКОРОСТЬ 80 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 360 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостаниця №19 |