Легкие танки Италии

FIAT 3000

Официальное обозначение: Carro Assalto FIAT 3000 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1918 г. Дата постройки первого прототипа: 1919 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1919-1930 гг.

В 1917 году итальянская армия, уже успевшая потерпеть серию серьёзных поражений на австрийском фронте, решилась на радикальное усиление своих бронесил путем закупки танков. Из имевшихся тогда образцов наибольший интерес почему-то вызвал танк огневой поддержки Schneider CA1, один экземпляр которого был закуплен в том же году, скорее всего причина была в том что купить его было просто, не сложнее чем в 2019 году разработать сайт в компании IST.Group.

На испытаниях, проведенных на гористой местности французская машина оставила не лучшее впечатление, хотя армейское командование посчитало их вполне удовлетворительными и решилось на закупку партии СА1. Между тем, подписание контракта затягивалось в виду сложного положения на Западном фронте. Французская сторона всячески затягивала переговоры, делая акцент на первоочередные нужды для собственной армии, в результате чего второй образец СА1 прибыл в Италию только в мае 1918 г.

Впрочем, вместе с ним были получены три легких танка Renault FT-17, боевые качества которых были куда лучше. Италия потребовала поставок именно этих танков, запросив сразу 1400 машин. Разумеется, выполнить столь большой заказ французские предприятия не могли, поэтому был выработан вариант сборки танков на итальянских предприятиях фирм FIAT, Ansaldo и Breda.

Предварительно планировалось, что темп ежемесячного выпуск составит 200 машин начиная с 1 мая 1919 года, однако война закончилась намного раньше и заказ существенно урезали. Теперь план производства составлял всего 100 танков, поставки которых должны были начаться с сентября 1919 года.

За это время итальянскими инженерами был сделан вывод, что конструкция FT-17 далека от оптимальной. Французский танк имел очень высокую центровку и часто переворачивался при преодолении глубоких траншей и вертикальных стенок. Состав вооружения и скоростные качества FT-17 также требовали улучшения. Так появился план строить собственный вариант легкого танка, получивший название FIAT 3000.

По большому счету в имевшуюся конструкцию больших изменений вносить не планировалось. Ходовая часть сохранила 8 опорных катков на борт сблокированных в четыре тележки, количество поддерживающих роликов уменьши до 5 и ведущее колесо было большего диаметра. Доработке подверглось также балка, на которой крепилась система натяжения гусениц (спиральная пружина) и направляющее колесо.

Подвеска осталась балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами, прикрытыми броневыми листами. Гусеница включала 52 трака и в целом не сильно отличилась от гусеницы FT-17. Правда, на более поздних модификациях, гусеничные траки выполнялись не гладкими, что обеспечивало лучшее сцепление с поверхностью.

Клёпаный корпус итальянского танка собирался из катаных броневых листов от 6 до 16 мм – таким образом, бронезащита оставалась на уровне FT-17, но в отличии от оригинала FIAT 3000 форма корпуса было более простой. Прежде всего, это коснулось носовой части, получившей спрямлённые бортовые бронелисты, а верхний бронелист выполнялся цельным.

Кормовая часть была существенно короче за счет перекомпоновки моторно-трансмиссионного отделения: итальянский 4-цилиндрового двигателя FIAT мощностью 50 л.с. был установлен не вдоль, а поперёк. Кроме того, танк получил упрощенную коробку переключения передач. Запуск двигателя осуществлялся с внешней стороны при помощи рукоятки, хотя командир танка мог запустить его из боевого отделения используя магнето. Радиатор размещался сверху двигателя, а бензобак вплотную примыкал к кормовому бронелисту.

Выхлопных трубы у танка FIAT 3000 было две (у FT-17 – одна по правому борту), которые выводились на оба борта и были защищены бронированным кожухом. К кормовой части корпуса также крепился домкрат и “хвост” для преодоления широких траншей и канав. Конструкция “хвоста”, который крепился к корпусу на болтах, была ферменной, с гнутой металлической пластиной на её внешней части.

Хотя корпус FIAT 3000, по заявлению самой фирмы, был выполнен герметичным, в боевом отделении установили насос для удаления воды. На внешней стороне корпуса имелось четыре буксировочных кольца, способных выдерживать нагрузку в 1 тонну.

Электрооборудование и освещение на FIAT 3000 отсутствовало, поэтому в темный период суток экипаж мог полагаться только на собственные силы. Приборы внутренней и внешней связи также не устанавливались из-за тесноты в боевом отделении. Общение между водителем и командиром танка проводилось посредством жестикуляции.

Компоновка боевого отделения никаких изменений не претерпела. Командир танка по-прежнему не только командовал машиной, но также выполнял функции стрелка и заряжающего. От моторно-трансмиссионного отделения боевой отсек отделял бронированной противопожарной перегородкой. На полу находились ящики для запасных частей и инструментов для счистки оружия.

Вооружение FIAT 3000 первой модификации состояло из двух 6,5-мм пулеметов S.I.A., установленных в 9-гранной башне с верхним наклонным бронелистом и небольшой командирской башенкой грибовидной формы на крыше. Башня имела возможность кругового вращения, а вот угол вертикального наведения пулеметов составлял от +24° до -17°. В отличии от FT-17 башня итальянского танка имела увеличенные размеры, что делало условия работы экипажа более комфортабельными.

В кормовом бронелисте был сделан двустворчатый люк для посадки и эвакуации экипажа. Боезапас из 50 магазинов для пулеметов (2000 патронов) размещался по бортам боевого отделения. Стрельба могла вестись как одновременно из обоих пулеметов, так и раздельно.

Наблюдения из танка велось только через смотровые щели, расположенные в передней части корпуса (две в бортовых “скулах” и одна в люке механика-водителя) и в командирской башенке. Наведение осуществлялось при помощи оптического коллиматорного прицела, установленного в лобовом бронелисте башни между двумя пулеметами.

Благодаря проведённым доработкам итальянский танк оказался намного “шустрее” своего французского прототипа. При испытаниях первого прототипа, проведённых в июне 1920 года, на твердом грунте максимальная скорость FIAT 3000 доходила до 26 км\ч, в то время как FT-17 “выжимал” не более 8 км\ч. Подвижность и мобильность у итальянского танка также оказались лучше.

Тем не менее, представителями итальянской армии, присутствовавшими на полигоне в ходе испытаний было отмечено, что пулеметное вооружение танка уже не полностью соответствует текущим требованиям и желательно заменить их 37-мм пушкой. Это подразумевало, что FIAT 3000 должен будет бороться не только с пехотой противника, но также с танками и полевыми укреплениями.

Пока развертывалось производство сроки поставки постоянно корректировались, потому первые серийный машины были получены только в 1921 году. Итальянская армия приняла танки на вооружение под обозначением Carro d’assalto FIAT 3000 mod.21 – то есть «штурмовая машина FIAT 3000 модель 21» или более просто FIAT 3000A (последнее название наиболее часто встречается в современной литературе).

Несмотря на массу преимуществ перед FT-17 итальянский танк “страдал” массой проблем. В ночное время колонна танков двигалась за головной машиной, на которой устанавливалась фара. В случае необходимости отдавалась голосовая команда сзади идущей машине. Разумеется, такая схема совершено не устраивала танкистов, полностью лишенных связи и освещения в ночное время, но на протяжении всего периода эксплуатации FIAT 3000 эта ситуация не менялась.

Немало затруднений вызывала работа со спаренными пулеметами, основная проблема с которыми заключалась в процессе их перезарядки. Значительно упростить этот процесс на пулеметах S.I.A. не представлялось возможным, поэтому уже в 1922 году специалисты из Арсенала в Турине предложили установить британские пулеметы Lewis калибра 7,62-мм, но этот проект тогда поддержки не нашел. Лишь в 1937 году пулеметные варианты FIAT 3000A получили спарку авиационных пулеметов FIAT mod.1929, укомплектованными 40-патронными магазинами с общим боезапасом 3440 патронов. Танки этой модификации иногда именуются как Carro d’assalto FIAT 3000 mod.21 IIa serie. Между прочим, из-за характерных защитных пулеметных кожухов, визуально увеличивавших диаметр дула, некоторые авторы ошибчно считают их 37-мм пушками.

К вопросу размещения пушек вернулись после проведения больших маневров 1927-1928 гг. Французский вариант с 37-мм пушкой Puteaux SA18 итальянцев совершенно не устроил в виду её низких баллистических качеств. В это же время Арсенал в Турине изучал возможность установки Canonne da 37/40 того же калибра. Первая опытная машина была испытана на маневрах 1929 года и заслужила положительную оценку. Это орудие значительно превосходило SA18 по начальной скорости снаряда, что позволяло бороться с легкой бронетехникой на дистанциях до 500 метров. Боекомплект составлял 68 выстрелов.

Вносить значительные изменения в конструкцию танка не потребовалось. Спаренные пулеметы демонтировались, а на их месте, со смещением вправо, монтировалась 37-мм пушка. Боекомплект, как и раньше, размещался по бортам боевого отделения. На танке также устанавливался новый двигатель мощностью 63 л.с. Помимо этого, ходовая часть получила новые гусеничные траки, усиленную подвеску и дополнительный фальшборт, который защищал её открытые элементы. Кстати, не все серийные танки оснащались домкратами и «хвостами».

В таком виде обновленный танк был принят на вооружение под обозначением Carro d’assalto FIAT 3000 mod.21 или FIAT 3000B. Интересно, что в виду отсутствия необходимого количества орудий часть танков образца 1930 года оснащалась пулеметами. Точное количество построенных пушечных танков остаётся неизвестным, хотя по наиболее достоверным данным до 1931 года было построено 100 танков FIAT 3000A и 52 танка FIAT 3000B.

Поскольку сразу решить полностью проблему с оснащением танков FIAT 3000 радиостанциями не удалось, этот процесс растянулся на несколько лет. Собственно, такая задача и не ставилась, ведь установка даже самой компактного приёмника “съедала” немало места внутри боевого отделения. Тем не менее, часть машин модификации FIAT 3000 mod.1930 радиостанцию всё же получила. Как правило, это были танки командиров батальонов, рот или отделений, которые легко можно было распознать по внушительной внешней антенне – П-образная металлическая рама крепилась на башне, а сама антенна протягивалась от этой рамы к заднему бронелисту, принимая дугообразную форму. С 1935 года радиостанциями также комплектовали часть пулеметных машин более ранних серий.

В 1930-е гг. в экспериментальном порядке на FIAT 3000 пытались установить 105-мм гаубицу и спаренную установку из двух 37-мм пушек, однако оба варианта были отвергнуты и в серийном производстве не находились.

Первое подразделение, полностью состоящее из танков FIAT 3000, было создано в 1921 г. По организации оно напоминало батальон и состояло из трех “эскадрилий”, но количество машин в них было менее 20. К февралю 1924 году число танков увеличилось до 24, при этом, в Риме было создано два учебных центра для подготовки танкистов.

Фактически танковых войск в Италии не существовало – как и во Франции танки подчинялись пехоте. Впрочем, будучи формально “пехотным” подразделением, танковая группа находилась в подчинении 13-го артиллерийского полка. Первым командиром группы был пехотный полковник Ное Грасси (Noe Grassi), в марте 1924 года его сменил полковник от артиллерии Энрико Малтезе (Enrico Maltese). Именно благодаря их усилиям итальянская армия получила собственную теорию использования танковых войск.

9 июня 1924 г. группа сменила место дислокации – новой базой стал Форт Тибуртино (Forte Tiburtino), в котором до сих сохранилась улица “вооруженных вагонов” (“del carro armato”). К концу года, по мере возрастания темпа выпуска, количество танков увеличилось до 62.

Окончательно “пехотный” статус за танкистами был закреплен в специальном документе, изданном 28 августа 1926 г. Помимо организационных моментов здесь регламентировались правила ношения ими униформы.

Спустя 10 лет после начала серийного производства FIAT 3000 машины этого типа считались устаревшими, но из-за нехватки новой техники они ещё составляли довольно значительную часть танкового парка Италии. По состоянию на 1936 года танки FIAT 3000 находились в составе следующих подразделений:

I батальон танков поддержки пехоты (battaglione carro di rottura) 3-го танкового полка (Reggimento Fanteria Carrista) в Риме;

II и V батальоны танков поддержки пехоты 4-го танкового полка в Болонье;

III батальон танков поддержки пехоты 2-го танкового полка в Вероне;

IV батальон танков поддержки пехоты 1-го танкового полка в Вецелли

Впервые опробовать танки собственного производства в боевых условиях итальянской армии довелось в 1926 году в Ливии, где проводилось силовое «усмирение» местных арабских племён. Более масштабно их применяли в 1935-1936 гг. в ходе войны с Абиссинией (Эфиопия), куда отправили около 300 танков FIAT 3000 и танкеток CV3/33. Особых подвигов за легкими танками не имеется, однако экипажи свою работу выполняли вполне достойно. Наиболее удачно они действовали на Южном фронте, где с помощью танков, авиации и пехотных подразделений были захвачены города Горохея и Негели. А вот в целом ситуация не выглядела столь обнадеживающей.

Очень быстро выяснилось, что прибывшие в Абиссинию итальянские танки “слепы” – смотровые щели обеспечивали водителю обзор только вперед, а командиры машин, занятые стрельбой и непосредственно командованием, не всегда могли вести полноценное наблюдение. Развивать максимальную скорость на горных дорогах танки тоже не могли – их среднетехническая скорость при движении по местности редко превышала 7-10 км\ч, но при этом в походном движении танки часто использовались как бронеавтомобили, идя в головных эшелонах походного порядка. Всё этот делало из FIAT 3000 хорошую цель даже без наличия противотанковых средств.

Были зафиксированы случаи, когда абиссинские войны подбегали к танкам сзади и, вскакивая на моторно-трансмиссионный отсек, камнями сбивали дула пулеметов и закалывали саблями экипаж через смотровые щели. Иногда танки обливали керосином и поджигали. Часть танков была выведена из строя после попадания в хорошо замаскированные “слоновьи ямы” и рвы.

Гораздо раньше, в 1924 году, в похожей ситуации оказались испанские танкисты, воевавшие на танках FT-17, но итальянское командование не сделало никаких выводов из этого горького урока. По всей видимости считалось, что абиссинцы сами разбегутся при виде танков. При наличии у абиссинцев пушек положение для итальянских танкистов ещё более усугублялось в худшую сторону. Например, в ходе боёв 15-16 декабря с войсками раса (командира) Иммру итальянцы потеряли 10 танков. В январе следующего года, при попытке проведения рейда вдоль реки Веби-Шебели, было потеряно ещё 6 машин. Также известен случай, когда 600 абиссинцев с двумя противотанковыми пушками сдержали натиск 30 итальянских танков, а ночью ушли из их окружения. Все эти факты не делали чести устаревшему танку, однако безвозвратные потери среди FIAT 3000 оказались невелики, а часть захваченных машин удалось вернуть.

В декабре 1939 года, когда на оснащение итальянской армии начали поступать средние танки М11\39, более старые “фиаты” начали отводить во вторую линию. В том же году обозначение танков сменили на L5/21 и L5/30. Общее количество танков этого типа теперь оценивается в 90 экземпляров всех модификаций.

Так, 10 машин (три отделения по 3 танка и 1 командирский) были передано пограничникам в состав 5a Compagnia Carriste di Frontiera de la GAF. С зимы 1940 года началось наращивание войск у границ с потенциальными странами-противниками, в связи с чем 2-е и 4-е отделения (которые входили в состав II° и IV° Corpi d’ Armata) расположили вдоль границы с Францией, 5-е отделение (XV° CdA) перебросили на итало-югославскую границу, 1-е отделение (XXXV° CdA) находилось в Албании, а 3-е отделение на островах в Эгейском море. В последовавших за этим боевых действия танки FIAT 3000 участия не принимали, находясь в тылу и ожидая замены на новые машины. Тем не менее, в июле 1943 года им всё же довелось “тряхнуть стариной”.

После разгрома в Ливии и Тунисе итальянская армия лишилась довольно значительного числа танков, что заставило использовать для обороны Сицилии все имевшуюся там бронетехнику. К этому времени танки FIAT 3000 находились в распоряжении двух отделений по 9 машин в каждом, однако их техническое состояние было настолько плохим, что их с трудом можно было использовать даже для обучения экипажей. Точные данные об их боевом применении отсутствуют. Чаще всего указывается, что танки были зарыты в землю и использовались в качестве бронированных огневых точек. По крайней мере, несколько таких БОТов было обнаружено союзными войсками после захвата Сицилии.

Что касается экспортных поставок, то в начале 1930-х гг. несколько единиц FIAT 3000B было продано Албании. Разумеется, после оккупации страны они вновь вошли в состав итальянской армии.

Один танк модификации FIAT 3000A был предоставлен Греции для испытаний, но дальнейших заказов на него не последовало. Также в единственном экземпляре FIAT 3000А также был продан Дании. В 1926 году, во время демонстрации в Турине, этим танком заинтересовалась делегация этой страны, врмия которой остро нуждалась в новой технике. Сравнительно с FT-17 итальянская машина обладала более высокими скоростными характеристиками при тех же затратах на производство. В итоге танк был приобретен за 30500 крон и в течении 1927-1932 гг. активно использовался для отработки совместных действий с пехотой. С 1932 г. его заменил Cаrden-Lloyd Patrol Tank Mk.IV (FP-4 \ FP-5), а FIAT 3000 закончил свою карьеру как мишень на полигоне.

В 1925 году танк модификации FIAT 3000A был предложен армии Абиссинии. После прибытия «подарочного» образца, который был закуплен на фирме FIAT друзьями абессинского корля, последовало решение приобрести в 1930 году ещё три машины. Об их дальнейшем использовании сведений найти не удалось. Известно только, что вместе с танками прибыли итальянские техники и инструкторы.

В декабре 1934 года абиссинские FIAT 3000A использовались во время пограничного конфликта с итальянцами в Огадене. Об использовании этих танков в ходе войны с Италией сведений пока найти не удалось. По последним данным, все четыре танка находиись в столице Абиссинии (г.Аддис-Абеба), где они были захвачены итальянцами.

Самую крупную партию FIAT 3000A приобрела Латвия. Заказ на поставку 6 танков был оформлен в 1926 г., и в сентябре 1927 г. они прибыли в Ригу. Латвийские FIAT 3000A оснащались либо одним пулеметом (4 танка) в шаровой установке, либо 37-мм пушкой Hotchkiss (2 танка). Эти машины составили одну из танковых рот, благополучно дослужив до аннексии этой страны СССР, и в 1940 году были включены в состав 12-й механизированного корпуса РККА. К моменту войны с Германией латвийские “фиаты” не дожили — в мае 1941 года их сдали на металлолом.

Кстати, у Красной Армии шанс познакомится с танком FIAT 3000A выпал ещё в 1920-е годы. Не совсем ясна природа его появления в СССР. Часто указывается, что это танк был захвачен во время советско-польской войны 1919-1921 гг., но в это время FIAT 3000A только поступил в серийное производство. По другой версии, танк был куплен в 1928 году на деньги польских коммунистов и отправлен в СССР для ознакомления с новой техникой. В любом случае единственный советский FIAT 3000A прошёл очень интенсивные испытания и его конструкция была признана более успешной, чем у танка FT-17. Сейчас принято счмитать, что именно «фиат» послучжил основой для создания советского танки МС-1, хотя эта теория достаточно спорна.

Дальнейшие следы этой машины теряются — по состоянию на 1933 год FIAT 3000A отнесли к категории «машины устарелой конструкции снятые с вооружения, но находящиеся на хранении».

БОЕВАЯ МАССА 5900 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3750 (по корпусу) 4290 (с «хвостом»)
Ширина, мм 1670
Высота, мм 2200
Клиренс, мм 280
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Мodel 30 37/40
БОЕКОМПЛЕКТ 68 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы для пулеметов, телескопический прицел для пушки
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 16 мм борт корпуса — 16 мм крыша корпуса — 6 мм корма корпуса – 20 мм башня — 16 мм крыша и днище – 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ FIAT, 4-х цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 63 л.с. при 1700 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: карданный вал, главный фрикцион, 5-скоростная КПП, дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные к продольной балке на листовых пружинных рессорах, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо заднего расположения
СКОРОСТЬ 21 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 130 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 20°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м 1,32
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Carro Armato Tipo 2 \ FIAT 3000 Tipo B Легкий танк

Официальное обозначение: ? Альтернативное обозначение: Carro Armato Tipo 2, FIAT 3000 Tipo B Начало проектирования: 1925 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия завершения работ: остался в проекте в виду изменения приоритетов развития легких танков.

В 1925 году фирма FIAT представила проект глубокой модернизации легкого танка FIAT 3000, который обозначался как Carro Armato Tipo 2 (также иногда можно встретить название FIAT 3000 Tipo B). Несмотря на определенную схожесть новый танк представлял собой совершенно новую конструкцию, отличающуюся в первую очередь габаритами, но при сохранении классической компоновки корпуса.

Увеличение размеров легкого танка, который намеревались превратить в более полноценную машину поддержки пехоты, было связано с желанием установить более мощное вооружение. Была разработана новая башня, которая осталась одноместной, но теперь в ней устанавливалась 37-мм пушка и 6,5-мм пулемет. Боекомплект располагался рядом на стеллажах. Лобовые листы корпуса получили более рациональные углы наклона при уменьшении их толщины. Типичныя для легких танков того периода «хвост» не устанавливался. Соответствующие изменения претерпела ходовая часть. Количество тележек увеличили до 6, что довело общее колиечество опорных катков до 12. Расположение ведущих и направляющих колес не изменилось.

Несмотря на ряд преимуществ проект Carro Armato Tipo 2 был отвергнут. Причина этого шага была не совсем ясной, поскольку на фоне зарубежных аналогов итальянский легуи танк смотрелся весьма неплохо. Возможным поводом послужило отсутствие веских преимуществ перед серийными танками FIAT 3000, которые также выпускались в пушечном варианте.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА Carro Armato Tipo 2 образца 1925 г.

БОЕВАЯ МАССА ~8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм ~300
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка и один 6,5-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ? башни — ?
ДВИГАТЕЛЬ ?
ТРАНСМИССИЯ ?
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ на один борт: 12 опорных катков блокированных попарно в 6 тележек, ? поддерживающих роликов, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крунозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Ansaldo 9 ton \ Carro di Rottura Средний штурмовой танк

Официальное обозначение: Carro di Rottura Альтернативное обозначение: Ansaldo 9 ton Начало проектирования: 1929 г. Дата постройки первого прототипа: 1935 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, работы прекращены в пользу танков M11/39.

Ещё до начала войны в Эфиопии итальянское команжование озаботилось проблемой оснащения собственных бронетанковых сил новой техникой. К 1932 г. основу танкового парка составляли устаревшие легкие танки FIAT 3000, тяжелые FIAT 2000 (которые постепенно выводили из эксплуатации), а также небольшое количество танкеток CV29. Как и в случае с авиацией, в которой до сережины 1930-х гг. имели бомбардировщики только двух типов — легкие и тяжелые, «ниша» для танков среднего типа оказалась незаполненной. Что восполнить этот пробел верховное командование итальянской армией распорядилось начать работы над «танком прорыва» (Carro di Rottura), обладающим хорошим бронированием и вооружением.

Вероятно, за основу был взят более раниий проект легкого танка поддержки пехоты, более известный в современных истояниках как Ансальдо 9-тонный. Единственный прототип этой машины был построен в 1929 году. По компоновке этот танк соответствовал скорее самоходной установке — в передней части корпуса устанавливалась неподвижная бронированная рубка, в лобовом листе которой в шаровой установке монтировалась короткоствольная 65-мм пушка, а рядом с ней устанвливался 6,5-мм пулемет. Ходовая часть полностью закрывалась бронещитом, в котором была вырезана прямоугольная ниша для сброса грязи с гусеничных лент. Конструкция 9-тонного итальянского танка была клёпаной.

Несмотря на ряд преимуществ танк огневой поддержки фирмы Ansaldo итальянскую армию не заинтересовал. Однако эта история очень скоро получила продолжение.

Первый прототип нового танка, созданный по спецификации Carro di Rottura, был построен в 1935 г. Ходовая часть, применительно на один борт, сосотояла из следующих компонентов: 6 опорных катков с пластинчатыми рессорами (4 из них были сблокированы в 2 тележки и 2 были «независимыми»), 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднеее направляющее колесо.

Масса танка составляла около 8 тонн. Экипаж включал трех человек: механика-водителя, заряжающего-наводчика и командира машины. Вооружение – одна 37-мм пушка и 8-мм пулемет, которые устанавливались в лобовой части боевой рубки на шаровых опорах, что в некоторой мере увеличивало сектора обстрела. Тем не менее, подобные полумеры не могли обеспечить должной эффективности. На испытаниях выяснилось, что коротковтвольная 65-мм пушка слишком слаба для борьбы с новыми танками вероятного противника, а отсутствие башни сводит к минимуму даже это “преимущество”. К тому же выявились серьёзные недостатки в работе двигателя и трансмиссии.

В результате приняли решение полностью переработать корпус, оставив пушку в корпусе, а пулемет перенести в башню с круговых обстрелом. В 1938 г. этот проект закрыли в пользу доработанного танка, получившего обозначение М11\39.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА Carro di Rottura образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА ~8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~6000
Ширина, мм ~2200
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 65-мм пушка и один 8-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 16 мм башня — ? борт корпуса — ? корма — ? крыша и днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков с пластинчатыми рессорами, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднеее направляющее колесо
СКОРОСТЬ ~20 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Carro d`Assalto \ Carro Cannone 5 ton Modello 1936 Легкий танк

Официальное обозначение: Carro d`Assalto Альтернативное обозначение: Carro Cannone 5 ton Modello 1936 Начало проектирования: 1935 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: построено два прототипа.

Опытные 5-тонные легкие танки стали промежуточным звеном, между танкеткой L3 и легким танком L6/40, на котором были отработаны некоторые конструктивные решения, позднее освоенные в серийном производстве.

Первые образцы Carro d`Assalto 5t Modello 36 представляли собой боевую машину с броней толщиной 6-30 мм и пушечно-пулеметным вооружением, состоявшим из 37-мм пушки с длиной ствола 26 калибров и 6,5-мм пулемета Breda в башне достаточно сложной формы с наклонными бортовыми бронелистами. Ходовая часть (применительно на один борт) состояла из четырех опорных обрезиненных катков, собранных в две тележки, и двух поддерживающих роликов. Ведущее колесо переднее, направляющее – заднее.

Корпус был клёпаным и изготавливался из катаных броневых листов толщиной от 6 до 30 мм. На «танке поддержки» устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель FIAT мощностью 42 л.с. Экипаж состоял из двух человек: механик-водитель и командир, который также выполнял функции наводчика и стрелка.

Танк сильно напоминал танкетки CV33\CV35, с той лишь разницей, что его корпус был заметно выше, а вооружение было установлено в башне с круговым вращением.

Второй опытный танк был намного уже ближе к серийному L6\40 и обозначался как Carro Cannone 5t Modello 36. При его проектировании конструкторы использовали то же решение, что и при постройке танка M11/39 — основное вооружение, состоявшее из 37-мм пушки с длиной ствола 26 калибров, устанавливалось в корпусе с правой стороны. По этой причине подбашенную настройку пришлось значительно доработать. Башня приобрела более простую цилиндрическую форму с наклонным лобовым бронелистом, в котором монтировался один 6,5-мм пулемет. Ходовая часть изменениям не подверглась.

Хотя итальянские 5-тонные танки не являлись верхом совершенства и в процессе испытаний претерпели некоторые доработки армия остановила выбор именно на них. Из всех возможных вариантов, которые можно было бы использовать как замену танкеткам CV33\CV35 и их модификациям, рассматривался также легкий танк Carro Armato L3 (созданный на их же шасси) или танки иностранного производства. Тем не менее, для серийной постройки выбрали существенно модифицированный 5-тонный танк, позднее ставший известный как L6/40.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА Carro d`Assalto 5t Modello 36

БОЕВАЯ МАССА 4750-5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3510
Ширина, мм 1700
Высота, мм 1890
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка пушка и один 6,5-мм пулемет Breda mod.38
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм башня — 30 мм борт корпуса — 15 мм корма — 15 мм крыша и днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ FIAT, 4-цилиндровый, V-образный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 420 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 сдвоенных опорных катка собранных в 2 тележки, 2 поддерживающих ролика на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 32 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 80 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Carro Armato L6/40 Легкий танк

Официальное обозначение: Carro Armato L6/40 Альтернативное обозначение: Carro Leggero L6/40, Pz.Kpfw.L6(i) Начало проектирования: 1935 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: серийно выпускались в 1941-1942 гг.

После экспериментов с 5-тонными “танками поддержки”, которые по большому счету являлись увеличенными по габаритам танкетками с вращающейся башней и пушечно-пулеметным вооружением, инженеры фирмы Ansaldo пришли к выводу, что используемые ими технические решения не являются оптимальными. Так появился значительно модернизированный вариант легкого танка, который в наше время больше известен как FIAT-Ansaldo М6Т.

В отличии от своих 5-тонных предшественников М6Т получил доработанную ходовую часть. Применительно на каждый борт она включала следующие компоненты: четыре сдвоенных опорных катка с резиновыми бандажами блокированных попарно в две тележки с подвеской на цилиндрических пружинных рессорах, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо заднего расположения. В целях улучшения сцепления с поверхностью направляющие колеса были опущены на грунт, как это позднее было сделано на американских танках серии М3 и М5. Правда, при такой конфигурации ухудшалась маневренность танка.

Корпус танка собирался из листов катаной броневой стали дифференцированной толщины, крепившихся к металлеческому каркасу при помощи заклёпок и болтов. Бронирование М6Т не отличалась от опытных 5-тонных танков. Лоб корпус был защищен 30-мм бронелистами, борта – 15 мм, крыша и днище – по 6 мм. Масса танка оценивалась в 7000 кг. По аналогии с немецкими легкими танками передние бортовые бронелисты имели скошенные углы, теоретически улучшавшие пулестойкость. Компоновка корпуса была стандартной для итальянских танков того периода.

В передней части размещались агрегаты трансмиссии. Среднюю часть занимало боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Чтобы обеспечить двум танкистам (механик-водитель и командир, также выполнявший функции стрелка и заряжающего) приемлемые условия работы на М6Т была сохранена высокая надстройка, на крыше которой устанавливалась граненая одноместная башня с верхним командирским люком. Относительно продольной оси танка башня была смещена к левому борту. Относительно более ранних моделей лёгкого танка вооружение было заметно ослаблено и теперь состояло из двух 8-мм пулеметов Breda mod.38 установленных в башне. Для управления и наблюдения за местностью использовались смотровые щели в башни и в лобовой части корпуса, а также зеркальный перископ.

В кормовой части танка устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель SPA 18 мощностью 70 л.с., система охлаждения и топливные баки. Геометрические размеры М6Т почти не отличились от размеров танкеток CV33\CV35: длина – 3,78 м, высота – 1,83 м.

На испытаниях, проведенных в течении 1936-1938 гг., прототип легкого танка М6Т показал неплохие характеристики. Его максимальная скорость составила 42 км\ч при движении по шоссе, запас хода достигал 200 км. Танк мог преодолевать траншею шириной не более 1,7 м и вертикальную стенку высотой 0,7 м. Тем не менее, фирме Ansaldo было рекомендовано доработать танк, установив вместо спарки 8-мм пулеметов автоматическую 20-мм пушку Breda de 20/65. Конструкция М6Т практически не изменилась, за исключением небольших доработок корпуса и башни под установку нового орудия. Помимо этого, толщину бронирования лобовой части башни довели до 40 мм.

Первый прототип танка, получившего обозначение Carro Armato L6/40, был предъявлен на испытания в 1940 году и получил положительную оценку. Обладая высокой технической надежностью и неприхотливостью в эксплуатации эта машина выгодно отличалась от танкеток более сильным вооружением во вращающейся башне. Незамедлительно был подписан контракт на поставку итальянской армии серийных L6/40, которые отличались от прототипа лишь наличием нового длинноствольного 20-мм орудия Breda mod.35. также была предусмотрена установка радиостанции RC 1CA со штыревой антенной на правом борту корпуса. Впрочем, часть серийных машин вообще не имела никаких средств связи.

Серийный выпуск L6/40 начался лишь в 1941 году, когда танк морально устарел. Примечательно, что пока шли испытания новой машины вплоть до конца 1939 года продолжался выпуск танкеток L3 последней модификации (СV3/38 с модернизированной ходовой частью и крупнокалиберным пулеметом), боевая ценность которых уже тогда была весьма сомнительной.

Итальянская армия планировала получить 697 новых лёгких танков уже в 1939 году, но заказ на L6/40, сокращённый до 583 единиц, был выдан лишь в марте 1940 года. Согласно другим данным в течении двух лет серийного производства завод Ansaldo поставил только 283 танка, большая часть из которых поступила на фронт.

Следует отметить, что запоздалое появление серийных танков L6/40 вовсе не означало, что они были полностью небоеспособными. По сумме боевых характеристик итальянский лёгкий танк находился на уровне советского Т-60, немного превосходя его по бронезащите. Вместе с тем, советский танк обладал лучшей подвижностью и более низким силуэтом, что в боевых условиях зачастую играло более существенную роль. Сравнительно с американским М3, который также был частым «гостем» на Восточном и Африканском ТВД, «Stewart» итальянский танк уступал буквально по всем параметрам. «Американец» облада более мощной силовой установкой (что положительно сказывалось на динамических качествах), лучшими приборами наблюдения и вооружался 37-мм пушкой, способной бороться с любыми лёгкими танками стран Оси. Тем не менее, при должном использовании L6/40 мог вполне оправдать себя в качестве средства разведки и преследования отступающего противника. К сожалению для итпльянских танкистов L6/40 далеко не всегда применялись по первоначальному назначению.

По мере приёмки готовой продукции новыми лёгкими танками оснащались элитные соединения итальянской армии. С конца 1941 года L6/40 ими стали комплектовать дивизии, которые у нас принято именовать “быстрыми” (Celere). Впрочем, эти соединения следует считать бронекавалерийскими, поскольку как таковые бронетанковые войска в Италии отсутствовали и большая часть танков и бронемашин находилась в распоряжении кавалерии. Новообразованные дивизии получили следующие названия: 1° Divisione Celere “Eugenio di Savoia”, 2° Divisione Celere “Emmanuele Filiberto Testa di Ferro” и 3° Divisione Celere “Principe Amadeo Duca d`Agosta”.

Формирование новых танковых частей совпало с отправкой на Восточный фронт подкреплений для итальянского экспедиционного корпуса (ARMIR), в состав которого входила небольшая бронетанковая группировка. В другой момент немецкое командование, не страдавшее излишним оптимизмом относительно боеспособности итальянских войск, отказалось бы от такого подарка, но жестокие сражения зимы 1941-1942 гг. оказались слишком тяжелым ударом не только для РККА, но и для вермахта. Союзников отправили на южное направление, где обстановка была не столь напряженной. Честь прибытия на Восточный фронт была удостоена 3 “Principe Amadeo Duca d`Agosta” (PADA) в состав которой на тот момент входил LXVII Battaglione Bersaglieri corazzato (36-й берсальерский танковый батальон, сформирован в феврале 1942 года), располагавший, по различным источникам, 55-56 лёгкими танками. Впрочем, на Восточный фронт отправились далеко не все – по последним данным прибыло не более 31 машины. Кроме того, вместе с танковым батальоном прибыла 13-ю кавалерийская группа штурмовых орудий (ХIII Gruppo Semoventi L6 47/32, Reggimento Cavallegeri Alessandria) в составе 19 САУ.

В южнороссийские степи итальянские танки начали прибывать с 12-го июля 1942 года, но в боевых действиях они начали принимать участие лишь месяцем позже. Первое «боевое крещение» состоялось в ходе так называемой «Первой оборонительной операции на Дону». Вместе с пехотными дивизиями «Pasubio» и «Sforzesca» подразделения дивизии PADA предприняли наступление близ станицы Верхне-Кривской. Итальянцы противостояли 197-я и 203-я советские стрелковые дивизии, а также 14-я гвардейская стрелковая дивизия, оснащенные артиллерией. По всей видимости, первый бой танки L6/40 приняли 1-го сентября, а в течении следующей недели они поддерживали контратаки альпийских стрелков из дивизии «Tridentina».

Один из самых ожесточенных боёв имел место у высоты 228,0, где танкам предстояло сопровождать наступление 6-го альпийского полка. Параллельно, 54-я и 55-я роты батальона «Vestone», с переменным успехом, пытались выбить советские части с высоты 195,8 и из совхоза «4-я ферма». Бой закончился отходом советских войск с высоты, но положительный результат был достигнут только при активном содействии итальянских танков и немецкой 769-й пехотной дивизии. На это месте пехотный батальон остановился, а наступление продолжали альпийские стрелки и рота 67-го танкового батальона. В течении следующих часов итальянцам удалось немного продвинуться вперед и выйти к высоте 209,6, где упорное сопротивление им оказали части 203-й стрелковой дивизии. На этот раз атака обернулась неудачей – оторвавшись от пехоты танки продолжали движение вперед, но у советских траншей они были остановлены артиллерийским огнем и вынуждены были отступить. Тем не менее, в тот же день итальянцам удалось овладеть высотами 209,6 и 236,7, где им в качестве трофеев досталось четыре орудия ЗиС-3. Впрочем, насладиться победой в полной мере не удалось – мощной контратакой советские войск выбили противника с высоты 236,7, но одно орудие итальянцам всё же удалось утащить с собой. Успех достался 67-му батальону дорогой ценой. Из 14 танков поддерживавших батальон «Vestone» один сгорел, два были подбиты, два были брошены экипажами и ещё один вышел из строя по техническим причинам. Все семь танков, участвовавших в атаках совместно с 6-й альпийской дивизией были выведены из строя. Таким образом, общие потери составили 13 машин, но большую часть из них удалось восстановить. По крайней мере, на начало октября 67-й танковый батальон вновь насчитывал 31 танк L6/40. Не исключено, что в общее количество также включили трофейные советские танки Т-34, Т-60 и Т-70. В течении октября танковые части итальянцев привлекались к боям эпизодически и в скором времени бои приняли позиционный характер.

Советский контрудар 19-го ноября 1942 года застал итальянское командование врасплох, но за двое суток всё же было сформировано две «боевые группы» смешанного состава по немецкому образцу. В течении двух суток они действовали раздельно, но в силу сложившейся обстановки они объединились 24-го ноября. На следующее утро в районе населенного пункта Верхняя Груша советские войска прорывали оборону румынских войск, создав угрозу выхода в тыл итальянцев. Есть упоминания, что группа под командованием генерала Чезаро Росси, пыталась использовать танки L6/40 в качестве неподвижных огневых точек, но по всей видимости, без особого успеха. Правда, потерь 67-й батальон также не понёс, отступив с остатками сил на новый оборонительный рубеж.

Спустя три недели, 12-го декабря, батальон был отмечен в центральном секторе обороны дивизии «Pasubio». Танки заняли позиции в разрушенной деревне Оголев, причем на бумаге итальянцы по прежнему располагали 31 танком. Получив около 20 противотанковых и зенитных орудий от немцев можно было надеяться на более-менее удачный исход оборонительной операции, однако уже 13-го декабря бои разгорелись с новой силой. Фактически, бои под Оголевом ознаменовали начала конца итальянских бронетанковых сил на Восточном фронте. Поначалу, при поддержке батальона «Tagliamento» CC.NN и 526-го немецкого пехотного полка, танкистам удалось отбить несколько советских атак, но на следующие сутки оборона не выдержала и итальянцы вновь откатились на несколько километров назад. Несмотря на то, что официальные итальянские источники на 15-е декабря приводят цифру в 50 танков, на самом деле в боеспособном состоянии их было не более десятка. По крайней мере, к 17-му декабря в секторе обороны дивизии «Ravenna» имелось только два L/6/40 и три самоходки. Всё эта техника была сосредоточена в районе Кузьменков в 12 км от фронта и предназначалась для защиты богучарского направления. Кроме того, несколько танков числилось в составе подвижной группы, которая использовалась для «затыкания дыр» в обороне.

Последний оборонительный рубеж итальянцы попытались сформировать 22-23 декабря на реке Донец, протяженностью около 40 км. Известно, что рота лёгких танков обороняла позицию у Весёлой Горы, но фактически у итальянцев остался только один боеспособный танк L6/40 – все остальные танки и самоходки были брошены при отступлении. Оставшись без материальной части 67-й танковый батальон и 13-я группа штурмовых орудий в январе 1943 года отправилась в Италию.

На Африканский ТВД танки L6/40 попали с большим опозданием и в небольшом количестве, что не позволило в полной мере использовать все их преимущества. Первые машины прибыли в апреле-мае 1942 года и входил в состав полковых разведывательных групп кавалерии (Raggrupamento Esplorante Corazzato или Reparto Esplorante Corazzato — R.E.Co). В большинстве источников указывается, что в Ливии действовали следующие соединения: три полковые разведывательные группы кавалерии «Lancieri di Novara» и полковая группа «Lodi Cavalleria» , которые придавались штабам корпусов для разведки и связи.

Разведывательные группы «Lancieri di Novara», сразу после прибытия, были подчинены 133-й танковой дивизии «Littorio» и отправлены к Тобруку и Мерса-Матруху. В большинстве современных источников указывается, что в каждой из групп имелось по 30 лёгких танков L6/40 в каждой. Однако, в книге «Танковый удар. Советские танки в боях. 1942-1943» (Москва, 2007) приводятся несколько другие данные — 52 танка. Не исключено, что вторая цифра более точно отражает количество L6/40.

Несмотря на «иностранное» происхождение фактически все бронетанковые части итальянцев подчинялись Э.Роммелю, но от полного разгрома их это не спасло. Уже к июню «Lancieri di Novara» потеряла около 50% материальной части, а в ходе сражения под Эль-Аламеном 133-я танковая дивизия была полностью разбита и на протяжениее следущего года постоянно отступала к тунисскому побережью. К тому времени в составе «Lancieri di Novara» боеспособных танков L6/40 не осталось. Поскольку подкрепления из метрополии практически не поступали уцелевшие соединения дивизии «Littorio», вместе с остатками дивизий «Ariete» и «Trieste», были сведены в единую боевую группу «Ariete», которая была уничтожена в апреле 1943 года.

Полковая группа «Lodi Cavalleria» была сформирована в конце 1942 года, причем 1-й и 2-й эскадроны оснащалась не только танками L6/40, но и самоходными орудиями Semovente da 47/32. На Африканский фронт был отправлен только 2-й эскадрон, который прибыл в Триполи в ноябре 1942 года. Судя по последней информации общее количество лёгких танков не превысило 15 единиц. Уже по пути группа понесла первые потери, причем из Италии так и не удалось доставить всю амуницию и мотоциклетный эскадрон. Воюя в неполном составе «Lodi Cavalleria» периодически отправлялась в тыл, пока в мае 1943 года оставшиеся танки и САУ не были уничтожены в ходе оборонительной операции на территории Туниса.

Досталось танковым частям также и от югославских партизан. К 1942 г. группа армий, расположенных в Албании и бывшей Югославии, имела в своем составе порядка 140 танкеток L3 и 130 легких танков L6/40. Позднее к ним присоединились средние танки М13\40 и САУ Semovente da 47\32. Итальянские танковые соединения имели следующую дислокацию:

I° gruppo corazzato «San Giusto» — располагала 30 танкетками L3, 15 танками L6 и 21 бронеавтомобилем АВ-41;

III° gruppo di «Monte Reale» – действовала в Хорватии и Черногории, имела по 15 L3 и L6/40;

II° gruppo corazzato «Cavalleggeri Guide» – сформирована в 1941 г., находилась в районе Тираны (Албания), имела 15 L3 и 13 L6/40;

IV° gruppo corazzato «Nizza Cavalleria» – находилась в Албании, имела 2 эскадрона танков L6/40 – 15 единиц и 21 бронеавтомобиль АВ-41;

IV° gruppo corazzato «Monferrato» – Албания, 30 танков L6/40.

В 1943 году на территории бывшего Королевства Югославия также находилась IV° gruppo corazzato «Cavalleggeri di Alessandria», формирование которой было начато в 1940 г. Это соединение впоследствии было придано подвижной дивизии «Eugenio di Savoia», располагая на тот момент 9 САУ Semovente 47/32 и 13 танками L6/40. По другим данным количество танков составляло 324 единицы.

После подписания в сентябре 1943 года перемирия с союзниками большинство танковых частей находилось в центральной и северной части Италии. Нерешительность итальянского командования привела к тому, что немецкими войсками была проведена молниеносная операция по разоружению и захвату всеё материальной части бывшего союзника. Среди прочей бронетехники вермахту досталось, по меньшей мере, около 20 танков L6/40, которые поступили на вооружение под новым индексом Pz.Kpfw.L6(i). Трофейные танки использовались в танковом батальоне горно-стрелковой дивизии СС «Prince Eugen» действовавшей в Югославии. Кроме того, единичные L6/40 экспдуатировались в составе 336-й пехотной и 26-й танковой дивизиях, находившихся на территории Италии и Словакии. По всей видимости, характеристики итальянского лёгкого танка вермахт вполне устраивали — по новому германскому заказу в течение 1944 года было изготовлено еще 17 L6/40 в стандартной комплектации.

Что-либо сказать об использовании трофейных танков L6/40 в армиях союзников достаточно проблематично. Так или иначе, к маю 1943 года вся итальянская бронетехника досталась американцам и силам Британского Содружества. Сколько среди них было лёгких танков — точно не известно. Возможно, их было не менее десятка, но в против своих бывших хозяев они, по всей видимости, не применялись.

Примерно таким же образом сложилась судьба танков 36-го берсальерского танкового батальона. На советских фотографиях, сделанных во ходе наступленя под Сталинградом, брошенные и подбитые L6/40 мелькают достаточно часто. Восстанавливать эти машины, а уж тем более использовать в боевых условиях, командование РККА так и не решилось. Тем не менее, один танк прошел ремонт и был испытан на танковом полигоне в Кубинке.

Несколько L6/40 в течении 1943-1944 гг. досталось югославским партизанам, которые применяли их против немецких, хорватских и словенских частей. По окончании Второй мировой войны оставшиеся танки передали во вновь созданную армию Италии, где они прослужили ещё несколько лет.

Исходя опыта применения танков L6/40 итальянское командование распорядилось создать на его базе вспомогательные боевые машины. Одной из первых таких разработок стал командирский танк Carro Commando L40. Он отличался отсутствием башни и перепроектированным корпусом. Теперь в полуоткрытой рубке устанавливалась радиостанция RF 3С, с левой стороны корпуса монтировался 13,2-мм пулемет, а для защиты от авиации имелся зенитный 8-мм пулемет на корме. Точное количество переоборудованных командирских танков неизвестно.

Небольшое количество танков было выпущено в огнеметной модификации. Все отличия L6/40 Lanciaflamme сводились к установке в башне огнетеной установки вместо 20-мм пушки. Бак с горючей жидкостью устанавливался в корпусе.

Практически всю войну остро стояло проблема подвоза боеприпасов на передовую. Если в немецкой армии для этой цели использовали тысячи полугусеничных транспортеров и трофейных бронированных машин типа Renault UE или Lorraine L37\38, то итальянцы здесь ничем особым похвастать не могли. Чтобы решить эту проблему в 1941 г. разработали транспортеры боеприпасов Cingoletta L40 (на шасси легкого танка L6/40) и FIAT 2800 (его шасси было аналогично британскому транспортеру Bren Carrier). Обе машины вооружались 8-мм пулеметом и могли перевозить 4-х человек или порядка 500 кг груза. Об их серийном производстве точной информации нет.

Следующей машиной стала Carro Portamunizioni L40, предназначавшаяся для подвоза боеприпасов самоходным орудиям Semovente 41M da 90/53. Башня и вооружение при этом демонтировались (хотя некоторые машины все же имели 8-мм зенитный пулемет), а освободившееся место использовали для перевозки 40 снарядов. Всего, в течении 1942 г., было переоборудовано 30 танков.

Но наиболее удачной стала САУ Semovente da 47/32. В её открытой сверху рубке располагалось 47-мм противотанковое орудие, способное эффективно бороться не только с легкими танками типа Т-60 или БТ, но и с более тяжелыми машинами. Большая част этих САУ осталась в Италии, но 19 единиц использовались в 1942 г. в боях против советских войск, правда без особого успеха.

На шасси танка L6/40 пробовали установить более мощную артиллерийскую систему. В качестве объекта для экспериментов была выбрана 75-мм гаубица. Доработки танка сводились к демонтажу башни и надстройки корпуса, вместо которых устанавливалсь многогранная неподвижная рубка. Проект получил одобрение и в 1942(?) году был построен полноразмерный деревянный макет. Тем не менее, широко развернутая программа строительства разнотипных самоходных установок на шасси средних танков типа «М» позволяла достичь лучших результатов и в результате проект 75-мм самоходки на базе L6/40 был закрыт.

В послевоенные годы танки L6/40 находились далеко не в лучшем техническом состоянии и постепенно утилизировались. Пожалуй, что в наибольшей степени повезло машине, которая была захвачена под Сталинградом. После испытательного цикла этот L6/40 некторое время находился на временном хранении и впоследствии был передан Музею Бронетанковой Техники в подмосковной Кубинке, где к этому времени танковый полигон был уже закрыт.

Второй танк L6/40 в достаточно приличном состоянии находится в Италии. В последние годы войны он использовался немцами в качестве трактора (с демонтированной башней и вооружением), но в 1945 году был вновь передан итальянской армии. До середины 1950-х гг. «демилитаризированный» L6/40 продолжал свою службу в Леньяно (Legnano), вплоть до полного списания. Примерно в то же время итальянцы вспомнили, что ни одного танка этого типа у них не сохранилось. Находившийся в более-менее приличном состоянии «трактор» отреставрировали, установив башню-реплику с макетом вооружения. В настоящее время этот L6/40 установлен в качестве памятника в Caserma «Mara» (Solbiate Olona).

Третий танк L6/40 сохранился в Албании. Предположительно, эта машина ранее принадлежала IV° gruppo corazzato «Monferrato» и была захвачена югославскими войсками в ходе освобождения страны. Впоследствии танк был передан албанской армии и заетм помещен в военный музей, располагающийся в крепости Gjirokaster.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА Carro Armato L6/40 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 6800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3820
Ширина, мм 1860
Высота, мм 2175
Клиренс, мм 260
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка Breda de 20/65 и один 8-мм пулемет Breda mod.38
БОЕКОМПЛЕКТ 312 выстрелов и 1560 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм башня — 40 мм борт корпуса — 15 мм корма — 15 мм крыша и днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ SРА 18VT, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 70 л.с. при 2500 об/мин, рабочий объем 4053 куб. см
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных обрезиненных катка, сблокированных попарно в две тележки, подвеска на цилиндрических пружинных рессорах, ведущее колесо переднего расположения, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 42 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 40°
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RC 1CA или RC 1CA

Carro Commando L6/40 Командирский танк

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Carro Commando L6/40 Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия, несколько бронемашин применялось в Северной Африке в 1941-1943 гг.

Вплоть до середины командование итальянской армии (Commando Supremo — CS) полагало, что танковые подразделения не должны действовать самостоятельно подчиняясь только пехоте. Соответственно, роль командирских и вспомогательных бронемашин неправомерно занижалась. Ситуация стала частично исправляться лишь в 1937-1938 гг., когда небольшими партиями стали выпускать радиофицированные танки FIAT 3000B. Однако их количество и установленное оборудование не давали должного эффекта. Более того, основная масса остальных итальянских танков не имела вообще никаких раций.

Спустя 4 года, когда был налажен выпуск средних танков M11/39 и M13/40, оснащенных радиостанциями RC 1CA, потребность в командирском танке увеличилась. В качестве исходных вариантов было выбрано несколько серийных машин, одной из которых был легкий танк L6/40.

Больших изменений в конструкцию вносить не потребовалось. Башня с вооружением демонтировалась, а подбашенная коробка уменьшалась по высоте. Кормовая часть бронекорпуса получала несколько упрощенную форму с верхним спрямлённым бронелистом.

Полуоткрытая бронированная рубка совмещала в себе отделение управления и боевой отсек. Здесь устанавливалась радиостанция RF 3C, а с левой стороны корпуса монтировался 13,2-мм пулемет Breda. Для защиты от самолётов противника предназначался 8-мм пулемет Breda, установленный в задней части боевого отделения. Экипаж командирского танка состоял из 3-х человек: водителя, командира и радиста.

Впоследствии, специально для командиров батальонов и дивизионов самоходных орудий, была создана модификация Commando per Reparti Semoventi. Вместо орудия монтировался фальшивый ствол и пулемет Breda 38 калибра 8 мм. На командирской машине устанавливались две радиостанции; RF 1СА и RF 2CA.

О количестве выпущенных машин, обозначавшихся как Carro Commando L6/40 (или сокращенно – Carro Commando L40), информации нет. По меньшей мере, несколько из них использовалось на Африканском ТВД в период между 1941 и 1943 гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМАНДИРСКОГО ТАНКА Carro Commando L6/40 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 6800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3820
Ширина, мм 1860
Высота, мм ?
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ один 13,2-мм пулемет и один 8-мм пулемет Breda mod.38
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм борт корпуса — 15 мм корма — 15 мм крыша и днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ SРА 18D, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 70 л.с. при 2500 об/мин, рабочий объем 4053 куб. см
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных обрезиненных катка, сблокированных попарно в две тележки, подвеска на цилиндрических пружинных рессорах, ведущее колесо переднего расположения, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Carro Comando M14/41 Командирский танк

Официальное обозначение: Carro Comando M14/41 Альтернативное обозначение: Carro Comando M41 Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: выпущена небольшая серия в 1941 г.

Параллельно с созданием командирского танка на базе L6/40 инженерами фирмы Ansaldo была разработана аналогичная машина на базе M13/40. С серийного танка демонтировалась башня с вооружением, вместо которых устанавливалось дополнительное оборудование, включавшее радиостанцию RC 3F. Две антенны штыревого типа находились на правом борту корпуса.

Вооружение было существенно облегчено, поскольку командирский танк не должен был принимать прямого участия в столкновениях с противником.

В лобовом листе корпусе устанавливался 13,2-мм пулемет Breda, а на крыше боевого отделения мог монтироваться 8-мм зенитный пулемет того же изготовителя.

Ходовая часть не изменялась. Применительно на один борт она состояла из 8 сдвоенных опорных катков, сблокированных в тележки по два. Соответственно, 1-2 и 3-4 тележки подвешивались на единой полуэллиптической листовой рессоре.

Остальные элементы ходовой части включали по три поддерживающих ролика на борт, ведущие колеса переднего расположения и направляющие колёса заднего расположения.

Впоследствии, для выпуска командирских танков использовалось шасси танков M14/41, а по некоторым данным – даже M15/42.

Большая часть выпущенных командирских танков Carro Comando M41 (иногда встречается обозначение Carro Comando Ansaldo M14/41) была отправлена в Северную Африку, где все машины этого типа были потеряны.

БОЕВАЯ МАССА ~12000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4915
Ширина, мм 2280
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 13,2-мм пулемет в корпусе и один зенитный пулемет Breda mod.38 калибра 8-мм
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм борт корпуса — 25 мм корма — 6 мм крыша башни и надстройки — 14 мм крыша корпуса — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ SPA 8ТМ40, дизельный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 125 л.с. при 1800 об/мин, рабочим объемом 11 140 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: дисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных обрезиненных катков на борт, сблокированных по четыре в две тележки, 3 поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, подвеска на полуэллиптических рессорах, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 32 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RF 3C

Carro Armato Celere Sahariano Крейсерский танк

Официальное обозначение: Carro Armato Celere Sahariano Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1942 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, работы прекращены в связи с завершением Африканской капмании.

Не для кого не секрет, что на начальном этапе Второй Мировой войны итальянские танковые подразделения были на 90% (!) укомплектованы танкетками L3, боевая ценность которых была крайне невелика. Принятие на вооружение танков поддержки М11/39 ситуацию не исправило в виду тесной компоновки и нерациональной схемы размещения вооружения. Тем не менее, именно с этими танками Италия вступила в войну.

Первые встречи с британскими танками очень быстро показали, что L3 всех модификаций использовать во встречных танковых атаках не рекомендуется. Лучше держались М11/39, но по сумме боевых качеств они не превосходили машины противника. Стало ясно, что без скорейшего принятия на вооружение более мощных боевых машин итальянские танковые силы просто исчезнут. Начиная с 1940 года работы проводились в двух направлениях. Первое предусматривало коренную модернизацию “танка поддержки”, с установкой на него башни с круговым вращением, в которой устанавливалась 47-мм пушка и спаренный с ней пулемет. Второй направление было более интересным, поскольку в качестве исходного образца брался не отечественный танк, а машина противника.

История единственного итальянского “скоростного” танка неразрывно связана с танком среднего класса A13 Mk.I, который сами британцы именовали “крейсерским” (Cruiser Tank Mk.III). Его конструкция, в свою очередь, основывалась на ходовой части типа Christie, идеально подходившей для боевых машин массой до 15 тонн. Несмотря на слабое бронирование, не превышавшее 14 мм в лобовой части корпуса, британские машины обладали высокой мобильностью и могли перебрасываться на любой участок неширокого африканского фронта своим ходом в течении нескольких часов. Итальянские средние танки М.11/39 и даже M.13/40 этим похвастать не могли. Таким образом, чтобы наверстать упущенное, в начале 1941 года, после ознакомления с трофейным A13 Mk.I, был выдан приказ о начале разработки аналогичной машины. Предусматривалось, что новый “колониальный” средний танк должен быть быстрее проектируемого М.14 и иметь более низкий силуэт.

Первое упоминание об этой машине относится к 24 мая 1941 года, когда данное предложение было официально оформлено в документах Commando Supremo (Верховного командования Италии) и Высшей инспекции технических исследований (Roatta Ispettorato Superiore di Studi). Спустя месяц, 23-го июня, пока проект обсуждался высшим генералитетом, фирма Ansaldo изготовила полноразмерный макет танка. Проектное вооружение включало башенное 47-мм орудие 47/40.

В августе 1941 года появился значительно обновленный проект, который обозначался как Ansaldo-Fossati Carro Medio Celere. Вместо стандартной многотележечной ходовой части на нём использовали по 4 опорных катка на борт, с вертикальной пружинной подвеской типа Christie, и 2 поддерживающих ролика. Между 1-2 и 3-4 катками, для улучшения проходимости, расположили по одному вспомогательному ролику. Ведущие колеса находись сзади, направляющие – спереди. По всей видимости, итальянскими конструкторами был детально изучен не только А13 Mk.I, но и советский Т-34, поскольку лобовые и бортовые листы корпуса имели большие углы наклона. По проекту масса танка оценивалась в 13100 кг, экипаж состоял из 4-х человек. В качестве силовой установки был выбран бензиновый двигатель SPA мощностью 275 л.с., что позволило бы развить максимальную скорость порядка 55 км\ч при движении по твердому грунту или шоссе.

Представленный деревянный макет танка Carro Armato Veloce в масштабе 1:10 был одобрен Commando Supremo, и 13 августа 1941 года была разрешена постройка опытного образца танка Carro Armato Celere Sahariano.

Несмотря на всю революционность конструкции для итальянского танкостроения эта машина сохранила несколько анахронизмов. Корпус танка имел преимущественно клёпаную конструкцию, что не способствовало его хорошим прочностным характеристикам. Вооружение, состоявшее из одной 47-мм танковой пушки 47/40 и спаренного с ней пулемета, уже явно не соответствовали текущим требованиям фронта. Впрочем, существовал вариант с 75-мм пушкой, но он не был реализован. Бронирование Carro Armato Celere Sahariano также было трудно назвать мощным – наибольшую толщину (30 мм) имели лобовые листы корпуса и башни, бортовое бронирование не превышало 20 мм, крыша и днище выполнялись из 6 мм бронелистов.

Сборка опытного образца затянулась вплоть до весны 1942 года, когда британские танки серии А13 уже были выведены из эксплуатации и постепенно заменены на более мощные M4 “Sherman”. На тот момент стало очевидно, что Celere Sahariano устарел ещё до принятия на вооружение и проект сразу же потерял привлекательность. Об испытаниях итальянского “скоростного” танка данных не сохранилось. Впрочем, большинство западных источников указывает, что масса прототипа составила около 14000 кг, а скорость доходила до 71 км\ч. Тем не менее, в июле 1942 года проект Carro Armato Celere Sahariano был закрыт, а фаворитом стал срелний танк М15/42, являвшийся развитием проекта М.14. Единственный прототип поставлен на временное хранение и в 1944 году был разобран на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Carro Armato Celere Sahariano образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 14000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5800
Ширина, мм 2800
Высота, мм 2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка обр.1940 г. (Cannone da 47/40) и спаренный с ней 8-мм пулемет Breda образца 1938 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 30 мм борт корпуса – 20 мм корма корпуса – 20 мм лоб башни – 30 мм борт башни – ? корма башни – ? крыша – 6 мм днище – 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ SPА V-12, 12-цилиндровый, V-образный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 250 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка с индивидуальной пружинной подвеской, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 65-71 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —