Самоходные артиллерийские установки Италии

Semovente L6 da 75/32 Самоходная установка огневой поддержки

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Semovente L6 da 75/32 Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1940 г. Стадия завершения работ: построен полноразмерный макет.

В самом начале 2-й мировой войны, ещё до того, как легкий танк L6/40 был принят на вооружение итальянской армией, инженерами фирмы Ansaldo был предложен вполне перспективный проект самоходной артиллерийской установки на его шасси. Изменения сводились к полному удалению подбашенной коробки и башни вместе с вооруженим, на месте которых устанавливалсь неподвижная рубка с 75-мм полевым орудием (по всей видимости, это была Cannone da 75/32 modello 37) в лобовом листе. Ходовая часть изменений не претерпела и, применительно на один борт, по-прежнему включала: две двухкатковые тележки с подвеской на листовых рессорах, два поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо опущенное на землю и мелкозвенчатую гусеницу. Остальная компоновка и схема бронирования также не изменились.

Проект был рассмотрен в 1940 году, однако идея установки полевой артсистемы огневой поддержки на шасси легкого танка должной поддержки не получила. Вероятно, опаснеия вызывала прочность ходовой части, на которую приходилась повышенная нагрузка, хотя в целом проект имел право на реализацию. Вместо него на шасси легкого танка L6/40 производилась вполне удачная противотанковая самозодная установка с 47-мм орудием.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ L6/40 da 75/32 образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~3800
Ширина, мм 1860
Высота, мм ~2000
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм борт корпуса — 15 мм корма корпуса — 15 мм крыша — 15 мм днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ SРА 18D, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 70 л.с. при 2500 об/мин, рабочий объем 4053 куб. см
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных обрезиненных катка, сблокированных попарно в две тележки, подвеска на цилиндрических пружинных рессорах, ведущее колесо переднего расположения, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Semovente da 75/18 и Semovente da 75/34 Самоходная артиллерийская установка огневой поддержки - aviArmor

Официальное обозначение: Semovente da 75/18 и Semovente da 75/34 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: серийно выпускались в течении 1941-1943 гг.

1941-й год стал для итальянской армии наиболее плодотворным в плане получения новой бронетехники. Кроме средних и легких танков новых типов танковые подразделения получили самоходные установки, первыми из которых стали Semovente da 47/32 и Semovente da 75/18. Вторая из них приобрела наибольшую популярность в войсках.

Учитывая опыт немецких коллег, с успехом применявших самоходки StuG III на всех фронтах, верховное командование (Commando Supremo — CS) пришло к логическому выводу, что собственной армии необходима машина аналогичного уровня, способная не только поддерживать пехоту на поле боя, но и привлекаться для штурмовых операций. Работа над итальянской самоходкой велась на фирме Ansaldo под руководством полковника Берлезе (Berlеse). С выбором шасси никаких затруднений не возникло, поскольку единственным подходящим образцом был средний танк M13/40. Несмотря на свою анахроничность (имеется в виду подвеска с амортизацией на листовых рессорах) данная ходовая часть ещё располагал небольшими резервами для модернизации и была способна выдерживать массу порядка 30 тонн.

В качестве основной артиллерийской системы была выбрана 75-мм гаубица с длиной ствола 18 калибров (Cannone da 75/18), хорошо проявившая себя в качестве полевого орудия. Для установки на САУ её конструкцию незначительно доработали. Гаубица крепилась в корпусе с помощью двух полусферических масок, толщиной 50 мм каждая. Маски скользили одна внутри другой, позволяя наводить орудие по вертикали и горизонтали. Отдача механизмов гаубицы составляла всего 35 см. Горизонтальный сектор обстрела составлял 40°, а вертикальный от -12° до +22°. Скорострельность составляла порядка 4 выстрелов в минуту. Для наведения в более широком секторе, водитель поворачивал всю машину. Стрелковое вооружение включало зенитный 8-мм пулемет Breda, установленный на крыше боевого отделения, но он имелся далеко не на всех серийных машинах. Боекомплект для гаубицы, как правило, включал два типа боеприпасов: осколочно-фугасные и бронебойные снаряды. При стрельбе бронебойным боеприпасом массой 6,303 кг максимальная дистанция ведения огня составляла 8000 метров. Правда, высокой бронепробиваемостью Cannone da 75/18 похвастать не могла.

При начальной скорости в 400 м/с может пробить на дистанции 1000 метров с вероятностью 50% броню средней твердости толщиной 45-50 мм по нормали. Впрочем, при использовании кумулятивного боеприпаса с расстояния 100 метров снаряд мог пробить лист брони толщиной порядка 70 мм установленный под углом 30&deg.; Всего САУ могла вмещать 44 снаряда и 1104 патрона.

В связи с установкой гаубицы корпус пришлось перепроектировать. Разумеется, об установке башне не могло идти и речи. На месте подбашенной коробки была поставлена невысокая рубка, имевшая клёпаную конструкцию и собиравшаяся из 30-мм бронелистов. Часто указывается, что броня была установлена под рациональными углами наклона, однако даже беглый взгляд на Semovente da 75/18 говорит об обратном. Лобовой бронелист, в котором монтировалось орудие, и борта устанавливались вертикально. Незначительные углы наклона (75-77°) имели лишь верхние боковые бронелисты. Боевое отделение вмещало три члена экипажа, между которыми распределялись обязанности водителя, радиста, заряжающего и наводчика.

Несмотря на установку более тяжелой артсистемы масса самоходного орудия даже несколько уменьшилась, составив всего 13100 кг. Трансмиссия и двигатель, без изменений перешедшие от танка M13/40, позволили сохранить хорошие ходовые качества. Более того, прежний объём топливных баков оставил запаса хода в пределах 200 км.

Первый заказ на выпуск 30 единиц Semovente da 75/18 su scafo M40 был получен фирмой Ansaldo уже в январе 1941 года. Самоходка оказалась настолько востребованной, что её серийное производство началось ещё до завершения полного испытательного цикла. В феврале заказ был удвоен, а к концу 1941 года общий объём производства довели до 180 машин. Две трети из них (120 единиц) собирались на базе среднего танка M14/41, который отличался только усиленным двигателем и незначительными мелкими доработками.

Передача 75-мм самоходных орудий в войска началось в январе 1942 года. Обычно подразделение САУ состояло из двух батарей по 8 машин в каждой. С 1943 года применялась другая схема: три батареи по 6 машин в каждой и отделение САУ управления из 4-х машин (типа Carro Commando M40, М41 или М42), оборудованных телескопическими дальномерами и более мощными радиостанциями.

Первые два батальона (16 самоходок, 8 командирских машин и другая вспомогательная техника) были переданы к элитной 132-й танковой дивизии “Ariete” (132a Divisione Corazzata Ariete), войдя в состав её танкового полка, оснащенного танками M13/40 и M14/41. В это время дивизия дислоцировалась в районе Марса Берга – Вади Фарех и готовилась к новому наступлению в Ливии.

Согласно донесениям, поступавшим из Северной Африки, 75-мм самоходные гаубицы зарекомендовали себя с хорошей стороны. В качестве положительных качеств указывали минимальные размеры САУ, высокую подвижность на местности и большой запас топлива, который позволял без дозаправки двигаться по пустыне в течении 10 часов. Вот что записал о Semovente da 75/18 капитан Траниэлло, посланный в Ливию для инспекции результатов боевого применения итальянских бронетанковых войск во время битвы за Киренаику (весна 1942 года):

«Они (Semovente) полностью оправдали себя, и доказали свою эффективность. Они использовались как в роли артиллерии поддержки, так и в роли противотанкового средства. Во втором случае мощность их вооружения умножалась на низкий силуэт. В результате этого они явились очень ценным оружием, которое в своих официальных рапортах достойно оценил и противник».

А вот мнение Давила Берета (Davide Beretta), командира 1-ой батареи DLIV Gruppo Semoventi 75/18 (604-я группа штурмовых орудий 75/18), 3 Articelere «Duca D’Aosta» (механизированный артиллерийский полк «Duca D’Aosta»), который описал эту машину, когда его подразделение только прибыло на африканский театр военных действий:

“Semovente M.41 была настоящей боевой машиной, способной со своей 75 мм гаубицей адекватно противостоять любой бронетехнике противника, применявшейся в операциях под Эль Аламейном (El Alamein). Её удивительный вертикальный траверс в 40°, скорость, точный огонь и большая дистанция ведения огня вносили смятение в английские бронетанковые подразделения.

Semovente da 75/18 был 4,915 метра длиной, 2,200 метра — шириной. Его вес, включая экипаж, составлял 13,100 тонн. Запас хода составлял 200 км, что позволяло ему без дозаправки двигаться по пустыне в течение 10-ти часов. Это было возможно благодаря вместительным топливным бакам. При стрельбе бронебойным снарядом максимальная дистанция ведения огня составляла 8000 метров, при весе снаряда 6,303 кг. Боевое отделение вмещало три члена экипажа, между еоторыми распределялись обязанности водителя, радиста, заряжающего и наводчика.

Гаубица крепилась в корпусе с помощью двух полусферических масок, толщиной 50 мм каждая. Маски скользили одна внутри другой, позволяя наводить орудие по вертикали и горизонтали. Отдача механизмов гаубицы составляла всего 35 см. Горизонтальный сектор обстрела составлял 40° , а вертикальный — -12° +22°. Для наведения в более широком секторе, водитель поворачивал всю машину.

Условия работы экипажа в тесной боевой рубке во время боя в жарком пустынном климате были просто адскими. Температура в боевом отделении поднималась до 50-60 градусов, воздух смешивался с пороховыми газами. Поэтому вполне логичным для экипажа в этой ситуации было открытие люков в ходе боя для поступления свежего воздуха. Но вместе с воздухом в боевое отделение врывался поток пыли и песка. Только водитель, скрытый в нижнем корпусе, находился в более-менее комфортных условиях. Он лишь мог наблюдать за боем через призматический перископ”.

Отмечали также и слабое бронирование. Хотя прямых столкновений с британскими и американскими танками было не так уж много, экипажам Semovente da 75/18 хватило этого, для того, чтобы сделать соответствующие выводы. В ряде случаев отмечалось использование некондиционных боеприпасов, которые не разрывались при попадании в цель.

Во второй половине июня 1942 года, когда итало-германские войска были готовы добить армии Британского Содружества в Египте, в Африку прибыла танковая дивизия “Littorio”. Это подразделение включало 133-й танковый полк (11-й и 12-й батальоны средних танков M13/40 и M14/41), 12-й берсальерский полк, Уланский разведывательный батальон “Lancieri di Novara” (три эскадрона с 52 легкими танками L6/40 и 3 бронемашины АВ.41) и 133-й батальон штурмовых орудий. Впрочем, дальнейший ход боевых действий оказался не в пользу стран Оси. Британское контрнаступление вновь отбросило итало-германские войска в Ливию, где из-за сложностей с обслуживанием и тотальной нехватки запасных частей Африканский Корпус вермахта понёс значительные потери. Утратив ударную мощь немцы стали отходить назад, активно привлекая к арьергардным боям итальянские танковые подразделения. Так, к концу сражения на линии Газала в 20-м моторизированном корпусе (дивизии “Ariete”, “Trieste”, “Littorio”) числилось не более 70 танков.

Дальнейшие боевые действия привели лишь к новым потерям. Только в боях 26 — 28 октября 1942 г. танковая дивизия “Littorio” потеряла 27 танков, а 3-го ноября началось сражение на высотах в 15 км к юго-западу от высоты Тель-Эль-Аккакир. С утра британская авиация подвергла итальянские позиции бомбардировки, сбросив в общей сложности более 90 тонн бомб. Затем авиация переключилась на штурмовку отходящих войск на приморском шоссе, доведя бомбовый тоннаж до 400. Одновременно британская пехота, при поддержке танковых подразделений, начали штурм. Наиболее боеспособной дивизией 20-го моторизованного корпуса считалась “Ariete”, но практически все танки находились на второй линии обороны. Итальянская оборона, не выдержав натиска пехотных танков “Matilda II” и средних М3 “Grant”, развалилась, хотя ожесточенное сопротивление им оказали почти 100 танков и САУ, при поддержке полевой артиллерии.

К окончанию битвы под Эль-Аламейном, когда город и близлежащие территории перешли под контроль британских войск, от танковой дивизии “Ariete” осталась лишь 12 средних танков, несколько артиллерийских батарей и 600 берсальеров. К 21 ноября 1942 г. ее остатки соединяют с остатками дивизии “Littorio” в боевую группировку 20-го корпуса (Gruppo di combattimento del XX corpo d`armato). Впоследствии все самоходные орудия, находившиеся в Ливии и Тунисе, были потеряны в ходе отступления и эвакуации весной 1943 года.

Весьма скромное количество самоходных орудий Semovente da 75/18 было отправлено на Балканский полуостров, где итальянские войска вели охранную службу и периодически боролись с югославскими и греческими партизанами. Накал боёв временами был настолько велик, что без участия танков м авиации обойтись было просто невозможно. Однако, новая техника на Балканах появлялась не часто. Основную “ударную силу” танковых подразделений здесь долгое время оставались танкетки L3/35 и L3/38, при незначительном количестве средних танков M13/40 – к весне 1941 года общее количество танков составило порядка 250 единиц. Штурмовые орудия Semovente da 75/18 появились здесь лишь зимой 1943 года, да и то, в количестве двух штук. В сентябре они перешли в руки немцев и были переданы в одно из подразделений вермахта.

Хотя отзывы о боевом применении Semovente da 75/18 были, в целом, весьма положительные очень скоро стало ясно, что мощности орудий с длиной ствола 18 калибров уже недостаточно. Самоходке требовалась более мощная артсистема, которая более эффективно могла бороться с танками союзников. Более оптимальным являлся вариант с пушкой имеющей длину ствола 34 калибра (Cannone da 75/34), но из-за их нехватки в конце 1942 года, в качестве временного решения, была установлена 75-мм пушка с длиной ствола 32 калибра. Весной 1943 года была выпущенная небольшая партия самоходок Semovente da 75/32, для которых использовалось шасси танка M14/41.

Впрочем, наиболее удачной модификацией, как и ожидалось, стала самоходка Semovente da 75/34 оснащенная 75-мм орудием с длиной ствола 34 калибра. В качестве базового шасси вначале использовалось M41/41, но с 1943 года его полностью заменили на М15/42. Новое орудие предназначалось для борьбы с бронетехникой противника, поскольку бронебойный снаряд имел имел начальную скорость 620-624 м\с и максимальную дальность стрельбы до 12100 метров. Теперь самоходка могла поражать любой танк союзников, за исключением пехотного «Churchill» со 110-мм лобовой бронёй, на дистанциях до 500 метров. По остальным параметрам обновленная самоходка не отличалась от Semovente da 75/18.

На вооружение Semovente da 75/34 была принята 29 апреля 1943 года, когда сражения в Северной Африке и на Восточном фронте для итальянцев практически завершились. Всего было заказано 500 самоходок, но до 8 сентября успели собрать намного меньше. По официальным данным было собрано 25 машин, но в это количество, скорее всего, были включены более ранние Semovente da 75/32. Точное количество собранных Semovente da 75/34 остаётся неизвестным, хотя в некоторых источниках указывается цифра в 192 машины.

Самоходные орудия Semovente da 75/34 непродолжительное время использовались в боях против британских и американских войск на юге Италии летом 1943 года. Затем часть машин была захвачена немцами, в то время как остальные самоходки итальянцы применили против бывшего союзника. Например, несколько Semovente da 75/34 приняло участие в боях под Римом.

Капитуляция Италии в сентябре 1943 года привела в к полной утрате итальянской армией не только абсолютно большей части бронетехники, но и производственных мощностей. Вероятно, последний раз Semovente M42 da 75/18 и Semovente M42 da 75/34 использовались в боях против немцев под Римом, где они были частично уничтожены или захвачены.

сенью 1943 года немецкие оккупационные власти достроили несколько 75-мм САУ на танковом шасси, после чего перешли на выпуск машин, используя в качестве основы ходовую часть и корпуса от Semovente M43 da 105/25. Отчасти это было сделано с целью унификации, для облегчения серийного выпуска. Сравнительно большое число самоходок с 75-мм пушками, включая короткоствольные Semovente M42 da 75/18, было направлено в дивизию SS “Karstjager”, которая действовала на Балканах. Остальные дислоцировались в Италии и были распределены между различными танковыми частями в качестве машин огневой поддержки. Наиболее активно итальянские самоходки использовались в составе 278-го батальона самоходных орудий (278 Stug.Abt.) весной 1944 года в центральной части страны.

Крайне небольшое количество 75-мм САУ было передано немцами армии Итальянской Социальной Республики (RSI). По состоянию на январь 1944 года самоходные орудия находились в составе следующих подразделений:

Gruppo Squadroni Corazzati “San Giusto” – 4 средних танка M13/40, 16 танкеток L3/33 и L3/35, две Semovente L6/40 da 47/32, одна Semovente M42 da 75/34, три Semovente M42 da 75/18 и две бронемашины Autoblindo AB41;

I° Divisione di fanteria “Italia” – 12 Semovente M42 da 75/18;

Raggruppamento “Cacciatori degli Appennini” — 9 Semovente M42 da 75/18, 4 Semovente M42 da 75/15 и 6 бронемашин Autoblindo AB41;

R.A.P. (Reparto Anti Partigiani) – 6 бронемашин Autoblindo (как минимум одна из них – AB41), 7 танкеток L3/35 и L3/38, два легких танка L6/40, один легкий танк M13/40 и две Semovente M42 da 75/18;

Reggimento Alpini “Tagliamento” – две самоходки Semovente M42 da 75/18 и одна бронемашина Autoprotetta Fiat 665.

Дальнейшая судьба этих машин остаётся невыясненной.

Теперь внесём ясность в обозначения итальянских самоходок оснащенных 75-мм орудиями с различными стволами. Стоит отметить, что САУ получали обозначения в зависимости от типа ходовой части:

Semovente M40 da 75/18 (Semovente da 75/18 su scafo M40) – самоходная установка образца 1940 года с длиной ствола 18 калибров на шасси танка M13/40, построено 60 единиц;

Semovente M42 da 75/18 (Semovente da 75/18 su scafo M41 и M42) – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 18 калибров на шасси танка M14/41, построено 162 единицы;

Semovente M41 da 75/32 (Semovente da 75/32 su scafo M41) – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 32 калибра на шасси танка M14/41, построено 25 единиц;

Semovente M42 da 75/34 (Semovente da 75/32 su scafo M42) – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 34 калибра на шасси танков M14/41 или M15/42, точное количество построенных машин не установлено;

Semovente M42М da 75/34 – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 34 калибра на модернизированном шасси танка M14/41.

Две следующие модификации производились уже под немецким контролем и строились с использованием бронекорпуса и шасси САУ Semovente M43 da 105/25:

Semovente M43 da 75/34 (Semovente M42Т da 75/34) – самоходная установка образца 1943 года с длиной ствола 34 калибра, производилась только для вермахта, построено 11 машин;

Semovente M43 da 75/46 – самоходная установка образца 1943 года с 75-мм зенитным орудием, построено 13 машин. Ни одна из этих самоходок, выпуск которых был осуществлен в 1943-1944 гг., в итальянскую армию не попала.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК
Semovente da 75/18 и Semovente da 75/34 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 14400 кг 15000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4920 5070
Ширина, мм 2200 2230
Высота, мм 1850 1800
Клиренс, мм 350 350
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка (Cannone da 75/18) и один 8-мм пулемет Breda mod.38 одна 75-мм пушка (Cannone da 75/34) и один 8-мм пулемет Breda mod.38
БОЕКОМПЛЕКТ 44 снаряда и 1104 патрона 42 снаряда и 1104 патрона
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 30 мм лоб рубки — 30 мм борт рубки – 25 мм борт корпуса — 15 мм корма – 6 мм крыша и днище – 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ SPA 8ТМ40, дизельный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 125 л.с. при 1800 об/мин, рабочим объемом 11 140 см.куб. SPA M15 или 15TB, дизельный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 192 л.с. при 1800 об/мин, рабочим объемом 11 140 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: дисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал
ЁМКОСТЬ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ основной — 145 литров дополнительный — 35 литров
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных обрезиненных катков на борт, сблокированных по четыре в две тележки, 3 поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, подвеска на полуэллиптических рессорах, мелкозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 32 км\ч по шоссе15 км\ч по местности 40 км\ч по шоссе15 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км 230 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 40°
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RF 1CA со штыревой антенной

Semovente da 105/25 “Bassotto” Штурмовая самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Semovente da 105/25 Альтернативное обозначение: Semovente da 105/23 su scafo M42 allargato, “Bassotto” Начало проектирования: 1942 г. Дата постройки первого прототипа: 1943 г. Стадия завершения работ: серийно выпускалась в течении 1943 г.

Еще до начала серийного выпуска танков Carro Armato M15/42 ни у кого не оставалось сомнений, что изделия фирмы Ansaldo не соответствует предъявляемым к данному классу машин требованиям. Хотя танк по итальянской спецификации позиционировался как “средний”, по основным параметрам он был аналогичен советским Т-50 или Т-70, уступая в бронировании. В то же время, разработка более совершенных машин на том же шасси затягивалась. И этой сложной ситуации был найден вполне логичный выход – основные танки можно было закупать в Германии, а шасси старых танков типа “M” вполне подходило для использования в качестве базы для самоходных установок. Боевое применение 75-мм самоходок Semovente da 75/18 и 75/46 было наглядным тому подтверждением.

Поскольку ходовая часть среднего танка ещё позволяла установить более тяжелое орудие было предложено провести доработку Semovente da 75/46, с целью установки на неё 105-мм пушки. Примечательно, что данное орудие было разработано на базе пушки Schneider модели 1913 года, которая выпускалась в период Первой Мировой войны под обозначением L 13S. В полевом варианте это орудие имело длину ствола 28 калибров и имело следующие показатели:

угол вертикального наведения – от 0 до 37

угол горизонтального наведения – 6

максимальная дальность стрельбы – 12 км

масса – 2030 кг

Изначально орудие предназначалось для поражения полевых укреплений и пехоты, но масса снаряда позволяла бороться с танками противника. Обычно стрельба велась осколочно-фугасными снарядами массой 16,24-кг, которые имели начальную скорость 550 (по другим данным — 510) м\с.

Первый вариант обновлённой самоходки, работы над которым начались в апреле 1942 году, вооружался 105-мм орудием с длиной ствола 23 калибра. Для установки пушки на САУ базовый вариант танкового корпуса Р26/40 пришлось значительно доработать. Прежде всего была изменена форма корпуса в сторону увеличения в ширину (с 2280 до 2420 мм) и уменьшения по высоте (с 1850 до 1740 мм). Толщину лобового бронелиста рубки довели до 70 мм, корпуса – до 50 мм, бортов – до 45 мм. Схема установки бронелистов и компоновка корпуса остались без изменений. Небольшие углы наклона имели только лобовой лист корпуса (35°), борта рубки (75°) и корма корпуса (77°). Остальные бронелисты устанавливались под прямыми углами 90&deg.;

Первый вариант обновлённой самоходки, работы над которым начались в апреле 1942 году, вооружался 105-мм орудием с длиной ствола 23 калибра. Для установки пушки на САУ базовый вариант танкового корпуса Р26/40 пришлось значительно доработать. Прежде всего была изменена форма корпуса в сторону увеличения в ширину (с 2280 до 2420 мм) и уменьшения по высоте (с 1850 до 1740 мм). Толщину лобового бронелиста рубки довели до 70 мм, корпуса – до 50 мм, бортов – до 45 мм. Схема установки бронелистов и компоновка корпуса остались без изменений. Небольшие углы наклона имели только лобовой лист корпуса (35°), борта рубки (75°) и корма корпуса (77°). Остальные бронелисты устанавливались под прямыми углами 90&deg.;

Стрелковое вооружение состояло из одного 8-мм пулемета Breda mod.38, который предназначался для отражения воздушных атак и устанавливался на крыше боевого отделения. Экипаж самоходного орудия остался без изменений и состоял из 3-х человек: водителя, командира и артиллериста. Эти мероприятия позволили не только сэкономить массу, но и вступать в бой на средних дистанциях со средними танками союзников. На САУ устанавливался бензиновый 8-цилиндровый двигатель SPA M15 мощностью 190 л.с., с жидкостной системой охлаждения. Для доступа к двигателю на крыше моторного отделения имелось два прямоугольных люка.

Ходовая часть была заимствована от среднего танка M15/42 с незначительными доработками. Применительно на каждый борт, она состояла из 8 сдвоенных опорных катков (сблокированных в тележки по два, 1-2 и 3-4 тележки подвешивались на единой полуэллиптической листовой рессоре), 3 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Верхняя часть шасси закрывалась бортовым бронещитом.

Прототип Semovente da 105/23 su scafo M42 allargato (что можно перевести как “Самоходное орудие калибра 105 мм с длиной ствола 23 калибра“ на расширенном шасси М42) был закончен с постройкой 16 января 1943 года и представлено на испытания 28 января, когда поражение итальянской армии в Северной Африке приобрело необратимый характер. После кратковременных испытаний был сделан вывод, что более оптимальным вариантом является установка 105-мм орудия с длиной ствола 25 калибров, что и было сделано в скором времени. В остальном самоходка практически полностью удовлетворяла требованиям Артиллерийского Управления и армии. По сравнению с 75-мм САУ скорость поднялась до 35 км\ч, при запасе хода по шоссе 170 км. Подвижность машины признали вполне удовлетворительной, поскольку она не сильно отличалась от танка М15/42.

В феврале 1943 года с фирмой Ansaldo был заключен заказ на постройку 30 самоходных установок, который был выполнен к 30 июня. Впоследствии получили официальное обозначение Semovente da 105/25 su scafo Fiat-Ansaldo M43 (чаще всего это обозначение сокращают до Semovente da 105/25) и собственное название “Bassotto”. Далее заказ был увеличен до 454 экземпляров, но из-за капитуляции Италии выполнить его не удалось.

В Африку эти самоходки, разумеется, не попали. К сентябрю все построенные 105-мм САУ находились в центральной части страны и входили в состав танковой дивизии “Ariete II”. Есть сведения, что Semovente da 105/25 успели принять участие в боях с союзниками на стороне итальянской армии (Regio Esercito). Тем не менее, в начале сентября 1943 года, почти в полном составе, самоходки были реквизированы немецкими оккупационными властями.

Немцы, всегда презрительно относившиеся к продукции танкостроительных предприятий Италии, на этот раз были вынуждены признать, что итальянские 75-мм и 105-мм самоходные орудия действительно оказались очень удачными. Поэтому, после основания на севере Итальянской Социальной Республики под руководством Б.Муссолини, армия и национальная гвардия RSI получили довольно скромный танковый парк. По мнению немецкого командования делиться с итальянцами новой техникой было непозволительной роскошью, когда в избытке имеются трофеи. Правда, всю самую современную технику вермахт оставил себе. В итоге, танковые подразделения RSI были оснащены танкетками L3/35 и L3/38, легкими танками L6/40 и средними танками типа “M” выпуска 1941-1942 гг. Что касается самоходных орудий, то их количество оценивается, по состоянию на 1944 года, примерно в 35-40 единиц. Среди них числилась всего одна Semovente da 105/25, которая принадлежала штабу Gruppo Squadroni Corazzati “Leoncello”.

Что касается использования Semovente da 105/25 на стороне вермахта, то достоверной информации сохранилось немного. Немецкая администрация решила продолжить выпуск самоходок и в 1944-1945 гг. было собрано ещё 60 экземпляров. По некоторым данным, для их постройки использовалось усиленное шасси от “тяжелого” танка Р40. В вермахте САУ получили обозначение Sturmgeschutz M 43 mit 105/25 (853)(i).

Помимо этого, под немецким контролем были проведены работы по улучшения конструкции самоходных установок с менее мощными пушками. Так, в корпус Semovente da 105/25 устанавливалась 75-мм зенитная пушка (Cannone da 76/46) и 75-мм полевая пушка с длиной ствола 34 калибра (Cannone da 76/34, как на более ранней самоходке). Эти машины сейчас чаще всего обозначаются как Semovente М43 da 75/46 и Semovente М43 da 75/34. В вермахте они обозначались как Sturmgeschutz M43 mit 75/46 (852)(i) и Sturmgeschutz M43 mit 75/34 (851)(i). Всего было выпущено 11 и 29 самоходок, соответственно.

О боевом применении Semovente da 105/25 известно, что 105-мм самоходки активно использовались в боях под Акино, Монте-Кассино и Римом, а также на оборонительных линиях “Dora” и “Gustav” в апреле-мае 1944 г. Последние Semovente da 105/25 оставались на вооружении вплоть до весны 1945 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОЙ САУ Semovente M43 da 105/25 образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 16000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5070
Ширина, мм 2040
Высота, мм 1740
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм пушка (Cannone da 105/25) и один 8-мм пулемет Breda mod.38
БОЕКОМПЛЕКТ 48 снарядов и 864 патрона
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 50 мм лоб рубки — 75 мм борт рубки – 45 мм борт корпуса — 25 мм корма – 25 мм крыша и днище – 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ SPA M15 или M15TB M42 , 8-цилиндровый, V-образный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 192 л.с. при 2400 об\мин; основной — 367 литров, дополнительный — 40 литров, расход топлива — 240 литров на 100 км
ТРАНСМИССИЯ механического типа: дисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач (5+1), блокируемый дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков собранных в 4 тележки, 4 поддерживающих ролика на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; число траков — 84 (ширина — 260 мм, шаг — 124 мм), контактная площадь — 2,14 м
СКОРОСТЬ 35 км\ч по шоссе 15 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 170 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 40°
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RF 1CA

Semovente da 149/40 Штурмовая самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Semovente da 149/40 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1942 г. Дата постройки первого прототипа: 1943 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, проект отменен после капитуляции Италии в сентябре 1943 г.

Одним из лучших итальянских орудий времен 2-й мировой войны справедливо считалась 149-мм пушка (Cannone da 149/35), по основным параметрам не уступавшая советской 152,4-мм А-19 и немецкой 150-мм пушке. Единственным большим недостатком этой артиллерийской системы была её большая масса, которая требовала наличия не только тяжелых тягачей, но и транспортеров большой грузоподъёмности для подвоза боеприпасов. В связи с этим, назрела необходимость создания самоходного лафета, но в 1935 году (когда Cannone da 149/35 была официально принята на вооружение) подходящего шасси ещё не существовало.

В 1942 году, этот проект был, наконец, реализован. Для установки 149-мм орудия было решено использовать ходовую часть среднего танка M15/42 (по другим данным — Р26/40). Выбор был далеко не самым оптимальным, но специалисты фирмы Ansaldo Fossati ничего другого предложить не смогли.

Конструкцию этого шасси иначе как анахроничным назвать было нельзя. По схеме оно сильно напоминало шасси от чехословацкого танка LT vz.35 – на каждый борт приходилось по 8 сдвоенных опорных катков, которые блокировались по два в четыре тележки. В свою очередь, каждая из пар тележек группировалась в единый блок с амортизацией на пластинчатых рессорах. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 4 сдвоенных ролика. Направляющее колесо находилось сзади, ведущее – спереди. Силовая установка изменений не претерпела.

Между тем, компоновку САУ пришлось изменить, перенеся моторное отделение в среднюю часть корпуса. Впереди, как и на танке, находилась трансмиссия и отделение управления. Боевой отсек, как таковой, отсутствовал – пушка устанавливалась на лафете без какой-либо защиты в кормовой части корпуса. Для уменьшения отката и большей стабильности при стрельбе использовались два упора, крепившихся к кормовому бронелисту корпуса. Легкое стрелковое вооружение отсутствовало.

Бронирование было несколько уменьшено. Лоб корпуса состоял из 25-мм бронелистов, борта – 15 мм, корма – 6 мм. Работы над Semovente da 149/40 началась в апреле 1942 года, но по ряду причин она затянулась более чем на год. Лишь в августе 1943 года, незадолго до подписания перемирия с союзниками, проект самоходной установки был рассмотрен на заседании макетной комиссии в Генуе. В целом, САУ произвела хорошее впечатление в первую очередь благодаря высвобождавшимся мощностям двух тягачей, для которых постоянно требовались покрышки, запасные части и горючее. Предполагалось, что при выстреле орудие будет вести себя более стабильно при такой же подвижности на местности, как у танка. Кроме того, для развертывания на боевой позиции расчету САУ требовалось около 3 минут, в то время как буксируемого варианта Cannone da 149/40 этот показатель составлял 17 минут. Положительным фактором было и то, что для производства Semovente da 149/40 не требовалось дефицитных материалов при относительно небольшом количестве человеко-часов на сборку каждого орудия.

Постройка Semovente da 149/40 была завершена в конце 1943 года, когда Италия оказалась разделённой на две враждующие части. Прототип был сразу конфискован немцами и отправлен на полигон в Хиллерслебен (Hillersleben), где её присвоили обозначение Gepanzerte Selbstfahrlafette M43 fur 15/42 (854) (i). Данные об испытаниях самоходной установки в Германии отсутствуют, но в любом случае Semovente da 149/40 оказалась последней САУ построенной в Италии в годы войны.

Весной 1945 года американская военная миссия под руководством полковника Джарретта (Jarrett) обнаружила Semovente da 149/40 и приняла решение отправить её в США. Прибыв на Абердинский полигон САУ оставила у американцев неплохое впечатление, после чего Semovente da 149/40 доставили в музей, где она находится до настоящего времени.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЗОДНОЙ УСТАНОВКИ Semovente da 149/40 образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 24000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6570
Ширина, мм 2940
Высота, мм 2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 149-мм пушка Cannone da 149/40
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт корпуса — 15 мм корма — 6 мм крыша — 6 мм крыша корпуса — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ SPA 342, 12-цилиндровый, V-образный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 330 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: дисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач (5+1), блокируемый дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных обрезиненных катков на борт, сблокированных по четыре в две тележки, 3 поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, подвеска на полуэллиптических рессорах, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 275 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 1,15
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RF 1CA или RF 2CA