Танкетки Италии

Carro Veloce CV29 Танкетка

Официальное обозначение: Carro Veloce CV29 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1929 г. Дата постройки первого прототипа: 1930 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, работы прекращены в связи с завершением Африканской кампании.

Не прошло и 10 лет после принятия на вооружение легкого танка FIAT 3000, как потенциальные противники в лице Великобритании и Франции получили в своё распоряжение множество образцов новой техники, среди которых особо выделялись средние многобашенные танки и танкетки. Последние как нельзя лучше подходили для ведения разведки и связи. Сравнительно с FIAT 3000A (mod.21) британская танкетка Vickers-Carden-Lloyd Mk.VI обладала худшей защищенностью и более слабым вооружением, но по динамическим качествам оставляла далеко позади итальянский танк.

В ходе маневров, проведенных в 1929 году в Валь Варайта (Val Varaita) с участием двух батальонов FIAT 3000A, выяснилось, что эти танки нуждаются в замене. “Фиаты” с трудом передвигались по горным дорогам и пересеченной местности, фактически исключая тесное взаимодействие с пехотными подразделениями, не говоря уже о быстрой переброске на нужный участок боевых действий. Итальянская промышленность ничего равноценного предложить не смогла. Впрочем, ещё в 1928 году, техническая инспекция итальянской армии инициировала отправку делегации за рубеж, для закупок более современной техники.

Разумеется, лучшим вариантом оказался Vickers-Carden-Lloyd Mk.VI – первый вариант танкетки, ставший впоследствии наиболее успешным. После переговоров в Лондоне с представителями фирмы удалось заключить договор не только на приобретение одного из экземпляров VCL Mk.VI для всесторонних испытаний, но и купить лицензию на их выпуск в Италии.

Собственно, итальянский вариант танкетки отличался от VCL Mk.VI исключительно вооружением и отечественной бронёй – всё остальное переходило без изменений. Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из 4-х опорных катков, специального желоба, поддерживающего гусеничную ленту сверху, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

Корпус собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 6 до 9 мм при помощи болтов и заклёпок на металлическом каркасе. Его компоновка также не изменилась. Спереди располагалась трансмиссия, в средней части находились места механика-водителя и командира машины, в задней – моторное отделение. На итальянской танкетке, также как и на VCL Mk.VI, устанавливался бензиновый 4-цидиндровый двигатель Ford-T мощностью 20-22,5 л.с. с жидкостным охлаждением. Изменился только состав вооружения – вместо 7,71-мм британских пулеметов Vickers установили итальянские FIAT mod.1914 калибра 6,5-мм.

В течении 1929-1930 гг. на заводе итальянской фирмы Ansaldo была построена 21 (по другим данным — 27) танкетка, которая в итальянской армии получила обозначение Carro Veloce 29, или сокращенно CV29. Быстрое развертывание производства позволило к маю 1931 года полностью укомплектовать танкетками два взвода, которые ранее эксплуатировали бронеавтомобили Lancia 1Z. Впоследствии предполагалось оснастить танкетками кавалерийские подразделения.

В боевых действиях CV29 участия не принимали, лишь две танкетки в феврале 1932 года были отправлены в Ливию для испытаний в условиях пустыни. Пройдя в общей сложности 450 км был сделан вывод, что при хороших скоростных свойствах использовать CV29 в пустыне не представляется возможным из-за сильного перегрева двигателя и его постоянного засорения песком. Окончательно танкетки CV29 были сняты с вооружения 31 декабря 1934 г., а их место заняли более современные “танки поддержки” CV33. Впрочем, иногда встречается информация об использовании первых итальянских танкеток в ходе войны с Эфиопией и даже во Второй Мировой войне, но скорее всего это не соответствует действительности.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ Carro Veloce CV29 образца 1930 г.

БОЕВАЯ МАССА 1720 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2480
Ширина, мм 1712
Высота, мм 1000 (без купола)1280 (с куполом)
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет FIAT обр.1914 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм крыша — 4 мм днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford-T, карбюраторный, мощностью 22,5 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, поддерживающий желоб, переднее ведущее и занее напрвляющее колесо
СКОРОСТЬ 45 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 80 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 45°
Высота стенки, м 0,40
Глубина брода, м 0,35
Ширина рва, м 1,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Carro Veloce CV33 \ CV35 \ CV38 Танкетка

Официальное обозначение: Carro Veloce CV33 \ CV35 \ CV38 Альтернативное обозначение: Carro Veloce CV3/33, CV3/35, CV3/38, L3 Начало проектирования: 1929 г. Дата постройки первого прототипа: 1930 г. Стадия завершения работ: серийно выпускались в 1933-1939 гг.

Большой успех, первоначально сопутствовавший британской танкетке Vickers-Carden-Lloyd Mk.VI не оставил к ней равнодушной итальянскую армию. Эта машина, обладая высокой подвижностью, хорошо вписывалась в принятую тогда в Италии теорию использования танковых частей, которые могли действовать только в интересах пехоты. После закупки в Великобритании четырех танкеток руководство Regio Esercito распорядилось организовать выпуск Mk.VIb на собственных предприятиях и в 1929 году фирмой Ansaldo-Fossati была сдана партия из 24 танкеток Carro Veloce CV 29.

Впрочем, ещё в 1928 году Regio Esercito объявило конкурс на легкий танк поддержки пехоты, предназначенный для замены устаревших FIAT 3000. Работы над такой машиной также проводись на фирме Ansaldo под общим руководством инженера Розини. Имея в своём распоряжении документацию на VCL Mk.VIb итальянские конструкторы позаимствовали отдельные технические решения, использованные в ходовой части британской танкетки, в то время как корпус был спроектирован “с нуля”. Так что, итальянскую танкетку вряд ли можно было назвать “улучшенным” Mk.VIb.

Макет танкетки Carro Veloce CV3, выполненный из дерева, был представлен уже в 1929 году. В отличии от британского аналога ходовая часть CV3 состояла из шести опорных катков на один борт, крепившихся на общей балке. При этом первая и последняя пара были сблокированы в тележки, а 3-й и 4-й катки имели независимую подвеску. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие сзади. Поддерживающие ролики отсутствовали, а вместо них использовалась специальная направляющий желоб. Каждая гусеница состояла из 72 мелкозвенчатых траков.

Корпус танкетки был клёпаным и собирался из катаных броневых листов толщиной от 5 до 12 мм. Компоновка CV3 была полностью аналогична Mk.VIb. В передней части находилась трансмиссия, в средней – боевое отделение, в кормовой – моторный отсек. Водитель размещался с правой стороны, командир машины (он же стрелок) – с левой. Вооружение опытного образца состояло из одного 6,5-мм пулемета FIAT. Пулеметная установка обеспечивала обстрел по горизонту в пределах 40° (по 20° влево-вправо) и по вертикали в пределах от -20° до +20°.

Органы управления танкеткой были предельно просты. Слева и справа от водителя размещалось два рычага, а впереди него находились педали газа и сцепления. С помощью рыгагов блокировались бортовые фрикционы, что обеспечивало поворот танкетки влево-вправо. В случае необходимости рекого торможения рычагами можно было заблокировать оба фрикциона.

Прототип танкетки CV3 поступил на испытания в 1930 г., а в следующем году появился его улучшенный вариант (по некоторым данным это был доработанный первый опытный образец), отличавшийся измененной ходовой частью с добавленным 7-м опорным катком. В течении 1932 года второй и третий прототипы прошли усиленные испытания на полигоне под Генуей. В целом, представители итальянской армии остались довольны новой машиной, что позволило оформить контракт на выпуск 4 танкеток предсерийного образца. От прототипов они отличались 6,5-мм пулеметом FIAT авиационного типа. После проведения новой серии испытаний Regio Esercito подписали новый контракт на сборку следующих 10 танкеток, которые с этого времени именовались как Carro Veloce Ansaldo CV33 serie I. Вместо 6,5-мм пулеметов были установлены 8-мм модификации 14/35, а 7-й опорный каток получил дополнительную фиксирующую плиту.

Следующая версия Carro Veloce Ansaldo CV33 serie II появилась в 1934 г. (иногда встречается обозначение CV33 mod.1934), но серийно её начали выпускать только в 1936 г. Помимо незначительных доработок корпуса данная модификация оснащалась спаренной установкой из двух 8-мм пулеметов FIAT mod.14/35 и отсутствием дополнительной бронеплиты на задних колёсах. Впоследствии по такому же образцу перевооружили часть машин 1-й серии.

Фактически параллельно был налажен выпуск модификации CV35 serie I, первый прототип которой прошел испытания в 1935 г. От предыдущего варианта новые машины отличались спаркой 8-мм пулеметов Breda mod.38 с улучшенной стрелковой установкой, а также 4-цидиндровым двигателем SPA CV.3-005, рабочим объёмом 2748 см.куб. и максимальной мощностью 43 л.с. Толщина бронирования в лобовой части корпуса была доведена до 13 мм. Танкетки следующей модификации CV35 serie II оснащались дополнительным бортовым бронированием. Несмотря на столь незначительные изменения боевая масса танкеток модельного ряда CV35 составила 3300-3450 кг, против 2700 кг у танкеток CV33. Вместе с тем, дальность хода по шоссе удалось довести до 150 км.

Последняя версия танкетки CV38, в связи с введением в 1938 году новой системы обозначений, получила индекс L3/38 (остальные модификации стали именоваться L3/33 и L3/35 соответственно) и впервые была продемонстрирована на маневрах 1937 года состоявшихся на острове Сицилия. Этот вариант имел наиболее сильные отличия в ходовой части. На этом варианте установили ходовую часть, включавшую 4 опорных каткоа на борт сблокированных попарно, а вместо верхнего желоба применили 2 поддерживающих ролика. Соответственно, изменилась система подвески. Вооружение танкетки состояло из одного 13,2-мм пулемета Breda mod.31, который был, несомненно, более эффективным, чем спарка пулеметов винтовочного калибра. Поскольку эта модификация считалась наиболее удачной в течении 1942 года армия заказала фирме Ansaldo переставить на новую ходовую часть танкетки более старых модификаций.

Стоит также отметить, что с 1940 года употреблялись сокращенные обозначения танкеток — L33, L35 и L38. Общее количество построенных танкеток оценивается в 1400 машин, хотя в ряде источников можно встретить цифру в 2000 экземпляров.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКОК L3 образца 1933-1938 гг.

L3/33(1933 г.) L3/35(1935 г.) L3/38(1938 г.)
БОЕВАЯ МАССА 2700-3100 кг 3540 кг 3500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3160 3250 3250
Ширина, мм 1400 1500 1500
Высота, мм 1280 1300 1300
Клиренс, мм 190 ? ?
ВООРУЖЕНИЕ два 6,5-мм пулемета FIAT два 8-мм пулемета FIAT mod.35 или Breda mod.38 один 13,2-мм пулемет Breda
БОЕКОМПЛЕКТ 2170 патронов 2170 патронов для FIAT mod.35 или 1896 патронов для Breda mod.38 ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм борт — 9 мм корма — 9 мм крыша и днище — 5 мм лоб корпуса — 13 мм борт — 9 мм корма — 9 мм крыша и днище — 5 мм лоб корпуса — 13 мм борт — 9 мм корма — 9 мм крыша и днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ SPA, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с. при 2600 об/мин FIAT CV 3-005, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 43 л.с. при 2600 об/мин FIAT, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с. при 2600 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: карданный вал, главный фрикцион, 5-скоростная КПП, дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 7 опорных обрезиненных катков на борт, 4 сблокированы в тележки, остальные закреплены индивидуально, вместо поддерживающих роликов — направляющий желоб, ведущее колесо переднего расположения, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками (на один борт) 7 опорных обрезиненных катков на борт, 4 сблокированы в тележки, остальные закреплены индивидуально, вместо поддерживающих роликов — направляющий желоб, ведущее колесо переднего расположения, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками (на один борт) 4 опорных обрезиненных катка на борт сблокированых в тележки, один независимый каток, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения
СКОРОСТЬ 40-42 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 110 км 150 км 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 40° ? ?
Высота стенки, м 0,65 0,65 0,65
Глубина брода, м 0,70-0,90 0,70 0,70
Ширина рва, м 1,45 1,45 1,45