Зенитные самоходные установки Италии
Semovente da 102/44 Зенитная артиллерийская установка
Официальное обозначение: Semovente da 102/44 Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1942 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия
завершения работ: проект отменен.
Информации по данному проекту очень немного, поскольку ни в одном из
источников нет указания на цели и подробности разработки.
Предположительно, этот проект начали разрабатывать в 1942 году в
качестве самоходной артиллерийской системы огневой поддержки.
Судя по сохранившимся фотографиям модели для САУ планировалось создать
новое шасси, увеличенное по ширине, в то время как для других самоходок
использовали шасси от танков M13/40 и M15/42.
Также есть предположения, что в качестве базы могло использоваться шасси
от танка Р.40, как это было сделано для Semovente da 149/40, но в
доработанном виде. Орудие устанавливалось на открытой платформе в
кормовой части корпуса и имело круговой сектор наведения.
Основные вопросы относятся именно к артсистеме. Дело в том, что на
вооружении итальянской армии никогда не было пушки типа 102/44 (то есть
калибром 102 мм и длиной ствола 44 калибра).
В то же время, ещё оставались значительные запасы зенитных орудий типа
102/35 S.A. Mod.1914, который в годы 1-й мировой войны устанавливались
на грузовики SPA 9000, а в 1942 году их приспособили под установку на
грузовики FIAT 634N.
Также в Италии имелось морское орудие типа 102/45 S.A. Mod.1917, которое
являлось копией британской корабельной артсистемы QF 4-in Mk.V и
выпускалось по лицензии. Сравнивая оба варианта и модель, которую
предполагали установить на САУ, напрашивается вывод, что это всё-таки
было 102/35 S.A. Mod.1914, но с новым стволом.
Разработка проекта Semovente da 102/44 была прекращена ещё до
капитуляции Италии. Скорее всего, выбор был сделан в пользу Semovente da
149/40, которая обладала более высокими боевыми качествами. В любом
случае, но одного прототип построено не было.
БОЕВАЯ МАССА ~24000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 102-мм пушка Cannone da 102/44
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ ?
ТРАНСМИССИЯ ?
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ?
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ? M15 Contraereo Зенитная самоходная установка
Официальное обозначение: M15 Contraereo Альтернативное обозначение:
M15/42 Carro contraereo Начало проектирования: 1942 г. Дата постройки
первого прототипа: 1943 г. Стадия завершения работ: построен один
прототип, проект закрыт в 1943 г.
В 1942 году в Италии была разработана одна немногочисленных зенитных
самоходок, базой для которой послужил средний танк Carro Armato M15/42.
Изменения коснулись только вооружения, при том, что корпус и шасси
практически остались прежними.
Ходовая часть переходила от серийного танка с минимальными доработками.
Применительно на один борт она состояла из 8 сдвоенных опорных катков,
сблокированных в тележки по два. 1-2 и 3-4 тележки подвешивались на
единой полуэллиптической листовой рессоре. Остальные элементы ходовой
части включали по три поддерживающих ролика на борт, ведущие колеса
переднего расположения и направляющие колёса заднего расположения. На
крыше моторного отсека располагались два запасных опорных катка.
Вместо стандартной цилиндрической башни была установлена новая, более
сложной формы и увеличенного размера. Крыша отсутствовала, а в лобовом
бронелисте монтировались четыре 13,2-мм пулемета Breda, имевших
значительный угол вертикального наведения. Есть также данные, что
существовал вариант с двумя 20-мм пушками. Поворот башни осуществлялся
через гидравлический привод. Наблюдение за окружающей обстановкой и
прицеливание производилось при помощи телескопического прицела.
Моторное отделение осталось без изменений. В нём устанавливался
8-цилиндровый дизельный двигатель SPA 8T мощностью 125 л.с., с двумя
бензобаками общей ёмкостью 180 литров (145 основной и 35 резервный),
системой охлаждения и системой смазки. Запуск двигателя производился от
электростартера или вручную.Спаренная установка из 8-мм пулеметов в
лобовом листе корпуса демонтировались, а ниша закрывалась бронелистом.
Ходовая часть, двигатель и корпус остались без изменений, поскольку они
целиком заимствовались от танка M15/42.
Зенитная самоходка получила название М15 Contraereo, но несмотря на
удачные испытания развернуть её серийное производство не удалось. После
вторжения союзников в Италию, и последовавшей за этим оккупацией севера
страны немецкими войсками, многие перспективные разработки были закрыты.
Эта же участь постигла и М15, прототип которой был захвачен немцами и
впоследствии утилизирован.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА Carro Armato М15/42
образца 1942 г.
БОЕВАЯ МАССА ~14000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5060
Ширина, мм 2280
Высота, мм 2370
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре 13,2-мм пулемета Breda
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб башни — 37+12 мм лоб корпуса — 30+12 мм борт — 25 мм
корма — 25 мм крыша — 14 мм днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ SPA 15, дизельный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного
охлаждения; мощность 140 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: дисковый главный фрикцион,
пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных обрезиненных катков на борт,
сблокированных по четыре в две тележки, 3 поддерживающих катка, ведущее
колесо переднего расположения, подвеска на полуэллиптических рессорах,
мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RF 1CA или RF 2CA |