Зенитные самоходные установки Италии

Semovente da 102/44 Зенитная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Semovente da 102/44 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1942 г. Дата постройки первого прототипа: Стадия завершения работ: проект отменен.

Информации по данному проекту очень немного, поскольку ни в одном из источников нет указания на цели и подробности разработки. Предположительно, этот проект начали разрабатывать в 1942 году в качестве самоходной артиллерийской системы огневой поддержки.

Судя по сохранившимся фотографиям модели для САУ планировалось создать новое шасси, увеличенное по ширине, в то время как для других самоходок использовали шасси от танков M13/40 и M15/42.

Также есть предположения, что в качестве базы могло использоваться шасси от танка Р.40, как это было сделано для Semovente da 149/40, но в доработанном виде. Орудие устанавливалось на открытой платформе в кормовой части корпуса и имело круговой сектор наведения.

Основные вопросы относятся именно к артсистеме. Дело в том, что на вооружении итальянской армии никогда не было пушки типа 102/44 (то есть калибром 102 мм и длиной ствола 44 калибра).

В то же время, ещё оставались значительные запасы зенитных орудий типа 102/35 S.A. Mod.1914, который в годы 1-й мировой войны устанавливались на грузовики SPA 9000, а в 1942 году их приспособили под установку на грузовики FIAT 634N.

Также в Италии имелось морское орудие типа 102/45 S.A. Mod.1917, которое являлось копией британской корабельной артсистемы QF 4-in Mk.V и выпускалось по лицензии. Сравнивая оба варианта и модель, которую предполагали установить на САУ, напрашивается вывод, что это всё-таки было 102/35 S.A. Mod.1914, но с новым стволом.

Разработка проекта Semovente da 102/44 была прекращена ещё до капитуляции Италии. Скорее всего, выбор был сделан в пользу Semovente da 149/40, которая обладала более высокими боевыми качествами. В любом случае, но одного прототип построено не было.

БОЕВАЯ МАССА ~24000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 102-мм пушка Cannone da 102/44
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ ?
ТРАНСМИССИЯ ?
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ?
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

M15 Contraereo Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: M15 Contraereo Альтернативное обозначение: M15/42 Carro contraereo Начало проектирования: 1942 г. Дата постройки первого прототипа: 1943 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, проект закрыт в 1943 г.

В 1942 году в Италии была разработана одна немногочисленных зенитных самоходок, базой для которой послужил средний танк Carro Armato M15/42. Изменения коснулись только вооружения, при том, что корпус и шасси практически остались прежними.

Ходовая часть переходила от серийного танка с минимальными доработками. Применительно на один борт она состояла из 8 сдвоенных опорных катков, сблокированных в тележки по два. 1-2 и 3-4 тележки подвешивались на единой полуэллиптической листовой рессоре. Остальные элементы ходовой части включали по три поддерживающих ролика на борт, ведущие колеса переднего расположения и направляющие колёса заднего расположения. На крыше моторного отсека располагались два запасных опорных катка.

Вместо стандартной цилиндрической башни была установлена новая, более сложной формы и увеличенного размера. Крыша отсутствовала, а в лобовом бронелисте монтировались четыре 13,2-мм пулемета Breda, имевших значительный угол вертикального наведения. Есть также данные, что существовал вариант с двумя 20-мм пушками. Поворот башни осуществлялся через гидравлический привод. Наблюдение за окружающей обстановкой и прицеливание производилось при помощи телескопического прицела.

Моторное отделение осталось без изменений. В нём устанавливался 8-цилиндровый дизельный двигатель SPA 8T мощностью 125 л.с., с двумя бензобаками общей ёмкостью 180 литров (145 основной и 35 резервный), системой охлаждения и системой смазки. Запуск двигателя производился от электростартера или вручную.Спаренная установка из 8-мм пулеметов в лобовом листе корпуса демонтировались, а ниша закрывалась бронелистом. Ходовая часть, двигатель и корпус остались без изменений, поскольку они целиком заимствовались от танка M15/42.

Зенитная самоходка получила название М15 Contraereo, но несмотря на удачные испытания развернуть её серийное производство не удалось. После вторжения союзников в Италию, и последовавшей за этим оккупацией севера страны немецкими войсками, многие перспективные разработки были закрыты. Эта же участь постигла и М15, прототип которой был захвачен немцами и впоследствии утилизирован.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА Carro Armato М15/42 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ~14000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5060
Ширина, мм 2280
Высота, мм 2370
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре 13,2-мм пулемета Breda
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб башни — 37+12 мм лоб корпуса — 30+12 мм борт — 25 мм корма — 25 мм крыша — 14 мм днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ SPA 15, дизельный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 140 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: дисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных обрезиненных катков на борт, сблокированных по четыре в две тележки, 3 поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, подвеска на полуэллиптических рессорах, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RF 1CA или RF 2CA