Бронеавтомобили Италии

Isotta Fraschini RM Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autoblindo Isotta Fraschini mod.1911 Начало проектирования: 1911 г. Дата постройки первого прототипа: 1911 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, на вооружение не принимался.

Первый итальянский бронеавтомобиль бы спроектирован и изготовлен в 1911 году специалистами фирмы Isotta-Fraschini (Милан) под общим руководством инженера Джустино Каттанео. Работы проводились в инициативном порядке и отчасти были экспериментом, по адаптации ходой части коммерческого грузовика с колесной формулой 4х2 под установку бронированного корпуса. Шасси оставили без изменений, с передним односкатными (с дополнительными ободами для улучшения проходимости) и задними сдвоенными колесами с бескамерными шинами.

Бронирование было довольно скромным и не превышало 4 мм. Столь лёгкая защита отчасти компенсировалась почти полным “блиндированием” задних колёс, предохраняя их от повреждения. Вооружение состояло из двух 6,5-мм пулеметов, один из которых устанавливался в цилиндрической башне на крыше корпуса, а второй находился сзади и стреляя через амбразуру в кормовом бронелисте. Масса бронемашины в полностью снаряженном состоянии составила около 3000 кг. Экипаж – 3 человека.

Серийно бронеавтомобиль фирмы Isotta-Fraschini RM не строился и остался только в виде двух опытных образцов. Тем не менее, одна из машин была отправлена в 1912 году в Ливию и приняла ограниченное участие в боевых действиях против турецкий войск.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Isotta Fraschini образца 1911 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел для пулемета
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 4 мм (?) борт корпуса — 4 мм (?) корма корпуса — 4 мм (?) башня — 4 мм (?) крыша — 4 мм (?) днище — 4 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса обрезиненные
СКОРОСТЬ ~25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Bianchi Амейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Automitragliatrice Bianchi mod.1912 Начало проектирования: 1912 г. Дата постройки первого прототипа: 1912 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, на вооружение не принимался.

Как известно, в начале 20-го века в Европе произошло несколько локальных войн, целью которых были территориальные завоевания. Получив при помощи России независимость балканские государства продолжали воевать с изрядно ослабевшей Турцией, которая уж с трудом сдерживала их натиск. Этим фактом в 1911 г. воспользовалась Италия, давно мечтавшая вернуть себе африканские колонии – в частности Ливию. Итало-турецкая война 1911-1912 гг. проходила на узком участке прибрежной полосы и закончилась поражением Турции. Никаких новых тактических приемов в ней не использовалось за одним исключением – здесь впервые пошли в бой самолёты и бронеавтомобили. Сама идея использовать бронированные машины была не нова, поскольку ещё в 1909 г. та же Турция получила из Франции несколько бронированных машин Hotchkiss вооруженных один пулеметом. Хотя они предназначались для правительства по прибытии бронеавтомобили оказались в руках младотурков и затем были применены против правительственных войск. Всё бронирование этих машин заключалось в бронещите за которым сидел пулеметчик.

Итальянцы подошли к этому вопросу более серьёзно. Взяв за основу грузовой автомобиль фирмы Bianchi они спроектировали специально для него бронированный корпус, выполненный по проекту барона Антонио де Марчи (Antinio De Marchi), полностью защищавший жизненно важные агрегаты и экипаж. Корпус, внешне сильно напоминавший Isotta-Frascini образца 1911 года, изготовлялся из катаных бронелистов толщиной 6 мм. Лобовой лист имел, при этом, значительный угол наклона, хотя бортвые бронелисты устанавливались только вертикально.

Вооружение, состоявшее из двух 6,5-мм пулеметов, разместили в цилиндрической башне с круговым обстрелом и в кормовой части корпуса. Ходовая часть претерпела минимальные изменения. Во избежание прострела колес были использованы бескамерные шины, причем задние колёса прикрывались бронещитами. На передние колёса добавили дополнительные обода, поскольку бескамерные шины серьёзно ухудшали проходимость вне дорог. Полная масса бронемашины составила около 3000 кг.

Весной 1912 года итальянское командование распорядилось отправить в Ливию, за которую шла война с Турцией, бронемашины Isotta-Frascini и FIAT для проведения фронтовых испытаний. Точных данных об их использовании пока найти не удалось, однако к этому времени боевые действия практически завершились и прибытие бронемашин никакого влияния на их ход оказать не могло.

После этих событий армейское командование несколько охладело к бронированным машинам и к началу Первой Мировой войны серийно не выпускалась ни одна из предложенных моделей. Тем не менее, в начале 1915 года появился модернизированный вариант Bianchi. По сравнению с исходным вариантом была незначительно изменена носовая часть корпуса, убраны бортовые и лобовые жалюзи, добавлены бронещитки на передние колеса, изменена форма щитков задних колес, а на более коротком корпусе (за счет сокращения длины кормового отделения) была установлена рельса для преодоления проволочных заграждений. Этот вариант Automitragliatrice Bianchi mod.1915 тоже оснащался цилиндрической башней с одним 6,5-мм пулеметом.

Третья модель Automitragliatrice Bianchi (тогда уже использовалось обозначение Autoblinda) появилась в 1916 году. Главным отличием обновленного бронеавтомобиля было отсутствие башни, вместо которой в открытом сверху боевом отделении устанавливался пулемет с обычным бронещитом (а иногда и без него). Кормовой пулемет при этом не демонтировался.

В мае 1915 года, когда Италия официально вступила в войну, армия располагала незначительным количеством бронемашин всех типов, которые использовались на австрийско-итальянском фронте в течении 1915-1916 гг.

Несмотря на то, что количество построенных Automitragliatrice Bianchi составило всего 4 экземпляра, их появление и опыт боевого использования в Ливии и на Итальянском фронте оказал существенное влияние на ход конструкторской мысли в Европе. Впоследствии дизайн корпуса и некоторые технические решения применили при постройке более совершенного бронеавтомобиля Lancia 1Z образца 1915 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Bianchi образца 1912 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел для пулемета
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм (?) борт корпуса — 6 мм (?) корма корпуса — 6 мм (?) башня — 6 мм (?) крыша — 6 мм (?) днище — 6 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса обрезиненные
СКОРОСТЬ ~25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

FIAT Arsenale Армейски бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autoblinda FIAT Arsenale mod.1912 Начало проектирования: 1912 г. Дата постройки первого прототипа: 1912 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, на вооружение не принимался.

1912 год стал весьма плодотворным для Италии, в плане создания новейших типов бронемашин. Практически одновременно с фирмой Isotta-Fraschini специалистами фирмы FIAT был разработан бронеавтомобиль собственной конструкции.

Как и в предыдущем случае использовалась ходовая часть от грузовика с колесной формулой 4х2 с двускатными задними колёсами. Правда, в отличии от Isotta-Fraschini, шина были не бескамерные, а обычные – пневматические. Подвеска включала амотртизацию на листовых рессорах.

Корпус изготовлялся из катаных листов броневой стали. Защита ходовой части отсутствовала. Капот бвл полностью бронированный с лобовыми неуправляемыми жалюзи. Технологические люки на капоте отсутствовали, пожтому для доступа к двигателю предстояло снимать броневые панели. На крыше корпуса устанавливалась четырехгранная башня, в лобовом листе которой монтировался один 6,5-мм пулемет. Сверху на башне также монтировался прожектор. Экипаж состоял из 3-х человек. Посадка и высадки из машины производилась через боовые двери.

К сожалению, детальной информации и бронеавтомобиле FIAT образца 1912 года, построенного силами Артиллерийского Арсенала в Турине (из-за чего название этой машины иногда указывается как Autoblinda FIAT Arsenale 1912), найти не удалось. Известно только, что на вооружение эта машина не принималась. Предположительно единственный образец бронемашины FIAT образца 1912 года мог использоваться на завершающей стадии войны в Ливии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
FIAT Arsenale образца 1911 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел для пулемета
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм (?) борт корпуса — 6 мм (?) корма корпуса — 6 мм (?) башня — 6 мм (?) крыша — 6 мм (?) днище — 6 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ FIAT, карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; колеса обрезиненные
СКОРОСТЬ ~25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Lancia 1Z \ 1ZM История создания и конструкция бронеавтомобиля Lancia 1Z

Официальное обозначение: Lancia 1Z \ 1ZM Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1915 г. Дата постройки первого прототипа: 1915 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался до 1920 г., оставался на вооружении до весны 1945 г.

Успешное начало строительства бронемашин, в Италии было обусловлено строительством быстровозводимых зданий, подробное описание которых не нуждается в представлении. Эти бронемашины применялись в ходе итало-турецкой войны 1912 года, эти факты стали для европейской общественности большой неожиданностью. Несмотря на то, что ни один из трех опытных образцов так и не был принят к серийному производству, свою положительную роль они сыграли. Ещё до вступления Италии в Первую Мировую войну фирма Lancia представила проект абсолютно новой бронемашины, в конструкции которой были учтены не только положительных качества более ранних моделей, но и использованы технологические решения, несколько обогнавшие свой время.

Основой для бронеавтомобиля послужило шасси коммерческого грузовика Lancia 1Z (1 Zeta), принятого к серийному производству в 1912 году. От более ранних моделей образца 1910-1911 гг. он отличался удлиненной до 3350 мм колесной базой, хотя в остальном его конструкция радикальных изменений не претерпела. Ходовая часть с колесной формулой 4х2 имела управляемые колёса переднего моста и ведущие колеса заднего моста. Шины пневматические, подвеска на листовых рессорах. Машина оснащалась трансмиссией с механической 4-ступенчатой коробкой передач, заимствованной у модели Eta. Первые экземпляры Lancia 1Z оснащались только одинарными колёсами, но более поздние серии получили сдвоенные колёса заднего моста. Именно такая модификация и стала базой для постройки прототипа бронеавтомобиля с одноименным названием.

Новаторской была конструкция корпуса и размещение вооружения. Корпус собирался из бронелистов толщиной от 2,5 мм до 6 мм на стальной раме при помощи заклёпок и болтов. Компоновка была классической. Спереди размещался бронированный капот, под которым устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель Lancia 1Z, рабочим объёмом 4960 см.куб. и мощностью 60 л.с. Система охлаждения двигателя – жидкостная. В лобовой части и на крыше капота устанавливались бронированное неуправляемые жалюзи. Верхние бронелисты капота могли сниматься для обслуживания силовой установки.

Остальную длину корпуса занимало боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Спереди, почти ровно по продольной оси шасси, находилось место водителя. За ним начиналось непосредственно боевое отделение, где размещался экипаж, общий состав которого доходил до 6 человек. На корме располагался второй пост управления. Для улучшения пулестойкости лобовые горизонтальные листы корпуса устанавливались под значительными углами наклона. В то же время, бронелисты бортов и кормы были строго вертикальными.

Нетрадиционно подошли итальянские инженеры к размещению вооружения. На крыше боевого отделения устанавливалась основная цилиндрическая башня, габариты которой сильно выступали за ширину корпуса, из-за чего по бортам пришлось добавить дополнительные секции. В ней, в раздельных установках обслуживаемых отдельными пулеметчиками, монтировалось по одному 7,62-мм пулемету Maxim. Максимальные углы возвышения пулеметов составляли от -15° до +35°. Над ними устанавливалась малая одноместная башня с ещё одним аналогичным 7,62-мм пулеметом. Теоретически такая схема обеспечивала сектор одновременного обстрела примерно в 180-200°, но на практике многоярусное вооружение привело к излишней тесноте.

Ходовая часть изменений не претерпела, однако для прототипа был специально разработана защита, состоявшая из снимаемых бронещитов, частично закрывавших колёса обоих мостов. Помимо этого, был учтен первый опыт боёв на Западном фронте. Появившиеся в великом множестве проволочные заграждения доставляли немало «неудобств» не только солдатам – обычные бронемашины также преодолевали их с большим трудом. В целях улучшения боевой эффективности на Lancia 1Z приняли решение установить конструкцию из двух изогнутых рельс, которые крепились на лобовых листах корпуса и дополнительно укреплялись продольной балкой в передней части. С помощью этого нехитрого приспособления предполагалось разрушать не только заграждения из колючей проволоки, но и небольшие дорожные препятствия, что в целом себя оправдало.

Первый прототип бронеавтомобиля Lancia 1Z был представлен на полигоне в Удине в августе 1915 года. Общее мнение представителей от армии было весьма положительным, однако было отмечено, что машина трудно управляется при движении задним ходом, слишком громоздка и обладает высоким давлением на грунт. Кроме того, отмечался недостаточный обзор со всех мест экипажа.

Большинство указанных недостатков было устранено на машинах 1-й серии (Lancia 1Z Serie I), выпущенных в том же году. Обзорность была улучшена за счет введения дополнительных смотровых люков по всему периметру корпуса – если прототип имел всего 4 люка, то на серийном образце их количество довели до 14. Также перенесли бортовые жалюзи в нижнюю часть бортов капота и удалили бронезащиту колёс переднего моста.

Первые серийные машины поступили на вооружение итальянской армии в июле 1916 года и уже в это время был проведен второй этап доработок. Модернизированные бронеавтомобили Lancia 1Z Serie II оснащались видоизмененными «рельсами», меньшим количеством смотровых люков в корпусе, а также возможностью установки французских 8-мм пулеметов St.Etienne. Всего было построено 20 таких машин, которые поступили в эксплуатацию с 11-го марта 1917 года. В зарубежных источниках общее количество бронеавтомобилей первых серий оценивается в 37 единиц.

Впрочем, по-настоящему массовой стала модификация Lancia 1Z Serie III, более известная как Lancia 1ZM. На этот раз изменения носили существенный характер. Прежде всего, была демонтирована малая пулеметная башня, вместо которой появился обычный люк, а пулеметная установка «переехала» в кормовой лист корпуса. Далее была изменена форма бортовых жалюзи на капоте и, наконец, старые пулеметы типа Maxim планировалось постепенно заменить на отечественные 6,5-мм пулеметы FIAT-Rivelli образца 1914 года. Дополнительно в укладке перевозилось четыре винтовки Chauchat Mle 1915 CSRG с боекомплектом 1200 патронов. Всё это позволило снизить массу и в некоторой степени улучшить динамические качества бронеавтомобилей, хотя от главных недостатков их это не избавило.

Модель Lancia 1ZM начала выпускаться с ноября 1917 года, но уже в январе 1918 года первоначальный заказ на 35 машин был увеличен ещё на 100 единиц. Абсолютное большинство из них оснащалось пулеметами Maxim, поскольку наладить выпуск пулеметов отечественной конструкции в необходимом количестве итальянцам до ноября 1918 года так и не удалось. Фактически, массовый процесс перевооружения был проведен лишь в 1924 году. До окончания войны удалось собрать 101 (согласно другим данным – 113) бронеавтомобилей этой модификации, составивших основу бронетанковых сил Италии вплоть до 1922 года. Тем не менее, по причине отсутствия достойной замены, Lancia 1ZM продолжали служить ещё более 20 лет. За это время в конструкцию бронеавтомобилей не вносилось каких-либо радикальных изменений. Лишь в 1918 году на смену французским винтовкам пришли итальянские SIA Mod.1918, а в 1935 году бескамерные шины заменили на пневматические, сделанные из пулестойкой резины.

В 1915 году бронеавтомобили Lancia 1Z на фронт так и не попали. Помимо скромного количества боевые действия разворачивались на местности не благоприятствовавшей использованию бронетехники, так что итальянское командование решило «сэкономить» до следующего года. Тем не менее, даже в течении 1916 года три бронеавтомобильных эскадрона, практически полностью оснащенных Lancia 1Z, применялись в боевых условиях крайне редко. В этот период самой яркой акцией с участием итальянских бронемашин из состава 1-го эскадрона стал бой около Вал Сугана (Val Sugana). Настоящая боевая работа для экипажей Lancia 1Z началась только в ходе очередного (десятого по счету) сражения у реки Изонцо, начавшегося в мае 1917 года. Итальянское наступление проводилось силами Горицкой армейской группы и 3-й армией при активной поддержке артиллерии и авиации. Несмотря на достаточно скромную роль бронемашин в этой операции сам факт использования Lancia 1Z оказался удачным. Впрочем, запомнились они не только боевыми качествами, но и применением против восставшего населения в провинции Катандзаро, имевшем место 21-17 августа. Впоследствии бронемашины также активно применялись в ходе подавления так называемых «хлебных бунтов» на территории северной части Италии. Вместе с тем, участие Lancia 1Z в 10-й битве на реке Изонцо, проходившей как-раз в августе 1917 года, вновь оказалось весьма скромным.

Самым тяжелым испытанием для итальянцев оказалась 11-я битва на Изонцо, больше известная как сражение при Капоретто. В первые же дни австро-германского наступления (24-26 октября 1917 года) на позиции итальянских войск обрушились сотни тысяч снарядов, включая химические. Управление войсками полностью нарушилось и оборона развалилась. Используя удобный момент, а также панику царившую в войсках противника, австро-германцы расширили прорыв по фронту до 28-30 км. В этой ситуации бронеавтомобильные эскадроны оказались предоставленные самим себе, а отдельные экипажи даже стали действовать по собственной инициативе. Вполне естественно, что подобная дезорганизация отрицательно сказалась на боевой эффективности – часть бронеавтомобилей итальянцам пришлось просто бросить. Точных данных о потерях среди Lancia 1Z нет, но можно говорить примерно о десятке машин.

Своего рода «реабилитироваться» Lancia 1Z смогли только летом 1918 года, в ходе отражение последнего австро-германского наступления – благодаря густой сети дорог бронеавтомобили удавалось вовремя перебрасывать на нужные участки фронта. Надо также отметить, что на тот момент итальянская армия располагала 15 бронеавтомобильными эскадронами. Апогеем боевого применения Lancia 1Z и Lancia 1ZM стала битва при Витторио Венето, начавшейся в конце октября 1918 года. Именно тогда, 24-го октября, итальянское командование выпустило документ «Norme d’impiego delle squadriglie di Automitragliatrici», определяющий правила использования бронеавтомобилей в боевых условиях. Учтя горький опыт предыдущих сражений итальянцы постарались не делать ранее допущенных ошибок, но в большей мере успеху операции сопутствовало разложение австро-венгерской армии.

Так например, незадолго до подписания перемирия несколько бронемашин прошли до станции Карния, где их экипажи взяли в плен двух генералов вместе и два военных эшелона. В то же время, три Lancia 1ZM из состава 7-го эскадрона смогли догнать отступающие австрийские войска и пленить около 200 солдат вместе с конвоем снабжения. После этого, итальянцы двинулись к Триесту, где им удалось захватить три эшелона и 60 единиц артиллерии. Боевые действия 7-го эскадрона закончились захватом штаба 58-й австрийской дивизии.

Менее удачно действовал 12-й эскадрон, осуществлявший поддержку частей 3-й кавалерийской дивизии «Lombardia». Бронемашины были отправлены под Ногаредо, где в тяжелом положении оказались подразделения из кавалерийского полка «Lancieri di Montebello». Находясь под непрерывным артиллерийским обстрелом командир эскадрона капитан Вентурелли решил действовать стремительно – несмотря на то, что в бою было потеряно четыре машины, продвижение австрийцев удалось остановить. После этого изрядно потрёпанный эскадрон отправили в тыл и известие и перемирии его экипажи получили 3-го ноября 1918 года в Удине. За проявленную храбрость и значительные успехи в сражении при Витторио Венето действия бронеавтомобильных эскадронов заслужили особую положительную оценку со стороны Верховного командования.

Очень незначительное количество Lancia 1ZM приняло участие в боевых действиях на территории Албании. Так, в июне 1918 года, на албанскую землю прибыла 38-я пехотная дивизия, в составе которой находился 2-й бронеавтомобильный эскадрон с шестью Lancia 1ZM. Правда, его участие в боевых действиях на завершающем этапе войны было скорее символическим.

Как известно, Албания с 1912 года являлась почти колонией Италии и потому любые вспышки национализма всячески пресекались. В ходе подавления очередного «народного» восстания, вспыхнушего во Влоре в октябре 1920 года, итальянская армия применила бронеавтомобили из состава 15-го эскадрона, недавно прибывшего как-раз для выполнения полицейских обязанностей. Впоследствии в Албанию было отправлено ещё несколько Lancia 1ZM (по некоторым данным — 4 единицы), которые передали местной армии.

Согласно последним данным на 1939 год, при населении страны в 1 миллион человек, албанские вооруженные силы насчитывали примерно 19.000 солдат и офицеров. К тому времени она располагала следующими соединениями: Королевская Гвардия, Королевская Пограничная Охрана, 12 армейских пехотных батальонов (реально боеготовыми можно было считать 9 из них), 22 артиллерийские батареи (имели на оснащении итальянские орудия: 12 65-мм, 6 75-мм горных орудий, 2 105-мм и 2 149-мм), а также 9 инженерных рот и одно отделение бронемашин, в котром числилось «несколько» Lancia 1ZM и FIAT 3000. В ходе итальянского вторжения, проведенного 7-12 апреля 1939 года, албанская армия оказала крайне незначительное сопротивление, а вся бронетехника вновь досталась итальянцам.

После завершения Первой Мировой войны было проведено переформирование оставшихся бронечастей. Большинство боеспособных бронеавтомобилей сконцентрировали вблизи столицы, сформировав из 35 машин семь новых эскадронов. По крайней мере один Lancia 1ZM принял участие в первом «марше на Рим», состоявшемся в 1920 году. Вдальнейшем итальянцы занялись наведением порядка в колониальных владениях, а в Италии бронеавтомобили этого типа с 1934 года выполняли только полицейские функции.

Наибольшие проблемы доставляли бесчинства арабских племён в Ливии, для «успокоения» которых в 1919 году отправили не только большой воинский контингент, но и восемь бронемашин. Годом позже к ним присоединилось три лёгких танка Renault FT-17 и один тяжелый FIAT 2000, а в 1923 году прибыло ещё три Lancia 1ZM. В Ливии они оставались в течении всего периода так называемой Реконкисты и были выведены в резерв только в 1929 году.

В 1937 году итальянское правительство, не на шутку озабоченное восстаниями жителей внутри страны и агрессивными намерениями Японии решило защитить жизни и имущество своих граждан при помощи батальона «San Marco», поддержку которому оказывало отделение из четырех Lancia 1ZM. Бронеавтомобили непродолжительное время дислоцировались в Тяньцзине и дождалось оккупации этого города японскими войсками в сентябре 1943 года. Тогда японцам доастолось 4 машины.

Во время гражданской войны в Испании итальянцы помогли франкистам не только танками. В середине 1936 года, в рамках оказания военной помощи, вместе с итальянскими «добровольцами» из CTV (Corpo Truppe Volontarie Italia) на фронт прибыло восемь бронеавтомобилей, включая один двухбашенный Lancia 1Z. Выгрузившись в Кадисе 22-го ноября это отделение было вскоре отправлено на фронт, однако первые же бои показали, что Lancia 1ZM для современной войны малопригодны. Тонкая броня слабо защищала даже от пуль винтовочного калибра, что впоследствии привело к безвозвратной потере пяти машин. Тем не менее, итальянские бронеавтомобили активно участвовали в боях за Аликанте и Сатандер, а также воевали в Каталонии. Уцелевшие два бронеавтомобиля Lancia 1ZM и единственный Lancia 1Z приняли участие в военном параде, проведенном 21-го февраля 1939 года в Барселоне.

Впервые после 1918 года бронеавтомобили Lancia 1ZM вновь использовались в крупномасштабных боевых действиях в ходе кампании по оккупации Абиссинии (Эфиопии). Первые шесть машин прибыли в Итальянское Сомали ещё в 1926 году, но для вторжения на территорию соседнего государства понадобились гораздо более значительные силы. Подкрепления прибыли в первой половине 1936 года, причем 33 бронеавтомобиля были разделены на две группы. Первая, наступавшая на Северном фронте со стороны Эритреи, оснащалась 9 Lancia 1ZM и 3 двухбашенными Lancia 1Z Serie II. Вторая группа, действовавшая на Южном фронте, обладала 21 бронеавтомобилем Lancia 1ZM. В течении 1936 года итальянцами было потеряно несколько машин, однако точных данных нет. В 1938 году усилиями местного командования была проведена модернизация – бронеавтомобили получили новые 8-мм пулеметы FIAT mod.14/35 с воздушным охлаждением.

Lancia 1ZM оставались на территории Северо-Восточной Африки и в 1941 году даже успели принять участие в боях с войсками Британского Содружества. Все «африканские» бронемашины были уничтожены или утилизированы до окончания войны.

По состоянию на июнь 1940 года итальянская армия располагала 43 бронеавтомобилями Lancia 1ZM, однако длительное время они находились в резерве или использовались для обучения личного состава. Лишь несколько машин привлекалось для противопартизанских действий на Балканах, а в сентябре 1943 года немногие сохранившиеся экземпляры были захвачены немцами и вновь введены в строй. Пожалуй, единственным итальянским подразделением, оказавшим сопротивление бывшему союзнику, стал 319-й пехотный батальон (CCCXIX° battaglione fanteria carrista), дислоцированный на оккупированном греческом острове Родос. Немцам удалось захватить две поврежденные машины, но восстановлению они не подвергались.

К настоящему времени уцелело лишь несколько экземпляров Lancia 1ZM. Один из них находится в Музее Войны (Триест, Италия), а второй, эвакуированный из Афганистана, отправлен на реставрацию в Дрезден. Также было построено две реплики Lancia 1ZM. Первая создавалась для съёмок в фильме «Лев пустыни» и сейчас ржавеет где-то в Ливии. Вторая, более точная копия, является экспонатом музея в Риме.

Экспортные поставки бронеавтомобилей Lancia 1ZM, на удивление, оказались крайне скудны. Две машины этого типа в 1919 году были отправлены вместе с 6-й дивизией итальянских легионеров в недавно образованную Чехословакию. В течении года они применялись на территории современной Словакии, где шли упорные бои с венгерской Красной Армией. После завершения боевых действий оба бронеавтомобиля были переданы чехословацкой армии. Отмечалось, что Lancia 1ZM были оснащены пулеметами Vickers-Terni. Чехословацкие машины оставалась на вооружении до конца 1920-х гг., но в последние годы эксплуатации их использовали только для обучения. Также следует отметить, что бронеавтомобили Lancia 1ZM использовались чехословацкой дивизией, воевавшей на стороне Италии в течении 1918 года.

Ещё один Lancia 1ZM был продан в Афганистан. Машина несла стандартный камуфляж и черно-красно-зеленые полосы на башне. Судьба афганского Lancia 1ZM не ясна. По всей видимости, бронеавтомобиль использовался до конца 1930-х гг., после чего был отправлен на пункт «временного хранения», где его постепенно разобрали на металл. В 2007 году немецкие солдаты обнаружили лишь полуразобранный корпус Lancia 1ZM.

Первой страной, получившей Lancia 1Z и Lancia 1ZM в качестве трофеев, разумеется, стала Австро-Венгерская Империя. В общей сложности австрийцам удалось захватить не менее десятка итальянских бронемашин, однако далеко не все их них находились в боеспособном состоянии. Самые крупные трофеи были получены осенью 1917 года в ходе катастрофического для Италии поражения при Капоретто. Некоторые из захваченных Lancia 1ZM сразу же шли в бой против своих бывших хозяев, но основная их часть всё же «осела» в тылу.

Интересно, что одна из машин, по всей видимости имевшей повреждения ходовой части, была подвергнута «модернизации». Вместо стандартного шасси бронекорпус был «пересажен» на ходовую часть грузовика Berna-Perl швейцарского производства. Также трофейные бронемашины были перевооружены 7,92-мм пулеметами Schwarzloze MG.08.

После завершения войны несколько машин (не менее двух экземпляров) Антанта разрешила оставить армии Австрии. Эти бронеавтомобили эксплуатировались около 10 лет и были окончательно списаны только в 1928 году по причине износа конструкции и отсутствия запасных частей. Также есть неподтвержденная информация о наличии Lancia 1ZM в венгерской армии.

Как уже указывалось ранее, несколько Lancia 1ZM стали трофеями немецкой армии. Более-менее точная информация об их применении относится к 1944 году, когда несколько трофейных бронеавтомобилей были включены в состав полицейского полка SS «Bozen» (SS-Pol.Rgt.Bozen), дислоцировавшегося в Южном Тироле. Первый батальон в качестве усиления получил несколько единиц Lancia 1ZM и более современных АВ.41.

До мая 1944 года пол вёл боевые действия против итальянских и югославских партизанских отрядов в районе Истрии. Далее, в период с июня 1944 по январь 1945 гг., подразделения «Bozen» участвовали в операциях в районе городом Пола и Триест-Аббация, а также патрулировали дорогу Санта Лючия – Изонцо. С февраля полк базировался близ г.Айдуссиния, что к востоку от Горицы, а с марта и до конца войны подразделения «Bozen» вели боевые действия близ Толмино и в верховьях Изонцо, правда к этому времени боеспособных бронеавтомобилей Lancia 1ZM у немцев не осталось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Lancia 1ZM обр.1917 г.

БОЕВАЯ МАССА 4200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5400
Ширина, мм 1800
Высота, мм 2400
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ три 6,5-мм пулемета FIAT mod.14 и четыре винтовки Chauchat Mle 1915 CSRG
БОЕКОМПЛЕКТ 15000 патронов для пулеметов и
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм башня — 6 мм крыша — 6 мм днище — 2,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Lancia 1Z, карбюраторный, 4-цилиндровый, рабочим объёмом 4960 см.куб., мощностью 60 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая коробка передач, карданный вал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 50 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 14°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

FIAT Terni \ FIAT Tipo Tripoli Легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: FIAT Terni, FIAT Tipo Tripoli Начало проектирования: 1918 г. Дата постройки первого прототипа: 1918 г. Стадия завершения работ: построено 12 единиц.

В 1918 году, силами инженеров металлургического предприятия Terni, был реализовано проект одного из самых оригинальных бронеавтомобилей времен Первой Мировой войны. Взяв за основу шасси грузового автомобиля FIAT 15ter на него установили бронированный корпус, состоявший из трех частей.

Носовая часть, где размещался 4-цилиндровый двигатель (рабочим объёмом 4298 см.куб.), трансмиссия, система охлаждения и бензобак, была выполнена в виде усеченного конуса (в поперечном сечении) с плоским днищем, что обеспечивало при достаточно тонком бронировании хорошую пулестойскость. Для доступа к агрегатам моторно-трансмиссионного отделения имелось два люка по бортам. Охлаждение мотора осуществлялось через радиатор, который был защищен управляемыми жалюзи в лобовом листе капота.

В средней части корпуса располагалось отделение управление, которое было совмещено с боевым отсеком. Эта часть корпуса имела цилиндрическое сечение, с двумя дверями для посадки экипажа по бортам и цилиндрической башней на крыше. Вооружение бронемашины было весьма скромным и включало только один 8-мм башенный пулемет. Экипаж состоял из двух человек: водителя и командира машины (он же выполнял функции стрелка).

Кормовая часть корпуса, по большому счету, выполняла роль транспортного отсека. В отличии от вышеописанных секций её бронелисты соединялись под прямыми углами, и только верхний бронелист имел значительный наклон. Здесь крепилось запасное колесо и шанцевый инструмент.

Ходовая часть грузовика с колесной формулой 4х2 изменений не претерпела. От неё полностью заимствовали раму и силовую установку. Передние колёса были односкатными, задние – двускатными.

Первый прототип с номером 14160, построенный в конце 1918 года, соответствовал данному техническому описанию, за исключением башни, заимствованной от британского бронеавтомобиля “Lanchester”. Все остальные серийные машины получили башню цилиндрической формы. Вместе с названием Autoblinda FIAT Terni их также именовали как FIAT Tipo Tripoli.

В зарубежных источниках указывается, что в 1919 году в Ливии создали два эскадрона, один из которых вооружили 12 бронеавтомобилями Tripoli, а другой – бронеавтомобилями Lancia 1ZM. Позднее, в 1923 году, к ним присоединился третий эскадрон с двумя “Lanchester”, двумя Lancia 1ZM и ещё двумя Tripoli. Служба этих машин выдалась довольно мирной. После приёмочных испытаний в Ливии бронемашины периодически использовались в войсковых маневрах, хотя в 1926 году их использовали для захвата оазисов Курфа (Curfa) и Джарабуб (Giarabub). К июлю 1940 года, когда Италия ввязалась в новую войну, на вооружении итальянской армии ещё оставалось около десятка Tripoli. Об их техническом состоянии и дальнейшем применении сведений пока найти не удалось, но если судить по сохранившиммся фотографиям несколько машин прошли модернизацию. Стандартные бронекорпуса были установлены на новую ходовую часть, а башни заменены на установки барбетного типа с крупнокалибреным пулеметом. На начальном этапе боевых действий, но после провала итальянского наступления две из них достались британским войскам.

FIAT 501 Легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: FIAT 501 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1928 г. Дата постройки первого прототипа: 1928 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

По всей видимости, единственный образец бронеавтомобиля FIAT 501 был построен в 1928 г. Как указывается в западных источниках, за основу был взят британский бронеавтомобиль Rolls-Royce образца 1920 г., но в отличии от своего прототипа итальянская машина имела значительно переработанный корпус. Вооружался FIAT 501 двумя пулеметами — в шаровой башенной установке и в передней части корпуса. Элементы подвески задней оси были частично открыты, но сами колёса получили наполовину прикрывающие их бронещитки.

Об испытаниях прототипа бронеавтомобиля FIAT 604 и его дальнейшей судьбе информации пока найти не удалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ FIAT 501 обр.1928 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3680
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 6,5-мм пулемета FIAT
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

FIAT 604 Бронетранспортер

Официальное обозначение: FIAT 604 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1928 г. Дата постройки первого прототипа: 1928 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В 1928 г. фирма FIAT построила весьма интересный образец бронеавтомобиля, имевшего возможность использоваться в качестве штабного, десантного или транспортного. Для его постройки использовалось шасси обычного коммерческого грузового автомобиля, на которое установили массивный бронированный корпус. Его коробкообразная форма немного сглаживалась скосами верхних бронелистов. На крыше бронемашины, ближе к передней части, была установлена башня с одним 6,5-мм пулеметом, ещё один такой же пулемет имелся в передней части. По бортам были сделаны 8 вырезов для ведения огня из личного оружия.

Об испытаниях бронетранспортера FIAT 604 и его дальнейшей судьбе информации пока найти не удалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА FIAT 604 обр.1928 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ~4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5400
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 6,5-мм пулемета FIAT
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

“Nebiolo” Легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: “Nebiolo” Альтернативное обозначение: Autoblinda leggera Corni-Scognamiglio Начало проектирования: 1930 г. Дата постройки первого прототипа: 1930 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, использовался для обучения личного состава.

Бронеавтомобиль “Nebiolo” (также называемый как Autoblinda leggera Corni-Scognamiglio) был разработан в 1930 году конструкторами итальянской фирмы Corni-Scognamiglio. По всей видимости, работы проводились в инициативном порядке, без официальной спецификации со стороны военного ведомства Италии. Именно это дало возможность итальянским специалиста реализовать ряд интересных конструктивных решений, ранее не применяемых при производстве бронетехники.

При постройке “Nebiolo” использовалось шасси коммерческого грузовика с колесной формулой 4х4. Передние колёса – односкатные, задние – двускатные, частично прикрытые полусферическим бронещитом. Корпус бронеавтомобиля имел достаточно сложную конструкцию, включавшую бронелисты двойной кривизны. В носовой части, перед радиатором, были установлены небольшие рельсы для разрезания проволочных заграждений. Отделение управления и боевой отсек были совещенными и располагались в кормовой части корпуса. Башня на бронеавтомобиле отсутствовала, поэтому один из пулеметов монтировался в шаровой установке слева (!) от водителя, а второй находился в корпусе и в случае необходимости мог подниматься над боевым отделением после открытия двустворчатого люка.

Точные данные об этой машине отстутсвуют, но на вооружение итальянской армии она не принималась. По последней информации единственный образец этого бронеавтомобиля в первой половине 1930-х гг. использовался для обучения личного состава в одной из военных автошкол.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО КОЛЁСНОГО ТАНКА “Nebiolo” modello 1929

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4600
Ширина, мм ~1900
Высота, мм ~2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 6,5-мм пулемета FIAT mod.14
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел для пулеметов
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

FIAT 611 Средний бронеавтомобиль

Официальное обозначение: FIAT 611 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1932 г. Дата постройки первого прототипа: 1933 г. Стадия завершения работ: построено 10 единиц, ограниченно использовались на территории Эфиопии в 1936-1940 гг.

Каким бы удачным ни был бронеавтомобиль Lancia 1ZM, принятый на вооружение ещё в годы Первой Мировой войны, со временем он стал устаревать не только морально, но и технически. Если по ходовым качествам «лянча» военных вполне удовлетворяла, то с точки зрения общей защищенности и вооружения армия желала получить нечто более современное. Техническое задание, выданное в 1932 году фирме FIAT, предусматривало постройку бронеавтомобиля средней весовой категории, к которой также относились американский Т4, канадский Ford («All Terrain») и советские БАИ. Причем, именно советский образец, даже при всех его недостатках, оказался наиболее успешным и послужил основой для создания целой серии средних бронеавтомобилей.

Итальянскими специалистами, хорошо знакомыми с последними новинками в области производства бронетехники, была выбрана база от армейского грузовика FIAT Dovenque 33 с колесной формулой 6х4. Ведущими были только колёса двух задних мостов со сдвоенными колёсами. Передние одинарные колеса были управляемыми. В системе подвески применялись листовые рессоры. Нагрузка на переднюю ось достигала 1,8 тонн, на задние – по 2,5 тонны. Колеса задних мостов закрывались коробками, сделанными из листов брони толщиной 6,13 мм. Для обслуживания ходовой части боковые панели откидывались на петлях вверх.

На бронемашине оставили, 6-цилиндровый карбюраторный двигатель FIAT 122В жидкостного охлаждения, развивавший максимальную мощность 45-46 л.с. при 2000 об\мин (рабочий объем 2516 см.куб.). Выбор в пользу данной силовой установки оказался неудачным, в виду низкой удельной мощности, но про это станет ясно несколько позже. Трансмиссия включала 4-ступенчатую коробку передач с редуктором (4 скорости вперед и 1 назад) и карданный вал. На первом прототипе устанавливался капот с 6 секциями управляемых жалюзи, размещенных попарно с бортов и в лобовой части. Для обслуживания двигателя были сделаны люки в верхней части капота. Позади моторного отсека на бортах корпуса были навешены свободно вращавшиеся запасные колеса, менее чем на половину опускавшиеся ниже днища бронемашины. Предполагалось, что в боевых условиях это поможет при преодолении широких траншей и прочих вертикальных препятствий. Согласно требованиям бронемашина оснащалась двумя симметрично расположенными постами управления.

Оригинальной получилась конструкция корпуса. Армейский грузовик оснащался кузовом, где можно было без труда разместить 20 солдат – в этот раз итальянцы решили не экономить и предложили проект бронировки, в результате чего корпус получил объёмную «коробку», полностью защищавшей боевой отсек и отделение управления. С обоих бортов имелись большие двери, предназначенные для высадки и посадки экипажа. Несмотря на массивные формы толщина бронирования корпуса оказалась весьма скромной и составляла всего 6,13 мм. Рациональные углы наклона получили только кормовые бронелисты и нижняя наклонная панели лобовой части корпуса.

Средства наблюдения были весьма ограничены: водитель мог наблюдать за дорогой только через люки со смотровыми щелями в лобовом листе корпуса, а пулеметчики и командир имели в своём распоряжении только оптические прицелы. Полный экипаж FIAT 611 в любой конфигурации состоял из 5 человек: два водителя, два пулеметчик и командир машины. Вооружение первого опытного образца состояло из трех 8-мм пулеметов Breda Mod.30. Два из них находились в шестигранной башне, установленной на крыше боевого отделения, в индивидуальных пулеметных установках. Третий пулемет размещался в аналогичной пулеметной установке в кормовом листе корпуса справа от места заднего водителя. В бортовых панелях башни также имелись смотровые щели защищенные триплексами, а на крыше располагался командирский люк.

Начало для FIAT 611 выдалось многообещающим. Первый прототип бронеавтомобиля в начале 1933 года, едва поступив на испытания, был приобретен Corpo degli Agenti di Pubblica Sicurezza. Представителям военной приёмки машина понравилась, однако чисто пулеметное вооружение их не устроило. Новые требования включали установку пушечного вооружения, однако от чисто пулеметного варианта армия отказываться тоже не спешила. В результате партия из 10 серийных бронеавтомобилей, заказ на которую поступил в том же году, был разделен на две части. Модель FIAT 611A сохраняла пулеметное вооружение, в то время как модель FIAT 611B оснащалась 37-мм пушкой с длиной ствола 40 калибров (Canone 37/40) вместо башенных пулеметов. Впрочем, обе модели получили стандартизированную башню, увеличенную в размерах, и капот измененной формы, отличавшийся несколько другой схемой установки бронелистов прилегающих к кабине водителя.

Все заказанные машины поступили в распоряжение итальянской армии в течении 1933-1934 гг. Первый опыт их строевой эксплуатации показал, что первоначальные оценки их боевых качеств были слишком оптимистичными. Конструкция шасси армейского грузовика, как оказалось, была мало приспособлена для установки массивного бронекорпуса. Машина обладала низкой удельной мощностью и высокой удельной нагрузкой на грунт. В следствии этого максимальная скорость по дорогам с твердым покрытием не превышала 28 км\ч, а по проселку FIAT 611 мог передвигаться не быстрее 9 км\ч. Кроме того, бронеавтомобиль показал низкие динамические качества и был слишком неповоротлив. В довершение всего, наличие узкого корпуса и высокой башни «благоприятствовали» высокой центровке — таким образом, для FIAT 611 передвижение по бездородью было противопоказано, не говоря уже о преодолении препятствий на пересеченной местности. Единственным положительным качечеством бронеавтомобилей FIAT 611B было лишь наличие пушечного вооружения, что позволяло использовать их как средство огневой поддержки.

Заново переоценив достоинства нового среднего бронеавтомобиля Генштаб итальянской армии отказался от его дальнейших поставок. Первый год службы для FIAT 611 прошел спокойно, а единственной серьёзной «акцией» для них стал военный парад 18-го октября 1934 года. Тем не менее, имеющиюся материальную часть необходимо было хоть как-то использовать и в апреле 1935 года пять машин с номерами RE98B — RE102B были реквизированы для участия в Эфиопской кампании. Предположительно, на африканский континент отправили один FIAT 611А и четыре FIAT 611B. Сборы были крайне неторопливыми, поэтому бронеавтомобили прибыли в Сомали лишь 29-го марта 1936 года. Все машины были включены в состав 1° sezione autonoma di autoblindo speciali (1-го независимого отделения специальных бронеавтмобилей) и включились в боевые действия лишь на финальной стадии войны. Впрочем, тот короткий промежуток времени, когда «фиаты» пытались использовать по назначению, наглядно показал все недостатки эти машин.

После завершения кампании в Эфиопии бронеавтомобили прошли небольшую «модернизацию» — итальянские пулеметы Breda были заменены на британские Lewis калибра 7,71-мм, а в боевом отделении появилась укладка для 20 ручных гранат. Предположительно в 1939 году «фиаты» были переведены в состав V° Gruppo Squadroni Carri Veloci, дислоцированной в Сомали. Об их боевом применении в ходе кампании 1940-1941 гг. против сил Британского Содружества в Северо-Восточной Африке на данный момент известно крайне мало. В основном «фиаты» использовались для патрулирования дорого и несения охранной службы. После поражения итальянской армии уцелевшие FIAT 611 отправили на слом. Также поступили с машинами, оставшимися в Италии, так что на сегодняшний день ни одного FIAT 611 не сохранилось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ FIAT 611 обр.1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 6970 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5700
Ширина, мм 1865
Высота, мм 2650
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре пулемета FIAT 35 калибра 8 мм одна 37-мм пушка и два пулемета FIAT 35
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел для пулемета
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 15 мм борт корпуса — 6,13 мм корма корпуса — 6,13 мм башня — 15,8 мм крыша — 6,13 мм (?) днище — 6,13 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ FIAT, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 45 л.с., рабочий объем 2516 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: четырехскоростная коробка передач, демультипликатор
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: размер пневматических шин 32х6 дм, подвеска на листовых полуэллиптических рессорах
СКОРОСТЬ 28 км\ч по шоссе 9 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 280 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

“Vespa” Разведывательный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: “Vespa” Альтернативное обозначение: Autoblinda Caproni-Fuscaldo, Caproni Taliedo “Vespa” Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: 1942 г. Стадия завершения работ: построено два прототипа, проект отменен в пользу Lancia “Lince”.

В числе одних из самых оригинальных проектов боевых машин, появившихся в годы Второй Мировой войны и дошедших до стадии практической реализации, особое место занимает итальянский бронеавтомобиль, созданный инженером Оттавио Фускальдо.

Колёсные шасси с классическими формулами от 4х2 до 6х6 имели преимущества в плане технологичности производства, но не обеспечивали бронемашинам хороших маневренных качеств. Чтобы исправить этот недостаток О.Фускальдо в конце 1930-х гг. предложил использовать оригинальную колесную схему. Если перевести её в «паровозный» формат, то колесную формулу можно было бы определить как 1-2-1. Управляемым было как переднее, так и заднее колесо. Ведущими были колеса центральной оси стандартного автомобильного типа, но вместо листовых рессор использовались вертикальные пружины. Ширина колеи составила всего 1,65 метра при длине колёсной базы 2,90 метра.

Корпус изготовлялся из листов катаной броневой стали толщиной от 8 до 26 мм, что в сумме с рациональными углами верхних броелистов фактически приравнивало эту машину к лёгкому танку. Впрочем, основным назначением данной бронемашины была всё же разведка и наблюдение. Экипаж из двух человек располагался продольно в центральной части корпуса под невысокой надстройкой. В лобовой части надстройки были выполнены смотровые люки, закрываемые специфическими бронекрышками. Также по одному смотровому люку имелось в бортах и в кормовом бронелисте надстройки. Поскольку места под размещение вооружения в боевом отделении не осталось шаровую установку с 8-мм пулеметом Breda пришлось поднять под самую крышу надстройки и закрыть её выступающей сверху бронированной коробкой.

В кормовой части корпуса устанавливался 8-цилиндровый V-образный двигатель Lancia Tipo 91 «Astura» III Serie, развивавший мощность 82 л.с. при 4000 об\мин. Система охлаждения силовой установки – жидкостная. Рядом с двигателем размещалась трансмиссия механического типа и топливный бак на 62 литра.

Абсолютно точного определения названия бронемашины конструкции Фускальдо, под всей видимости, не существует. В разичных источниках можно встретить следующие обозначения: Autoblinda Caproni-Fuscaldo, Caproni Taliedo “Vespa” или просто “Vespa” (оса).

Фирма Caproni приступила к реализации проекта конце 1941 года – тогда “Vespa” имела неплохие шансы стать серийной машиной, поскольку итальянская армия ощущала острый недостаток в специализированных бронеатовомобилях. Однако, все планы спутало вынужденное «знакомство» итальянцев с британской бронемашиной Daimler «Dingo», обладавшей достаточно простой конструкцией и хорошими эксплуатационными качествами. Таким образом, было решено скопировать иностранный образец, взяв за основу отечественное полноприводное шасси. Так появилась разведывательная бронемашина «Lince» (рысь), разработкой которой занялись специалисты фирмы Lancia. Тем не менее, фирма Caproni завершила постройку двух опытных образцов “Vespa”, один из которых был передан Centro Studi della Motorizzazi.

В ходе испытаний, начавшихся 8-го февраля 1942 года, мнение военных специалистов практически единодушно склонялось в сторону «Lince». При сопоставимой массе и геометрических размерах изделие фирмы Lancia более выгодно отличалось более высокой технологичностью и меньшими затратами при налаживании серийного производства. В то же время, “Vespa” развивала максимальную скорость до 80 км\ч (по другим данным – до 86 км\ч), а расход топлива составил 31 литр на 100 км. Несомненным преимуществом “Vespa” была только лучшая защищенность, но решающей роли она так и не сыграла.

Таким образом, от серийного производства бронемашины Фускальди отказались. Судьба первого прототипа осталась не выясненной – не исключено, что его корпус до настоящего времени ржавеет где-то на задворках предпрятия Vizolla Ticino (Varese). Второй прототип был передан в распоряжение 6-го моторизованого полка и по поседним данным использовался вплоть до сентября 1943 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ “Vespa” образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 3400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3900
Ширина, мм 2000
Высота, мм 1850
Клиренс, мм 280
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Breda mod.38
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 26 мм борт корпуса — 14 мм корма корпуса — 14 мм крыша — 8 мм днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Lancia Tipo 91 «Astura» III Serie, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения, мощностью 82 л.с. при 4000 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 1-2-1; шины пневматические, подвеска на пружинных рессорах
СКОРОСТЬ 80 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Camoinetta AS 42 “Sahariana” Боевая разведывательная машина

Официальное обозначение: “Sahariana” Альтернативное обозначение: Camoinetta AS 42 “Sahariana” Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: серийно выпускалась в 1941-1942 гг., построено около 80 (96) единиц.

Эта, безусловно удачная, разведывательная машина была разработана специально для действий в Северной Африке. Её основной задачей была разведка, но учитывая его отличные эксплуатационные характеристики были определены и другие области его использования, включая рейды в тыл противника. При её проектировании использовались наработки по бронеавтомобилю АВ.43, но с учетом специфического театра боевых действий. В зависимости от года выпуска машины обозначались как AS 42 или AS 43, но по сути обе модификации были идентичны по конструкции. Впрочем, более известными они стали под названием “Sahariana”.

Конструктивно ходовая часть AS 42 была близкой к АВ.43 и состояла из четырех колес с пневматическими пулеместойкими шинами и подвеской на листовых рессорах. Привод от силовой установки осуществлялся на оба моста, но управляемым был только передний. На всех версиях “Sahariana” устанавливался дизельный 6-цилиндровый двигатель SPA. При использовании сновного топливного бака ёмкостью 200 литров дальность хода составляла 300 км. Для Африки этого было явно недостаточно и практически сразу была принята «модификация» с навесными 80-литровыми баками. Это позволило увеличить дальность до 800 км. Корпус не имел бронирования и был выполнен полуоткрытым, что обеспечивало более оптимальную установку мелкокалиберных орудий или пулеметов.

Состав вооружения машины мог быть разнообразным. В частности “Sahariana” могла нести одну 20-мм или 37-мм противотанковую пушку, или два 13,2-мм пулемета Breda, или 20-мм легкое зенитное орудие. Существовал также вариант установки 47-мм пушки Breda 47/32. Зачастую, вооружение комбинировалось и на одной машине могла устанавливаться как пушка, так и пулемет.

Относительно общего количества “Sahariana” данные расходятся. Впрочем, большинство западных источников сходятся во мнении, что таких машин могли выпустить около 80 единиц, не считая «местных» модификаций. Первым подразделением, получившем на оснащенние “Sahariana”, стало Raggruppamento Sahariana AS, находившейся на Африканском фронте с 29-го ноября 1942 года по 8-е апреля 1943 года. В составе группы имелось 10 разведываиельных машин двух типов с различным составом вооружжения.

Sahariana AS 42 (р\н 790B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и одним 8-мм пулеметом Breda

Sahariana AS 42 (р\н 791B) — оснащен одной 47-mm пушкой и одним 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 792B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и одним 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 793B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и одним 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 794B) — оснащен двумя 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 794B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и двумя 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 798B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и одним 8-мм пулеметом Breda

SPA TL37 AS — оснащен одной 47-мм пушкой CAN

SPA TL37 AS — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой

SPA TL37 AS — без вооружения

В течении 1942-1943 гг., как правило, разведывательные машины “Sahariana” передавались в состав разведывательных рот, включавших штаб и три взвода по 8 машин в каждом. На данный момент имеется следующая информация о подразделениях, использовавших “Sahariana” в период с 1942 по 1944 г.:

103rd Co.Ard.Camion — 24 AS 42, рота дислоцировалась в Северной Африке и участвовала в боях в центральной части Туниса. В частности, несколько машин использовалось в ходе наступления в Кассеринском перевале 19-25 февраля 1943 г.;

112th Co.Ard.Camion — 24 AS 42 (II series) — рота дислоцировалась на Сицилии, информация о её применеии боях против десанта союзников летом 1943 г. отсутствует;

113th Co.Ard.Camion — 24 AS 42 — рота дислоцировалась на Сицилии и принимала участие в боях против десанта союзников летом 1943 г.;

123th Co.Ard.Camion — 24 AS 42 и AS 43 — рота дислоцировалась в Риме и предположительно использовалась в боях против немцев летом-осенью 1943 г.

Таким образом, суммарное количество разведывательных машин “Sahariana” всех модификаций можно оценивать в 96 единиц. После капитуляции Италии, и создания на севере страны нового фашистского государства, большая часть уцелевших машин перешла в руки подразделений R.S.I. В частности, семь “Sahariana” было передано группе из Xth Mas, которая в течении 1944 года воевала во Франции. Кроме того, четыре бронеавтомобиля были захвачены союзниками и переданы французским войскам. В целом, динамические и эксплуатационные характеристики “Sahariana” оказались на весьма высоком уровне, а мощное вооружение позволяло успешно уничтожать лёгкую бронетехнику противника. Вместе с тем, отсутствие какого-либо бронирования и размещение большого колиечества топливных баков на бортах снижало защищенность экипажа. По всей видимости, это стало одной из причин прекращения производства “Sahariana” в 1943 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА Camoinetta AS 42 “Sahariana” образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 5140 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5620
Ширина, мм 2260
Высота, мм 1800
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Breda mod.37 одна 20-мм пушка Breda и один 8-мм пулемет Breda mod.37 одно 20-мм противотанковое ружьё Solothurn S18/1000 одна 47-мм пушка Breda 47/32
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный или оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ SРА, дизельный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4995 куб. см
емкость топливных баков: основной — 200 литров, 24 канистры по 80 литров

ТРАНСМИССИЯ механического типа: 6-ступенчатая КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: пневматические шины, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 80 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км (без дополнительных канистр) 800 км (с дополнительными канистрами)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

SPA-Viberti AS43 Легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: SPA-Viberti AS43 Альтернативное обозначение: Carrozzeria Speciale Viberti su AS 43 Начало проектирования: 1944 г. Дата постройки первого прототипа: 1944 г. Стадия завершения работ: серийно выпускалcя в течении 1944-1945 гг.

Катастрофический недостаток бронетехники и невозможность быстро наладить производство современных образцов в течении 1941-1942 гг. заставила итальянцев искать альтернативные пути решения данных проблем. Одним из наиболее подходящих вариантов оказался выпуск бронемашин на базе полноприводных шасси артиллерийских тягачей или грузовиков.

Появление данного бронеавтомобиля было вполне закономерно – в ходе Африканской кампании очень хорошо зарекомендовали себя артиллерийские тягачи FIAT-SPA TL37, имевшие не только полный привод, но и все управляемые колеса. Вначале итальянцы пробовали импровизировать, просто устанавливая на них различные артиллерийские системы, что позволяло использовать тягачи в роли машин огневой поддержки. В 1941 году были проведены работы по бронированию части машин, но только в 1942 году итальянцы «созрели» для постройки полноценного бронеавтомобиля на том же шасси. Необходимые проектные работы в течении 1944 года выполнили специалисты фирмы Viberti, в результате чего в современных источниках прижилось название SPA-Viberti AS43. Правда, к тому моменту боевые действия в Африке завершились, а в сентябре 1943 года новое итальянское правительство подписало перемирие с союзниками. Так что, разработка потенциально успешной бронемашины производилась уже под немецким контролем. Проект AS43 был представлен на рассмотрение 28-го января 1944 г., а серийное производство размернули в апреле.

Ходовая часть бронеавтомобиля осталась без изменений. Машина сохраняла колесную формулу 4х4 с пневматическими шинами, индивидуальной пружинной подвеской колес переднего моста и подвеской на листовых рессорах задних колес.

Конструкция корпуса бронеавтомобиля, по большей части, заимствовалась от бронетранспортера S37. В неё широко применялась установка бронелистов по рациональными углами наклона, хотя гомогенное бронирование не превышало 8,5 мм. В передней части корпуса устанавливался 4-цидиндровый карбюраторный двигатель FIAT 18TL рабочим объемом 4053 см.куб., который оснащался жидкостной системой охлаждения и мог развивать максимальную мощность 67 л.с. Трансмиссия включала карданный вал, 4-ступенчатую коробку передач и механические тормоза. Ёмкость топливного бака составляла 120 литров.

В средней части корпуса, вместо транспортно-десантного отделения, оборудовали боевой отделения. Внутри размещался экипаж из трех человек: водитель, командир и стрелок. Для посадки в машину использовались двери по бортам корпуса. На крыше боевого отделения устанавливалась стандартизированная башня от легкого танка L6/40, в лобовом листе которой монтировалась спаренная установка из 20-мм пушки и 8-мм пулемета фирмы Breda. Боекомплект для орудия включал 6 коробок со снарядами, для пулемета – 10 коробок. Кроме того, имелась возможность установки радиостанции RF.3M со штыревой антенной.

Точное количество построенных AS43 осталось неизвестным. Большая часть бронеавтомобилей поступила в распоряжение Gruppo corazzato «Leonessa», входившей в состав GNR (Guardia Nazionale Repubblicana) и дислоцировавшейся в Пьемонте. По сумме боевых качеств итальянская бронемашина находилась на уровне между немецким Sd.Kfz.222 и советским БА-64, уступая обоим по толщине бронирования, но превосходя по огневой мощи. Несомненным достоинством AS43 была его ходовая часть, прекрасно адаптированная как для действий в пустыне, так и для горной местности.

Об использовании AS43 точной информации также не сохранилось. Предположительно, бронеавтомобили использовались для полицейских функций и борьбы с партизанскими формированиями. «Премьерный показ» новой боевой техники состоялся на параде в Милане 9-го мая 1944 года (что в некотором роде было очень символично). Служба AS43 на стороне RSI продолжалась до мая 1945 года — машины были распределены между 2-й и 3-й ротами группы «Leonessa», долгое время находившимся в казармах Дабормида (Dabormida) под Турином. Также несколько машин эксплуатировалось частями вермахта, находившимися в тот период на территории Италии. До нашего времени ни один AS43 не сохранился.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА SPA-Viberti AS43 образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~1900
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка и один 8-мм пулемет Breda mod.37
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 8,5 мм борт корпуса — 8,5 мм корма корпуса — 8,5 мм башня — 40 мм (?) крыша — 8,5 мм (?) днище — 8,5 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ SРА 18VT, бензиновый, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4053 куб.см., мощностью 67 л.с.
ТРАНСМИССИЯ карданный вал, 4-ступенчатая КПП (4+1), механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: пневматические шины, подвеска передних колес — независимая на пружинных рессорах, подвеска задних колес — на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~50 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~700 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RF.3M со штыревой антенной (нештатная)