Бронетранспортеры Италии

FIAT 665NM “Scudato” Бронетранспортер

Официальное обозначение: FIAT 665NM Альтернативное обозначение: “Scudato” Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1942 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1942-1943 гг.

Вступление Италии во Вторую Мировую войну поначалу было не очень удачным — с июня по декабрь 1940 года итальянской армии не было чем похвастать как на Западном, так и на Греческом фронте. Однако, не без помощи немцев, в весной-летом 1941 года агрессивные планы Генштаба всё же были частично реализованы. Тем не менее, праздновать проблему было очень рано — ещё во время боёв в Греции возникла необходимость в наличии бронетранспортеров наподобие немецких Sd.Kfz.250, способных как перевозить солдат, так и буксировать различные артсистемы. В первую очередь такая машина была нужна и для Африканского фронта, боевые действия на котором имели более высокий приоритет.

Выполняя требование армии фирма FIAT, в сотрудничестве с Испытательным Моторизационным Центром и Королевским Арсеналом в Турине, приступила к разработке бронетранспортера предназначенного для действий в условиях Западной пустыни. На проектирование специализированного шасси времени просто не было, но, с другой стороны, итальянская промышленность освоила выпуск хороших армейских грузовиков, имевших резерв для модернизации. За основу взяли шасси полноприводного грузовика FIAT 665NM с колесной формулой 4х4. Ходовая часть оснащалась колёсами с пневматическими шинами и подвеской на листовых рессорах.

Корпус машины технологически делился на две части. Спереди размещалась полностью бронированная кабина в левой части которой располпгплось место для водителя. Для обзора водитель использовал четыре больших люка, закрывамых в боевом положении бронеплитами (два спереди и два по бортам кабины). За кабиной устанавливалсь бронированная «коробка» внутри которой можно было разместить 20 полностью экипированных солдат. Толщина бронирования составляла 7,5 мм (по другим данным — 10 мм), что было достаточно для защиты от огня лёгкого стрелкового вооружения. Чтобы хоть как-то улучшить пулестойкость верхние бортовые листы транспортно-десантного отделения устанавливались под наклоном. Для защиты предусмотрели установку 8-мм пулемета Breda Mod.30 в кабине справа от водителя и, кроме того, солдатыы могли вести огонь по противнику через 16 бортовых и 2 кормовые амбразуры. Посадка солдат в бронетранспортер производилась через правую дверь водительской кабины.

На бронетранспортера сохранялся стандартный 6-цилиндровый дизельный двигатель FIAT 366 с непосредственным впрыском (рабочий объём 9365 куб.см.) развивавший мощность 110 л.с. при 2000 об\мин. Ёмкость топливного бака составляла 135 литров.

На испытания FIAT 665NM “Scudato” поступил в 1942 году и показал неплохие ходовые качества. В скором времени была заказана серия в количестве 300 экземпляров, однако полностью выполнить заказ до подписания перемирия не удалось — к сентябрю 1943 года фирма FIAT успела поставить около 110 бронетранспортеров, большая часть из которых успела поступить в действующую армию. Примечательно, что в процессе производства конструкция бронетранспортера претерпела некоторые изменения. Если первые серийные образцы делались «шаблонно», то впоследствии итальянцы стали активно «импровизировать». Так появились модели на шасси грузовиков FIAT 626 и FIAT 666 с полностью или частично бронированной кабиной водителя. Неизменной оставалась только «коробка» транспортно-десантного отсека. Как можно догадаться, в Африку «фиаты» так и не попали, но им была уготована не менее жестокая участь принять участие в боевых действиях на Балканах.

К концу 1941 года партизанское движение на территории Югославии и Греции расширилось настолько, что итальянцы утратили контроль над целыми районами этих оккупированныъх стран. Засада на горных дорогах были отнюдь не редкостью и уничтожились в первую очередь обычные грузовики. Таким образом, появилась необходимость в специализированном транспортном средстве, спосбного действовать в условиях горной местности, для чего и были приспособлены FIAT 665NM. Часть машин была вошла в состав 154? Divisione fanteria «Murge» и 13? Divisione fanteria «Re», пытавшихся «навести порядок» на Балканах, однако для итальянцев они прибыли поздновато.

После оккупации северной части страны немецкими войсками на её территории была образована R.S.I. (Repubblica Sociale Italiana), главой которой вновь стал Муссолини. Немецкое командование распорядилось вернуть часть ранее захваченной бронетехники, среди которой было достаточно много FIAT 665NM. Разумеется, R.S.I. получила далеко не все из них — большинство машин использовалось параллельно обоими армиями на протяжении 1943-1945 гг., преимущественно для полицейских функций. Оставшиеся к моменту капитуляции FIAT 665NM были впоследствии утилизированы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА FIAT 665NM “Scudato” обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 9000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1+20
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7345
Ширина, мм 2730
Высота, мм 2670
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Breda Mod.30
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел для пулемета
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 7,5 мм борт корпуса — 7,5 мм корма корпуса — 7,5 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ FIAT, 6-цилиндровый, дизельный, мощностью 110 л.с. при 2000 об\мин., запас топлива — 135 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: пневматические шины, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 62 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 390 км по шоссе 350 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

FIAT-SPA S37 Бронетранспортер

Официальное обозначение: FIAT-SPA S37 Альтернативное обозначение: Gepanzerte Manntransportwagen S 37 (italien), gep.M.Trsp.Wg. S37 250(i) Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: серийно выпускалcя в 1942 г., построено 150 единиц.

Успех использования разведывательных машин «Sahariana» на завершающем этапе сражений в Северной Африке позволил продолжить работы по полноприводным шасси в более широком направлении. Следующей моделью стал бронетранспортер S37.

Работа над БТР началась ещё в 1941 году, однако тогда более приоритетным считалось налаживание производства танков и бронеавтомобилей. Постепенно итальянское командование пришло к выводу, что подвоз амуниции и артиллерийских расчетов лучше возложить на специализированные бронемашины, обладающие противопульной зашитой и хорошими тяговыми характеристиками. Рассмотрев несколько вариантов Генштаб одобрил предложение фирмы FIAT, специалисты которой разработали проект бронетранспортера на базе шасси FIAT AS37.

Ходовая часть этой машины сохраняла колесную формулу 4х4 и имела все управляемые колеса с пневматическими шинами размером 11,25х24 дм. Подвеска колес передней оси была независимой, на спиральных пружинах, задние колеса оснащались подвеской на листовых рессорах. На бронетранспортер устанавливался 4-цидиндровым карбюраторным двигателем FIAT 18TL рабочим объемом 4053 см.куб., и оснащался жидкостной системой охлаждения. Двигатель развивал максимальную мощность 67-70 л.с. Трансмиссия включала карданный вал, 4-ступенчатую коробку передач и механические тормоза. Штатное вооружение отсутствовало, но была возможна установка 8-мм пулемета Breda 38 и радиостанции RF.3M.

Учитывая опыт боевого применения бронетехники в 1940-1941 гг. инженерами фирмы FIAT был разработан корпус, все бронелисты которого устанавливались под рациональными углами наклона. По всей видимости, определенное влияние на проект оказали немецкие бронемашины Sd.Kfz.221\222. При толщине бронирования от 6 до 8,5 мм бронетранспортер надежно защищался только от огня легкого стрелкового оружия и пехотных пулеметов. Внутри транспортно-десантного отделения можно было перевозить 8 полностью экипированных солдат или до 1000 кг полезной нагрузки.

После успешных испытаний прототипа S37, проведенных в начале 1942 года, с фирмой FIAT был подписан контракт на поставки серийной продукции. До конца года было выпущено 150 машин, большая часть из которых успела попасть на Африканский фронт. В частности, бронетранспортеры эксплуатировались в составе следующих боевх частей:

31° Reggimento carri (31-й танковый полк)

955° Sezione autoprotetti (955-я рота самозащиты)

1034° Sezione autoprotetti (1034-я рота самозащиты)

1118° Autosezione (1118-я автомобильная рота, входила в состав Divisione «Macerata»)

259° Autoreparto autoprotetti ()

LXXI° Battaglione motociclisti (71-й мотоциклетный батальон, входил в состав 6° Reggimento bersaglieri)

В сентябре 1943 года, после подписания перемирия с союзниками, уцелевшие S37 была захвачены немцами и впоследствии разделены между вермахтом и армией RSI. Несколько машин попали в состав 7.SS-Freiwilligen-Gebirgs-Division «Prinz Eugen». В вермахте они обозначались как Gepanzerte Manntransportwagen S 37 (italien) или gep.M.Trsp.Wg. S37 250(i). Служба бронетранспортеров продолжалась вплоть до мая 1945 года преимущественно на территории Северной Италии и Югославии, где в последний год войны активизировались действия партизан.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА FIAT-SPA S37 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 5500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4900
Ширина, мм 1920
Высота, мм 2130
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Breda mod.37 (нештатный)
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 8,5 мм борт корпуса — 8,5 мм корма корпуса — 8,5 мм крыша — 6 мм днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ SРА 18VT, бензиновый, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4053 куб.см., мощностью 67 л.с.
ТРАНСМИССИЯ карданный вал, 4-ступенчатая КПП (4+1), механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: пневматические шины, подвеска передних колес — независимая на пружинных рессорах, подвеска задних колес — на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 52 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 725 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RF.3M со штыревой антенной (нештатная)

Autotrasporto blindato SPA Dovunque 35 Бронетранспортер

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autotrasporto blindato SPA Dovunque 35 Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1943 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В 1941 г. фирма FIAT получила задание разработать новый бронетранспортер на основе трехтонного полноприводного шасси SPA Dovunque 35. Прототип ходовой части вёл свою «родословную» от армейских грузовиков FIAT 611\612, база которых в своё время послужила для создания одноименного бронеавтомобиля. Производство модернизированных машин на предприятии SPA началось с 1936 года. Обычно эти грузовики оснащались бензиновыми двигателями мощностью 48 или 55 л.с. В начальный период войны SPA Dovunque 35 хорошо зарекомендовали себя как в Северной Африке, так и на Восточном фронте.

Броневая коробка транспортера состояла из плит толщиной 10 мм и была открыта сверху. Технологически корпус делился на две части: кабина водителя и транспортно-десантный отсек. Поскольку толщина бронелистов не превыщала 10 мм борта выполнили двускатными, чтобы улучшить их пулестойкость. На бронетранспортере устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель FIAT 18T (рабочий объём 4053 см.куб.), развиваший мощность 55 л.с. Ёмкость топливного бака составляла 100 литров. В качестве вооружения использовали один-два 8-мм пулемета Breda, устанавливаемые за местом водителя.

Испытания транспортера начались в 1943 г., однако до капитуляции Италии полностью завершить их не успели. В итоге серийное производство бронетранспортер, сейча более исзвестный под названием Autotrasporto blindato SPA Dovunque 35 запущен не был.

Единственный прототип бронетранспортера достался армии Социальной Республики Италия и был передан в Brigada Nera «Ather Capelli», но подробности его применения остаются пока невыясненными. Известно только, что SPA Dovunque 35 использовался вплоть до завершения боевых действий в Европе.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА Autotrasporto blindato SPA Dovunque 35 обр.1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 4700 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5300
Ширина, мм 2300
Высота, мм 2350 (без навеса) 2500 (с навесом)
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один-два 8-мм пулемета Breda
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 10 мм борт корпуса — 8 мм корма корпуса — 8 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ FIAT 18T, 4-цилиндровый, бензиновый, мощностью 55 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4; колеса обрезиненные
СКОРОСТЬ 45 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 285 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Lancia 3Ro Бронетраспортер

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Lancia 3Ro (blindata) Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1943 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Неожиданная, но вполне закономерная капитуляция фашисткой Италии в сентябре 1943 года, расколола страну на две части. На юге власть перешла к союзному командованию, а в центральной части и на севере хозяйничали немцы. Удержать столь большой кусок территории, на которой действовали разнообразные партизанские формирования, вермахту было очень проблематично, в виду особенностей национального ландшафта. Один из выходов виделся в создании обновленной итальянской армии под руководством Б.Муссолини и поддержке фашистских организаций. Как показывал опыт войны на Восточном фронте лучше всех сражались “чернорубашечники”, так что на своей земле они могли воевать ещё лучше.

Впрочем, одних вооруженных формирований с легким стрелковым оружием было недостаточно. Бои в бывшей Югославии наглядно показывали, что даже при наличии бронетехники успех противопартизанских операций не гарантирован. Как раз с танками в Республике Сало было сложно (к тому же, большую их часть забрали немцы, включая новые Р40), но зато имелись силы для выпуска бронеавтомобилей.

Так, в 1944 году, мастерскими города Лукка (расположенного на побережье Тирренского моря недалеко от Флоренции) была создана бронемашина на базе военного грузовика Lancia 3Ro. Выбор в пользу этой двухосной машины, с колесной формулой 4х2, объяснялся следующим образом – это был наиболее массовый грузовик, обладавший подходящей грузоподъёмностью и надежностью в эксплуатации. Самое интересное, что итальянские инженеры не просто “навесили” бронированную коробку, а решили сделать более-менее полноценный колесный бронетранспортер. Не исключено, что определенное влияние оказал испанский опыт. Как известно, в течении 1936-1939 гг. была создана целая плеяда бронемашин, обладавших возможность перевозки от 5 до 15 солдат. Итальянцы отнеслись к этому вопросу не менее ответственно. На раму Lancia 3Ro был установлен бронекорпус коробчатой формы, полностью закрывавший кабину водителя и транспортный отсек, который теперь превращался в десантно-боевой. Толщина бронирования составляла 9 мм по всем поверхностям, видимо, за исключением крыши и днища. Необычным был дизайн корпуса. Бортовые вертикальные и верхние бронелисты боевого отделения устанавливались под наклоном, а носовая часть капота имела клиновидную форму. В кормовом листе корпуса была сделана большая дверь для высадки и посадки десанта. Колеса переднего моста прикрывались только дугообразными крыльями. Зато сдвоенные колеса заднего моста прикрывались почти полностью бронещитками.

Схема расположения вооружения была стандартной. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с прорезью для 20-мм пушки Scotti 20/77, имевшей возможность вести огонь по низколетящим целям. В лобовом бронелисте кабины, слева от места водителя, в шароой установке монтировался 8-мм танковый пулемет Breda Мod.38. По бортам корпуса, в амбразурах, можно было установить ещё один-два пулемета Breda Мod.37 того же калибра. В результате, полный экипаж этой бронемашины составил 6 человек: водитель, командир-наводчик орудия, заряжающий и три пулеметчика. Внутри боевого отделения также можно было перевозить до 15 полностью экипированных солдат.

Единственный образец этой бронемашины поступил на вооружение фашисткой партийной бригады “Benito Mussolini”. Спустя несколько месяцев, в начале 1945 года, он получил название “Natale Piacentini”. Как сложилось боевое применение этой необычной бронемашины сказать трудно. Судя по фотографиям, “Natale Piacentini” использовался как бронетранспортер, что было вполне уместно в условиях партизанской войны. Положительным моментом эксплуатации бронированного варианта Lancia 3Ro являлась возможность буксировки обычного грузового прицепа. По всей вероятности, после капитуляции остатков фашистских войск Италии в мае 1945 года, бронемашина отправилась на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА Lancia 3Ro (blindata) обр.1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6+15
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~6500
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~3500
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка Scotti 20/77, один танковый 8-мм пулемет Breda M38 и один-два 8-мм пехотных пулемета Breda Мod.37
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9 мм борт корпуса — 9 мм корма корпуса — 9 мм крыша — ? днище — ? башня — 9 мм
ДВИГАТЕЛЬ Lancia, бензиновый, 2-цилиндровый, мощностью 64 л.с., рабочий объём 3180 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2; передние колеса одинарые управляемые, задние колеса сдвоенные ведущие, амортизация на пластинчатых рессорах
СКОРОСТЬ ~30-35 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?