Колесные САУ Италии

Autocanone FIAT 634 da 102/35 Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autocanone FIAT 634 da 102/35 Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: 1940 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия в 1939-1940 гг.

Вероятно, самой мощной зенитной установкой, когда-либо установленной на автомобильное шасси, можно считать Autocannone 102/35. Ещё в 1915 году итальянский флот заказал установку нескольких десятков таких артсистем на шасси грузовиков SPA 9000 – по завершения Первой Мировой войны все они были демонтированы, однако спустя 20 лет, в ходе боевых действий в Северной Африке, пять таких орудий было смонтировано на тумбовой установке в кузове тяжелого грузового автомобиля FIAT 634.

Выбранное грузовое шасси ранее уже использовалось для установки 76-мм пушки Cannone 76/30, но его технические характеристики позволяли установить гораздо более мощную артсистему. Ходовая часть, при этом, никаких изменений не претерпела. Бронирование также не устанавливалось. В исходном варианте машина оснащалась 6-цилиндровым двигателем FIAT, развивавшим мощность 80 л.с. при 2100 об\мин. “Сухая” масса FIAT 634 составляла 6360 кг, максимальная скорость – 40 км\ч, запас хода – 380 км.

Морская противовоздушная пушка Cannone da 102/35 калибром 101,6-мм была спроектирована фирмой Ansaldo в годы Первой Мировой войны и, как можно догадаться, использовалась в интересах флота в качестве орудия береговой обороны. После установки на грузовую платформу она сохранила возможность кругового вращения (на 360°). Стрельба велась стандартными гранатами весом 13,25 кг или шрапнельными (осколочными) гранатами весом 14,65 кг на максимальную высоту 11600 метров. Начальная скорость снаряда составляла 650 м\с.

Все переоборудованные машины поступили в распоряжение итальянской дивизии “Ariete” и использовались по прямому назначению в 1941-1942 гг. Полученными Autocanone FIAT 634 da 102/35 укомплектовали 1-ю и 6-ю батареи, первая из которых была передана дивизии «Ariete», а вторая — дивизии «Trento». Наибольший успех этим ЗСУ сопутствовал 19 ноября 1941 года во время сражения с британскими войсками у города Бир Эль Гоби. По заявлением итальянцев расчетам самоходных 101,6-мм зениток удалось подбить 15 танков противника. Тем не менее, к концу 1941 года большая часть Autocanone FIAT 634 da 102/35 ьыла потеряна.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 75-мм САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Autocanone FIAT 634 da 102/35 обр.1940 г.

БОЕВАЯ МАССА ~9000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7340
Ширина, мм 2400
Высота, мм 3240
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 101,6-мм зенитное орудие (Cannone da 102/35)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ бронещит — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ FIAT, 6-цилиндровый, мощностью 80 л.с. при 2100 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 4-ступенчатой коробкой передач
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: шины пневматические размером 175х720,5 мм, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 380 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Autocannone Lancia 3RO da 100/17 Самоходная установка огневой поддержки

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autocannone Lancia 3RO da 100/17 Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1940 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия в 1940-1941 гг.

Появление в итальянской армии в массовых количествах импровизированных САУ на колесном шасси было вызвано сразу несколькими причинами. Получив хороший опыт ещё в годы Первой Мировой войны на протяжении следующих 20 лет итальянцы упорно «продавливали» тяговую артиллерию, совершенно не заботясь о создании её самоходных вариантов. Но вот пришла Вторая Мировая война и задача о возрождении самоходок была «воскрешена». Но пока в разработке находились специализированные машины их требовалось чем-то заменить. В качестве временной меры было принято решение устанавливать орудия (пушки и гаубицы) прямо в кузова грузовых армейских машин. Разумеется, такие доработки проводились не от хорошей жизни и изобиловали целым рядом недостатков, но положительный эффект всё же был.

Одной из таких САУ стала Autocannone da 100/17. Базовым шасси для неё стала широко распространенная Lancia 3Ro. Эта заднеприводная машина с колесной формулой 4х2 отлично зарекомендовала себя на всех фронтах, отличаясь высокими эксплуатационными качествами и неприхотливостью в обслуживании. Именно Lancia 3Ro послужила основой для неплохой зенитной самоходки оснащенной 90-мм орудием, однако гораздо менее известен факт установки на то же шасси 100-мм гаубицы. История этой САУ была такова.

После чудовищного разгрома в Ливии итальянское командование не просто запросило — потребовало передать ей в срочном порядке самоходные установки. В первую очередь острая необходимость ощущалась в САУ огневой поддержки и противотанковых САУ. Первый вариант было сделать проще хотя бы потому, что в наличии имелось несколько сотен грузовиков большой грузоподъёмности. Как можно догадаться, выбор пал на Lancia 3Ro, а вот в качестве «главного калибра» была выбрана далеко не новая 100-мм гаубица с длиной ствола 17 калибров. Почему именно эти артсистемы?

Дело в том, что ещё в 1917-1918 гг. итальянцам в качестве трофеев досталось несколько десятков мощных и эффективных 100-мм гаубиц «Skoda 100 mm Model 1916». В конце 1920-х гг. они прошли небольшую модернизацию, а в 1932 году под них появился более мощный выстрел, что позволило довести дальнобойность орудия до 8490 метров. В итальянской системе обозначений гаубица получила название «Obice da 100/17 modello 16» и пользовалась она неплохой репутацией. Позднее к ней появился и кумулятивный выстрел — теперь гаубица могла эффективно бороться с любыми танками, включая М3 «Grant».

Сделав несложные выводы было принято решение использовать Obice da 100/17 для установки на грузовики. Первое время итальянцы пытались полностью втаскивать их на грузовую площадку, но после выстрела незакрепленная гаубица создавала сильную отдачу сбивая наводку. Проблему с лафетом решили быстро, и уже осенью 1940 года были поставлены первые четыре 100-мм САУ с тумбовой установкой кругового вращения. Интересно, что бронирование орудия и рабочих мест экипажа на этой САУ (неофициальное название Autocannone Lancia 3RO da 100/17) полностью отсутствовало. Зато за кабиной было установлено несколько бронированных ящиков для снарядов, общее количество которых составило 100 штук. В ряде случаев, уже в ходе боевого применения, САУ дополнительно оснащались зенитным пулеметом, установленном на штыре справа от водителя.

Первый факт боевого применения Autocannone Lancia 3RO da 100/17 был зафиксирован в ноябре 1940 года, когда Италия попыталась «вломиться» в Грецию. Не успев прибыть на фронт батарея самоходок, состоявшая из тех самых четырех машин, была разгромлена у города Мармарис. В роли «обидчиков» выступили немецкие пикировщики Ju-87B, которые увидев непонятные машины попросту разбомбили их. Тем не менее, за несколько дней до этого печального инцидента батарея Autocannone успела неплоха проявить себя в боях и к началу 1942 года удалось сформировать ещё три батареи аналогичного состава. САУ отправили воевать в составе XVII° Gruppo du Raggruppamento Celere tipo AS, но в скором времени группа была расформирована ввиду больших потерь. После этого самоходные гаубицы служили в 136-ом артиллерийском полку вплоть до капитуляции итало-немецких войск весной 1943 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 100-мм САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Autocannone Lancia 3RO da 100/17 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 100-мм полевое орудие (Cannone da 100/17)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Autocannone Sahariana Corta da 75/27 Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autocannone Sahariana Corta da 75/27 Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия в 1941-1942 гг.

Появление самоходной установки Autocannone Saharina Corta 75/27 было вызвано желанием итальянской армии обеспечить наибольшую мобильность полевой артиллерии. Поскольку в 1940-1942 гг. основным театром боевых действий была североафриканская пустыня для действий в этом районе подходила далеко не каждая машина. Наилучшим выбором казалось использование специализированной “пустынной” бронемашины Sahariana. В 1941 году, после принятия её на вооружение, силами армейских мастерских один из двух штатных 12,7-мм пулемета заменяли на 20-мм автоматическую пушку. Впрочем, ходовая часть Sahariana могла выдерживать намного большую нагрузку.

Тем не менее, для установки полевого 75-мм орудия Cannone 75/27 было выбрано шасси SPA AS37, которое также использовалось для строительства бронемашин. Ходовая часть имела колесную формула 4х4 (размер шин 11,25х24) со всеми управляемыми колесами. Подвеска передней оси была независимойя, на спиральных пружинах, задней — на листовых рессорах.

Бронирование кузова отсутствовало, имелся только 8-мм бронещит орудия. Непосредственно пушка Cannone 75/27 представляла собой модернизированную версию Krupp Kanone M1906, которая выпускалась в Италии по лицензии. Начальная скорость снаряда составляла 502 м\с, максимальная дальность – до 6800 метров. Стрельба велась 14-фунтовыми (6,35 кг) снарядами.

В течении 1942-1943 гг. несколько машин этого типа применялись на в боевых действиях в Ливии, Алжире и Тунисе. За этот период все Autocannone Saharina Corta 75/27 были потеряны по различным причинам, включая технические.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 75-мм САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Autocannone Saharina Corta 75/27 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 75-мм полевое орудие (Cannone da 75/27)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ бронещит — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ FIAT 18TL, 4-цидиндровый, карбюраторный, жидкостного охдаждения, мощность 70 л.с., рабочий объем 4053 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, размер пневматических шин 11,25х24, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —