Колесные ЗСУ Италии

Autocannoni da 76/30 da FIAT 18BLR Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autocannoni da 76/30 da FIAT 18BLR Начало проектирования: 1915 г. Дата постройки первого прототипа: 1915 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия в 1916-1917 гг.

В течении 1916 года итальянская промышленность выпустила партию зенитных самоходных установок, базой для которых послужило шасси 5-тонного грузовика FIAT 18BLR. Эта машина являлась копией немецкого Daimler и выпускалась в Италии по лицензии. Доработки сводились к переделке транспортной платформы в площадку для тумбовой установки зенитного орудия калибра 76,2 мм (Cannon 76/30). В многом итальянский образец напоминал немецкие пртивовоздушные самоходные установки на аналогичном шасси — бронирование орудия отсутствовало, а часть боекомплекта перевозилась в ящиках за кабиной водителя.

Точное количество серийных Autocannoni da 76/30 da FIAT 18BLR не установлено. Машины этого типа применялись на итало-австрийском фронте в течении 1917-1918 гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 76-мм САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Autocannoni da 76/30 da FIAT 18BLR обр.1916 г.

БОЕВАЯ МАССА 7220 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6100
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2700
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 75-мм зенитное орудие (Cannone da 75/27)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 4-цилиндровый, рабочим объёмом 4714 см.куб., мощность 54 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 4-ступенчатой коробкой передач
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: шины пневматические размером 175х720,5 мм, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Autocanone Dovunque 35 da 20/65 Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autocanone Dovunque 35 da 20/65 Начало проектирования: 1935 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: выпускался небольшими сериями в 1936-1945 гг.

В ходе войны в Северной Африке для нужд итальянской армии несколько трехосных армейских грузовиков повышенной проходимости Dovunque 35 было переоборудовано в зенитные самоходные установки. Хотя эти доработки носили, частично, импровизированный характер, благодаря выбранному типу шасси новая ЗСУ получилась достаточно успешной.

Выбор в пользу Dovunque 35 был не случайным. Ещё в 1931 году на испытания поступил опытный образец трехосного грузовика FIAT 612, который должен был заменить “колониальные” машины FIAT 611. Армия осталась довольна представленными ходовыми характеристиками – уже в начале 1932 года выдала первый заказ, а в августе несколько FIAT 612 приняли участие в маневрах. После официального принятия не вооружение грузовики получили название Dovunque 33 (“dovunque” можно перевести как “внедорожник”). Первые экземпляры поступили в артиллерийские полки в качестве командно-штабных машин. Впоследствии появилась версия, оснащенная 120-см прожектором, которая использовалась в системе ПВО.

Впервые Dovunque 33 был опробован в боевых условиях в 1936 году при вторжении в Эфиопию, где трехосные машины показали себя с лучшей стороны. Однако, были выявлены такие недостатки, как малая мощность двигателя и сложное управление.

Доработкой грузовика занялась фирма SPA, которая являлась филиалом FIAT и ещё в 1935 году предложила улучшенную версию Dovunque 35. Опытный образец внешне отличался незначительно, отличаясь только более мощным двигателем (48 л.с.), немного переделанным грузовым отсеком и возможностью использования гусениц, которые в случае необходимости надевались на колёса двух задних мостов.

Поставки Dovunque 35 начались в 1936 году и значительная часть этих машин была направлена в Ливию. Серийные образцы получили 4-цилиндровый двигатель FIAT 18T мощностью 55 л.с. при 2000 об\мин (рабочий объём – 4053 см.куб.). Полная масса Dovunque 35 составила 4530 кг, что позволяло развивать максимальную скорость по шоссе до 50 км\ч. Запас хода также оказался весьма значительным – 1270 км.

Первое время Dovunque 35 использовали по прямому назначению (для буксировки артиллерийских орудий и в качестве командных машин), но после начала активных боевых действий часть из них была приспособлена под установку зенитной автоматической пушки Breda 20/65 калибром 20-мм. Отличаясь сравнительно небольшой массой (около 380-400 кг) 20-мм автомат был способен эффективно бороться не только с низколетящими воздушными целями, но и с легкой бронетехникой. Имея начальную скорость порядка 840 м\с снаряд мог пробить вертикально установленную 30-мм бронеплиту на дистанции 500 метров. С большей дальностью поражающая способность уменьшалась, но учитывая типы используемых британскими войсками в 1940-1941 гг. танков (а это были, в основном, легкие Mk.VI, а также крейсерские А9, А10 и “Crusader”), этого было вполне достаточно. Вместе с тем, какое-либо бронирование на зенитных самоходках Autocanone Dovunque 35 da 20/65 отсутствовало, так что пускать их в бой с бронетехникой было чрезвычайно опасно.

Тем не менее, ЗСУ на шасси Dovunque 35 активно использовались не только для противовоздушной обороны, но в ходе дальних рейдов по тылам противника. К концу Африканской кампании все машины этого типа были потеряны. Вместе с тем, производство обычных грузовиков Dovunque 35 продолжалось даже в годы немецкой оккупации – в течении 1944-1945 гг. предприятие SPA собрало ещё 307 машин, а окончательно выпуск трехосных армейских грузовиков заверщился лишь в 1950 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 20-мм САМОХОНДОЙ УСТАНОВКИ Autocanone Dovunque 35 da 20/65 обр.1936 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм зенитная пушка (Breda 20/65)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
ДВИГАТЕЛЬ FIAT, 6-цидиндровый, карбюраторный, жидкостного охдаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Autocannoni da 75/27 Ceirano CMA 50 Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autocannoni da 75/27 Ceirano CMA 50 Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: 1939 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия в 1939-1940 гг.

В конце Первой Мировой войны итальянская армия пополнилась новым видом техники – зенитными самоходными установками. По большей части это были импровизированные машины, для создания которых использовали двухосное шасси коммерческих грузовиков с колесной формулой 4х2. Поскольку подходящего зенитного орудия тогда в Италии не нашлось, на его место выбрали Autocannone da 75/27 CK, обладавшее неплохими баллистическими показателями, но мало подходившее для борьбы с воздушными целями. Тем не менее, была выпущена большая партия зенитных САУ, которая оставалась на боевом посту даже после демобилизации 1919 года.

Несмотря на явное техническое несоответствие современным требованиям в 1926 году итальянская армия сделала второй заказ на 14 машин на шасси коммерческого грузовика Ceirano CMA 50 (колесная формула 4х2). На месте грузового отделения на открытой площадке устанавливалось то же орудие Cannone da 75/27 калибром 75-мм. Установка была тумбовой и имела возможность кругового поворота, но с незначительными для зенитного орудия углами возвышения. Экипаж самоходного орудия составлял 6 человек. Доставка боеприпасов осуществлялась грузовыми колесными транспортерами FIAT 18BL, которые могли перевозить 216 снарядов. Также была существенно улучшена система прицеливания.

Вместе с этим, Autocannoni da 75/27 Ceirano CMA 50 отличались крайне низкой проходимостью вне дорог, малой скоростью (20-25 км\ч по шоссе) и подвижностью. Боеприпасы, используемые для стрельбы по самолётам, относились ещё к периоду войны и обладали небольшой эффективностью. Всё это делало зенитные 75-мм ЗСУ непригодными для защиты механизированных колонн на марше.

Несмотря на свою немногочисленность самоходки Autocannoni da 75 Ceirano CMA 50 успели принять участие во всех кампаниях, которые вела итальянская армия в 1930-1940-е гг. Впервые зенитные САУ были применены при вторжении в Эфиопию, куда было отправлено 2 группы (16 машин). Затем пять батарей самоходок (по 4 машины в каждой) прибыли в Испанию, где они были переданы в распоряжение CTV. В обоих случаях ЗСУ использовались защиты аэродромов и локальной ПВО, но никаких значимых успехов итальянцам достичь не удалось. В отдельных случаях 75-мм ЗСУ устанавливались на ж\д платформы.

К октябрю 1939 года в итальянской армии ещё числилось 166 единиц Autocannoni da 75 Ceirano CMA 50 – как это ни странно, но самый устаревший тип зенитного самоходного орудия на колесном шасси оказался самым многочисленным. Часть машин этого типа оказалась к этому времени в Ливии, где им предстояло завершить свою карьеру.

Некоторые из ЗСУ приняли участие в боях на начальном этапе Второй Мировой войны. Например, 25 июля 1940 года в Ливии была развернута батарея зенитных 75-мм самоходных орудий (XX° Gruppo da 75/27 CK), которая была передана в подчинение 1-й Ливийской пехотной дивизии (1a Divisione di fanteria Libica). Две другие группы, в каждой из которых числилось не более двух машин, прибыли в январе 1941 года. Это были XXI° CdA (10a Armata. VI° Gruppo da 75/27 CK) и XIV° Gruppo contraerei da 75/27 CK, которые прибыли в Бенгази из Триполи и предназначались для защиты города. Вплоть до 13 марта 1943 года боевую службу продолжали нести три ЗСУ, которые ещё находились в более-менее приличном техническом состоянии. Одна машина была передана (либо захвачена) немецкой армии, но об её использовании сведений пока найти не удалось. После разгрома Африканского фронта все Autocannoni da 75 Ceirano CMA 50 были либо уничтожены, либо захвачены союзниками.

На протяжении всей Африканской кампании ЗСУ этого типа составляли основу мобильной крупнокалиберной зенитной артиллерии итальянской армии. После разгрома итало-немецких сил небольшое количество Autablinda Lancia 3Ro осталось в Италии и вплоть до сентября 1943 года использовались против союзников. К моменту капитуляции в технически исправном состоянии осталось лишь небольшое количество самоходок на шасси Lancia 3Ro.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 75-мм САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Autocannoni da 75/27 Ceirano CMA 50 обр.1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 7220 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6100
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2700
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 75-мм зенитное орудие (Cannone da 75/27)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 4-цилиндровый, рабочим объёмом 4714 см.куб., мощность 54 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 4-ступенчатой коробкой передач
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: шины пневматические размером 175х720,5 мм, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Autocannone da 90/53 su Breda 52 Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Autocannone da 90/53 su Breda 52 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: построена около 120 единиц.

В 1940 году, под впечатлением от действий 88-мм зениток FlaK18, хорошо показавших себя как против танков, так и против самолётов, в Италии были начаты работы над самоходными зенитными орудиями аналогичного типа. В отличии от технически устаревших 75-мм и 101,6-мм пушек новая зенитная артсистема предназначалась для поражения групп бомбардировщиков на высотах до 10 км и, следовательно, имела более высокие тактико-технические показатели. Первоначально Cannone da 90/53 создавалась для установки на корабли, но в 1939 году была разработана “наземная” версия этого орудия, предназначавшаяся для охраны береговых укреплений.

Между тем, 90-мм зенитная пушка заинтересовала армейское руководство, и в скором времени Cannone da 90/53 появились в составе сухопутных частей. Однако, вместе с хорошей эффективностью был у этой артсистемы один существенный недостаток – большая масса, вследствие которой для её транспортировки требовался тягач с высокой мощностью. Для повышения мобильности был найден вполне логичный выход – установить орудие на шасси тяжелого грузовика.

Разумеется, был проведен тщательный отбор среди нескольких армейских грузовых машин, в результате которого выбрали трехосный полноприводной Breda 51. Орудие устанавливалось вместе со стандартной платформой в кузов машины и имело возможность кругового вращения. Для повышения устойчивости при стрельбе использовались четыре дополнительные опоры, установленные по бортам. Бронирование кабины водителя отсутствовало, расчет орудия защищался только 8-мм лобовым бронещитом. Прототип вообще не имел водительской кабины и защиты расчета орудия. В качестве силовой установки использовался бензиновый 6-цилиндровый двигатель D11 рабочим объёмом 9653 см.куб. Максимальная скорость машины при полной массе 8500 кг составила 60 км\ч, запас хода – 800 км.

Первый опытный образец Cannone autocampale da 90/53 su autotelaio Breda 51 был представлен 10 марта 1941 года, однако финальный вариант был закончен лишь весной 1942 года. В отличии от прототипа шасси серийных машин получили усиленную раму, после чего их обозначение сменили на Breda 52, а полное название зенитной самоходки стало звучать как Autocannone da 90/53 su Breda 52.

Не дожидаясь завершения испытаний 24 мая 1941 года генерал Роатта распорядился начать постройку 70 серийных ЗСУ на шасси Breda 51 для нужд колониальных сил. Впрочем, 18 сентября заказ уменьшили до 50 штук, в пользу более простого варианта на шасси двухосного грузовика Lancia 3Ro. Спустя два месяца это решение снова пересмотрели, поставив окончательную точку – для армии требовалось построить уже 90 машин, но в дальнейшем заказ увеличить ещё на треть. Первые 20 экземпляров на шасси Breda 51 сдали в том же году, а остальные – в течении 1942 года. Всего, на 1 мая 1943 года в составе итальянской армии числилось 120 Autocannone da 90/53 su Breda 52.

Несмотря на то, что новые ЗСУ поступили на фронт достаточно поздно, использовали их весьма интенсивно. Некоторое количество машин было отправлено в Северную Африку, где они все были уничтожены, либо захвачены союзниками. Остальные Autocannone da 90/53 su Breda 52 остались в Италии и применялись против англо-американских сил во время вторжения на Сицилию и континентальную часть Италии.

После капитуляции итальянского правительства в сентябре 1943 года судьба уцелевших Autocannone da 90/53 su Breda 52 не ясна. Известно, что по крайней мере одна машина находилась в составе танковой группы “Леонесса” (Gruppo Corazzo “Leonessa”). В современных источниках она ошибочно указана как Autocannone da 90/53 (база — бронированное шасси SPA Dovunque 41), хотя на самом деле это был лишь проект.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Autocannone da 90/53 su Lancia 3RO обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 8500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6720
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 90-мм зенитная пушка Cannone da 90/53
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ щит орудия — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ D11, бензиновый, 6-цилиндровый, рабочим объёмом 9653 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4
СКОРОСТЬ 60 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 800 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Autocannone da 90/53 su Lancia 3RO Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Autocannone da 90/53 su Lancia 3RO Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

В начале Второй Мировой войны штаб итальянской армии, успевшей к концу 1940 года потерпеть ряд сокрушительных поражений в Ливии и Греции, пришел к выводу, то помимо усиления бронетанковых сил и авиации необходимо иметь на вооружении самоходную зенитную артиллерию. Как показал опыт немецких коллег, простая установка зенитного орудия на шасси грузовика или полугусеничного транспортера являлась достаточно успешным методом, но только при условии, что такие машины не будут действовать на передовой. Проблема заключалась лишь в том, что большая часть подобных артсистем была выпущена в 1915-1918 гг. Выпущенные в этот же период ЗСУ на шасси SPA 9000 давно разоружили, а машины серии Autocannone da 75 Ceirrano CMA50 были вооружены откровенно устаревшими 75-мм пушками и, находясь в ветхом техническом состоянии, реальной силы не представляли. Таким образом, назрела необходимость в новом, более современном шасси, которое смогло бы выдержать вес новой 90-мм пушки Cannone da 90/53. В результате объявленного конкурса были выбраны тяжелые грузовики Lancia 3Ro и Dovunque 35. Больший приоритет был отдан первой модели, выпуск которой мог быть налажен в самое ближайшее время.

Первый опытный образец зенитной самоходки Autablinda Lancia 3Ro (другое название — Autocannone da 90/53 su Lancia 3RO) поступил на испытания в марте 1941 года. По большому счету, никаких особых изменений в конструкцию серийного Lancia 3Ro не вносилось. На машине устанавливался бензиновый 2-цилиндровый двигатель мощностью 64 л.с. и рабочим объёмом 3180 см.куб. Масса грузовика изначально составляла 5140 кг, но после установки орудия она увеличивалась почти вдвое. Запас хода составлял 300 км, при расходе топлива 30 литров на 100 км.

Артиллерийская система калибром 90-мм была стандартным зенитным орудием итальянской армии в течении всего периода боевых действий. Поступив на вооружение в 1939 году Cannone 90/53 передавалось в распоряжение всем наземным родам войск. На грузовик её монтировали на тумбовой установке и лобовым бронещитом толщиной 8-мм.

Заказ на серийное производство был оформлен в конце 1941 г., и уже зимой следующего года первые Autablinda Lancia 3Ro были отправлены в Северную Африку. На протяжении всей Африканской кампании ЗСУ этого типа составляли основу мобильной крупнокалиберной зенитной артиллерии итальянской армии. После разгрома итало-немецких сил небольшое количество Autablinda Lancia 3Ro осталось в Италии и вплоть до сентября 1943 года использовались против союзников. К моменту капитуляции в технически исправном состоянии осталось лишь небольшое количество самоходок на шасси Lancia 3Ro.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Autocannone da 90/53 su Lancia 3RO обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~9000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 90-мм зенитная пушка Cannone da 90/53
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, 2-цилиндровый, мощностью 64 л.с., рабочий объём 3180 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Autocannone da 90/53 SPA Dovunque 41 Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Autocannone da 90/53 su Breda 52 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: построена около 120 единиц.

Проект Autocannone da 90/53 SPA Dovunque 41 (так он значится в современных источниках) был разработан в 1942 года и предполагал создание самоходного зенитного орудия качественного нового уровня. Предполагалось, что ЗСУ получит полностью бронированную кабину водителя с небольшой командирской рубкой на крыше, боезапас также будет перевозиться в бронированных ящиках за кабиной. Ходовая часть с колесной формулой 6х6 изменений не претерпела.

Сзади, на месте грузового отделения, устанавливалась 90-мм зенитная пушка Cannone da 90/53, которая по своим ТТХ не уступала немецкой FlaK 18 калибра 88-мм. Казенная часть орудия была защищена спереди и с бортов 8-мм бронелистами. Как и на других машинах этого типа здесь использовались четыре дополнительные опоры для снижения воздействия отдачи после выстрела.

Проект находился на стадии детальной проработки, когда в сентябре 1943 года Италия капитулировала. Дальнейшие работы по Autocannone da 90/53 SPA Dovunque 41 не возобновлялись.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Autocannone da 90/53 SPA Dovunque 41 обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ~9000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 90-мм зенитная пушка Cannone da 90/53
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, 2-цилиндровый, мощностью 64 л.с., рабочий объём 3180 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Autocanone da 20/65 FIAT-SPA 38 Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Autocanone da 20/65 FIAT-SPA 38 Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия в 1941 г.

В ходе Второй Мировой войны несколько грузовых армейских машин FIAT-SPA 38 приспособили для установки 20-мм автоматической зенитной пушки Breda 20/65 М35. Никаких значительных изменений в конструкцию грузовиков не вносилось – артсистема устанавливалась на открытой платформе и имела возможность вращения на 360&deg.;

Ходовая часть FIAT-SPA 38 имела колесную формулу 4х2 и оснащалась механической трансмиссией. На машине устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 65 л.с., что позволяло при полной массе 3200 кг, развивать максимальную скорость по шоссе до 52 км\ч. Запас хода по дороге с твердым покрытием составил 310 км, по местности – до 290 км. Бронирование двигателя и кабины экипажа отсутствовало.

Непосредственно 20-мм пушка, полное название которой звучит как Cannone-Mitragliera da 20/65 modello 35 (Breda), или сокращенно – Breda Model 35, изначально разрабатывалась в качестве многоцелевого, для использования против наземных и воздушных целей. Разработка была начата в 1932 году, и у же в 1934 году первые изделия поступили на вооружение итальянской армии. С дистанции 500 метров снаряды этого орудия пробивали броню толщиной до 30 мм, что было весьма неплохим показателем и позволяло успешно бороться с легкими и средними танками того времени. Начальная скорость снаряда составляла 840 м\с, эффективная дальность – 1500 метров, максимальная дальность – до 5000 метров. Для стрельбы использовался стандартный картридж 20x138mmB (т.е. калибр 20 мм, длина 138 мм), который вмещал 12 снарядов. Помимо FIAT-SPA 38 пушка Breda Mod.35 устанавливалась на бронемашины «Sahariana». Обслуживали артсистему 3-5 человек, так что полный экипаж зенитной самоходки Autocanone da 20/65 FIAT-SPA 38 мог состоять из 4-6 человек.

Как показала практика использования Breda Model 35, его противовоздушные снаряды имели высокую поражающую способность при попадании в самолёт, а в случае промаха они самоликвидировались. Против танков 20-мм снаряды оказались не столь эффективны, однако в условиях недостатка противотанковых средств использование мелкокалиберных зенитных орудий было вполне оправдано.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 320-мм САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ Autocanone da 20/65 FIAT-SPA 38 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~3200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм зенитная пушка Breda Mod.35
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ бронещит — 8 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, 4-цилиндровый, мощностью 56 л.с., рабочий объём 4053 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 52 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 310 км по шоссе 290 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Semovente Ruotato da 90/53 Breda 501 Breda Autocannone Blindato Tipo 102 Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Semovente Ruotato da 90/53 Breda 501 Альтернативное обозначение: Breda Autocannone Blindato Tipo 102 Начало проектирования: 1942 г. Дата постройки первого прототипа: 1942 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

К началу 1942 года военное ведомство Италии наконец осознало, что одними эрзац-проектами зенитных самоходных установок на шасси армейских грузовиков обойтись не удастся. При намного более высокой мобильности, чем у обычных зениток, данные машины практически не имели бронирования и в ряде случаев сами становились жертвами авиации или танков противника. Чтобы избавиться от этого недостатка были начаты работы по проектированию совершенно новой специализированной ЗСУ.

Взяв за основу ходовую часть трехосного грузовика Breda 102 (колесная формула 6х6) на него установили бронированный корпус, толщина бронирования которого в лобовой части доходила до 30 мм, бортов – 15 мм, кормы – 8 мм. Тем не менее, для обеспечения кругового обстрела крыша над боевым отделением отсутствовала.

Хотя компоновка осталась прежней, машина была существенно доработана под установку 90-мм зенитного орудия Cannone 90/53 фирмы Ansaldo, которое ранее устанавливались на грузовики Lancia 3Ro. Тумбовая установка обеспечивала круговое вращение. Данная артсистема обладала неплохими характеристиками, вполне сопоставимыми с немецкой 88-мм зениткой FlaK18. При выстреле снаряд массой 10,33 кг развивал начальную скорость 830 м\с и мог “забрасываться” на высоту до 12 км. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов. В сумме эти характеристики позволяли вести эффективную борьбы с любыми танками противника. Главным недостатком Cannone 90/53 была лишь большая масса, доходившая до 6240 кг, и высокая отдача при выстреле.

Отделение управления было полностью бронировано и отличалось предельно малой, для машин такого типа, высотой кабины (рулевая колонка осталась с правой стороны). Обзор вперед осуществлялся только через большой прямоугольный люк в лобовом бронелисте. На крыше кабины были вырезаны два круглых люка. Дополнительное вооружение состояло из двух 8-мм пулеметов, которые устанавливались по бортам корпуса.

Ходовая часть включала переднюю ось с односкатными управляемыми колесами и две задние оси с двускатными колесами. Как уже указывалось выше все колеса были ведущими, что обеспечивало наилучшие ходовые качества. В отличии от других машин, силовая установка и трансмиссия находились в кормовой части. На прототипе это был бензиновый мотор мощностью 142 л.с., но на серийных машинах его планировали заменить на 200-сильный. После проведенных изменений шасси получило название Breda 501.

Первый опытный образец ЗСУ, названный Breda Autocannone Blindato Tipo 102 (часто встречается и другое название – Semovente Ruotato da 90/53 Breda 501), был отправлен на испытания на полигон Неттуниа (Nettunia) лишь в июле 1943 года. Спустя всего два месяца Италия была вынуждена заключить перемирие с союзниками и все работы над перспективными проектами оказались остановленными. В дальнейшем от развития ЗСУ Breda Autocannone Blindato Tipo 102 отказались, а единственный прототип, по всей видимости, был уничтожен.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ “Nebiolo” modello 1929

БОЕВАЯ МАССА ~9000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 90-мм зенитная пушка Cannone da 90/53
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм борт – 15 мм корма – 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, мощностью 142 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х6
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —