Бронедрезины Японии

Тип 91 \ 2591 “Со-Мо” Бронеавтомобиль — дрезина (1931 г.)

Предшественником бронеавтомобиля-дрезины 2593 “Сумида”, предназначавшимся для армии, была Тип 91 (“тип 2591”) бронированная железнодорожная машина “Со-Мо”, созданная на основе трехосного грузового автомобиля.

Первый прототип этого транспортного средства поступил на испытания в 1930 году. Предполагалось, что в будущей войне с Китаем (а она, как мы знаем, практически непрерывно продолжалась с 1931 по 1945 год включительно) большую помощь десантным подразделениям смогут оказать скоростные бронедрезины с легким пулеметным вооружением. Именно на такой основе и создавался “Со-Мо”, получивший клёпаный корпус из бронелистов дифференцированной толщины. Форма корпуса была простой, с минимальным количество наклонных панелей. Это улучшало технологичность и при отсутствии у противника противотанкового вооружения позволяло сэкономить массу, поскольку наращивание толщины брони стало необязательным. Рациональные углы наклона получили только верхние бронелисты капота. Также под небольшим наклоном устанавливался кормовые бронелисты и лобовая панель кабины водителя.

Ходовая часть с колесной формулой 6х4 имела привод через КПП и карданный вал на две задние оси. Несмотря на то, что предусматривалось использование бронедрезины “тип 2591” в качестве обычного бронеавтомобиля, все колеса были только одинарными. На бортах крепились специальные железнодорожные скаты, которые можно было заменить на обычные шины из жесткой резины. Впрочем, фактически, “тип 2591” оставался бронедрезиной.

Машина оснащалась 6-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 40 л.с., оснащенной системой воздушного охлаждения с лобовым радиатором, защищенным бронированными створками. Экипаж бронедрезины мог состоять из 4-6 человек с возможностью перевозки нескольких солдат в боевом отделении.

Несмотря на наличие одноместной башни с круговым вращением штатное вооружение у “Со-Мо” отсутствовало. В случае необходимости экипаж мог воспользоваться личным оружием (винтовками или пулеметами) и вести стрельбу через бойницы в корпусе и башне.

На вооружение “Со-Мо” поступили в 1931 году, а их общий выпуск составил около 1000 экземпляров. Преимущественно они использовались в Манчжурии и Китае, где привлекались для охраны железных дорог и инженерных подразделений.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Тип 91 “Со-Мо” образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА 7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6580
Ширина, мм 1900
Высота, мм 2950
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ штатное вооружение отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 16 мм борта — 11 мм корма — 6 мм крыша — 6 мм днище — 6 мм башня — 16 мм маска пулемета — 11 мм
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 40 л.с. при 1300 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4, шины из жесткой резины или железножорожного типа
СКОРОСТЬ 60 км\ч по рельсам 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

2593 «Сумида» Бронеавтомобиль – дрезина

После принятия на вооружение инженерных частей японской армии бронеавтомобиля-дрезины “тип 2591” поступило предложение создать на её основе более полноценную боевую машину. Основной задачей являлось оснащение “тип 2591” вооружением, так что больших проблем в решении этой задачи не возникло.

Как и “тип 2591” новый бронеавтомобиль-дрезина “тип 2593” практически полностью сохранил корпус и ходовую часть предшественника. Корпус собирался на металлическом каркасе из листов катаной броневой стали различной толщиной при помощи болтов и заклепок. Моторное отделение, в котором размещался 6-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 40 л.с., закрывалось капотом со скошенными верхними 11-мм бронелистами и лобовыми жалюзи. Для доступа к силовой установке служили бортовые люки с откидными крышками.

Кабина и боевое отделение выполнили совмещенными. Спереди справа располагалось место водителя с откидывающейся вверх бронированной крышкой. Слева от него была сделана амбразура для стрельбы из переносного пулемета. В боевом отделении могло размещаться 4-5 человек, в зависимости от целей использования бронеавтомобиля. Толщина брони боковых и кормовых бронелистов составляла 11 мм, крыши и днища – по 6 мм. Лобовая часть корпуса имела толщину 16 мм.

Надо отметить, что японцы не сильно утруждали себя созданием бронекорпуса с рационально установленными бронелистами, отдав предпочтение большей технологичности производства. В этом просто не было большой необходимости, поскольку основным противником Японии тогда являлся более слабо оснащенный Китай. Против огня легкого стрелкового оружия и автоматических пушек надежно спасала 11-16 мм вертикальная броня. Углы установки других бронелистов корпуса были следующими: верхние передние – по 45°, нижний передний – 10°, кормовой вертикальный – 15°, верхний задний – 85&deg.;

Как правило, полный экипаж, помимо водителя и механика, включал командира машины и ещё трех пулеметчиков. Посадка-высадка экипажа осуществлялась через двери в каждом борту и двустворчатую дверь в корме. На крыше боевого отделения устанавливалась башня клепаной конструкции с верхним полукруглым верхним люком. Угол наклона стенок составлял 20&deg.; В передней части башни, в небольшом вырезе, монтировался 7,71-мм пулемет.

Ходовая часть бронеавтомобиля “тип 2593” полностью заимствовалась от грузового автомобиля с колесной формулой 6х4. Колеса переднего моста были управляемыми, а два задних моста – ведущими. На переднюю ось приходилось 2,31 тонну от общей массы, на задние – по 2,69 тонны. Мощность от двигателя передавалась на них посредством механической коробки передач и карданного вала. Подвеска включала полуэллиптические рессора. Все колеса были одинарными и комплектовались литыми бескамерными шинами, что сильно снижало проходимость по местности, но упрощало процесс установки на железнодорожный ход. Для передвижения по рельсам на бортах корпуса крепились специальные металлические бандажи. Переход проводился с помощью четырех домкратов, поднимавших машину над рельсами, а сама операция занимала около 10 минут. Спереди и сзади корпус оснащался сцепками и буферами железнодорожного типа. Кроме того, машины этого типа оснащались устройством для регулировки ширины колеи, поскольку в России и Китае она имела разное расстоние.

Бронеавтомобиль-дрезина “тип 2593”, также получившая название «Сумида» («Sumida»), была принята на вооружение в 1933 году и в скором времени первые образцы отправились в Китай. Пик их активного боевого применения пришелся на 1937-1938 гг., когда боевые действия шли в густонаселенных районах с разветвленной сетью железных дорог. В частности, бронемашины «Сумида» использовались при захвате Шанхая осенью 1937 года. Внутри оккупированной части Китая “тип 2593” использовались не часто и большей частью на обычном ходу.

В процессе эксплуатации бронеавтомобили-дрезины иногда использовались в парной сцепки, образуя своеобразный “тяни-толкай”. Надо отметить, что «Сумида» обладали весьма хорошими скоростными показателями (40 км\ч по дороге и 64 км\ч на ж\д ходу), что позволяло быстро перебрасывать их в нужный район. Есть также данные о том, что часть машин оснащалась 100-сильными бензиновыми двигателями. Вполне вероятно, что эти образцы были выпущены на заводах других фирм.

Впрочем, после завершения очередной активной фазы боёв в Китае, машины типа «Сумида» привлекались в основном для патрулирования и боевого охранения, практически не участвуя в боях.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ-ДРЕЗИНЫ 2593 «Сумида» образца 1933 г.

БОЕВАЯ МАССА 7700 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6570
Ширина, мм 1900
Высота, мм 1950
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет тип 91
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ опический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 16 мм борта — 11 мм корма — 6 мм крыша — 6 мм днище — 6 мм башня — 16 мм маска пулемета — 11 мм
ДВИГАТЕЛЬ 6-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4, колеса одинарные, шины бескамерные (ж\д банждажи), подвеска на полуэллиптических рессорах
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе 64 км\ч по рельсам
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Тип 2595 “Со-Ки” Бронеавтомобиль – дрезина

Планы обширной экспансии в восточную часть Китая и Сибири предусматривали создание мобильных армейских соединений, способных к быстрой переброски в удаленные части захваченных территорий. Одним из таких средств доставки были бронедрезины, но в “чистом” виде область их использования ограничивалась только железными дорогами. Таким образом, возникла необходимость в многофункциональной машине и опыт прошедшей войны подсказывал, что в качестве базового варианта вполне может подойти бронеавтомобиль.

Первые эксперименты с обычными и специализированными бронемашинами показали успешность этого направления и в начале 1930-х гг. японскими инженерами фирмы Sumida были созданы два практически идентичных бронеавтомобиля-дрезины “тип 2591” и “тип 2593”. Но армия осталась не полностью удовлетворенной этими машинами в первую очередь из-за их низкой проходимости вне дорог и больших размеров. От инженеров потребовали создать более совершенный образец боевой машины, способной передвигаться как по железным, так и по обычным дорогам.

Ответом на это требование стало появление бронеавтомобиля-дрезины “тип 2595”, известной также под названием “Со-Ки”. Отказавшись от устоявшейся практики использовать только колесное шасси японские конструкторы предложили более оригинальную конструкцию.

Ходовая часть “тип 2595” состояла из двух основных компонентов. Первый включал в себя обычное шасси с литыми колесами железнодорожного типа и приводом на заднюю ось. Второй компонент был более сложным – это было гусеничное шасси, состоявшее (применительно на один борт) из 8 сдвоенных опорных катков малого диаметра сблокированных попарно в 4 тележки, 2 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Подвеска включала полуэллиптические рессоры (по две на борт) с балансиром, на концах которого шарнирно подвешивались тележки. Примечательно, что ведущие и направляющие колеса оснащались венцами и имели цевочное зацепление. Подъём и спуск подвижных элементов гусеничной ходовой части осуществлялся при помощи домкратов. По сути, японцам удалось создать хороший колесно-гусеничный танк, но с узкой специализацией.

Смена хода, сравнительно с колесными моделями, значительно ускорилась. Теперь для перехода с гусениц на колеса требовалось всего 3 минуты, а в обратном порядке гораздо быстрее — 1 минуту. Для того же “тип 2593” требовалось порядка 10 минут.

Корпус дрезины сбирался из листов катаной брони при помощи болтов и заклепок. В силу особенностей конструкции компоновка машины осталась как у обычного бронеавтомобиля. Двигатель мощностью 84 л.с,, трансмиссия, система охлаждения и баки с горючим размещались спереди. Моторное отделение защищалось бронированной коробкой с сильно скошенным верхним бронелистом толщиной 8 мм. За ними размещалось боевое отделение, где также находилось место водителя. Для посадки и высадки служили двери в левом борту и корме корпуса. Несмотря на небольшие габариты экипаж дрезины состоял из 6 человек, хотя нередко он был меньше.

Вооружение включало всего один 7,7-мм пулемет “тип 91” в конической башне, установленной на крыше боевого отделения. Толщина стенок башни составляла 8 мм, крыши – 6 мм. Сверху имелся башенный люк, а для наблюдения за местностью использовались две смотровые щели с бронестеклами и оптический пулеметный прицел.

Испытания бронедрезин “тип 2595” прошли в 1935 году и закончились вполне успешно. Серийное производство было налажено в 1936 году, причем бензиновый двигатель заменили дизелем. В ходе очередной войны в Китае большая часть этих машин была отправлена на континент. Их главной задачей на начальном этапе являлась поддержка пехотных подразделений, хотя уже в 1937 году их перевели на патрулирование и охрану коммуникаций. Случаев использования бронедрезин в боях с китайскими войсками было совсем немного, поскольку действовали они в основном в тылу. Зачастую машины “тип 2595” использовали для транспортировки снаряжения и аммуниции, для чего была предусмотрена буксировка прицепа. В ряде случаев бронедрезины сцепляли по 2-3 единицы, образовывая своеобразные «бронепоезда». В течении следующих 8 лет бронедрезины продолжали служить в Китае. Ближе к концу войны немногочисленные “тип 2595” пытались задействовать в боях на территории Бирмы, где с 1943 года перешли в контрнаступление силы Британского Содружества. Последние машины этого типа были захвачены союзниками в сентябре 1945 года и впоследствии отправлены на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ-ДРЕЗИНЫ Тип 2595 «Со-Ки» образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 8700 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4900
Ширина, мм 2600
Высота, мм 2450
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,7-мм пулемет тип 91
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 8 мм борта — 6 мм корма — 6 мм крыша — 6 мм днище — 6 мм башня — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный или дизельный, 6-цилиндровый, мощносттью 84 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков малого диаметра сблокированных в 4 тележки, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения цевочного зацепления, подвеска блокированная на полуэллиптических рессорах, гусеница мелкозвенчатая
СКОРОСТЬ 72 км\ч по рельсам 40 км\ч по рельсам с прицепом 30 км\ч на гусеницах по шоссе 20 км\ч на гусеницах по просёлку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались