Прочие образцы бронетехники Японии

«Нагаяма» Радиоуправляемая боевая машина

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: «Нагаяма» Начало проектирования: 1929 г. Дата постройки первого прототипа: 1929 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Прототип радиоуправляемого танка был построен в 1929 году под руководством майора японской армии Нагаямы. Точные сведения о его конструкции и органах управления отсутствуют. При его постройке Нагаяма использовал ходовую часть сельскохозяйственного трактора Fordson, поставляемого в Японию на экспорт из США. Сам гусеничный трактор, более известный как Fordson Crawler Tractor, представлял собой конверсию из колёсной модели «F», которая был разработана ещё в 1916 году. Эти машины оснащались достаточно мощным по тем временам 20-сильным 4-цилиндровым бензиновым двигателем, поэтому не удивительно, что Нагаяам выбрал именно его в качестве базового образца.

Надо отметить, что шасси трактора Fordson, обладая нетрадиционной конструкцией совершенно не подходило для военных целей. Применительно на один борт оно состояло из трех опорных катков на борт, переднего направляющего и заднего ведущего спицованного колеса. При этом, катки напоминали катушки для ниток и выходили за ширину гусениц, что по идее должно было препятствовать её соскакиванию при резком маневрированию. Ведущее колесо оригинального зубового (если можно так сказать) зацепления имело значительно больший диаметр, чем направлюящее, и лежало вплотную к опорной поверхности. Гусеница крупнозвенчатая, состояла из 19 стальных траков. Верхняя ветвь гусеницы ничем не поддерживалась. В стандартом варианте силовая установка размещалась спереди, а место водителя, органы управления и топливный бак — сзади.

Для радиоуправляемого танка Нагаяма разработал корпус оригинальной конфигурации, по форме отдаленно напоминавший подводную лодку. Это было вызвано тем, что танк должен был иметь возможность форсировать водные препятствия. В результате, носовая и кормовая части корпуса были сильно вынесены относительно габаритом короткой ходовой части. Вооружение состояло из одного 6,5-мм пулемета установленного в неподвижной закрытой рубке, так что сектор обстрела был ограничен и мог варьироваться только эволюциями танка.

Нагаяма предполагал, что его радиоуправляемый танк можно будет использовать огневой поддержки пехоты, установки мин и разведки. Фактически, такие машины, лишенные телевизионной системы управления (что вполне естественно в те годы) могли наводиться на цель только в пределах видимости оператора или путем взаимодействия оператора и дальнего поста наведения.

Несмотря на некоторую примитивность конструкции радиоуправляемый танк послужил хорошей базой для создания более совершенных машин аналогичного типа.Сообщается, что испытания прошли успешно, но дальнейшие работы по танку Нагаямы были прекращены в связи с большой уязвимостью и недостаточной проходимостью по местности, что являлось следствием выбора тракторного шасси.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ БОЕВОЙ МАШИНЫ «Нагаяма» образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА около 3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. —
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,7-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 10 мм (?) борт корпуса – 10 мм (?) корма корпуса — 10 мм (?) надстройка — 10 мм (?) крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ ?
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 3 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Тип 94 «Канда» Химическая бронемашина

Официальное обозначение: Тип 94 «Канда» Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1933 г. Дата постройки первого прототипа: 1934 г. Стадия завершения работ: построено три экземпляра.

Как и в Совестком Союзе японские военные много внимания уделяли химическому оружию и разваивали эту тему вплоть до капитуляции. В качестве одного из средств доставки отравляющих веществ в 1933-1934 гг. была разработана специальная химическая машина, известная под обозначениями Тип 94 или «Канда». Базой для неё послужило малый танк Тип 94, для которого был разработан прицеп, в котором находилось химическое оборудование и ОВ. Поскольку их габариты не отличались вместительностью изготовили два варианта химическое боевой машины. Первый предназначался для распыления отравляющих веществ и мог рассеивать горчичный газ с шириной полосы до 8 метров. Вторая модификация предназначалась толькот для дегазации местности.

Испытания обеих вариантов желаемого результата не принесли и в скором времени работы в этом направлении прекратили.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХИМИЧЕСКОЙ БРОНЕМАШИНЫ
Тип 94 «Канда» образца 1934 г.

БОЕВАЯ МАССА 3400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3950
Ширина, мм 1630
Высота, мм 1860
Клиренс, мм 290
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет Тип 91
БОЕКОМПЛЕКТ 1650 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм борт корпуса — 8 мм корма корпуса — 10 мм лоб башни — 10 мм борт башни — 8 мм крыша — 8 мм днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Тип 94, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 32-35 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-скоростная коробка передач, бортовые передачи и дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре спицованных опорных катка, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара; гусеницы мелкозвенчатые скелетообразные с двумя гребнями шириной 160 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,51
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м 1,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Тип 94 “Йо-ке” Артиллерийский тягач

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА
Тип 97 “Йо-ке” образца 1934 г.

БОЕВАЯ МАССА 3550 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1 + 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3800
Ширина, мм 1850
Высота, мм 2200
Клиренс, мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, 6-цилиндровый, бензиновый, воздушного охлаждения; мощность 91 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре сдвоенных опорных катка, один поддерживающий ролик, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное); гусеница мелкозвенчатая
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?

Тип 97 “Ро-ке” Артиллерийский тягач

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА
Тип 97 “Ро-ке” образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 6900 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1 + 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4300
Ширина, мм 2050
Высота, мм 1910
Клиренс, мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) шесть сдвоенных опорных катков, сблокированных по два на балансирах, три поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара, третий балансир с собственной спиральной пружиной; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,51
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м 2,10

“Со-то” Артиллерийский носитель

Официальное обозначение: “Со-то” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1940 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Вплоть до начала Второй Мировой войны японская армия не проявляла особого интереса к самоходным артиллерийским установкам, полагая, что с большинством выполняемых ими задач может справится обычная артиллерия. Но, как показал опыт боевых действий в Китае и Монголии, возможность вовремя подтянуть даже легкие орудия предоставлялась далеко не всегда. Так возникла идея их доставки с помощью специальных транспортных средств.

В 1940 году на базе легкого танка «Ха-го» построили бронированную гусеничную машину, именовавшуюся как «Со-то» («транспортный седьмой»). Ходовая часть артиллерийского носителя отличалась от танковой: она состояла из 4 опорных катков на борт с подвеской типа Хара, одного независимого опорного катка с полуэллиптической рессорой, переднего ведущего колеса и заднего ведущего колеса опущенного на землю.

Корпус транспортера тоже переработали. В передней части сохранили отделение управление, защищенное бронированной надстройкой. Справа устанавливался 7,7-мм пулемет обслуживаемый стрелком, слева находилось место механика-водителя. В средней и задней части надстройка была срезана вплоть до уровня надгусеничных полок.

Главным образом «Со-то» предназначался для перевозки 37-мм противотанковой пушки Тип 94, являвшейся на то время основным противотанковым средством японской армии. Орудие устанавливалось вместе колесами на крыше транспротного отсека, удерживаясь специальными креплениями и балками. По схеме «Со-то» очень напоминал немецкую САУ огневой поддержки sIG 33 auf Pz.I, с той лишь разницей, что транспортируемое орудие не могло вести огонь. О количестве построенных артиллерийских носителей и их дальнешем использовании сведений нет.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО НОСИТЕЛЯ
“Со-то” образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА около 7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,7-мм курсовой пулемет Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм борт корпуса – 6 мм днище — 6 мм корма корпуса — 6 мм крыша корпуса — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi NVD6120, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 110 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического тип: редуктор, коробка передач (4 + 1), карданный вал, соединенный коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, одноступенчатые бортовые редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре сдвоенных опорных катка, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска — типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм, число траков — 97
СКОРОСТЬ 40 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 240 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались